рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Сектантство в Курской области

В начале 1917 года в Курской баптистской общине произошло важное событие. Известным служителем Союза русских баптистов Федором Прокофьевичем Балихиным был рукоположен первый пресвитер Курской церкви Евангельских христиан-баптистов И. М. Караулов. Об этом событии сообщил союзный журнал "Слово истины" № 8, 1917. В это время община курских баптистов собиралась по квартирам. Их было человек 25 - 30, но всякая квартира была мала для молитвенных собраний. Из числа баптистов много было военных. Преимущественно военные и посещали богослужебные собрания. Руководили богослужениями благовестники Цимбал Федор Евдокимович и Караулов Иван Максимович, которые совершали почти такое же служение как и пресвитеры, кроме рукоположения. В этом же году с русско-турецкого фронта прибыл на лечение в Курск молодой баптист Григорий Нерубенко, военный фельдшер. Двадцатилетний юноша начал активно проповедовать Евангелие. Он стал инициатором общественного духовно-просветительского служения в Курске. Ему предложили рукоположение в пресвитеры, но он отказался от этого.

Из жителей г. Курска собрания по квартирам посещали следующие люди, которые являлись членами баптистского братства:

1. Матвеенков Тит Кондратьевич - проповедник, шеф повар ресторана на вокзале.

2. Горбачёв - носильщик на вокзале, вместе с женой и двумя дочерьми.

3. Пелих - слесарь депо Московско-Курской железной дороги

4. Сердюк Мария Игнатьевна - жена машиниста

5. Тоболин Макарий Викторович - башмачник

6. Жена Тоболина Макария Викторовича

7. Семья брата Баратаева - железнодорожника, беженцы из г. Ковеля Юго-Западной железной дороги Волынской области..

8. Цимбал Фёдор Евдокимович - проповедник, служил в управлении Московско - Киевско - Воронежской железной дороги делопроизводителем в службе тяги паровозного хозяйства.

9. Жена Цимбал Ф. Е.

10. Караулов Иван Максимович - проповедник, имел небольшую торговую лавку.

11. Нерубенко Григорий Семёнович - проповедник, военный фельдшер.

Вскоре, с согласия отдела народного образования служения начали проводиться в Вышеначальном училище по ул. Московская, д.50. (Ныне ул. Ленина, но дома не существует). Через какое-то время баптисты стали собирались в церковно-приходской школе, при Георгиевской церкви напротив Георгиевской аптеки, на Херсонской улице (ныне ул. Дзержинского). Собрания эти проводились вплоть до 1925 года и вызывали большой резонанс в обществе. Этот резонанс вызывали не только баптисты, но и почти все секты, так как для бывшей Царской России была необычна такая открытая проповедь сектантов и их популярность среди простого народа. Но вскоре этому суждено было прекратиться.

4. Отношение советской власти к сектантам и современное положение сект в Курской области

Совершившаяся февральская революция 1917 года изменила положение религиозных организаций в России. Монархический режим пал, а демократическое Временное правительство 20 марта 1917 года выпустило постановление "Об отмене вероисповедных и национальных ограничений". При таком положении дел в России Православной Церкви уже было не до миссионерской деятельности среди сектантов. Ей надлежало провести внутри себя большие реформы. Секты, в связи с охлаждением к ним интереса Православной Церкви, а так же с вышеуказанным постановлением Временного правительства усиливают свою религиозную деятельность. Увеличивается количество переходов из Православия, растет число сектантских общин. Сектанты приняли новое правительство как избавление от гонений со стороны властей и Православной Церкви, имевшей статус государственной религии.

В октябре 1917 года произошла Социалистическая революция. Большевистская власть пришла на смену Временному правительству. Сразу же начало проявляться их враждебное отношение к религии. Уже 26 октября 1917 года был принят декрет "О земле", предусматривающий: национализацию 2,5 млн. десятин церковной земли. По этому декрету все земли курских монастырей, а их к тому времени их было 12, переходили в пользование государства и безземельного крестьянства. Монастыри Курской губернии до революции все еще были крупными землепользователями, несмотря на царские указы 1764 и 1788 годов о секуляризации монастырских земель. Только у городского Знаменского монастыря к концу XVIII столетия в собственности насчитывалось 19 селений с 3048 крепостными мужского пола и большим количеством земли. К моменту закрытия в годы Советской власти Курской Коренной пустыни у нее имелось 741 десятина земли.

