рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоргалки по ТГП

целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений

в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права.

Так, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют жилищное,

транспортное, авторское, наследственное право. Имеются подотрасли в

трудовом, уголовном и других отраслях права. В отличие от правового

института под отрасль не является обязательным элементом каждой отрасли

права. В небольших и тесно консолидированных отраслях (например, в уголовно-

процессуальном, гражданско-процессуальном праве) подотраслей вообще нет.

Таким образом, система права представляет собой совокупность действующих

норм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям в

соответствии с характером и спецификой регулируемых ими общественных

отношений.

Система права современного общества объединяет следующие основные

отрасли:

1. Государственное (конституционное) право. 2) Административное право. 3)

Финансовое право 4) Земельное право 5) Гражданское право 6) Трудовое право

7) Семейное 8) Гражданско-процессуальное право 9) Уголовное право. 10)

Уголовно-процессуальное право. 11) Исправительно-трудовое право.

Институт права — это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых

норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если

юридическая норма — «исходный элемент, «живая» клеточка правовой материи,

то правовой институт представляет собой первичную правовую общность».

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки,

фрагменты, стороны общественной жизни. Институт — составная часть, блок,

звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной

автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов: в уголовном праве — институт необходимой

обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве

— институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в

государственном праве — институт гражданства; в административном — институт

должностного лица; в семейном праве — институт брака и т.д. Все институты

функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом — как внутри данной

отрасли, так и вне ее.

Виды правовых институтов. Прежде всего институты делятся по отраслям

права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д.

Сколько отраслей — столько соответствующих групп институтов. Отраслевая

принадлежность правовых институтов — наиболее общий критерий их

дифференциации. По этому же признаку они подразделяются на материальные и

процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и

межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные),

регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а

межотраслевой — из норм двух и более отраслей. Например, институт

государственной собственности, институт опеки и попечительства.

Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких

других подразделений. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным,

имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые

субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает в

себя институт штрафа, неустойки, ответственности.

Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих

отношений, охранительные — на их охрану, защиту (типичны для уголовного

права), учредительные — закрепляют, учреждают, определяют положение

(статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также

граждан (характерны для государственного и административного права).

Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное

динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени: 1)

структура отдельного нормативного предписания; 2) структура правового

института; 3) структура правовой отрасли; 4) структура права в целом. Все

эти уровни субординированы, логически и функционально предполагают друг

друга. Вместе взятые, они образуют достаточно сложную конструкцию.

Билет № 17

1) Соотношение ТГП с отраслевыми юридическими дисциплинами.

ТГП входит в систему юр. наук, объединенных общим понятием юриспруденция.

Существует именно система, множество юр. наук. Это объясняется тем, что ГиП

– явления – сложные и многогранные, имеющие непосредственное отношение к

различным сторонам общественной жизни. Изучить их в рамках одной науки

невозможно, следовательно неизбежна специализация научных знаний о

различных областях гос. и прав. жизни общества. На этой основе происходит

классификация юр. наук по определенным отраслям знания о Г и П. Систему юр.

наук можно подразделить на 3 основные группы:1. теоретико-исторические –

ТГП, ИППУ (история политических и правовых учений), ИГП (история

государства и права). 2. отраслевые – КП, АдмП, ФП, ГП, ТП и др. 3.

специальные юр. науки – криминалистика, суд. медицина, психология и др.

Что же касается ТГП и отраслевых юр. наук, то для того, чтобы раскрыть

сущность данного вопроса, необходимо ответить, в чем их единство, различие

и взаимодействие.

ТГП изучает основные общие закономерности гос-пр. явлений в целом,

независимо от того, в какой конкретной области общественно жизни они имеют

место. Отраслевые же юр. науки исследуют только части мех-зма гос-ва, его

определенные органы (исполнительные, представительные, судебные), отдельные

группы правовых норм, концентрируя внимание на изучении их структуры и

функций, анализируют особенности правового регулирования конкретного виды

общественных отношений.

ТГП не подменяет и не растворяется в теории отраслевых юр-х наук. Каждая

отраслевая юр-я наука исследует закономерности и особенности собственного

предмета и отражает лишь отдельную, хотя и существенную сторону всеобщей

связи гос.-пр. явлений между собой, фиксирует только некоторые моменты,

части и черты этих связей. И если бы мы пользовались только понятиями,

выработанными теми или иными отраслевыми юр-ми науками, то лишили бы себя

возможности обнаружить закономерности развития г.ип. в целом, определить их

место и роль общ-й жизни. Так даже доскональное знание ГР. или земельного

права не может дать полного представления о значении права в жизни об-ва,

его роли в межличностных отношениях. В этой связи Марченко отмечает, что

задача ТГП в том и состоит, чтобы вскрыть внутреннюю связь и тенденции

закономерного развития гос-пр явлений в целом, объяснить и показать их роль

в управлении жизнедеятельностью об-ва.

По отношению к отраслевым юр-м наукам ТГП выступает как общеправовая

наука, наука обобщающая, базовая, имеющая руководящее, направляющее,

методологическое значение при разработке спец-х проблем, сост-х предмет

отраслевых юр-х наук. Выводы и общетеоретические положения ТГП ЯВ. основой

для решения специальных вопросов отраслевых наук. Вырабатывая свою

отраслевую теорию, эти юр-е науки исходят из методолгических положений ТГП.

ТГП яв-ся одновременно и обслуживающей наукой, т.к. она формулирует

исходные понятия о г. и п. и тем самым обеспечивает отраслевые юр. науки

необходимой теоретической базой для выработки ими собственной теории,

отраслевого понятийного аппарата.

Общие понятия гос-ва, права, нормы права, правоотношения, юр.

ответственности лежат в основе КП, АП, ГП, СП и др отраслевых наук. При

этом, как считает Марченко, общее ТГП опирантся также на достижения

отраслевых юо. наук, обобщает, синтезирует и систематизирует их выводы.

Отраслевые юр. науки питают ТГП фактическим материалом. Выводы и данные

отраслевых юр. наук служат важнейшей предпосылкой более глубоких

теоретических обобщений, дальнейшего развития ТГП в целом.

Необходимость выделения из системы юр. наук ТГП, как самостоятельной

научной отрасли знания обусловлена тем, что в реальной жизни действуют

объективные закономерности развития гос-пр. явлений, такие существенные их

связи и отношения, которые явл. общими, присущими всем явлениям данного

рода без познания которых невозможно более или менее глубоко изучить

предмет отраслевых юр. наук, так, например, без общего научного понятия

сущности, содержания и формы права, отрасли и института права, нормы права

и т.п. ни одна отрасль юридической науки не сможет плодотворно

разрабатывать вопросы своей спец. сферы знания.

2) Система гарантий законности.

Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в

жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на

бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и

определенный комплекс организационных, идеологических, политических,

юридических мер, обеспечивающих реализацию, т. е. гарантии законности.

Гарантировать законность — значит сделать ее незыблемой.

Гарантии законности — это объективные условия и субъективные факторы, а

также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные

средства.

Общие условия суть объективные (экономические, политические и т. д.)

условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое

регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, его

функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства

по укреплению законности.

Важной предпосылкой наилучшего использования благоприятных условий в

деятельности по укреплению законности является их максимально возможная

конкретизация.

Экономические условия. Это состояние экономического развития общества,

организация системы хозяйствования и т. д.

Речь, следовательно, идет о том, чтобы выделить из условий общественной

жизни те, которые способствуют укреплению законности, создать предпосылки

для их развития и воздействия на людей, а также путем использования

организационных мер, специальных средств нейтрализовать действие негативных

факторов. Рассмотрим эти общие условия, выступающие гарантиями законности:

Политические условия. Основным политическим условием стабильной

законности является сильная государственная власть. Сила государственной

власти определяется не величиной армии, не мощью репрессивного аппарата.

Сильная государственная власть — это устойчивая, легитимная, пользующаяся

поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых

правовых предписаний. Сильное государство гарантирует стабильное развитие

общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью,

коррупцией и иными антисоциальными явлениями.

Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется

уровнем политической, правовой и общей культуры населения. Законность

предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву,

закону является личным убеждением человека, причем не только рядового

гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя.

предписаний во многом зависят от положения

Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону,

реализация его, сложившегося в социальной сфере.

Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления

обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Действующее

законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться

высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и

охраны. Среди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и

развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-

теоретических конструкций. Непосредственное влияние на уровень законности

оказывают господствующие в науке научно-теоретические концепции

Специальные средства обеспечения законности - это юридические и

организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения

законности. Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии

(средства).

Уровень законности определяется и эффективной деятельностью политического

руководства

Юридические гарантии — совокупность закрепленных в законодательстве

средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению,

направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление,

защиту прав и свобод. (деятельность прокуратуры).

Среди юридических гарантий различают следующие. Средства выявления,

(обнаружения) правонарушений (органов предварительного расследования,

Конституционного Суда и т. д.)

Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в праве

средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения.

Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства,

направленные на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав,

свобод граждан и организаций.

Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий

правонарушений. Таковыми являются принудительное взыскание средств на

содержание ребенка (алиментов), виндикация (принудительное изъятие

имущества из чужого незаконного владения) и др.

Юридическая ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного

в совершении правонарушения. Данное средство является важнейшим и

необходимым для укрепления законности, причем его эффективность

определяется не жестокостью, а неотвратимостью.

Среди юридических гарантий особая роль отводится процессуальным гарантиям

Наконец, важнейшей гарантией законности является правосудие —

деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения

гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.

Под организационным гарантиями понимаются различные мероприятия

организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с

правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые,

организационные меры по созданию условий для нормальной работы

юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре

последних специальных подразделений (для борьбы с организованной

преступностью, с коррупцией и т.д.).

Билет № 18

1) Функции государства, государственной власти и государственных органов.

Функции государства — это основные направления внутренней и внешней

деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его

классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.

Государство обеспечивает свои функции через систему органов государства

носящее название гос. аппарат.

Каждая гос.власть автономна, имеет свой гос.орган.

В этом определении выделены наиболее существенные признаки функций

государства.

1. Функции государства непосредственно выражают и предметно

конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание

учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные

интересы членов общества.

2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная

служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису,

реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на

международной арене.

3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим

задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение

посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой

устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.

4. В функциях государств различных исторических типов проявляются и

объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика

социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни

общества.

Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные

стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства

называются функциями государства. Функции делятся на: внутренние и внешние,

общесоциальные и специальные, основные и не основные. Большинство функции

имеет смешанный характер.

К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной

жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена общества,

относятся следующие виды функций:

1. Охранительная функция:

Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении

государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и

интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и

государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и

согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие

социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных

классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин,

которые вызывали возникновение государства.

Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и

достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного

имущества, на охрану частной собственности.

2. Экологическая функция: Направлена на защиту экологии.

3. Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан: Многие

государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают

своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо

причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование,

достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту

от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.

Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации в частности сказано:

“Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае

болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных

случаях предусмотренных законом.”

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и

укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию

государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется

деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию

физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-

эпидемиологическому благополучию (статья 41 пункт 2 )

4. Культурно - воспитательная функция: Общество в целом и государство

заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование,

соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время

немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во

всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих

государствах образование является обязательным.

Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан

свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего

государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного

наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому

прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.

Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской

Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.

5. Природоохранительная функция: Охрана природы, окружающей среды -

насущная необходимость современного мира. Человек в результате своей

хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает

окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже

гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело всего общества, но

только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями

мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить

защиту окружающей среды.

В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования

природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и

политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.

Внешние функции.

1. Функция защиты из вне: (Защита государства от вооруженных нападений

других государств.)

Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства,

ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной

целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы

Российской Федерации.

Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации “Защита Отечества

является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин

Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным

законом.”

Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от

происхождения, социального и имущественного положения, места жительства,

обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил

Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане

мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.

2. Функция сотрудничества с другими странами. (Поддержание международных

политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и

культурных связей.)

Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств.

На этой основе создаются различные организации деятельность которых

направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни

общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

3. Борьба с международной преступностью: В последнее время все более

широкие масштабы приобретает международная преступность.

Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием

- вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений.

Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой.

Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.