рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоргалки по ТГП

отсутствуют специальные правовые механизмы, обеспечивающие права и свободы

российских граждан, их реальную гарантированность. Фактически права и

свободы граждан только провозглашаются, но реально в жизни нередко

происходит вопиющее нарушение самых элементарных прав и свобод.

5. Взаимная ответственность личности и государства

Взаимная ответственность личности и государства - неотъемлемый признак

правового государства. В недемократическом государстве признается только

ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему

права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве,

напротив, делается акцент на ответственности государственных органов и

должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и

свободы.

Обязанности закреплены Конституцией. Каждый гражданин должен, в первую

очередь, соблюдать Конституцию, законы, нормы права, уважать права и

свободы других граждан. Правовое государство имеет определенные обязанности

перед своими гражданами.

Речь идет о взаимной ответственности государства с одной стороны и всех

кто вступает с ним в правоотношения, с другой.

Правовое же государство предполагает взаимную, двустороннюю

ответственность: с одной стороны, личность несет юридическую

ответственность (в традиционном ее понимании) перед государством, а с

другой, - государство отвечает перед личностью в случае неисполнения

или ненадлежащего исполнения лежащих на нем обязанностей или

злоупотреблений предоставленными ему правами.

Успешное решение формирования правового государства невозможно без

создания реальных условий для данного процесса. К таким условиям относятся:

достижение высокого уровня политического и правового сознания людей;

создание единого, внутренне не противоречивого законодательства;

ограничение вмешательства в сферу экономики; разработка продуманной

национальной политики и эффективных средств ее реализации.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового

государства, следует рассматривать развитие и совершенствование

законодательства, формирование новой по существу правовой системы.

2) Применение права как особая форма реализации права.

Реализация права в большинстве случаев происходит без участия

государства, его органов. Граждане и организации добровольно, без

принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках

которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают

установленные законом запреты. Вместе с тем в некоторых типичных ситуациях

возникает необходимость государственного вмешательства, без чего реализация

права оказывается невозможной.

Во-первых, в механизме реализации отдельных норм заранее

запрограммировано участие государства. Это, прежде всего, нормы, в

соответствии с которыми осуществляется государственное распределение

имущественных благ. Например, реализация права на пенсию включает в

качестве необходимого элемента постановление комиссии органа социального

обеспечения о назначении пенсии отдельному гражданину. Выделение жилья из

муниципального или государственного жилого фонда требует индивидуального

властного решения соответствующего государственного органа или органа

местного самоуправления. В том же порядке, т.е. путем принятия

индивидуальных властных решений, гражданам и организациям выделяются

земельные участки, находящиеся в собственности государства.

Во-вторых, взаимосвязи между государственными органами и должностными

лицами внутри государственного аппарата имеют в большинстве своем характер

власти и подчинения. Данные правовые отношения включают в качестве

необходимого элемента властные решения, т.е. акты применения права

(например, указ Президента России о снятии с должности министра).

В-третьих, право применяется в случаях возникновения спора о праве. Если

стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях,

они обращаются для разрешения конфликта в компетентный государственный

орган (так, хозяйственные споры между организациями рассматривают

арбитражные суды).

В-четвертых, применение права необходимо для определения меры юридической

ответственности за совершенное правонарушение, а также для применения

принудительных мер воспитательного, медицинского характера и др.

Таким образом, применение права — это властная деятельность компетентных

органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по

юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Применение права имеет следующие признаки:

1) осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями

государственной власти;

2) имеет индивидуальный характер;

3) направлено на установление конкретных правовых последствий —

субъективных прав, обязанностей, ответственности;

4) реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах;

5) завершается вынесением индивидуального юридического решения.

Применение права – это властная организующая деятельность компетентных

субъектов по реализации норм права путем конкретизации общих предписаний

для индивидуального случая.

Акты применения права – это документально оформленное, государственно

властное, индивидуально конкретное письменное или устное решение

компетентного субъекта, принятое на основе норм права, обладающее

юридической силой и влекущее возникновение, изменение или прекращение

правоотношений. Акты применения являются стадией реализации нормы права.

Применение права следует рассматривать в двояком смысле:

- как форму реализации права, т.к. существуют и другие (исполнение,

использование, соблюдение);

- как стадию реализации права.

Т.к. применение нормы права связано с осуществлением либо ее диспозиции,

либо санкции, то акты применения опосредуют:

- исполнительно-распорядительную деятельность гос. органа (напр.,

распределение матер.фондов);

- правоохранительную деятельность (напр., приговор суда);

Применению права присущи следующие функции:

- социальные – экономические, политические, социально-культурные,

культурно-воспитательные;

- юридические – регулятивные и охранительные (закрепление господствующих

общ. отношений, охрана общ. отношений).

Стадии:

I. Анализ фактических обстоятельств дела с которыми связано применение

диспозиции или санкции правовой нормы. Должен быть полным, объективным,

исследованы все обстоятельства дела, фактов, дана юридическая оценка

значения этих фактов.

II. Выбор (отыскание) правовой нормы – для определения поведения участников

правоотношения или для оценки поведения когда применяется санкция. При

этом проверяется: 1) подлинность нормы права и ее действенность, 2)

характер действия нормы – прямое или косвенное, 3) пределы действия в

пространстве, во времени и по кругу лиц.

III. Уяснение смысла и содержания нормы права.

IV. Разъяснение нормы права компетентными гос. органами или иными

субъектами.

V. Принятие акта применения нормы права.

Исполнение акта применения – есть заключительный этап реализации нормы

права, поэтому мы не говорим о нем как о стадии применения права.

Субъекты – гос. органы, должностные лица, уполномоченные общ.

организации.

Билет № 7

1) Понятие и признаки государства.

Государство — это организация политической власти, необходимая для

выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из

природы всякого общества.

Государство отличается от других организаций, входящих в политическую

систему общества, рядом существенных признаков.

1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в

качестве единственного официального представителя всего общества, всего

населения, объединяемого им по признаку гражданства.

2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее

государству верховенство на своей территории и независимость в

международных отношениях. Государство — единственный носитель суверенной

власти.

3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической

силой и содержащие нормы права.

Те или иные общественные объединения могут принимать решения,

обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как

нормативные акты государства обязательны для всех государственных и

муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций,

должностных лиц и граждан. Правотворчество — исключительная прерогатива

государства.

4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом,

разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой

систему государственных органов и соответствующих материальных средств

(вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций.

Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности

государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их

полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением

формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности

издавать правовые акты и охранять их от нарушения.

Функционирование этого специально созданного государственного механизма,

этой своеобразной отлаженной «машины» необходимым образом предполагает

наличие особого слоя лиц — государственных служащих, основное назначение

которых, с учетом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том

только и состоит, чтобы управлять.

5. Государство — единственная в политической системе организация, которая

располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура,

милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже

законности и правопорядка.

6. Только государство располагает вооруженными силами и органами

безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную

целостность и безопасность.

7. Один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающийся

со всеми рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них, — это тесная

органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически

и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли

общества, государственный регулятор общественных отношений. В современных

условиях Российскому государству принадлежит первостепенная роль в

утверждении демократии и свободы, стабильности и гражданского мира,

согласия и сотрудничества народов страны, в продолжении реформ и переходе к

цивилизованному обществу. Успешное претворение этих целей в жизнь

неразрывно связано с осуществлением задач укрепления государства,

обеспечения действенности всех институтов государственной власти в России,

наведения правопорядка в самой власти и в стране.

2) Понятие реализации права, ее основные формы.

Реализация права – такое социальное поведение субъектов права в котором

воплощяются предписания правовых норм.

Реализация права - претворение предписаний правовых норм в поведение

субъектов права, реализующих свои потребности и интересы в различных

областях общественной жизни.

По характеру правореализуюших действий, обусловленных содержанием

правовой нормы, выделяют четыре формы реализации права:

Соблюдение - выполнение предписаний запрета (реализация запрещающей

нормы);

Исполнение - исполнение соответствующей обязанности, активная

деятельность субъекта (реализация обязывающей нормы) ;

Использование - использование предоставленного права, полностью зависит

от волеизъявления субъекта права (реализация управомочивающей нормы) ;

Применение - властная организующая деятельность государства в лице его

органов, имеющая цель обеспечить адресатам правовых норм реализацию

принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за

данным процессом.

Активный субъект правоотношений может использовать свои субъективные

права, круг пассивных субъектов - соблюдать их. Субъект правоотношения,

имеющий юридические обязанности, должен их исполнять. Неисполнение

субъектом своих юридических обязанностей влечет возникновение охранительных

правоотношений, что является одним из фактических обстоятельств, требующим

применения права.

В юридической литературе формы реализации права классифицируются по

различным основаниям:

а) по характеру правовых связей между субъектами права – в общих и

конкретных правовых отношениях;

б) по субъектному составу – индивидуальная и коллективная формы;

в) по внешнему проявлению – активная и пассивная формы;

г) по методу воздействия – добровольное и принудительное осуществление

права;

д) по правовому положению субъектов – гражданско-правовая и

административно-правовая формы.

Признаки применения норм права:

- Правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные

государственные органы (должностные лица) ;

- Деятельность по применению норм имеет государственно-властный характер;

- Содержание правоприменительной деятельности выражается в издании на

основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов) - приговор

суда в отношении лица, совершившего преступление;

- Применение норм права осуществляется в строго установленном

государством порядке.

Акт применения нормы права - это официальный правовой документ,

содержащий индивидуальное государственно властное предписание компетентного

органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного

юридического дела.

Билет № 8

1) Понятие ТГП, как гуманитарно-юридической науки.

Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук.

Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом,

весьма условно можно подразделить на три большие группы: 1) технические; 2)

естественные; 3) гуманитарные. Гуманитарные науки изучают общество,

человека, социальные отношения и институты. Юридические науки — часть

гуманитарных наук, поскольку государство и право выступают социальными

институтами. В свою очередь юридические науки можно подразделить на

следующие виды: — теория государства и права; - историко-правовые науки

(история государства и права, история политических и правовых учений); -

отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское,

административное и другие отрасли права); - прикладные науки

(криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, правовая

кибернетика и т.п.). Теория государства и права, находясь в системе

гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, социологией,

политологией и т.д. Так, с помощью философии вырабатываются

мировоззренческие позиции теории государства и права, в результате чего

последняя вооружается общей методологией познания государственно-правовой

действительности. В свою очередь теория государства и права дает конкретный

материал для широких философских обобщений. Место теории государства и

права в системе юридических наук. Общность теории государства и права и

историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и

право в целом, как бы не имеют границ во времени в познавательной

деятельности. Различие выражается в том, что историко правовые науки

изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом

порядке (т.е. применяют преимущественно исторический метод), теория же дает

обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права,

закономерности их функционирования и т.п. (т.е. применяет преимущественно

логический метод). По отношению к отраслевым юридическим наукам теория

государства и права выступает как обобщающая. Во-первых, она изучает

наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и

права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой

общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых,

теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук

проблемы (нормы права, правоотношения, юридическую ответственность и т.д.).

В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции. Вместе с тем

теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с

отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в

них. Взаимодействие же теории государства и права с прикладными науками в

значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые

науки. Таким образом, особенности теории государства и права как науки

состоят в том, что она является: - гуманитарной, предмет которой составляют

общественные явления - государство и право (этим она отличается от

технических и естественных наук); - политико-юридической, изучающей такие

социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-

правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других

гуманитарных наук); - теоретической, изучающей наиболее общие

закономерности государства и права (этим она отличается от других

юридических наук).

2) Содержание правоотношений: субъективные права и юридические

обязанности.

Правоотношение обладает сложной по составу элементов структурой. В нее

входят субъект, объект и содержание правоотношения (субъективные

юридические права и обязанности).

Содержание правоотношения имеет двойственный характер. Различают

юридическое и фактическое содержание.

Юридическое содержание правоотношения - это возможность определенных

действий управомоченного, необходимость определенных действий или

необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного, а фактическое

- сами действия, в которых реализуются права и обязанности.

Содержание правоотношения (повторим) - это субъективные юридические права

и обязанности. Субъективное право и соответствующая ему обязанность

образуют юридическую связь управомоченной и обязанной сторон. Причем

правовое отношение может состоять из одной или нескольких юридических

связей. Например, правоотношение, возникающее на основе договора купли-

продажи, включает в себя как минимум две правовые связи: первая — право

покупателя получить товар и обязанность продавца передать товар покупателю;

вторая — право продавца получить деньги за товар и обязанность покупателя

заплатить за него согласованную в договоре сумму.

Существует два типа правовых связей: относительные, возникающие между

отдельными лицами (субъектами права), и абсолютные - между субъектом права

и обществом (всяким и каждым).

Субъективное право — это предусмотренная для управомоченного лица в целях

удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная

юридическими обязанностями других лиц.

Признаки субъективного права.

1. Субъективное право есть мера возможного поведения.

2. Содержание анализируемого права устанавливается нормами права и

юридическими фактами.

3. Осуществление субъективного права обеспечено обязанностью другой

стороны. В одних случаях эта обязанность состоит в воздержании от действий,

нарушающих субъективное право другой стороны, в других — данное право

обеспечивается исполнением обязанности, т.е. активными действиями

обязанного лица.

4. Субъективное право предоставляется управомоченному лицу для

удовлетворения его интересов; при отсутствии последнего стимул для

осуществления субъективного права теряется.

5. Данное право состоит не только в возможности, но и в юридическом или

фактическом поведении управомоченного лица.

Субъективное право - сложное явление, включающее в себя ряд правомочий:

а) право на собственные фактические действия, направленные на использование

полезных свойств объекта права (например, собственник вещи вправе

использовать ее по прямому назначению); б) право на юридические действия,

на принятие юридических решений (собственник вещи может ее заложить,

подарить, продать, завещать и т.д.); в) право требоватъ от другой стороны

исполнения обязанности, т.е. право на чужие действия (заимодавец имеет

право требовать от заемщика возврата денег или вещей); г) право притязания,

которое заключается в возможности привести в действие аппарат принуждения

против обязанного лица, т.е. право на принудительное исполнение обязанности

(в принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено

восстановление рабочего или служащего на работе).

Юридическая обязанность - есть предписанная обязанному лицу и

обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого

поведения, которой оно должно следовать в интересах управомоченного лица.

(книга)

Юридическая обязанность – мера предписанного законом совершения

обязанного лицом определенным действиям, с целью соблюдения субъективного

права. (тетрадь)

Юридическая обязанность имеет следующие признаки.

1. Это мера необходимого поведения, точное определение того, каким оно

должно быть.

2. Она устанавливается на основе юридических фактов и требований правовых

норм.

3. Обязанность устанавливается в интересах управомоченной стороны -

отдельного лица или общества (государства) в целом.

4. Обязанность есть не только (и не столько) долженствование, но и

реальное фактическое поведение обязанного лица.

5. У обязанного лица нет выбора между исполнением и неисполнением

обязанности. Невыполнение или ненадлежащее выполнение юридическое

обязанности является правонарушением и влечет меры государственного

принуждения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.