рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Состав и структура государственных расходов и доходов

В 2008 году расходы на промышленность, архитектуру, градостроительную и строительную деятельность выросли более чем в 2,5 раза. Однако в структуре республиканского бюджета доля расходов на промышленность, архитектуру, градостроительную и строительную деятельность незначительна: в 2007 году - 0,1%, в 2008 году - 0,3 процента.

При этом, по данной функциональной группе осуществлялись расходы на прикладные научные исследования технологического характера, прикладные научные исследования в области строительства, а также выделены целевые трансферты на развитие бюджету Карагандинской области на строительство инфраструктуры индустриального парка в городе Караганде и акимату Южно-Казахстанской области на развитие инфраструктуры специальной экономической зоны «Оңтүстік».

В целом по сравнению с 2007 годом расходы республиканского бюджета увеличены на:

-  транспорт и коммуникации и прочие расходы – на 70%,

-  топливно-энергетический комплекс, недропользование и оборону – на 60%,

-  культуру, спорт, туризм и информационное пространство – на 50%,

-  образование - на 40%,

-  сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрану окружающей среды и животного мира, земельные отношения; жилищно-коммунальное хозяйство; общественный порядок, безопасность, правовую, судебную, уголовно-исполнительную деятельность; государственные услуги общего характера – на 30%,

-  здравоохранение, обслуживание долга, субвенции областным бюджетам и социальную помощь и социальное обеспечение на 20 процентов.

В своём Докладе по итогам исполнения бюджета за первое полугодие 2008 года и задачах на второе полугодие Министр финансов Республики Казахстан Жамишев Б.Б. отметил, что расходы государственного бюджета без учета погашения займов составили 1 712,9 млрд. тенге (95,2% к плану по платежам на отчетный период), в том числе расходы республиканского бюджета составили 1 404,3 млрд. тенге (97,1 %), местных бюджетов 855,5 млрд. тенге (94,7 %). Темпы роста всех уровней бюджета по сравнению с аналогичным периодом прошлого года соответственно составили 122,7%, 121,5%, 131,6 % (рисунок 5)[7].

Рисунок 5 - Исполнение расходов государственного бюджета за 1 квартал 2008 года по сравнении с аналогичным периодом прошлого года

Сумма неосвоения республиканского бюджета за первое полугодие текущего года составила 44,9 млрд. тенге, план не исполнен по объективным причинам на сумму 5,9 млрд.тенге, на 39,9 млрд.тенге по субъективным (приложение 3).

2.3 Бюджетный дефицит и его влияние на развитие экономики страны

Одним из важнейших индикаторов состояния экономической конъюнктуры является уровень бюджетного дефицита. Дефицит бюджета равен сумме совокупных государственных расходов за вычетом налоговых поступлений в бюджет T:


(G + N + F ) – T                                                                             (1)

Но если принять N=0 и вспомнить, что государственные расходы равны сумме закупок товаров и услуг G плюс общий объем социальных выплат F, а налоги T - это сумма чистых налоговых поступлений Tчист плюс социальные выплаты F, можно записать: бюджетный дефицит = (G + F) - (Tчист + F) = G – Tчист.

Если же совокупные расходы государства (G + N + F) оказываются меньше налоговых поступлений в бюджет Т, то есть (G + N + F) < T, то в финансовой системе возникает явление бюджетного профицита. Данный профицит (или бюджетный излишек) называется первичным, если превышение расходов над доходами бюджета достигается без учета платежей по обслуживанию государственного долга, то есть если G + F < T. В этом случае в стране становится возможным - при значительной величине накопленных ею обязательств - сочетание первичного бюджетного профицита и общим дефицитом бюджета[8].

Бюджетный дефицит является проявлением кризиса государственных финансов. Однако нужно иметь в виду, что подобно другим внутренне присущим экономической системе так называемым отрицательным категориям (кризису, инфляции, безработице и др.) дефицит бюджета может заключать в себе и некоторые позитивные импульсы, утрата которых подрывала бы способность системы к разрешению периодически обостряющихся в ходе ее развития противоречий. Cокращение бюджетного дефицита требует уменьшения тех или иных государственных расходов. Но уже здесь становится предельно ясно, насколько многосложной для правительства является проблема достижения бюджетной сбалансированности. Дело в том, что снизить расходы бюджета в ряде случаев оказывается попросту невозможно по социальным или политическим соображениям. В первом случае вполне вероятен подрыв хрупкой социальной стабильности в обществе вследствие, например, прекращения дотирования жилищно-коммунального хозяйства, а во втором - нарастает угроза военного переворота из-за недовольства армии урезанием расходов на ее содержание. Кроме того, государственный бюджет лишь в малой степени ориентирован на принимаемые в текущем финансовом году правительственных решений, несравненно большая же доля бюджетных обязательств обычно "вырастает" из прошлого - из решений о социальной поддержке инвалидов, участников войн, о финансировании определенного спектра государственных программ и т.п. И вполне понятно стремление финансовых властей не терять доверие к ним со стороны населения зачастую делает просто немыслимым сколько-нибудь кардинальный пересмотр бюджетных трат. Ведь не секрет, что в структуре федерального бюджета любой страны представлены так называемые защищенные статьи, которые неизбежно сужают "веер" вариантов проводимой финансовой политики. Наконец, нельзя забывать, что сокращение государственных расходов на трансфертные и трансформационные цели в обстановке кризиса (когда и обнаруживается обычно факт несоответствия доходов и расходов бюджета) вполне может быть признан обществом проявлением абсурда в экономической политики - ведь и частные расходы на потребительские и инвестиционные товары здесь также невелики.

Поэтому если бюджетный дефицит (хотя бы и в своих оптимальных параметрах) возник в стране, то ее правительству приходится искать наилучшие по тому или иному критерию способы его покрытия.

В литературе обычно обращается внимание на неизбежные инфляционные последствия бюджетного дефицита. Однако следует учитывать, что прямой связи между ними все же не существует. Опыт 80-х гг. свидетельствует о том, что огромные бюджетные дефициты сохраняются в условиях снижения темпов инфляции. Будет или не будет ускоряться инфляции в результате роста бюджетного дефицита зависит от методов покрытия бюджетного дефицита, а также от степени использования производственных возможностей в экономике страны.

Способов покрытия бюджетного дефицита существует несколько.

Например, монетизация дефицита государственного бюджета, то есть его финансирование за счет эмиссии новых денег. Данный способ используется в странах, где Центральный банк страны не имеет достаточной самостоятельности в проведении своей денежно-кредитной политики. При этом нарастание денег в обращении слабо связано с расширением реальной товарной массы, и становится неизбежным несоответствие между совокупным спросом и совокупным предложением, быстро порождающее инфляцию. При этом несравненно более инфляционным является денежное покрытие не циклического (пассивного), а структурного (активного) бюджетного дефицита, так как в последнем случае ограниченность производственных ресурсов препятствует адекватной реакции товарного предложения на рост денежной массы в обращении, а значит и на возросший совокупный спрос. В то же время циклический (пассивный) бюджетный дефицит оказывает существенно меньшее воздействие на инфляционный взлет цен. В период рецессии денежный спрос отстает от потенциального предложения, и пассивный дефицит бюджета становится инструментом накачивания недостающего совокупного спроса - в дополнение к частному расширяется еще и спрос государственный. Поэтому увеличение государственных расходов в фазах кризиса и депрессии (при нахождении национальной экономики на кейнсианском отрезке кривой AS) в гораздо большей степени увеличивает объем ВНП, нежели общий уровень цен.

Население в результате сугубо эмиссионного способа финансирования бюджетного дефицита облагается неким "инфляционным налогом", представляющим собой метод изъятия его денежных средств путем увеличения предложения денег для финансирования бюджетного дефицита. В результате роста денежного предложения деньги, находящиеся на руках у населения, обесцениваются. Если же потребители хотят иметь то же реальное количество денег, они вынуждены меньше тратить. То есть фактически они подвергаются дополнительному налогообложению. Налогообложение с помощью инфляции представляет собой метод, используемый многими развивающимися странами для оплаты государственных расходов, поскольку другие средства налогообложения оказываются здесь малоэффективными. Правда, всегда существует некий предел таких эмиссионных доходов государства: по мере ускорения инфляции выгоды последнего становятся все менее заметными по сравнению с потерями от роста цен (включая и наращивание затрат на эмиссию денег).

Кроме инфляционного финансирования правительство может покрывать бюджетный дефицит за счет займов - как у частного сектора, так и у центрального банка.

Прямые кредиты правительства (министерства финансов) в Центральном банке, использование государственных заимствований как главного способа покрытия дефицита бюджета (когда правительство выступает в роли заемщика). Это так называемое денежное финансирование бюджетного дефицита.

При оценке последствий такого способа покрытия бюджетного дефицита нельзя не вспомнить, что государственный кредит существенно отличается от кредита частного. Последний обычно направляется на производственные цели (у нас, впрочем, это происходит далеко не всегда: неясность коммерческих перспектив, отсутствие строго определенных прав собственности побуждает многих руководителей и частных фирм направлять преобладающую часть кредитных ресурсов на зарплату и выплату прежних своих долгов - государству, банкам, поставщикам). Выплата процента при этом обеспечивается за счет прироста стоимости в процессе производства. Государственный же кредит, направляемый правительством на покрытие бюджетного дефицита, обычно никак не связан с производственной деятельностью, а процент по нему выплачивается главным образом за счет налоговых поступлений в бюджет без какого-либо прироста стоимости. Инфляционный процесс и в этом случае неизбежен, хотя более медленными темпами и в более цивилизованных формах: правительство, время от времени возвращая с процентом прежние долги центральному банку, обычно тут же обращается к нему за новым кредитом.

Следует учитывать, что деньги у центрального банка правительство берет в кредит во многом формально. Конечно, предполагается, что в будущем оно возместит эти средства с процентами, но ведь это все равно что брать взаймы у самого себя. Когда правительство выплачивает проценты центральному банку, тот должен вернуть эти проценты правительству. Так что правительству в общем-то никогда не приходится платить по кредитам центрального банка, да, честно говоря, и самих кредитов выплачивать тоже не приходится. Фактически центральный банк не ссужает, а просто-напросто дарит деньги правительству. И такое постепенное разбухание денежной массы не может не вызвать инфляции[9].

Для покрытия дефицита используется выпуск государственных займов, которые осуществляются в форме продажи казначейских векселей (долговых обязательств правительства, выдаваемых на срок до одного года) или казначейских облигаций (обязательств на срок более одного года). Тем самым привлекаются в бюджет временно свободные денежные средства уже не государства, а частного сектора - домохозяйств, банков, страховых, промышленных компаний, а также иностранных экономических субъектов. Иначе говоря, долговые обязательства размещаются правительством везде, кроме Центрального банка своей страны. На своих аукционах министерство финансов продает облигации частному сектору, тем участникам, которые предлагают наибольшую цену. При этом кредитоспособные правительства обычно имеют возможность продавать свои долговые обязательства не только на внутреннем рынке, но и на международных рынках капитала.

В таблице 3 представлены сравнительные данные про дефицит бюджета Республики Казахстан за период с 2007 по 2011 года.

Таблица 3 – Сравнительные данные по дефициту государственного бюджета Республики Казахстан

(млн. тенге)

Наименование

2007 2008 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Уточненный бюджет  (ЗРК от 16.10.2007г.  № 954) Уточненный Респуб-ий бюджет на 2008г.   (ЗРК от 29.10.08г. № 991) Утвержден Законом Республики Казахстан    "О республиканском бюджете на 2009-2011 годы" от 04.12.2008г. № 96-IV
1 2 3 4 5 6
ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА -229 631 -334 354 -571 364 -657 818 -514 947
в % к ВВП -1,7 -2,1 -3,4 -3,5 -2,4

Анализ сбалансированности республиканского бюджета показывает, что уточненный размер дефицита республиканского бюджета за 2007 год составил 229,6 млрд. тенге, за 2008 год – 334, 6 млрд.тенге. Фактически, по данным Министерства финансов, исполнение республиканского бюджета сложилось с дефицитом в размере 212,5 млрд. тенге, или 1,7% к ВВП[10].

Рисунок 7 - Финансирование дефицита республиканского бюджета за счет правительственных займов


В рамках проводимой политики в сфере государственного и гарантированного государством заимствования и долга в 2008 – 2010 годах предполагается решение следующих задач:

1)  параметры дефицита бюджета и долга:

- определение параметров дефицита республиканского бюджета с учетом задач, определенных Главой государства, исходя из размера ненефтяного дефицита и достижения сбалансированности бюджета в среднесрочной перспективе;

- определение оптимального размера правительственного долга;

- создание механизма финансового обеспечения исполнения государством условных обязательств (гарантий и поручительств);

2)  внутреннее заимствование:

- составление на среднесрочный период примерной схемы эмиссии государственных ценных бумаг в разбивке по годам;

- применение различных инструментов заимствования в зависимости от сроков привлечения внутренних займов;

- минимизация процентных рисков;

- установление ориентиров («benchmark») на рынке ценных бумаг;

- снижение риска неисполнения обязательств и сглаживание пиков выплат по погашению внутреннего правительственного долга в кратко- и среднесрочной перспективе.

Кроме того, Правительство Казахстана предлагает парламенту увеличить дефицит бюджета в 2009 году еще на 6% до 571,4 миллиарда тенге (4,76 миллиарда долларов, 3,4% ВВП), сообщил министр экономики и бюджетного планирования республики Бахыт Султанов, выступая во вторник на пленарном заседании сената (верхняя палата парламента).

Ранее мажилис (нижняя палата парламента) принял закон "О республиканском бюджете на 2009-2011 годы", которым был утвержден рост дефицита бюджета на 2009 год на 60% - до 539 миллиардов тенге (4,5 миллиарда долларов, 3% ВВП) против 334,4 миллиарда тенге (2,8 миллиарда долларов, 2,1% ВВП) в 2008 году.

Принимая во внимание оценки международных экспертов, прогноз мировой цены на нефть пересмотрен в сторону снижения и за основу принят консервативный прогноз при мировой цене на нефть 40 долларов за баррель в 2009 году и 50 долларов за баррель в последующие годы.

При новом прогнозе цены на нефть, по оценке Минэкономики страны, дефицит бюджета в 2010 году составит 657,8 миллиардов тенге (5,48 миллиардов долларов или 3,5% от ВВП), в 2011 году 514,9 миллиардов тенге (4,29 миллиардов долларов или 2,4% от ВВП). В соответствии с принятым мажилисом законом, дефицит бюджета в 2010 году должен был составить 625,5 миллиарда тенге (5,2 миллиарда долларов, 3% ВВП), в 2011 году - 482,6 миллиарда тенге (4 миллиарда долларов, 3% ВВП).

По расчетам Минэкономики при новом прогнозе цен на нефть поступления в республиканский бюджет в 2009 году составят 2,86 триллиона тенге (23,84 миллиарда долларов), что меньше уточненного прогноза 2008 года на 476,3 миллиарда тенге (3,96 миллиарда долларов) В утвержденном мажилисом законе доходы 2009 года планировались на уровне 3,16 триллионов тенге (26,3 миллиарда долларов) с ростом по сравнению с нынешним годом на 15,8%. Расходы республиканского бюджета составят в 2009 году 3,43 триллиона тенге (28,58 миллиарда долларов), что на 239,3 миллиарда тенге (около 2 миллиардов долларов) меньше плана на 2008 год. В утвержденном мажилисом законе общий объем расходов республиканского бюджета планировался в 2009 году в сумме 3,7 триллиона тенге (30,8 миллиарда долларов).

Таким образом, снижение доходной части бюджета произошло из-за снижения прогнозируемых макроэкономических показателей (внутренней добавленной стоимости ненефтянного сектора, объемов импорта и экспорта); расширения в проекте нового Налогового кодекса инвестиционных налоговых преференций на весь несырьевой сектор экономики и снижения деловой активности. Одновременно предлагается оптимизировать расходы республиканского бюджета на 2009-2011 годы, в частности, сократить расходы на строительство новых объектов, обеспечивающих деятельность государственных органов, снизить расходы, направленные на модернизацию и приобретение вооружения и военной техники, вдвое сократить расходы на реализацию космической программы.


Глава 3. Проблемы и перспективы формирования и использования государственного бюджета

Замедлившийся рост мировой экономики, а также кризисная ситуация на финансовых и товарных рынках оказали влияние на развитие экономики в стране. Для смягчения результатов данного влияния, ввиду высокой степени интегрированности казахстанской экономики в мировую, были выработаны уточненные бюджетные сценарии на 2009 – 2011 года, направленные на реализацию политики управления бюджетом в условиях финансового кризиса.

Согласно Закону Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2009 – 2011 годы» от 4 декабря 2008 года № 96-IV, основными статьями государственных доходов и расходов на 2009 являются:

1) доходы – 2 845 331 476 тысяч тенге, в том числе по:

-  налоговым поступлениям – 1 827 322 214 тысяч тенге;

-  неналоговым поступлениям – 55 352 958 тысяч тенге;

-  поступлениям от продажи основного капитала – 17 957 823 тысячи тенге;

-  поступлениям трансфертов – 944 698 481 тысяча тенге;

2) затраты – 3 175 298 064 тысяч тенге;

3) чистое бюджетное кредитование – 46 154 983 тысяч тенге, в том числе:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.