рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Теория государства и права

согласия всех его участников для присоединения к нему государств - членов

бывшего Союза ССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы

Содружества". Государства -участники Содружества гарантировали в

соответствии со своими конституционными процедурами выполнение

международных обязательств, вытекающих из #M12291 820001085договоров#S и

соглашений бывшего Союза ССР.

На август 1996 г. в СНГ участвует 12 бывших республик СССР Российская

Федерация, Украина, Республика Узбекистан, Республика Казахстан, Республика

Беларусь, Азербайджанская Республика, Республика #M12291 820000875Грузия#S,

Республика Таджикистан, Киргизская Республика, Республика Армения,

Республика Молдова, Туркменистан (однако Украина так и не ратифицировала

Соглашения и формально не стала участником Устава СНГ). Официальным местом

пребывания межгосударственных органов СНГ является г. Минск. Основными

#M12291 820001460институтами#S (консультативными и координирующими

органами) СНГ являются: Совет #M12291 820000763глав государств#S

Содружества, Совет #M12291 820000765глав правительств#S, #M12291

820001487Исполнительный#S секретариат СНГ, #M12291

820001915Межгосударственный экономический комитет#S, Экономический Суд СНГ,

Межпарламентская ассамблея государств участников СНГ, Совет #M12291

820001988министров#S #M12291 820002263обороны#S, Межгосударственный совет

по космосу, Постоянная консультативная комиссия по миротворческой

деятельности при Совете #M12291 820001988министров#S иностранных дел

государств членов СНГ, Консультативный совет по труду, миграции и

социальной защите населения государств - участников СНГ, Совет по #M12291

820001772культурному#S сотрудничеству государств - участников СНГ, Совет

руководителей государственных информационных агентств СНГ,

межгосударственный совет по вопросам охраны промышленной собственности,

Правовой консультативный совет государств - участников СНГ, Совет по

сотрудничеству в области здравоохранения СНГ, Межгосударственная комиссия

по военно-экономическому сотрудничеству государств-участников СНГ,

Статистический #M12291 820001590комитет#S СНГ и др. В связи с расхождениями

в оценке перспектив дальнейшего развития СНГ некоторые государства-

участники Содружества пошли по пути создания в рамках СНГ более узких

союзов: так, например, Россия и Беларусь подписали 2 апреля 1996 г.

соглашение о создании Сообщества Суверенных Республик; учрежден также

Таможенный союз в составе России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана.

10. Государственно-политический режим.

Государственно-политический режим#G0 - в науке #M12291

820001652конституционного права#S понятие, обозначающее систему приемов,

методов, форм, способов осуществления политической (включая гос.) власти в

обществе. Это функциональная характеристика власти. Легитимизация и

функционирование власти определяется типом государства. Легитимизация –

поддержка власти и режима народом, осуществляемая в виде выборов и

референдума. Не существует единой типологии П.р. Определение режима зависит

от того, на сколько сильно государственная власть формируется и

контролируется народом (от демократии к тирании и тоталитаризму). Чаще

всего наука #M12291 820001652конституционного права#S выделяет

демократический, либеральный, #M12291 820000033авторитарный#S и

тоталитарный П.р. Характер П.р. никогда прямо не указывается в конституциях

государств (не считая весьма распространенных указаний на демократический

характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом

отражается на их содержании. Можно разделить на демократический,

антидемократический и переходный.

Государственно-политический режим – это понятие, обозначающее систему

приемов, методов, форм, способов осуществления государственной и

политической власти в обществе. Это функциональная характеристика власти.

Характер государственно-политичекого режима никогда прямо не указывается в

конституциях государств (не считая распространенных указаний на

демократический характер государства), однако почти всегда самым

непосредственным образом отражается на их содержании.

Чаще всего современная теория государства различает следующие основные виды

государственно-политических режимов: демократический, либеральный,

авторитарный и тоталитарный. Эта классификация восходит еще к Платону,

выделявшему, помимо «наилучшего государства», тимократию (господство

благородных воинов), олигархию (правление богатых семей), демократию и

тиранию. Последняя, если воспользоваться современной терминологией и есть

тоталитаризм.

#G0Демократия (гр. demokratia - власть #M12291 820002089народа#S, от demos

- народ и kratos - власть) - в совр. понимании форма гос. устройства,

основанная на признании таких устоев конституционного строя, как #M12293 0

820002099 1710435908 4294967294 315 403454216 3922678796 1318887888 4090

2596531803нaродовлaстие#S и политический плюрaлизм, свобода и равенство

#M12291 820000853граждан#S, #M12291 820002183неотчуждаемость#S прав

человека. Формой ее реaлизaции выступaет республикaнское прaвление с

рaзделением и взaимодействием влaстей, рaзвитой системой #M12291

820002093нaродного предстaвительствa#S. Д. как форма гос.-политического

устройства возникла вместе с появлением гос.ва (древние Афины). В совр.

обществе Д. означает власть большинства при защите прав меньшинства,

осуществление выборности основных гос. органов, наличие прав и политических

свобод #M12291 820000853граждан#S, их равноправие, верховенство закона,

конституционализм, разделение властей. Различают непосредственную Д,

(основные решения принимаются непосредственно всеми #M12291

820000853гражданами#S на референдумах, сходах и т.п.) и представительную Д.

(решения принимаются выборными учреждениями парламентами и др.). #M12291

820001460Институты#S Д. наиболее полное развитие получают в правовом

государстве.

#G0Авторитаризм (от лат. autoritas - власть) - система власти, характерная

для антидемократических политических. режимов. Характеризуется

сосредоточением всей гос. власти в руках одного лица или органа,

отсутствием или ущемлением основных политических свобод (слова, печати),

подавлением политической оппозиции. Обычно сочетается с личной диктатурой.

В зависимости от сочетания методов правления может варьироваться от

умеренно авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов #M12291

820000971демократии#S до классической фашисткой диктатуры. Самой крайней

формой А. является тоталитаризм.

#G0Тоталитаризм (от средневекового лат. totalis - весь, целый, полный) - 1)

одна из форм господства (тоталитарное государство), характеризующаяся его

полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической

ликвидацией #M12291 820001652конституции прав#S и свобод, репрессиями в

отношении оппозиции и инакомыслящих (например, различные формы Т. в

фашисткой Италии, Германии, коммунистический режим в СССР, франкизм в

Испании и др. - с конца 20-х гг. 20 в.).

2) Направление политической мысли, оправдывающее этатизм, #M12291

820000033авторитаризм#S. С 20-х гг. 20 в. Т. стал официальной идеологией

фашисткой Германии и Италии.

11. Разделение властей в современном государстве.

Разделение властей – это важнейший принцип. Еще древние выступали за

разделение труда. Властный труд также необходимо распределять и

организовывать. Аристотель выдвинул идею о трех ветвях власти:

законодательной, исполнительной и судебной.

XVII в. – период подготовки к буржуазной революции. «Два трактата о

правлении» Джон Лон (1690) – критика и размышления о судьбе власти.

Обосновал верховенство законодательной власти, т.к. ее формирует народ.

XVIII в. – Шарон де Монтескье «О духе законов» (1748) – изложил суть

принципа разделения властей заключенный в процессе делегирования власти ее

определенным субъектам, которые распределяют между собой функции управления

государством. Власть не единоличная, а коллегиальная через субъектов:

Англия – образование парламента – законодательного органа.

Наиболее полно принцип разделения властей закреплен в конституции США ст. 9

3 поправка посвящены разделению властей, системе здержек и противовесов,

рычагам воздействия одной власти на другую: президент назначает премьер-

министра и министров, у конгресса – возможность эмпичмента, у президента –

право не подписать закон, у парламента – право переголосовать (2/3 + 1

голос).

#G0Законодательная власть - в соответствии с теорией разделения властей

одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. З.В. –

власть делегированная народом своим представителям, первичная власть.

Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также

систему гос. органов, осуществляющих эти полномочия. В демократических

государствах З.в. может осуществляться не только специальными #M12291

820001262законодательными#S органами (парламентами, местными #M12291

820001262законодательными#S ассамблеями), но также и непосредственно

#M12291 820001365избирательным корпусом#S (политически #M12291

820000934дееспособными гражданами#S) путем референдума, а в некоторых

случаях и органами #M12291 820001487исполнительной#S власти - в порядке

делегированного или чрезвычайного #M12291 820001262законодательствования#S.

Конституции некоторых совр. государств содержат положения о том, что З.в.

принадлежит совместно #M12291 820002005монарху#S и парламенту или палатам

парламента и #M12291 820000763главе государства#S как составной части

парламента. В #M12291 820000008абсолютных монархиях#S (Оман, Бруней,

Саудовская Аравия) З.в. принадлежит исключительно монарху.

#G0Исполнительная власть - в соответствии с теорией разделения властей одна

из самостоятельных и независимых публичных властей (наряду с #M12291

820001262законодательной#S и судебной) в государстве. Вторичная и

подзаконная. Представляет собой совокупность полномочий по управлению гос.

делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования

(административного нормотворчества), полномочия внешнеполитического

представительства, полномочия по осуществлению различного рода

административного контроля, а также иногда и #M12291

820001262законодательные#S полномочия (в порядке делегированного или

чрезвычайного #M12291 820001262законодательствования#S), а также систему

гос. органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия. Cовр.