2 ноября 1917 года Совет Народных Комиссаров принял "Декларацию прав народов России", согласно которой ликвидировались национальные и религиозные привилегии, устранялось неравенство во взаимоотношении православных церквей и других религиозных организаций 25.

20 января (2 февраля) 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. 23 января текст его был опубликован в официальном правительственном органе — "Газета Рабочего и Крестьянского Правительства" и вступил в силу. С этого времени декрет служил основой для законодательных актов, определяющих отношения Советской власти и религиозных объединений 26.

Религиозные объединения Советской России по-разному встретили новую власть. Скопцы и хлысты отнеслись к ней враждебно, и это сказалось на их дальнейшем существовании. В 20-х годах эти секты почти полностью исчезают с карты Советского Союза. Православная Церковь, баптисты, евангельские христиане и др. приняли советскую власть, как власть, данную Богом. Правда, православные считали ее Богом попущенной, а, например, баптисты, видели в ней избавление от религиозного неравенства.

В 1918 году Г.С. Нерубенко и Мария Васильевна Баратаева вступили в брак. Состоялось первое в истории Курской баптисткой общины бракосочетание. В то время Курская община имела уже официальную регистрацию. В этом году к ней присоединилось через крещение еще трое членов: начальник слесарной мастерской Писклов Михаил Борисович, его мать и Писклова Татьяна Михайловна. В 20-21 гг. в баптистскую общину приходят еще шесть человек: Ганищенко Алла Васильева, Гридасова Ульяна Васильевна, Хохлов Фрол Родионович, Бурцева Домна Никитична, Геращенко Александра Ивановна и Рюмшин Родион Климентьевич. В 1920 году умерли Цимбал Фёдор Евдокимович и Караулов Иван Максимович, и вместо них на пресвитерское служение был рукоположен Писклов Михаил Борисович.

Советская власть относилась к баптистам дружелюбно. Ею они воспринимались как враги Православной Церкви, и, поэтому, их деятельность всячески поощрялась.

В 1919 году В.И. Ленин издал декрет об освобождении баптистов от военной службы с оружием в руках, и использовании их в санитарных частях на передовых позициях, но только по решению суда. В 1922 году 11 июня Нерубенко Г. С. был рукоположен пресвитером в Белгородской общине баптистов и был им до 1925 года. Членов общины было, вместе с жителями окрестных сел, около 300 человек. В это время Нерубенко выступал в качестве эксперта в суде, где подтверждал, что тот или другой человек, действительно, является баптистом, и последнему суд выдавал справку, где было написано об освобождении его от несения военной службы с оружием в руках и использовании в санитарных частях.

В 1921 году в Курске образовалась церковь Евангельских христиан, которая самостоятельно проводила свои служения в бывшей лютеранской кирхе. С 1925 году евангельские христиане проводили свои собрания по адресу: ул. Чеховская д.7, у Херсонских ворот в арендованном здании.

В 1922 году прошел первый губернский (областной) съезд, на котором был образован губернский союз баптистов и избран губернский пресвитерский совет (правление). В его состав вошли пресвитеры: Г. И. Беляев - председатель (п. Солнцево), М. Е. Чернов (ст. Ржава), М. Б. Писклов (г. Курск), Г. С. Нерубенко (г. Белгород), Морозов (г. Курск).

