рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Анализ практики социального обслуживания населения

Гуманность социального обслуживания. Гуманность - это, прежде всего терпимое отношение к клиенту, и не важно, что он собой представляет – бродяга, пенсионер, который не дает сказать слово, человек, который обвиняет за все всех и так далее. Всех их нужно выслушать и проявить необходимое внимание и поддержку.

Примером данного принципа социального обслуживания является срочная социальная помощь. Самым распространенным видом социальной поддержки населения в нестационарных условиях остается срочная социальная помощь. В прошлом году отделения срочного социального обслуживания помогли 10 миллионам человек.

Другим не менее популярным видом поддержки престарелых и инвалидов остается социальное обслуживание в надомных условиях. К концу 2004 года в стране действовали более 11 тысяч отделений социального обслуживания на дому и свыше миллиона человек регулярно получали помощь. Несмотря на то, что есть регионы, где снизилась численность обслуживаемых граждан, в целом по стране дополнительно на надомное обслуживание было принято 18 тысяч человек. Около 42 процентов (436 тысяч человек) всех обслуживаемых в надомных условиях проживают в сельской местности.

В ряде регионов стали создаваться специализированные отделения социального обслуживания на дому, например, для граждан с пониженным уровнем слуха (в Новосибирской, Тульской областях). Социальные работники успешно овладевают навыками сурдоперевода.

В Липецкой области организовано обслуживание пенсионеров через столовые на дому. Социальные работники проходят специальную профессиональную подготовку на базе кулинарных училищ и получают дипломы специалистов-кулинаров. С помощью медиков-диетологов разрабатываются специальные диеты, учитывающие возраст, образ жизни пенсионеров. В той же Липецкой области открыты 4 благотворительные аптеки, предоставляющие гражданам, находящимся на социальном обслуживании, бесплатные или со значительными скидками лекарства, дотируемые за счет средств, полученных от оказания платных услуг и спонсоров.[117]

Продолжается развитие сети специализированных отделений социально-медицинского обслуживания по месту жительства: их количество увеличилось с 850 до 1007, а численность обслуживаемых граждан возросла с 58 до 81 тысячи человек.

Примечательный факт: в целом по России из каждых 10 тысяч пенсионеров всеми видами надомного обслуживания в 1999 году пользовались в среднем 294 человека.

Скорее огорчение, чем радость вызывает другой факт: в 84 субъектах Федерации снизилась численность граждан, обслуживаемых на условиях оплаты. Объяснением этому может служить рост уровня прожиточного минимума на фоне низкого размера получаемой пенсии, что влечет за собой перевод граждан в разряд лиц, получающих услуги бесплатно. Система платных услуг вообще не введена в Республике Саха (Якутия), Москве, Ненецком автономном округе, хотя платные услуги — дополнительный источник финансирования системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и стимул для повышения его качества.

Финансовая ситуация в стране не могла не отразиться на темпах развития сети центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. В течение 1999 года было дополнительно введено в действие только 64 таких учреждения, тогда как в 1997 и 1998 годах - 147 и 98 соответственно. [118]

В ряде регионов работают подсобные хозяйства. Так, в Ленинском районе Волгоградской области по договоренности с земледельцами и лесничеством отделу социальной- защиты выделено 80 гектаров для посадки картофеля, 58 гектаров — под сенокос. Совместно с обществам инвалидов и районным советом ветеранов организована бригада пенсионеров из 10 человек, которые заготавливают и продают сено по льготной цене пенсионерам.

В Астраханской области для социальной поддержки пенсионеров в двух районах был проведен эксперимент. Суть его в том, что почтовые отделения приобретают товар по минимальным оптовым ценам. Пенсионерам, не имеющим возможности посещать отделения связи, на которых организована продажа товаров по оптовым ценам, товар доставляется на дом по их заказу работниками социальной службы. Для реализации данного постановления привлечены общественные организации.

В регионах создаются службы социального такси. В Липецкой области инвалиды Великой Отечественной войны и другие категории граждан заключают договоры на обслуживание с органами социальной защиты населения. Оплата автоуслуг для пенсионеров производится по льготной цене. Для лиц, имеющих право на получение автотранспорта по заключению службы медико-социальной экспертизы, услуги социального такси предоставляются в пределах нормы, определенной размером компенсации расходов на бензин.

В Москве при центре социального обслуживания «Пресненский» оказывают бесплатные услуги по мойке машин, находящихся в личной собственности инвалидов войны и труда или выданных им на льготных условиях, проживающих на территории, обслуживаемой данным центром. Социальная мойка автомашин содержится за счет доходов, получаемых от предпринимательской деятельности: она оказывает платные услуги гражданам и организациям.[119]

Во многих регионах совместно с органами здравоохранения создаются отделения сестринского ухода, геронтологические палаты, палаты милосердия. В основном они организуются как структурные подразделения центров социального обслуживания на базе муниципальных учреждений здравоохранения.

Положительная динамика отмечается в развитии сети специальных домов для одиноких престарелых людей. В течение года было введено в действие 68 специальных жилых домов. Эта форма социальной поддержки пенсионеров и инвалидов получила наибольшее распространение в Иркутской области, Чувашии, Алтайском и Красноярском краях.

Как правило, архитектурно-планировочные решения этих домов учитывают возрастные особенности пожилых граждан. В домах применяется малая механизация, позволяющая им самостоятельно себя» обслуживать. Для организации наиболее благоприятных условий проживания пожилых людей и инвалидов в таких домах открываются комплексы социально-бытового назначения (медицинские пункты, парикмахерские, приемные пункты стирки белья, ремонта одежды, обуви, организуются пункты общественного питания, столы заказов). Примерно в каждом четвертом доме действуют отделения социального обслуживания на дому.

Характерно, что во многих регионах идет поиск новых вариантов создания оптимальной среды проживания пожилых людей. Во многих районах Читинской области приняты положения о социальных квартирах.

В течение многих лет в городах Старом Осколе и Шебекино Белгородской области действуют отделения договорного обслуживания на дому на условиях пожизненного содержания с последующей передачей жилья органу социальной защиты населения. Договор предусматривает ежедневное обслуживание подопечных социальным работником и предоставление социальных услуг по расширенному перечню. Кроме того, в счет суммы договора производится ежемесячная оплата коммунальных услуг.[120]

В Астраханской области есть целое отделение, организованное из внештатников из числа безработных, состоящих на учете в городском центре занятости и направленных на общественные работы по договору. Этим отделением обслуживаются 98 человек. Система взаимодействия управления социальной защиты населения г. Астрахани, Фонда социальной поддержки и центра занятости позволяет решать проблему занятости для безработных, с одной стороны, и проблему помощи одиноким престарелым и инвалидам — с другой.

В последнее время в регионах заметно активизировался интерес к повышению профессиональной подготовки работников нестационарных учреждений социального обслуживания, что, естественно, положительно сказывается на качестве помощи. Основными направлениями этой работы являются подготовка, переподготовка и повышение квалификации, в том числе за счет целевого направления абитуриентов в высшие учебные заведения и техникумы.[121]

Проводятся конкурсы мастерства работников нестационарных учреждений социального обслуживания пожилых. Это важный элемент повышения квалификации. Конкурсы способствуют расширению контактов, развитию творческой инициативы, обмену новыми методами работы, привлечению внимания к жизненным проблемам людей старшего поколения, повышению престижа профессии социального работника.

В районах Приморского края в последние годы налаживается социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. Приведем конкретные примеры.

Комплексный центр социального обслуживания населения г.Лесозаводска и Лесозаводского района Приморского края находится в ведении управления социальной защиты населения администрации муниципального образования г. Лесозаводск и Лесозаводский район.

В структуру центра входят отделения социального обслуживания на дому, отделение срочного социального обслуживания, отделение социальной помощи семье и детям.

Основу деятельности комплексного центра социального обслуживания населения составляет надомная служба. Этой формой помощи охвачены 290 пенсионеров, проживающих в г.Лесозаводске и селах района: Пантелеймоновка, Невское, Ружино, Тамга, Курское, Глазовка, Тихменево, Филаретовка, Иннокентьевка, ТургеНеве. Из числа обслуживаемых 159 человек проживают в сельской местности и городском секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства. На основе частичной оплаты обслуживаются 198 человек. Сумма средств, поступающих от оплаты за социальные услуги, составляет порядка двух тысяч рублей в месяц.[122]

Всего в отделениях социального обслуживания на дому работают 39 социальных работников. Кроме того, 10 человек работают по трудовым соглашениям. Средняя нагрузка на одного социального работника в сельской местности (или городском секторе без коммунального благоустройства) составляет 5,5 чел., в городской местности — 10 чел. Социальные работники отделений социального обслуживания на дому оказывают социальные услуги, предусмотренные Перечнем гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержденным постановлением губернатора края от 22 мая 1997 г. № 218 «О предоставлении на территории Приморского края социальных услуг гражданам пожилого возраста, инвалидам, лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации».[123] Круг забот социальных работников не ограничивается предоставлением социальных услуг на дому. Они оказывают помощь администрациям сел в организации социальной работы в населенном пункте; проводят обследования материально-бытовых условий жителей сел, производят выдачу различных видов материальной помощи, осуществляют связь со школами с целью привлечения подростков к оказанию помощи пенсионерам, участвуют в подготовке и проведении общественных мероприятий и т.д.

Приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. Создание реабилитационного пространства ставит во главу угла интересы ребенка. Задача состоит в эффективной защите интересов несовершеннолетнего, его прав и свобод. Это значит, что во всех спорных ситуациях, в которых существует конфликт интересов взрослых граждан и несовершеннолетних, социальное пространство всегда встает на сторону интересов несовершеннолетнего. Несоответствующее его поведение общественным нормам прежде всего вызвано проблемами внутри нашего общества, и должно восприниматься не как преступность, а как социальная болезнь, не всегда понятная самому ребенку, но всегда ощутимая им и окружающим миром в том или ином виде.

Конфиденциальность социального обслуживания. Этот принцип связан с тем, что в процессе деятельности специалистам по социальной работе становятся доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашена, может принести вред ему и его близким, дискредитировать и опорочить их. Это сведенья о болезнях, негативных привычках, психических заболеваниях, семейных конфликтах, криминальное прошлое или настоящее. Такая информация может использоваться только в профессиональных целях; она не должна разглашаться кроме, случаев, предусмотренных законом и связанных с возможностью насилия, нанесения ущерба какому-либо лицу, прежде всего детям.

Профилактическая направленность социального обслуживания. Профилактическая направленность: предполагает предпринимать шаги по предотвращению возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупреждению отягощения уже существующих проблем. Практика показывает, что предупредить социальное бедствие всегда легче, чем в последствии прилагать усилия для ликвидации его многообразных последствий. Скажем, сохранение семейных и школьных связей детей, оказавшихся в состоянии дизадаптации, скажется благоприятнее и прагматичнее, чем в последствии бороться с детским бродяжничеством, преступностью и т.п.

Соблюдение прав человека и гражданина. Все права на территории Российской Федерации закреплены Конституцией Российской Федерации, а именно ст. 17. Особые права на социальное обслуживание в социальных службах закреплены ст. 7 Федерального Закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Преемственность всех форм социального обслуживания. Этот принцип подразумевает, что все службы социального обслуживания населения должны работать в какой-то системе под одним руководством с очень хорошо отлаженной системой взаимоподдержки и взаимоинформирования для быстрой и успешной работы с обратившимся клиентом.[124]

Примером действия этого принципа хочу привести в качестве примера комплексный центр социального обслуживания населения г.Лесозаводска и Лесозаводского района Приморского края.

Основная деятельность Центра по социальному обслуживанию на дому регулируется приказами его директора. Так, зачисление на социальное обслуживание на дому осуществляется приказом директора центра в соответствии с Порядком и условиями зачисления граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание на дому (утвержденным соответствующим приказом управления социальной защиты населения администрации Приморского края от 17 октября 1995 г. №130) на основании письменного заявления граждан, заключения лечебного учреждения о состоянии здоровья и отсутствии противопоказаний к зачислению на социальное"обслуживание на дому, акта материально-бытового обследования, в котором отражаются виды социально-медицинских услуг, необходимых обслуживаемому для обеспечения его жизнедеятельности, и других документов, предусмотренных названным Порядком. Документы на каждого из обслуживаемых хранятся в их личных делах в Центре. Здесь же хранится один экземпляр договора обслуживаемого с Центром, в котором оговорены условия предоставления услуг и их объем. Договоры заключаются со всеми обслуживаемыми, независимо от условий предоставления услуг.

Для осуществления контроля за качеством обслуживания каждый социальный работник ведет регулярные записи объема выполняемой работы в специальном дневнике и представляет его на систематическую проверку заведующему отделением; заведующие отделениями посещают также обслуживаемых на дому, еженедельно проводятся индивидуальные собеседования с социальными работниками, а раз в месяц — общие планерки для социальных работников.[125]

С целью приближения социальной помощи к населению Центром организуются выездные бригады специалистов для обслуживания сельских жителей. В состав бригад входят заведующие и специалисты отделений Центра, управления социальной защиты населения, парикмахеры, работники стола заказов и пункта приема вещей. На местах ведется перерегистрация семей и одиноких граждан, состоящих на учете как малообеспеченные, предоставляются консультации по вопросам социальной защиты населения и пенсионному обеспечению, проводятся обследования и оказывается материальная помощь, предоставляются бытовые услуги.

Узы сотрудничества связывают Центр с центральной городской больницей. В соответствии с постановлением главы муниципального образования и на основании договора о совместной деятельности создано отделение медико-социальной помощи на 25 мест в геронтологическом отделении ЦГБ. Здесь только в течение одного года социально-реабилитационные услуги получили 386 граждан пожилого возраста и инвалидов.[126]

Работники отделения срочного социального обслуживания предоставляют услуги по обеспечению остро-нуждающихся бесплатным горячим питанием, оказывают различного рода помощь в виде денежных средств, продуктов питания, одежды, обуви, содействия в получении жилья в городском доме ночного пребывания, восстановлении трудового стажа, утраченных документов, оформлении пенсии. Специалисты содействуют восстановлению связей с бывшими сослуживцами, общественными организациями, налаживанию контактов с родственниками, адаптации к новому социальному статусу или в связи с негативными переживаниями (болезнь, инвалидность, утрата родственников). Отделением срочного социального обслуживания, в составе которого трудятся три человека, в течение года обслужено 3832 человека, в т.ч. 700 человек получили талоны на бесплатное питание в столовую Фонда социальной поддержки населения «Милосердие».[127]

При отделении срочной помощи с 2000 года действует пункт проката средств передвижения, имеющий в своем распоряжении 9 инвалидных кресло-колясок. Согласно Положению о пункте проката средств передвижения этот вид услуг предоставляется на основании договора, заключаемого между Центром и гражданином или его законным представителем, на прокат средств передвижения бесплатно или на условиях оплаты.

Кроме того, при отделении открыт пункт приема, обмена и комиссионной продажи одежды, работниками которого ведется сбор вещей от населения.

В 2000 году на ст. Ружино на первом этаже жилого дома открыт филиал Центра. Его основная цель приблизить социальные услуги населению. Одним из направлений деятельности является консультирование по вопросам социального обслуживания. С этой целью при филиале открыта общественная приемная, где каждую среду специалисты управления социальной защиты населения ведут прием граждан по вопросам социальной защиты населения и пенсионного обслуживания. Кроме того, на базе филиала предоставляются социально-бытовые услуги по ремонту и пошиву одежды, мелкому и среднему ремонту обуви, парикмахерские услуги, действует стол заказов для обеспечения пенсионеров продуктами питания по оптовым ценам.

Кроме того, названный филиал выполняет роль культурно-досугового центра. При нем создан Клуб по интересам. В рамках деятельности клуба проводятся выставки изделий народного творчества, конкурсы самодеятельных артистов. Работает «Клуб добрых встреч», участники которого организуют и проводят мероприятия, посвященные памятным датам, с участием людей с интересной, необычной судьбой, проживающих в городе и районе.[128]

Приоритетность предоставления услуг лицам преклонного возраста. В Законе Республики Коми «О социальном обслуживании населения в Республики Коми» к несовершеннолетним пользующимся правом приоритетности предоставления социальных услуг, добавляется приоритетность предоставления социальных услуг лицам преклонного возраста. Это связано с существующей демографической ситуацией – старением нации. В Республике Коми даже действует закон «О социальном обслуживании лиц преклонного возраста.

Принцип равных возможностей. Этот принцип указывает на законность обеспечения всех граждан Российской Федерации и право предоставления им социальных услуг.

Ответственности органов государственной власти, социальных служб и их должностных лиц за несоблюдение государственных стандартов и республиканских нормативов социального обслуживания. Принцип введен, совершено справедливо т.к. некоторые чиновники не соблюдают нормы прописанные в законах и подзаконных актах.

Рассмотрев, принципы социального обслуживания можно придти к выводу, что надо отработать механизмы контроля, регулирующие соблюдение этих принципов работниками социальных служб.[129]

Вышеизложенные принципы указывают на то, как должны работать социальные службы. Все принципы должны работать и способствовать развитию социальных служб на всей территории Российской Федерации.

Итак, деятельность социальных служб основывается на принципах: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность; преемственность всех форм социального обслуживания; приоритетность предоставления услуг лицам преклонного возраста; равных возможностей; ответственности органов государственной власти, социальных служб и их должностных лиц за несоблюдение государственных стандартов и республиканских нормативов социального обслуживания.

 

2.3 Монетизация льгот: достоинства и недостатки

Замена натуральной формы предоставления социальных льгот денежными выплатами (монетизация льгот) находится в центре внимания специалистов, ученых и широкой общественности. При этом, высказываемые оценки носят диаметрально противоположный характер: одни рассматривают такую замену как вполне логичную в контексте развития рыночных отношений, другие - как закамуфлированный обман населения.[130] Проблема действительно сложная. Во-первых, она имеет значительную социальную составляющую, поскольку затрагивает более чем 40 млн. человек. Во-вторых, налицо политическая составляющая, так как вопрос замены является предметом поддержки или критики со стороны разных движений и партий, стремящихся использовать возникшую коллизию в своих интересах. Наконец, немаловажную роль играет экономическая составляющая - выполнение социальных обязательств государства напрямую зависит от его финансовых возможностей

Различия позиций сторонников и противников реформы обусловливаются разными подходами к рассмотрению проблемы: первые руководствуются экономическими соображениями, вторые акцентируют тему социальной справедливости. Слабость позиции сторонников, как нам представляется, связана с чрезмерным вниманием к бюджетным аспектам проблемы, что лишь укрепляет позиции противников реформы.

Монетизация льгот - это компенсация их денежными выплатами. Мотив: государственный и региональные бюджеты, а также отрасли (предприятия), предоставляющие льготные блага, несут большие потери; часть льгот не получают те, кому они предназначены (материальное содержание разворовывается); рыночная экономика должна строиться исключительно на отношениях купли-продажи — никаких натуральных предоставлений.

Приведенные аргументы могут быть приняты лишь отчасти; во всяком случае, они не являются обоснованием монетизации льгот в сегодняшних условиях.

Недавно Госдума наконец приняла закон о льготных выплатах. Более 1000 поправок были внесены депутатами, долго шли дискуссии о всех минусах и плюсах предстоящей реформы, но 3 августа при 226 необходимых для принятия закона голосах документ поддержали 309 депутатов, против -118, воздержались трое.

Печально известный закон № 122 о монетизации льгот вступил в действие с 1 января 2005 года.[131] И сразу же по окончании рождественских каникул, "попавшие на деньги" пенсионеры и иные льготники начали протестовать против замены натуральных льгот (например, бесплатных рецептов) денежными выплатами. Основной болевой точкой закона стала отмена в большинстве регионов бесплатного проезда для пенсионеров.

Чтобы понять, почему события пошли не по заданному сценарию, обратим внимание на следующие моменты:

численность имеющих право на получение социальных льгот и количество самих льгот не совпадают, так как часть населения получает две и более «льготных единиц». С другой стороны, из 44 млн. граждан, обладающих таким правом, реально им пользуются лишь 35 млн., в то время как примерно пятая их часть не может этого сделать, поскольку у нее отсутствует доступ к соответствующим товарам и услугам, (льготы на транспортные услуги есть, а транспорта в месте проживания льготника - нет);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.