рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Камеральные налоговые проверки

В тоже время Д.Г. Черник и Л.П. Павлова базируются на том, что «для выявления нарушений в налоговой сфере при проведении камеральной налоговой проверки существует определенная методика. Базируясь на достижение различных наук, на наш взгляд, следует говорить о многоуровневой системе методов выявления нарушения в налоговой сфере при проведения камеральных налоговых проверок, которая включает в себя две группы:

- общенаучный метод - анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение, логический метод, моделирование, статистические методы;

- специальные методы, применение которых характерно для данного вида деятельности - экономико-правовой и экономический анализ, исследования документов, построение аналитических таблиц, детализация»[16].

Не основываясь на всем многообразии методов, В. И. Карпов выделяет три основных метода – «это негласный метод, метод поиска несоответствия в накопленной информации о деятельности хозяйствующего субъекта, логически-дедуктивный метод», сущность которых состоит в следующем:

«1.Негласный метод.

В этом случае информация о подготавливаемом или совершенном нарушение поступает в результате оперативно-розыскной деятельности компетентных органов. В случае достоверности она может и должна быть причиной проведения различных мероприятий, прежде всего выездной налоговой проверки. При надлежащем процессуальном оформлении она может являться основанием расследования.

2. Метод поиска несоответствия в накопленной информации о деятельности хозяйствующего субъекта.

Данный метод основывается на сравнении информации о деятельности хозяйствующего субъекта, полученной из различных источников, в том числе и от него самого. Очевидно, что если налогоплательщик показывает снижение объемов производства, а налоговый орган располагает данными о росте потребления электроэнергии, воды и других ресурсов, то это должно быть причиной повышенного к нему внимания.

Другим аспектом данного метода является поиск несоответствия в налоговой и бухгалтерской отчетности на основе контрольных соотношений. Сущность заключается в том, что для расчетов разных налогов используют одни и те же показатели или их составные части, которые в явном или скрытом виде содержатся в разных формах бухгалтерской или налоговой отчетности. Например, для НДС и налога на прибыль основой является выручка, для единого социального налога и налога на доходы физических лиц - размер фонда оплаты труда и т.п. Несоответствие одноименных величин или их производных в различных налоговых декларациях, бухгалтерской и другой отчетности должны дать повод для проверки этих отклонений.

Данный метод в настоящее время все шире находит применение в практике налоговых органов при камеральной проверке отчетности налогоплательщиков, налоговых агентов и других лиц.

3. Логически-дедуктивный метод.

Наиболее общий метод выявления нарушений в налоговой сфере, суть которого заключается в следующем. Если организации находятся в одинаковых экономических и информационных условиях, а бухгалтера применяют одни и те же методы и приемы начисления, то целесообразно сформировать модель налогоплательщика. Резкие отклонения параметров анализируемого предприятия от «усредненного варианта» (эталонной структуры и размеров налоговых платежей) могут и должны давать повод для проведения этих отклонений.

Данный метод позволяет выявить отрицательное поведения отдельных налогоплательщиков без указания на конкретику подобного поведения. Для уточнения результатов необходимо пользоваться методами первой и третьей группы»[17].

В свою очередь, Романовский М.В. и Врублевская О. В. к группе основных методов также относят «финансово-аналитический метод, сущность которого заключается в выявлении нарушений в налоговой сфере через исследование динамики определенных финансовых потоков, дополненных изучением информации от других органов, прежде всего осуществляющих регистрацию сделок с недвижимым имуществом и автотранспортом, долей участия учредителей и акционеров и участия в других организациях, движения денежных средств по счетам.

Сигналом для повышения внимания к конкретному хозяйственному субъекту может быть:

- значительные отличия ожидаемых и фактических объектов налоговых платежей налогоплательщика, существенные несоответствия в накопленной информации;

- тенденция в поведении показателей предприятия, указанных на определенные «махинации» при осуществлении хозяйственной деятельности;

- резкие изменения показателей, приводящие к существенному отличию показателей налогоплательщика от средних по сегменту, или выход их значений за границы нормального диапазона, указывающие на ухудшение финансового состояния налогоплательщика.

Формально логический дедуктивный и финансово-аналитический методы можно описать следующим образом:

-обнаружение аномального поведения с помощью аппарата математической статистики - типичные действия, описанные в шаблоне, отклонения от которого и признаются аномалией требующей вмешательства соответствующих органов (субъектов);

- обнаружение нарушения, основное на сигнатурах, последовательных действиях, характеризующих нарушения»[18].

Подобные подходы широко используются в сфере информационных технологий при построении систем информационной базы, что делает занимательным использование достижений в этой области для повышения эффективности камерального налогового контроля.

Несомненно, наибольшей эффект возможен при совместном использовании всех четырех групп методов, их последовательности и сочетания. Результаты могут предоставить дальнейшее действия по восстановлению нарушенных интересов государства и наказанию виновных лиц[19].

Для достижения максимальной эффективности и результативности камерального контроля Федеральная налоговая служба России издает обязательные для внутреннего применения документы (приказы, инструкции, методические рекомендации, регламенты и др.), а также заключаются межведомственные соглашения о порядке взаимодействия и обмене информации.

Далее отдельно хотелось бы остановиться на следующем. При проведении камеральных налоговых проверок рекомендуется уделять повышенное внимание двум категориям хозяйствующих субъектов:

1. Крупнейшим налогоплательщикам, которые обеспечивают основную часть налоговых поступлений. Их целесообразно проверять таким образом, чтобы с учетом ограничений статей 87 и 88 Налогового кодекса Российской Федерации не допустить периодов, не подлежащих проверке. Внимание к данной категории в большей степени обусловлено их фискальной значимостью, а не целенаправленным поиском нарушения.

2. Налогоплательщика,        прошлые проверки, которых обеспечили наибольшие доначисления.

На взгляд автора проверка вышеуказанных групп налогоплательщиков в меньшей степени связано с выявлением нарушений в налоговой сфере, а, прежде всего, реализует функцию контроля. Проверки первых преследуют фискальные цели (как тот или иной особой значимый для бюджета налогоплательщик исполняет свои налоговые обязательства). При проверках вторых выявляются, имеют ли место нарушения, аналогичные выявленных ранее. Немаловажным в этих случаях является и профилактический эффект[20].

Следует согласиться с мнением Куликина С. В.: «основным недостатком, затрудняющим эффективное использование и развитие существующей стратегии налоговых проверок, является, по-видимому, осуществление налогового контроля по материалам «белой» бухгалтерии, представляемой налогоплательщиком в виде отчетности в налоговые инспекции. Наличие большого количества методик анализа деклараций, не позволяет учесть специфические особенности российской действительности, не способствует результативности камеральных налоговых проверок и не облегчает работу инспектора при камеральной налоговой проверке, так как самый тщательный анализ «белой» бухгалтерии в большинстве случаев приводит к результату, не сопоставимой с величиной реального объекта налогообложения при всех возможных корректировках последнего»[21].

Основными этапами камеральной проверки являются:

- проверка правильности исчисления налоговой базы и суммы налогов, исчисленных и уплаченных в бюджет;

- проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации, путем сопоставления показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;

- проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;

- проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству.

На этапе проверки правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:

- проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;

- проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями налоговой отчетности предыдущего отчетного (налогового) периода;

- взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;

- оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников;

- анализ соответствия уровня и динамики показателей налоговой отчетности, отражающих объемы производства и реализации товаров (работ, услуг), с уровнем и динамикой показателей объемов потребления налогоплательщиком энергетических (электро-теплоэнергии), водных, сырьевых и иных материальных ресурсов[22].

«Конкретные формы и методы», уточняет Лермонтов Ю.М., «камеральной налоговой проверки определяются налоговыми органами самостоятельно, исходя из:

- наиболее часто встречающихся нарушений налогового законодательства;

- возможности обеспечения автоматизированной обработки информации;

- опыта сотрудника осуществляющего камеральную налоговую проверку»[23].

С учетом изложенного на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что при проведении камерального контроля можно выделить четыре основных метода – это 1) негласный метод; 2)метод поиска несоответствия в накопленной информации о деятельности хозяйствующего субъекта; 3) логически-дедуктивный метод; 4) финансово-аналитический метод.

Конкретные методы камеральной налоговой проверки определяются налоговыми органами самостоятельно.

1.3 Порядок и сроки проведения камеральных налоговых проверок

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Указанные документы представляются организациями - налогоплательщиками, налоговыми агентами в налоговые органы по месту учета и в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. При этом согласно ст.80 НК РФ налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.[24] Черник уточняет, что «налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. Налоговым кодексом установлена и ответственность налогоплательщика (налогового агента) за непредставление налоговой декларации. Так, согласно ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей. Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня. Данное нарушение влечет и наложение штрафа в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда на должностных лиц организации (ст. 15.5 Кодекса об административных налоговых правонарушениях Российской Федерации). При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки»[25].

Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом МНС РФ от 2 апреля 2002 г. № БГ-3-32/169, а Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи - Приказом МНС РФ от 10 декабря 2002 г. № БГ-3-32/705@[26].

Как уже было сказано в предыдущем параграфе, камеральная проверка проводится на основе представленной налогоплательщиком отчетности и других документов, служащих основанием исчисления и уплаты налогов.

Налоговая проверка начинается в момент фактического получения представляемой налогоплательщиком отчетности представителем налоговой инспекции.

Таким образом, для назначения камеральной налоговой проверки не требуется никакого специального решения руководителя налогового органа, а начаться она может по инициативе рядового сотрудника налогового органа только после того, как налогоплательщиком будут представлены налоговые декларации (расчеты) и необходимые документы, что является обязательным условием ее проведения. Такой вывод подтверждается Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.04.2006 N А19-22256/05-11[27].

Дата, с которой идет отсчет времени, в течение которого налоговый инспектор может провести камеральную налоговую проверку, зависит от способа представления декларации. Так, если налогоплательщик представляет декларации непосредственно в инспекцию, то дата получения фиксируется штампом входящей документации инспекции. Если же декларации направляются по почте, то днем их представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения (п. 2 ст. 80 НК РФ)[28].

Буквальное толкование положений Налогового кодекса Российской Федерации не позволяют нам сделать вывод, что камеральная проверка осуществляется с момента поступления налоговой отчетности в налоговую инспекцию. Второй абзац статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации содержит недвусмысленную по содержанию фразу: «Камеральная проверка проводится, в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога». Анализ данного положения в системной связи с содержащейся в последнем абзаце статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации нормы, в соответствии с которой «течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало», что позволяет сделать только один единственный вывод: - камеральная проверка может начаться только на следующий день после представления налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов[29].

Как показал анализ положений Регламента проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформления и реализации их результатов, (далее Регламент), посвященных процедуре проведения камеральных проверок. В соответствии с его подпунктом 2.7 «не позднее следующего рабочего дня с момента принятия налоговая отчетность подлежит регистрации лицами, осуществляющими ее принятие, и передается в отделы, ответственные за проведение камеральных налоговых проверок».

В подпункте 2.1 Регламента, устанавливается ограничение, согласно которому «при наличии возможности функции проведения камеральных проверок налоговой отчетности возлагаются на лица, которые не осуществляли принятие налоговой отчетности в данном отчетном периоде». Анализ данных положений позволяет сделать вывод, что и в анализируемом документе налоговые органы связывают начало срока проведения камеральной налоговой проверки не с моментом принятия отчетности, а именно со следующим рабочим днем. Как мы уже отмечали, данное положение полностью согласуется с нормами законодательства о налогах и сборах и не может быть нами оспорено[30].

В соответствии с подпунктом 2.4 Регламента «на стадии принятия налоговой отчетности все представленные в ее составе документы подвергаются визуальному контролю на предмет соответствия следующим требованиям:

-        полнота представления налоговой отчетности: на данной стадии работник налогового органа устанавливает физическое наличие всех документов отчетности, установленных законодательными и иными правовыми нормативными актами для соответствующей категории налогоплательщиков;

- наличие полного наименования (ФИО) налогоплательщика, идентификационного номера налогоплательщика периода, за который составлена отчетность, подписи налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера организации-налогоплательщика), а также полнота заполнения иных предусмотренных в формах отчетности реквизитов. В случае отсутствия оснований для заполнения какого-либо реквизита в соответствующей строке (графе) бланка налоговой отчетности должен быть поставлен прочерк либо на этом бланке должна быть сделана запись об отсутствии оснований для заполнения данных строк (граф), заверенная подписью налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера организации-налогоплательщика);

-        четкое заполнение реквизитов форм отчетности: отсутствие символов, не поддающихся однозначному прочтению, не оговоренных в установленном порядке исправлений, записей карандашом и т. п.

В соответствии со вторым пунктом статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговому органу запрещается отказывать в принятии налоговых деклараций[31].

Итак, налоговая и бухгалтерская отчетность сдана налогоплательщиками и передана должностному лицу налогового органа, правомочному проводить камеральную налоговую проверку. Налоговый инспектор, занимающийся непосредственной камеральной проверкой, в процессе проверки должен выявить в первую очередь, своевременность представления отчетности. Интересным представляется то обстоятельство, что данный вопрос в соответствии с Регламентом проведения камеральных проверок не является предметом рассмотрения на стадии приемки документов. Как мы отмечали ранее, в подпункте 2.4 данного документа вопросы, которые проверяются на данной стадии, то о контроле своевременности сдачи отчетности в нем нет ни слова. Мы уже описывали момент начала проведения камеральной налоговой проверки и пришли к выводу, что в соответствии с законодательством о налогах и сборах, последняя начинается на следующий день после представления отчетности налогоплательщиком[32].

В соответствии подпунктом «в» пункта 3.2 Регламента своевременность представления налоговой отчетности является вопросом камеральной налоговой проверки», отмечает Лыкова В. А. «Показательным является Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23.08.01 № А55-2919/01-23. При разрешении дела о налоговом правонарушении, выразившемся в несвоевременном представлении налоговой отчетности (п. 1 ст. 126 НК РФ), суд указал, что «дата поступления документа в налоговый орган еще не означает, что эта дата является днем обнаружения правонарушения, поскольку принять документы могут технические работники, в чью компетенцию выявление налоговых правонарушений не входит».

Сравнительный анализ подпункта 2.4 Регламента, посвященного процедуре принятия отчетности и подпункта 3.2 Регламента, посвященного самой камеральной проверке, показывает, что некоторые вопросы включены как в первый подпункт, так и во второй. Это можно сказать, в частности, о вопросе проверки полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности. Если мы вспомним о полном запрете на отказ в принятии отчетности, то причина такого "несоответствия" окажется, что называется, на поверхности. Выполнение данного требования в процессе приемки отчетности в отличие от нее же при осуществлении непосредственно камеральной проверки несет совершенно другую функцию, решает совершенно другую задачу. В соответствии с Регламентом данный вопрос решается исключительно в информативных целях, то есть содержит задачу информирования налогоплательщика об имеющихся нарушениях, не более. Это же можно сказать и о других моментах, которые одновременно стоят в перечне вопросов, решаемых как при принятии отчетности, так и при проведении камеральной проверки»[33].

 Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы должны быть представлены в виде заверенных должным образом копий.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Если же налогоплательщик (налоговый агент) отказывается предоставить имеющиеся документы по запросу налогового органа, иначе уклоняется от предоставления таких документов либо предоставляет документы с заведомо недостоверными сведениями, штраф составит пять тысяч рублей.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Таким образом, представление документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет), является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ) не обязывал составлять акты камеральных налоговых проверок, но и не запрещал этого.[34]

«Отказ налогоплательщика», уточняет Григорьев А. Г., «от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет взыскание штрафа, а также может повлечь за собой назначение в отношении данного лица выездной налоговой проверки»[35].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.