|
Дипломная работа: Налоги и их роль в условиях рыночной экономикиАнализ уплаченных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет за 2006 год по налогоплательщикам, подлежащим республиканскому мониторингу, показывает, что коэффициент налоговой нагрузки в среднем для предприятий, добывающих сырую нефть и природный газ, по оперативным данным, составил 31,3%, а для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю нефтепродуктами, - 6,5 процента. По оперативным данным Налогового комитета, в ТОО «Север-ойл» коэффициент налоговой нагрузки составил 0,3%, а в ТОО «Гелиос» – 1,7 процента. Налоговая нагрузка банков второго уровня составила в среднем 6,6%, а страховых и аудиторских компаний – 26,4 процента. При этом Налоговым комитетом и его территориальными подразделениями во многих случаях осуществлялись проверки в хозяйствующих субъектах, по которым налоговые нагрузки составляли ниже 10 процентов, а банки второго уровня в отчетном году не проверялись. В 2006 году по итогам 45 071 проверки дополнительно начислено 114,9 млрд. тенге, взыскано 14,9 млрд. тенге, или 13 процентов. Проведено 3 925 безрезультативных проверок, из которых наибольшее количество приходится на город Алматы – 624, Карагандинскую область – 566, Костанайскую область – 542. Центральным аппаратом Налогового комитета в 2006 году проведено пять проверок из восьми, предусмотренных планом. Дополнительно начислено налогов и платежей в бюджет на сумму 309,7 млн. тенге, из которых взыскано 24,0 млн. тенге, или только 7,7 процента. Показатели взыскания в бюджет дополнительно начисленных налогов и платежей по отдельным хозяйствующим субъектам еще ниже. В частности, по результатам налоговой проверки в ЗАО НК «Казахстан Темир Жолы» в 2004 году дополнительно начислено налогов и платежей на сумму 30,7 млрд. тенге. После рассмотрения жалобы Налоговый комитет отменил обжалуемое уведомление по акту налоговой проверки и направил уведомление о начисленной сумме налогов и других обязательных платежей на сумму 8,5 млрд. тенге. По итогам рассмотрения результатов этой проверки в суде, сумма дополнительно начисленных налогов и платежей уменьшилась до 1,7 млрд. тенге, или 5,5% от первоначальной суммы. Аналогичная картина наблюдалась и по другим проверкам.[10] С вступлением в силу Налогового кодекса значительно сократился удельный вес взысканных сумм от дополнительно начисленных налогов и платежей: с 54,0% в 2001 году до 13,0% в 2006 году. В республике увеличивается сумма переплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, которая по состоянию на 1 января 2007 года составила 693,5 млрд. тенге и по сравнению с началом отчетного года возросла на 150,4 млрд. тенге, или на 27,7 процента. В результате происходит определенное отвлечение оборотных средств хозяйствующих субъектов и увеличение налоговой нагрузки налогоплательщиков, а также увеличение сумм возврата поступлений из республиканского бюджета. Так, в 2006 году АО «Казцинк» из республиканского бюджета произведен возврат НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, в размере 5,2 млрд. тенге, АО «Миттал Стил Темиртау» – 11,5 млрд. тенге. При этом последним уплачено других налогов и платежей в бюджет 1,5 млрд. тенге. В структуре излишне уплаченных сумм по налогам в государственный бюджет по состоянию на 1 января 2007 года наибольший удельный вес приходится на налог на добавленную стоимость и корпоративный подоходный налог. Счетным комитетом установлено отсутствие сводных планов проверок хозяйствующих субъектов за 2004-2006 годы в центральном аппарате Налогового комитета, а также нормативных правовых актов, регламентирующих взаимодействие подразделений мониторинга и аудита. Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что механизм налогового администрирования усложнен и недостаточно эффективен, в нормах и положениях налогового законодательства имеются разночтения, допускающие двоякое толкование, а уполномоченным органом не принимаются системные меры по повышению качества налоговых проверок и упрощению механизма налогового администрирования. Рисунок 2 - Динамика поступлений КПН в 2006 году с учётом поступлений в Национальный фонд Республики Казахстан, млрд.тенге [11] Корпоративного подоходного налога (далее - КПН) в 2006 году поступило 776,6 млрд. тенге, или 118,6% к уточненному показателю. При этом от организаций сырьевого сектора КПН поступило 172,9 млрд. тенге, или 22,3% от общей суммы данного вида налога. По состоянию на 1 января 2007 года, сумма КПН от организаций сырьевого сектора, поступившая в Национальный фонд, составила 376,4 млрд. тенге.