конституции формально наделяют И.в. #M12291 820000763главу государства#S (в

парламентарных #M12291 820002005монархиях#S и республиках, в президентских

республиках) или правительство (в республиках смешанного типа). Однако на

деле в парламентарных #M12291 820002005монархиях#S и республиках вся И.в.

целиком принадлежит правительству, в дуалистических #M12291

820002005монархиях#S - монарху совместно с правительством, а в республиках

смешанного типа осуществление И.в. правительством, как пр., происходит под

непосредственным руководством и контролем #M12291 820000763главы

государства#S (президента). На региональном и местом уровне И.в.

осуществляется различными органами #M12291 820001972местного управления#S и

#M12291 820001971местного самоуправления#S (#M12293 0 820000894 3977019924

1754142632 3120048890 4 12 3844407738 1851530676 2836губернаторами#S,

#M12291 820002034мэрами#S, префектами, старостами и подчиненным им

аппаратом).

#G0Судебная власть - в сответствии с теорией разделения властей

самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с #M12291

820001262законодательной#S и #M12291 820001487исполнительной#S).

Представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия,

т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских,

административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном

процессуальным законом, а иногда также полномочий по обязательному

толкованию #M12291 820002211норм права#S (напр., Конституционный Суд РФ,

#M12291 820000578Верховный Суд#S США), нормотворческих полномочий (создание

судебных прецедентов судами в англо-саксонских странах), контрольных

полномочий (напр., проверка законности #M12291 820000215ареста#S или

задержания) и некоторых др. второстепенных полномочий (установление фактов,

регистрация #M12291 820001708корпораций#S в некоторых странах и т.п.), а

также систему гос. органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия.

Полномочия С.в. подразделяются на основные (исключительные) - по

осуществлению правосудия и вспомогательные. В совр. демократических гос.вах

осуществление основных полномочий С.в. возлагается на суды различных

категорий (обычные {общей #M12291 820001610компетенции#S и

специализированные}, административные, конституционные), а также иногда на

т.н. квазисудебные органы. В РФ основные полномочия С.в. осуществляются

только судами (в т.ч. единолично судьями).

12. Правовое государство: понятие, принципы и основные признаки.

#G0Правовое государство – это демократическое государство, основанное на

праве и верховенстве законов, которое осуществляет свою власть посредством

ее разделения и при приоритете защиты прав человека. В основе п.г. лежит

стремление оградить общество и его граждан от чрезмерной опеки государства.

П.Г. в #M12291 820001652конституционном праве#S характеристика

конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное

подчинение государства следующим принципам: #M12291 820002096народный

суверенитет#S, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства,

связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по

отношению ко всем др. законам и подзаконным актам, разделение властей и

#M12291 820001460институт#S ответственности власти как организационную

основу правового государства, независимость суда, приоритет норм #M12291

820001931международного права#S над нормами #M12291

820002127национального#S права. РФ провозглашается П.г. в #M12293 0 9004937

1265885411 77 77 2697438627 2483551691 2836092415 32245312 2880545557ст.1

Конституции РФ#S 1993 г. П.г. является также одной из центральных категорий

современных демократических теорий права. В США и Англии термин «господство

права» = П.Г.

Термин «правовое государство» ввел Роберт ф. Моль. Родоначальником доктрины

и терминологии правового государства признается И. Кант, однако ее

отдельные положения разрабатывались еще античными мыслителями (Аристотелем,

Платоном («Государство» и «Закон»), Цицероном), а также другими известными

философами (Спинозой, Монтескье, Дидро, Руссо, Джефферсоном, Гегелем, Джон

Лок – основной теоретик права «Два трактата о праве»). В доктрине

воплощался идеал политико-правового устройства общества, способного

воплотить подлинное народовластие, утвердить в обществе гуманистические

начала и обеспечить реальность прав и свобод личности. Правовое государство

противопоставлялось полицейскому государству, в котором процветали

бюрократизм, пренебрежение правами и свободами человека, полицейская слежка

и произвол.

1949 г. конституция ФРГ – социальное правовое государство.

1978 г. конституция Испании - без слова «социальное».

1992 г. конституция Туркмении – «светское, демократическое, правовое

государство, с президентским правлением». Следом все остальные республики

СНГ.

Правовое государство не насаждается сверху и не внедряется по чьей-то воле.

П.Г. – это процесс эволюционного развития демократического института

власти. Идеального П.Г. – нет, но ближе всего к этой категории подошли

скандинавские и благополучные европейские страны ( Австрия, Нидерланды,

ФРГ, Швеция, Норвегия, Дания).

В современной политико-правовой доктрине правовым государством признается

демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона,

последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и

гарантируются права и свободы каждого человека.

Верховенство закона как необходимый принцип правового государства означает

не только признание за Конституцией и иными законодательными актами высшей

юридической силы, их способность устанавливать исходные, первичные нормы

правового регулирования в обществе, но и безусловное подчинение всех членов

общества и государства в целом действующему закону. В своей многогранной

деятельности государство действует не по собственному усмотрению или по

произволу, а в строго определенных рамках, установленных Конституцией и

иными основополагающими нормативно - правовыми актами. Сказанное в полной

мере относится и к законотворчеству. Законодательный процесс, как и любая

иная деятельность государства, детально регламентируется специальным

законом. Его соблюдение является необходимым условием признания каждого

вновь принимаемого закона в качестве регулятора общественных отношений.

Другим непременным признаком правового государства является

последовательное разделение властей на законодательную, исполнительную и

судебную. Все три ветви власти действуют самостоятельно и независимо друг

от друга таким образом, чтобы не позволять ни одной из них доминировать над

другими либо сосредоточить власть в руках одного должностного лица, свободы

человека, закрепленные общепризнанными нормами международного права, а

также законами и иными нормативно - правовыми актами. Это свободы в сфере

экономики, политики, культуры, науки, искусства, право на жизнь,

достоинство личности, личную неприкосновенность и др. В конечном счете

каждый член общества обладает равными правами и свободами независимо от

пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения,

места жительства, отношения к религии и принадлежности к общественным

объединениям и политическим партиям и других обстоятельств. При этом

государство охраняет и защищает права личности, равно как и личность не

нарушает действующих в обществе законов и не посягает на права и свободы

других лиц.

13. Идея правового государства и становление новой государственности в

России.

Современное российское гос-во - Российская Федерация - образовалось в

результате демократических преобразований в СССР, в 1985-1991 г.г.,

принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации

(1991 г.), напряженного политич. противостояния, приведшего к вооруженному

конфликту в октябре 1993 г., принятия в 1993 г. Конституции Российской

Федерации на референдуме и последующего конституционного процесса.

Российская Федерация , в соответствии с Конституцией РФ, есть

демократическое федеративное правовое гос-во (ст.1 КРФ). В соответствии с

этим, демократический режим росс. гос-ва является главным принципом его

конституционного строя и последовательно проводится через нормы КРФ о

порядке формирования, устройства гос-х органов и порядка их деятельности,

права и свободы граждан, принципы правового гос-ва. Так, носителем

суверенитета и единственным источником власти в РФ провозглашается ее

многонациональный народ , который осуществляет свою власть непосредственно,

а также через органы гос. власти и органы местного самоуправления (ст.3

КРФ). В РФ признается идеологическое, политическое, многообразие,

многопартийность (ст.13 КРФ). Гос-во гарантирует равенство прав и свобод

человека и гражданина (глава 2 КРФ), в том числе, право на свободу и личную

неприкосновенность, право участвовать в управлении делами гос-ва, право на

свободное получение, передачу и распространение информации, свободу мысли и

слова, право на объединение, право на собрания, митинги, шествия и

пикетирование, а также гарантируется свобода средств массовой информации.

Согласно КРФ, права и свободы человека и гражданина являются в РФ

непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение

законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного

самоуправления. Демократические принципы положены и в устройство

государственных органов: выборность представительных и законодательных

органов РФ и субъектов РФ, а также главы гос-ва - Президента РФ, принцип

верховенства закона, принцип разделения властей и другие принципы правового

гос-ва. Особая роль в реализации демократического потенциала российского

гос-ва принадлежит главе гос-ва - Президенту РФ, который наделен статусом

гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ст.80 КРФ), и

имеет существенные возможности влияния на политику гос-ва в целом, а также

Конституционному Суду РФ - судебному органу конституционного контроля,

защищающему основы конституционного строя, основные права и свободы

человека и гражданина и обеспечивающему верховенство КРФ на всей территории

РФ. (Федеральный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации).

Одной из важных задач развития Д. в РФ является создание правовых гарантий

множественности, альтернативности, открытости СМИ, а также препятствующих

монопольному влиянию на них, что будет способствовать большему контролю

представительных учреждений и граждан за деятельностью гос-х органов и

должностных лиц, повышению эффективности всех демократических институтов,

совершенствованию правовой системы и устройства гос-ва.

В России понятие «правовое государство» связано с Радищевым и М.М.

Сперанским (Ал.I и Ник.I), кодекс Наполеона. В советское время понятие п.г.

использовалось только для критики зарубежного государства. Возвращение П.Г.

связано с XIX партконференцией, в 1989 году. В речи Горбачева прозвучали

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.