В Курскую баптистскую общину с 1922 по 1928 годы приходило все более и более членов. Так, в 1922 году там приняли крещение: Агибалова Екатерина Трифоновна и Петрухин Степан Иванович; в 1923 – Каширцева Ефросинья Даниловна; в 1925 году – Апатьев Пётр Николаевич, Апатьева Наталья Терентьевна и Белогурова Серафима Фёдоровна; в 1926 – Апатьева Елена Ивановна, и, наконец, в 1928 году - Антипова Анфиса Максимовна, Белогуров Тарас Петрович, Волокунова Ксения Ивановна и Петрухин Михаил Гаврилович. Это лишь известные имена.

Вообще, в послереволюционные годы резко повысилось количество сектантов. Если на 1909 год в Курской губернии насчитывалось 2161 членов сект, то к 1 января 1935 года их было уже 6347 человек 27. В этот период в Курском районе Центрально Черноземного Округа (ЦЧО) возникают общины свидетелей Иеговы, пятидесятников и др.

Рост числа сект в это время связан еще почти с полным прекращением антисектантской деятельности Русской Православной Церкви. Миссия Церкви в то время заключалась в доказательстве бытия Божьего неверующим. К тому же, стали учащаться публичные отречения от Бога верующих и даже священнослужителей. Так, из автобиографической книги архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) "Я полюбил страдание" известно о публично отрекшимся от Бога бывшем миссионере Курской епархии протоиерее Ломакине, который в начале 20-х годов возглавлял антирелигиозную пропаганду в Средней Азии. Архиепископу Луке приходилось в течении двух лет в г. Ташкенте вести с ним публичные диспуты о вере при множестве слушателей. Вот как описывает автор книги эти встречи:

"Как правило, эти диспуты кончались посрамлением отступника от веры, и верующие не давали ему прохода вопросом: "Скажи нам, когда ты врал: тогда, когда был попом, или теперь врешь?" Несчастный хулитель Бога стал бояться меня и просил устроителей диспутов избавить его от "этого философа".

Однажды, неведомо для него, железнодорожники пригласили меня в свой клуб для участия в диспуте о религии. В ожидании начала диспута я сидел на сцене при опущенном занавесе и вдруг вижу – поднимается на сцену по лестнице мой всегдашний противник. Увидев меня, крайне смутился, пробормотал: "опять этот доктор", поклонился и пошел вниз. Первым всегда говорил на диспуте он, но, как всегда, мое выступление совершенно разбило все его доводы, и рабочие наградили меня громкими аплодисментами" 28.

После образования Союза Советских Социалистических Республик в 1922 году контрольным органом за деятельностью религиозных организаций в стране стала постоянная комиссия по рассмотрению культовых вопросов при Президиуме Совета Народных Комиссаров СССР. Она занималась вопросами, касающимися взаимоотношений Церкви и государства.

Объявив об отделении Церкви от государства, Советская власть предоставила гражданам право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; отменялись все нарушения прав, связанные с отношением к религии, все ограничения свободы совести, из всех официальных актов устранялось указание на религиозную принадлежность граждан, отменялись религиозная клятва и присяга, религиозные обряды или церемонии при совершении государственных действий. Во всех учебных заведениях упразднялось преподавание религии.

Религиозным организациям запрещалось взимать принудительные сборы с верующих, применять по отношению к ним какие-либо меры принуждения и наказания, указывалось, что никто не может, ссылаясь на свои религиозные убеждения, уклоняться от своих гражданских обязанностей. Тем самым, отношение к религии провозглашалось частным делом граждан, а религиозные общества — частными организациями не получающими никаких субсидий от государства.

Декретом предусматривались конкретные меры, обеспечивающие религиозным организациям возможность осуществлять свои функции. Гарантировалось свободное исполнение обрядов, не нарушающих общественного порядка и не сопровождающихся посягательствами на право граждан. Религиозным обществам предоставлялось право на бесплатное пользование зданиями и предметами для проведения богослужений.

