рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Сектантство в Курской области

Курсовая работа: Сектантство в Курской области


Курсовая работа

по предмету "История религий"

на тему "Сектантство в Курской области"


План

1.       Введение

2.       Возникновение и распространение сектантства в Курской губернии

3.       Начало XX века. Рост и укрепление сектантского учения в народных массах

4.       Отношение советской власти к сектантам и современное положение сект в Курской области

5. Заключение


1.      Введение

То, что русский народ не равнодушен к духовным

вопросам, достаточно доказывается тем, что у нас

ежегодно возникают новые секты.

Владимир Соловьев

Большое распространение в России в наше время получило сектантство. В годы "перестройки" множество сект хлынуло в нашу страну из-за границы; стали появляться и так называемые "доморощенные" секты. Перед нами встает вопрос: почему же русский народ при существовании Православной веры уходит в секты? Может быть, ответ кроется в истории появления на Руси сектантства? В этой работе будет рассматриваться история сект в Курском крае в контексте возникновения и развития сектантства по всей России. За исторические этапы развития религиозных сект взяты моменты отношения государственной власти к раскольникам и сектантам.

Начиная разговор о возникновении сектантства в Курской губернии, следует вначале упомянуть о возникновении его на Руси.

В сознание русского народа понятие сектантства стало проникать во время старообрядческого раскола, хотя уже в XIV веке были попытки мыслить иначе, чем учила Церковь (стригольники), или в XV-XVI вв. (жидовствующие и ересь Башкина и Косого). Сильно распространившаяся в конце XVII столетия секта хлыстов возникла даже немного ранее раскола - в первой половине ХVII века в Костромской, Владимирской и Нижегородской губернии. Есть мнение, что эта секта "пришла в Россию вместе с христианством, или чуть позднее, но из-за малых ее размеров и незначительного числа ее общин, а так же из-за последовательных мер тайной дисциплины ей удалось скрываться от Церкви и правительства настолько, что о ней не было никаких сообщений ни в официальных документах, ни в светской литературе, объем которой вообще был мал в допетровское время. Только когда возник внутрицерковный спор о старых и новых богослужебных книгах, хлысты отважились… выйти из глубокого подполья… открыто со своей пропагандой" 2. За хлыстами возникают скопцы, духоборы и др. Под влиянием западных сект в лице приезжих иностранцев на юг России, образуются штундисты, штундобаптисты, пашковцы. И хотя вначале государственная власть относилась к раскольникам и сектантам очень строго, к 70-80 годам XIX столетия положение дел изменилось. Либеральные настроения в правящих кругах России сделали свое дело. Секты встали в рамки закона, и даже стали иметь больше привилегий, чем официальная Церковь. В соответствии с Правилами регистрации сектантских общин, утвержденными 17 октября 1906 года, сектанты "получили право на ничем неограниченную свободу общественных богомолений, или общественных молитвенных собраний, в каком бы вредном для Православной Церкви направлении они не совершались, только бы не учиняли "неправомерных" или преступных с чисто-государственной точки зрения деяний" 3. Таким образом, государство, в сущности, перестало покровительствовать Православной Церкви. В двадцатые годы ХХ столетия, когда вся антирелигиозная деятельность была направлена против Православия, секты оказываются в привилегированном положении (в сравнении, опять таки с Православием). С конца 20-х годов Советская власть активизирует свою деятельность и против других религиозных культов. Под гонения подпадает почти все, что связано с религией. И лишь в конце 80-х - начале 90-х в России, наряду с Православной церковью, разрешение на религиозную проповедь получают и секты.

Таким образом, несмотря на гонения и неприятие со стороны властей, сектантство в России с начала XX века имело такую же судьбу, как и Православная церковь. Рассмотрим теперь историю возникновения сект в Курской губернии.


2. Возникновение и распространение сектантства на Курской губернии

Возникновение сект на курской земле (в то время Белгородская губерния и Белгородско-Обоянская епархия РПЦ) относится к середине XVIII века. Одним из первых дошедших до нас документов, свидетельствующих о наличии сект и раскола в Белгородско-Обоянской епархии, является отчет Курской Духовной Консистории Ее Императорскому Величеству Елисавете Петровне под названием "Ведомость учета документов о раскольниках, поступивших с 14 января 1750 по 15 июля 1757 года". Следует учесть, что тогда под понятие раскольников подпадали многие мистические секты. И хотя в основном рапорты курского духовенства заканчивались такими словами: "суеверий не оказалось" и "раскольников нет", все же Духовной Консистории удалось выявить наличие в Курске секты скопцов.

По указанному выше документу Курской Духовной Консистории, из рапорта дворян Ивана Ильинского и Ивана Прибылого следует, что в Курске некий Григорий Овечкин создал секту и возглавил местных скопцов 4. Любопытно, что вскоре ему пришлось изгнать конкурента Ивана Пушкаренка, прибывшего в Курск из Харьковской губернии по "совету слепого старца Антонина" для аналогичной проповеди. В том же рапорте содержатся сведения о деревне Реуте Курского уезда, полностью впавшей в скопческую ересь под руководством Василия Тарасовского.

Курскому дворянину Константину Яновскому, занимавшемуся выявлением скопцов в Курском уезде, удалось поймать бывшего монаха Авраамия, проживавшего в лесу под городом.

В Обоянском уезде местные власти изловили однодворца Кондратия Переверзева, уроженца деревни Бегичевой. Также скопцы были обнаружены в Белгородском (однодворец Василий Черкасов) и Корочанском (Яков Ушаков контролировал целую сеть скопческих общин) уездах. Среди пойманных оказались также миссионеры Алфимка Трудник и отставной прапорщик Яков Чаянов, которые колесили по всей губернии, совращая людей в скопческую секту.

Несмотря на карательные меры, приверженцы этого учения в нашем крае не перевелись и в дальнейшем. География распространения мистического сектантства включала около 50 населенных пунктов, охватывая такие крупные уезды, как Курский, Обоянский, Суджанский, Тимский, Фатежский и Щигровский.

Впервые открытое неповиновение скопцов курским властям в виде формального отделения от церкви было отмечено в 1892 году. Спустя два года они отказались присягнуть новому императору Николаю II.

Епархиальный миссионер Дмитриевский с сожалением писал, что "в скопческую веру переходят лица, известные в приходах за самых умных и передовых". Бывший уполномоченный по делам религиозных культов по Курской области В. Л. Юрковецкий в своей книге "Церковь и государство. Эволюция взаимоотношений" называет скопничество "главной формой мистического сектантства в Курской губернии" 5.

Помимо скопцов в Белгородско-Обоянской епархии была сильно распространена секта духоборов. Появившись в Екатеринославской губернии в XVIII веке, эта мистическо-рационалистическая секта быстро распространилась в Харьковской, Екатеринославской, Тамбовской, Саратовской и других губерниях, а затем проникла и в Сибирь.

В пределах Белгородской епархии духоборство появилось в середине XVIII столетия. Епархиальное начальство на первых порах мало обращало на него внимания, вследствие, может быть, его малой распространенности и известности. Во время управления епархией Преосвященного Феоктиста (Мочульского), епископа Курского и Белгородского (1787-1818), духоборство, довольно окрепши и распространившись, стало открыто заявлять о себе, и потому не могло быть оставлено без внимания. "Преосвященный Феоктист сам ревностно увещевал сектантов, и поручал это другим - способнейшим из духовенства. Так, в ордере его первоприсутствующему Харьковского духовного правления, Харьковского коллегиума префекту и богословия учителю Андрею Прокоповичу - от 27 февраля 1798 года - предписывалось: "явившиеся в Белгороде в духоборческом заблуждении, села Терноваго однодворцы Алексей Головин и Степан Голищев увещеваемы были мною келейно, увещеваемы были и в присутствии консисторском, но на увещания мои не склонились и более ко мне не являются. Пишу я к его превосходительству Алексею Григорьевичу (губернатору) для должнаго об них по законам разсмотрения. Заблуждение их тем более опасно, что один из них Алексей Головин обучался в Харьковских классах математике и другим наукам.<…> Ежели оные заблудшие к вам присланы будут, то вы наставьте их на путь истины, и когда они от заблуждения обратятся к православию и о своем заблуждении принесут достодолжное покаяние, то по исповеди удостойте их причащения святым Христовым тайнам и, доложа о сем его превосходительству, пришлите ко мне надлежащий рапорт"6.

Выше указанные представители духоборов действительно, по распоряжению губернатора, были найдены и направлены для бесед к протоиерею Прокоповичу, где, будучи увещаемы, дали обещание оставить свои заблуждения и присоединиться к Православию 7.

Но деятельность Преосвященного Феоктиста не ограничивалась только лишь личными увещаниями духоборцев. Он издает против них сочинение под названием "Разсуждение о божественности христианского учения", которое посвящает Императору Александру Павловичу. Называя Его Императорское Величество "высочайшим христианского благочестия ревнителем, защитником и покровителем Христовой Церкви" 8, владыка Феоктист так объясняет происхождение сочинения: "Всепресветлейший Монарх, всемилостивейший Государь! Во исполнение Монаршаго в Бозе почившия Августейшия Государыни Императрицы Екатерины Вторыя в 1792 г. состоявшагося Высочайшаго повеления, предлагаемы мною были изустные от слова Божия наставления некоторым заблудшим в здешнем крае поселянам, кои, безрассудно присвоя себе непосредственное вдохновение, и не веруя видимым в священном писании от начала мира во спасение человеческое провозвещенным истинам, отрицали благодатныя таинства и все церковныя и гражданския законоположения. Противу такого-то их пагубнаго заблуждения пастырским почел я долгом написать краткое о Божественности христианского учения разсуждение" 9.

Это сочинение весьма благосклонно было принято Государем, и Преосвященный удостоился получить 5 мая 1801 года следующий рескрипт: "Преосвященный Феоктист, епископ Курский и Белгородский! Сочинение Ваше о Божественности христианского учения, плод трудов и ревности вашей, приемлю я с особою признательностию как по содержанию его, толико душеполезному, так и по усердию его, с коим вы мне его приносите. Примите благодарность мою и уверение, что я пребываю вам всегда доброжелательный"10.

Доброжелательность Императора Александра I не замедлила сказаться на епископе Феоктисте. Уже через четыре месяца его удостаивают сана архиепископа. Сам же Александр I изменил свою политику против духоборов. В 1801 году в своем указе император писал: "...Все меры строгости, истощенные над духоборцами в продолжение тридцати лет до 1801 года, не только не истребили сей секты, но паче и паче приумножили число ее последователей".

Правительство приняло решение - переселить всех духоборов в одно место. Им отвели для поселения степные места Мелитопольского уезда Таврической губернии на реке Молочной, там они образовали первую духоборческую колонию - Богдановку. Вскоре эта секта слилась с толстовством, и в начале XX века почти все духоборы испросивши разрешения государственных властей, переселились в Канаду. Таким образом, секта духоборов совершенно исчезла не только из пределов Курской губернии, но и почти из всей России, в чем, без сомнения, есть заслуга и архиепископа Курского и Белгородского Феоктиста.

В начале XIX века Курская губерния оказалась заражена еще одним лжеучением - хлыстовством. В отчетах духовенства Курской Духовной Консистории говорится о распространении секты хлыстов в шести пунктах Курской губернии, а именно: в селе Нижнем Теребуже Щигровского уезда, в селе Истобном Староосколъского уезда, в селе Спасском Обоянского уезда, в селе Хмелевом Фатежского уезда, в селе Щелкове Корочанского уезда и в городе Новом Осколе 11.

Подсчитывая общее количество сектантов и раскольников в Курской губернии, Духовная Консистория указывала следующие цифры: "В Курской епархии в 1843 году было раскольников мужеского пола 6023, женского 6496, а в 1853 году было мужеского пола 6181, женского 6759 душ. Обоего пола было в 1843 году 12519, а в 1853 году 12940"12. Уже в 1854 году общая численность раскольников и сектантов возрастает до 14 тысяч 13.

При таком количестве людей, вовлеченных в раскол и мистические секты, возникает вопрос, каким же образом реагировало на распространение лжеучений курское епархиальное начальство? Существовали ли какие-нибудь противосектантские братства, имелись ли в епархии миссионеры, велось ли преподавание раскола в духовных учебных заведениях? Как показывают дошедшие до нас документы того времени, никакой противосектантской работы не велось. Вот как описывает состояние епархии в конце XIX века исследователь раскола и сектантства того времени: "Курская епархия не может считаться свободной от раскола. В 1854 году, по документам, хранящимся в архиве Семинарского правления, раскольников в Курской епархии считалось до 14 тысяч; но, принимая во внимание, сказанное нами о числе раскольников и зная, что в Курской епархии есть города, население которых состоит более, чем на половину из раскольников, и целые большие слободы, нужно согласиться, что раскольников много более 14 тысяч. Обращений к Церкви из раскола в Курской епархии особенно значительных не было, но были и совращения. В настоящее время раскол в Курской епархии начинает усиливаться, сколько это можно видеть из донесения Его Преосвященства Преосвященнейшего Сергия в Священный Синод. Деятелей, специально знакомых с этим делом в епархии очень мало; в последнее же время поступали на священнические места лица очень мало знакомые или совсем не знакомые с расколом, потому что преподавание раскола прекращено. Библиотек, откуда можно было почерпнуть основательные сведения о расколе и средствах вести правильную борьбу с ним, не существует. Рассуждений на съездах духовенства общих и окружных о средствах к ослаблению раскола ни однажды не было. Братств, обществ, комиссий противораскольнических не существует…" 14.

Таким образом, Курская епархия не могла достойно противостоять сектам. Раскольники и сектанты приобретали все более и более новых членов.

сектантство курский губерния штундотолстовец баптист

3. Начало XX века. Рост и укрепление сектантского учения в народных массах

К началу XX века ситуация в Курской губернии сильно меняется. Со стороны епархиального управления ведется усиленная противосектантская политика. Создается Знаменское миссионерское просветительское братство при Знаменском монастыре, для мирян и духовенства организовываются миссионерские курсы, в епархии учреждается должность разъездного миссионера, проводятся открытые диспуты с сектантами. Целью миссионерских братств являлось: во-первых, возбуждение в прихожанах ревности к православной вере; во-вторых, ознакомление членов братства (общества) с истинами православия; и, в-третьих, изучение сектантских лжеучений, с целью обнаружения в них искажения Божественного Откровения. Миссионерские общества организовывались из грамотных, преданных Церкви и всеми уважаемых мирян, при чем велся строгий отбор членов со стороны духовенства, чтобы не дискредитировать все дело просвещения. Под руководством священнослужителя члены общества несколько раз в неделю устраивали собрания, на которых изучали Священное Писание, читали противосектантские листки, брошюры, книги, ознакомлялись с сектантским вероучением, всесторонне обсуждали его, уясняли в своем сознании истины христианской веры, учась, таким образом, вести беседы с сектантами 15. Противосектантские епархиальные миссии финансировались не только епархиальной казной, но и тарелочными и кружечными сборами со всех храмов епархии. Так, например, все тарелочные сборы в 1-ю неделю Великого поста в Курской епархии направлялись в пользу Православного Миссионерского Общества и местного Миссионерского просветительского братства 16. Это позволяло епархии не только содержать епархиального миссионера, но и закупать, издавать и распространять различную противосектантскую литературу.

Деятельность противосектантской епархиальной миссии проходила под личным архипастырским наблюдением и руководством Высокопреосвященнейшего Питирима (Окнова), епископа Курского и Обоянского (с 1909 г. архиепископ). В оживлении миссионерской деятельности принимали также активное участие викарные епископы Белгородский Иоанникий (Ефремов) и Рыльский Иоасаф (Романов). Вся же специально миссионерская деятельность в Курской епархии лежала на обязанности одного епархиального противосектантского миссионера. Окружных и уездных миссионеров и других специальных помощников миссионера в то время не было.

Одним из поводов к возникновению миссионерских и противосектантских братств послужил царский манифест о веротерпимости, принятый 17 апреля 1905 года, который легализировал действие сект на территории Российского государства. После Высочайшего манифеста, сектанты более злобно стали относиться к православному духовенству: чувствуя себя свободными, они везде старались всячески чернить Православную Церковь, сочиняя всевозможные сплетни и клеветы на духовенство, пропагандируя открыто на площадях, вокзалах железных дорог и в вагонах, словесно и при помощи маленьких брошюр, и листков сектантской литературы.

Помимо мистического сектантства в Курской губернии сильно распространилось сектантство рационалистическое. Стали появляться общины адвентистов седьмого дня, штундотолстовцев, русских баптистов, евангельских христиан. Разрастаясь в среде бедного крестьянского населения, секты принимали все более опасный характер по отношению к Православной Церкви. В мерах "воздействия к укреплению православных чад святой Церкви от соблазна пропаганды сектантской" мы читаем: "... 2) В каждом зараженном сектантством приходе, приходский священник по возможности скорей должен устроить миссионерский приходской кружок ревнителей православия с непременным участием всех членов притча, в который допускаются учителя и учительницы церковно-приходских школ, а также и любители миссионерского дела миряне... 5) В заражённых сектантством приходах по возможности скорее бы учреждены были и открыты народные библиотеки (читальни) под надзором приходского священника, а подбор книг в такие библиотеки-читальни допускался бы только с одобрения особой комиссии Совета Миссионерско-Просветительного Братства... 10) Желательно, чтобы на большом Курском вокзале находился: постоянный разъездной книгоноша-миссионер, который мог бы с большой пользой для дела вести конкуренцию и борьбу полемики против библейского книгоноши сектанта Матвеенки" 17.

Курскому епархиальному противосектантскому миссионеру, которым в 1909 году был священник Василий Ильин, вменялось в обязанность проведение публичных и частных бесед противосектантского полемического характера, выступать с проповедями на богослужениях, организовывать и руководить собраниями пастырско-миссионерских кружков, рассылать по епархии духовенству миссионерские книги и различные пособия и т. п.

В "Отчете о состоянии сектантства и деятельности противосектантской епархиальной миссии по Курской епархии" за 1908-1909 гг. мы видим итоги деятельности курской противосектантской миссии за данный промежуток времени: "присоединено к Православной Церкви сектантов - по Белгородскому уезду: в селе Старом Городище один баптист, в селе Муроме три скопца; по Грайворонскому уезду - в селе Знаменском один баптист; по Дмитриевского уезду: в селе Седине один баптист, в селе Печенном один штундотолстовец; по Льговскому уезду: в селе Износковом один баптист; по Ново-Осколъскому уезду: в селе Тростянце один скопец; по Рыльскому уезду: в селе Кульбаках 2 штундотолстовца; в селе Кореневом 1 штундотолстовец; по Обоянскому уезду: в селе Бобрышевом 3 баптиста, в селе Медвенка 2 баптиста, в селе Ярыгино 1 скопец; по Пугивльскому уезду: в селе Казацком 2 баптиста, в Поповой слободе 1 баптист; по Староосколъскому уезду: в селе Лебедях 1 баптист; по Тимскому уезду: в селе Черновцах 5 скопцов; по Фатежскому уезду: в селе Хмелевом 2 хлыстовки; а всего 13 баптистов, 4 штундотолстовца, 12 скопцов и хлыстов, итого 29 человек 18".

Всего в Курской губернии в 1909 году рационалистического сектантства (штундобаптистов, адвентистов и штундотолстовцев) в 80 пунктах епархии имелось 1596 человек, а мистического (хлыстов и скопцов) в 48 пунктах 520 человек.

Скажем немного о возникновении в Курской губернии сект штундотолстовцев и баптистов.

