рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоры по ТГП

духовной, бытовой, обрядовой жизни общества. А в обществах, где

господствовали некоторые религиозные системы, например ислам напротив

религиозные организации оказывали и оказывают воздействие на

функционировании государственных институтов, задают и определяют социальные

цели и смыслы общественной, политической жизни, выступают фактически важным

институтом политической системы. В этих обществах взаимоотношения

государства и религиозных образований весьма противоречивы: от полного

подчинения государственных институтов религиозным правилам и требованиям до

периодических острых конфликтов государства и так называемых

фундаменталистски настроенных членов общества. В целом, конечно же, церковь

во многих обществах, как правило, - это все же практически и фактически

важный элемент политической системы общества, хотя в либерально-

демократических системах такое положение открыто не признается, а

конституционно даже отвергается. (Например, ч.2 ст. 14 Конституции

Российской Федерации гласит: «Религиозные объединения отделены от

государства и равны перед законом». Статья 1 Билля о правах США гласит:

«Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению

религии или запрещающего свободное исповедание оной...».) Вместе с тем и в

таких системах отдельные политические контакты между государством и

церковью в конкретно-исторической обстановке являются весьма интенсивными

и значимыми.

14. История развития концепции гражданского общества. Структура

гражданского общества.

Словосочетание «гражданское общество» условно, так как «негражданского», а

тем более «антигражданского» общества не существует. Любое общество состоит

из граждан и без них немыслимо. Только догосударственное, нецивилизованное

общество нельзя называть гражданским. Ведь в таком обществе не существует

понятий «гражданство» и «гражданин». Нельзя так сказать и о

рабовладельческом и феодальном государстве. Институт «гражданское общества»

возник и получил политико-правовое признание лишь в буржуазную эпоху под

влиянием естественных прав человека и необходимости их юридической защиты.

Но то лишь формальная сторона вопроса. По существу же этот термин приобрёл

в современной литературе особое значение и выражает общество, отвечающее

ряду выработанных историческим опытом критериев.

Или иначе это совокупность внегосударственных и внеполитических отношений,

образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-

собственников и их объединений.

Понятие гражданского общества, будучи давно известным, всё ещё является для

нашей науки относительно новым и неразработанным. Между тем корни этой идеи

уходят в далёкое прошлое – к «Политике» Аристотеля, «Государству» Платона,

другим древнегреческими учениям. Получала продолжение и поддержку в трудах

Гоббса, Локка, Монтескъе, Руссо, но сам термин начинает употребляться лишь

с 18 века. С течением времени под гражданским обществом стали понимать

особую сферу отношений, главным образом имущественных, рыночных, семейных,

которые должны были находиться в известной независимости от государства. В

этом смысле гражданское общество трактуется и как цивильное, частное,

приватное. По Гегелю , это прежде всего система потребностей, основанная на

частной собственности, а также религия, семья, сословия, государственное

устройство, право, мораль, долг, культура, образование, законы и вытекающие

из них взаимные юридические связи субъектов. Главным элементом этого учения

выступает человек, его роль, функции, положение. «В гражданском обществе

каждый для себя - цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с

другими он не может достигнуть всего объёма своих целей.» (Гегель

«Философия права»). Карл Маркс довольно часто использовал в своих работах

понятие гражданского общества, обозначая им организацию семьи, сословий,

классов, реальную жизнь людей, подчёркивая их исторически обусловленный

характер. В «Немецкой идеологии» Маркса говорится: «Гражданское общество

обнимает все материальное общение индивидов в рамках определённой ступени

развития производственных сил… » Таким образом вопрос о гражданском

обществе исторически поставлен как вопрос о наиболее разумном и

целесообразном устройстве человеческого бытия. Речь шла о новом этапе

развития цивилизации, новом витке общественного прогресса. При этом во всех

предлагаемых моделях и концепциях чётко доминировал главный лейтмотив –

собственность и отказ государства от претензий на роль единственного

организатора общественной жизни, от стремления держать всё в своих руках.

СТРУКТУРА – это внутреннее строение общества, отличающееся многообразием и

взаимодействием его составных частей, обеспечивающих его устойчивость и

развитие. Элементы: Экономическая система (отношения собственности,

производство благ, распределения и потребления…), политическая система

(государство, партии, общественные организации, политическое сознание,

право…), социальная система (семья, межличностные отношения…),

информационная система (СМИ, Интернет, сама информация…), духовно-

культурная система (религия, культура, наука, искусство…). Приведённые

институты составляют лишь основу гражданского общества, в структуру

которого входят ряд иных элементов (нормы, обычаи и др.).

15. Диалектика взаимоотношений гражданского общества и государства. Приделы

деятельности государства.

Гражданское общество существует, развивается и функционирует в

диалектическом единстве и противоречии с государством. В их отношений

возможны коллизии. Но в любом случае «аппарат», «органы», их «агенты» не

могут вмешиваться в частную жизнь людей или манипулировать ими, втягивать в

политическую борьбу, конфронтацию, не говоря уже о применении насилия.

Гражданское общество и правовое государство должны не противостоять друг

другу как антиподы, а гармонично взаимодействовать.

16. Возникновение и развитие учения о правовом государстве. Признаки

правового государства.

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности

государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и

их различными объединениями на основе норм права. Представления о

государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе

закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой

цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более

совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности

(Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить

такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью,

которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи.

Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та

политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как

для граждан, так и для самого государства. Государственная власть,

признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних

мыслителей, считается справедливой государственностью. “Там, где

отсутствует власть закона,- писал Аристотель,- нет места и (какой-либо)

форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве как о “деле

народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-

правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на

становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом

государстве. Рост производительных сил, изменение социальных и политических

отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают

новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных

дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации

государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица

или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом,

обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права. Наиболее известные

идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того

времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей теории Маккиавелли на основе

опыта существования государств прошлого и настоящего объяснял принципы

политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он видел в

возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности

для каждого. Боден определяет государство как правовое управление многими

семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том,

чтобы обеспечить права и свободы. В период буржуазных революций в

разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли

прогрессивные мыслители Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и

другие. Надо отметить, что среди русских философов идеи правового

государства тоже нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н.

Г. Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича. В послеоктябрьский период в нашей

стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правового

государства вначале были поглощены требованиями революционного

правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой

нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно-

государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному

отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на

началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной

государственности. Советская государственность в период тоталитаризма не

воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально

противоположной классовой концепции государства. Множество признаков:

максимальное обеспечение прав и свобод (3) человека; ответственность

государства перед гражданином и гражданина перед государством; четкое

разграничение функций общества и государства; разделение властей; наличие

развитого гражданского общества; создание антимонополистических механизмов,

препятствующих сосредоточению власти в чьих бы то ни было руках;

верховенство и прямое действие конституционного закона, его приоритет над

любой властью; установление в законе и осуществление на деле суверенности

государственной власти; формирование законодательных органов обществом на

основе норм избирательного права; соответствие внутреннего законодательства

общепризнанным нормам и принципам международного права; правовая

защищенность всех субъектов общества от произвольных решений кого-

либо.Теория правового государства сформировалась на основе естественно-

правовых воззрений (универсальный характер естественного права: все норма

апеллируют к человеку; договор - изначальная основа деятельности

государства: некоторые естественные права неприкосновенны; подчиненность

“положительного” права естественному; постоянство норм естественного

права).

17. Теория и практика формирования правового государства в современном

российском обществе.

18. Понятие права и его основные признаки. Правопонимание: разные подходы.

Наиболее предпочтительной является точка зрения, согласно которой

необходимо различать право в общесоциальном смысле и право в юридическом

смысле. Слово “право” употребляется в таких смыслах, как “естественное

право”, “юридическое право”, “моральное право”, “право члена общественной

организации”, “материнское право” и т.д. Говоря о понятии права, нужно

прежде всего исходить из смыслового значения слова “право” и различать в

связи с этим право в общесоциальном и право в юридическом смысле. Право в

общесоциальном смысле – это признаваемая в обществе, социально оправданная

возможность (свобода) определенного поведения, т.е. возможность совершать

какие-то социально значимые действия, притязать на что-то, требовать

соответствующего поведения от других. Право в общесоциальном смысле по сути

своей является естественным правом. Оно возникает само по себе,

естественным путем и никем не устанавливается. Это право, рождаемое самой

жизнью, вытекающее из общественных потребностей. Сформировавшись в системе

общественных отношений, естественное право закрепляется в обычаях, нормах

морали, религиозных и других нормах. Может оно закрепляться и в юридических

нормах, т.е. нормах, устанавливаемых государством. Право в юридическом

смысле – это установленные или санкционированные государством,

государственной властью, нормы, а также закрепленная в этих нормах свобода,

возможность определенного поведения. Другими словами, право в юридическом

смысле – это и есть то, что представители естественно-правовой,

психологической и некоторых других теорий называют позитивным правом.

Позитивное право не тождественно естественному праву. Государство

закрепляет в своих нормах или санкционирует только такую свободу, которая

отвечает интересам государства. А интересы государства – это не обязательно

интересы общества. Более того, в нормах позитивного права может

закрепляться не только свобода, но и несвобода и даже произвол. Поэтому в

нормах позитивного права закрепляется не столько социально оправданная

свобода, сколько свобода, установленная или признанная государством. А

такая свобода не равнозначна естественному праву. Закон не тожд праву.

Правом могут признаваться только правовые законы. основные признаки права.

Нормативность, общеобязательность, системность, государственно-волевой

характер, формальная определенность, гарантированность. Нормативность права

выражается в том, что право состоит из норм. Нормы права – это

определённые правила поведения.

Общеобязательность –Нормы права являются правилами поведения

общеобязательного характера. общеобязательность присуща только праву..

Всякий, кто подпадает под действие правовой нормы, должен поступать в

соответствии с её предписанием, иначе может быть наказан. Системность права

проявляется в том, что нормы, из которых состоит позитивное право,

находятся в определенном единстве, в системе и тесно связаны между собой.

Государственно-волевой характер позитивного права выражается в том, что оно

в отличие от права в общесоциальном смысле возникает не само по себе, а по

воле государства. Нормы позитивного права либо непосредственно

устанавливаются государством, его органами, либо возникают в результате

государственного санкционирования, Формальная определенность. нормы

позитивного права обладают формальной определенностью. большинство правовых

норм письменно, формально закреплено в различных официальных документах

гарантированность. Она выражается в том, что государство, создав правовые

нормы, вместе с тем и гарантирует их, обеспечивая возможностью принуждения.

Т.о. право (или позитивное право) – это система установленных или

санкционированных государством норм поведения, которые обязательны для всех

членов общества и действие которых гарантируется государством. ОСНОВНЫЕ

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОПОНИМАНИЯ. Юридическая наука четко определяет

свойства права, которые придают ему качество регулятора общественных

отношений – нормативность, связь с государством. Сущность права видися в

обеспечении или разграничении жжизненных интересов людей, в выражении их

воли, в установлении определенного порядка общественной жизни. Новый подход

к праву состоит в попытке уствновить различие между правом, как объективным

явлением общественой жизни и законом, как формой выражения права и на этой

основе сформулировать понятие правового закона. Такое правопонимание

исходит из того, что право и закон всегда совпадают, но это не всегда так,

т.к. закон может быть противоправным. Концепция современного правопонимания

исходит из естественных правовых, материалистических и других прогрессивных

взглядов, которые стремились выявить в праве специфический принцип

регулирования, отличающий его от других регуляторов общественных отношений.

Такой принцип называется принципом формального равенства. Правовое

равенство означает формальную независимость и свободу людей в их

отношениях, оно имеет всеобщий характер и распространяется на всех

субъектов опр отношений. Право – это всеобщий масштаб и равная мера

свободы, а принцип равенства заложен в самой природе права и выражает

присущую ему справедливость. Смысл различия права и закона обусловлен двумя

факторами – противопоставлением права и произвола, соответствие закона

объективным требованиям права. Те, кто отождествляют право и закон,

считают, что право есть продукт властно-принудительного нормотворчества.

Правовой закон характеризуется следующими признаками: это выражение и

закрепление объективированной в праве меры свободы людей, он воплощает в

себе принцип формального правового равенства он учитывает и охраняет

интересы тех, кто находится за пределами правового равенства, это составная

часть объективно складывающегося в данном обществе права. Правовой закон –

антипод произволу, реальная жизнь закона возможна только в условиях

правового государства.

19. Сущность права. Классовое и общесоциальное в сущности права.

Объективное и субъективное в праве.

Сущность— главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение

представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному

выводу о сущности какого-либо явления можно прийти лишь в случае, когда оно

получило достаточное развитие, в основном сформировалось. Применительно к

праву это положение имеет первостепенное значение. По мнению С. С.

Алексеева, "на первых фазах развития человеческого общества (в азиатских

теократических монархиях, в рабовладельческих и феодальных государствах)

существовали, как правило, неразвитые правовые системы'". С этим мнением

следует согласиться. Действительно, в период рабовладельческого и

феодального строя право было традиционным, или обычным (исключение —

древнеримское частное право). Неразвитость традиционного права, прежде

всего, состояла в том, что оно выполняло лишь охранительную функцию и

выступало частью единой системы социального регулирования, в которой

регулирующую функцию осуществляли религия, нравственность и обычаи. Сейчас

уже можно констатировать, что государство и право возникли намного раньше,

чем общество разделилось на классы. Возникшее вместе с государством право

длительное время лишь дополняло укоренившуюся систему социального

регулирования. Определяющей чертой появившегося традиционного права была

государственная принудительность, а не классовость. Дальнейший ход

экономического и социального развития повлек за собой классовое деление

общества, вызвал к жизни антагонистические противоречия. Однако и при

рабовладельческом строе, и при феодализме право по-прежнему оставалось

традиционным, обычным и не играло существенной роли в системе социального

регулирования. Следовательно, классовую сущность имела регулятивная система

в целом, в которой право было еще чужеродным и слаборазвитым образованием.

Только с утверждением буржуазного экономического и социального строя и

соответствующей ему системы духовных ценностей право как регулятор

общественных отношений вышло на первый план. Появившееся и ставшее во

многих развитых странах господствующим юридическое мировоззрение не имеет

ничего общего с классовой идеологией, основывается на идеях равенства,

свободы, разума, прав человека.

Право построено на трех "китах". Это нравственность, государство,

экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод

регулирования; государство придает ему официальность, гарантированность,

силу; экономика — основной предмет регулирования, первопричина

возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность как регулятор

обнаружила свою несостоятельность. Нравственность, государство и экономика

— внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление.

Специфика права состоит в том, что в центре его находятся отдельный человек

с его интересами и потребностями, его свобода. Конечно, свобода человека

исторически подготавливается всесторонним развитием общества, важнейших его

сфер — духовной, экономической, политической. Однако именно в праве и через

право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой

организации. Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет

общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей,

обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие

социальных связей.

Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит,

что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать

свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры

свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество

в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не

просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная

свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой,

жизни, зло — нарушением этой нормы.

20. Функции права: понятие и классификация.

Функции права – это определенные направления воздействия позитивного права

на общественные отношения и общество в целом, в которых проявляются

сущность позитивного права, Чаще всего функции права подразделяют на

общесоциальные и собственно юридические. К общесоциальным обычно относят

такие функции, как экономическую, политическую, воспитательную и некоторые

другие, а к собственно юридическим - регулятивную, в составе которой

выделяют статическую и динамическую, и охранительную. При этом отмечается,

что общесоциальные функции выражают воздействие права на различные сферы

общественной жизни (экономику, политику, духовную сферу и т.д.) в единстве

с другими социальными институтами и прежде всего с государством. Отсюда

принято считать, что общесоциальные функции права совпадают с функциями

государства. юридические функции рассматриваются в качестве таких

направлений воздействия права, которые выражают его специфику как

регулятора общественных отношений. Регулятивная функция выражается в том,

что право регулирует, упорядочивает общественные отношения, является, как и

все другие социальные нормы, регулятором общественных отношений. Оценочная

функция проявляется в том, что право, регулируя общественные отношения,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.