рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Теория государства и права

Ограниченная: Дуалистическая + Парламентская; Республика: Президентская +

Парламентская + Смешанная.

ФГУ: 1) Простая + Сложная; Простая: Унитарное; Сложная: Уния + Протекторат

Империя + Фузия + Инкорпорация + Федерация + Конфедерация. 2) ВГУ + МГУ;

ВГУ: УГ + ФГ; МГУ: Союз + Содружество + Сообщество.

ФГПР: Демократический + Недемократический + Переходный.

8. Форма правления. Монархия и республика. Особенности формы правления в

Российской Федерации.

Форма правления - #G0комплексный конституционно-правовой #M12291

820001460институт#S, организация власти, характеризуемая ее формальным

источником; структура и правовое положение высших органов государственной

власти (#M12291 820000763глава государства#S, парламент, правительство), а

также установленный порядок взаимоотношений между ними. Главным,

определяющим признаком Ф.п. является правовой статус #M12291 820000763главы

государства#S (выборный и сменяемый в республике, наследственный - в

монархическом государстве). Для современных государств характерны две Ф.п.:

республика и монархия.

Монархия #G0(гр. monarchia - единовластие) - форма правления при которой

#M12291 820000763главой государства#S является #M12291 820002005монарх#S;

власть монарха ,как пр., является пожизненной и передается в порядке

престолонаследия. В современном мире сохраняются два исторических типа М. -

абсолютная и конституционная. Конституционная М. существует в двух видах,

различающихся степенью ограничения власти #M12291 820002005монарха#S.

Дуалистическая М. - переходная форма правления, при которой #M12291

820002005монарх#S сосредоточивает в своих руках всю #M12291

820001493исполнительную власть#S, формирует правительство, ответственное

перед ним, а не перед парламентом, а #M12291 820001271законодательная

власть#S юридически принадлежит парламенту. Дуалистическая М. характерна

для стран с сильными пережитками феодализма. Парламентарная М. представляет

собой гораздо более демократическую форму правления. В парламентарной М.

отсутствует конституционно-либеральный дуализм: права #M12291

820002005монарха#S ограничены во всех сферах осуществления гос. власти. Он

лишен права самостоятельно осуществлять формально сохраненные за ним

полномочия, все исходящие от него акты нуждаются в одобрении #M12291

820001988министров#S (т.н. #M12291 820001686контрассигнация#S). #M12291

820001493Исполнительная власть#S осуществляется правительством, которое

несет ответственность перед парламентом. Особая разновидность М. - выборная

(или избирательная), сочетающая элементы М. и республики. Такая М.

существует ныне в Малайзии, где #M12291 820000763главой государства#S

является #M12291 820002005монарх#S, избираемый на 5 лет особым совещанием

из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.

Дуалистическая – власть делится. Конституционная – власть передается.

Квазимонархия (как бы монархия) – бывшие колонии Великобритании, которые

признают власть английской королевы (Канада, Австралия, Н.Зеландия, Ямайка

и т.д.). Формально королева назначает своего представителя – генерал-

губернатора.

Республика #G0(лат. res/publica от res - дело, publicus - общественный) -

форма гос. правления, при которой все высшие органы гос. власти либо

избираются, либо формируются общенациональными представительными

учреждениями (парламентами), а #M12291 820000853граждане#S обладают личными

и политическими правами. В настоящее время из 190 государств мира более 140

являются Р. В рамках республиканской формы правления принято различать

президентскую, парламентскую Р. и Р. смешанного типа (полупрезидентскую).

Юридически отличительными чертами президентской Р. (США, Мексика, Казахстан

и др.) служит то, что избираемый на всенародных #M12291 820000689выборах#S

президент является одновременно #M12291 820000763главой государства#S и

#M12291 820001487исполнительной#S власти. Он формирует свою #M12291

820001487исполнительную#S администрацию (США, Мексика) или правительство

(Перу, Кыргызстан), которые ответственны только перед ним. В правительстве,

как пр., отсутствует должность премьер-министра. Президент не может

распустить парламент, парламент не может уволить в отставку администрацию

(правительство). В виде исключения в президентских Р. встречаются наличие

поста "административного" премьер-министра, право парламента увольнять

отдельных #M12291 820001988министров#S. Парламентская Р. (Италия, ФРГ,

Венгрия, Латвия) юридически характеризуется тем, что парламент является

полновластным органом, который формирует политически ответственное перед

ним правительство и избирает президента, являющегося лишь #M12291

820000763главой государства#S, но не #M12291 820001487исполнительной#S

власти. Президент осуществляет свои полномочия, как пр., только по

предложению правительства, возглавляемого премьер-министром. Парламент

может уволить в отставку правительство, выразив ему #M12291

820000670вотум#S недоверия, если последнее теряет поддержку парламентского

большинства. В последнем случае президент имеет право по предложению

правительства распустить парламент и объявить досрочные #M12291

820000689выборы#S. В Р. смешанного типа (Франция, Финляндия, Румыния)

элементы президентской Р. сочетаются с элементами парламентской Р.

Президент (#M12291 820000763глава государства#S) избирается, как пр., на

всеобщих #M12291 820000689выборах#S и наделен юридически и реально большими

полномочиями. Однако правительство формируется парламентским путем и

ответственно не только перед президентом, но и перед парламентом. Президент

осуществляет лишь общее руководство правительством, которое возглавляет

премьер-министр. Президент имеет право роспуска парламента при наступлении

определенных обстоятельств. По ряду формально-юридических признаков к Р.

смешанного типа можно отнести и РФ.

9. Форма государственного устройства. Унитарное и сложное государство.

Федерация, конфедерация, содружество и сообщество государств.

Форма государственного устройства - #G0в науке #M12291

820001652конституционного права#S способ территориальной организации

государства или государств, образующих союз. Территориальное деление

государства, которым определяются взаимоотношения между ним и его

отдельными частями. Применительно к странам с многонациональным составом

населения иногда используется также термин "форма национально-

государственного устройства". Различаются два вида Ф.г.у. –

внутригосударственное и межгосударственное устройство. ВГУ: федерация и

унитарное государства. МГУ: конфедерация (союз, содружество, сообщество).

Унитаризм (французское unitarism от лат. unitas – единство) самая простая

форма территориальной организации государства. Государство считается

унитарным (слитным, простым), если большинство частей этого государства не

имеют статуса государственного образования. В составе унитарного

государства могут находиться отдельные автономные национально-

государственные образования, имеющие ряд атрибутов собственной

государственности (Республика Крым в составе унитарной Украины). Как

правило, в унитарном государстве есть только одна конституция, одно

гражданство, одна система высших органов власти. Составные части унитарного

государства чаще всего имеют статус единиц административно-территориального

деления; они управляются на основе законов принимаемых центральными

органами; их территория может быть изменена простым общегосударственным

законом без согласия местных органов и местного населения.

Существуют две разновидности унитарных государств: децентрализованные и

централизованные. К числу первых относятся такие государства, в которых

региональные органы формируются независимо от центральных, поэтому

юридически отношения между ними строятся на началах децентрализации

(Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия). Ко второму типу

относятся государства, в которых подчинение региональных органов центру

осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из центра

(Нидерланды, Казахстан, Узбекистан).

В отличие от унитаризма, сложное государственное устройство предполагает

существование государства, включающего в себя другие государственные

образования. Теория государства, рассматривая отдельные территориальные

устройства, лишь констатирует наличие в истории и современной

действительности отдельных их видов. В результате этого наука называет два

класса сложных государств – протекторат и уния.

Под протекторатом понимается международный договор, по которому одно

государство обязывается оказывать покровительство другому, более слабому

государству, осуществлять его представительство во внешних делах,

обеспечивать вооруженную защиту, а иногда оказывать экономическую и

культурную помощь. Протекторат относят к числу разновидностей

государственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения

международного договора о покровительстве нового (третьего) государства не

появляется, следовательно, не возникает вопрос о его территориальной

организации.

Под унией понимается союз, соединение, объединение государств. Среди уний

различают объединение монархических государств в форме реальной и

персональной унии, фузии, инкорпорации и империи, а также федерацию и

конфедерацию. Объединение монархических государств в форме личной или

реальной уний возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких

государств в одном лице. Личная уния имеет основанием случайное,

непреднамеренное совпадение независимо друг от друга прав на корону в

нескольких государствах на основе различных порядков престолонаследия. Она

продолжается до тех пор, пока эти различные правомочия персонифицированы в

одном лице. Как только по закону корона переходит к другим лицам, личная

уния прекращается. Политическое значение личных уний может оказаться

значительным и привести к полному слиянию разных государств (Кастилия и

Арагон, Англия и Шотландия). Между государствами, объединенными одним

монархом, невозможна война. Однако в большинстве случаев сколько-нибудь

существенного сближения между ними не происходит. Реальная уния возникает в

результате соглашения государств, в силу которого у них появляется общий

монарх. Члены реальной унии независимы друг от друга, и соединение не

ограничивает их суверенитетов. В результате не образуется ни общей

территории, ни единого подданства, ни общих законов, ни общих финансов и

т.п. Представляя по существу международно-правовое соглашение, она имеет

значение преимущественно в области внешних сношений, выступает в качестве

военного союза, как носитель единой внешней политики. Реальные унии

появляются лишь в Новое время, так как предполагают развитый монархический

порядок и оформившееся единство государства. С политической точки зрения

они часто представляют собой результат стремлений основать единое

государство. Реальные унии были между Норвегией и Швецией, Австро-Венгрия.

