|
Дипломная работа: Налоги и их роль в условиях рыночной экономикиТаблица 7 – Динамика доли налоговых поступлений в доходах местных бюджетов, %
Анализ структуры доходов местных бюджетов, приведённый в таблице 5, показывает, что наблюдается постоянное падение доли налоговых поступлений в общих поступлениях с 97,9% 2003 году до 89,9% в 2007 году (2004 г. – 96,4%, 2005 г. – 95,3%, 2006 г. – 90,9%). В то время как доля налоговых поступлений доходной части местных бюджетов уменьшается, увеличивается доля официальных трансфертов, выделяемых бюджетам областей [12]. В бюджете 9 областей республики доля официальных трансфертов составляет более 35%. Официальные трансферты общего характера определяются как разница между прогнозными объемами доходов и затрат соответствующего местного бюджета. Инструментом оперативного регулирования межбюджетных отношений в период действия трехлетних объемов официальных трансфертов общего характера, утвержденных соответствующим законом, являются целевые трансферты. Согласно Бюджетному кодексу, целевые текущие трансферты выделяются местным бюджетам для компенсации потерь их потерь в случае принятия нормативных правовых актов, влекущих увеличение расходов и (или) уменьшения доходов местных бюджетов, а также целевые текущие трансферты выделяются для реализации отдельных текущих бюджетных программ, не учитываемых при расчете объемов официальных трансфертов общего характера. Из налоговых поступлений наибольшую долю имеют социальный налог и индивидуальный подоходный налог. Данный вывод был сделан на основании анализа диаграммы, представленной в приложении 1, из которой видно, что социальный налог приносит наибольшее количество налоговых платежей в местные бюджеты, подоходный налог занимает вторую по значимости позицию, на третьей позиции находятся поступления за использование природных и других ресурсов. Необходимо также отметить, что из года в год происходит увеличение объёмов налоговых поступлений вышеотмеченных налогов. Кроме того, за последние 2 года (2006 и 2007 гг.) заметно изменилось соотношение объёмов поступлений социального и подоходного налога, т.е. если в 2002-2005 гг. социальный объёмы поступлений от социального налога заметно опережали поступления от подоходного налога, то теперь они почти сравнялись, что является последствием изменения налоговой политики, проводимой в стране. В соответствии с Приказом Министра экономики и бюджетного планирования "Об утверждении распределения поступлений классификации доходов между уровнями бюджета по Единой бюджетной классификации Республики Казахстан" проведено распределение налоговых поступлений, акцизов, поступлений за использование природных и иных ресурсов, сборов, обязательных платежей, пошлин, неналоговых поступлений, трансфертов, погашения кредитов, займов и т.д. Принцип распределения основан на закреплении 100% поступления одного наименования поступления в один из уровней бюджета. При этом 3 наименования индивидуального подоходного налога и социальный налог распределяются по нормативам установленным областными маслихатами между областным бюджетом и бюджетами районов и городов областного значения. Всего в республиканский бюджет поступления идут по 151 наименованию, в областные бюджеты по 45 наименованиям, в бюджеты г.Астана и г. Алматы по 99 наименованиям и бюджеты районов и городов областного значения по 92 наименованиям [18]. Таким образом, насколько эффективен такой характер регулирования межбюджетных отношений можно будет судить по итогам реализации бюджетного цикла. Проблема пересмотра налогового законодательства особенно актуальна в настоящий момент, в период разделения государственных функций и полномочий. Представляется несколько не логичным принятие вначале Бюджетного кодекса с последующим принятием законов по разграничению полномочий между уровнями государственного управления. Необходимо было вначале четко определить Реестр государственных функций с разграничением их между уровнями государственного управления, а затем определить необходимые объемы и источники финансирования этих функций. 3. Проблемы и направления совершенствования налоговой системы Республики Казахстан 3.1 Влияние глобализации на налоговую систему В условиях мировой глобализации все большее значение приобретает необходимость обеспечения конкурентоспособности экономики Республики Казахстан, определяемой главным приоритетом в предстоящий период Президентом страны. При этом глава государства отмечает, что вопросы выживания для казахстанской экономики остались позади, а впереди только выбор наиболее прогрессивного мирового опыта для процветания и стабильного развития. В мае 2007 года представители Налогового комитета Министерства финансов РК были участниками форума Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), местом которого был многосторонний налоговый центр в городе Анкара [14]. ОЭСР – это форум, на котором правительства 30 демократических государств совместно работают и рассматривают экономические, социальные и экологические проблемы, вызванные глобализацией. Начав свою деятельность с 20 странами – членами в 1961 году, сегодня ОЭСР насчитывает 30 стран - членов (с 2000 года), которые на ряду с другими странами принимают участие в работе ОЭСР. Работа в ОЭСР осуществляется через различные комитеты, состоящие из делегатов от правительств стран – членов ОЭСР. Секретариат располагается в Париже (≈ 2000 человек). Одной из главных задач Комитета по налоговым делам ОЭСР является организация форума для творцов налоговой политики и административных управляющих для обсуждения вопросов текущей политики и администрирования, для оказания помощи странам – членам ОЭСР и экономикам стран не членов ОЖСР в вопросах совершенствования структуры и деятельности их налоговых систем, для расширения сотрудничества и координации между ними в сфере налогообложения и поощрения стран не членов ОЭСР к принятию практики налогообложения, что способствует экономическому росту через развитие международной торговли и инвестиций. Ниже приведены основные темы и информация, которые были раскрыты в ходе проведенного семинара инструкторами [20]. 1. Терминология и общие соображения по теме уклонение от налогообложения и уплаты налогов В соответствии с Интернет – словарем Wikipedia «… Уклонение от налогов – это общий термин для определения усилий, предпринимаемых физическими лицами, фирмами, доверительными фондами и другими юридическими лицами, в целях уклонения от налогов незаконными методами. Согласно Интернет – словарю Wikipedia «Избежание от налогообложения (tax avoidance) является правовым использованием налогового режима в собственных интересах с целью уменьшения суммы налога, подлежащего уплате по закону. Для чего необходимо делать различие между двумя этими понятиями? Потому что в системах налогов большинства стран это различие делается: так как в последствии различные в случае уклонения от уплаты налогов или в случае некриминального уклонения от налогообложения; так как законодатели считают, что умышленное нарушение закона должно трактоваться по-другому, чем в спорной ситуации в рамках закона, но неприемлемой с позиции правительства; из-за психологических различий; так как случай уклонения от уплаты налогов может обуславливать стратегию, отличающуюся от случая уклонения от налогообложения; так как выявленные действенные схемы уклонения от налогообложения могут предоставить большее основание для внесения изменений в законодательство (поправки в материальное право), чем выявленные случая уклонения от уплаты налогов. Предложения для реализации в РК - Рассмотреть необходимость введения понятий «Избежание от налогообложения» и «уклонение от налогообложения» в казахстанское законодательство. Рассмотреть вопрос ужесточения ответственности за уклонение от налогов в уголовном законодательстве. 2. Общие соображения, касающиеся мер противодействия уклонению от налогообложения Центральной проблемой является выявление схем уклонения, которые в основном можно выявить во время проведения проверок. Нередко налогоплательщикам не удается скрыть все и при обычной проверке можно выявить следы. Поэтому инструкторы предлагали использовать любую имеющуюся для этого информацию о проверяемых налогоплательщиках, общаться с бывшими супругами, подругами и любовниками, бывшими сотрудниками, конкурентами, т.е. быть доступными для тех, кто готов дать информацию. Особенно важно публиковать номера телефонов, адреса электронной почты, чтобы люди могли дать какую-либо информацию, имеющуюся у них. Также инструкторы говорили о том, что необходимо запрашивать явным образом, в форме налоговой декларации, следующие сведения: - имеет ли налогоплательщик счета в иностранных банках (конкретные формулировки вопроса о счетах в иностранных банках можно найти в формах налоговых деклараций Австралии, Франции, Ирландии, Норвегии, США …) - контролирует ли налогоплательщик иностранные организации - владеет ли налогоплательщик иностранной собственностью. Т.е., заставляя налогоплательщика отвечать на конкретный вопрос, необходимо тем самым показать ему, что в случае неправдивого ответа он пересекает черту и начинает уклоняться от налогообложения. Предложения для реализации в РК - Рассмотреть возможность введения новой формы налоговой декларации в соответствии с имеющимся международным опытом. 