Но такое положение дел не продлилось очень долго. В 1929 году начинаются новые гонения на религию. ВЦИК РСФСР издает постановление от 8 апреля 1929 года "О религиозных объединениях". Этот закон налагал большие ограничения. Запрещалось проводить богослужебные собрания в других местах кроме молитвенных домов: миссионерская деятельность, религиозная пропаганда запрещались. Воспрещалось оказывать материальную помощь единоверцам, создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, трудовые артели. Запрещали организовывать детские, женские, юношеские молитвенные собрания, все собрания по обучению религии. В это же время образовывается "Союз воинствующих безбожников", в чью компетенцию входит борьба не только с Православной Церковью, но и с различными сектами. В связи с этим прекращаются открытые собрания и богослужения в сектах. Члены этих религиозных обществ собираются в домах, квартирах по вечерам, все держится в строжайшем секрете. Не всегда секретность таких собраний соблюдалась, родственники или соседи докладывали властям о незаконном сборе сектантов, и власти производили массовые аресты. После недолгосрочных судов, сектантов отправляли отбывать наказания в ссылки. Но бывали случаи и применения высшей меры наказания к представителям сект.

Принадлежность к какой либо секте тщательно скрывалось верующими. Так, например, уже выше упоминавшийся баптистский пресвитер Г. С. Нерубенко так описывает свое служение в это время:

"1931 по 1935 годы я учился во втором медицинском институте. После 1935 года я занимал только государственные должности, но имел много общения с верующими. В церкви я уже не нес никакого служения. Посещал общины, отдельные группы с целью проповеди, совершал хлебопреломление, где не было рукоположенных братьев" 29.

В 1935 году Союз баптистов вообще прекратил свое существование. В середине 1935 г. в Совет евангельских христиан входили Я. И. Жидков (председатель), А. Л. Андреев (вице-председатель), А. В. Карев (казначей), И. С. Капалыгин (секретарь), и М .А. Орлов. Вскоре на свободе остались только Андреев и Орлов, ставший после ареста Жидкова в 1937 г. председателем Союза (в январе 1938). В течение краткого периода (по крайне мере, 1938-40 гг.) Союз евангельских христиан также прекратил работу.

В январе 1937 года в ряде районов Курской области была ликвидирована организация адвентистов седьмого дня, численностью 30 человек, которая была возглавляема проповедником Задохиным Егором Васильевичем. Курская секта АСД поддерживала связь с адвентистами Украины, а в феврале этого же года произошла встреча с "Евангельским баптистским блоком" (на встрече было 78 человек) под руководством проповедников Ильинова С. Ф., Зверева М. А., Булгакова А. В., Псарёва Н. В. и Мандращеко С. Е.

В своих показаниях Ильинов С. Л. заявлял об ориентации на Германию — страну, которая сумеет свергнуть Советскую власть. Она "способна" руководить страной и дать возможность "культурному процветанию" 30.

В годы Великой Отечественной войны положение существенно изменилось. Стало очевидным, что противопоставление верующих неверующим, непонимание (или не желание понять) того, что церковь способна внести в борьбу с агрессорами патриотический вклад, могло лишь отрицательно отразиться на борьбе народа против гитлеровских захватчиков.

Справедливости ради следует отметить, что еще 11 ноября 1939 г. при непосредственном участии И. В. Сталина было принято постановление Политбюро ЦК ВКП(б) "Вопросы религии", в котором говорилось: "По отношению к религии, служителям русской православной церкви и верующим, ЦК постановляет:

1.  Признать нецелесообразной впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей церкви, преследование верующих.

2.  Указание тов. Ленина В.И. от 1 мая 1919 г. за №13666/2 "О борьбе с попами и религией", адресованное Председателю ВЧК Дзержинскому Ф. Э. и все соответствующие инструкции ОГПУ НКВД, касающиеся преследования служителей церкви и православных верующих, – ОТМЕНИТЬ.

3.  НКВД СССР произвести ревизию всех осужденных и арестованных граждан по делам, связанным с богослужебной деятельностью. Освободить из-под стражи и заменить наказание, не связанное с лишением свободы осужденных граждан по указанным мотивам, если их деятельность не нанесла вреда Советской власти.

4.  Вопрос о судьбе верующих, принадлежащих к другим конфессиям, ЦК примет решение дополнительно.

