рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Управление развитием региона

Кроме того, у подобного сценария «развития» есть еще и вполне предсказуемый социально-политический аспект, вполне могущий проявить себя на очередных муниципальных выборах в области.

2.1.2 Экономическая база неналоговых поступлений в бюджеты субъектов РФ

Одним из способов «прямого финансового администрирования» на территории региона является получение максимизированного дохода от госсобственности в рамках оптимизации системы управления муниципальной собственности (МУПы и ОГУПы – гл.1).

А теперь рассмотрим для начала под этим углом зрения бюджет Ивановской области. Возьмем для показательного анализа еще «докризисный» период, когда бюджеты еще не секвестрировали. [4]

Таблица 4.

Некоторые показатели доходной части консолидированного бюджета Ивановской области на 2007г.

Статья Сумма (тыс. руб.)
Всего доходов 4 433 247,1
НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ 810 141

НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ

Из них:

230 562,1
Дивиденды по акциям, принадлежащим государству

400,0 [7]

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

В том числе:

13 564,3
Арендная плата за земли городов и поселков 8 213,0
Прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. 5 351,3
Доходы от оказания услуг и компенсации затрат государства 139 987,8
Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности государственных и муниципальных предприятий (ОГУПы и МУПы) 1 000,0
Административные платежи и сборы 40 000,0
Штрафные санкции, возмещение ущерба 430,0

Прочие неналоговые доходы

В том числе:

35 189,0
Прочие неналоговые доходы 980,0
ИТОГО доходов (собираемых на территории собственно Ивановской области.): 1 040 703,1

Что прежде всего бросается в глаза при анализе представленной структуры доходной части бюджета Ивановской области и в частности, при сопоставлении ее с структурой федерального бюджета?

Применительно к проблеме данной работы, как проблеме эффективности использования госимущества и производственно-коммерческих возможностей госпредприятий и предприятий, имеющих в составе своего акционерного капитала, позволяющие в значительной степени контролировать их деятельность, пакеты госсобственности, мы будем сопоставлять всю сумму неналоговых доходов бюджета с суммами, идущими из упомянутых источников.

Данный анализ можно представить в соответствующей таблице 5.


Таблица 5.

Уровень эффективности использования госсобственности

№ п/п Анализируемый показатель Бюджетное соотношение (%) на уровнях:
Федеральный Ивановской области
1 Отношение дивидендной составляющей ко всей сумме доходов от имущества в госсобственности 49,5 29,2
2 Доля доходов от имущества в госсобственности в сумме всех неналоговых поступлений 18,2 6,1
3 Доля доходов от деятельности государственных и муниципальных предприятий в сумме всех неналоговых поступлений -- 0,45

Данных показателей достаточно для того, чтобы сделать вывод о весьма низком уровне эффективности руководства госсобственностью (как «выделенной», так и инкорпорированной / в сост. АО на территории области/) и соответствующей отдачи для бюджета. Так при числе ОГУПов и МУПов, приближающемся на территории области к 1 000, с учетом устанавливаемой 20% квоте перечисления в бюджет от их конечной прибыли (ст.4 бюджета Ивановской обл), получаем среднюю годовую сумму прибыли одного МУП/ОГУПа около 5 000р!?

На пути совершенствования руководством и повышения эффективности работы этого сектора стоят две основные проблемы – слабый менеджмент и отсутствие заинтересованности как руководства самих этих предприятий, чья зарплата, как правило, не зависит напрямую от достигнутых финансовых успехов и уровня перечисления в бюджет, так и со стороны «надзирающих» за ними чиновников областной и городских (районных) администраций.

2.2 Демографический и этнический аспекты в развитии региона

Если говорить о современной России в целом, то одной из наиболее удручающих тенденций для русских как нации является низкая рождаемость, ведущая к этнической депопуляции. Не исключение здесь и Ивановская область

Таким образом, на общероссийском фоне Ивановская область выделяется, прежде всего, устойчивой тенденцией убыли населения. Особенно в сельской местности (обезлюживание села более чем на 1/3 за последние 35-40 лет – табл. 3).

При этом низкая привлекательность Ивановской области для мигрантов не позволяла компенсировать естественную убыль населения миграционным притоком. Последний в 15 лет не превышал 0,3-0,4% и в последние годы только снижается.

Сокращение удельного веса молодых поколений ведет к старению населения. Этот процесс, неизбежно сопровождающий снижение рождаемости, уже давно идет в Ивановской области, население которой можно отнести к числу наиболее "старых" среди регионов России. Сейчас каждый четвертый в Ивановской области - человек пенсионного возраста, а доля людей 70 лет и старше перевалила за 10%.

Говоря о демографическом потенциале области нельзя не учитывать и его этнический аспект.

Как известно, одной из наиболее удручающих тенденций для русских как «титульной» (становой) нации в РФ является постепенное, но неуклонное, вытеснение ее из целых сфер экономической жизни (особенно в сфере малого и среднего торгового бизнеса, общественного питания и др.).

Самой удручающей тенденции для русских, как, духовно и культурно самоопределяющейся в поисках аутентичности на своей исторической территории, нации, является рост «национального» криминалитета и его широкие возможности по управлению уровнем коррупции и наркотрафика.

Что же является основным инструментом этнического и экономического выдавливания русских «азиатами» в местах исторического обитания первых? Ответ донельзя прост. Это компактный, семейно-родовой, способ проживания последних на территории исторической России. Именно он препятствует ассимиляции этих народов на ее территории. Основным выражением такого способа проживания являются землячества.

Такой способ жизни в полной мере позволяет «азиатам» использовать анти ассимиляционные возможности национально-культурных анклавов. Избегая же ассимиляции, они втягиваются в межнациональную, для начала экономическую, конкуренцию, где в полной мере пользуются преимуществами высокой рождаемости. Преимущества высокой рождаемости – это возможность территориального освоения, т.е. приобретение сначала экономического, а потом и политического веса соответствующей диаспорой или группой кооперирующихся диаспор.

Жизнь быстро размножающейся инокультурной и практически неассимилируемой диаспоры посреди значительно более медленно численно растущего коренного населения во все времена создавала почву для межэтнических противоречий. Возвращаясь же к ситуации в современной России мы видим, что азиатские национальные диаспоры становятся все более многочисленными особенно в южных районах России.

Так, по оценкам независимых экспертов,[8] сделанных на основе предварительных данных переписи населения РФ за 2002г., на территории Краснодарского Края они составляют уже, в целом до 40-42% постоянно проживающего населения. При этом на территории «Большого Сочи» - до 58-60%. На территории Ставропольского Края – 27-29% и на территории КавМинвод – до 36% соответственно.

При этом по данным предыдущей переписи в 1988г. соответствующие цифры были на 7-15% меньше.[9] Аналогичная тенденция наблюдается и в Ростовской, Астраханской и Волгоградской областях. Несколько менее выражено в Саратовской, Самарской и Воронежской.

Характерные этнические картины на московских и ленинградских рынках давно известны, но в последние десятилетие бурный количественный рост азиатских землячеств заметен уже и на улицах Смоленска, Твери, Владимира, Костромы, Ярославля, Нижнего Новгорода и того же Иваново.

Вот данные (не только официальной) статистики по национальному представительству на территории региона (табл. 6).[10]

Таблица 6.

Этнический состав населения Ивановской области

N Этническая группа % населения

1988г.[11]

2008г. [3]
1 Русские (в части автохтонного населения – в основном потомки финно-угорских племен «Меря» и Мурома») 87 72,5
2 Татары (в части автохтонного население –потомки поволжских и камских булгар) 8 9,5
3 Евреи («ранняя» диаспора) 1,5 1,1
4 Азербайджанцы («поздние» диаспоры) - 3,9
5 Дагестанцы («поздние» диаспоры) - 2,5
6 Чеченцы («поздние» диаспор») - 1,2
7 Армяне («поздние» диаспоры) 0,5 2,8
8 Представители других национальностей (вне диаспор) 3,0 6,5

Представители 2-7 позиций имеют свои постоянно действующие и официально зарегистрированные на территории области национальные диаспоры.

А теперь рассмотрим «отраслевое» представительство этих этнических групп (без N8 в табл.6.) на конец 2008г. [5]


Таблица 7.

Уровень отраслевого доминирования (представительства) по этническому признаку на территории ивановской области на конец 2008г.

Отрасли экономики

Уровень доминирования (представительства) в форме контроля капиталов в промышленности и торговле и участия (численности) в гос. структурах (%)[12]

Русские Тата ры Евреи Азербайджанцы Дагестанцы Чеченцы Армяне
Промышленность в. т. текстиль 72 3 19 - - 2,5 3.5
Сельское хозяйство 78 8 3 7 4 - -
Строительство 52 10 14 - - - 24
Транспорт и связь 65 4 21 - - - 10
Торговля оптовая 59 5 11 10 2 3 10
Розничная торговля 38 9 3 17 13 12 8
Общественное питание (армяне учитываются вместе с грузинами) 43 10 17 8 - 11 13
Лесное хозяйство 62 7 5 - - 16 12
Региональная и муниципальная администрация (русские вместе с «выкрестами») 84 9 6 - - - 1
Силовые ведомства 83 10 4 0,5 - - 2,5
Медицина (вся)/врачи (евреи вместе с немцами) 80/71 7/8 4/9 0,5/05 - - 7,5/3,5
Образование, в т.ч. с/спец и ВУЗы (педагоги - учителя) 73 7 16 - - - 3

Как говорится – «имеющий глаза – да увидит».

