рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоры по ТГП

законов, кодексе, основах законодательства и др.). Кодификация — это

систематизационная работа более высокого уровня, чем инкорпорация, так как

в ходе кодификации происходит качественная переработка действующих

юридических норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия

и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие

нормы. Нормативный материал приводится законодателем в стройную, внутренне

согласованную правовую систему. На смену ранее действовавшему большому

числу юридических нормативных документов приходит новый единый сводный акт,

изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом

регулировании. Кодификация - законодательства может быть всеобщей (когда

переработке подвергается все законодательство государства), отраслевой

(если перерабатываются нормы определенной отрасли законодательства) или

специальной (охватывающей нормы -какого-либо правового института).

37. Юридическая техника и её значение для правотворчества и систематизации

нормативных актов. Специализация и унификация российского законодательства.

Юридическая техника – это совокупность средств, приёмов, правил разработки,

оформления, публикации и систематизации законов и иных нормативных актов,

обеспечивающая их совершенство и эффективность использования. Основные

средства юридической техники: 1. Юр. терминология – совокупность обязат.

понятий, используемых при создании закона и иного акта. 3 вида терминов:

общеупотребляемые, спец. технические термины, спец. юр. термины.

Требования: единство терминологии, общепризнанность термина, стабильность

терминов, доступность. 2. Юр. конструкции - модель последовательности

фактов, прав, обязанностей, юр. последствий. 3. приёмы и правила изложения

конкретных нормативных актов – способы изложения, оснащение статей и частей

текста заголовками. Способы изложения: абстрактный и казуистичный.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ. Быстрые темпы социально-экономических преобразований

обуславливают динамизм нормативного урегулирования общественных отношений,

учёт своеобразия и специфики их различных сторон и граней. Эти задачи

успешно выполняет интенсивно развивающаяся в российском законодательстве

тенденция его специализации. Цель её заключается в том, чтобы юридически

полнее охватить всевозможные изменения и новизну общественных процессов,

сообразоваться с особенностями их проявления в тех или иных социальных

сферах, определить качественный уровень таких преобразований. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

российского законодательства – это обеспечение тенденции его развития ,

отражающей прогрессивность этого процесса в различных сферах общества и

права. Выделяют следующие виды специализации: предметная (предопределение

дифференциации законодательства на различные отрасли.), функциональная

(обособление правовых установлений внутри кодификационных актов, за счёт

чего модифицируется их организационное строение, совершенствуется

структура.), региональная (урегулирование общественных отношений с учётом

характерных черт федерального устройства РФ, географических природных,

климатических условий, традиций и особенностей экономического развития

региона.), смешанная (выступает в форме предметно-территориального

направления, предметно функционального либо функционально-

территориального.) УНИФИКАЦИЯ законодательства – противоположная

специализации тенденция, значение которой состоит в аккумулировании

однотипных предписаний и создании юридических актов, которые упрощали бы

законодательство, делая его доступным и единообразным. При помощи

унификации преодолевается несогласованность в структуре механизма правового

воздействия, устраняется его перенасыщенность, ликвидируется неоправданная

разобщённость в правоприменении. Поэтому унификация является одним из

наиболее эффективных путей борьбы с чрезмерной сложностью законодательного

урегулирования в различных сферах.

38. Понятие системы права, её отличие от правовой системы. Система права и

система законодательства.

Система права – это совокупность взаимосвязанных между собой юридических

норм, институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством и

различием в соответствии с особенностями регулируемых отношений.

Характерные черты системы: её первичный элемент – право, элементы не

противоречивы, что придаёт системе целостность и единство, объективный

характер системы, т е. её зависимость от объективно существующих

обстоятельств и общественных отношений. Понятие «система права» не следует

отождествлять с понятием «правовая система» ибо они соотносятся как целое и

частное. Система права и система законодательства — тесно взаимосвязанные,

но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же

сущности — права. Они соотносятся между собой как содержание и форма.

Система права как его содержание — это внутренняя структура права,

соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система

законодательства — внешняя форма права, выражающая строение его источников,

т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне

законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим

базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее

элементами, как известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль,

институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны максимально

учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и

динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и

совершенствованием общественных процессов, актуальность которых

способствует появлению новых правовых институтов и отраслей. Вместе с тем

структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и

точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формой права

— системой законодательства. Законодательство — форма существования прежде

всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности,

их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система

законодательства — это не просто совокупность таких актов, а их

дифференцированная система, основанная на принципах субординации и

скоординированное ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними

обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых является

предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном

построении источников права. Однако система права и система

законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия

и несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной

самостоятельности. Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом

системы права является норма, а первичным элементом системы

законодательства выступает нормативно-правовой акт. Во-вторых, система

законодательства по объему представленного в нем материала шире системы

права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном

смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения,

указания на цели и мотивы издания актов и т.п.). В-третьих, в основе

деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового

регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью

однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы

государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не

имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает

в себя весьма различные отношения, в связи с чем, и отрасль

законодательства не является столь однородной, как отрасль права. В-

четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней

структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы

законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-

правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов

нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно

отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в

соответствии с которым ведется федеральное и республиканское

законодательство. В-пятых, если система права носит объективный характер,

то система законодательства в большей степени подвержена субъективному

фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы

права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами

общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, ибо

она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными

социально-экономическими процессами. Необходимость проведения различия

между системой права и системой законодательства вызывается, помимо

прочего, потребностями систематизации законодательства, т.е. деятельностью

государственных органов, направленной на упорядочение законодательства,

приведение его в стройную, логичную систему.

39. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм

права на отрасли.

Для деления норм права на отрасли используют два критерия: предмет и метод

правового регулирования. Предмет правового регулирования — это те

общественные отношения, которые право регулирует. Он является основным

критерием, ибо общественные отношения объективно существуют, их

определенный характер требует к себе и соответствующих правовых форм. Так,

трудовые отношения выступают предметом регулирования трудового права,

семейные отношения - семейно-брачного права. Вместе с тем предмет правового

регулирования не может быть единственным критерием деления права на

отрасли, потому что: 1) общественные отношения, его составляющие,

чрезвычайно разнообразны; 2) нередко одни и те же общественные отношения

регулируются различными отраслями и к тому же различными способами. Поэтому

вторым (дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования.

Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод - кик

регулирует. Если предмет является материальным критерием, то метод -

формально-юридическим. Метод правового регулирования - это совокупность

юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое

регулирование качественно однородных общественных отношений. Выделяют

следующие основные методы правового регулирования. - императивный - метод

властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях,

наказаниях; - диспозитивный - метод равноправия сторон, координации,

основанный на дозволениях; - поощрительный - метод вознаграждения за

определенное заслуженное поведение; - рекомендательный - метод совета

осуществления конкретного желательного для общества и государства поведения

и т.п.

40. Отрасли права: их общая характеристика. Институты права: понятие и

виды.

Система права Российской Федерации включает одиннадцать отраслей:

государственное право, административное, финансовое, хмельное, гражданское,

трудовое, природоохранительное, семейное, уголовное, уголовно-

процессуальное и гражданско-процессуальное.

Ведущей отраслью является государственное право. Оно объединяет нормы,,

закрепляющие основы общественного строя и политики Российской Федерации,

основные права, свободы и обязанности граждан, национально-государственное

устройство, избирательную систему, порядок создания и компетенцию

федеральных органов государственной власти и управления и субъектов

федерации — республик в составе Российской Федерации, краев, областей,

автономных образований, — а также органов местного самоуправления. Нормы

государственного права сформулированы в Конституции Российской Федерации,

принятой народом России в ходе референдума 12 декабря 1993 г., конституциях

республик, уставах краев, областей и иных субъектов Федерации, а также

некоторых других актах. Административное право регулирует отношения,

складывающиеся в процессе государственного управления. Оно (в отличие от

государственного) в основном регулирует деятельность Правительства

Российской Федерации и иных исполнительных органов Федерации и ее

субъектов, порядок прохождения государственной службы, а также

устанавливает систему административных проступков и порядок применения

административной ответственности к виновным лицам. Нормы административного

права содержатся в Конституции Российской Федерации, в Кодексе об

административных правонарушениях, иных федеральных законах, а также в

указах Президента Российской Федерации, в постановлениях Правительства

России, в приказах и инструкциях федеральных министерств и ведомств, актах

органов субъектов Российской Федерации, решениях органов местного

самоуправления. Финансовое право представляет собой совокупность норм,

регулирующих отношения по накоплению и распределению финансов. Его

составной частью служат нормы, предусматривающие формирование

государственного бюджета, бюджетные права федеральных органов

государственной власти Российской Федерации, органов субъектов федерации и

местного самоуправления, порядок составления и утверждения бюджета,

контроль за его выполнением. Значительную часть финансового права

составляют нормы, которыми устанавливаются обязательные платежи и налоги,

порядок их взимания, кредитование, имущественное и личное страхование, а

также регулируются отношения в сфере государственного финансирования

капитального строительства, социально-культурных мероприятий, расходов на

управление и оборону Финансовое право содержит и нормы, закрепляющие

правовые основы денежного обращения и порядок осуществления валютных

операций на территории Российской Федерации и за рубежом. Нормы финансового

права содержатся в Конституции Российской Федерации, законах о

государственном бюджете, налогах и сборах, в указах Президента Российской

Федерации, постановлениях Правительства России и в других источниках.

Земельное право — это совокупность норм, регулирующих отношения,

складывающиеся по поводу распоряжения и управления земельными ресурсами,

находящимися в собственности государства или в частном владении, в связи с

их использованием и охраной. В них устанавливаются компетенция федеральных

органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской

Федерации и органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных

отношений, порядок предоставления, использования и изъятия земельных

участков, особенности использования земель сельскохозяйственного,

городского, промышленного и иного назначения, земель водного и лесного

фонда, порядок разрешения земельных споров. Земельные отношения

регулируются Земельным кодексом, иными федеральными законодательными

актами, указами Президента Российской Федерации, нормативными решениями

Правительства России, а также законами субъектов Российской Федерации и

решениями органов местного самоуправления. Гражданское право объединяет

нормы, которые определяют правовое положение участников гражданского

оборота, основания возникновения и порядок осуществления права

собственности и других вещных прав, регулирует договорные, другие

имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Участниками гражданских правоотношений выступают чаще всего граждане и

юридические лица. В Российской Федерации имущественные отношения

регулируются не только гражданским, но и административным, финансовым и

другими отраслями права. В отличие от этих отраслей права предмет

гражданского права специфичен в силу того, что участники гражданских

отношений занимают равноправное положение, они сами (в установленных

законом рамках) определяют свое поведение по отношению друг к другу. Это,

так сказать, "горизонтальные" отношения, в которых участники не подчинены |

друг другу. Гражданское право закрепляет правовое положение

государственной, частной и иной собственности (на основе и в развитие норм

государственного права), регулирует различные имущественные сделки, вопросы

наследования, авторства, изобретательства и др. Трудовое право объединяет

систему норм, которые регулируют трудовые отношения рабочих и служащих

(работников) с предприятиями, организациями, учреждениями. Трудовое право

регулирует такие вопросы, как порядок заключения и расторжения трудового

договора, рабочее время и время отдыха, заработная плата, трудовая

дисциплина и материальная ответственность, разрешение трудовых споров. В

трудовом праве имеется подотрасль — право социального обеспечения, которым

регулируются пенсионные отношения граждан по возрасту, в случае утраты

трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях.

