|
Финансовый контроль ОВДответственности, высшие органы финансового контроля должны быть законодательно наделены комплексом административно-исполнительных полномочий по реализации собственных решений, принимаемых по результатам контрольных мероприятий, а также правом обращаться в любой орган государственной власти, правоохранительные органы, суд или прокуратуру. Уже тот факт, что вопросы эффективности финансового контроля решаются на таком высоком уровне говорит о том, что общество и государство считают проблему весьма актуальной и придают большое значение ее решению. Эффективный финансовый контроль со стороны государства невозможен, на взгляд автора, прежде всего, без соответствующей современным условиям и перспективе развития правовой базы российской экономики. Одним из основных шагов в этом направлении явится принятие Федерального закона "О государственном финансовом контроле". Проект Федерального закона "О государственном финансовом контроле" был подготовлен Министерством финансов РФ еще в 1995 г., однако по настоящее время Государственная дума так и не приступала к его рассмотрению. Вместе с тем необходим еще целый ряд законодательных и нормативных актов, направленных на всестороннее укрепление государственного финансового контроля, а также ряд уточнений и дополнений в действующие акты. В этой связи представляется, что разработка перечня законодательных актов по финансовому контролю и поправок к действующим законам, которые необходимы для формирования современной правовой базы государственного финансового контроля, а также определение министерств и ведомств, ответственных за подготовку конкретных законопроектов, и сроков их подготовки должно стать одним из первых мероприятий координационного совета по финансовому контролю при Минфине России. Сложный, напряженный, а ныне и прямо связанный с опасностью для жизни труд ревизоров и других государственных служащих органов, выполняющих функции финансового контроля, оплачивается явно недостаточно. Совершенно обоснованное и справедливое решение принято в законодательном порядке о высоком уровне оплаты труда работников Счетной палаты Российской Федерации. Вместе с тем ничем не оправдано, что ревизоры и иные финансовые контролеры получают зарплату одинаковую с другими служащими, функции которых не так ответственны и в большинстве своем не опасны. В результате специалисты все менее охотно идут на службу в органы финансового контроля, предпочитая им коммерческие структуры, где оплата труда несравненно выше. На эффективности финансового контроля, его кадровом обеспечении негативно сказывается проявляющаяся в последнее время недооценка значимости и специфики труда в этой сфере. Штаты органов, осуществляющих государственный контроль, во многих случаях ограничены. В связи с этим не стоит даже вопрос о полном ежегодном охвате ревизиями и проверками всех организаций, предприятий и учреждений, финансируемых из государственного (федерального) бюджета, как это практикуется в большинстве развитых стран. Учитывая изложенное, для повышения эффективности финансового контроля целесообразно рассмотреть следующие вопросы: - об упорядочении и повышении оплаты труда государственных служащих контрольно-ревизионных органов Минфина России, МНС, ГТК России, ФСНП и МВД России; - о включении для работников, перешедших в государственный финансовый контрольный аппарат, в т.ч. ставших сотрудниками органов внутренних дел именно в области борьбы с экономическими преступлениями, в стаж их работы для исчисления надбавок к должностному окладу за выслугу лет время работы на других предприятиях, в организациях и учреждениях на должностях специалистов финансовых, планово- экономических, бухгалтерских, контрольно-ревизионных и юридических служб; - об увеличении штатной численности контрольно-ревизионного аппарата Минфина России. Отдельно как способ увеличения эффективности финансового контроля следует отметить такую его сторону, как ведомственный финансовый контроль. В соответствии с решением Правительства Российской Федерации от 25 мая 1995 года "О результатах проверок целевого расходования средств федерального бюджета и первоочередных мерах по укреплению финансового контроля" (протокол N 14, р. II, п. 7) по вопросу ведомственного финансового контроля Министерством финансов Российской Федерации были запрошены 34 министерства и ведомства о фактическом состоянии ведомственного контроля и предложения по его организации. Практически все они поддержали необходимость восстановления и укрепления ведомственного финансового контроля, рассматривая его как непременное условие для наведения порядка в использовании государственных средств и имущества. Представленные