рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Московская Государственная академическая филармония: проблемы формирования творческого состава в период 1993-2008 гг.

Важным событием для Филармонии было открытие в октябре 1940 года Концертного зала, которому присвоено имя П.И.Чайковского.

В годы войны Филармония не прекращала концертной деятельности, особенно много было дано шефских концертов для призывников (свыше 500 концертов). После Великой Отечественной войны прошел Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей, страна узнала имена Святослава Рихтера, Мстислава Ростроповича, Виктора Мержанова, Юлиана Ситковецкого.

В послевоенные годы Филармония провела ряд концертов, посвященных 75-летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова.

В 1950-е годы, после 1-го Международного конкурса им. П.И. Чайковского приезжают на гастроли известные зарубежные музыканты, дирижеры Леопольд Стоковский, Курт Мазур, Юджин Орманди, Леонард Бернстайн, Игорь Маркевич, виолончелист Пабло Казальс, пианист Гленн Гульд.

На начало 1960-х годов приходятся памятные гастроли Игоря Стравинского, Концертного оркестра Венской филармонии под управлением Герберта фон Караяна, Камерного оркестра (дирижер Роберт Шоу). В эти же годы, впервые симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Евгения Светланова гастролирует в США, а с ответным визитом приезжает Кливлендский симфонический оркестр под управлением Джорджа Сэлла и Джульярдский квартет. Расширяется концертная деятельность новых исполнителей на филармонической афише. Это – Николай Петров, Виктор Ересько, Владимир Крайнев, Виктор Третьяков, Виктория Постникова, Владимир Спиваков, Олег Каган.

В 1970-80 годы в Филармонию и другие города на гастроли приезжают крупнейшие музыканты мира и ведущие симфонические коллективы. В это же время Филармония отмечает 50-летний юбилей, проводит цикл концертов, приуроченных к этой дате. «Все лучшее, чем располагает ведущая концертная организация страны, предстало в этом цикле. Лучшие коллективы – симфонические оркестры, хоры, камерные ансамбли, прославленные солисты – в своем лучшем репертуаре. Каждый вечер музыки был по-своему значителен: подводил ли итог просветительской линии Филармонии, представлял ли блестящего исполнителя, давал ли ослепительный поток смелых, устремленных в будущее интонаций – новой музыки, новаторских интерпретаций».[26]

В рамках объединенного проекта Великобритании и Советского Союза: «Дни английской музыки в Москве» проходят выступления Лондонского симфонического оркестра под управлением Бенджамина Бриттена и солистов Питера Пирса, Джона Лилла, Святослава Рихтера, Мстислава Ростроповича. В 1980 году нашу страну посещает один из выдающихся пианистов мира – Владимир Горовиц, который дает свой легендарный концерт в Большом зале консерватории.

1990-е годы – новая эпоха в Российской истории и в деятельности Филармонии. В начале 1990-х, Филармония еще проводит успешно гастроли Чикагского симфонического оркестра под управлением Георга Шолти, Израильского филармонического оркестра с Зубиным Метой. Еще проходят традиционные фестивали в филармонии: «Русская зима», «Московская осень».

Но экономическая неразбериха положила конец регламентированной жизни концертных организаций. Из-за общей политической и экономической ситуации в стране, бюджетное финансирование в филармонии было сокращено. Из-за кризисного состояния в экономике площадки, стали использоваться не по назначению.[27] В основном работа Филармонии держалась на абонементах, но в это время они были убыточными, постепенно стали сокращаться концерты солистов-исполнителей.

Другой проблемой начала 1990-х годов является массовый отъезд музыкантов за рубеж, сокращаются гастроли по стране. Невостребованность молодых музыкантов давала им повод уезжать из России.

В Филармонию стали приезжать менеджеры из-за границы, которые устраивали прослушивание исполнителям для работы в других странах. В результате нестабильной экономической обстановки в стране многие исполнители стали уезжать в Западные страны.

Филармоническая деятельность до конца 1990-х годов ведется по принципу: «музыка-исполнитель-слушатель». Во главу угла ставится музыка: сочинения современных авторов, признанные классики. Разрабатываются интересные программы, разнообразный репертуар. А исполнитель является единственным связующим звеном между музыкой и зрителем.