Секретарь ЦК И. В. Сталин" 31.

В 1941 году прекратил свое существование Союз воинствующих безбожников, насчитывавший 3 млн. членов, объединенных в 96 тысяч ячеек. Это было воспринято многими не как изменение форм антирелигиозной работы, а как сигнал к ее сворачиванию вообще.

С наступлением Великой Отечественной Войны Советская власть прекратила гонения не только на Православную Церковь, но и на секты, хотя в "черном списке" все еще находились свидетели Иеговы, пятидесятники, адвентисты седьмого дня, остатки хлыстов, Истинно Православная Церковь и Истинно Православные Христиане. Верующие разных конфессий были освобождаемы из заключения, им разрешалось заниматься религиозной деятельностью.

В 1942 году, после того, как Курск заняли немцы, жительница дома на пересечении улиц Троицкой и Красноармейской пригласила собираться у нее общине баптистов. Но надо было иметь разрешение на то, чтобы проводить служения в этом доме. Молодой баптист Артющенко Борис Тимофеевич и еще несколько членов братства обратились с просьбой в полицейский участок за разрешением. Немцы разрешили собираться в этом доме. Кроме баптистов, в этом доме собирались евангельские христиане, и вскоре эти две общины объединились в одну.

С 1943 года евангельские христиане и баптисты ушли с улицы Красноармейской после того, как в освобожденный Курск вернулись хозяева дома. Они начали собираться на улице Раздельной (сейчас ул. Малых) у баптистки Анастасии Иосифовны Рязанцевой. Она отдавала большую комнату в своем доме под собрание верующих.

В это время собрания посещала пожилая женщина, лет 70 - наставница Елена Владимировна. Она переехала в Курск с Украины. Там она несла служение учителя воскресной школы.

В этом году в пресвитера был рукоположен Петрухин Степан Иванович. Община евангельских христиан и баптистов насчитывала семь диаконов: Кондашова Николая Фёдоровича, Пузанова Ивана Дмитриевича, Роколина Михаила, Волгина Степана, Каширцева Алексея Григоровича, Тоболина Макара Викторовича и Шевелёва Константина Ивановича.

Надо сказать, что во время второй мировой войны среди баптистов и евангельских христиан вновь усиливается стремление к единству. В 1944 году представители общин евангельских христиан: М. А. Орлов, А. Л. Андреев, Я. И. Жидков, А. В. Карев и В. Н. Урштейн и баптистов – М. И. Галяев, И. А. Левиндато и П. И. Малин собрались вместе и решили созвать в октябре 1944 года в Москве объединительный съезд обоих течений. С 26 по 29 октября в Москве состоялся съезд представителей религиозных объединений евангельских христиан и баптистов. Присутствовало на съезде 47 человек (28 евангелистов и 19 баптистов). После длительных переговоров было принято решение о создании объединенного Союза евангельских христиан и баптистов с Всесоюзным Советом, как руководящим органом, с пребыванием его в Москве.

В состав Всесоюзного Совета вошли наиболее видные руководители евангельских христиан и баптистов: председатель – Я. И. Жидков, его заместители: М. И. Галяев, М. А. Орлов, члены – И. А. Левиндато, Ф. Г. Патковский, А. Л. Андреев, П. И. Малин и секретарь Совета - А. В. Карев.

Объединение состоялось на следующих условиях:

1. Из двух Союзов - Союза евангельских христиан и Союза баптистов - на всей территории СССР образуется один союз: Союз евангельских христиан и баптистов.

2. Руководящим органом Союза евангельских христиан и баптистов является ВСЕХиБ.

3. Из среды членов ВСЕХиБ избираются: председатель, два его заместителя, секретарь и казначей, составляющие президиум Совета.

4. ВСЕХиБ имеет свою печать с надписью: "Всесоюзный Совет евангельских христиан и баптистов" со словами внутри круга: "Один Господь, одна вера, одно крещение".

5. Евангельские христиане и баптисты, существовавшие до слияния союзов раздельно, отныне сливаются в единые общины. Общины, существовавшие отдельно, как общины евангельских христиан или как общины баптистов, отныне входят в один Союз.