материалы свидетельствуют, что там, где сумели сохранить контрольно-ревизионный аппарат и даже обновить положения, регламентирующие его деятельность, достигается реальная эффективность контроля, повышается ответственность должностных лиц за нарушения в использовании и необеспечение сохранности денежных средств и материальных ресурсов. Учитывая назревшую необходимость восстановления ведомственного финансового контроля целесообразно , не дожидаясь принятия закона о государственном финансовом контроле, предложить министерствам, ведомствам и другим федеральным органам управления и субъектам Российской Федерации: - рассмотреть вопрос о состоянии ведомственного финансового контроля и принять меры по повышению его эффективности; - укомплектовать кадры контрольно-ревизионного аппарата квалифицированными работниками, исходя из необходимости проведения ревизий и проверок использования средств федерального бюджета, целевых внебюджетных фондов и других государственных средств и имущества в бюджетных учреждениях не реже одного раза в 2 года, в других предприятиях и организациях - ежегодно. Эту работу провести в пределах численности работников и ассигнований выделенных в 1995 году на содержание аппарата соответствующего министерства, ведомства и другого органа управления; - рассмотреть, и при необходимости решить, вопрос о создании самостоятельных структурных контрольно-ревизионных подразделений, подчиненных непосредственно руководителям министерств, ведомств и других органов управления, а также централизации указанных подразделений в единую контрольно-ревизионную службу соответствующего органа управления. Повышение эффективности государственного финансового контроля также невозможно без решения следующих проблем: - цельного представления о сущности и видах финансовых нарушений; - утвержденных в законодательном порядке механизмов возмещения средств, в использовании которых допущены финансовые нарушения; - положений, регламентирующих взаимоотношения органов государственного финансового контроля и других государственных структур, на которые в соответствии с законодательством наряду с основными задачами возложены отдельные функции финансового контроля; - четкого разграничения полномочий органов государственного финансового контроля и правоохранительных органов по предупреждению, выявлению и пресечению финансовых нарушений; - разрешения вопроса о возможном слиянии двух мощных структур – Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы налоговой полиции. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной дипломной работе сделана попытка определения сущности и перспектив развития государственного финансового контроля, в т. ч. через установление природы финансовых нарушений и их классификацию, анализ отечественного опыта и зарубежной практики государственного финансового контроля. Введена систематизация нормативно-правового и методического обеспечения эффективности государственного финансового контроля в структуре органов внутренних дел в Российской Федерации. Еще раз подчеркнуто, что государственный финансовый контроль в Российской Федерации является одним из необходимых инструментов, обеспечивающих функционирование и развитие государства, и особое значение государственный финансовый контроль приобретает в период проведения социально-экономических реформ. Это обусловлено изменением условий и принципов планирования, поступления и использования государственного имущества. В условиях проведения экономических реформ в Российской Федерации перед государством стоит острая необходимость усиления государственного финансового контроля по следующим основным направлениям: - установление целостной структуры государственного финансового контроля в органах как законодательной, так и, как отмечено в работе, исполнительной власти Российской Федерации; - разработка механизма взаимодействия и четкое разграничение полномочий и ответственности между органами государственного финансового контроля Российской Федерации по уровням бюджетной системы Российской Федерации в целях исключения дублирования и параллелизма в работе; - разработка основных положений взаимодействия правоохранительных органов, в т.ч. в структуре МВД, с другими органами государственного финансового контроля; - установление типовых форм и порядка осуществления финансового контроля органами исполнительной власти Российской Федерации, исполнительной власти субъектов Российской Федерации; - разработка активной системы учета и оценки качественных и количественных параметров эффективности государственного финансового контроля и деятельности его органов; - противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; - повышение кадрового, информационно-технического и материального обеспечения органов государственного финансового контроля, унификация форм и методов их работы; - формирование общественного мнения о необходимости государственного финансового контроля. Решение данных задач позволит, при соблюдении приоритетов построения демократического правового государства, обеспечить целевое и эффективное использование государственных средств, снизить количество злоупотреблений и правонарушений, связанных с формированием и использованием государственного имущества, улучшить общую экономическую и социальную ситуацию в стране. Это будет реально способствовать усилению вертикали власти, что сегодня является одним из главных направлений государственного строительства в России. В то же время недостаточное внимание к проведению государственного финансового контроля может усилить негативные тенденции при формировании и использовании денежных и материальных ресурсов, ослабить ответственность соответствующих должностных лиц и, как следствие, затруднит улучшение социально-экономической обстановки в стране, что недопустимо. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026 «О милиции». 2. Закон РФ от 25 июля 1995 г. № 47-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». 3. Закон РФ от 24 июня 1993г. № 23-ФЗ «О Федеральных органах налоговой полиции» 4. Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96. 5. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996г. – СЗ 1996 №31 Ст. 3696 6. Указ Президента РФ от 16 марта 1996 г. « Об утверждении положения о Главном контрольном управлении Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 12. Ст. 1066. 7. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25.07.96. №1095 // СЗ РФ 1996г. №31. Ст. 3696. 8. Вознесенский Э.А. Финансовый контроль в СССР. М., 1973 9. Белобжецкий И.А. Финансово-хозяйственный контроль в управлении экономикой. М.: Финансы. 1979. - 14 с. 10. Бутынец Ф.Ф Организация и проведение ревизии в условиях механизации учета в потребкооперации.- М.: Статистика. 1976. -28 с. 11. Белобжецкий И.А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм.- М.: Ф.и С. 1998. - 47с. 12. Краморовский Л.М. Ревизия и контроль. М.: Финансы.1976. – 39 с. 13. Советское финансовое право. Под ред. Е.А.Ровинского. М.: Юрид. лит. 1978. – 238 с. 14. Советское финансовое право: Учебник / Под ред. В.В. Бесчеревных, С.Д. Цыпки-на. М.: Юрид. лит. 1982. – 244 с. 15. Советское финансовое право: Учебник / Отв. ред Г.С. Гуревич. М.: Юрид. лит. 1985. – 188 с. 16. Воронова Л.К., Мартьянов И.В. Советское финансовое право. Киев: «Вища школа». 1983. – 226 с. 17. Чумаченко Н.Г. Учет и анализ в промышленном производстве США. М.: Финансы, 1971. – 134 с. 18. Цыпкин С Д. Финансово-правовые институты, их роль в совершенствовании финансовой деятельности Советского государства. М.: Изд-во МГУ. 1983. – 98 с. 19. Савин А.Ю. Финансовое право. М.: Финстатинформ. 1997. – 234 с. 20. Финансовый анализ. – Экономика и жизнь. Бухгалтерское приложение. 1998г. №40. 21. Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. М.: Юристъ. 1996. – 168 с. 22. Финансовое право: Учебник / Отв. ред Н.И. Химичева. М.: Юристъ. 1999. – 176 с. 23. Гаджиев Н. Документальный контроль по выявлению правонарушений в экономике //Законность. 1996. № 10. 24. Организованная преступность в России: философский и социально – политический аспекты. Материалы научно – практической конференции (27-28 мая 1999г.) – М.:МИ МВД России 1999г. 25. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности» - Аудиторские Ведомости. 1997г. №7 26. Теневая экономика и организованная преступность. Материалы научно – практической конференции (9 – 10 июня 1998г.). – М.:МИ МВД России 1998г. 23. Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль: методология и организация.- М.: Маркетинг, 2000.- 391 с. 24. Данилевский Ю.А., Мезенцева Т,М. Финансовый контроль в отраслях народного хозяйства при различных формах собственности,- М. Финансы и статистика,1992.- 134 с. 25. Крикунов А.В. Государственный финансовый контроль принципы организации, программы и порядок проведения.- Новости. 2000.-208 с. 26. Лазарева Н. В. Финансовый контроль как элемент управления финансовыми ресурсами территории.- 2000. – 136 с. 27. Ю.Привезенцев В. А. Государственный финансовый контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета на научные исследования.- 1999. – 194 с. 28. Савин А.Ю. Финансовое право.- М.: Финстатинформ, 1997. - 221 с. 29. Черноморд П В. Государственный финансовый контроль в процессе формирования и исполнения бюджета: (Монография]-СПб Изд-во СПбГУЭФ, 1997.- 122с. 30. В.Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финан-сового контроля в Российской Федерации.- М.-. Финансы и статистика, 1999.-350 с. 31. Государственный финансовый контроль эа исполнением федерального бюджета по расходам на социальную сферу и науку: Практическое пособие / Рос.эконом.акад. им. Г. В. Плеханова / Общ. ред. П. В. Черноморд- NL Изд- во Рос. экон. акад., 1997-127 с. 32. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Бюджетно- финансовый контроль в регионах» (3-5 ноября 1997 г).-2000. 33. Агапов А. Ф. Государственный финансовый контроль в капиталистических странах на современном этапе (на примере Великобритании и США): Автореф. дис. . . канд. экон. наук: 03.00.10.-М,, 1983.-15 с. 34. Донюшко М Б. Финансовый контроль в системе государственного социального страхования: принципы и практика: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / СПбГУЭФ.- СПб.,1998.- 198 с. 35. Андреев А. Г., Соменков А. Д. Правовые основы финансового контроля//Финансы.- 1999.- № 12.-С. 62-64, 36. Белолипецкий В. Г. О совершенствовании государственного финансового контроля в России // Финансы,- 1998 - № 4.— С. 47-50, 37. Бурцев В.В. К вопросу о стандартизации государственного финансового контроля // Менеджмент в России и за рубежом.- 2000.- № 1.- С. 82-95. 38. Бурцев В. В. Концептуальный подход к процедурам государственного финансового контроля. // Менеджмент в России и за рубежом.- 2000,- № 2.- С. 79-96. 39. Данилевский Ю.А. Бюджетный кодекс и финансовый контроль// Бухгалтерский учет.- 1998.- № 12.-С.7-10. 40. Данилевский Ю.А., Овсянников Л.Н. Система государственного финансового контроля и аудита в России // Бухгалтерский учет.- 1999.- № 3.- С. 93-96. 41. Крикунов А.В. Финансовый контроль: этапы развития // Финансовая газета.- 1998,- № 42.- С. 1-2. 42. Крикунов А.В. Совершенствование контрольно-ревизионной системы //Финансы.-1998.- № 12- С. 6-9. 43. Крикунов А.В. Аудит в России: профессиональный уровень и нормативная база // Аудиторские ведомости.-2000- № 9.- 44. Крикунов А.В. Порядок взаимодействия // Президентский контроль.- № 9.- М.: Иэд-во Администрации Президента РФ, 2000.-С. 13-22. 45. Погосян Н.Д. Правовой статус высших органов финансового контроля (ВОФК) Великобритании, Франции, Германии и Польши// Государство и право.- 1998.- N9 - 103-111 с. ПРИЛОЖЕНИЕ А Стандартная система построения органов государственного финансового контроля в большинстве развитых стран |Ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением | |непосредственно парламенту или президенту страны. | |Налоговое ведомство с подчинением правительству или министерству финансов | |страны, контролирующее поступление налогов | |Контролирующие структуры в составе ведомств, осуществляющие проверки и | |ревизии подведомственных учреждений | |Негосударственные контролирующие службы, осуществляющие на коммерческой | |основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых| |операций | |Службы внутреннего контроля предприятий, основная задача которых – поиск | |путей снижения издержек и максимизации прибыли | |Система правоохранительных органов | |Общественный контроль, опосредованный через средства массовой информации, | |политические партии и т.д. | ПРИЛОЖЕНИЕ Б Субъекты государственного финансового контроля в Российской Федерации |Счетная палата Российской Федерации | |Министерство финансов РФ | |Главное контрольное управление Президента РФ | |Контрольные управления руководителей субъектов Федерации | |Органы Федерального казначейства РФ | |Центральный банк Российской Федерации | |Министерство по налогам и сборам РФ | |Министерство внутренних дел | |Федеральная служба налоговой полиции | |Государственный таможенный комитет | |Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью | |Министерства и ведомства в системе внутреннего контроля | |Аудиторские организации | ПРИЛОЖЕНИЕ В Положительные стороны осуществления функций финансового контроля правоохранительными органами – подразделениями в составе органов внутренних дел |Значительно более широкие, чем у иных контролирующих финансовых органов, | |полномочия | |Возможность реализации имеющихся материалов проверки сразу же, т.е. минуя | |долгие бюрократические процедуры согласований и направления материалов по | |подведомственности | |Возможность использования при проведении контрольных мероприятий негласных | |методов и средств, которые, как показывает опыт, зачастую носят если не | |доказательственную, то бесценную ориентирующую силу | |Возможность очень оперативно, в максимально сжатые сроки осуществлять | |мероприятия «фактического» блока, (т.е. проведение встречных проверок, | |опрос граждан, истребование документов и др.) до того, как проверяемый | |субъект, в условиях своего вполне понятного противодействия контролю, | |сможет уничтожить следы совершенных преступлений и правонарушений | |Возможность привлекать к выполнению контрольных мероприятий иные службы | |органов внутренних дел, могущих обеспечить быстрое и адекватное решение | |вопросов, зачастую возникающих при проведении проверки | |Установленную законом и реально сложившуюся на практике большую | |защищенность сотрудников органов внутренних дел | ПРИЛОЖЕНИЕ Г Методы проверки Методы проверки принято подразделять на две группы: |методы фактической проверки |методы документальной проверки | Методы фактической проверки |осмотр | |обследование | |инвентаризация | |контрольный запуск сырья и материалов в производство | |лабораторный анализ качества материалов, товаров, сырья и готовой продукции| |экспертная оценка | |опрос | |проверка объемов выполненных работ | Методы документальной проверки |Формальная и арифметическая проверка документов | |Нормативная (юридическая) оценка документально оформленных хозяйственных | |операций | |Логическая проверка | |Встречная проверка | |Способ обратного счета | |Оценка законности и обоснованности хозяйственных операций по данным | |корреспонденции счетов бухгалтерского учета | |Балансовый метод | |Сравнение | |Различные методические (технические) приемы экономического анализа | ПРИЛОЖЕНИЕ Д Пути повышения эффективности финансового контроля |Выработка цельного представления о сущности и видах финансовых | |нарушений и преступлений | |Выработка, помимо уже имеющихся и зачастую неэффективных санкций, | |утвержденных в законодательном порядке механизмов возмещения средств, в| |использовании которых допущены финансовые нарушения | |Разработка законодательной базы, нормативно-правовых актов, | |инструктивных и методических документов, повышающих эффективность | |государственного финансового контроля, включая проект Федерального | |закона «О государственном финансовом контроле в Российской Федерации» | |Определение новых стратегических направлений контрольно-ревизионной | |работы и совершенствование структуры контрольно-ревизионных органов, | |включая создание аналитического центра | |Выработка с параллельным совершенствованием законодательства | |эффективного механизма взаимодействия органов государственного | |финансового контроля Российской Федерации | |Укрепление взаимодействия с органами внутренних дел, органами | |Федеральной службы безопасности, органами налоговой полиции и органами | |прокуратуры | |Изменение структуры правоохранительной составляющей органов финансового| |контроля, в т.ч. возможное слияние органов МВД и ФСНП | |Проведение мероприятий, направленных на совершенствование | |ведомственного и внутреннего финансового контроля, возможно, под | |методологическим руководством и контролем Минфина России и Счетной | |палаты | |Проведение мероприятий по совершенствованию подготовки и повышения | |квалификации работников контрольно-ревизионных органов, их | |профессиональной аттестации | |Улучшение материально-технического обеспечения контрольно-ревизионных | |органов | |Информационно-техническое обеспечение контрольно-ревизионных органов, | |включая использование аналитических технологий, разработку и пуск в | |эксплуатацию единой федеральной информационной программы «Контроль» | |Изучение и внедрение в практику зарубежного опыта проведения | |государственного финансового контроля | ----------------------- [1] См., напр.: Советское финансовое право . Под ред. Е.А.Ровинского. М.: Юрид. лит. 1978; Советское финансовое право: Учебник / Под ред. В.В. Бесчеревных, С.Д. Цыпки-на. М.: Юрид. лит. 1982; Советское финансовое право: Учебник / Отв. ред Г.С. Гуревич. М.: Юрид. лит. 1985; Воронова Л.К., Мартьянов И.В. Советское финансовое право. Киев: «Вища школа». 1983. 2. См., напр.: Цыпкин С Д. Финансово-правовые институты, их роль в совершенствованиифинансовой деятельности Советского государства. М.: Изд-во МГУ. 1983; Савин А.Ю. Финансовое право. М.: Финстатинформ. 1997 и др. [2] См., напр.: Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. М.: Юристъ. 1996; Финансовое право: Учебник / Отв. ред Н.И. Химичева. М.: Юристъ. 1999 и др. [3] Вознесенский Э.А. Указ, работа. С. 61-76. [4] Вознесенский Э.А. Указ, работа. С. 70-75 [5] Белобжецкий И.А. Финансово-хозяйственный контроль в управлении экономикой. М.: Финансы. 1979. С. 14. [6] Там же. С. 28. [7] Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996г. – СЗ 1996 №31 Ст. 3696 [8] Вознесенский Э.А. Указ работа. С. 69. [9] Подробнее о документальном контроле см.: Гаджиев Н. Документальный контроль по выявлению правонарушений в экономике //Законность. 1996. № 10. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |