рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Оценка эффективности расходов бюджета Москвы по ЮАО

обучение и лечение.

Статьи расходов дореволюционного бюджета во многом соответствуют

современным. Это объясняется тем, что расходы бюджета определяются

Таблица 1.1

Налоги в дореволюционной России

|Наименование налога |Ставка налога |

|Сбор с недвижимых имуществ |До 10% с суммы чистого дохода |

| |недвижимого имущества |

|Сбор с торговых и промышленных |3% с годовой доходности заведений |

|заведений | |

|Сбор с заведений трактирного промысла|Сумма налога устанавливалась ежегодно|

|Промысловый налог |10 –15% с цены промыслового |

| |свидетельства |

|Сбор с извозного промысла |10 руб. с лошади |

|Налог с экипажей |5 – 25 руб. с экипажа |

|Налог с автомобилей |3 руб. за каждую силу мощности мотора|

Таблица 1.2

Расходы городского бюджета в конце XIX – начале XX в.

|Наименование статьи расходов |Состав статьи расходов |

|Обязательные расходы на |Расходы на содержание |

|общегосударственные потребности |правительственных учреждений, |

| |жандармерии, полиции, тюрем и |

| |воинскую квартирную повинность |

|Ассигнования на содержание городских |Покупка и содержание земли и зданий, |

|недвижимых имуществ и благоустройство|устройство и содержание дорог, |

| |освещения, озеленения, пожарных |

| |команд |

|Коммунальные затраты |Кроме обычных коммунальных затрат, |

| |включали расходы на выкуп |

| |коммунальных предприятий у |

| |иностранных компаний |

|Расходы на народное образование |Содержание начальных и |

| |профессиональных школ |

|Расходы на здравоохранение |Строительство и содержание больниц |

|Расходы по уплате долгов |Платежи по займам, ссудам из казны и |

| |банков и т. п. |

[pic]

потребностями населения, которые с течением времени меняются незначительно.

Даже не прибегая к расчетам, можно сказать, что средства

территориальных бюджетов в рассматриваемый период расходовались

неэффективно. Подавляющую долю бюджета составляли непроизводительные

расходы, которые не могли обеспечить рост уровня жизни и производства и

этим повысить уровень бюджетных доходов. Бюджеты обычно были дефицитными,

что представляло опасность не только для экономики города, но и для

экономики страны в целом.

В результате, к 1917 г. городское хозяйство в большинстве городов

России находилось на грани экономического кризиса, а бюджетная система

требовала срочной реорганизации [43].

1.2.2.Развитие территориальных финансов в СССР

В результате революции и войн экономика и народное хозяйство России

были разрушены. Их необходимо было восстановить за счет бюджета, а для

этого требовалось найти источники средств.

В 1918 г. была создана система государственного и местных бюджетов, но

из-за нехватки средств она начала действовать лишь с 1921 г. Доходная часть

бюджета изменялась следующим образом: в первые годы советской власти налоги

и сборы играли существенную роль, но по мере роста производства ведущее

место заняли доходы социалистических предприятий и организаций.

Некоторые государственные расходы были переданы местным бюджетам,

чтобы обеспечить контроль за использованием средств. При этом был введен

принципиально новый метод формирования доходов территориальных бюджетов, а

именно передача им части государственных налогов и сборов. Этот метод

позволил усилить связи между бюджетами и сбалансировать территориальные

бюджеты.

В связи с восстановлением народного хозяйства увеличились доходы

местных бюджетов, следовательно, расширился круг мероприятий, финансируемых

из них. Из местных бюджетов финансировалось коммунальное хозяйство,

содержание местных советских учреждений и частично расходы по народному

хозяйству и социально-культурным мероприятиям.

Изменился порядок помощи местным бюджетам. Система дотаций из

государственного бюджета была малоэффективна, поэтому дотации были заменены

субвенциями, т. е. долевым участием государственного бюджета в расходах

местных бюджетов.

Окончательно бюджетная система СССР была сформирована в Конституции

1936 г. Ее звеньями являлись союзный бюджет и государственные бюджеты

союзных республик, которые включали в себя местные бюджеты.

