рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты по теории гос-ва и права

(1991г.) путча. Получил общее признание принцип "правового

государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты

и положения, стали развиваться демократическое законодательство,

система правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации,

Высший арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991г.

Верховным Советом РФ была одобрена концепция судебной реформы,

которая направлена на утверждение судебной власти в государственном

механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей

деятельности от властей законодательной и исполнительной. Процесс

формирования правового государства предполагает создание системы

политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы

реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом

и судом, взаимную ответственность государства и личности. Сложившиеся

экономические и социальные условия в нашей стране, рост цен и инфляции,

усиление бюрократизма и коррупции в управленческом аппарате в

значительной мере затрудняют и замедляют этот процесс. Необходимым

фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в

государственной и политической жизни нашего общества, является уровень

политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от

того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в

последнее время не только у граждан, но и у представителей

государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона

всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта

демократического государства. Успешное решение формирования правового

государства невозможно без создания реальных условий для данного

процесса. К таким условиям относятся: достижение высокого уровня

политического и правового сознания людей; создание единого,

внутренне не противоречивого законодательства; ограничение

вмешательства в сферу экономики; разработка продуманной

национальной политики и эффективных средств ее реализации. В настоящее

время многие законы еще не приведены в соответствие с Конституцией.

Время от времени возникает конкуренция федеральных законов и местных

законодательных актов. Все это отрицательно сказывается на

состоянии законности, экономики, приводит к межнациональным

конфликтам, имущественным и территориальным спорам.

6. Правовая система общества: понятие и структура. Основные правовые

системы современности. Правовая система – это совокупность взаимосвязанных,

согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих

общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень

правового развития той или иной страны или государства.

Структура:. 1) это явления духовного мировоззренческого характера, среди

которых на первом месте стоит юридическая наука. К явлениям

мировоззренческого характера относятся также правовые понятия, правовые

принципы, правовая культура и правовая политика. 2) правовые отношения,

представляющие собой динамику права и форму его жизни. 3) в качестве

цементирующих элементов правовой системы выступают право и выражающее его

законодательство (точнее система права и система законодательства). Именно

вокруг них группируются остальные элементы правовой системы. 4) юридическая

практика. Данный элемент правовой системы связан с деятельностью и

накопленным при этом опытом компетентных органов, должностных лиц и граждан

по изданию и реализации юридических норм. 5) юридическая техника —

совокупность специфических правил и приемов наиболее оптимального правового

регулирования общественных отношений. Юридическая техника делится на

законодательную и правоприменительную. Если говорить о ее блоках, то можно

выделить такие, как нормативный, правообразующий, доктринальный

(научный), статистический, динамический, блок прав и обязанностей и

др. Между ними существуют многочисленные горизонтальные и вертикальные

связи и отношения. Все это отражает сложный правовой уклад данного

общества. Входящие в правовую систему компоненты неодинаковы по своему

значению, юридической природе, удельному весу, самостоятельности, степени

воздействия на общественные отношения, но в то же время они подчинены

некоторым общим закономерностям, характеризуются единством.

Правовая система не является застывшим, раз и навсегда сформировавшимся

образованием. Находясь в постоянном развитии, та или иная правовая система

может изменяться.

Англосаксонская правовая семья – это совокупность правовых систем Англии,

США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и других стран. Отличительной чертой

данной семьи считается то, что главным источником права выступает судебный

прецедент, а основными творцами права являются судьи.

Романо-германская правовая семья - совокупность правовых систем

континентальной Европы; Северной Африки; Южной Америки; Японии; России (чья

правовая система близка к романо-германской правовой семье); некоторых

других государств, отличительная особенность которых в том, что основным

источником права в данной правовой семье является нормативно-правовой акт,

которые составляют единую иерархическую систему нормативных актов.

Семья мусульманского права - совокупность правовых систем стран, где

сильное влияние имеет исламская религия - Ирана, Саудовской Аравии, Ирака,

Пакистана, некоторых других государств. Отличительными чертами

мусульманской правовой семьи является то, что: 1) одним из главных

источников права являются религиозно-правовые принципы, содержащиеся в

священных книгах мусульман, - Коране, Сунне, Иджме; 2) в ряде мусульманских

стран имеет место дуализм правовой системы: сосуществование

кодифицированного права и исламских религиозно-нравственных принципов.

Индусская правовая семья охватывает практически все народы, имеющие

индийские корни. Индусское право тесно связано с религией - индуизмом.

Содержание права составляют обряды, верования, различные идеологические

ценности - мораль, философия. Основу индуизма составляет учение о

перевоплощении душ и кастовом делении общества. Согласно этому учению, все

хорошие и плохие поступки человека, совершаемые им на земле, создают основу

его будущего существования, определяемую моральными качествами истекшей

жизни. Главная черта индусского права — тесная связь с религией.

Обычное право Африки - это право молодых развивающихся государств в

результате особенностей их исторического развития сочетается с

мусульманским, индусским правом, а также с обычным правом, которое все еще

действует в достаточно широкой сфере отношений. Одна из характерных черт

обычного права заключается в том, что правовые и моральные нормы выступают

в неразрывной связи, а при решении конфликтов стороны руководствуются в

первую очередь идеей примирения. Другая черта африканского обычного права

сводится к тому, что оно регулирует отношения в первую очередь групп или

сообществ, а не отдельных индивидов.

Славянская правовая семья характеризуется яркой самобытностью, которая

обусловлена глубокими социальными, культурными, государственными началами

жизни славянских народов. Право этой семьи тесно связано с православным

христианством, вследствие чего содержание права несколько сходно с

содержанием Библии. Ведущим элементом славянской правовой семьи является

российская правовая система. Историческими, региональными и юридическими

источниками современного российского права выступают два противоположных

законодательных массива: право Российской империи; советское право. В

состав славянской правовой семьи входят следующие группы правовых систем:

российское право; западно-славянское право.

8. Романо-германская правовая семья, ее основные признаки на современном

этапе развития. Романо-германская правовая семья, или семья

континентального права (Франция, ФРГ, Италия, Испания и др.) имеет

длительную юрид.историю. Она сложилась в Европе в результате усилий ученых

европейских университетов, которые выработали и развили начиная с XII в. на

базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юрид.науку,

приспособленную к условиям современного мира.

Особенности: 1) нормативно-правовой акт является основным источником

права; 2) нормативно-правовые акты составляют иерархическую систему; 3) во

главе данной иерархической системы нормативных актов стоит конституция

(основной закон) - документ высшей юридической силы, принимаемый обычно

парламентом или народом на референдуме (либо издаваемый монархом); 4)

система права делится на две большие части - публичное право (регулирует

общественные отношения, связанные с осуществлением власти, и т. д.) и

частное право (регулирует вопросы частной жизни граждан); 5) публичное и

частное права делятся на специализированные отрасли права (например,

гражданское, семейное, уголовное, конституционное и др.); 6) во главе

отрасли, как правило, находится комплексный стабильный акт, содержащий

основные положения данной отрасли права и применяемый непосредственно, -

кодекс; 7) главными творцами права являются законодатели, а не судьи; 8)

большое значение имеют подзаконные акты (указы, положения, инструкции и т.

д.), а также доктрина (теория) права, вырабатываемая в университетах и

научных учреждениях; 9) судьи являются не создателями права, а его

применителями.

Юристы признают, что законодательный порядок может иметь пробелы, но что

пробелы эти практически незначительны. В Р-Г юрид.доктрине и в

законодательной практике различают три разновидности обычного закона:

кодексы, специальные законы (текущее законодат-во) и сводные тексты норм. В

Р-Г семье достаточно широко используются некоторые общие принципы, которые

юристы могут найти в самом законе, а в случае необходимости и вне закона.

Эти принципы показывают подчинение права велению справедливости в том виде,

как последняя понимается в определенную эпоху и в определенный момент. В

наши дни, как и в прошлом, в Р-Г правовой семье доктрина составляет

достаточно активно действующий источник права. Законодатель часто выражает

лишь те тенденции, которые установлены в доктрине, и воспринимает

подготовленные ею предложения. С развитием международных связей большое

значение для национальных правовых систем приобрело международное право.

Своеобразно положение обычая в системе источников права Р-Г семьи. Он может

действовать не только в дополнение к закону, но и помимо закона. В целом,

за редким исключением, обычай потерял здесь характер самостоятельного

источника права. Весьма противоречива доктрина по вопросу о судебной

практике как источнике права Р-Г семьи. Однако анализ реальной

действительности позволяет сделать вывод о возможности отнесения судебной

практики к числу вспомогательных источников права. Об этом свидетельствует

все возрастающее количество публикуемых сборников и справочников судебной

практики, а также значение прежде всего кассационного прецедента.

Кассационный суд является высшей судебной инстанцией. Поэтому судебное

решение, основанное, напр., на аналогии или общих принципах, оставленное в

силе Кассационным судом, может восприниматься другими судами при решении

подобных дел как фактический прецедент.

10. Англо-саксонская правовая система, ее основные черты и особенности

развития. В отличие от гос-в романо-германской правовой семьи, где основным

источником права является закон, в гос-вах англо-американской правовой

семьи основным источником права служит судебный прецедент, т.е. нормы,

сформулированные судьями в их решениях. А-А общее право включает прежде

всего группу английского права с характерным для Англии прагматически-

рационалистическим образом мышления, присущим буржуа в таких странах, где

никогда не было мировоззренческих традиций создания глобальных социально-

философских теорий и где в то же время в силу исторических особенностей

развития капитализма сохранилась явная настороженность к высшей власти, к

ее концентрации и поддерживался в противовес ей престиж судебной системы.

Это обстоятельство при определенных условиях нашло свое проявление в жизни

США и прежних доминионов Британской империи. В рассматриваемую семью также

входят Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, а также 36 гос-

в – членов Британского содружества. Несмотря на все попытки кодификации,

дополнения и усовершенствования положениями права справедливости, оно в

основе своей является прецедентным правом, созданным судами. Это не

исключает возрастания роли статутного (законодательного) права. В

противовес местным обычаям это право – общее для всей Англии. Оно было

создано королевскими судами, называвшимися обычно Вестминстерскими – по

месту, где они заседали начиная с XIII в. В ходе деят-сти королевских судов

постепенно сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в

последующем эти суды. Сложилось правило прецедента, означающее, что однажды

сформулированное судебное решение становилось обязательным и для всех

других судей. Характерные черты правопонимания в этой семье выражается

формулой: «Средство судебной защиты важнее права», т.к. основная сложность

заключалась в том, чтобы получить возможность обратиться в Королевский суд.

В XIV-XV вв. в связи с развитием буржуазных отношений возникла

необходимость выйти за жесткие рамки прецедентов. Роль суда взял на себя

королевский канцлер, который стал решать в порядке опред.процедуры споры по

обращениям к королю. В результате наряду с общим правом сложилось право

справедливости. До реформы 1873-1875 гг. в Англии существовал дуализм

судопроизводства: помимо судов, применявших общее право существовал суд

лорда-канцлера. Реформа слила общее право и право справедливости в единую

систему прецедентного права. И сегодня английское право продолжает

оставаться в основном судебным правом, разрабатываемым судами в процессе

решения конкретных случаев.

Помимо исключительно широких прав судей в создании права и роли судебного

прецедента особенностями англосаксонской правовой семьи являются: 1)

индивидуальный (казуистический) характер юридических прецедентов; 2)

приоритет прав человека (защищаемых судом); 3) главенствующая роль

процессуального (доказательственного) права, оказывающего влияние на право

материальное; 4) отсутствие четкого разделения права на частное и

публичное. Его заменяет деление на общее право и право справедливости; 5)

отсутствие отраслевых кодексов; 6) нет резко выраженного деления права на

отрасли, поскольку суды могут разбирать разные категории дел: публично- и

частноправовые – гражданские, торговые, уголовные, а также по причине

отсутствия кодексов европейского типа. Доктрина не знает дискуссий о

структурных делениях права. Однажды вынесенное решение является нормой для

всех последующих рассмотрений аналогичных дел. Однако степень

обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда,

рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом

прецедентом, т.е. к указанному общему правилу требуется на практике

поправка. Прецедентное право требует от судьи признать обстоятельства

рассматриваемого дела сходными с ранее решавшимся делом, от чего зависит

применение той или иной прецедентной нормы. Он может найти аналогию

обстоятельств и тогда, когда на первый взгляд ее нет. Наконец, он вообще

может не найти никакого сходства обстоятельств, и тогда, если отношения не

регламентированы нормами статутного права, судья сам создает правовую

норму, т.е. становится законодателем.

12. Понятие и виды форм права. Источники права. Под формами (источниками)

права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм. Источники

права – специальный правовой термин, который употребляется для обозначения

внешних форм выражения юридических норм. Различаются следующие основные

формы (источники права): правовой обычай, юридический прецедент (судебная

практика), нормативно-правовой акт.