В данном случае увидит и то, что тенденции демографической динамики и этническую мозаику региона тоже нужно уметь грамотно учитывать с точки зрения потенциала и планирования территориального развития (первое что бросается в глаза что «текстиль» с таким составом населения «поднять» все безнадежнее, а вот сервисно-торговые составляющие и «теневой сектор» - вполне можно).


Заключение

Происходящий сейчас в России процесс создания экономически самодостаточных регионов в числе прочего также подтвердил значение эффективного государственного регулирования рыночной экономики, занявшей прочное место в первоочередных приоритетов на пути формирования провозглашенного в Конституции страны гражданского общества с развитой социальной рыночной экономикой и развитой системы социально-политических отношений.

Государственное регулирование в России охватило прежде всего сферы макроэкономических процессов, производственных отношений, крупного и, в меньшей степени среднего и малого, бизнеса, деятельность естественных монополий, финансовой деятельности частных кредитных учреждений.

Оно оказывает свое влияние непосредственно в функционировании оптовой и розничной торговли, общественного питания, переработки сельскохозяйственной продукции, деревообработки, транспортных услуг, бытового обслуживания, посреднических услуг, здравоохранения, образования, культуры и искусства и некоторые другие.

В промышленности государственное регулирование наиболее весомо представлено в машиностроении (особенно в ВПК ), деятельности гигантов ТЭК, в меньшей мере в легкой, пищевой и деревообрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве. Последнее, как правило, наряду с перерабатывающей промышленности подлежит наибольшему регулированию на региональном уровне.

Однако российское законодательство в сфере государственного регулирования бизнеса до сих пор ограничивается в основном выделением представителей отдельных видов бизнеса в отдельную категорию налогоплательщиков.

Предоставляемые льготы несоизмеримо малы в сравнении с устоявшейся системой государственного стимулирования поддержки и развития бизнеса развитых стран с рыночной экономикой. Законодательство носит нестабильный, а зачастую и противоречивый, характер; предоставляемые льготы увязаны целым рядом оговорок и условий, сводящих порой на нет возможности их применения. Налоговая политика до последнего времени носила явно фискальный, а не стимулирующих характер.

Проникновение организованных криминальных структур в различные эшелоны власти, раздел регионов и отраслей хозяйствования на сферы их влияния дополнительно усложняют положение российского государства в сфере цивилизованного регулирования рыночной экономики и рыночных отношений.

В этой ситуации особенно возрастает роль планирования ресурсов развития при формировании продуманной государственной политики, направленной на систематическое, строго дозированное, и вместе с тем последовательное и эффективное вмешательство государства в сферу территориального развития, необходимое для текущего оздоровления и дальнейшего антициклического регулирования.


Литература

1.  Бюллетени Госкомстата РФ. М., 1988г. и 1999-2005гг .

2.  Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук. Стратегия социально-экономического развития Ивановской области. М. 2006г. (Не опубликовано).

3.  Бюллетени Ивоблстатуправления за 1995-2009гг.

4.  Материалы Законодательного собрания Ивановской области. 2003-2007гг.

5.  Материалы ИКЦ «ГЕРМИОН»

6.  Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве М., 2007.

7.  Виноградов В.И., Семенчук К.Н. «Этническая мозаика юга России» // журнал «Консультант директора», М., №12, 2003г

8.  Емельянов А.В. Госплан СССР – 60 лет проб и ошибок. М. 2003.

9.  Камаев М.Н.Экономика и бизнес. М. 2002.

10.  Костюк В.Н. История экономических учений. Курс лекций. М.

11.  Лившиц А. Государство в рыночной экономике // Российский экономический журнал. М. 1999. N 9.

12.  Папава В. Роль государства в современной экономической системе // Вопросы экономики. М. N 11. 2001.

13.  Студенцов В. Государство и естественные монополии // Мировая экономика и международные отношения. М. № 9 1999.

14.  Типугин И.А. Отказаться от мессианства чтобы выжить // Консультант директора., 2006., №12.


[1] Из пояснительной записки Управления экономики  и прогнозирования администрации Ивановской обл. исх. 138.5.-7. от  11.05.2000г.

[2] Отчет

[3]  Отчет

[4] Прим. автора

[5] Отчет

1 Материалы Законодательного собрания Ивановской области. № 10. 2006.

[7] Двумя чертами подчеркнуты показатели доходности от использования госсобственности. (прим. автора)

[8] Виноградов В.И., Семенчук К.Н. «Этническая мозаика юга России» // журнал «Консультант директора», М., №12, 2003г.

[9] Госкомстат СССР. Данные всеобщей переписи населения СССР за 1988г. М.: Академия, 1990г.

[10] Рассматривается постоянно проживающее население.

[11] Данные всеобщей переписи населения СССР за 1988г.

[12] Оценочно, по данным ИКЦ «ГЕРМИОН»


Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.