После Великой Отечественной войны необходимо было восстанавливать

народное хозяйство страны. Это было задачей территориальных бюджетов, а

средства для ее выполнения предоставлял государственный бюджет.

В начале 60-х гг. были приняты законы о бюджетных правах

территориальных органов власти, в соответствии с которыми они могли

самостоятельно определять направления расходования средств территориальных

бюджетов.

С начала 80-х гг. начала усиливаться роль местных органов власти в

управлении, следовательно возросло и значение территориальных бюджетов, они

были наделены дополнительными правами и полномочиями. На них была возложена

задача по реформации народного хозяйства. В последние годы существования

СССР существенно расширились права местных органов власти и роль

территориальных финансов, что было связано с общей ситуацией в стране [43].

1.2.3.Территориальные финансы в современной России

Бюджетная система Российской Федерации обусловлена федеративным

устройством страны. В ней предусмотрены федеральный и территориальные

бюджеты. Частично эта система была унаследована от СССР и скорректирована в

соответствии с новыми условиями.

Бюджетную систему современной России удобно изобразить в виде схемы,

которая представлена на рис. 1.3 [17].

Для сравнения с предыдущими периодами на рис. 1.4 представлена

структура расходной части бюджета современной Москвы [7]. На диаграмме

представлены все статьи расходов, за исключением наименее значительных,

доля которых в общей сумме близка к нулю.

Доля непроизводительных расходов в этом бюджете невысока. Основная

часть средств направляется на благоустройство города: строительство,

жилищно-коммунальное хозяйство, целевые бюджетные фонды развития

территорий. Также довольно значительная доля расходов бюджета приходится на

осуществление социальной политики, содержание учреждений образования,

здравоохранения и культуры. Положительное явление – низкая доля статьи

«Обслуживание государственного и муниципального долга». Данная структура

расходов, на первый взгляд, достаточно эффективна, так как позволяет

поддерживать городское хозяйство и уровень жизни населения на достаточно

высоком уровне.

Более подробный анализ эффективности расходов бюджета Москвы приведен

в разделе 2.

1.3.Расходы территориальных бюджетов

1.3.1.Понятие и сущность расходов территориальных бюджетов

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (БК РФ),

расходы бюджета – это денежные средства, направленные на финансовое

обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления [2]. Это

определение касается всех уровней бюджетной системы, его можно

конкретизировать относительно бюджета каждого уровня. Так, расходы

региональных и местных бюджетов – это средства, направляемые на финансовое

обеспечение задач и функций органов власти субъектов федерации и органов

местного самоуправления соответственно.

В России на территориальные органы власти возложены задачи по

Рис. 1.3. Бюджетная система Российской Федерации

обеспечению функционирования социально-бытовой инфраструктуры.

Следовательно, средства территориальных бюджетов расходуются в основном по

этому направлению, а именно на жилищно-коммунальное хозяйство, содержание

учреждений социальной сферы, социальную защиту населения и т. п.

Естественно, что часть средств территориальных бюджетов направляется

на содержание органов управления, правоохранительную деятельность и т. п.,

однако доля этих статей в территориальных бюджетах меньше, чем в

федеральном. Это связано с тем, что расходы, непосредственно обеспечивающие

потребности населения, осуществляются в основном через территориальные

бюджеты, что облегчает контроль за использованием этих средств [21].

БК РФ разграничивает расходы бюджетов разных уровней. Часть расходов,

касающихся территориальных образований, осуществляется совместно за счет

бюджетов всех уровней. Виды таких расходов перечислены ниже.

> Государственная поддержка отраслей промышленности.

> Обеспечение правоохранительной деятельности.

> Обеспечение противопожарной безопасности.

> Научно-исследовательские работы.

> Социальная защита населения.

> Охрана окружающей природной среды.

> Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

> Развитие рыночной инфраструктуры.

> Обеспечение деятельности средств массовой информации.

> Прочие расходы [2].

В этот список входят наиболее важные статьи расходов, которые

необходимо профинансировать. Отнесение этих расходов на бюджеты всех

уровней позволяет органам власти выполнить свои функции даже при нехватке

средств в регионе.

Однако некоторые виды расходов в регионах возлагаются исключительно на

региональные бюджеты. К ним относятся:

> Обеспечение функционирования органов власти субъекта федерации.

> Обслуживание и погашение государственного долга субъекта

федерации.

> Реализация региональных целевых программ.

> Содержание и развитие организаций, находящихся в ведении

органов власти субъектов РФ.

> Обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов

федерации.

> Финансовая помощь местным бюджетам.

> Прочие расходы [2].

Финансирование этих статей исключительно из регионального бюджета

оставляет за соответствующими органами власти право относительно

самостоятельно осуществлять свою бюджетно-финансовую политику.

По этой же причине часть расходов финансируется исключительно из

местных бюджетов. Это следующие виды расходов:

> Содержание органов местного самоуправления.

> Формирование муниципальной собственности.

> Содержание и развитие организаций, находящихся в ведении

органов местного самоуправления.

> Содержание муниципальных органов охраны общественного порядка.

> Содержание муниципального жилищно-коммунального хозяйства.

> Строительство и содержание дорог местного значения.

> Благоустройство и озеленение территорий.

> Транспортное обслуживание населения и муниципальных учреждений.

> Охрана окружающей природной среды.

> Целевое дотирование населения.

> Прочие расходы [2].

Для обеспечения единства бюджетной системы страны разработана единая

классификация расходов бюджетов всех уровней. Рассмотрим ее применительно к

территориальным бюджетам.

1.3.2.Классификация расходов бюджета

Первая из основ для классификации расходов бюджета, упомянутая в БК

РФ – их экономическое содержание. По этому признаку бюджетные расходы

делятся на текущие и капитальные. В главе 10 БК РФ даны следующие

определения этих категорий.

Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая

текущее функционирование органов государственной власти, органов местного

самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки

другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и

субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не

включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией

РФ [2].

Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая

инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов,

предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые

юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой,

средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные

цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные

расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы при

осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в

собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, другие расходы

бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с

экономической классификацией расходов бюджета РФ [2].

К текущим расходам бюджета относятся:

> закупки товаров и услуг, необходимых для содержания

экономической и социальной инфраструктуры ( оплата труда

государственных служащих, оплата транспортных и коммунальных

услуг и т.п.);

> трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и т.п.)

> текущие субсидии предприятиям и нижестоящим органам власти;

> выплата процентов по государственному долгу и другие [2].

Текущие расходы составляют текущий бюджет, на долю которого приходится

подавляющая часть всех бюджетных затрат.

К капитальным расходам относятся:

> затраты на новое строительство и развитие действующих

объектов государственной и муниципальной собственности;

> инвестиционные субсидии;

> долгосрочные бюджетные кредиты и государственные гарантии

инвесторам, финансирующим высокоэффективные инвестиционные

проекты и другие [2].

В бюджетах органов власти и местного самоуправления капитальные

расходы выделяются отдельным блоком и образуют бюджет развития.

В рамках данной классификации расходов бюджета может быть произведена

дополнительная группировка по получателям бюджетных средств (отдельные

категории физических и юридических лиц, нижестоящие органы власти и

местного самоуправления и т.п.) и по формам предоставления бюджетных

средств. Эти формы таковы:

> ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

> средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых

физическими и юридическими лицами по государственным или

муниципальным контрактам;

> трансферты населению;

> ассигнования на осуществление отдельных государственных

полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

> ассигнования на компенсацию дополнительных расходов,

возникших в результате решений, принятых органами

государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных

расходов или уменьшению бюджетных доходов;

> бюджетные кредиты юридическим лицам;

> субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

> инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;

> бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам

других уровней бюджетной системы РФ, государственным

внебюджетным фондам;

> кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних

заимствований;

> средства на обслуживание долговых обязательств [2].

Классификации расходов бюджета по экономическому содержанию выделено

приоритетное место в бюджетном законодательстве РФ. Это может объясняться

тем, что при такой классификации довольно легко проследить, к какому

конкретно бюджетополучателю поступила определенная сумма бюджетных средств

и как она была использована. При этом возможно повышение эффективности

бюджетных расходов, т.е. преимущественное выделение средств бюджета тем

хозяйствующим субъектам, которые используют их наиболее эффективно.

Одним из важнейших оснований для классификации бюджетных расходов

является функциональный признак. Такая классификация бюджетных затрат

является наиболее распространенной. Как правило, при публикации бюджетов в

средствах массовой информации расходы группируются именно по

функциональному признаку.

Функциональная классификация бюджетных расходов отражает направление

средств бюджета на выполнение конкретных функций органов власти. К этим

функциям относятся:

> государственное управление и местное самоуправление;

> судебная власть;

> международная деятельность;

> национальная оборона;

> правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

государства;

> фундаментальные исследования и содействие научно-техническому

прогрессу;

> промышленность, энергетика и строительство;

> сельское хозяйство и рыболовство;

> охрана окружающей природной среды и природных ресурсов,

гидрометеорология, картография и геодезия;

> транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

> развитие рыночной инфраструктуры;

> жилищно-коммунальное хозяйство;

> предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и

стихийных бедствий;

> образование;

> культура, искусство и кинематография;

> средства массовой информации;

> здравоохранение и физическая культура;

> социальная политика;

> обслуживание государственного долга;

> пополнение государственных запасов и резервов;

> финансовая помощь бюджетам других уровней;

> утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных

договоров;

> мобилизационная подготовка экономики;

> формирование целевых бюджетных средств;

> прочие расходы [4].

По сути, такая структура направлений расходования бюджетных ресурсов

представляет собой структуру экономики с точки зрения финансирования

отдельных отраслей за счет средств государства. Пользуясь функциональной

классификацией бюджетных расходов, можно оценить состояние экономики в

целом, состояние и перспективы развития отдельных ее отраслей, степень

государственного регулирования экономики и прочие показатели. Эта

классификация наиболее полно отражает структуру финансирования экономики за

счет бюджетных средств [42].

Рассмотрим подробнее некоторые направления расходования средств

территориальных бюджетов.

К расходам на государственное управление и местное самоуправление

относятся затраты на содержание соответствующих органов государственной

власти и местного самоуправления. В основном это затраты на содержание

аппарата управления, объем которых определяется штатным расписанием и

сметой расходов учреждения. В штатном расписании указывается количество

персонала, фонд оплаты труда и другие подобные показатели. Смета расходов

представляет собой документ, в котором предусматривается общая сумма

затрат и ассигнования на отдельные цели. При составлении этих документов

все затраты строго нормируются с целью минимизации расходов на управление.

Расходы на судебную власть осуществляются из территориальных бюджетов

в крайне незначительных размерах.

Финансирование затрат в области международной деятельности из

территориальных бюджетов осуществляется редко и охватывает международное

сотрудничество, выполнение международных договоров, налаживание связей с

иностранными партнерами и различными международными организациями.

Расходы на национальную оборону осуществляются исключительно из

федерального бюджета. Передача части этих расходов территориальным бюджетам

происходит редко, в случае передачи региональным органам власти

определенных полномочий в этой области.

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

осуществляются соответствующими органами государственной власти и иногда

муниципальными образованиями (органы внутренних дел, таможенные органы и

др.)

Финансирование фундаментальных научных исследований в РФ

осуществляется преимущественно из федерального бюджета.

Направление средств бюджета на промышленность, энергетику и

строительство обусловлено низкой рентабельностью этих отраслей экономики, в

результате чего возникает необходимость в государственной поддержке.

Большая часть расходов бюджета по этим направлениям - капитальные.

Расходы бюджетов на сельское хозяйство и рыболовство обычно

незначительны и предусмотрены не всегда.

В структуре расходов на транспорт, дорожное хозяйство, связь и

информатику наибольшую долю составляют расходы на транспорт. Это связано с

необходимостью модернизации существующей транспортной системы. Кроме того,

большая часть расходов по этой статье осуществляется именно из

территориальных бюджетов.

Это также касается расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, которые

почти полностью осуществляются из местных бюджетов.

К расходам на образование относятся ассигнования образовательным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.