С 1990 по 2003 годы филармония держалась за счет проведения концертных сезонов, которые формировались по подготовленным абонементам: в чтецком, детско-юношеском отделах и в концертных залах.

Творческая программа концертной организации и в частности Филармонии выражалась художественной ориентации на классический репертуар, современную музыку, синтез классики и современного репертуара; инновационных и авангардных программ, творческом эксперименте, опера в концертном исполнении; абонементах.

В редакторском отделе на концертный сезон формировали абонементы, а художественные коллективы предлагали свои программы для абонементов.

Формирование репертуара одна из главных задач художественной политики Филармонии. В советский период репертуар Филармонии составлялся фундаментально, под штат организации. Солист обязан был работать в той филармонии, где проживал фактически по паспорту, т.е. существовала территориальная принадлежность. Для людей творческой профессии это не естественно.

На примере Зарубежных стран происходит эволюция концертного дела - люди свободны в своем выборе реализации творческих задач.

Во многих странах руководители самостоятельно формируют репертуарное предложение (под зал).

Поэтому, у них концертные сезоны планируются на 5 лет вперед и в соответствии заключают договоры с артистами и художественными коллективами на цикл программ или на отдельно взятый концерт, не содержа в штате ни одного артиста. И это является нормой. Проблема формирования творческого состава не стоит, так как он отсутствует по определению. Для них Филармония – это зал и оркестр, который является самостоятельной организацией, сдающей этот зал в аренду на постоянной основе.

В нашей стране исторически сложилось так, что филармонии, начиная, с 50-х годов XX века совмещали в себе деятельность агентств, организаторов концертов, руководство художественными коллективами филармонических и эстрадных жанров. Поэтому, формирование творческого состава исходит из объективных традиций Московской филармонии. И хотя с 1993 года страна изменилась, Филармония, по сути, осталась прежней.

Произошел кризис в реализации творческих сил, так как Филармония не задумывалась о создании наилучших условий для своих исполнителей, как это было принято в других странах.

Сократилось число мероприятий МГАФ как на собственной площадке, так и на выездах и гастролях.

Абонементная система – основа концертного сезона. И, как правило, штатный творческий состав всегда участвовал в абонементных концертах.

·  циклы концертов, объединенные художественной идеей, жанровым, историческим, тематическим и исполнительским принципом, дают возможность последовательно выстраивать репертуарную политику, проводить целенаправленную просветительскую работу, сохранять слушателей на концертах

·  абонементная система выполняет и важную социальную роль, предоставляя слушателям ценовые льготы и делая абонементные концерты доступными даже социально незащищенным слоям общества.

Приводим пример абонементных концертов, которые проходили в залах Москвы в 90-е годы.[28]

«Филармония не думала о том, что надо создать артистам лучшие условия по сравнению с другими организациями, а уж тем более – с другими странами, чтобы они согласились выступать именно здесь».[29]

Основой филармонического репертуарного предложения становится абонементная система.

В основе организационно – творческой деятельности Филармонии лежит практика подготовки абонементного сезона и система абонементов. Абонементная система во многих филармониях – основа концертного сезона. Это циклы концертов, объединенные художественной идеей, жанровым, историческим, тематическим или исполнительским принципом, дают возможность последовательно выстраивать репертуарную политику, проводить целенаправленную просветительскую работу, сохранять слушательскую аудиторию. Абонементная система дает огромные преимущества зрителю: он знает весь репертуар на год, может купить один абонемент и ходить на интересующие его концерты весь год, сохраняя при этом время и деньги. Система абонементов выполняет и важную социальную роль, предоставляя слушателям ценовые льготы и делая абонементные концерты доступными даже социально незащищенным слоям общества. Покупка абонементов – самый простой способ сэкономить деньги при посещении концертных залов. Зрители считают, что это дешевле, чем сумма цен билетов, купленных перед началом концерта, походы в кассу не нужны. В цене абонемента заложена скидка от 25 до 50 процентов планируемых цен на билеты. Также большинство абонементных концертов сопровождаются комментариями музыковеда. Это помогает слушателю, пришедшему впервые, не только послушать музыку, но расширить свой познавательный кругозор.

