|
Курсовая работа: Управление развитием регионаКроме того, у подобного сценария «развития» есть еще и вполне предсказуемый социально-политический аспект, вполне могущий проявить себя на очередных муниципальных выборах в области. 2.1.2 Экономическая база неналоговых поступлений в бюджеты субъектов РФ Одним из способов «прямого финансового администрирования» на территории региона является получение максимизированного дохода от госсобственности в рамках оптимизации системы управления муниципальной собственности (МУПы и ОГУПы – гл.1). А теперь рассмотрим для начала под этим углом зрения бюджет Ивановской области. Возьмем для показательного анализа еще «докризисный» период, когда бюджеты еще не секвестрировали. [4] Таблица 4. Некоторые показатели доходной части консолидированного бюджета Ивановской области на 2007г.
Что прежде всего бросается в глаза при анализе представленной структуры доходной части бюджета Ивановской области и в частности, при сопоставлении ее с структурой федерального бюджета? Применительно к проблеме данной работы, как проблеме эффективности использования госимущества и производственно-коммерческих возможностей госпредприятий и предприятий, имеющих в составе своего акционерного капитала, позволяющие в значительной степени контролировать их деятельность, пакеты госсобственности, мы будем сопоставлять всю сумму неналоговых доходов бюджета с суммами, идущими из упомянутых источников. Данный анализ можно представить в соответствующей таблице 5. Таблица 5. Уровень эффективности использования госсобственности
Данных показателей достаточно для того, чтобы сделать вывод о весьма низком уровне эффективности руководства госсобственностью (как «выделенной», так и инкорпорированной / в сост. АО на территории области/) и соответствующей отдачи для бюджета. Так при числе ОГУПов и МУПов, приближающемся на территории области к 1 000, с учетом устанавливаемой 20% квоте перечисления в бюджет от их конечной прибыли (ст.4 бюджета Ивановской обл), получаем среднюю годовую сумму прибыли одного МУП/ОГУПа около 5 000р!? На пути совершенствования руководством и повышения эффективности работы этого сектора стоят две основные проблемы – слабый менеджмент и отсутствие заинтересованности как руководства самих этих предприятий, чья зарплата, как правило, не зависит напрямую от достигнутых финансовых успехов и уровня перечисления в бюджет, так и со стороны «надзирающих» за ними чиновников областной и городских (районных) администраций. 2.2 Демографический и этнический аспекты в развитии региона Если говорить о современной России в целом, то одной из наиболее удручающих тенденций для русских как нации является низкая рождаемость, ведущая к этнической депопуляции. Не исключение здесь и Ивановская область Таким образом, на общероссийском фоне Ивановская область выделяется, прежде всего, устойчивой тенденцией убыли населения. Особенно в сельской местности (обезлюживание села более чем на 1/3 за последние 35-40 лет – табл. 3). При этом низкая привлекательность Ивановской области для мигрантов не позволяла компенсировать естественную убыль населения миграционным притоком. Последний в 15 лет не превышал 0,3-0,4% и в последние годы только снижается. Сокращение удельного веса молодых поколений ведет к старению населения. Этот процесс, неизбежно сопровождающий снижение рождаемости, уже давно идет в Ивановской области, население которой можно отнести к числу наиболее "старых" среди регионов России. Сейчас каждый четвертый в Ивановской области - человек пенсионного возраста, а доля людей 70 лет и старше перевалила за 10%. Говоря о демографическом потенциале области нельзя не учитывать и его этнический аспект. Как известно, одной из наиболее удручающих тенденций для русских как «титульной» (становой) нации в РФ является постепенное, но неуклонное, вытеснение ее из целых сфер экономической жизни (особенно в сфере малого и среднего торгового бизнеса, общественного питания и др.). Самой удручающей тенденции для русских, как, духовно и культурно самоопределяющейся в поисках аутентичности на своей исторической территории, нации, является рост «национального» криминалитета и его широкие возможности по управлению уровнем коррупции и наркотрафика. Что же является основным инструментом этнического и экономического выдавливания русских «азиатами» в местах исторического обитания первых? Ответ донельзя прост. Это компактный, семейно-родовой, способ проживания последних на территории исторической России. Именно он препятствует ассимиляции этих народов на ее территории. Основным выражением такого способа проживания являются землячества. Такой способ жизни в полной мере позволяет «азиатам» использовать анти ассимиляционные возможности национально-культурных анклавов. Избегая же ассимиляции, они втягиваются в межнациональную, для начала экономическую, конкуренцию, где в полной мере пользуются преимуществами высокой рождаемости. Преимущества высокой рождаемости – это возможность территориального освоения, т.е. приобретение сначала экономического, а потом и политического веса соответствующей диаспорой или группой кооперирующихся диаспор. Жизнь быстро размножающейся инокультурной и практически неассимилируемой диаспоры посреди значительно более медленно численно растущего коренного населения во все времена создавала почву для межэтнических противоречий. Возвращаясь же к ситуации в современной России мы видим, что азиатские национальные диаспоры становятся все более многочисленными особенно в южных районах России. Так, по оценкам независимых экспертов,[8] сделанных на основе предварительных данных переписи населения РФ за 2002г., на территории Краснодарского Края они составляют уже, в целом до 40-42% постоянно проживающего населения. При этом на территории «Большого Сочи» - до 58-60%. На территории Ставропольского Края – 27-29% и на территории КавМинвод – до 36% соответственно. При этом по данным предыдущей переписи в 1988г. соответствующие цифры были на 7-15% меньше.[9] Аналогичная тенденция наблюдается и в Ростовской, Астраханской и Волгоградской областях. Несколько менее выражено в Саратовской, Самарской и Воронежской. Характерные этнические картины на московских и ленинградских рынках давно известны, но в последние десятилетие бурный количественный рост азиатских землячеств заметен уже и на улицах Смоленска, Твери, Владимира, Костромы, Ярославля, Нижнего Новгорода и того же Иваново. Вот данные (не только официальной) статистики по национальному представительству на территории региона (табл. 6).[10] Таблица 6. Этнический состав населения Ивановской области
Представители 2-7 позиций имеют свои постоянно действующие и официально зарегистрированные на территории области национальные диаспоры. А теперь рассмотрим «отраслевое» представительство этих этнических групп (без N8 в табл.6.) на конец 2008г. [5] Таблица 7. Уровень отраслевого доминирования (представительства) по этническому признаку на территории ивановской области на конец 2008г.
Как говорится – «имеющий глаза – да увидит». Происходящий сейчас в России процесс создания экономически самодостаточных регионов в числе прочего также подтвердил значение эффективного государственного регулирования рыночной экономики, занявшей прочное место в первоочередных приоритетов на пути формирования провозглашенного в Конституции страны гражданского общества с развитой социальной рыночной экономикой и развитой системы социально-политических отношений. Государственное регулирование в России охватило прежде всего сферы макроэкономических процессов, производственных отношений, крупного и, в меньшей степени среднего и малого, бизнеса, деятельность естественных монополий, финансовой деятельности частных кредитных учреждений. Оно оказывает свое влияние непосредственно в функционировании оптовой и розничной торговли, общественного питания, переработки сельскохозяйственной продукции, деревообработки, транспортных услуг, бытового обслуживания, посреднических услуг, здравоохранения, образования, культуры и искусства и некоторые другие. В промышленности государственное регулирование наиболее весомо представлено в машиностроении (особенно в ВПК ), деятельности гигантов ТЭК, в меньшей мере в легкой, пищевой и деревообрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве. Последнее, как правило, наряду с перерабатывающей промышленности подлежит наибольшему регулированию на региональном уровне. Однако российское законодательство в сфере государственного регулирования бизнеса до сих пор ограничивается в основном выделением представителей отдельных видов бизнеса в отдельную категорию налогоплательщиков. Предоставляемые льготы несоизмеримо малы в сравнении с устоявшейся системой государственного стимулирования поддержки и развития бизнеса развитых стран с рыночной экономикой. Законодательство носит нестабильный, а зачастую и противоречивый, характер; предоставляемые льготы увязаны целым рядом оговорок и условий, сводящих порой на нет возможности их применения. Налоговая политика до последнего времени носила явно фискальный, а не стимулирующих характер. Проникновение организованных криминальных структур в различные эшелоны власти, раздел регионов и отраслей хозяйствования на сферы их влияния дополнительно усложняют положение российского государства в сфере цивилизованного регулирования рыночной экономики и рыночных отношений. В этой ситуации особенно возрастает роль планирования ресурсов развития при формировании продуманной государственной политики, направленной на систематическое, строго дозированное, и вместе с тем последовательное и эффективное вмешательство государства в сферу территориального развития, необходимое для текущего оздоровления и дальнейшего антициклического регулирования. 1. Бюллетени Госкомстата РФ. М., 1988г. и 1999-2005гг . 2. Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук. Стратегия социально-экономического развития Ивановской области. М. 2006г. (Не опубликовано). 3. Бюллетени Ивоблстатуправления за 1995-2009гг. 4. Материалы Законодательного собрания Ивановской области. 2003-2007гг. 5. Материалы ИКЦ «ГЕРМИОН» 6. Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве М., 2007. 7. Виноградов В.И., Семенчук К.Н. «Этническая мозаика юга России» // журнал «Консультант директора», М., №12, 2003г 8. Емельянов А.В. Госплан СССР – 60 лет проб и ошибок. М. 2003. 9. Камаев М.Н.Экономика и бизнес. М. 2002. 10. Костюк В.Н. История экономических учений. Курс лекций. М. 11. Лившиц А. Государство в рыночной экономике // Российский экономический журнал. М. 1999. N 9. 12. Папава В. Роль государства в современной экономической системе // Вопросы экономики. М. N 11. 2001. 13. Студенцов В. Государство и естественные монополии // Мировая экономика и международные отношения. М. № 9 1999. 14. Типугин И.А. Отказаться от мессианства чтобы выжить // Консультант директора., 2006., №12. [1] Из пояснительной записки Управления экономики и прогнозирования администрации Ивановской обл. исх. 138.5.-7. от 11.05.2000г. [2] Отчет [3] Отчет [4] Прим. автора [5] Отчет 1 Материалы Законодательного собрания Ивановской области. № 10. 2006. [7] Двумя чертами подчеркнуты показатели доходности от использования госсобственности. (прим. автора) [8] Виноградов В.И., Семенчук К.Н. «Этническая мозаика юга России» // журнал «Консультант директора», М., №12, 2003г. [9] Госкомстат СССР. Данные всеобщей переписи населения СССР за 1988г. М.: Академия, 1990г. [10] Рассматривается постоянно проживающее население. [11] Данные всеобщей переписи населения СССР за 1988г. [12] Оценочно, по данным ИКЦ «ГЕРМИОН» |
НОВОСТИ |
ВХОД |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |