рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Понятие, экономическая сущность и виды косвенных налогов

По порядку введения налоги могут быть:

-  общеобязательными, взимаемыми на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;

-  факультативными, предусмотренными основами налоговой системы, но их введение и взимание являются компетенцией органов местного самоуправления.

От уровня производства можно выделить две группы налогов:

·  фиксированные, т.е. непосредственно не зависящие от уровня производства, продаж и других экономических показателей, связанных с деловой активностью (например, налоги на имущество, земельный налог). Такие налоги можно назвать условно-постоянными. Эти налоги являются структурообразующими, т.е. поощряют приток капиталов из менее эффективных областей применения в более эффективные, причем направление потоков определяется потребностями рынка и не требует бюрократического регулирования.

·  условно-переменные (перераспределительные) – напрямую связаны с деловой активностью налогоплательщика. К таким налогам относятся НДС, акцизы. Эти налоги не влияют на сложившуюся структуру капитала и поэтому являются стабилизирующими [1, c.35].

Исходя из стимулирующей функции налогов, их можно подразделить на:

-  налоги, регулирующие ценообразование, к которым относятся НДС и акцизы, обеспечивающие регулирование экономики на макроуровне. Они должны быть только государственными, т.е. вводиться законами. Местные органы власти, вводя свои налоги и сборы, не должны нарушать установленный в государстве порядок ценообразования.

-  воздействующие на издержки производства – налоги, включаемые в себестоимость продукции. Это чрезвычайный налог, экологический налог, платежи в дорожные фонды, обязательные отчисления в республиканские и муниципальные внебюджетные фонды.

-  регулирующие занятость населения – подоходный налог, отчисления в государственный Фонд социальной защиты населения [22, c.75].

В зависимости от характера ставок налоги можно подразделить на:

-   пропорциональные (ставка которых остается неизменной при увеличении или уменьшении дохода налогоплательщика);

-   регрессивные (ставка которых уменьшается по мере увеличения дохода налогоплательщика);

§ прогрессивные (ставка которых возрастает по мере увеличения дохода налогоплательщика и уменьшается по мере его сокращения) [21, с.17].

По источникам средств для уплаты различают налоги, относимые на:

·  себестоимость продукции – земельный налог, экологический налог;

·  финансовые результаты – налог на имущество, в том числе балансовую прибыль – налог на прибыль, чистую прибыль – некоторые местные налоги, платежи за превышение лимитов выброса в атмосферу загрязняющих веществ.

По срокам уплаты налоги делятся на:

·  срочные;

·  периодично-календарные, которые в свою очередь подразделяются на: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые [21, c.18].

Таким образом, в первой главе было установлено, что налоги – императивные денежные отношения без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента, в процессе которых образуется бюджетный фонд. Обладают признаками: императивность, смена формы собственности, безвозвратность и безвозмездность, и взимаются на правовой основе по юридически закрепленным правилам. Имеют свою структуру, функции и разбиваются на группы по классификационным признакам.

Налоги – это ещё и обязательные платежи, которые люди должны уплачивать. Если бы налогов не существовало, то и государство тоже не смогло бы существовать, поскольку они – главный метод мобилизации доходов в условиях частной собственности и рыночных отношений.


ГЛАВА 2. Косвенные налоги в их роль в налоговой системе

Республике Беларусь

Развитие и совершенствование налоговых отношений привело к появлению разнообразных налоговых форм и видов налогов, имеющих собственное функциональное назначение и отличия в воздействии на экономические процессы. Наиболее распространенной классификацией налогов является их разделение на прямые и косвенные.

В теории налогообложения существуют различные подходы к делению на прямые и косвенные и определению их признаков. Наиболее распространенная концепция определяет косвенные налоги как налоги, включаемые в цену товаров, работ и услуг, увеличивающие их размеры и в конечном итоге уменьшающие доходы плательщиков. Такие налоги фактически платят потребители, а налогоплательщики лишь перечисляют их налоговым органам. Государство в данном случае косвенно взимает налог с потребителя.

Косвенные налоги имеют ряд преимуществ и недостатков.

Преимущества:

1)  Косвенные налоги являются наиболее выгодными для государства, так как они не зависят от финансовых результатов деятельности предприятий.

2)  Косвенные налоги, включаемые в цену товара, платятся незаметно для потребителя. Здесь утрачивается непосредственная связь между платежом налога и осознанием этого платежа.

3)  Косвенные налоги, входя в цену товаров, не могут сопровождаться недоимками, как это происходит с прямыми налогами: факт приобретения товара, по сути, представляет факт уплаты косвенного налога.

Недостатки:

1)  Обратная пропорциональность платежеспособности потребителей – регрессивный характер обложения.

2)  Существенные расходы по контролю над налогообложением.

3)  Противоречие фискального характера косвенных налогов интересам экономического развития.

Согласно статье 6 Налогового кодекса Республики Беларусь к косвенным налогам отнесены налог на добавленную стоимость и акцизы [9, c. 71].

В статье 43 Закона РБ "О бюджете Республики Беларусь на 2008 год" [14] установлено, что в 2008 году следующую очередность включения в отпускные цены (тарифы) на товары (работы, услуги) сумм налогов и сборов, уплачиваемых в соответствии с законодательными актами РБ, из выручки от реализации товаров (работ, услуг) имеют:

Ø  налог на добавленную стоимость.

Ø  акцизы (для подакцизных товаров);

Ø  сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с пользователей автомобильных дорог.

 

2.1 Налог на добавленную стоимость

Впервые методика взимания налога на добавленную стоимость (НДС) была разработана в 1954 г. во Франции экономистом П. Лоре, а с 1956 г. НДС стали применять многие страны мира.

Налог на добавленную стоимость считается одним из самых важных и сложных налогов, входящих в налоговую систему РБ. НДС относится к группе косвенных налогов и включается в отпускную цену товаров, работ и услуг. НДС представляет собой изъятие в бюджет части прироста вновь созданной стоимости, возникающей на всех стадиях производства и реализации. [9, с.71;]. В 2008 году доход налога на добавленную стоимость в республиканский бюджет составил 7 225 955 110,0 (тыс. руб.) [14].

Налог регулируется Законом РБ «О налоге на добавленную стоимость» [16] от 19 декабря 1991 г. № 1319-XII в редакции последующих изменений и дополнений.

К преимуществам НДС относят:

¨  высокую продуктивность и доходность. НДС охватывает широкий диапазон товаров и услуг. Повышение ставок налога способно оперативно обеспечивать бюджету дополнительные доходы;

¨  эффективность воздействия на интересы налогоплательщиков. Меняя ставки НДС, государство регулирует перепроизводство товаров, потребительский спрос, стимулирует концентрацию капитала и экономический рост в целом [21, c.32-33].

Плательщики:

1)  организации (юридические лица РБ, иностранные и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы) определенные в пункте 2 статьи 13 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – организации);

2)  филиалы, представительства и другие структурные подразделения юридических лиц, имеющие обособленный баланс и расчетный (текущий) счет;

3)  организации и физические лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РБ, определяемые в соответствии с таможенным законодательством РБ;

4)  индивидуальные предприниматели.

Индивидуальные предприниматели плательщиками налога при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

·  если обороты по реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца превысили в совокупности 40 000 евро по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на последнее число из таких месяцев;

·  если индивидуальные предприниматели осуществляют выделение налога в расчетных и первичных учетных документах, применяемых при реализации товаров (работ, услуг) организациям и индивидуальным предпринимателям – плательщикам налога.

Индивидуальные предприниматели имеют право уплачивать налог в порядке, предусмотренном законодательством, независимо от возникновения перечисленных выше обстоятельств; они признаются плательщиками налога в течение 12 календарных месяцев подряд, начиная с месяца возникновения обязательств по исчислению и уплате налога [1, c.237-238].

Объекты налогообложения:

1.  обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РБ, включая:

¨  использование в качестве основных средств товаров (работ, услуг) собственного производства, а также объектов (этапов) завершенного капстроительства [12];

¨  обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых своим работникам;

¨  обороты по обмену товарами (работами, услугами), имущественными правами;

¨  обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав.

¨  передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав по соглашению о предоставлении отступного, а также предмета залога залогодателем залогодержателю (кредитору) при неисполнении обеспеченного залогом обязательства в случаях, предусмотренных законодательством РБ;

¨  передача лизингодателем объекта лизинга лизингополучателю;

¨  передача арендодателем объекта аренды арендатору [1, с.239];

¨  недостача, хищение и порча товаров; продажа, обмен и прочее выбытие товаров сверх норм естественной убыли, прочее выбытие основных средств и нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства; оборота по реализации услуг по изготовлению товаров из давальческого сырья.

2.  обороты по реализации товаров (работ, услуг) за пределы РБ;

3.  товары, ввозимые на таможенную территорию РБ (за исключением товаров, освобождаемых от налогообложения при ввозе на таможенную территорию РБ) [21, c.35];

При реализации товаров объектом налогообложения являются обороты по реализации всех товаров как собственного производства, так и приобретенных на стороне.

При реализации работ объектом налогообложения являются объемы выполненных строительно-монтажных, ремонтных, научно-исследовательных, опытно-конструкторских, технологических, проектно-изыскательных, реставрационных и других работ.

При реализации услуг объектом налогообложения являются обороты по оказанию услуг [21, c.36].

Не подлежат налогообложению:

Ø  обороты по реализации на территории РБ товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического и (или) административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов семей;

Ø  обороты по первичному размещению ценных бумаг эмитентами, осуществляемые в соответствии с законодательством РБ, кроме их размещения по ценам, превышающим номинальную стоимость;

Ø  перечисляемые в доход бюджета средства от продажи в процессе приватизации имущества, находящегося в собственности РБ, и административно-территориальных единиц, и суммы арендной платы от сдачи в аренду предприятий, находящихся в государственной собственности [9, c.78-79].

Освобождаются от налогообложения обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории РБ:

Ø  лекарственных средств, а также медицинской техники, приборов и оборудования, изделий медицинского (ветеринарного) назначения, в том числе ввезенных из-за пределов РБ;

Ø медицинских (ветеринарных) услуг, определенных Президентом РБ;

Ø услуг по уходу за больными, инвалидами, престарелыми;

Ø услуг в сфере образования;

Ø услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях;

Ø услуг в сфере культуры и искусства;

Ø ритуальных услуг;

Ø жилищно-коммунальных услуг;

Ø всех видов работ по строительству и ремонту жилищного фонда;

Ø реконструкции и реставрации историко-культурных ценностей;

Ø платных услуг, оказываемых объединением "Охрана";

Ø  услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом (кроме такси), а также речным, железнодорожным и автомобильным транспортом в пригородном сообщении;

Ø  других услуг, указанных в инструкции о порядке исчисления и уплаты НДС [21, c.38].

Налоговая база:

Налоговая база (облагаемый оборот) определяется в зависимости от предусмотренных учетной политикой особенностей реализации произведенных или приобретенных товаров, работ и услуг.

При определении налоговой базы оборот от реализации объектов определяется исходя из всех поступлений плательщика, полученных им в денежной, натуральной и иных формах. Если реализация происходила в иностранной валюте, то оборот пересчитывается в белорусские рубли по курсу Национального банка РБ на момент фактической реализации.

Моментом фактической реализации являются:

§  день зачисления денежных средств покупателя на счет налогоплательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки;

§  либо день отгрузки товара, выполнение работ и предъявление покупателю расчетных документов.

Моментом отгрузки товаров признается день их отпуска со склада.

Моментом выполнения работ (оказания услуг) признается день передачи выполненных работ (оказания услуг) в соответствии с оформленными документами (приемо-сдаточные акты и др.) [21, c.36].

Налоговые ставки:

Налогообложение производится по следующим налоговым ставкам:

1.  Ноль (0) процентов – при реализации:

¨  экспортируемых товаров;

¨  работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работах (услугах), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров;

¨  экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых работ (услуг) по производству товаров из давальческого сырья (материалов).

Порядок применения нулевой ставки при реализации работ (услуг) определяется Президентом Республики Беларусь.

Применение нулевой ставки означает полное освобождение от налога оборотов по реализации товаров (работ, услуг) путем вычета (зачета, возмещения) сумм налога, уплаченных при приобретении объектов, использованных для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом по нулевой ставке, если иное не предусмотрено законодательством.

2.  Десять (10) процентов:

·  при реализации производимой на территории РБ продукции растениеводства (за исключением цветов, декоративных растений), животноводства (за исключением пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства;

·  при ввозе на таможенную территорию РБ и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь;

Данная ставка применяется только при налогообложении указанных товаров (работ, услуг), реализуемых на территории РБ. При реализации этих товаров (работ, услуг) за пределы РБ их налогообложение производится с применением налоговой ставки в размере 18%, если иное не установлено законодательством.

3. Восемнадцать (18) процентов:

§ по товарам (работам, услугам), имущественным правам, не указанным выше (в пункте 2);

§ при ввозе товаров на таможенную территорию РБ, либо при использовании товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми они были освобождены от налогообложения в соответствии с законодательством.

4. Девять целых девять сотых (9,09) процента (10 : 110 х 100) или 15,25 процента (18 : 118 x 100):

·  при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным ценам (тарифам) с учетом налога;

·  при расчете налога на добавленную стоимость по полученным штрафным санкциям.

5. Ноль целых пять десятых (0,5) процента -- при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь из Российской Федерации для производственных нужд обработанных и необработанных алмазов во всех видах и других драгоценных камней.

Регулирование налоговыми ставками не является единственным инструментом в применении налогообложения добавленной стоимости. Существует широкая группа налоговых льгот и освобождений, используемых при исчислении НДС [9, с.77-78].

Порядок исчисления налога на добавленную стоимость:

При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав налог исчисляется по итогам каждого налогового периода по всем операциям по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также по всем изменениям налоговой базы в соответствующем налоговом периоде.

Налог исчисляется по формуле:

Н = Б х С, (2.1.1)

где Н – исчисленная сумма налога; Б – налоговая база; С – установленная ставка налога.

При свободном ценообразовании:

§  при реализации продукции (товаров, работ, услуг):

 (2.1.2)

§  при формировании отпускной цены продукции (товаров, работ, услуг):

 (2.1.3)

Исчисленная сумма налога предъявляется плательщиком при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав к оплате покупателю этих объектов [1, с.251].

Налоговый период и сроки уплаты:

Налоговым периодом признается календарный месяц. Уплата налога при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав производится нарастающим итогом с начала года по окончании каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за истекший налоговый период не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Сроки уплаты налога в бюджет устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

Если сумма налога, подлежащая уплате по налоговой декларации (расчету) по налогу на добавленную стоимость, имеющейся на начало текущего месяца (далее т.м.), составила (по курсу, установленному Национальным банком РБ (далее Нацбанк РБ) на 1-е число т.м.):

·  от 17 000 до 27 000 евро (включительно) плательщики вносят в бюджет платежи в счет уплаты налога не позднее 15-го и 25-го числа т.м., а также не позднее 5-го числа месяца, следующего за текущим;

·  более 27 000 евро плательщики вносят в бюджет платежи в счет уплаты налога не позднее 10, 15, 20, 25-го и последнего числа т.м., а также не позднее 5-го числа месяца, следующего за текущим [19, с.257].

Плательщики ежемесячно представляют налоговым органам налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация (расчет) представляется плательщиком независимо от того, имеются ли у него обязательства по уплате налога за соответствующий налоговый период.

Сроки уплаты налога по товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь, взимание налога по которым осуществляется таможенными органами, устанавливаются таможенным законодательством Республики Беларусь.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью налога осуществляется налоговыми органами в соответствии с законодательством [21, с.48].


2.2 Акцизы

Акцизы относятся к разряду специальных косвенных налогов, включаемых в отпускную цену товаров как надбавка к цене по ограниченному кругу товаров, и служат регулятором между их спросом и предложением. Окончательным плательщиком акцизов является потребитель товаров. Акцизный налог уплачивается преимущественно наиболее обеспеченными слоями населения, приобретающими дорогие товары не первой необходимости [9, с.98]. Наибольшие ставки акцизов установлены на алкогольную, табачную продукцию, реализация которой является государственной монополией и обеспечивает существенные поступления доходов в государственный бюджет [21, c.49]. На 2008 год доход акцизов в республиканский бюджет составил 3 096 228 974,0 (тыс. руб.) [14].

Плательщики:

1.  организации (юридические лица РБ, иностранные юридические лица, международные организации, товарищества, хозяйственные группы, производящие подакцизные товары);

2.  индивидуальные предприниматели, производящие подакцизные товары;

3.  филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, по соответствующим объектам обложения акцизами исполняют налоговые обязательства этих организаций в порядке установленным законодательством.

Эти группы становятся плательщиками, если они производят или ввозят подакцизные товары на таможенную территорию РБ и (или) реализуют ввезенные на таможенную территорию РБ подакцизные товары[15 – статья 1 Закона "О бюджете РБ на 2008 год"].

Облагаемые товары (продукция):

Перечень подакцизных товаров определен Законом РБ "Об акцизах", утвержденным Президентом Республики Беларусь.

Акцизами облагаются следующие товары (продукция):

¨  спирт гидролизный технический;

¨  спиртосодержащие растворы, за исключением растворов, указанных ниже в "Акцизами не облагаются";

¨  алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная алкогольная продукция);

¨  пиво;

¨  табачная продукция;

¨  нефтепродукты;

¨  автомобильные бензины, дизельное топливо, масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

¨  микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе и переоборудованные в грузовые, вне зависимости от рабочего объема двигателя, за исключением легковых автомобилей, предназначенных для профилактики и реабилитации инвалидов [17 – статья 4 Закона "Об акцизах"].

Алкогольные напитки и табачные изделия, предназначенные для реализации, подлежат маркировке акцизными марками. Порядок маркировки и уплаты акцизов по таким товарам устанавливается Советом Министров РБ.

Местные Советы депутатов, а также местные исполнительные и распорядительные органы не имеют права устанавливать льготы по акцизам.

С 01.01.2007 г. из перечня подакцизных товаров исключаются ювелирные изделия [21, c.51].

Акцизами не облагаются:

·  спиртосодержащие растворы с объемной долей этилового спирта 12% включительно;

·  спиртосодержащие растворы с денатурированными добавками;

·  спиртосодержащие лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средств и препараты, допущенные к производству и (или) применению на территории РБ в установленном законодательном порядке;

·  спиртосодержащие средства, изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам, включая гомеопатические препараты;

·  спиртосодержащие средства и препараты ветеринарного назначения, допущенные к производству и (или) применению на территории РБ в установленном порядке;

·  спиртосодержащие парфюмерно-косметические средства;

·  коньячный спирт и виноматериалы;

·  спирт, отпущенный для производства лекарственных препаратов юридическими лицами и индивидуальным предпринимателям РБ, которым разрешено их производство;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.