3. Особые меры противодействия международным схемам уклонения от налогообложения Взаимодействие с органами таможенного и пограничного контроля в отношении перемещения денег через границы - обязательство регистрировать наличность (определенную сумму), перевозимую через границу - выборочные проверки таможенниками - передача сведений (непосредственно) в налоговые органы Ужесточение требований в отношении анонимных переводов при помощи банковской системы, т.п. - запрещение анонимных счетов - запрещение анонимных переводов без открытия клиентских счетов - требование регистрационного номера налогоплательщика - не забывать об альтернативных системах денежных переводов Предложения для реализации в РК - усилить работу по взаимодействию с органами таможенной службы в данном направлении [20]. 4. Особое внимание – доступу к информации, находящей в распоряжении национальных банков Запрет на анонимные банковские переводы является сдерживающим фактором только тогда, когда налогоплательщик знает, что налоговые органы могут получить доступ к банковским сведениям о его денежных переводах за границу. Ряд стран имеют возможность для налоговых целей получать банковские сведения без ограничений (Австралия, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Италия, Норвегия, Новая Зеландия, Турция) (Источник: Доклад ОЭСР «Совершенствование доступа…», 2000, п. 81). В других странах ОЭСР доступ к банковской информации возможен в особых обстоятельствах. - Банки подлежат действию режимов отчетности в отношении валютных и иностранных операций. Иногда их отчетность по операциям предназначена непосредственно налоговым органам. Обычно, как минимум, предоставляются сведения о подозрительных операциях в соответствии с законодательством по борьбе с отмыванием денег. В случае подозрений в уклонении от налогообложения орган противодействия отмыванию денег передает эти сведения налоговым органам [21, 52]. - Обзор 15 стран ОЭСР показал, что большинство налоговых органов имеют возможность получать информацию по установленным категориям непоименованных налогоплательщиков. Например, «все клиенты, которые в 2005 г. перевели свыше 5000 евро на счета в стране A». Достаточные основания для того, чтобы считать, что налогоплательщики этой категории не соблюдают налоговое законодательство. - Запросы о получении доступа к информации относительно категории непоименованных налогоплательщиков (т.н. запросы касательно «Иван Иваныча») в некоторых странах последнее время оказались очень действенными. Особенно в отношении феномена оффшорных кредитных карт. Если налогоплательщики пожелают получить доступ к своим не облагаемым налогами оффшорным средствам в стране проживания, например, через оффшорные кредитные карты, информация об использовании таких кредитных карт обрабатывается национальными учреждениями. Налоговые органы могут получать доступ к информации о таких учреждениях (например, запрашивать сведения о «всех кредитных картах, использованных внутри страны и выпущенных банками в стране A», страна A – налоговое убежище). Предложения для реализации в РК - Рассмотреть возможность внесения изменений и дополнений в банковское законодательство с целью предоставления налоговым органам сведений, составляющих банковскую тайну. 5. Налоговые оазисы и льготные режимы Ключевые факторы при определении налоговых оазисов Налоги номинальные или отсутствуют вовсе Нехватка эффективного обмена информацией Нехватка прозрачности Отсутствие существенной деятельности Цели использования налоговых оазисов: неналоговое использование (например, вследствие меньшего регулирования / более дешевой регистрации) перевозка грузов, страхование, а также минимизация налогов. Возможные меры противодействия Заключение договоров со странами, являющимися налоговыми оазисами; Законодательство о контролируемых иностранных корпорациях (КИК) или иностранных инвестиционных фондах (ИИФ); Правила о трансфертном ценообразовании; Доступ к информации и раскрытие информации о сделках. Предложения для реализации в РК: Необходимо продолжить работу по заключению международных договоров об избежании двойного налогообложения, об обмене информацией; Рассмотреть возможность внесения изменения в части ужесточения законодательства о связанных (взаимосвязанных, взаимозависимых) сторонах. Рассмотреть необходимость внесения соответствующих изменений в законодательство о трансфертном ценообразовании; Рассмотреть возможность внесения изменений и дополнений в банковское законодательство с целью предоставления налоговым органам сведений, составляющих банковскую тайну. 