рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты по теории гос-ва и права

место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от

положения и роли органа, издавшего акт, от его конституционных полномочий и

компетенции, которой он наделен по действующему законодательству. Общему

построению системы законодательств в любом гос-ве свойственно деление на

законы и подзаконные н-п акты. Закон – это принимаемый в особом порядке

(высшими органами власти федерации и ее членов или в ходе референдума) и

обладающий высшей юрид.силой н-п акт, выражающий гос-венную волю по

ключевым вопросам общественной жизни. Законы подразделяют на обыкновенные и

конституционные (конституции и примыкающие к ним основополагающие законы,

регулирующие вопросы общественного и гос-венного устройства). Особое место

в системе нормативных актов занимают акты президентской власти. Они

относятся к подзакон.актам и должны носить исполнительский характер.

Однако, в условиях чрезвычайного или военного положения и только на основе

конституции президентские акты могут приостановить или корректировать

законы. К подзаконным нормативным актам, имеющим превосходящую юрид.силу по

отношению к ведомственным актам и актам местных органов, относятся

постановления и распоряжения правительства. НПА отдельных ведомств, как

правило, регулируют внутриведомственные отношения. Однако некоторым из

центральных ведомств, напр. МВД, в строго ограниченной сфере

предоставляется право издавать акты внешнего действия. Местные подзаконные

акты издаются территориальными органами гос-венной власти и управления или

органами местного самоуправления. Локальные подзаконные акты издаются

администрацией для решения своих внутренних вопросов.

15. Федерация как форма гос-венного устройства: понятие, признаки, виды.

Форма гос-венного устройства – это национальное и административно-

территориальное строение гос-ва, которое раскрывает характер

взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными

органами гос-венной власти. Форма гос-венного устройства показывает: 1) из

каких частей состоит внутренняя структура гос-ва; 2) каково правовое

положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов; 3) как строятся

отношения между центральными и местными гос-венными органами; 4) в какой

гос-венной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на

территории данного гос-ва. По форме гос-венного устройства все гос-ва можно

подразделить на три основные группы: унитарные, федеративные и

конфедеративные.

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее

самостоятельных гос-венных образований в одно союзное гос-во. Федеративное

гос-венное устройство неоднородно.

В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые

определяются историческими условиями образования конкретной федерации и

прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры

и быта народов, входящих в союзное гос-во. Но можно выделить наиболее общие

черты, характерные для большинства федеративных гос-в. 1) Территория

федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов,

земель, республик и т.п. 2) В союзном гос-ве верховная законодательная,

исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным гос-венным

органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается

федеральной конституцией. 3) Субъекты федерации обладают правом принятия

собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные

и судебные органы. 4) В большинстве федераций существует единое союзное

гражданство и гражданство федеральных единиц. 5) При федеральном гос-венном

устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов

федерации. 6) Основную общегос-венную внешнеполитическую деят-сть в

федерациях осуществляют союзные гос-венные органы. Они официально

представляют федерацию в межгос-венных отношениях (США, Индия). Федерации

строятся по территориальному и национальному признакам, которые в

значительной мере определяют характер, содержание и структуру гос-венного

устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением гос-

венного суверенитета субъектов федерации. 1) Гос-венные образования,

составляющие территориальную федерацию, не являются суверенными гос-вами,

поскольку их деят-сть в сфере внутренних и внешних отношений зависит от

властных полномочий общефедеральных гос-венных органов. 2) Субъекты

терр.федерации конституционно лишены права прямого представительства в

международных отношениях (Индия). 3) В терр. Федерациях конституционное

закон-ство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из

союза (США, ФРГ). 4) Управление вооруженными силами в терр.федерациях

непосредственно осуществляется союзными гос-венными органами.

Национальные федерации характеризуется след.признаками: 1) Субъектами такой

федерации являются национальные гос-ва и нац.-гос-венные образования,

которые отличаются друг от друга национальным составом населения, его

особой культурой, бытом, традициями и обычаями, религией. 2) Нац.федерация

строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов.

Независимо от экономического потенциала, размера территории, численности

населения все субъекты нац.федерации пользуются одинаковыми правами и

обладают одинаковой возможностью влиять на решение задач общества и гос-ва.

3) Нац.федерация обеспечивает гос-венный суверенитет больших и малых наций,

их свободное и самостоятельное развитие. 4) Высшие гос-венные органы

нац.федерации формируются из представителей субъектов федерации. 5)

Важнейшей особенностью нац.федерации является правовое положение ее

субъектов. Эта особенность непосредственно связана с таким

общедемократическим институтом, как право наций на самоопределение, т.е.

право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей гос-венности.

Основное различие между территориальной и нац.федерацией состоит в

различной степени суверенности их субъектов.

16. Норма права: понятие и признаки. Структура нормы права.

Правовая норма – это первичная клеточка права. Норма права является

образцом (моделью) типового общественного отношения, которое

устанавливается гос-вом. Она определяет границы возможного или должного

поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных

взаимоотношениях. Норма права предусмастривает свободу участников

регулируемых общественных отношений в двояком смысле: 1) как способность

воли субъекта сознательно избирать тот или другой вариант поведения

(внутренняя свобода); 2) как возможность действовать вовне, преследовать и

осуществлять определенные цели во внешнем мире (внешняя свобода).

Признаки правовой нормы: 1) Норма права устанавливается или санкционируется

гос-вом. Это модель поведения, которая закрепляется в официальных гос-

венных актах. 2) Норма права имеет предоставительно-обязывающий характер. С

одной стороны, она предоставляет свободу действий, направленных на

удовлетворение законных прав субъекта. С другой стороны, норма права

обязывает совершать или не совершать определенные действия, ограничивая

таким образом свободу отдельных лиц. 3) Реализация правовой нормы в

необходимых случаях обеспечивается мерами гос-венного принуждения.

Нарушение границ свободы дозволенного и необходимого поведения влечет за

собой применение со стороны компетентных гос-венных органов мер

юрид.ответственности к правонарушителям. 4) Благодаря вышеуказанным

признакам нормы права выступают гос-венным регулятором типовых общественных

отношений. В этом выражается социальная роль правовых норм.

Структура нормы права. Норма права имеет характерное внутреннее строение

(структуру). Структура показывает из каких элементов состоит норма. Их три:

гипотеза, диспозиция и санкция. 1) Гипотеза (предположение) – это элемент

правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует

руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические

обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юрид.права и

обязанности. 2) Диспозиция (распоряжение) – это элемент правовой нормы, в

котором указывается, каким может или должно быть поведение при наличии

условий, предусмотренных гипотезой. Диспозиция раскрывает само правило

поведения, содержание юрид.прав и обязанностей лиц. 3) Санкция (взыскание)

– это элемент правовой нормы, в котором определяется, какие меры гос-

венного взыскания могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного

диспозицией. Санкция определяет меры юрид.ответственности за нарушение

опред.нормы права. Норма права может выполнять свои непосредственные

регулятивные функции лишь при наличии всех ее структурных элементов.

17. Содружество и сообщество государств, их понятия, признаки и цели

создания. Содружество государств – это весьма редкое, но тем не менее

организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих

признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки

могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности,

интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица); во-вторых, права

(уголовного, гражданского, процессуального, сходство имеет и правовой

статус гражданина); в-третьих, языка (языковое единство может иметь

лингвистический характер, как, например, у славянских стран СНГ, иногда

привнесенное в результате колониального господства); в-четвертых, культуры

(иногда культурная общность имеет историческое происхождение, иногда

достигается взаимообогащением и даже привнесением и ассимиляции иных,

чужеродных элементов); в-пятых, религии. Однако содружество это не

государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе

содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный

договор, устав, декларация и иные юридические документы. Цели, выдвигаемые

при создании содружества, могут быть самыми различными. Они затрагивают

важные интересы государства. Что не позволяет их отнести к разряду

второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам

приходится иногда ограничивать свой суверенитет. Как правило, члены

содружества – полностью независимые, суверенные государства, субъекты

международных отношений. В содружестве могут создаваться надгосударственные

органы, для координации действий государств. Денежные средства для целей

содружества объединяются добровольно, в тех размерах, которые считаются

достаточными и необходимыми. Правотворческая деятельность осуществляется в

форме нормативных актов, которые принимают главы государств. Содружество,

как объединение государств может носить переходный характер. Оно может

развиться в конфедерацию и, даже, в федерацию, а может, наоборот, при

нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших

его, послужить этапом окончательной дезинтеграции этого специфического

союза.