Правовым обычаем называется санкционированное гос-вом правило поведения,

которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми

определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма.

Юридический прецедент – это судебное или административное решение по

конкретному юрид.делу, которому гос-во придает общеобязательное значение.

Различаются судебный и административный прецедент. Суть юрид.прецедента

состоит в том, что ранее состоявшееся решение гос-венного органа (судебного

или административного) по конкретному делу имеет силу правовой нормы и при

последующем разрешении подобных дел.

Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, в котором содержатся

нормы права. Среди современных источников права нормативно-правовой акт

занимает ведущее метсо. Он объединяет в себе общеобязательные правила

поведения, которые создаются и охраняются гос-вом. К нормативно-прав.актам

относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов

исполнит.власти. В отличие от других источников права, нормативные акты

наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного

развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового

регулирования.

13. Унитарная форма гос-венного устройства: понятие и признаки. Форма гос-

венного устройства – это национальное и административно-территориальное

строение гос-ва, которое раскрывает характер взаимоотношений между его

составными частями, между центральными и местными органами гос-венной

власти. Форма гос-венного устройства показывает: 1) из каких частей состоит

внутренняя структура гос-ва; 2) каково правовое положение этих частей и

каковы взаимоотношения их органов; 3) как строятся отношения между

центральными и местными гос-венными органами; 4) в какой гос-венной форме

выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного гос-ва.

По форме гос-венного устройства все гос-ва можно подразделить на три

основные группы: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное гос-во – это единое цельное гос-венное образование, состоящее из

административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным

органам власти и признаками гос-венного суверенитета не обладают.

Унитарное гос-во характеризуется следующими признаками: 1) Предполагает

единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и

судебные органы, которые осуществляют верховное руководство

соответствующими местными органами (Франция); 2) На территории унитарного

гос-ва действует одна конституция, единая система закон-ства, одно

гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится

обязательная для всех административно-территориальных единиц общая

налоговая и кредитная политика. 3) Составные части унитарного гос-ва

(области, департаменты, округа, провинции, графства) гос-венным

суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов

самостоятельных воинских атрибутов гос-венности. В то же время местные

органы в унитарном гос-ве обладают известной, а иногда и значительной

самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов

унитарное гос-венное устройство может быть централизованным и

децентрализованным. Принято считать гос-во централизованным, если во главе

местных органов гос-венной власти стоят назначенные из центра чиновники,

которым подчинены местные органы самоуправления. 4) Унитарное гос-во, на

территории которого проживают небольшие по численности национальности,

широко допускает национальную и законодательную автономию. 5) В унитарном

гос-ве все внешние межгос-венные сношения осуществляют центральные органы,

которые официально представляют страну на международной арене. 6) Имеет

единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными

органами гос-венной власти.

14. Нормативно-правовой акт: понятие, структура, виды.

Под нормативными правовыми актами понимают акты, устанавливающие нормы

права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего

характера. Этим они отличаются от актов применения права и от остальных

индивидуальных актов, рассчитанных на однократное действие, привязанных к

определенным субъектам, к конкретным обстоятельствам места и времени. Но в

реальной практике часто встречаются смешанные акты, когда в них включены

одновременно и нормы права и конкретные индивидуальные предписания

правоприменительного характера.

Классификация: Один из главных признаков дифференциации всех нормативных

источников – это принадлежность к той или другой отрасли права:

конституционному, административному, гражданскому, уголовному и т.д. Другое

основание деления нормативных актов – по субъектам их издания: акты органов

гос-ва; санкционированные гос-вом акты общественных организаций; акты

органа самоуправления; акты непосредственного народного волеизъявления

(референдум). К данной классификации примыкают и более конкретизированные

деления актов по издавшему их органу: акты парламента, правительства,

министерства, муниц.органа и т.д. Учитывая неодинаковую роль основных

частей механизма гос-ва, следует особо обратить внимание на акты органов

гос-венной власти и акты органов гос-венного управления. Центральным и

главным является подразделение н-п актов в соответствии с их иерархической

структурой. В данной классификации основным критерием отнесения н-п акта к

тому или другому виду служит его юрид.сила. Юридическая сила указывает на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.