6. Каждая община, входящая в Союз евангельских христиан и баптистов, носит наименование: (такая-то) община евангельских христиан и баптистов.

7. Все общины евангельских христиан и баптистов должны, по возможности, иметь рукоположенных пресвитеров и диаконов.

8. В каждой общине крещение, хлебопреломление и бракосочетание совершается рукоположенными пресвитерами. Но при отсутствии таковых эти действия могут совершаться и не рукоположенными членами общины, однако только по поручению собрания.

9. Крещение и бракосочетание, совершаемые как с возложением рук, так и без возложения их на крещаемых и брачущихся, имеют одинаковую силу. Но для достижения полного единства в практике общин рекомендуется совершение крещения и бракосочетания с применением возложения рук, рассматривая это действие как род торжественной молитвы о благословении, причем возложение рук на крещаемых, если таковых более двух лиц, совершается путем поднятия рук над ними с произнесением соответствующей молитвы.

10. Вечеря Господня или хлебопреломление может совершаться как путем разламывания хлеба на множество мелких частей, так и путем разламывания на две, три или несколько крупных частей. Хлеб и вино принимаются членами общины стоя, выражая этим свое благоговение.

В августе 1945 г., состоялось объединение христиан веры евангельской (пятидесятников) с евангельскими христианами баптистами, т. к. первые не смогли организовать свой самостоятельный союз. 19-25 августа в лице своих представителей: Д.И. Пономарчука, А.И. Бидаша, И.К. Панько и Вашкевича они подписали соглашение о единении. Тогда же состоялось присоединение баптистов и евангелистов Эстонии, Латвии и Литвы.

С 1945 года Страшим Пресвитером (епископом) по Курской области стал приехавший из Москвы Василий Тихонович Пелевин, плодом его деятельности стало восстановление общин ЕХБ, которые были разрушены в годы репрессий. С того же года члены курской общины ЕХБ ушли с улицы Раздельной и начали собираться в бывшей Казацкой слободе у женщины по фамилии Удаловой. В 1947 году евангельские христиане и баптисты собирались на ул. Красноармейской, а с 1954 года – по адресу ул. Красная Линия, 26.

С 1943 года постоянная комиссия по рассмотрению культовых вопросов была преобразована в Совет по делам Русской Православной Церкви, а в 1944 году в дополнение к. нему создается Совет по делам религиозных культов (СДРК) при Совете Министров СССР. На местах также работают по два уполномоченных этих Советов. Совет по делам религий при Совете Министров СССР и Совет по делам Русской Православной Церкви осуществляли контроль над правильным соблюдением законов о культах центральными и местными органами власти и прочими организациями в стране, а также религиозными объединениями всех вероисповеданий. Эти государственные организации были связующим звеном между Правительством СССР и религиозными объединениями по вопросам, требующим разрешения Правительства СССР; занимались решением практических вопросов, связанных с созданием нормальных условий для удовлетворения религиозных потребностей верующих; вносили на рассмотрение соответствующих государственных органов предложения о необходимых изменениях и дополнениях действующего законодательства о культах 32.

В это время начинают происходить нестроения в рядах евангельских христиан баптистов. Новый союз (ВСЕХБ) воспринимался ими очень неоднозначно, и его законность представлялась многим сомнительной, да и участие властей в его создании было слишком уж явным. Некоторые группы, вступив в союз, через некоторое время полностью разочаровались и вышли из него. Другие же, напротив, благодарили Господа за то, что церкви вновь открываются и можно снова беспрепятственно молиться Богу.

Отказ в регистрации и снятие с нее зачастую был связан с не угодностью местным властям избранных общиной служителей. Поставление и утверждение пресвитеров или их снятие происходило с одобрения властей (уполномоченных СДРК). Так же происходило и утверждение или снятие старших пресвитеров ВСЕХБ, что являлось прямым вмешательством государства во внутренние дела ЕХБ.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.