рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Государственный долг Российской Федерации. Внутренний и внешний долг РФ

Курсовая работа: Государственный долг Российской Федерации. Внутренний и внешний долг РФ

Великолукская государственная сельскохозяйственная академия

Кафедра финансов и кредита

Курсовая работа

по курсу: «Финансы»

на тему:  « Государственный долг Российской Федерации. Внутренний и внешний долг РФ»

Выполнил студент 3 курса

экономического факультета

Ф1 группы

Николаенков Евгений Павлович

Проверила старший

преподаватель, к.э.н.

Баннова Наталья Сергеевна

Великие Луки 2006


Содержание

Введение.

Глава 1.Государственный долг

  Сущность и понятие

  Формы и виды

  Управление государственным долгом

Глава 2. Роль государственного долга в рыночной экономике

2.1 Классический подход

2.2 Альтернативный подход к определению роли госдолга

Глава 3. Управление государственным долгом в царской России

     3.1 Первые государственные займы, планы их погашения

 3.2 Первое государственное долговое агентство

 3.3 Политика в области выпуска и размещения госзаймов

 3.4 Особенности долговой политики царской России

Глава 4. Состояние и динамика государственного долга.

 4.1 Советский долг: структура и распределение внешнего долга, наследие внутренних заимствований

 4.2 Российский  долг: формирование современной структуры

      Глава 5. Анализ состояния и динамики госдолга России

       5.1 Анализ динамики и структуры внешнего долга

       5.2 Анализ динамики и структуры внутреннего долга

Глава 6.  Проблемы управления  российским долгом и пути их решения

       6.1 Основные проблемы и задачи по управлению госдолгом

        6.2 Пути преодоления

Заключение.

Список использованной литературы


Введение

Единой научно-теоретической платформы по проблеме государственного долга, приемлемой для всех стран, к настоящему времени не сло­жилось. Политика в области государственных заимствований, управле­ния суверенными долгами для большинства стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффек­тивности зависят международный имидж государства, отношение по­литиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес-проектам, международных финан­совых организаций, а также международный суверенный рейтинг.

Пристальное внимание к проблемам внешней задолженности России сохраняется на протяжении всего периода рыночных ре­форм. Апогея оно достигло во время кризиса 1998г. в связи с объяв­лением дефолта по долговым обязательствам. Финансовый кризис 1998 года обусловил переход вопросов управления госдолгом России в разряд первостепенных. Зарубежные инвесторы резко изменили свои мнения о платежеспособности Российской Федерации. Для понимания сущности госдолга важно определить основные причины его возникновения в экономике.

Всеобщими причинами образования госдолга принято считать: войны, стихийные бедствия, государствен­ное предпринимательство, рост иностранных капиталов, со­циальную политику государства. Военное происхождение госдолгов известно испо­кон веков. Война и приготовления к войне, содержание армии в свя­зи с ростом ее размера и совершенствованием вооружения требуют таких расходов, которые не позволяют покрыть их за счет текущих бюджетных доходов.

Со становлением рыночных отношений государст­во превращается в хозяйствующий субъект. На смену насильствен­ным рычагам привлечения средств (увеличению налогов) приходит использование кредита. Власть создает государственные предприятия в отраслях, которые недоступны и непривлекательны для частного предпринимателя (из-за долгих сроков окупаемости инве­стиций) или социально значимы. Возникает необходимость заимст­вований для их финансирования.

Внешний долг возникает и при переливе капи­тала из одной страны в другую. Капитал стремится туда, где устойчи­вы прибыли, ниже риски инвестиций. Речь идет о выпусках внешних ценных бумаг государства для нерезидентов. Для иностранных инвесторов такие вложения менее рискованны, чем приобретение корпоративных цен­ных бумаг. Но риск присутствует всегда. Так, в 1917г. в России были аннулированы долговые обязательства царского правительства. [26;108].

Социальная политика государства связана с его дополнительны­ми расходами. Социально-экономические преобразования, реформы государственного управления, экономического, политического уст­ройства являются дорогостоящими. Для их реализа­ции государство вынуждено осуществлять заимствования. Для долговой политики России характерно сочета­ние внешних и внутренних заимствований. Основными формами внутренних заимствований были выпуск облигаций, бумажных ассиг­наций, эмиссия процентных кредитных, доходных банковских биле­тов государственными банками.

Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизвод­ственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимство­вания выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связан­ные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансо­вых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это особенно касается стран, развивающих и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и креди­торы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте. Чрезмер­ный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы [10, 58].

Для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы госдолга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.

Цель курсовой работы – исследование сущности и понятия внешнего и внутреннего государственного долга России, экскурс в историю вопроса, анализ динамики  и структуры внешнего и внутреннего долга и определение методов по его управлению.

Основные задачи исследования:

–  раскрытие экономической сущности госдолга и его составляющих;

–  проведение исследований в области истории заимствований России;

–  анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ;

–  оценка влияния государственного долга на экономику России;

–  исследование путей совершенствования управления госдолгом

Для написания данной работы использовались следующие методы: исторический, аналитический, статистический, монографический.

Глава1. Государственный долг

1.1 Сущность и понятие

В научной литературе государственный долг определяется сложившейся к данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюд­жета. На практике, госдолгом считаются долговые обязательства России перед физическими и юри­дическими лицами, иностранными государства­ми, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обя­зательства по государственным гарантиям, пре­доставленным РФ [1; ст. 97].

В Бюджетном кодексе даны следующие опре­деления: внешний долг - обязательства, возника­ющие в иностранной валюте; внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте России. Следующая формулировка в большей степени соответствует принятым в международной практике определениям внешнего долга: "Государственными внешними заимствования­ми Российской Федерации являются привлекае­мые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международ­ных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обяза­тельства Российской Федерации как заемщика финансовых средств или гаранта погашения та­ких кредитов (займов) другими заемщиками. Го­сударственные внешние заимствования Россий­ской Федерации формируют государственный внешний долг РФ".

При определении всего (внутреннего и внеш­него) госдолга используется следу­ющая терминология. Капитальный долг - это сумма выпущенных и непогашенных государст­вом долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начислен­ные проценты по этим обязательствам. Основной долг - это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований. [2; 26]

В соответствии с Бюджетным кодексом в объ­ем государственного внутреннего долга России включается основной долг, то есть номинальные


суммы долга по государственным ценным бума­гам РФ, по кредитам, ссудам и кредитам, получен­ным от бюджетов других уровней, по государст­венным гарантиям, предоставленным Россией. Аналогично во внешний долг включаются обяза­тельства по госгарантиям, предо­ставленным РФ, и сумма основного долга по кре­дитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций. Если возникает задержка с выплатой процентов по ос­новной сумме госдолга, то долг го­сударства не увеличивается на сумму невыпла­ченных процентов.

1.2 Формы и виды

Государственный долг России может быть в форме:

1) кредитных соглашений и договоров, заклю­ченных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

2) госзаймов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

3) договоров и соглашений о получении РФ бю­джетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России;

4)договоров о предоставлении РФ государст­венных гарантий;

5) соглашений и договоров, в том числе между­народных, заключенных от имени РФ, о пролон­гации и реструктуризации долговых обязательств
России прошлых лет.

Обслуживание госдолга связа­но с перераспределением доходов в стране. Для погашения долга можно использовать имеющие­ся у государства активы, приватизируя государст­венную собственность. Другой подход связан с увеличением доходов бюджета путем расшире­ния налогооблагаемой базы. Бремя обслуживания перекладывается на налого­плательщиков. Еще одним источником погаше­ния долга могут стать кредиты ЦБ. Однако в условиях независимого от прави­тельства главного банка страны использовать эмиссию для сокращения долга весьма сложно. Обслуживание внешнего долга фактически оз­начает легальный вывоз капитала, что отража­ется отдельной строкой в платежном балансе, то есть приводит к перераспределению части наци­онального дохода через бюджетно-налоговую и денежно-кредитную систему в интересах нерези­дентов.

Финансирование дефицита бюджета за счет внутренних источников также не всегда способ­ствует развитию национальной экономики. Уве­личение внутреннего долга означает рост доли государственных заимствований на финансовом рынке. Это может привести к конкуренции за ресурсы на внутреннем финансовом рынке, росту процентных ставок и снижению капитализации рынка частных ценных бумаг. Кроме того, сокра­щаются инвестиции, поскольку останутся не реа­лизованными инвестиционные проекты с рента­бельностью, не превосходящей процента, выпла­чиваемого по государственным ценным бумагам вместе с премией за риск.

1.3 Управление государственным долгом

Процесс управления госдолгом — это совокупность действий, связанных с подготов­кой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государс­твенного долга, предоставление ссуд и гарантий [2; 26].

Управление государственной задолженностью охватывает методы как прямого (институциональ­ный, технический, собственно экономический), так и косвенного регулирования (воздействия на макро- или микроэкономические рычаги управ­ления народным хозяйством).

Понятие и содержание управления государс­твенной задолженностью может быть определено достаточно многомерно. Управление ею можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Этот процесс включает:

•  формирование государственной долговой по­литики;

•  определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

•  установление возможности и целесообразнос­ти финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ и другие вопросы, связанные со стратегическим управ­лением государственным долгом;

•  установление границ задолженности.

Под управлением долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных дол­говых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием госдолга, а также с регулированием рынка государственных ценных бумаг.

Процесс управления госдолгом как в широком, так и в узком смысле требует от государства системного подхода и определяет мно­гоплановый характер регулирования существующей задолженности. В свою очередь системное управле­ние долгом невозможно без четкой классификации задолженности.

В процессе управления госдолгом государство определяет соотношение меж­ду различными видами долговой деятельности, структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных госзаймов, кредитов и гарантий, по­рядок предоставления и возврата государственных кредитов и гарантий и выполнение финансовых обязательств по ним, порядок выпуска и обращения госзаймов. Также устанавливаются все другие необходимые практические аспекты функ­ционирования госдолга.

В понятие управления госдолгом включают три взаимосвязанных направления деятельности. Первое - это бюджетная политика в части планирования объема и структуры госдолга. Второе - это осущест­вление заимствований, проведение операций с госдолгом, которые направлены на оптимизацию его структуры и сокращение расхо­дов на его обслуживание. Третье - это организация учета долговых обязательств и операций с долгом, функционирование платежной системы исполнения долговых обязательств.

Основными принципами управления государс­твенным внутренним долгом в мировой практике признаны экономичность и оптимальность [2; 27].


Глава2. Роль государственного долга в рыночной экономике

Главной выгодой для государства, обосно­вывающей полезность госдолга, явля­ется возможность привлекать в бюджет заемные де­нежные ресурсы и при этом сохранять относительный размер долга - в процентах от ВВП (за определенный период времени, за экономический цикл) [9; 43].

Размер сальдо бюджета и объем реального вало­вого внутреннего продукта - два важнейших фактора, определяющих динамику долга. Дефицит бюджета приводит к увеличению объема госдолга, профицит бюджета позволя­ет погашать долг. Экономический рост обеспечивает наполнение доходной части бюджета, за счет которой выплачиваются проценты по долгу. Он же позволяет увеличивать денежную массу в обращении без увели­чения инфляции, а за счет роста денежной массы соз­даются условия рефинансирования долга. В зависи­мости от соотношения названных двух факторов условно выделяют два подхода к определению роли госдолга в рыночной экономике.

2.1 Классический подход

Классический подход к определению роли го­сдолга в экономике заключается в ис­пользовании государственных займов в качестве суб­ститута (заменителя) налоговых поступлений. Данный подход связан с отно­шением к госдолгу как к инструменту стабилизационной макроэкономической политики.

В фазе понижения деловой активности снижают­ся поступления в бюджет. Правительство заинтересовано  в  сохранении уровня расходов, поэтому возникает вопрос о компенсации снижения доходной части бюджета. При снижении деловой активности хозяйствующих субъ­ектов увеличение налоговых ставок усиливает нега­тивные тенденции в экономике, поэтому целесооб­разно компенсировать снижение доходной части бюджета за счет госзаймов. Госдолг становится субститутом налоговых поступлений.

Государственный долг может успешно выполнять роль макроэкономического ста­билизатора только при условии устойчивого эконо­мического роста. Фаза устойчивого экономического роста состоит из чередующихся периодов повышения и понижения деловой активности хозяйствующих субъектов. В период понижения деловой активности целесообразно снизить уровень нало­гов и компенсировать снижение доходной части за­емными денежными ресурсами.

Понятие «снижение деловой активности» означа­ет кратковременное сокращение темпов экономиче­ского развития, но при этом прирост реального ВВП должен превышать 1% за год. Если темпы прироста реального ВВП меньше 1%, то это означает, что име­ет место экономический спад (Он сопровождается банкротством крупных компаний, ухуд­шением состояния банковской системы, ростом без­работицы, снижением потребления).

В период экономического спада целесообразно снижать размер госдолга, поскольку в этом случае государственная задолженность оказыва­ет весомое отрицательное влияние как на госфинансы, так и на экономику в целом.

Классический подход к определению роли госдолга в экономике состоит в ис­пользовании его в качестве суб­ститута налогов и заключается в том, что объем госзаймов увеличивают в фазе сниже­ния деловой активности. В фазе увеличения деловой активности объем займов снижают. В фазе эконо­мического спада и в период, предшествующий эконо­мическому спаду, объем займов минимизируют или досрочно погашают государственный долг.

Классический подход предоставляет правитель­ству возможность не менять уровень налогообложе­ния или даже несколько снизить его в фазе снижения деловой активности, но при этом сохранить уровень государственных расходов. В этом состоит преиму­щество классического подхода. [9; 44].

2.2 Альтернативный подход к определению роли госдолга

Альтернативный подход основан на пря­мо противоположной концепции - в фазе снижения деловой активности объем займов сокращают. В фазе увеличения деловой активности объем займов увеличивают. В фазе экономического спада и в пери­од, предшествующий экономическому спаду, объем займов минимизируют или досрочно погашают госу­дарственный долг.

В данном подходе есть свое рациональное зерно. Такая парадоксальная схема обладает рядом пре­имуществ перед классическим. Во-первых, альтернативный подход при прочих равных условиях позволяет привлекать в бюджет больший объем де­нежных ресурсов за экономический цикл. Во-вторых, при его реализации наблюдается более низкая амплитуда колебаний относительного объема долга в течение экономического цикла. Мак­симальное значение относительного размера долга за период экономического цикла меньше. В-третьих, решение об оптимальном размере го­сзаймов принимается на основе данных о темпах экономического развития: вошла экономика в фазу усиления деловой активности - увеличили займы, наступил спад дело­вой активности - сократили займы, наступил эконо­мический спад - минимизировали займы. Риск ошибочного планирования сальдо бюд­жета в данном случае существенно ниже.

В рамках рассматриваемого подхода государст­венный долг выполняет роль финансового механизма, ускоряющего экономическое развитие. [9; 44]. Госдолг может быть полезен только в период устойчивого экономического роста. В фазе экономи­ческого спада дефицит бюджета существенно ухуд­шает состояние государственных финансов, повышает риск долгового кризиса и тем самым приводит к ухудшению общего состояния экономики. Для Китая госдолг - это финансо­вый механизм ускорения экономического развития. Для России госдолг остается экономи­ческой проблемой и никаких выгод экономике государства не приносит.

Два подхода (классический и альтернативный) основываются на различных смыслах, вкладываемых в понятие «сбалансированно­сти» бюджета. В Европейском сообществе бюджет признается сбалансированным, если выполняются два ограничения - на размер дефицита (3% ВВП) и на размер долга (60% ВВП). Рост экономики невозможен без увеличения энергопотреб­ления, а это означает, что нужно строить новые элек­тростанции, тянуть нефтепроводы, строить порты, дороги и прочую инфраструктуру. Вопросы поддержки экономическо­го роста являются непростыми сами по себе, их приходится решать в усло­виях международной конкуренции за ресурсы, за ус­ловия международной торговли [9;49].


Глава3 .Управление государственным долгом в Царской России

Российское государство получало кредиты и осуществляло заим­ствования путем выпуска долговых обязательств еще со времен Пет­ра I. Ключевский писал о долговой политике в период реформ Петра I: «Петр не оставил по­сле себя ни копейки государственного долга, не израсходовал ни од­ного рабочего дня у потомства, напротив, завещал преемникам обильный запас средств, которым оно долго пробавлялось, ничего к ним не прибавляя. Его преимущество перед ними в том, что он был не должником, а кредитором будущего» [26; 109].

3.1 Первые государственные займы, планы их погашения

Российская система управления госдолгом стала складываться при Екатерине II, которая осуществила первый внешний государственный заем на сумму 7,5 млн. гульденов в 1769г. Целью займа было финансирование Русско-турецкой войны. Исто­рики считают этот заем первым официальным внешним долгом Рос­сии. В 1769г. был организован особый «Комитет уполномоченных для произведения денежных негоци­ации в иностранных землях», в компетенцию которого входило ведение всех дел, связанных с внешними займами. Ко­митет возглавил князь А.А. Вяземский, в со­став комитета вошли русский посланник в Гол­ландии князь А.А. Голицын и граф З.Г. Чернышев. Впос­ледствии этот комитет был переименован в комитет госдолгов. В 1784г. под руководством Вяземского был разработан первый в истории России конкретный план погашения внешнего долга к 1793г. Вяземский предлагал издать указ, «чтобы на платеж долга откладывать ежегодно потребныя суммы из госдоходов, не упот­ребляя их никуда в расход», говорил о не­обходимости лучше учитывать валютный фактор, осу­ществляя накопление средств для погашения долга, когда курс рубля к основной валюте долга - голландс­кому гульдену будет более выгодным. Фактически речь шла о создании первого российского финансового ре­зерва. Но реализации плана поме­шала II Турецкая война (1787-1791 гг.), заставив­шая прибегнуть к новым займам.

В 1792г. генерал-прокурор А.Н. Самойлов разработал новый план пога­шения всех внешних долгов в течение 15 лет. План был принят 23 июля 1794г. и предусматривал получение средств на погашение долгов в размере 4 млн. руб. еже­годно исключительно из внутренних источников - пу­тем увеличения акциза на водку в размере 1 руб. с вед­ра. Однако и этот план не был реализован в части уплаты долгов, прибыль растворилась в госбюджете.

Еще при Екатерине II 11 мая 1796г. при комитете для разбора всех внутренних долгов была учреждена счет­ная экспедиция. Последняя в декабре 1796г. уже при Павле I в связи с упразднением самого комитета была преобразована в экспедицию для разбора и расчета го­сударственных долгов.

В 1797г. был разработан еще один проект погашения внешних госдолгов. Он также не был воплощен в жизнь, так как в 1798г. было принято решение о консолидации всех видов внешней задолженности. В связи с тем, что польские земли перешли в русское владение, а ими были обеспечены долги бывших         польских королей и польского государства (около 16 млн. гульденов), Россия взяла на себя польские долги, объединив их с прежними русскими займами [25; 67].

В 1810г. при министерстве финансов была учреждена комиссия погашения долгов, которая должна была заниматься продажей государственного имущества для получения средств на погашение госдолга, а также обменом части государственного ассигнационного долга в облигации внутреннего процентного займа. В 1812г. комиссия была преобразована, она была сделана независимой от министерства финансов. Во главе ее был поставлен совет, в который вошли 3 члена Государственного Совета, 6 сенаторов и 10 выборных членов от петербургского, московского и рижского купечества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.