Межгос-венные образования знают и такую форму, как Сообщество гос-в. В

основе Сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор.

Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой

государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает

интернациональные связи государств, входящих в Сообщество, и эволюционирует

в сторону конфедеративного объединения (Европейские сообщества). В

Сообщество могут входить ассоциированные члены – государства, принимающие

те или иные правила, действующие в Сообществе. Порядок вступления в

Сообщество и выхода из него устанавливается членами этого образования. В

Сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-

государств), надгосударственные органы. Целью Сообщества является

выравнивание экономического и научно-технического потенциала государств,

входящих в него, а также объединение условий этих государств, для

достижения глобальных целей, упрощение таможенных, визовых и других

барьеров.

18. Система права: понятие и структура. Классификация отраслей права, их

краткая характеристика. Система права формируется и функционирует на основе

общих объективных закономерностей. Это сложное и развивающееся социальное

явление, которое отражает и закрепляет в нормативной форме закономерности

общественной жизни. Система права – это его внутреннее строение, которое

выражается в единстве и согласованности действующих в гос-ве правовых норм

и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.

Признаки системы права: 1) Характеризуется объективностью. Она не может

создаваться по субъективному усмотрению людей, поскольку обусловлена

реально существующей системой общественных отношений. Для системы права

характерны единство и взаимосвязь норм, ее составляющих. Они не могут

функционировать изолированно. 2) С.П. – это многообразное правовое явление,

включающее неодинаковые по своему содержанию и объему структурные элементы.

Будучи цельным образованием, система права в то же время подразделяется на

нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права. Такое деление

объясняется большим разнообразием общественных отношений, которые отражает

и регулирует система права.

Нормы права – это элемент СП, его «атом» более не делимый. В системной

организации права правовые нормы существуют не обособленно, а

соответственно своему предметному назначению объединяются в более общее

образование – институты права. Подотрасль права представляет собой

объединение нескольких институтов в одной и той же отрасли права. Отрасль

права – это основное подразделение системы права, его главный элемент,

который объединяет взаимосвязанные между собой институты права,

регулирующие качественно однородную область общественных отношений.

Система права объединяет следующие основные отрасли: 1) Государственное

(конституционное) право – это отрасль права, закрепляющая основы

общественного и государственного устройства страны, основы правового

положения гр-н, систему органов гос-ва и их основные полномочия. 2)

Административное право регулирует общественные отношения, которые

складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деят-

сти органов гос-ва. 3) Финансовое представляет собой совокупность норм,

регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деят-сти. 4)

Земельное регулирует общественные отношения в области использования и

охраны земли, ее недр, вод, лесов, что является материальной основой

жизнеобеспечения человеческого общества. 5) Гражданское – наиболее объемная

отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и

связанные с ними личные неимущественные отношения. 6) Трудовое право – это

отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деят-

сти человека. 7) Семейное – отрасль права, которая регулирует брачно-

семейные отношения. 8) Гражданско-процессуальное право регулирует

отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых

и семейных споров. 9) Уголовное право представляет собой комплекс норм,

которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является

преступным и какое наказание за его совершение применяется. 10) Уголовно-

процессуальное право объединяет нормы, определяющие порядок производства по

уголовным делам. 11) Исправительно-трудовое право регулирует отношения,

складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с

исправительно-трудовым воздействием.

19. Конфедерация: понятие и общая характеристика.

Форма гос-венного устройства – это национальное и административно-

территориальное строение гос-ва, которое раскрывает характер

взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными

органами гос-венной власти. Форма гос-венного устройства показывает: 1) из

каких частей состоит внутренняя структура гос-ва; 2) каково правовое

положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов; 3) как строятся

отношения между центральными и местными гос-венными органами; 4) в какой

гос-венной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на

территории данного гос-ва. По форме гос-венного устройства все гос-ва можно

подразделить на три основные группы: унитарные, федеративные и

конфедеративные.

Конфедерация – это временный юрид.союз суверенных гос-в, созданный для

обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве гос-ва

(члены конфедерации) сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так

и во внешних делах.

В отличие от федеративного гос-венного устройства конфедерация

характеризуется следующими признаками: 1) Конфедерация не имеет своих общих

законодат., исполнит-ных и судебных органов. Конфедеративные органы,

состоящие из представителей суверенных гос-в, решают проблемы

экономического, оборонного сотрудничества (ради этого она и создается). 2)

Конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов и

единого гос-венного бюджета. Однако эти вопросы могут координироваться по

согласию членов конфедерации. 3) Конфедеративные гос-венные органы могут

договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также

единой межгос-венной кредитной политике на период существования данного гос-

венного образования. 4) Конфедеративные гос-ва недолговечны. Они или

распадаются по достижении общих целей, или превращаются в федерации.

Конфедерация может служить основой для образования суверенных унитарных или

федеративных гос-в.

20. Система законодательства и ее соотношение с системой права. В

философском плане система права и система законодательства соотносятся

между собой как содержание и форма. Система законодательства есть выражение

системы права, ее объективированная форма. Система права и система

законодательства находятся во взаимной зависимости, хотя степень такой

зависимости различна. Система права (СП), формируясь под влиянием

деятельности законодателя, вместе с тем носит объективный и несколько

автономный от воли законодателя характер. Система закон-ства (СЗ) – детище

закон-теля, хотя, безусловно, также имеет социальную обусловленность. СП и

СЗ не совпадают по кругу источников, в которых они выражены: СЗ воплощена в

закон-стве, иных нормативно-правовых актах; СП находит воплощение не только

в позитивном праве, но и отображена в обычном праве, неписаных принципах

права и аксиомах, международно-правовых актах, имеющих рекомендательный

характер, договорах нормативного содержания, судебных прецедентах и даже в

правосознании. Это обусловлено тем, что каждая отрасль в составе СП

обладает присущим ей предметом и методом правового регулирования. Отрасли

же закон-ства такими объединяющими началами не обладают. Анализ

законодательства позволяет выделить три группы отраслей законодательства:

1) одноименных с отраслями права (уголовное, гражданское и т.д.); 2)

комплексные отрасли закон-ства – отрасли, состоящие из норм различных

отраслей права: административного, гражданского, уголовного; 3) отрасли

закон-ства, привязанные к соотв.сферам гос-венного управления и сферам гос-

венной деят-сти (закон-ство о водном, воздушном, железнодорожном

транспорте, об образовании и т.д.) Отсюда количество отраслей закон-ства

значительно превышает число отраслей права. Общеправовым классификатором

отраслей российского закон-ства, утвержденным Указом Президента РФ,

охватывается 48 таких отраслей.

21. Функции гос-ва: понятие и классификация, гос-венно-правовые формы их

осуществления. Термин функции гос-ва применяется для обозначения основных,

наиболее важных направлений деят-сти гос-ва, в которых проявляется его

социальное назначение. Основные направления деят-сти законодательной,

исполнительной и судебной власти в правовом гос-ве имеют общую природу. Их

первостепенной целью является обеспечение гармоничной жизнедеят-сти

общества. Функции гос-ва устанавливаются в зависимости от основных задач,

стоящих перед гос-вом на том или ином этапе его развития, и представляют

собой средство реализации этих задач. Вся функциональная деят-сть гос-ва

направлена на достижение генеральной цели: блага человека, его

нравственного, материального и физического благополучия, максимальной

правовой и социальной защищенности личности. Гос-во всегда должно выступать

как верховный хранитель и защитник законных интересов личности. Через

личность гос-во содействует общественному прогрессу в целом, совершенствует

и обогащает всю систему общественных отношений. Т.о. функции гос-ва – это

основные направления его деят-сти, в которой выражается сущность и

социальное назначение гос-венного управления обществом.

Все основные направления деят-сти гос-ва в зависимости от того, в какой

сфере общественной жизни они протекают, подразделяются на внутренние и

внешние. Жизнь любого современного общества осуществляется в двух основных

сферах: внутри страны и на международной арене. По продолжительности

действия функции гос-ва подразделяются на постоянные и временные.

Постоянные функции осуществляются на всех этапах развития гос-ва. Временные

же – прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило

имеющей чрезвычайный характер (к ним относятся, напр.ликвидация стихийного

бедствия, масштабных катастроф, антиконституционных выступлений). Основными

правовыми формами осуществления функций современного гос-ва являются

правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деят-

сть.

23. Механизм гос-ва понятие и структура. Особенности механизма Российского

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.