рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Сертификация систем управления качеством продукции \BACO\

значимость поощрительных мер за высокое качество продукции и труда, не

исключая, при этом, жёстких мер штрафного характера за выпуск продукции с

отклонением от требований нормативно-технологической документации.

Расширить практику проведения различных конкурсов , направленных на

повышение и улучшение качества продукции;

- привлечение в группы качества значительно более широкого круга

трудящихся и повышение их активности и эффективности работы. По мнению

автора, в число работ по обеспечению высокого качества, подлежащих

стимулированию, необходимо включить и работу групп качества;

- расширение и претворение в жизнь целого комплекса мероприятий ,

поистине обеспечивающих реализацию человеческого фактора в производственных

и социальных отношениях;

- использование профессионалов в области УКП при проведени всех

работ по совершенствованию системы УКП.

Совершенствование систем управления качеством продукции необходимо

проводить в следующих случаях:

- при сертификации продукции , когда одним из условий получения

сертификата соответствия является строгое соблюдение в построении системы

УКП требований международных стандартов ИСО серии 9000;

- при получении аттестата качества, когда его может получить только

сертифицированная продукция, то есть имеющая сертификат соответствия;

- при получении государственного заказа на изготовление

определённых видов и объёмов продукции, когда в условиях конкурсной системы

их получения, необходимо проводить экспертизу действующей системы УКП;

- при выходе предприятия на внешний рынок.

2. ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА И ПРИМЕНЕНИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ИСО

СЕРИИ 9000 В АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ ВАСО

2.1. С и с т е м а с е р т и ф и к а ц и и с и с т е м к а ч

е с т в а и п р о и з в о д с т в в Р о с с и й с к о

й Ф е д е р а ц и и

Сертификация систем УКП представляет собой деятельность по

проверке, оценке и удостоверению специально аккредитованным органом

(национальным или зарубежным) соответствия сертифицируемой системы

требованиям соответствующих стандартов. Такими стандартами могут быть

государственные, международные(например, стандарты ИСО серии 9000) или

национальные других зарубежных стран (в соответствии с требованиями

контрактов).

Документ , который удостоверяет соответствие системы УКП

требованиям стандарта, называют сертификатом. Он выдаётся только на систему

УКП определённого вида или группе однородной продукции. Сертификация должна

быть объективной, а поэтому её необходимо осуществлять независимой от

предприятия - изготовителя и потребителя (заказчика) стороной.

В Российской Федерации в соответствии с требованиями Закона “О

защите прав потребителей” обязательной сертификации подлежат товары(работы,

услуги), на которые в законодательных актах или стандартах установлены

требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья

потребителей и охраны окружающей Среды, предотвращение причинения вреда

имуществу потребителей, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни

и здоровья потребителей /43,с.396/.

Работы по сертификации продукции , а также систем УКП проводятся

под руководством Госстандарта России, как национального органа по

сертификации.

К настоящему времени сформирована законодательная база

сертификации, cоздана и гармонизирована с международными нормами и

требованиями её нормативная и организационная основа. В Госреестре

зарегистрировано пять систем обязательной сертификации, сформированных

государственными органами :

- система сертификации Гост Р;

- система сертификации авиационной техники и объектов гражданской

авиации (Межгосударственный авиационный комитет) ;

- система сертификации взрывоопасных производств

(Госкомоборонпром);

- система сертификации электросвязи (Министерство связи);

- система сертификации средств защиты информации.

Кроме того , зарегистрировано более 30 систем добровольной

сертификации /46,с.3/. Системы сертификации классифицируются по основным

признакам (табл.1).

Таблица 1.

Классификация наиболее распространённых систем сертификации

по основным классификационным признакам

|Признак классификации |Система сертификации продукции|

| | |

|1. Заинтересованность сторон. |Национальная |

| |Региональная |

| |Международная |

| | |

|2. Правовой статус. |Обязательная |

| |Добровольная |

| | |

|3. Участие ссторонних организаций в|Самостоятельная |

|исполнении процедуры сертификации. |Второй стороной |

| |Третьей стороной |

Госстандарт наделён следующими функциями по сертификации систем УКП

и продукции:

- определяет порядок сертификации систем УКП;

- определяет порядок сртификации продукции и её номенклатуру;

- аккредитует органы по сертификации конкретных видов продукции, а

также испытательные лаборатории (центры) для проведения соответствующих

испытаний;

- представляет другим юридическим лицам право аккредитации;

- осуществляет контроль за правильностью проведения сертификации

систем УКП и продукции;

- ведёт государственный реестр сертифицированных систем УКП,

продукции, аккредитованных органов по сертификации, испытательных

лабораторий (центров);

- принимает решения о признании сертификатов, выданнх зарубежными и

международными органами;

- представляет страну во взаимоотношениях с зарубежными странами и

международными организациями по вопросам сертификации систем УКП и

продукции.

Функции, делегированные Законом Госстандарту, наполнены конкретным

содержанием. Так уже в марте 1995 года в России было аккредитовано более

600 органов по сертификации и более 1600 испытательных лабораторий и

центров /46,с.5/. Сеть органов по сертификации и испытательных лабораторий

(центров) действует практически во всех регионах страны и обеспечивает

проведение , в необходимых масштабах, работы по сертификации всех видов

продукции и услуг.

На основани вышеизложенного можно сказать , что в стране, в

основном, создан механизм и действует система сертификации, защищающая

потребителя.

Создана и устойчиво функционирует система сотрудничества России с

международными организациями по сертификации (приложение 2.) /45,с.2/.

В основу нормативной базы сертификации систем УКП и продукции в Российской

Федерации положены стандарты ИСО серии 9000. С целью придания законной силы

указанным стандартам на территории СССР, а теперь России ,

Государственный комитет СССР в декабре 1988 года Постановлением №

4590 ввёл в действие Государственные стандарты полностью соответствующие

стандартам ИСО серии 9000 (рис.3) /32,с.33/.

Рис.3. Схема соответствия стандартов ГОСТ стандартам ИСО серии 9000.

Рекомендации по применению данных Государственных стандартов

определяют область распространения , сферу действия и правила выбора

стандартов для внедрения на предприятии. В стандартах ГОСТ 40.9001 - 88 -

ГОСТ 40.9003 -88 раскрываются основные принципы систем качества, а также

даётся необходимый состав документации и требования к ней, приводится

порядок проведения работ на предприятии по применению стандартов данной

системы, излагается совокупность требований к проверке, анализу и

оценивается система качества,а также даются рекомендации по

совершенствованию систем УКП.

Госстандарты на системы качества должны использоваться каждым

предприятием в следующих случаях /46,с.26/:

- при заключении контрактов (договоров) на поставку продукции на

внешний рынок;

- при участии в тендерах, конкурсах и прочих подобных мероприятиях,

когда в случае удачи могут заключаться договора;

- при получении госзаказа, льготного кредитования или страхования;

- при желании руководителей предприятия убедиться в соответствии

системы УКП международным требованиям, чтобы быть готовым и к заключению

выгодных договоров с иностранными партнёрами,в первую очередь;

- при сертификации продукции по схеме предусматривающей и

сертификацию систем УКП.

В дальнейшем (при введении государством или ассоциацией

потребителей оценки систем качества) такие проверки во всех случаях могут

стать постоянными , и тогда и для остальных предприятий эти стандарты

будут носить не рекомендательный ,а обязательный характер.

Требования стандартов ГОСТ 40.9001 - 88 - ГОСТ 40.9003 - 88 по

отношению к техническим требованиям на продукцию являются дополнительными и

могут изменяться в зависимости от конкретных условий.

Поэтому необходимость внедрения того или иного стандарта системы

ГОСТ 40 определяется каждым предприятием самостоятельно при взаимном

соглашении изготовителей (поставщиков) с потребителями (заказчиками). Но во

всех случаях эти стандарты могут использоваться в качестве методических

материалов при совершенствовании систем УКП.

А для завоевания международных рынков сбыта на длительные периоды,

наличие на предприятии системы качества постоянно обеспечивающей

конкурентоспособность выпускаемой продукции, необходимо признать

обязательным и требования стандартов системы ГОСТ 40 целесообразно

принимать в качестве минимально необходимых. При этом систему УКП по своему

характеру следует рассматривать как организационную экономико-техническую

систему, в рамках которой должна реализовываться совокупность

организационных, экономических, социальных и научно-технических

мероприятий.

Как считает автор, в Российской Федерации создана необходимая

нормативная база и сформировались определённые социально-экономические

условия для применения в широких масштабах сертификации продукции и систем

УКП с соблюдением основополагающих правил (принципов).

О с н о в н ы е п р и н ц и п ы п р о в е д е н и я с е р т и ф

и к а ц и и с и с т е м ы у п р а в л е н и я к а ч е с т в о м

п р о д у к ц и и

Сертификация системы УКП , независимо от органа, которым она

проводится (национальным или зарубежным) должна характеризоваться рядом

основных принципов:

а) целевой направленности, то есть необходимости осуществления

сертификации системы УКП с чётко определённой целью. К такой цели может

относиться, например, выход предприятия на определённый участок мирового

рынка. В этом случае , очень важно выбрать наиболее авторитетный в данном

регионе (или в мировом сообществе) зарубежный сертификационный орган

(центр, международную организацию). Для достижения выше указанной цели ,

сертификация системы нашим национальным органом в настоящий период времени

будет явно недостаточной, так как пока сертификаты , получаемые на основе

сертификации зарубежными сертификационными органами, более авторитетны и,

соответственно, имеют существенное преимущество;

б) добровольности, то есть проведение на предприятиях сертификации

системы УКП может быть только добровольным, по инициативе и при наличии

заявки от этого предприятия ;

в) объективности, то есть проверки и оценки системы УКП при её

сертификации должны осуществляться компетентными , высококвалифицированными

специалистами. Ни один сотрудник , участвующий в сертификации,не может быть

прямо или косвенно связан с данным предприятием, иметь его акции. При этом

оплата за работу по сертификации не должна зависеть от заклюения по

проверке, оценке и сертификации системы;

г) конфиденциальности, то есть орган по сертификации и его

сотрудники должны соблюдать профессиональную тайну в отношении

конфиденциальности информации, получаемой в результате взаимодействия с

поставщиком. Этивопросы могут стать предметом официальногоьсоглашения

органа по сертификации и заказчика;

д) предварительной оплаты работ органу по сертификации, то есть

оплата сертификационных работ должна осуществляться до начала их

проведения. Целесообразно это реализовать в два этапа. На первом этапе

оплата производится за предварительную проверку и оценку системы УКП , а

затем , в случае принятия решения о проведении второго этапа - за

окончательную сертификационную работу.В любом случае перечисление денег

должно быть выполнено до начала каждого последовательно выполняемого

комплекса работ. Стоимость работ зависит, в основном, от масштаба и

теерриториального расположения предприятия, сложности и объёмов

производства, модели системы УКП. Например, сертификация системы качества

шведскими сертификационными органами стоит (в зависимости от указанных

факторов) 20 - 250 тыс. крон /32,с.41/.

Реализацию вышеукаанных положений сертификации системы УКП

рассмотрим на примере сертификации системы УКП Воронежского акционерного

самолётостроительного общества по производству самолётов Ил - 86 и Ил - 96

- 300.

2.2. В н у т р е н н я я п р о в е р к а и п о д г о т о в к а

с и с т е м ы у п р а в л е н и я к а ч е с т в о м п р о д у к ц и и и

д о к у м е н т а ц и и к с е р т и ф и к а ц и и в а к ц и о н е

р н о м о б щ е с т в е .

Как было отмечено в параграфе 2.1., в Государственном реестре среди

других систем обязательной сертификации была зарегистрирована и система

сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации

(Межгосударственный авиационный комитет).

В дополнение и в развитие , действующих стандартов серии ГОСТ 40 и

приведенной в соответствие с ними отраслевой нормативно - технической

документацией, Ц е н т р сертификации изделий и производства продукции

народнохозяйственного назначения при комитете общественной экспертизы в

марте 1992 года ввёл в действие Авиационные правила сертификации

производства воздушных судов , авиадвигателей и воздушных винтов (АП - 21).

Одобренные Исполнительным комитетом Совета по нормам лётной

годности от 28.02.92 года разделы Авиационных правил (АП - 21) содержат

обязательные для Изготовителя требования для производства изделий при

наличии только Сертификата типа на производимые изделия (раздел “F”) и

процедурные требования для получения Изготовителем Сертификата на

производство (раздел”G”).

Правила АП - 21 (разделы “F” и “G”) выполнены по структуре и

нумерации разделов и пунктов адекватно структуре Федеральных авиационных

правил США - FAR-21 (разделы “F” и “G”).

Другие разделы Авиационных правил АП-21 предусматривают вопросы

взаимодействия с предприятиями - поставщиками составных частей,

комплектующих изделий, материалов и др., а также вопросы,связанные с

импортом и экспортом (разделы K, L, M, N, O).

Основой обеспечения контроля соответствия каждого экземпляра

сертифицированной типовой конструкции во всех случаях (разделы “F” и “G”)

является на заводе - изготовителе независимой инспекции (применительно к

странам Содружества Независимых Государств - Военной приёмки) и

утверждённой Уполномоченным органом и одобренной Авиационным Регистром

системы обеспечения качества.

Уполномоченными органами Авиационного Регистра для утверждения

системы контроля производства после подготовки и предъявления Изготовителем

необходимых документов являются научно - исследовательские институты по

направлениям (НИАТ, НИИД, НИТИ, ВИАМ). После утверждения системы контроля

производства (СУ КП) комиссия из представителей этих институтов с

привлечением специалистов ЦАГИ,ЦИАМ,ЛИИ,ВИЛС и НИИСУ подготавливает

комплексное заключение о том, что соответствие каждого выпущенного

экземпляра изделия типовой конструкции, определённой Сертификатом типа, на

данном предприятии может быть обеспечено.

После того, как на предприятии был сформирован полный комплект

нормативно-технической и методической документации по сертификации типа

воздушного судна и производства (СУ КП), в начале апреля 1993 года было

проведено совещание руководящего состава ВАСО (от начальника цеха

(начальника бюро технического контроля) до генерального директора) по

вопросу сертификации производства самолётов Ил - 86 и Ил - 96-300.

На совещании было решеноб что обследование и анализ производства

самолётов на ВАСО будут проведены в соответствии с Авиационными правилами

по двум направлениям:

- наличие нормативной базы и производственной среды, необходимой

для изготовления воздушного судна(ВС), полностью соответствующей

сертификации типа;

- обеспечение контроля за исполнением требований нормативной базы.

При этом предусматривается проведение работ в три этапа:

1 этап - рассмотрение и предварительный анализ представленных

материалов;

2 этап - системное обследование производства и функционирования КС

УКП;

3 этап - оформление результатов обследования.

На совещании была утверждена “Матрица компетентности при самооценке

производства самолётов Ил - 86 и Ил - 96 - 300 на ВАСО (приложение 3) и

“План-график по самооценке системы качества ВАСО при подготовке к

сертификации производства на 1993год”

По итогам работы совещания по сертификации производства были

разработаны и утверждены Генеральным директором комплексные мероприятия по

подготовке к сертификации.

Согласно комплексных мероприятий на предприятии предусматривалось:

1. Создание Совета по сертификации производства с закреплением его

полномочий в стандарте предприятия.

2. Ссздание Совета по рассмотрению материалов контроля согласно

требований Авиационных правил АП-21.

3. Формирование основных направлений работ подразделений

предприятия по качеству согласно методических материалов к Авиационным

правилам АП-21.

4. Разработать и утвердить мероприятия по предварительной

самооценке системы УКП и производства воздушных судов (ВС).

5. Формирование комиссий в цехах ВАСО для проведения работ по

сертификации производства воздушных судов (ВС).

6. Создание рабочих комиссий в цехах ВАСО.

7. Создание рабочей комиссии по приведению действующей на

предприятии документации в соответствие с требованиями стандартов серии

ГОСТ 40 и Авиационных правил АП-21.

Из всего многообразия принятых мер и проведенных мероприятий был

сформирован единый “План работ по сертификации производства самолётов Ил -

86 и Ил -96 - 300”.

В “Плане работ...” были перечислены следующие направления работ:

1. Организационно-методические мероприятия.

2. Экспертиза нормативно-технической документации по производству

самолётов Ил - 86 и Ил - 96 - 300.

3. Оценка действующей системы обеспечения качества (по

направлениям).

4. Проверка предприятий-поставщиков наиболее ответственных

агрегатов , узлов, комплектующих изделий и деталей.

5. Подготовка заключительного анализа и оформление документов по

результатам оценки производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300.

6. Рассмотрение представленных материалов на президиуме

Авиационного Регистра Межгосударственного Авиационного Комитета (АР МАК) и

принятие решения по результатам обследования производства самолётов Ил-86 и

Ил-96-300 в ВАСО.

В соответствии с матрицей компетентности при самооценке

производства самолётов в ВАСО по указанным направлениям в цехах, отделах

предприятия были созданы комиссии, разработаны мероприятия по проверке

производства и системы УКП на предмет соответствия требованиям нормативно-

технической документации по сертификации производства и СУ КП на

предприятии. После создания комиссий руководителями отделов, бюро с членами

комиссий были проведены занятия по изучениию требований стандартов ИСО

9000, ГОСТ 40, авиационных правил АП-21, методических указаний по

проведению сертифиуации продукции (типа воздушного судна), производства (СУ

КП), в части, касающейси их.

Общее руководство в период самооценки производства осуществлял

Совет по сертификации производства, возглавлявшийся зам. генерального

директора по качеству. А оперативную работу по рассмотрению материалов

самооценки (контроля) выполнял Совет по рассмотрению материалов контроля.

В его состав были привлечены ведущие специалисты по проверяемым

направлениям.

При анализе комплекса нормативно-технической документации,

регламентирующей управление в системе управления качеством прордукции, было

установлено, что в отличии от комплекса стандартов предприятия,

предусмотренных отраслевыми стандартами, стандарты ИСО серии 9000, а вместе

с ними и российские стандарты серии ГОСТ 40 устанавливают в качестве

основного документа “Руководство по качеству”.

Кроме того, анализ НТД показал, что в документации предприятия по

производству и обеспечению качества самолётов ИЛ-86 и ИЛ-960-300 наиболее

полно охвачены следующие этапы “петли качества”:

- проектирование и разработка технических требований, разработка

изделий;

- подготовка и разработка производственных процессов;

- производство продукции;

- контроль, проведения испытаний;

- реализация и распределение продукции;

- эксплуатация;

- упаковка и хранение.

Практически были не регламентированы вопросы маркетинга, поиска и

изучения рынка.

Требовала совершенствования НТД, определяющая вопросы

взаимоотношений между потребителями и поставщиками на этапе “материально-

техническое снабжение”, а также НТД по этапам “техническая помощь в

обслуживании” и “утилизация после использования” продукции.

Дальнейший анализ был направлен на проверку соответствия функций,

выполняемых в системе УКП, а также комплексов задач, регламентированных

отраслевой НТД, функциям и задачам, определённым международными стандартами

ИСО серии 9000. За основу был взят стандарт ГОСТ 40.9001-88 (ИСО 9001-87).

В результате этого анализа было установлено, что в НТД, действующей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.