6. Схемы минимизации налогов Основные концепции, которые часто используются в международных схемах минимизации налогов (а также в допустимых вариантах налогового планирования) - Использование «налогового убежища» в стране с более низким уровнем налогообложения; - Установление трансфертных цен с целью минимизации налогов; - Использование дочерней страховой компании; - Кредитное финансирование вместо финансирования за счет собственного капитала; - Лизинг вместо кредитного финансирования; - Преимущества за счет различий в налогооблагаемых базах; - Преимущества за счет различий в правилах в отношении источника; - Преимущества за счет различий в квалификации сделок (дивиденды или проценты); - Преимущества за счет различий в квалификации сделок (лизинг или продажа); - Преимущества за счет различий в классификации субъектов права; - Вычет издержек, связанных с освобождаемым от налогообложения доходом; - Переезд на жительство в страну с более низким уровнем налогообложения до получения дохода на прирост капитала; - Ориентация на более низкие пороговые значения доходов, облагаемых налогом и т.д. Признаки, с которыми часто бывает связана минимизация налогов (т.е. признаки, при обнаружении которых в ходе аудита рекомендуется провести более детальную проверку): - Наличие сложных сделок с сомнительным коммерческим обоснованием или вообще без него; - Цикличность денежных потоков; - Графики быстрых действий; - Участие известных учредителей/ «патронов»; - Использование налоговых убежищ; - Существенные расхождения между данными бухгалтерской и налоговой отчетности. При этом наличие одного или более из этих признаков не обязательно означает, что имеет место минимизация налогов, а отсутствие таких признаков не обязательно говорит об ее отсутствии. Возможные ответные меры на минимизацию налогов - Тщательная проверка возможных случаев минимизации налогов - Регулярный аудит - Отбор дел на основании определенных показателей (управление рисками) - Режимы раскрытия информации - В случае минимизации - лишение налоговых льгот - Толкование - Конкретные правила, направленные против минимизации налогового бремени и против налоговых злоупотреблений - Общие доктрины и правила, направленные против минимизации налогового бремени и против налоговых злоупотреблений - Денежные штрафы, налагаемые в случае минимизации - В отношении налогоплательщиков - В ряде случаев – в отношении участвующих в сделках третьих сторон Предложения для реализации в РК - Рассмотреть возможность отражения данных концепций и признаков в Правилах проведения налоговой проверки (Общая или Особенная части). 7. «Низкая степень капитализации» Манипулирование капитализацией с помощью долговых / долевых инструментов по налоговым причинам. Может иметь место между: - аффилированными лицами, когда обычный заем может заменять ценные бумаги займодавец безразличен по отношению к характеру возврата инвестиций - независимыми лицами заемщик освобожден от налога, имеет потери, различия в налоговых ставках для заемщика и займодавца. Главным образом вопрос носит международный характер. Глобальный результат: недостаточная капитализация имеет преимущества, когда финансирующая/материнская компания облагается более низким налогом по сравнению с компанией-заемщиком / дочерней компанией Ранее налоговые проблемы решались с помощью: - валютного контроля; - законодательства об иностранных инвестициях; - правил о достаточности капитала для регулируемых отраслей. Подход к фиксированному отношению задолженности к собственному капиталу Два подхода при применении предельного порога - не возникает вопроса, если отношение задолженности к собственному капиталу ниже предельного порога; или - отказать в вычете процентов, если соотношение выше предельного порога Применяются различные уровни, но самым распространенным отношением задолженности к собственному капиталу является 3:1 Преимущества: легкость применения и администрирования, уменьшает количество споров. Недостатки: нет руководства для определения правильного предельного порога, может привести к двойному налогообложению, если предельный порог слишком высокий, не предоставляет скидок с налогооблагаемых сумм для высокоразвитой промышленности, легко избежать уплаты. Предложения для реализации в РК - Рассмотреть возможность пересмотра предельного коэффициента. 8. Расширение финансовых рынков и уклонение от налогообложения. Расширение финансовых рынков. Большее разнообразие в видах финансовых инструментов: - Вызванное экономической неустойчивостью в части процентных ставок, биржевых курсов и цен в следствие либерализации рынка; - Виды инструментов в общих чертах охватывают финансовые инструменты, инструменты хеджирования и инструменты биржевой игры (спекулятивные)% - Разнообразие такое большое, что трудно поддается классификации. Деривативные финансовые инструменты. Финансовый инструмент (т.е. контракт), стоимость которого зависит от стоимости активов, лежащих в основе дериватива / ставок - ориентиров / индексов. Контроль и регулирование денежными потоками - напр., продажа продукции следующего года за наличные средства, обращающиеся в настоящее время. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |