|
Бухгалтерский учет и отчетность в бюджетных организацияхБухгалтерский учет и отчетность в бюджетных организацияхЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ Кафедра бухгалтерского учета ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Тема: Бухгалтерский учет и отчетность в бюджетных организациях Дипломник: Фадеева (Шмакова) Надежда Евгеньевна УС6 – 337 – 97, 1 поток, 5 группа Научный руководитель: К.Э.Н., ст. преподаватель Чувикова Вера Васильевна Допущено к защите: зав. кафедрой бухгалтерского учета Бархатов Анатолий Петрович __________________ Москва – 2001 Содержание Введение 4 Глава 1. Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях. 6 1.1. Основы организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях. 6 1.2. Единство системы бюджетного учета. 11 1.3. Баланс и План счетов бухгалтерского учета исполнения смет доходов и расходов организаций, состоящих на бюджете. 13 1.4. Мемориально-ордерная и журнально-ордерная формы ведения бухгалтерского учета. 18 1.5. Первичные учетные документы и документооборот бюджетного учреждения. Регистры бухгалтерского учета. 22 Глава 2. Особенности ведения бухгалтерского учета в учреждениях непроизводственной сферы. 25 2.1. Общая характеристика бюджетного учреждения. 25 2.2. Учет денежных средств и расчетов в Департаменте Народного Образования. 27 2.2.1. Учет операций по расчетному счету. 27 2.2.2. Формы безналичных расчетов и их учет. 28 2.2.3. Учет кассовых операций. 30 2.2.4. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. 32 2.2.5. Учет расчетов с подотчетными лицами. 33 2.2.6. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами. 34 2.3. Учет оплаты труда в Департаменте Народного Образования. 36 2.3.1. Виды, формы и система оплаты труда, порядок ее начисления. 36 2.3.2. Аналитический учет оплаты труда. 39 2.3.3. Синтетический учет оплаты труда. 41 2.3.4. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению. 42 2.4. Учет основных средств в Департаменте Народного Образования. 44 2.4.1. Задачи, состав и оценка основных средств. 44 2.4.2. Документальное оформление движения основных средств. 46 2.4.3. Аналитический учет основных средств. 47 2.4.4. Синтетический учет наличия и движения основных средств. 48 2.4.5. Учет износа, ремонта и выбытия основных средств. 50 2.4.6. Инвентаризация основных средств. 52 2.5. Учет материальных запасов в Департаменте Народного Образования. 53 2.5.1. Задачи и организация учета материалов. 53 2.5.2. Классификация и оценка материальных запасов. 54 2.5.3. Документальное оформление поступления и расходования материалов. 56 2.5.4. Учет материалов на складах и в бухгалтерии. 58 2.5.5. Синтетический и аналитический учет материалов. 59 2.5.6. Особенности учета малоценных предметов. 62 2.5.7. Инвентаризация материальных запасов. 63 Глава 3. Бухгалтерская отчетность Департамента Народного Образования. 65 3.1. Виды и назначение отчетности, порядок ее составления. 65 3.2. Состав бухгалтерской отчетности. 67 3.3. Баланс исполнения сметы доходов и расходов, отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам. 68 Заключение 74 литературА 75 приложения (1 – 35) ………………………………………………………………… 76 Введение К бюджетным относятся организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета на основе смет доходов и расходов (бюджетной сметы). Обязательным условием является открытие финансирование по смете и ведение бухгалтерского учета и отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций. Особенности бухгалтерского учета в учреждениях непроизводственной сферы определяются законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях и организациях, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 30.12.99 г. №107н и зарегистрированной в Минюсте России 28.01.00 г., регистрационный №2064 т другими нормативными документами, содержащими указания по учету и отражению в балансе операций организаций и учреждений, состоящих на бюджете. К особенностям бухгалтерского учета в бюджетных организациях относят: - организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации; - контроль исполнения сметы расходов; - выделение в учете кассовых и фактических расходов; - отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (образование, здравоохранение). Хорошо поставленный бухгалтерский учет позволяет не только выявить скрытые резервы, обнаруживать нарушение режима экономии плановой и финансово-бюджетной дисциплины, но и предупреждать и вовремя устранять возможные потери и необоснованные затраты. Совершенствование бухгалтерского учета, усиление его контрольных функций за финансовой и хозяйственной деятельностью организации – основа укрепления финансово-бюджетной дисциплины. Осуществляя сплошное и непрерывное отражение всех операций, связанных с исполнением сметы расходов по бюджету, бухгалтерский учет позволяет не только систематически сопоставлять их с утвержденными нормативами и сметами, но и устанавливать причины отклонений фактических расходов от утвержденных нормативов и смет, выявлять наиболее целесообразные нормы расходов и повышать уровень бюджетного и сметного планирования в целом. Чем точнее учет, тем выше качество планирования. Используя информацию бухгалтерского учета, руководители учреждений могут оперативно принимать меры, по устранению просчетов и отклонений от утвержденных нормативов в ходе хозяйственной и финансовой деятельности. С помощью бухгалтерского учета в каждом учреждении устанавливаются систематическое наблюдение за сохранностью средств, контроль за их рациональным использованием. По данным бухгалтерского учета можно вскрыть факты бесхозяйственности, расточительства, излишеств в использовании бюджетных средств, принять меры к сбережению живого и овеществленного труда. Следовательно, бухгалтерский учет – это важнейшее звено системы управления учреждениями непроизводственной сферы. Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы настоящей работы, предопределило ее цель и задачи. Целью дипломной работы является изучение особенностей бухгалтерского учета в бюджетных организациях. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: - изучить по нормативным материалам и данным литературы основы ведения бухгалтерского учета в бюджетных организациях на современном этапе; - проанализировать отдельные аспекты учета хозяйственных средств в учреждениях непроизводственной сферы; - охарактеризовать бюджетное учреждение-базу выполнения практической части. Практическая часть настоящей дипломной работы выполнена на базе Департамента Народного Образования. В работе использован отчетный материал за 2000 год. Глава 1. Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях. 1 Основы организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях. Организация и ведение бухгалтерского учета в бюджетных организациях регулируется Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 23 июля 1998 года) и Инструкцией по бухгалтерскому учету учреждений и организаций, состоящих на бюджете, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря 1999 года №107н. На бюджетные учреждения не распространяются: - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. №34н); - ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" (приказ Минфина России от 09 декабря 1998 года №60н); - ПБУ 5/98 "Учет материально-производственных запасов" (приказ Минфина России от 15 июня 1999 года №25н); - ПБУ 9/99 "Доходы организации" в части признания доходов от предпринимательской и иной деятельности (приказ Минфина России от 06 мая 1999 года №32н); - ПБУ 10/99 "Расходы организации" (приказ Минфина России от 06 мая 1999 года №33н). Однако на них распространяются общие требования о порядке составления бухгалтерской и статистической отчетности, а также о порядке уплаты налогов и других отчислений. В соответствии с законом "О бухгалтерском учете" основными правилами ведения бухгалтерского учета являются следующие: - бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РФ – в рублях; - имущество, являющееся собственностью организаций, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации; - бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации до ликвидации или реорганизации; - все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий; - основанием для записи в учетных регистрах являются первичные учетные документы, которые должны составляться в момент совершения хозяйственной операции или непосредственно после ее окончания и содержать обязательные реквизиты; - организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий План счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета; - текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно. Для обеспечения полного и своевременного поступления доходов и использования средств бюджета по целевому назначению требуется правильная организация бухгалтерского учета исполнения бюджета. Бухгалтерский учет исполнения бюджета и смет расходов бюджетных учреждений называется бюджетным учетом. Объектами бюджетного учета являются: - доходы и расходы бюджета; - материальные ценности бюджетных организаций; - денежная наличность, хранящаяся в банках; - средства в расчетах между бюджетами; - фонды и резервы, создаваемые в бюджетах в процессе их исполнения. Бюджетный учет, выступая как средство контроля за исполнением бюджета, содействует рациональному использованию национального дохода в целях расширенного воспроизводства, соблюдению необходимых пропорций в развитии отраслей народного хозяйства, точному исполнению утвержденного бюджета. К задачам бюджетного учета относят: - соблюдение бюджетно-финансовой дисциплины и строжайшего режима экономии в расходовании средств; - мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных доходов; - охрана имущества. Бюджетный учет ведется в соответствии с существующим в стране бюджетным устройством. Организационное построение бюджетной системы РФ определено законом РФ "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ" от 10 октября 1991 года №1734-1 (с изменениями и дополнениями от 05 ноября 1994 года, 31 июля 1995 года, 10 июля 1996 года). Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета РФ, республиканских бюджетов национально-государственных и административно- территориальных образований России. Составление бюджета производится в соответствии с прогнозами и программами социально-экономического развития территорий. В бюджетную систему РФ в качестве самостоятельных частей включаются: - федеральный бюджет РФ; - республиканские бюджеты республик в составе РФ; - краевые, областные бюджеты в составе краев и областей; - городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга; - областной бюджет автономной области; - окружные бюджеты округов; - городские бюджеты городов; - районные бюджеты районов; - районные бюджеты в районах городов; - бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. Такое построение бюджетной системы, когда всем местным администрациям предоставлено право иметь свой бюджет, способствует наиболее полному учету источников формирования бюджетных средств и их рациональному использованию. Единство бюджетной системы обеспечивается общей правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, форм бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджетной системы на другой для составления консолидированного бюджета РФ и территорий, согласованными принципами бюджетного процесса, единой денежной системой. Единство бюджетной системы РФ достигается взаимодействием бюджетов всех уровней, осуществляемым через использование регулирующих доходных источников, созданием целевых и региональных бюджетных фондов, их частичным перераспределением, а также через единую социально-экономическую, в т.ч. налоговую политику. В ходе исполнения бюджета необходимо точно в определенные сроки и в установленных суммах мобилизовать запланированные доходы и произвести предусмотренные расходы. Непосредственное исполнение бюджета возложено на Федеральное казначейство РФ, которое создано в соответствии с указом Президента РФ "О Федеральном казначействе" от 08 декабря 1992 года №1556. На органы казначейства возложено решение следующих задач: - сбор, обработка и анализ информации о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы РФ; - организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета РФ, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства, в банках исходя из принципа единства кассы; - осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов; - регулирование финансовых отношений между республиканским бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств; - разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных внебюджетных фондов, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету государственной казны РФ. Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ организует и осуществляет сводный, систематический, полный и стандартизированный учет операций по движению средств республиканского бюджета РФ, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных средств на счетах казначейства; разрабатывает и утверждает инструктивные и методологические материалы; устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности об исполнении смет расходов бюджетных учреждений. При Министерстве финансов РФ, министерствах финансов республик, входящих в состав РФ, краевых, областных и городских финансовых министерствах и управлениях (отделах) созданы общественные методологические советы по бухгалтерскому учету. Они обобщают и доводят до исполнителей передовые формы и методы работы по совершенствованию бухгалтерского учета, обеспечению сохранности материальных и денежных средств, внедрению комплексной механизации. Важное место в деятельности методологических советов занимает распространение опыта работы централизованных бухгалтерий. Учреждения, финансируемые в сметном порядке, называются бюджетными. Сюда относят ясли и детские сады, школы, высшие и средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища, научно-исследовательские организации, учреждения здравоохранения, социального обеспечения и др. Потребность в средствах бюджетного учреждения отражается в смете расходов, которая представляет собой основной плановый финансовый документ. На основе утвержденной сметы бюджетные учреждения получают денежные средства для осуществления своей деятельности. В соответствии с законом "О бухгалтерском учете" ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут их руководители, которые могут в зависимости от объема учетной работы: - вести бухгалтерский учет лично; - ввести в штат должность бухгалтера; - учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; - передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, бухгалтеру-специалисту, специализированной организации. Бухгалтерский учет исполнения смет расходов учреждений осуществляется, как правило, централизованными бухгалтериями, создаваемыми при министерствах, а также при городских и районных учреждениях. При централизации учета за руководителями обслуживаемых учреждений сохраняются права распорядителей ассигнованиями, в частности: - право заключать договора на поставку товаров и оказание услуг и на трудовые соглашения на выполнение работ; - получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды; - разрешать оплату расходов за счет ассигнований, предусмотренных системой; - расходовать в соответствии с установленными нормами продукты питания, материалы и другие материальные ценности на нужды учреждения; - утверждать документы по инвентаризации, акты на списание пришедших в негодность и ветхость материальных ценностей, авансовые отчеты подотчетных лиц. Централизованная бухгалтерия представляет руководителям обслуживаемых учреждений необходимые им сведения об исполнении смет расходов в сроки, установленные главным бухгалтером централизованной бухгалтерии по согласованию с руководителями этих учреждений. Учреждения расходуют государственные средства в соответствии с целевым назначением, согласно утвержденным сметам, строго соблюдая финансово- бюджетную дисциплину и максимальную экономию денежных средств и материальных ценностей. Бухгалтерский учет должен обеспечить систематический контроль за ходом исполнения смет расходов, состоянием расчетов с предприятиями, организациями, учреждениями и лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей. Руководители бухгалтерских служб (главные бухгалтеры) в своей работе руководствуются законом РФ "О бухгалтерском учете", положениями о бухгалтерских службах и централизованных бухгалтериях, утвержденными в установленном порядке и другими нормативными документами. Бухгалтерская служба учреждения должна выполнять следующие задачи: - организовывать бухгалтерский учет в соответствии и действующими нормативными актами; - использовать передовые формы и методы учета и обработки информации на базе широкого применения современной вычислительной техники; - осуществлять предварительный контроль за своевременным, правильным оформлением документов и законностью совершаемых операций; - контролировать правильность, рациональность и бережность расходования средств в соответствии с открытыми кредитами и целевым назначением по утвержденным сметам расходов по бюджету; - осуществлять строгий контроль за рациональным и экономным использованием денежных, материальных и трудовых ресурсов, вести борьбу с расточительством, принимать меры к своевременному предупреждению негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявлять и мобилизовывать внутрихозяйственные резервы; - обеспечивать учет доходов и расходов по специальным средствам, а также операций по другим внебюджетным средствам; - организовывать формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности учреждения, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования поставщиками, заказчиками, финансовыми, налоговыми, банковскими и казначейскими органами; - своевременно организовывать начисление и выдачу заработной платы, стипендий, пособий; - вести учет и расчеты с дебиторами и кредиторами; - участвовать в проведении инвентаризации денежных средств, расчетов и материальных ценностей; своевременно и правильно отражать в учете результаты инвентаризации; - периодически инструктировать материально-ответственных лиц по вопросам учета и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей и денежных средств, находящихся на их ответственном хранении; - составлять отчетность и предоставлять ее соответствующим органам в установленные сроки; обеспечивать достоверность отчетов и балансов; - соблюдать установленный порядок хранения бухгалтерских документов, регистров, смет расходов и расчетов к ним, а также других служебных документов; своевременно в установленном порядке сдавать их в архив. В течение отчетного года в учреждении должна проводиться единая учетная политика отражения хозяйственных операций и оценки имущества. Изменение Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |