рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Современное состояние бюджета РФ и пути оздоровления экономики

Курсовая работа: Современное состояние бюджета РФ и пути оздоровления экономики

Введение

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. [7, c. 44]

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Целью курсовой работы является углубленное изучение современного состояния бюджета РФ и пути оздоровления экономики РФ.

Задачи работы:

·  Рассмотреть бюджет как централизованный денежный фонд государства и основной финансовый план;

·  Рассмотреть бюджетную систему и бюджетное устройство РФ;

·  Рассмотреть бюджетный процесс и контроль за исполнением бюджета РФ;

·  Рассмотреть современное состояние бюджета РФ и пути оздоровления экономики РФ.


1. Бюджет и бюджетная система РФ

 

1.1 Бюджет как централизованный денежный фонд государства и основной финансовый план

Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы любого государства.

Сущность государственного бюджета рассматривается в следующих направлениях:

1. Бюджет как экономическая категория - это совокупность денежных отношений, регулируемых государством, связанных с перераспределением национального дохода, в результате чего формируется централизованный фонд денежных средств для выполнения государством своих функций.

2. Правовое содержание бюджета сводится к тому, что это основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона, утверждаемый законодательными органами власти (Парламентом).

3. По материальному содержанию государственный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

4. По своей социально-экономической сущности государственный бюджет - это основной инструмент перераспределения национального дохода.

Бюджетный механизм - это совокупность конкретных форм бюджетных отношений, а также специфические методы мобилизации и использования бюджетных средств.

С помощью бюджетного механизма бюджет используется в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулирования производственных и социальных процессов.

При этом государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику - это субсидирование, государственные инвестиции, трансфертные платежи, выплата экспортных премий и т.д.[8]

Бюджетное регулирование возможно, так как в бюджете нет точного закрепления доходов за определенными статьями расходов, в связи с чем поступающие средства обезличиваются и используются в любом необходимом направлении, определенном бюджетной политикой.

1.2 Бюджетная система и бюджетное устройство РФ

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов всех уровней власти и управления, что определено Бюджетным кодексом, принятом в 1998 году.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

1 уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2 уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3 уровень - местные бюджеты.

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории. В соответствии с Бюджетным кодексом консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы в соответствии с принципами ее построения.

Оно определяется типом государственного устройства, которое бывает двух видов: федеративное и унитарное. [11, c. 70]

Распределение и закрепление функций, а также доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы осуществляется на основе законодательных актов.

Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:

1. Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы предполагает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

3. Принцип самостоятельности бюджетов

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат обязательному отражению и в полном объеме.

5. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить их необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

8. Принцип гласности предполагает обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов и обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении

9. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Кроме того, можно выделить принцип своевременности, заключающийся в том, что бюджет должен быть принят как закон до начала бюджетного года.

Бюджетный год - это период в 12 месяцев, в течении которого осуществляется исполнение бюджета. В разных государствах бюджетный год начинается по-разному: в РФ, Франции и Германии - с 1 января; в Англии и Японии - с 1 апреля; в США - с 1 октября.

Льготный срок - это дополнительное время (1-5 месяцев), предоставляемое для завершения финансирования отдельных объектов, начатого в текущем году.

В каждой стране состав бюджета, структура его доходов и расходов сложились исторически и имеют свои специфические особенности.

Практически во всех странах мира, в т.ч. и в РФ бюджет делится на текущий, из которого осуществляется финансирование текущих затрат и бюджет развития - финансирование капитальных вложений. [7]

Бюджет развития - составная часть расходов Федерального бюджета. Он формируется в составе капитальных расходов федерального бюджета и используется для кредитования, инвестирования и гарантийного обслуживания инвестиционных проектов.

Средства бюджета развития формируются за счет внутренних и внешних займов РФ на инвестиционные цели и части доходов федерального бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в федеральной собственности.

Средства бюджета развития направляются на финансирование инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе на условиях возвратности, срочности и платности.

Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, к основным принципам которого относятся:

1). Достижение максимального эффекта при минимальных затратах.

2). Целевой характер использования бюджетных ассигнований.

3). Предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.

4). Безвозвратность бюджетных ассигнований (однако, вместе с тем широко применяется кредитование предприятий путем предоставления бюджетных ссуд).

Одним из инструментов, обеспечивающих принцип единства бюджета, является бюджетная классификация.

Так как доходы и расходы бюджетов разных уровней по своим характеристикам очень разнообразны, необходимо обеспечить их сопоставление, систематизацию по однородным признакам, что и осуществляется путем применения единой бюджетной классификации. Этот документ утвержден ФЗ «О бюджетной классификации РФ» № 115-ФЗ, принятым в августе 1996 года.

В соответствии с Бюджетным кодексом Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемая для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Бюджетная классификация РФ включает:

Классификацию доходов бюджетов РФ - группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ основанная на законодательных актах, определяющих источники формирования этих доходов;

Экономическую классификацию расходов бюджетов РФ - группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию (капитальные вложения, заработная плата, субсидии...);

Ведомственную классификацию расходов бюджетов - группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств соответствующего бюджета (по министерствам, ведомствам, комитетам, а внутри них по секторам и отделам);

Функциональную классификацию расходов бюджетов РФ - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства;

Классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов РФ - группировка заемных средств, привлекаемых РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов. [7]

Экономическая теория определяет три состояния бюджета:

1. Доходы равны расходам - баланс бюджета

2. Доходы меньше расходов - дефицит бюджета

3. Доходы больше расходов - профицит бюджета (излишек)

Причины возникновения дефицита бюджета:

1. Войны. Они требуют использования ресурсов экономики на вооружение и содержание армии. Финансирование этих расходов осуществляется за счет увеличения налогов (что ограничивает стимулы к труду и развитию производства), сеньеража - денежной эмиссии (которая ведет к инфляции) и выпуска государственных долговых обязательств (что ведет к росту государственного долга). При этом напряжение экономики возникает не только в период военных действий, но и в результате расходов на военные нужды в мирное время.

2. Стихийные бедствия, которые вызывают резкое возрастание расходов государства.

3. Другим фактором, порождающим дефицит, являются спады производства, стагнация и периоды депрессии производства. В годы, когда ВВП и НД сокращаются, автоматически снижаются и налоговые поступления. В то же время расходы бюджета сохраняют тенденцию оставаться на прежнем уровне. В результате возникает или увеличивается разрыв между расходами и доходами бюджета, растет дефицит.

4. Рост дефицита бюджета может быть связан и с неоправданным, не учитывающим финансовых возможностей государства ростом расходов и их неэффективностью (в частности, с высокими расходами на оборону и оборонное производство, на содержание управленческого персонала и др.).

5. Слабость национальной валюты, ее недостаточность для экономического оборота приводят к развитию бартерных операций, появлению денежных суррогатов (вексель), неплатежам хозяйствующих субъектов друг другу и в бюджет и, как следствие, к его дефициту.

6. Нерациональная налоговая политика, превышение нормальной налоговой нагрузки также могут привести к росту дефицита бюджета вследствие сокращения хозяйственной деятельности и деловой активности.

Различают два вида дефицита бюджета: структурный и циклический дефицит.

Дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета, называется структурным. Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого в странах с рыночной экономикой является спад производства. Он приводит, с одной стороны, к сокращению доходов предпринимателей, населения, что уменьшает налоговые поступления в казну, а с другой - к росту выплат по безработице и другим социальным программам, что увеличивает расходы государства. Разность между реальным и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом бюджета. Если же реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного, разница между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком.

Уровень дефицита государственного бюджета определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВНП. Нужно помнить, что дефицит бюджета считается естественным явлением для экономики, если его уровень не превышает 2-3 % от ВНП. Можно сделать вывод, что основными последствиям большого бюджетного дефицита являются рост государственного долга, налогов, инфляция, поглощение инвестиционного капитала, уменьшение покупательной способности спроса, снижение уровня жизни населения и обострение социальной напряженности. [4]

Мировая финансовая практика выработала способы финансирования (покрытия) дефицита государственного бюджета, а именно:

1). За счет государственных займов;

2). За счет денежной эмиссии (в соответствии с Бюджетным Кодексом в РФ данный способ использоваться не может);

3). Применение мер фискального характера, связанных с увеличением доходов (путем увеличения налогов) или снижением расходов бюджета (режим секвестра - пропорциональное сокращение расходов по всем статьям бюджетной классификации, кроме закрытых).

Существуют разные точки зрения по поводу регулирования бюджетного дефицита. Можно выделить три основные концепции.

Представители первой считают, что бюджет должен балансироваться ежегодно, т.е. каждый финансовый год должно существовать равенство между доходами и расходами. Однако такое состояние бюджета ограничивает возможности бюджетно-налогового регулирования, которое заключается в сознательном изменении расходов и налогообложения в зависимости от состояния экономики, что приводит либо к дефициту бюджета, либо к его излишку. Сторонники второй концепции полагают, что бюджет должен сбалансироваться в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Правительство в периоды спадов производства увеличивают расходы, что ведет к росту дефицита. Зато в период экономического подъема оно сокращает расходы, что увеличивает излишек доходов. В результате по окончании промышленного цикла излишек доходов покроет дефицит, который образовался в результате спада производства. Проблема заключается в том, что спад производства и его подъем могут быть разной длительности и глубины. Если спад длительный, а подъем короткий, бюджетный дефицит останется. Третья концепция - концепция функциональных финансов. Ее представители утверждают, что главной целью государственных финансов является обеспечение макроэкономического равновесия, даже если это приведет к дефициту государственного бюджета. По их мнению, во-первых, макроэкономическое равновесие вызовет экономический рост, а он - увеличение национального дохода, значит, и налоговых поступлений в бюджет; во-вторых, правительство всегда может повысить налоги, выпустить дополнительное количество денег и, следовательно, устранить дефицит; в-третьих, бюджетный дефицит не сказывается негативно на развитии экономики.


2. Бюджетный процесс и контроль за исполнением бюджета РФ

 

2.1 Понятие и сущность бюджетного процесса

В соответствии с Бюджетным Кодексом бюджетный процесс - это регламентированная законодательством деятельность органов государственной власти и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Основными участниками бюджетного процесса являются:

1)  Президент РФ;

2)  органы законодательной (представительной) власти (на федеральном уровне - обе палаты Федерального Собрания РФ - Государственная Дума и Совет Федерации; на региональном и местном уровнях - областной и городской Совет депутатов соответственно): рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы;

3)  органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов и другие): осуществляют составление проекта бюджета, внесение его на утверждение соответствующего законодательного органа (федерального, регионального или местного), исполнение бюджетов, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджетов, представляют отчет об исполнении бюджета соответствующего уровня бюджетной системы на утверждение законодательных органов власти;

4)  органы денежно-кредитного регулирования, основной из которых Банк России: совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ;

5)  органы государственного и муниципального финансового контроля: осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов бюджетов и целевых программ;

6) главные распорядители и распорядители бюджетных средств: главный распорядитель средств бюджета - это орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям в соответствии с ведомственной классификацией расходов; распорядителем бюджетных средств является орган государственной власти или местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств;

7) Бюджетополучатель - это бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на текущий финансовый год.

Составлению проекта бюджета предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий, целевых программ по оздоровлению экономики и национального хозяйства в целом по РФ.

В соответствии с Бюджетным кодексом не позднее, чем за 10 месяцев до начала финансового года Правительство принимает постановление о начале работы по составлению прогноза социально-экономического развития РФ на определенный год и проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на год".[2]

Составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год осуществляется в соответствии с бюджетной политикой РФ, определенной в Бюджетном послании Президента РФ, с которым он выступает в Федеральном Собрании не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году (экземпляры Бюджетного послания направляются в Государственную Думу и Совет Федерации для ознакомления и в Дом Правительства для исполнения).

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

В десятидневный срок после постановления о начале работы над бюджетом Министерство экономики, Министерство финансов, Государственный комитет по статистике и Центральный банк РФ представляют в Правительство основные параметры функционирования экономики страны в планируемом году (динамику и структуру ВВП; прогноз инфляции; темпы производства и размеры товарооборота; объемы экспорта и импорта; численность занятых в отраслях хозяйства; масштабы инвестиций; предполагаемые размеры фонды заработной платы и прогнозируемые величины прибыли).

В течение следующих 3-х месяцев составляются прогнозы социально-экономического развития России и рассчитываются контрольные цифры, на основании которых Министерства и ведомства составляют свои проекты и направляют их в Министерство финансов, которое, в свою очередь, составляет сводный баланс финансовых ресурсов государства.

Затем Министерство финансов ведет проработку и согласование показателей плана социально-экономического развития и контрольных цифр.

Для обеспечения своевременного и качественного формирования проекта федерального бюджета образуется Межведомственная комиссия с участием представителей Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства государственного имущества, Министерства по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета и Центрального банка РФ.

До 15 июля года, предшествующего планируемому, Министерство финансов РФ представляет в Правительство: проект Федерального закона "О федеральном бюджете на год", прогноз консолидированного бюджета на планируемый год; основные направления бюджетной и налоговой политик на планируемый год и среднесрочную перспективу; предложения (с соответствующими расчетами) по межбюджетным отношениям; перечень международных договоров РФ, содержащих финансовые обязательства РФ на планируемый год; проекты программ государственных внутренних и внешних заимствований РФ и проекты структуры государственного внутреннего и внешнего долга; предварительные итоги исполнения федерального и консолидированного бюджетов за первое полугодие текущего года и оценку их предполагаемого исполнения за текущий год; отчет об исполнении федерального и консолидированного бюджетов РФ за предшествующий год; другие необходимые расчеты и документы.

С 15 июля по 15 августа года, предшествующего планируемому, Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу, проекты бюджета и государственных внебюджетных фондов и другие документы, характеризующие бюджетно-финансовую политику, представленные Министерством финансов, Министерством экономики и другими федеральными органами исполнительной власти РФ и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу. [4]

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.