|
Учебное пособие: Необходимость и сущность денегС точки зрения возможностей реализации приоритетов и целевых установок эмиссионного регулирования важны методы и инструменты, рычаги эмиссионного регулирования (см. схему 2). Их разработка, определение и идентификация тем более значимы, чем более они дифференцированы и разнообразны. Учет этого разнообразия, возможность адекватного их выбора и комплектации составляют основу эффективного эмиссионного регулирования. К основным количественным инструментам эмиссионного регулирования можно отнести: расширение или сжатие денежной массы через налоги, организованные сбережения, использование методов денежно-кредитной политики; ограничение или запрещение деятельности отдельных физических и юридических лиц, которые могут осуществлять эмиссионные операции. Это могут быть соответствующие положения правовой инфраструктуры, подкрепленные организационными и репрессионными мерами, банковский надзор, специальные решения органов власти. Практикуются регламентация и ограничения использования отдельных денежных инструментов, в том числе дифференцирование по их функциям с учетом функций обеспечения активного товарооборота; расширение или сужение элементного состава обеспечения денежной массы, тех наиболее ликвидных материальных ценностей, на которые в первую очередь ориентируются эмиссионные центры. Не менее важно воздействие качественных рычагов эмиссионного регулирования. Они включают действия и операции, вызывающие увеличение или уменьшение отдельных элементов денежной массы, как с изменением ее объема, так и балансирующие; эмиссионные операции, в ходе которых вводятся в денежный оборот новые денежные инструменты с различными качественными характеристиками, соответствующими базовым денежным функциям. К ним можно отнести действия аналитического характера в области риск-менеджмента, нацеленные на поддержание и повышение качества обеспечения денежной массы: обнаружение, идентификацию и исключение из объектов обеспечения нетоварных векселей, государственных ценных бумаг, не связанных напрямую с ростом производства, расширением товарного предложения. Качественные рычаги эмиссионного регулирования включают также часто востребованные и актуальные, особенно в потенциально критических ситуациях, оперативно-организационные действия по привлечению новых видов обеспечения. В принципе это может значительно расширить и соответственно увеличить высоколиквидные резервы эмиссионных центров для России — драгоценные камни, антиквариат, ликвидные товарные запасы, документарные свидетельства доступа к богатству недр и т.д. Отечественный и зарубежный опыт позволяет отнести этот качественный рычаг к одному из наиболее эффективных методов эмиссионного регулирования, позволяющих расширить денежную массу с соблюдением стабильности денежного оборота и одновременно простимулировать наиболее эффективные отрасли реального сектора экономики, где эти потенциальные объекты денежного обеспечения производятся или концентрируются. Наконец, к качественным рычагам эмиссионного регулирования следует отнести достаточно сложные и неоднозначные схемы разработки, организации и регламентации выпуска и оборота специальных денежных инструментов. Среди них можно отметить «якорные» валюты, жестко привязанные к иностранным, свободно конвертируемым валютам или к драгоценным металлам, а также специализированные денежные инструменты узконаправленного действия, например только для банковских расчетов или «расшивки» неплатежей в предпринимательской сфере. В краткосрочном плане их использование может быть достаточно эффективным методом эмиссионного регулирования. Действуя ограниченно и избирательно, он, не изменяя практически стоимостный объем основных денежных агрегатов, при прочих равных- условиях способен стабилизировать денежное обращение и параллельно способствовать решению проблем бюджета, реального сектора экономики и населения. Отдельная область эмиссионного регулирования — это его временные аспекты, когда эмиссионные действия планируются, осуществляются, приурочиваются к определенным событиям и когда они наиболее эффективны. Определение и фиксация этих событий, временных циклов — перспективное направление эмиссионного регулирования. Такими событиями могут быть: сезонные производственные потребности, закупка сельскохозяйственной продукции, путины, сезонные рубки леса и т.д.; периодические, праздничные, сезонные потребности торговли и сферы услуг на базе смены климатических сезонов, циклов производств с вахтовым методом организации работы, отпуска, гражданских и религиозных праздников и др.; «пиковые» потребности бюджета — сезонные выплаты отпускных учителям, оплата медицинской помощи в условиях эпидемий, погашение бюджетных обязательств при угрозе социальных потрясений и др. К временным рычагам эмиссионного регулирования следует отнести разработку и выпуск в денежный оборот расчетных и инвестиционных инструментов с четко определенными срочными характеристиками. Их активное функционирование целесообразно лишь в рамках определенного периода, сезона с последующей конверсией, обменом или отменой. Эмиссионное регулирование предполагает также использование таких временных рычагов, как установка эмиссионных временных циклов, связанных с временем выпуска в оборот, параллельного обращения или обмена денежных знаков. Оптимальные сроки способствуют стабилизации денежного оборота, чрезмерно сжатые — увеличивают риски и потери. Для определения реальной и потенциальной эффективности эмиссионного регулирования необходимо также исследовать организационные структуры, целенаправленно или вынужденно, официально или неофициально участвующие в реализации эмиссионного регулирования. Эти организационные структуры могут быть рассмотрены и классифицированы, по крайней мере, с двух позиций. Во-первых, по роли, которую они играют в эмиссионном регулировании, и, во-вторых, исходя из того значения, которое играет эмиссионное регулирование в их деятельности и специализации. В частности, реализовать и использовать методы и инструменты эмиссионного регулирования с большей или меньшей эффективностью могут организационные структуры, которые играют в этом процессе роль: управляющих, планирующих, контролирующих органов; структур, организующих и проводящих эмиссию и эмиссионное регулирование; посредников, концентрирующих эмитируемые денежные инструменты для дальнейшего их выпуска в оборот; потребителей, пользователей, для обеспечения различных видов деятельности которых используются эмитируемые инструменты и на состоянии которых сказываются результаты эмиссионного регулирования. Кроме того, в эмиссионном регулировании участвуют структуры с разными уровнями специализации, распределение полномочий которых также можно отнести к методам эмиссионного регулирования. Ими могут быть узкоспециализированные организации. Для них эмиссия расчетных и инвестиционных инструментов, а также регулирующие и контролирующие их эмиссию воздействия являются основным видом деятельности, функциональным предназначением. Они могут быть представлены специализированными эмиссионными банками, федеральными комиссиями по ценным бумагам и др. Кроме них, функции денежной эмиссии и эмиссионного регулирования могут нести в комплексе, помимо прочих задач и функций, специализированные организации. Это, во-первых, центральные банки, которым, кроме задач и функций осуществления денежной эмиссии и проведения денежно-кредитной политики, делегированы полномочия органов банковского надзора и регулирования; казначейства; организации и комитеты с функциями «денежного контролера». К эмиссионному регулированию могут подключаться и неспециализированные в этой области предприятия и организации. Деятельность этих специально организованных «подключений» также можно отнести к проводникам, методам и инструментам эмиссионного регулирования. Коммерческие банки, реализуя функции внутреннего надзора и аудита как элементов банковской политики, также осуществляют, хотя и в узких масштабах, эмиссионное регулирование. В этом же плане работает и управление ими своим инвестиционным портфелем. Последнее справедливо и в цепом для всех предпринимательских структур, общественных организаций и населения. Кроме того, их роль как субъектов эмиссионного регулирования неизменно возрастает в условиях денежных кризисов, приводящих к естественной, вынужденной замене части официальных элементов денежной массы вторичными эквивалентами. Наконец, периодически, но достаточно агрессивно пытаются осуществлять эмиссионное регулирование законодательные и исполнительные органы государственной власти, оказывая давление на эмиссионные центры. Нормирование, организация и документальное фиксирование их взаимоотношений с эмиссионными центрами также могут рассматриваться в качестве одного из методов эмиссионного регулирования. Недостатки теоретической и методической разработанности способов и рычагов эмиссионного регулирования, нечеткость организационной иерархии участвующих в этом процессе структур на фоне полной засекреченности и конфиденциальности, принимаемых в этой сфере решений свидетельствуют о том, что возможности этого элемента управления экономикой еще далеко не исчерпаны. Надеемся, что дальнейшая систематизация теории и практики эмиссионного регулирования позволит достичь серьезных позитивных результатов и повысить эффективность проводимой экономической политики в целом. Схема 1. Классификационная схема денежной эмиссии.
Схема 2. Классификационная схема инструментов эмиссионного регулирования.
Инструменты эмиссионного регулирования.
ТЕМА: Денежный оборот». 1. Содержание и структура денежного оборота. Особенности денежного оборота при разных моделях экономики. 2. Безналичный денежный оборот и его организация. 3. Налично-денежный оборот и его организация. 4. Денежная система. 1. Содержание и структура денежного оборота. Особенности денежного оборота при разных моделях экономики. Денежный оборот – совокупность денежных платежей, совершаемых в порядке безналичных перечислений и при помощи наличных денег всеми субъектами с населением хозяйствующего субъекта и государства. В качестве основных направлений движения денег можно выделить следующие: эмиссия наличных и безналичных денег; организованный ввоз наличной иностранной валюты как еще один канал денежной эмиссии; платежи по цепочке хозяйственных связей в процессе производства и реализации товаров; выплата населению заработной платы; расходование заработной платы на покупки потребительских товаров; купля-продажа населением дорогостоящего имущества; организованные сбережения населения; инвестирование сбережений финансово-кредитными институтами; движение иностранных инвестиций, частных и государственных, из страны в страну; внешнеторговые операции, т.е. платежи за импорт и поступления от экспорта. Структура реального денежного оборота разнообразнее основных агрегированных направлений. Первый этап денежного оборота – эмиссия денег. Первичной является эмиссия безналичных денег, которая осуществляется посредством зачисления дополнительно выпускаемых денег на корсчета в коммерческих банках в виде кредитов Банка России или бюджетных ассигнаций. Налично-денежная эмиссия вторична по отношению к безналичной; наличные деньги завозятся в территориальные подразделения Банка России и затем представляются коммерческим банкам взамен списания аналогичной суммы безналичных денег с их корсчетов. Таким же образом предприятия получают наличные деньги при одновременном списании безналичных сумм с их расчетных и текущих счетов в коммерческих банках. Эмиссия наличных денег завершается выплатой заработной платы и социальных пособий населению, имеющей характер дополнительного оборота по отношению к обычным выплатам. Сейчас эмиссионные операции занимают незначительную величину в денежном обороте. Так, в 2001 году эмиссия наличных денег составила 65 млрд. руб. или 10% их объема в обращении. Наличные деньги оборачиваются за месяц 5-6 раз. Купюры служат в среднем 1,5 года. Скорость оборота наличных составляет порядка 20 дней на один оборот. Издержки на выпуск наличных денег выше издержек на выпуск безналичных, что говорит в пользу расширения безналичных денег. Наибольшим по величине, первостепенным является оборот денег между предприятиями по цепочке хозяйственных связей в процессе производства и реализации товаров. Значительно более быстрое движение безналичных денег позволяет снижать потребности в оборотных средствах, минимизировать процентные выплаты за заемный или привлеченный капитал. На крупных предприятиях увеличивается внутрикорпоративный денежный оборот в связи с централизацией капитала. Поскольку издержки безналичных платежей минимальны, то практически не увеличиваются расходы предприятия, что дает ощутимые плюсы в качестве управления и минимизации оборотных средств. Западный стиль финансового менеджмента и контроля над предприятием предписывает ему большую прозрачность. Прозрачности требуют собственники и инвесторы. Большую прозрачность обеспечивают именно безналичные расчеты, поскольку здесь объективно необходимо документальное оформление каждого платежа и по реквизитам платежа в будущем можно будет проверить каждую хозяйственную операцию. Для малых предприятий ввиду небольшой суммы средней сделки издержки наличноденежных расчетов не столь критичны, как для крупных, а в большинстве случаев даже будут меньше в сравнении с безналичными, особенно в части ожидания платежа. Именно денежный оборот для различных торговцев и малых предприятий, с одной стороны, в большей степени является наличным, с другой – именно здесь ожидается самая большая конкуренция различных форм денег. На расширение безналичного денежного оборота для малых предприятий будут влиять характер расчетов населения и совершенствование безналичных платежных систем с целью дальнейшего снижения издержек безналичных платежей. Еще пять лет назад на вопрос, как (какими деньгами) выплачивается заработная плата в нашей стране, ответ был очевиден – наличными из кассы работодателя. Сейчас это не очевидно. Выплата заработной платы представляет собой поле наибольшей конкуренции наличных и безналичных денег, наиболее перспективное направление розничного платежного банковского бизнеса. Многие предприятия и коммерческие банки реализуют проекты по выплате заработной платы посредством банковских карт (так называемые зарплатные проекты). В перспективе заработная плата будет выплачиваться безналичным путем на банковский счет. Выплата заработной платы на банковский счет технологически возможна и оправдана с точки зрения издержек обращения даже при существующих платежных технологиях. Данные операции будут локомотивом процессов совершенствования и повсеместного внедрения безналичных, прежде всего розничных платежных систем. Неоднозначной и более сложной представляется конкуренция наличных и безналичных денег в операциях физических лиц, а именно – в расходовании заработанных денег на покупку потребительских товаров. Степень распространения безналичных расчетов, в первую очередь, зависит от уровня жизни населения. Для небогатого человека издержки наличного платежа неактуальны – он готов нести их на себе, да и крупные покупки, где такие издержки становятся заметными, он совершает редко. Другое дело – представитель среднего класса, много работающий и активно отдыхающий. Он совершает много дорогостоящих покупок и ценит время. С ростом благосостояния удельный вес денежных трат на продовольственные товары сокращается, достигая 10-15%, средний класс чаще питается в общественных местах. Возрастают покупки дорогостоящей бытовой техники, тратится больше денег на путешествия и отдых, люди чаще меняют машины и квартиры. Наблюдается заметный рост масштаба средней покупки, совершается больше крупных покупок, на которых становятся заметными издержки наличных расчетов. Стопроцентный перевод платежей за потребительские товары в безналичный оборот нежелателен по причине риска компьютерного сбоя безналичных платежных систем. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |