рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Налог на добавленную стоимость в системе налоговых платежей организаций на примере РГ УП "Усть-Джегутинский ДРСУч"

- порядковый номер постановки на учет в территориальном налоговом

органе по соответствующей причине (XXX).

Структура кода причины постановки на учет представляет собой девятизначный цифровой код:

NNNNPPXXX

При постановке на учет в налоговом органе российской организации символы РР могут принимать значение от 01 до 50 (01 - по месту ее нахождения).

При постановке на учет в налоговом органе иностранной организации символы РР могут принимать значение от 51 до 99. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2004 N 84 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914" с 01.04.2004 в счетах- фактурах необходимо указывать КПП, что также подтверждается разъяснениями Минфина России данными в письме от 05.04.2004 № 04-03-11/54.

Условие 2 - составление счетов-фактур и ведение журнала учета счетов- фактур, книги продаж и книги покупок. Составление данных документов вменено в обязанность всем налогоплательщикам налога на добавленную стоимость по каждой отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг), произведенным после 1 января 1997 года.

3.1 Совершенствования налоговой базы по исчислению налога

В соответствии с российским законодательством, объектом налога на добавленную стоимость является реализация товаров (работ услуг) на территории Российской Федерации, включая выполнение работ, оказание услуг для собственных нужд.

Реализацией же товаров (работ, услуг) является передача права собственности на товары (результаты выполненных работ, услуг) от одного лица другому лицу, на возмездной или безвозмездной основе". Однако Налоговый кодекс содержит открытый и постоянно обновляющийся перечень операций, влекущих смену собственника имущества, предполагающих передачу результатов выполненных работ, оказание услуг третьим лицам, но не признаваемых для целей налогообложения реализацией, и при совершении которых обязанность по уплате НДС не возникает. Их можно разбить на 2 группы:

1. операции, которые не признаются реализацией для целей исчисления всех налогов, а не только НДС.

2. операции, которые не признаются реализацией только для целей исчисления НДС.

Важным моментом при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав является однозначная квалификация предмета хозяйственного договора в качестве объекта налогообложения НДС с целью чёткого определения налоговых последствий этого договора. Предметом реализации для целей налогообложения являются:

- товар - любое имущество, реализуемое либо предназначенное для

реализации. В соответствии с ГК РФ к имуществу относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, и иное имущество, в том числе имущественные права. А с точки зрения налогового законодательства имущественные права для целей налогообложения к имуществу не относятся. Поэтому передача исключительных и неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности не считается реализацией товаров.

- работа - деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Понятие работы, предложенное НК РФ, полностью соответствует гражданско-правовому значению данного термина. При реализации работ объектом обложения НДС являются объёмы выполненных строительно-монтажных, ремонтных, научно-исследовательских, опытно- конструкторских, технологических, проектно-изыскательских реставрационных и т.п. работ.

- услуга - деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

В качестве примера рассмотрим операцию по реализации компьютерной программы, которая может являться предметом двух различных видов договоров:

- уступки имущественных прав на результаты интеллектуальной собственности;

- купли-продажи.

В законодательстве различаются понятия имущественные права на программу и экземпляр программы, и как следствие, в ряде случаев налоговые органы признают тот факт, что программа может быть приобретена в качестве товара. Например, если налогоплательщик по договору купли-продажи реализует единичные экземпляры компьютерных программ (без передачи имущественных прав на неё), то в этих случаях компьютерные программы необходимо квалифицировать в качестве товаров.

Однозначная квалификация предмета договора важна не только для отражения результатов сделки в бухгалтерском учёте, но и для обоснования нулевой ставки НДС. Поскольку экспортная ставка применяется при экспорте товаров, но не применяется при передаче за рубеж имущественных прав (в частности, имущественных прав на компьютерные программы). Налоговой базой по НДС является стоимость реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, включая стоимость товаров (работ, услуг) для собственных нужд, стоимость строительно-монтажных работ, выполненных для собственного потребления, суммы, связанные с расчётами по оплате товаров (работ, услуг).

В соответствии с НК РФ, налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных налогоплательщиком за налоговый период, если эти суммы каким-либо образом связаны с расчётами по оплате товаров (работ, услуг) (финансовая помощь, проценты по товарному кредиту и т.п.). При определении налоговой базы по НДС, точки зрения налоговых органов и налогоплательщиков в отдельных вопросах налогообложения НДС могут не совпадать. Перечень сумм, связанных с расчётами по оплате товаров (работ, услуг) содержащийся в Кодексе, является открытым[1].

Поэтому на практике возникает очень много вопросов о том, следует ли облагать НДС те или иные средства, получаемые налогоплательщиком. При этом необходимо соблюдение главного условия - получение денежных средств должно быть связано с расчётами по оплате товаров (работ, услуг), облагаемых НДС. Если это условие не выполняется, то полученные денежные средства налогом не облагаются. Например, до настоящего времени остро стоит вопрос о включении в налоговую базу по НДС сумм полученных штрафных санкций, разрешить который возможно лишь в судебном порядке.

В первоначальной редакции гл. 21 НК РФ процедура исчисления НДС по штрафным санкциям по хозяйственным договорам была достаточно чётко регламентирована (пп. 5 п.1 ст. 162 и п.9 ст. 171 НК РФ), однако федеральным законом от 29.12.00 № 166-ФЗ описание данной процедуры было исключено из текста гл. 21 НК РФ.[22]

В настоящее время налоговые органы считают, что любые штрафные санкции, полученные налогоплательщиком по хозяйственным договорам, должны облагаться НДС. В обоснование данного мнения они опираются на п. 2 ст. 153 НК РФ при определении налогооблагаемой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчётами по оплате указанных товаров (работ, услуг, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Также они опираются на пп. 2 п.1 ст. 162 НК РФ в котором говорится о том, что налоговая база по НДС увеличивается на суммы платежей связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), распространяя её как на продавцов, так и на покупателей [5].

Тем не менее, существует и противоположное мнение по этому вопросу. Несовпадение взглядов вызвано различным пониманием положений ст. 162 и 153 НК РФ. Правовой смысл спорного положения пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, так же как и п. 2 ст. 153 НК РФ, не может быть выявлен без учёта его системной связи с другими предписаниями главы 21 НК РФ. Само по себе изложение вышеуказанных норм не даёт чёткого представления о том, какие именно суммы должны быть отнесены в состав выручки (налоговой базы). Вдобавок к этому пп.2 п.1 ст. 162 НК РФ является некорректным, поскольку противоречит другим нормам главы 21 НК РФ. В соответствии с указанной нормой налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи на пополнение фондов специального назначения, в счёт увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Вместе с тем с точки зрения гражданского законодательства, регламентирующего отношения по реализации, ни одни отношения по продаже товаров (прав), выполнению работ и оказанию услуг не связаны с получением финансовой помощи либо пополнением фондов специального назначения. Формально такие отчисления являются безвозмездными. Если налоговые органы посчитают, что такие суммы связаны с реализацией, то они должны в суде доказать их притворность с переквалификацией указанных сумм как стоимости товаров (прав), работ, услуг. В пункте 32.1 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налог на добавленную стоимость НК РФ министерство по налогам и сборам даёт перечень поступлений, которые не включаются в налоговую базу по НДС при применении ст. 153 НК РФ. Фактически перечисленные денежные средства ни при каких обстоятельствах не могут включаться в расчёт налога, поскольку никак не связаны с реализацией. Всё это создаёт ещё большую путаницу в решение данного вопроса.

В соответствии со статьей154 НК РФ, налоговая база по НДС определяется как стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст.40 НК РФ, с учётом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них НДС[1].

Согласно ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (ст. 424 ГК РФ) Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Штрафные санкции за нарушение хозяйственных договоров не связаны с расчётами за товары (работы, услуги) и не. влияют на их стоимость[25]. Неустойкой (штрафом, пеней) признаётся определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. Неустойка является способом обеспечения обязательства и не является основным обязательством по договору. Иными словами, неустойка не является оплатой по договору.

Аналогично и в налоговом законодательстве. Согласно п.1 ст.39 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) признаётся передача на возмездной (в случаях, предусмотренных НК РФ," - безвозмездной) основе права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу. Согласно гражданскому законодательству штрафная санкция является обеспечением исполнения обязательств и не может рассматриваться как товар, работа или услуга, следовательно, с юридической точки зрения, получение денежных средств в виде неустоек (штрафов, пеней) по хозяйственным договорам не подпадает под понятие реализация товаров (работ, услуг).

Экономическое обоснование данной проблемы заключается в том, что расчёты по штрафным санкциям, заложенным в договорах поставки, купли-продажи и др., экономически не имеют отношения к самой операции реализации, которая в нормальных условиях осуществляется без применения контрагентами штрафных санкций. Они связаны с нарушением условий реализации товаров (работ, услуг), о чём уже говорилось выше.

В преамбуле Закона РФ от 06.12.1991г. №1992-1 О налоге на добавленную стоимость, который утратил силу с введением 21 главы НК[1].

РФ, было сказано, что налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере их реализации. В НК РФ об этом не говорится, но экономическая сущность налога как части добавленной стоимости продукта не изменилась. Штрафные санкции ст. 330 ГК РФ ни при каких обстоятельствах не включаются в добавленную стоимость продукта (ни у производителя, ни у сбытовика) и не увеличивают стоимость продукта. Включение таких сумм в стоимость продукта противоречило бы законам рыночных отношений, поскольку суммы неустоек не являются стоимостью какой либо деятельности (в широком понимании продукта). Также включение таких сумм в добавленную стоимость приводило бы к неверным макроэкономическим показателям, т.к. включение их стоимости в ВВП или ВНП искажало бы прирост имущества (штрафные санкции ничем не обеспечены) в рамках создания продукта. Кроме того, сам механизм исчисления НДС говорит о том, что от производителя до конечного потребителя на всех стадиях формирования (продвижения) продукта покупатель возмещает ту часть налога, которую уплатил поставщик. И только часть добавленной стоимости будет оставаться в бюджете. В соответствии с НК РФ по оплаченным штрафным санкциям покупатель не имеет налогового права на вычет сумм НДС. В случае, когда продавец, получая суммы штрафных санкций, исчисляет с них налог и уплачивает в бюджет, а покупатель не может принять к вычету эту сумму, возникает ситуация, когда в бюджет попадает сумма по сути являющаяся не добавленной стоимостью, а чем-то дополнительным. Иначе говоря, искажается сам принцип налогообложения НДС. Поэтому, на мой взгляд, необходимо законодательно исключить из налогооблагаемой базы по НДС суммы штрафных санкций. Еще одним важным вопросом, требующим рассмотрения, является вопрос о включении сумм авансовых платежей в налогооблагаемую базу. В Налоговом кодексе моментом определения налоговой базы признаётся более ранняя из двух дат[1]:

1. день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2. день оплаты, частичной оплаты в счёт предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Итак, если отгрузка товаров (работ, услуг) покупателю происходит до момента оплаты, то НДС платится в бюджет в момент отгрузки. При получении авансовых платежей НДС платится в бюджет в момент получения денег.

Из общего правила всегда бывают исключения, т.е. ситуации, когда авансовые платежи налогом не облагаются:

- авансовые платежи, полученные в счёт предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), облагаемых НДС по ставке 0%. Такие авансы не облагаются НДС без каких-либо дополнительных условий. Если у налогоплательщика есть договор на поставку товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по ставке 0%, и этот договор предусматривает авансовые платежи, то налогоплательщик имеет полное право полученные авансы в налоговую базу по НДС не включать.

- авансовые платежи, полученные в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг), имущественных прав, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев.

- авансовые платежи, полученные в счет отгрузки товаров (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

Проблемы возникают в том случае, когда в период освобождения идёт отгрузка товаров (работ, услуг) под авансы, поступившие ещё до получения освобождения. На практике такие ситуации встречаются часто. В момент заключения договора организация, являясь плательщиком НДС, определяет цену на товары с учётом НДС. Покупатель перечисляет организации аванс в счёт предстоящей поставки товаров. Организация, получив аванс, включает его в налоговую базу по НДС и уплачивает соответствующую сумму НДС в бюджет. Затем организация получает освобождение от уплаты НДС, и отгрузка товара покупателю происходит уже в том периоде, когда организация пользуется освобождением. Стоимость отгруженных товаров НДС не облагается. При этом возникает вопрос: как поступить с суммой НДС, уплаченной в бюджет при получении аванса? Можно ли её вернуть? По мнению налоговых органов, вернуть эту сумму можно. Но для этого организация (по согласованию с покупателем) должна внести изменения в договор, уменьшить цену товара на сумму НДС и вернуть её покупателю. После этого организация может обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате её соответствующей суммы НДС, излишне уплаченной в бюджет. Можно поступить иначе. Например, внести изменения в договор, изменив цену таким образом, чтобы новая цена без НДС соответствовала старой цене с НДС. В этом случае организация имеет все основания для того, чтобы требовать возврата из бюджета суммы НДС, уплаченной ею при получении аванса. Однако нужно быть готовым к тому, что налоговый орган может отказать организации в возврате НДС и этот отказ придётся оспаривать в судебном порядке[25].

Есть ещё один вариант: при отгрузке товаров выписать покупателю все документы (включая счет-фактуру) с указанием в них НДС. В этом случае организации придётся заплатить этот НДС в бюджет в полном объёме, но при этом она сможет воспользоваться правом на вычет НДС, уплаченного с аванса. Ведь право на вычет НДС, исчисленного и уплаченного с сумм авансовых платежей, предоставляется всем налогоплательщикам, реализующим товары (работы, услуги), облагаемые НДС. Никаких запретов в этой части для плательщиков, пользующихся освобождением от уплаты НДС в Налоговом кодексе нет.

Для того чтобы не спорить с налоговым органом, но и не терять сумму НДС, есть только один способ. Перед переходом на освобождение расторгнуть договор с покупателем и вернуть ему аванс. В этом случае организация получает законное право на вычет суммы НДС, исчисленной при получении аванса. После даты получения освобождения заключается новый договор, в котором цена товара указывается сторонами уже без НДС (при этом она может быть равна старой цене, которая включала в себя НДС, а может и отличаться от неё как в большую, так и в меньшую сторону – всё решается исключительно соглашением сторон).

С 1 января 2008г. налоговый период (в том числе для плательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал. И налоговую декларацию по НДС нужно будет подавать один раз в квартал [27]. Новый порядок имеет как массу преимуществ, так и массу недостатков. Большая часть организаций однозначно выигрывают от нового порядка. Во- первых, средства на более длительный период останутся в распоряжении компании. Во-вторых, т.к. большинство сумм по авансовым платежам закрываются внутри квартала, то у предприятия будут реже возникать ситуации, когда полученный аванс и момент отгрузки приходятся на разные периоды. Сокращение числа предоставляемых деклараций, приведет к сокращению и числа камеральных проверок. Это существенно уменьшит число разбирательств по вынесенным решениям, как в налоговых, органах, так и в суде.

Включение авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), в налогооблагаемую базу, на мой взгляд, это по своей сути неверно. Поскольку изначально НДС создавался как налог именно на добавленную стоимость, созданную на этапе производства и последующей реализации продукции. А авансовые платежи являются лишь одним из способов обеспечения договорных обязательств.

3.2 Перспективы изменения налоговых ставок по НДС

Среди отечественных экономистов и практиков распространено мнение о необходимости снижения ставок НДС до 10%, о введении единой ставки НДС.

Существенная роль в концепции НДС отводится вопросу установления ставок налога. Принцип нейтральности налогового обложения, стимулирующий конкурентные позиции предпринимателей, наиболее полно выдерживается, если в сферу обложения включены все товары (услуги), а налог взимается по единой стандартной ставке. Кроме прочего, установление единой ставки налога значительно упрощает систему налогообложения и снижает затраты в процессе взимания НДС. Большинство западных специалистов склонны считать, что теоретические аргументы, без сомнения, говорят в пользу единой ставки НДС.

Они подчеркивают, что, кроме ослабления нейтральности, система НДС с дифференцированными ставками будет обладать и другими недостатками более практического характера: товары и услуги, подпадающие под обложение по разным ставкам, должны быть четко классифицированы, что технически трудно выполнимо и поэтому ведет к двусмысленности и, соответственно - налоговым нарушениям, уклонению от обложения, росту издержек на соблюдение налоговой дисциплины, понижению (до нулевой) ставок налогов или освобождению от обложения по отдельным видам товаров и услуг, распространению налоговой скидки на лиц и семьи с повышенными доходами; кроме перечисленного издержки по предоставлению налоговых льгот могут быть относительно большими и потребовать повышения ставок на основную массу товаров и услуг.

Однако практика применения налога на добавленную стоимость ставит практически все страны, применяющие НДС, перед необходимостью дифференциации ставок налога для достижения социальных, перераспределительных целей и обеспечения конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке. Почти все страны применяют более низкие ставки

НДС на товары (услуги), потребление которых важно для низкодоходных групп, и более высокие, чем стандартные ставки, на отдельные блага и предметы роскоши, потребляемые в основном высокодоходными категориями населения.

Следовательно, вносится элемент прогрессивности налога в зависимости от потребления и уменьшается его регрессивность в зависимости от дохода.

 Особенностью НДС является так называемая нулевая ставка (0, Zero rate). Нулевая ставка и освобождение от уплаты - не одно и тоже. Нулевая ставка - это ставка налога, который в принципе взимается, но по ставке, равной 0 процентов. В этом смысле нулевая ставка имеет то же последствие, что и освобождение от налога. Однако предприниматель, уплачивающий нулевую ставку, получает право на возврат всей суммы НДС, входящей в стоимость товаров и услуг, приобретаемых им в процессе производства товаров. Подобная льгота ставит его в более выгодное по сравнению с теми предпринимателями, которые просто освобождены от уплаты налога[16].

В некоторых странах круг товаров, к которым применяется нулевая ставка, чрезвычайно широк; в других - весьма ограничен. В Великобритании с помощью нулевой ставки фактически освобождены от уплаты налога почти все продовольственные товары (за исключением шоколада, кондитерских изделий, алкогольных напитков). По нулевой ставке облагаются и такие услуги, как канализация и водоснабжение (если они не для промышленных целей). Нулевая ставка применяется к книгам (в их число включаются и книги для слепых), периодическим изданиям, перевозке пассажиров, снабжению лекарствами и пр. В целом около 30 % товаров частного потребления в этой стране облагаются по нулевой ставке[17].

В эволюции размера ставки в странах, устанавливающих НДС, отмечаются две тенденции: во-первых, к повышению размера стандартной ставки; во-вторых, к дифференциации и введению нескольких ставок налога.

В Российской Федерации на первом этапе (1991-1993 гг.) была установлена единая ставка. Размер ее был чрезвычайно высок - 28 %. На втором этапе - 1992-1995 гг. - произошло значительное сокращение ставки.

Более того, они дифференцировались. Вместо единой ставки были введены две ставки - максимальная (20 %) и минимальная (10 %). В законодательном порядке устанавливалось, что минимальная ставка применяется ко всем продовольственным товарам (кроме подакцизных), а также к товарам для детей по перечню, утвержденному Правительством РФ. Таким образом, на втором этапе размер ставки НДС в России был приближен к мировому уровню.

Третий этап в эволюции ставки НДС связан с проведением крупной налоговой реформы в апреле 1995 г. При этом сами ставки не подверглись изменениям. Но произошли существенные перемены в их применении[8].

Во-первых, значительно сузился перечень групп товаров, к которым применяется минимальная 10-процентная ставка. Закон установил, что такая ставка применяется не ко всем продовольственным товарам, как было до этого, а лишь к тем, перечень которых содержится в утвержденном Правительстве документе. Такой перечень был утвержден Правительством в июле 1995 г

В нем содержалось наименование 18 продовольственных товаров, к которым применяется минимальная ставка. В ноябре того же года, правда, было принято новое Постановление Правительства, значительно расширившее перечень продовольственных товаров, по которым применяется ставка в размере 10 %.

Во-вторых, Закон от 25 апреля 1995 г. установил, что предусмотренные им ставки применяются не только к отечественным, но и к импортным товарам.

«Указанные ставки, - гласит Закон «О налоге на добавленную стоимость» в новой редакции, - применяются также при исчислении налога на добавленную стоимость по товарам, ввозимым на территории Российской Федерации» (ч. 2, ст. 6).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.