Абонемент помогает планировать свое время. У одних так плотно загружены дни, что они не могут пойти на концерт внезапно, по настроению. Другие – просто привыкли приходить к началу концерта и покупать билет. Абонементодержатели получают право посетить 4 –5 определенных концертов Указанная в абонементах последовательность концертов не является обязательной. В отдельных случаях программы могут быть изменены по причинам (другой дирижер, новые солисты и т.п.), не зависящим от Филармонии. Пропущенные абонементные концерты, компенсируются другими абонементными концертами при наличии свободных мест.

Дирекция Филармонии проводила абонементные концерты симфонических оркестров, как со штатными артистами, так и с приглашенными коллективами из России во многих концертных залах Москвы, тем самым, пытаясь в 1990-е годы расширить географию выступления разными коллективами, а не только своими штатными исполнителями.

Как видно из таблицы, количество абонементных концертов практически оставалось почти стабильным по сезонам. Анализируя участие коллективов в концертах (БЗК) за период с1992 по 1997 годы, мы видим, что количество их увеличилось. Но как правило, они были убыточными.[30]

В концертном зале им. П.И Чайковского количество концертов при увеличении участия коллективов к 1997 году сократилось.[31]

Автор предлагает схему построения «Организационно-творческой структуры Московской Филармонии до 2003 года»[32]

Творческую политику филармонии всегда определял Художественный Совет. В советское время он исполнял идеологические функции. Затем в музыкальной жизни России наступил сложный период.

«В 1990-е г.г., когда в России отсутствовала какая-либо государственная политика по отношению к концертному делу, коммерческие коллективы, действовавшие вне государственной сети, неизбежно начали побеждать в конкурентной борьбе с государственными учреждениями, перетягивая на свою сторону зрителей, а вместе с ними и финансы. Наряду с различными государственными структурами активный интерес к концертной деятельности как к одной из областей рынка, в которой при слабом учете вращаются значительные наличные средства, проявили специализированные и неспециализированные коммерческие фирмы. Для них шоу-бизнес оказался доходной статьей, своеобразной формой гигантского обогащения. Эта категория субъектов концертной деятельности, по мнению директоров концертных организаций, составляет сегодня наиболее существенную конкуренцию государственной сети, поскольку имеет возможность уводить часть своих доходов за пределы действующей системы налогообложения»[33]

С начала перестройки вплоть до 2003 года Филармония считалась «неживой» организацией. Причиной этому явилось либо неумение или нежелание выстраивать взаимоотношения со зрителем, особенно в тяжелое для страны время. Филармония требовала серьезной внутренней реконструкции, пересмотра всего механизма управления организацией и системы взаимодействия с публикой.

Снижение финансирования Филармонии повлияли на взаимоотношения со слушателем. С одной стороны была обретена идеологическая свобода, а с другой – повлекло ухудшение материальной базы. Филармония не могла позволить приглашать оркестр не только из зарубежья, но даже из России, так не было средств на проезд. Реально на концерты в Москве могли рассчитывать только те коллективы, у которых имелся спонсор. Из-за отсутствия средств произошел сильный отток зрителей. Многие профессионалы из музыкальной сферы считали, что Московская филармония до ХХ1 века занималась благотворительностью, к примеру эту идею полностью поддерживает Е.В. Дуков: «До сих пор очень часто слышен мотив – как бы нам удешевить билеты? Но это странно и неправильно, что филармония пытается взять на себя лишние заботы. Билет в консерваторию должен стоить дорого».[34]

Любая концертная деятельность, как составная часть культурной жизни, имеет специфику и многообразие форм и видов общения исполнителей со слушателями. Концертная деятельность зависит от жанрового многообразия произведений, количества участников концерта, степени популярности артистов, а также от вместимости концертной площадки.

Начиная с 1993 года, менялась экономика в стране, что, несомненно, воздействовало на все отрасли, в том числе и на культурную жизнь. Филармония начала применять новые методы планирования. Если обратиться к истории, то можно отметить, что с середины XX века сформировалась и утвердилась система централизованного управления. Осуществлялся идеологический диктат и железная регламентация творчески – производственной и финансово – хозяйственной деятельности организаций культуры партийно – государственным аппаратом. С середины 60-х до конца 80-х годов XX века происходит постепенно усиления роли экономических инструментов управления.

В 1968 году появляется «Положение о социалистическом государственном театрально-зрелищном предприятии (ТЗП). Специфика «положения» распространялась и на концертные организации.

Концертная организация являлась государственным творческим предприятием, осуществлявшим свою деятельность на основе хозяйственного расчета. Деятельность театрально – зрелищного предприятия строилась на сочетании централизованного руководства с творческой и хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятия.

Концертная деятельность в стране осуществлялась городскими, областными, краевыми, республиканскими филармониями, концертными объединениями в городах и республиках, а также музыкальными, танцевальными коллективами, входивших в состав концертных организаций либо являвшихся самостоятельными организациями.

Вся гастрольно – концертная деятельность в 1980 – 1989 гг., проводилась основе утвержденных планов, являвшихся обязательными для исполнения. Она подразделялась на Всесоюзную (гастроли коллективов и исполнителей Союзного подчинения и межреспубликанский обмен), республиканскую, областную, краевую и, соответственно, планировалась Министерством культуры СССР, министерствами культуры союзных и автономных республик и областными (краевыми) органами культуры. Для координации гастрольно – концертной деятельности в стране было создано Всесоюзное гастрольно – концертное объединение «Союзконцерт».

К началу 1990–х годов встает вопрос о качественно новых организаторах концертной жизни – менеджерах, продюсерах, которые грамотно бы вели процесс всей организации концертного дела.В книге Нойберта Лебрехта «Кто убил классическую музыку?», автор размышляет: «Джадсон был наделен даром предвидения. Почувствовав веяние времени, он первым создал объединение менеджеров, взявшее под свой контроль всю страну. Главным результатом этого объединения сил стало концертное сообщество»[35]

Структура концертных организаций устанавливалась вышестоящим по подчиненности органом культуры в зависимости от объема и характера деятельности, жанра (для коллектива) и других конкретных условий работы.

Концертная организация, будучи одновременно творческой и производственной организацией, строила свою работу на основе плана художественных мероприятий.

План художественных мероприятий составлялся концертной организацией на предстоящий год и согласовывался с вышестоящим органом культуры до начала работы по разработке проекта производственно – финансового плана.

Плановые показатели охватывали практически всю творческую и производственную деятельность и включали:

·  посещаемость (количество зрителей, посетителей);

·  план по финансовым результатам (доходы и расходы);

·  величину дотаций или отчислений от прибыли в бюджет;

·  прирост фонда заработной платы.

Кроме того, в этих организациях создавались фонды экономического стимулирования, такие, как фонд премирования, величина которого зависела от перевыполненного плана или экономии государственной дотации. Размеры таких фондов также планировались и зависели от тех же показателей.

Организациям культуры предоставлялась некоторая экономическая свобода, при этом они приравнивались к предприятиям. Во главу угла ставился рост количественных показателей деятельности.

Попытка перехода к экономическим методам управления была осуществлена в конце 1980-х – начале 1990-х годов XX века. И, как результат, в 1989 году происходит переход организаций культуры на новые условия хозяйствования. Появляется «Положение о переводе концертных организаций страны на новые условия хозяйствования»,[36] которое гласило, что главной формой планирования и организации деятельности является пятилетний план экономического и социального развития с распределением по годам, разрабатываемый и утверждаемый организацией самостоятельно. В качестве основы для формирования плана концертная организация использовала полученные от вышестоящего органа управления культурой исходные данные планирования, которые являлись лишь ориентирами при составлении пятилетних и годовых планов:

·  Контрольные цифры

·  Государственные заказы

·  Долговременные экономические нормативы

·  Лимиты

Главными результатами экономических экспериментов 80-х годов стали:

отказ от директивной регламентации хозяйственной деятельности и репертуарной политики; расширение прав и самостоятельности учреждений культуры в определении основных параметров хозяйственной и творческой деятельности; переход на рыночные формы ценообразования, организации и оплаты труда; материальное стимулирование в зависимости от результатов; расширение сферы коммерческой деятельности; введение принципов договорных отношений с вышестоящими организациями, поставщиками, смежными организациями адекватно отвечают ее действия потребностям рыночной экономики. Вовремя и правильно ответить на эти вопросы и есть главная задача организации и, в то же время гарантия их преуспевания, и в этом процессе большое значение имеет одна из основных функций управления – планирование.

В 1990-е годы система планирования только разрабатывалась. Не было стабильности в экономике, что отразилось на работе творческого состава филармонии. А именно: многие исполнители-музыканты уходили из филармонии из-за невозможности реализации профессионального потенциала.

Экономическая неразбериха 90-х годов положила конец упорядоченной, регламентированной жизни филармоний. Непрофильное использование залов – был единственный путь к спасению: крупные площадки использовались под «коммерческие мероприятия», а собственно филармоническая деятельность оказалась на периферии. Ситуация с гастролями тоже была критической, так как в это время ни о каком межрегиональном обмене речь не шла. И только раз или два раза в год приезжал в регион столичный оркестр, на него тратили весь бюджет, рассчитанный на год. Но именно из-за дефицита гастролей в 90-е годы начали набирать силу собственные филармонические коллективы. Российским филармониям, впервые столкнувшимся с экономическими проблемами, надо было учиться самостоятельной жизни в новых условиях.

В момент адаптации к новым экономическим условиям Россия не могла предложить зарубежным знаменитостям ни выступлений в престижных залах, ни высоких гонораров. Гастрольная жизнь не исчезла полностью, она стала бессистемной, нерегулярной и разорительной.

Ставки артистов, цены на билеты и репертуарные планы утверждало Министерство культуры. Залы были практически бесплатные. Они и не должны были поддерживать экономику филармонических коллективов, это была задача государства. Никакой рекламы не было, и в ней не было необходимости, потому что никакой конкуренции в этой сфере не существовало. Очень большое внимание уделялось исполнителю, “художнику”, а публика, несмотря на все декларации, оказывалась последней инстанцией, на которую стоило ориентироваться. Связано такое невнимание к потребителю было с тем, что в отрегулированной системе филармонической деятельности экономика почти никак не пересекалась с концертным делом. Все заботы брало на себя государство. Низкие цены на билеты, несомненно, способствовали росту посещаемости. Из-за дешевизны билетов филармоническая работа оказывалась благотворительной, а широчайший репертуарный и функциональный разброс практически лишили Филармонию «Брэнда» — самобытного и четко определенного названия.

Филармонии необходимо было взять на себя определение функций, обязанностей и прав, подразделений организации и изменения штатного расписания по определению должностных лиц и иных сотрудников. Организационная структура управления в концертных организациях зачастую существует практически в том виде, в котором она сложилась исторически и строится, в первую очередь, в зависимости от специализации концертных организаций.

Рассмотрим, как поменялась организационная структура Московской филармонии, и как это сказалось на планировании деятельности за последние тридцать лет. Схему организационной структуры можно восстановить по штатному расписанию. Самое древнее, которое удалось найти, относится к 1979 году. В 1979 году во главе Филармонии был художественный руководитель, который, совместно с художественным отделом и коллегией, в которую, в основном входили государственные служащие из Министерства культуры, формировал художественную концепцию и план деятельности Филармонии. Данный план распределялся между дирекциями стационарных залов, основными из которых и по сей день, являются – Большой и Малый залы консерватории, концертный зал имени П.И. Чайковского, Рахманиновский зал Консерватории, зал училища им. Гнесиных, и многие другие камерные залы домов культуры, музеев и подмосковных усадеб. Наравне с этим, существовало Концертное Объединение, в функции которого входило, в основном, гастрольная и просветительская деятельность. В состав КО входил отдел по работе среди детей и юношества, чтецкий, лекторийный, гастрольный отделы и музей Филармонии. В так называемые отделы «обеспечения» входили редакционно – издательский – нынешний рекламно – издательский, нотная библиотека, бухгалтерия, плановый, билетно – заготовительный отделы и хозяйственная служба. Исполнением художественного задания занимались администраторы залов, которые имели свой небольшой штат сотрудников. К концу 1990-х годов значение рекламно – издательского отдела изменилось, функции остались прежними, но объём, качество и задачи, поставленные перед ним, стали значительнее. С 1995 года начал функционировать юридический отдел.

Автор предполагает, что из всего проанализированного по трудному (в экономическом плане) времени можно сделать вывод:

- новые условия хозяйствования позволили государственным концертным организациям в значительной степени подготовиться и вступить в рыночные реформы начала 90-х годов менее болезненно, нежели это произошло в других сферах;

- при переходе государства к рыночной экономической модели концертные организации получили полную экономическую и творческую свободу в планировании своей деятельности;

- тем не менее, при переходе на новую экономическую систему не были учтены новые методы для сохранения творческого состава. Что привело к сокращению исполнителей в Филармонии: как солистов, так и артистов крупных коллективов и оркестрантов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.