Реальные унии прекращаются либо из-за превращения в единое государство,

либо из-за расширения союза вследствие того, что во входящих в унию

государствах корона переходит к другим монархам конституционным или иным

путем.

Империя – сложное государство, созданное насильственным путем. Степень

зависимости составных частей империи бывает различной. В прошлом входящие в

империю образования при неразвитости транспортных средств и средств связи

мало соприкасались с имперской властью. Некоторые государствоведы пришли к

выводу, что у составных частей империи никогда не было единого

государственно-правового статуса. Круг империй очень широк, они

существовали во все исторические эпохи. Империями были и Римское

государство последнего периода, и Великобритания, и Россия.

Фузия (слияние государств) и инкорпорация (внешне оформляемое как слияние

присоединение одного государства к другому) – последние виды уний

рассматриваемые государствоведами. Фузией было воссоединение ФРГ и ГДР,

инкорпорацией – присоединение Эстонии, Латвии, и Литвы к СССР в 1940 году.

#G0Федерация (фр. federation, от позднелат. foederatio - объединение, союз)

- форма гос. устройства, представляющая собой сложное (союзное)

государства, состоящее из гос. образований, обладающих юридически

определенной политической самостоятельностью. Составляющие федеративное

государства гос. образования (штаты, земли, провинции) являются субъектами

Ф. и имеют свое собственное административно-территориальное деление. В

отличие от унитарного государства Ф. имеет две системы высших органов

власти федеральные органы и соответствующие органы членов Ф. Федеральные

органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны.

Гос. образования, составляющие Ф, не являются государствами в собственном

смысле слова. Они не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода

из союза, юридически лишены права участия в международных отношениях. В

случае нарушения союзной конституции или #M12291

820001262законодательства#S, центральная власть имеет право принятия

принудительных мер по отношению к субъекту Ф#S. Одним из обязательных

элементов Ф. является двухпалатная структура федерального парламента. Как

правило, члены Ф. имеют свою собственную конституцию. В зависимости от роли

#M12291 820002127национального#S (лингвистического) фактора в определении

структуры Ф. различаются Ф. на территориальной основе (США, Австралия,

Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика), на #M12291

820002127национальной#S основе (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан) и на

смешанной национально-территориальной основе (РФ, Швейцария, Канада), В

теории #M12291 820001652конституционного права#S также иногда проводится

различие между т.н. конституционными Ф. (США, Канада, Бразилия),

конституционно-договорными (РФ) и договорными (Швейцария, Объединенная

Республика Танзания, Объединенные Арабские Эмираты), между

централизованными (напр., Индия, где штаты, кроме одного, не имеют своих

конституций и #M12291 820000868гражданства#S) и децентрализованными (США,

ФРГ, Швейцария). Составные части федерации могут быть симметричными и

асимметричными. Симметричные состоят из однопорядковых составных частей

(США – 50 штатов). Асимметричные – состоят из различных составных частей

(РФ – 21 республика, 2 города, 6 краев, 49 областей, 1 авт. область и 10

авт. округов - всего 89 субъектов).

#G0Конфедерация (лат. confoederatio - союз, объединение) - форма союза

государств при которой входящие в союз государства сохраняют свой

суверенитет в полном объеме. К. сочетает в себе черты как международно-

правовой, так и гос, организации.

#G0Европейские Сообщества - объединение трех формально самостоятельных, но

взаимосвязанных региональных экономических организаций: Европейского

объединения угля и стали (ЕОУС), созданного в 1951 г., Европейского

сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ) и #M12293 1 820001198 3864875224

195588856 2324376628 10 2392261517 4294967295 2621100554

3452098266Европейского экономического сообщества#S (ЕЭС), созданных в 1957

г. К настоящему времени в систему Е.С. входит также значительное количество

др. Европейских интеграционных #M12291 820001460институтов#S. В 1965 г. в

соответствии с Брюссельским #M12291 820001085договором#S созданы единые

органы трех сообществ. В связи с заключением в 1992 г. Маастрихтских

соглашений (вступили в силу в 1993 г.), предусматривающих создание к концу

XX века политического союза, включая общую #M12291 820002263оборону#S и

валютно-финансовую систему Е.С. стали именоваться #M12293 0 820001196

468716681 3789495318 1328294600 10 468718556 293496503 531746631

4294967294Европейским Союзом#S. С 1986 года Е.С. используют введенный в

1955 году Советом Европы европейский флаг, неизменное расположение звезд на

котором символизирует совершенное единство #M12291 820002089народов#S

Европы. Написанная Гербертом фон Караяном аранжировка "Оды к радости"

Бетховена (Девятая симфония) в 1972 году была утверждена в качестве

европейского гимна. В Е.С. применяются 9 официальных языков.

#G0Союз - 1) гос. образование с единой верховной (центральной) властью,

состоящее и нескольких объединившихся государств (напр., Союзная Республика

Югославия) или колоний (напр., Австралийский Союз). 2) #M12291

820002291общественное объединение#S, организация (в этом смысле

используется понятие "свобода союзов".

#G0Содружество наций#M12291 820002134#S - объединение независимых

суверенных государств, возникших в результате распада британской

колониальной империи, проводящих самостоятельную политику и сотрудничающих

на почве ранее сложившихся общих #M12291 820001467интересов#S и в целях

содействия международному взаимопониманию. Взаимоотношения государств-

членов между собой и с Великобританией определены в Вестминстерском статуте

1931 года в качестве независимых и равноправных как во внутренней, так и во

внешней политике. Декларация о принципах Содружества (Сингапур, 1971)

подтвердила #M12291 820001074добровольный#S характер Содружества,

действующего на принципах #M12291 820001639консенсуса#S. Содружество

состоит из 30 республик и 21 #M12291 820002005монархии#S. 16 монархий

признают в качестве #M12291 820000763главы государства#S британского

короля, представленного в этих странах #M12291 820000733генерал-

губернатором#S; пять #M12291 820002005монархий#S имеют собственных королей.

Ежегодно в марте празднуется День Содружества.

Цель С.н. - содействие #M12291 820000390благополучию#S #M12291

820002089народов#S посредством неустанного воздействия на международное

сообщество при строгом соблюдении этих принципов. К 1995 г. в Б.с.н.

входило 51 государство. Науру и Тувалу имеют статус "особых членов". Эта

форма членства, предназначенная для небольших стран, предусматривает

освобождение от обязательных взносов при сохранении возможности #M12291

820001074добровольных#S взносов и участие в программах технической помощи

при неучастии во встречах #M12291 820000763глав государств#S и

правительств.

Структура С.н.: 1. Глава Содружества (британский #M12291

820002005монарх#S). 2. Конференция Содружества. 3. Встречи на уровне

#M12291 820001988министров#S. 4. #M12291 820001590Комитет#S высших #M12291

820001155должностных лиц#S( разработка политической линии и стратегии

согласно установкам Конференции). 5. Руководящие органы: Совет

представителей Фонда технического сотрудничества Содружества, Научный совет

Содружества, Совет Содружества по делам молодежи, Консультативная группа

Содружества по управлению технологией (утверждение оперативных планов и их

финансирования, общее политическое руководство). 6. Финансовый #M12291

820001590комитет#S, финансовый подкомитет (одобрение бюджета секретариата).

7. Комитеты (разработка проектов, финансовое и политическое планирование).

8. Секретариат.

Главой С.н. и ее символом является британский #M12291 820002005монарх#S,

признанный в этом качестве главой Содружества. Конференция Содружества,

состоящая из премьер-министров государств-членов, собирается раз в два

года. Образованный в 1965 году Секретариат возглавляется генеральным

секретарем. Он координирует деятельность Содружества. Деятельность

Секретариата определяется "Стратегической рабочей программой" (до 1996 г.),

15 программ которой разделены на три основные группы: 1) консультации,

контроль, планирование, менеджмент и #M12291 820001475информация#S; 2)

мероприятия в сфере политического и экономического сотрудничества; З)

программы помощи развитию.

#G0Содружество независимых государств (СНГ) - межгосударственное

объединение, созданное на основе Соглашения о создании Содружества

Независимых Государств, подписанного в Минске 8 декабря 1991 г.

представителями трех республик СССР - РСФСР, Республики Беларусь и Украины.

Соглашение ратифицировано 12 декабря 1991 г. постановлением Верховного

Совета РСФСР. Устав СНГ, принятый в г. Минске 22 января 1993 г.,

ратифицирован Верховным Советом РФ 12 апреля 1993 г. В соответствии с

указанным Соглашением и Уставом СНГ целями Содружества являются развитие

равноправного и взаимовыгодного сотрудничества #M12291 820002089народов#S и

государств в области политики, экономики, культуры, образования,

здравоохранения, охраны окружающий среды, науки, торговли, в гуманитарной и

иных областях, содействование широкому информационному обмену, #M12291

820001075добросовестное#S и неукоснительное соблюдение взаимных

обязательств.

В Алмаатинской декларации, подписанной 21 декабря 1991 г. главами 11

государств-основателей СНГ провозглашалось, что "взаимодействие участников

Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через

координирующие #M12291 820001460институты#S, формируемые на паритетной

основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками

Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным

образованием. В целях обеспечения международной стратегической стабильности

и безопасности будет сохранено объединенное командование военно-

стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием; стороны будут

уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерного и (или)

нейтрального государства. Содружество Независимых Государств открыто с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.