Штундотолстовство появилось в Курской епархии приблизительно с 1900 года, занесенное рабочими-мастеровыми из Херсонской губернии. Эта секта является ответвлением от младоштундизма (другое название штундопашковцы или евангельские христиане, т.е. штундисты, не принявшие Гамбургского изложения веры 1849 года), который слился с учением графа Л. Н. Толстого, вследствие чего стал совершенно равнодушен к религиозным вопросам, предпочитая им политику и переустройство русской государственной жизни 20. К 1909 году штундотолстовцы появляются во многих местах епархии: в городе Курске, в селах Кореневом, Кульбаках Рыльского уезда, в городе Белгороде - в привокзальной части города. Особенно распространились они в Дмитриевском уезде в селах: Седине, Веть, Почепном, Сильном, Гламаздине, Прилепах и других. Точное число сектантов определить в то время было очень трудно, так как они не имели никакой организованной общины.

Баптизм (русский баптизм, штундобаптизм) на территорию Курской губернии начал проникать с начала XX века. В это время в близи железнодорожных станций Ржава и Солнцево организовываются первые баптистские церкви. В 1910 году образовывается община в Курске. В это время в Курск переехал из г. Баку Цимбал Фёдор Евдокимович с семьёй в 12 человек (10 детей и двое родителей), а так же вернулся с русско-японской войны курянин Иван Максимович Караулов, где он принял баптистское крещение. В их домах и стали собираться курские баптисты. Проповедь сектантов приносила свои плоды, и в 1913 году их община насчитывала 14 членов, а постоянно посещали собрания около 30 человек. Так как до 1917 года в курской общине не было рукоположенных пресвитеров, то пастырское попечение церкви в то время оказывали Митрофан Егорович Чернов, пресвитер церкви станция Ржава, старший пресвитер (епископ) по региону и Григорий Иванович Беляев, пресвитер церкви поселка Солнцево. Беляев работал машинистом на паровой мельнице станции Солнцево, а так же был председателем Курского губернского правления баптистов. В 1914 году в Курск из Харькова был сослан баптист Аркадий Георгиевич Алехин. Недовольство властей вызвало то, что он, будучи юристом, активно защищал членов Харьковской баптистской общины от преследований со стороны правительства и православного духовенства.

Находясь под влиянием проповеди баптистов, множество людей отходили от учения Православной Церкви. Для перехода в баптизм им необходимо было подать об этом прошение губернатору, об исключении из Православия и донесение в Курскую Духовную Консисторию. Консистория же, в свою очередь, приписывала благочинным сделать соответствующие пометки об этом в метрических книгах. Вот каково было содержание одного из таких документов, датируемого 29 ноября 1916 года:

"Указ Его Императорского Величества

Самодержца Всероссийского,

Из Курской Духовной Консистории.

Благочинному 1 округа Щигровского уезда

священнику Иоанну Васильеву.

По указу Его Императорского Величества Курская Духовная Консистория предписывает Вам сделать отметку в метрических книгах Спасской церкви, с. Вышней Озерны (Озерки - ? - прим. свящ. В. С.) Щигровского уезда за 1876 год о переходе Ивана Алексеевича Колибаева из православия в секту евангельских христиан баптистов, и о последующем донести Консистории" 21.

Благочинные и приходские священники обязаны были подавать рапорты в консисторию о лицах, переходящих из Православия в секту или раскол. С каждым годом эти рапорты все более увеличивались. Были случаи, когда жители Курской губернии, уезжая на постоянное жительство в другую губернию, лишь перед переездом объявляли о своем намерении принять другую веру, боясь, наверное, преследования и недовольства со стороны властей. Так, например, священник Феодор Пузанов, служащий в с. Гущино Тимского округа докладывает о переходе в Таганрогскую общину евангельских христиан крестьян с. Гущино Ильи Максимовича Титяева вместе с женой Анной Филипповной и дочерью Иулианиею, а так же жительницы с. Никольского Федосеевы Дарьи Григорьевной 22.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.