рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоры по ТГИП

направленных на реализацию законных прав субъекта, а с другой стороны норма

права обязывает либо совершить действие, либо воздерживаться от совершения

действий. Следовательно, предоставляя свободу отдельному лицу, правовая

норма одновременно ограничивает эту свободу. 3.Обеспечение исполнения

правовой нормы с помощью мер гос-го принуждения и применение в случае

необходимости при неисполнении или ненадлежащем исполнении юр-й

ответственности к правонарушителю. 4.Норма права является гос-венным

регулятором типовых общественных отношений. Норма права: понятие и признаки

Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило

поведения, установленное и обеспечиваемое гос-вом и направленное на

урегулирование общественных отношений. Юридическая норма - первичная

клеточка права, исходный элемент его системы. Поэтому естественно, что

данной норме свойственны основные черты права как особого социального

явления. Из этого не следует, однако, что понятия «право» и «норма права»

совпадают. Они соотносятся между собой как целое и часть. К признакам нормы

права относят: 1) общеобязательность (она представляет собой властное

предписание гос-ва относительно возможного и должного поведения людей); 2)

формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных

документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов); 3) связь с

гос-вом (она устанавливается гос-венными органами и обеспечивается мерами

гос-го воздействия — принуждением и стимулированием); 4) предоставительно-

обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но

и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право

без обязанности и обязанность без права); 5) микросистемность (она

выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких

взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

Классификация норм права Выделяют следующие основные виды правовых норм: 1)

в зависимости от функциональной роли они разделяются на: - исходные нормы,

которые определяют основы правового регулирования общественных отношений,

его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы,

провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения

конкретных юридических понятий, и т.п.); - общие нормы, которые присущи

общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или

большую часть институтов соответствующей отрасли права; - специальные

нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права

и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с

учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие,

корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы

правового воздействия на поведение личности); 2) в зависимости от предмета

правового регулирования (по отраслевой принадлежности) они разделяются на

конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.; 3) в

зависимости от их характера - на Артериальные (уголовные, аграрные,

экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-

процессуальные); 4) в зависимости от методов правового регулирования на: -

императивные (содержащие властные предписания); - диспозиптвные (содержащие

свободу усмотрения); - поощрительные (стимулирующие социально полезное

поведение); - рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для гос-ва

и общества вариант поведения); 5) в зависимости от времени действия - на

постоянные (содержащиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в

Указе Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе

в связи со стихийным бедствием).

28) Структура правовой нормы и формы ее изложения в нормативном акте

Правовая норма имеет свою внутреннюю структуру, которая насчитывает 3

элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза (предположение)

указывает на такие жизненные обстоятельства, при которых субъекты должны

исполнять установленные правила. Ими могут быть: достижение определенного

возраста для получения пенсии или период, на который введено чрезвычайное

положение в определенной местности страны и т.д. Диспозиция (распоряжение)

- это такая часть нормы, которая формулирует само правило поведения,

определяя права и обязанности субъектов правоотношения. Например, право на

получение пенсии, обязанность являться по повестке в суд, воздержаться от

каких-либо поступков и т.д. Санкция (взыскание) - это такая часть нормы,

которая указывает на принудительные меры воздействия, которые должны быть

применены к нарушителям данного правила поведения. Смысл санкции -

предупредить возможные нарушения установленного правила поведения или

восстановить справедливость, когда нарушение уже совершилось. Структура юр-

й нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих

ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких

частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Таких частей три: 1) гипотеза

- элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место,

субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления

юридических фактов; 2) диспозиция - элемент нормы права, определяющий

модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей,

возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция

выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром; 3) санкция -

элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта,

реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными -

меры наказания, так и позитивными - меры поощрения (премия за

добросовестное выполнение служебных обязанностей работником). Каждый из

названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет

особую роль, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юр-

й науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без

санкции бессильна. Проблема структуры правовой нормы является

дискуссионной. Одни авторы считают, что норма права состоит из двух частей

- гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство же ученых-

юристов придерживаются трехзвенной структуры правовой нормы, состоящей из

рассмотренных выше элементов (гипотезы, диспозиции, санкции).

29) Понятие социальных и технических норм. Социально-технические нормы

Социальные нормы – это правила, регулирующие поведение людей и деятельность

организаций в их взаимоотношениях. Потребность в социальных нормах возникла

на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с

необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами. При помощи

социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей;

решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку. Социальные нормы

характеризуются рядом признаков: 1. Социальные нормы являются правилами

поведения людей. Они указывают, какими должны или могут быть человеческие

поступки по мнению определенных коллективов людей, различных организаций

или гос-ва. Это образцы, в соответствии с которыми люди сообразуют свое

поведение. 2. Социальные нормы – это правила поведения общего характера ( в

отличие от индивидуальных правил ). 3. Социальные нормы – это не только

общие, но и обязательные правила поведения людей в обществе. Благодаря

указанным признакам социальные нормы становятся важным регулятором

общественных отношений, активно воздействуют на поведение людей и

определяют его направление в различных жизненных ситуациях. Все социальные

нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум

основаниям: 1. по способу их установления (создания); 2. по средствам

охраны их от нарушений. На основе этого выделяются следующие виды

социальных норм: 1. Нормы права – правила поведения, которые

устанавливаются и охраняются гос-вом. 2. Нормы морали (нравственности) –

правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с

моральными представлениями- людей о добре и зле, справедливости и

несправедливости, долге, достоинстве и охраняются силой общественного

мнения или внутренним убеждением. 3. Нормы общественных организаций

представляют собой правила :поведения, которые устанавливаются самими

общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного

воздействия, предусмотренных уставами этих организаций. 4. Нормы обычаев –

это правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в

результате их многократного повторения вошедшие в привычку людей.

Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в ста

привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека. 5. Нормы

традиций выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил

поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем

прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека

(например, семейные, профессиональные, военные, национальные и другие

традиции). 6. Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность

социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении

обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Деление социальных норм

проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и

по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические,

трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и другие. Все социальные

нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого

общежития. Технические нормы – это правила наиболее целесообразного

обращения людей с предметами природы, орудиями труда, различными

техническими средствами. Назначение технических норм в правильном

использовании сил природы, техники наиболее экономичным и экологически

безвредным способом. К техническим нормам относятся правила выполнения

строительных работ, инструкции по эксплуатации машин и механизмов, нормы

расхода сырья, топлива , электроэнергии. Технические нормы имеют социальный

характер. Но в отличие от социальных норм, которые регулируют отношения

непосредственно между людьми (человек – человек), технические нормы

регулируют поведение людей в связи с использованием техники (человек –

техника – человек). Экономическая теория доказала, что отношения,

возникающие в процессе производства, всегда выступают в конечном как

социальные отношения. Специфика технических норм выражается в том, что они

выступают в качестве социальных норм с техническим содержанием. Содержание

технических норм обусловлено объективными закономерностями развития

природы, законами естествознания. Поэтому многие технические нормы являются

требованиями объективной необходимости. В их содержании непосредственно не

проявляется политический характер . Политическую направленность они могут

приобретать в процессе реализации, использования. Технические нормы – это

не какой-то особый вид норм, а совокупность различных видов социальных норм

с техническим содержанием. Эти нормы могут приобретать разные формы:

правовую, моральную, форму обычаев и другие. Примером технических норм,

вырабатываемых общественными организациями, могут служить нормы,

устанавливающие размеры спортивных снарядов, правила соревнований и т. д. К

техническим нормам, принявшим форму обычаев, можно отнести правила

выполнения команды “на караул” с оружием, правила развода караулов в

вооруженных силах. Наиболее важные для общества технические нормы

облегаются в правовую форму. Закрепление технических правил в правовых

нормах придает им юридическое значение. В силу этого они становятся не

только целесообразными, но и обязательными правилами, которые охраняются

гос-вом от нарушений. Не соблюдение этих норм влечет за собой юридическую

отв-ть. Так, уголовное зак-во многих стран предусматривает отв-ть за

нарушение давил вождения и эксплуатации транспорта, за нарушение правил

безопасности при производстве строительных работ и т.д.

30) Систематизация зак-ва и ее основные виды Нормативные акты принимаются

различными органами в различное время, в различных пространственных

пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу

действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой

находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут

упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы

они были приведены в соответствующую систему. Отсюда, систематизация - это

упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она

необходима для обеспечения доступности зак-ва, удобства пользования им,

устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических

конфликтов, ликвидации пробелов. Выделяют такие виды систематизации, как:

1) инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов

без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое

самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации:

хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной

тематике) и др. Инкорпорация – самый простой вид систематизации.

Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно

отнести Собрание зак-ва Российской Федерации, ко второй — сборники

нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для

просвещения населения и т.п. На неофициальные инкорпоративные материалы

нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде;

2) консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов

без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое

самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются

по признаку их относи-мости к одному виду деятельности (охрана природы,

образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она

является «компромиссной» систематизацией, сочетающей в себе черты

инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как

промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации; 3)

кодификация - форма систематизации путем объединения нормативных актов в

единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе

кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в

нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их

согласованность, логичность

31) Итак, нормативно-правовой акт – это официальный акт правотворчества, в

котором содержаться нормы права. По юр-й силе все нормативно-правовые акты

подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-

правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации.

Она определяет их место и значимость в общей системе гос-го нормативного

регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты

вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юр-й силой, чем

акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во

исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими

органами. Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию.

Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно

объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы

однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли

права (например, трудовое, семейное, уголовное зак-во). Но наряду с

отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный

характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих

определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное,

морское зак-во – примеры комплексных нормативно-правовых актов. По объему в

характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются: - на акты

общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида

на данной территории; – на акты ограниченного действия – распространяются

только на часть территории или на строго определенный контингент лиц,

находящихся на данной территории; – на акты исключительного (чрезвычайного)

действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении

исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий,

стихийных бедствий). По основным субъектам гос-го правотворчества

нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти

(законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной

власти (юрисдикционные акты общего характера). Действие нормативных актов

по времени Установление пределов действия нормативно-правовых актов

необходимо для правильной реализации норм права. Ведь любой нормативный акт

издается для того, чтобы в установленный промежуток времен на определенной

территории регулировать поведение определенного круга людей. Особо важное

значение, как отмечалось ранее, этот вопрос имеет для правоохранительной

деятельности компетентных органов. Действие во времени. Нормативно-правовые

акты начинают действовать с момента вступления их в силу. Во многих странах

действуют определенные правила вступления в силу нормативных актов. 1.Акт

вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом. 2.Акт

начинает действовать по истечении определенного срока после его

опубликования. Так, в России законодательные акты вступают в силу на всей

ее территории через 10 дней с момента их опубликования в официальном

издании законодательной власти. 3.Нормативно-правовой акт вступает в силу

со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в

действие. Установление точного срока вступления, в силу нормативных актов

важно потому, что именно с этого момента их предписания подлежат

исполнению. Новый нормативно-правовой акт распространяет свое действие

только на те отношения, которые имеют место после его вступления в силу.

Обратной силы он не имеет. Данный принцип означает, что предписания

нормативного акта не распространяются на те отношения, которые возникли и

существовали до его издания. Такое положение является надежной гарантией

обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка.

Исключения из указанного принципа допускаются только в двух случаях: 1.

если самим нормативно-правовым актом устанавливается его обратная сила; 2.

если уголовные законы или акты административного зак-ва смягчают наказание

или вообще устраняют накзуемость деяния. Нормативно-правовые акты

утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях: 1.по

истечении срока действия акта, когда такой срок был специально установлен;

2.в связи с изданием нового нормативного акта, заменившего ранее

действующий; 3.на основании прямого указания конкретного органа об отмене

данного нормативного акта. 28.Действие нормативных актов в пространстве

Действие в пространстве. Пределы действия нормативно-правового акта в

пространстве определяются территорией, на которую распространяются его

предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и

воздушное пространства в пределах гос-ой границы, территория посольств за

рубежом, военные корабли в открытом море и в иностранных территориальных

водах, невоенные суда в открытом море, кабины летательных и космических

аппаратов в атмосфере. Действие нормативных актов распространяется, как

правило, на территорию, которая подведомственна органу, их издавшему. Так,

нормативные акты членов федеративного гос-ва действуют лишь на их

территории; акты местных органов гос-ва – на территории района, префектуры,

города, земли и т.п. При федеративном гос-ом устройстве в отдельных случаях

допускается возможность действия некоторых правовых норм одного гос-ва на

территории другого гос-ва (например, при разрешении имущественных споров,

вопросов о наследстве). 29.Действие нормативных актов по кругу лиц Действие

по кругу лиц. Существует правило, согласно которому действие нормативно-

правовых актов распространяется на всех лиц, проживающих на данной

территории. Законы и другие нормативные акты на территории гос-ва действуют

применительно ко всем гражданам, гос-венным и общественным организациям. Их

действие распространяется также не иностранных граждан и лиц без

гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным зак-вом

права и свободы. Они могут обращаться в суд в другие органы гос-ва для

защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.

Иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории

определенного гос-ва, должны уважать его конституцию и соблюдать законы.

Однако имеются исключения из общего правила, когда действия нормативно-

правовых актов по кругу лиц не совпадают с их действием по территории. Так,

иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на

территории другого гос-ва, не могут быть привлечены к уголовной

ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если такие лица

совершают правонарушение, вопрос об их ответственности разрешается

дипломатическим путем. Некоторые национальные нормативно-правовые акты

вообще не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства

(например, акты о выборах в органы гос-ва, о воинской службе). Нормативные

акты могут распространять действие не на всех граждан и должностных лиц

данной территории, а только на определенные категории (военнослужащих,

учителей, лиц сельской местности и других). В таких случаях в правовых

актах точно определяется круг лиц, подпадающих под их действие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.