Основным актом трудового права является Кодекс законов о труде, законы,

регулирующие пенсионные отношения, и другие акты. Природоохранительное

право регулирует общественные отношения в сфере освоения, использования и

охраны обществом, государством, предприятиями, гражданами окружающей

природной среды. Основная задача данной отрасли сводится к сохранению

природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращению

экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности,

оздоровлению и улучшению качества окружающей природной среды. Нормы

природоохранительного права закрепляют права граждан на здоровую и

благоприятную природную среду, устанавливают экологический и юридический

механизм ее охраны, порядок проведения государственной экологической

экспертизы и осуществления экологического контроля за соблюдением

требований природоохранительного законодательства и нормативов качества

окружающей природной среды. Основным актом природоохранительного права

является Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды". Семейное право

представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с

браком и принадлежностью человека к семье: порядок вступления в брак,

основания его прекращения, взаимные права и обязанности супругов, родителей

1и детей, а также других членов семьи, условия и порядок усыновления,

установления опеки и попечительства. В основе семейного права Российской

Федерации лежит Кодекс о браке и семье. 1 Уголовное право объединяет

нормы, которыми устанавливаются основания уголовной ответственности и

освобождения от нее, формулируются понятие преступления и цели наказания,

виды уголовных санкций и порядок их применения, определяется круг

общественно опасных деяний, которые признаются преступными. Источником

уголовного права Российской Федерации является Уголовный кодекс. Уголовно-

процессуальное право составляют нормы, регламентирующие порядок

производства по уголовным делам. Данная отрасль права регулирует

деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и

суда при расследовании и разрешении уголовных дел. Нормы уголовно-

процессуального права определяют цели и задачи уголовного судопроизводства,

правовое положение участников уголовного процесса, права и обязанности

правоохранительных органов в этом процессе, регламентируют порядок

проведения дознания и предварительного следствия, сбора и оценки

доказательств, разрешения уголовных дел судебными органами, обжалования и

опротестования судебных приговоров, их исполнения. В основе уголовно-

процессуального права Российской Федерации лежит Уголовно-процессуальный

кодекс. Нормы гражданского процессуального права определяют цели и

задачи гражданского судопроизводства, подведомственности и подсудности

рассматриваемых споров, устанавливают круг и правовое положение участников

процесса, порядок сбора и оценки [доказательств по гражданским делам,

регламентируют порядок судебного разбирательства общими и арбитражными

судами, порядок вынесения и обжалования решений по гражданским делам, а

также исполнения вынесенных и вступивших в законную силу решений.

Источником процессуального права являются Гражданский процессуальный кодекс

и Арбитражный процессуальный кодекс. В системе права Российской Федерации

обособленное положение занимает международное право. Оно не входит в

систему какого-либо внутригосударственного права, поскольку устанавливается

не отдельным государством, а соглашениями разных государств и регулирует

взаимоотношения этих государств и иных субъектов международного права.

Международное право подразделяется на международное публичное право,

которым регулируются отношения между государствами, и международное частное

право, регулирующее гражданско-правовые отношения с участием иностранных

физических или юридических лиц либо по поводу имущества, находящегося за

границей. Нормы международного права содержатся в конвенциях, актах,

уставах международных организаций, международных договорах и обычаях.

ИНСТИТУТ ПРАВА – это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых

норм, регулирующих определённую разновидность общественных отношений. Виды:

делятся по отраслевому признаку, по тому же критерию делятся на

материальные и процессуальные, далее отраслевые, межотраслевые (или

смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные,

охранительные и учредительные (закрепительные).

41. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право.

Международное право и национальное право.

В правовой науке все нормы делятся на материальные и процессуальные. Первые

– регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями

отношения. Вторые – определяют порядок разрешения споров, конфликтов и иных

правонарушений, т. е. регламентируют чисто процессуальные или

организационные вопросы, имеющие, однако, важное, принципиальное значение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.