Общая сумма переплат по КПН в 2006 году составила 68,3 млрд. тенге и по сравнению с 2005 годом увеличилась на 24,1 млрд. тенге (или на 54,6%), что связано с ростом переплаты по КПН с юридических лиц - резидентов и нерезидентов, удерживаемому у источника выплаты, в размере 11,7 млрд. тенге. Анализ квартальных поступлений КПН за 2006 год свидетельствует о сохранении неравномерности поступлений данного вида налога, что, при сложившемся преобладании доли КПН в общем объеме поступлений республиканского бюджета, повышает риски неполного и неэффективного освоения бюджетных средств. Из рисунка 1 следует, что поступления авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу в IV квартале отчетного года по сравнению с I кварталом значительно увеличились (в 2,3 раза) и составили 463,4 млрд. тенге, или 36,2% от годового поступления. Неравномерность поступлений КПН в течение отчетного года связана с несовершенством действующего порядка уплаты авансовых платежей. Анализ поступлений корпоративного подоходного налога в разрезе специфик показывает, что основная доля в структуре налога приходилась на КПН с юридических лиц-резидентов (53,2%). Вместе с тем, в отчетном году значительно увеличилось поступление КПН с лиц-нерезидентов, удерживаемого у источника выплаты, и составило 70,9 млрд. тенге. Поступления по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) в республиканский бюджет составили 489,6 млрд. тенге и по сравнению с 2005 годом увеличились на 42,4 процента. В 2006 году по сравнению с прошлым годом сумма возмещения НДС из республиканского бюджета возросла на 19,0% и составила 195,1 млрд. тенге, что в основном было вызвано ростом объемов экспорта сырья и товаров, облагаемых НДС по нулевой ставке. При этом возращены на расчетные счета налогоплательщиков 132,0 млрд. тенге, или 67,7% от общей суммы возмещения. Возмещение НДС из республиканского бюджета в основном получали крупные компании, экспортирующие нефть, газ, металлопрокат, пшеницу и другое сырье. В частности, четырем крупным налогоплательщикам - АО «Казцинк», ТОО «Корпорация Казахмыс», АО «Миттал Стил Темиртау», ТОО «Тенгизшевроил» возмещено из бюджета 55,8 млрд. тенге. Переплата по НДС на 1 января 2007 года составила 57,7% от общей суммы переплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, или 400,6 млрд. тенге, в том числе 278,5 млрд. тенге – превышение суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного НДС. При этом обоснованность суммы НДС, относимой в зачет, проверяется с использованием автоматизированных информационных систем, на создание и техническое сопровождение которых из республиканского бюджета затрачено 14,0 млрд. тенге. Однако, вследствие того, что данные системы не исключают в автоматическом режиме условно исключенных из Государственного реестра налогоплательщиков, допускается отнесение в зачет сумм НДС. При уточненном годовом плане поступлений за использование природных и других ресурсов в размере 140,3 млрд. тенге фактическое поступление составило 267,4 млрд. тенге, или 190,5%, в том числе от организаций сырьевого сектора – 386,0%, от других плательщиков – 143,0 процента. Перевыполнение плана в основном сложилось по налогу на сверхприбыль – на 28,7 млрд. тенге (1,3 раза), бонусам – 9,7 млрд. тенге (3,6 раза), роялти – 5,8 млрд. тенге (1,3 раза) (см. табл. 3). В 2006 году по сравнению с 2005 годом на 12,1% снизились поступления за использование природных и других ресурсов главным образом за счет роялти (на 79,0%), бонусов (на 58,5%) и доли Республики Казахстан по разделу по заключенным контрактам от организаций сырьевого сектора (на 37,3%). В структуре поступлений за использование природных и других ресурсов основным налогом является налог на сверхприбыль, доля которого в 2006 году составила 42,9 процента. В республике сохраняется стабильное увеличение поступлений налога на сверхприбыль, что обусловлено ростом цен на нефть. Так, поступления налога на сверхприбыль в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличились в 2,6 раза. Вышеуказанные факты свидетельствуют о наличии определенных недостатков в процедурах планирования налоговых поступлений, выбора объектов налоговых проверок, налогового и таможенного администрирования, предоставления льгот и отсрочек, что отрицательно сказывается на мобилизации дополнительных резервов увеличения доходов республиканского бюджета. Таблица 3 - Структура поступлений за использование природных и других ресурсов в республиканский бюджет за 2005-2006 годы, млрд. тенге
По состоянию на 1 декабря 2007 года доходы республиканского бюджета (без учета трансфертов) были выполнены на 99,5% при плане 1 582,2 млрд.тенге фактическое поступление составило 1 574,5 млрд.тенге, или не исполнен на 7,7 млрд.тенге. План республиканского бюджета на 1 декабря 2007 года по налоговым поступлениям не исполнен на 20,2 млрд.тенге, в том числе по корпоративному подоходному налогу – 15,5 млрд. тенге, по поступлениям за использование природных и других ресурсов – 8,7 млрд.тенге, по налогам на международную торговлю и внешние операции на 5,7 млрд.тенге. Неналоговые поступления перевыполнены на 13,1 млрд.тенге.
План республиканского бюджета на 1 апреля 2007 года по налоговым поступлениям перевыполнен на 22,2 млрд.тенге, в том числе по корпоративному подоходному налогу – 6,5 млрд. тенге, налогу на добавленную стоимость – 4,2 млрд. тенге, поступлениям за использование природных и других ресурсов – 9,4 млрд.тенге. Неналоговые поступления перевыполнены на 24,8 млрд.тенге. По корпоративному подоходному налогу при плане 172,6 млрд.тенге в бюджет поступило 179,1 млрд.тенге, план исполнен на 103,8%. Перевыполнение плана сложилось за счет увеличения авансовых платежей по предприятиям металлургической промышленности за счет роста цен на металлы в 2006 году. А также за счет поступления незапланированной суммы в январе месяце текущего года от АО «Казцинк» в сумме 1,2 млрд. тенге (КПН с дивидендов нерезидента (PASAR HOLDINGSINCORPORATED AG; KAZASTUR ZINC AG; KARIS ON AG) за исполнительную дирекцию). Кроме того, в марте месяце текущего года поступил платеж от АО «НАК «Казатомпром» в сумме 28,0 млрд. тенге за счет увеличения уставного капитала. Рисунок 3 - Исполнение налоговых поступлений государственного бюджета за I квартал 2007 года [12] По налогу на добавленную стоимость при плане 108,7 млрд.тенге в бюджет поступило 112,8 млрд.тенге, план исполнен на 103,8%, в том числе план по налогу на добавленную стоимость на товары внутреннего производства исполнен на 108,4% и на импортируемые товары на 102,5%. На 1 апреля 2007 года возмещение из бюджета составило 48,4 млрд.тенге, что на 32,7 млрд.тенге больше аналогичного показателя прошлого года, при этом валовое поступление налога выросло в сравнении с прошлым годом на 4,0 млрд. тенге. По поступлениям за использование природных и других ресурсов при плане 6,8 млрд.тенге в бюджет поступило 16,2 млрд.тенге, план исполнен на 238,1%. Основное перевыполнение плана сложилось: - по налогу на сверхприбыль - ошибочно поступило 4,7 млрд. тенге от ТОО «Каракудукмунай» (Мангистауская область), в настоящее время данная сумма перечислена в Национальный фонд Республики Казахстан; - по бонусам на 3,2 млрд.тенге, за счет разового поступления подписного бонуса согласно контрактам от ТОО «Казкормунай» (г. Алматы), ТОО «Сан-Ойл» (г. Астана), АО «Атыраумунай» (г. Алматы). По налогам на международную торговлю и внешние операции при плане 28,9 млрд.тенге в бюджет поступило 29,9 млрд.тенге, план исполнен на 103,2%. Перевыполнение объясняется увеличением поступлений по таможенным пошлинам на ввозимые товары в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 8 748,9 млн. тенге, или темп роста составил 170,9%, за счет роста объемов импорта из стран Дальнего зарубежья на 52% и изменения структуры импорта с увеличением объемов, облагаемых импортной пошлиной 5-15%. По корпоративному подоходному налогу при плане 630,5 млрд.тенге в бюджет поступило 615,0 млрд.тенге, или 97,5 %. На неисполнение плана повлияли следующие причины: - в ноябре месяце была произведена переброска сумм с республиканского бюджета в Национальный фонд РК, так как в Бюджетный кодекс были внесены изменения, в реализацию которых был расширен перечень плательщиков нефтяного сектора с 55 до 158 налогоплательщиков; - сданы декларации по КПН за 2006 год (по сроку 10.04.07г.) предъявлено к уменьшению в сумме 9 713,6 млн.тенге (г.Астана), 1934,2 млн.тенге (Атырауская область), в связи с этим в лицевых счетах образовалась переплата и многие предприятия не производили уплату авансовых платежей; - снизились суммы авансовых платежей. По налогу на добавленную стоимость при плане 586,7 млрд.тенге в бюджет поступило 593,2 млрд.тенге, план исполнен на 101,1%, в том числе план по налогу на добавленную стоимость на товары внутреннего производства исполнен на 107,2% и на импортируемые товары на 98,8%. На 1 декабря 2007 года возмещение из бюджета составило 150,4 млрд.тенге, что на 13,5 млрд.тенге выше аналогичного показателя прошлого года, при этом валовое поступление налога возросло в сравнении с прошлым годом на 45,0 млрд.тенге.
- по налогу на сверхприбыль при плане 8,5 млрд.тенге фактические поступления составили 8,7 млрд. тенге, или 102,1%, за счет улучшения финансового состояния предприятий по результатам 2006 года, основную уплату произвел ТОО "Корпорация Казахмыс"; - по бонусам план выполнен на 68,2%, при плане 30,8 млрд.тенге, в бюджет поступило 21,0 млрд.тенге. Неисполнение плана объясняется тем, что в ноябре месяце была произведена переброска сумм с республиканского бюджета в Национальный фонд РК, так как в Бюджетный кодекс были внесены изменения, в реализацию которых был расширен перечень плательщиков нефтяного сектора. Таблица 4 - Сравнительная таблица по поступлению и возмещению НДС за I квартал 2006 - 2007 гг.
По таможенным платежам и налогам при плане 585,0 млрд.тенге в бюджет поступило 575,4 млрд.тенге, или 98,4%. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |