рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Понятие, экономическая сущность и виды косвенных налогов

·  товары, предназначенные для производственных целей, ввозимые юридическими лицами на таможенную территорию РБ по контрактам, платежи по которым вносятся за счет иностранных кредитов, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь;

·  подакцизные товары, ввозимые за пределы РБ.

Указанное положение не распространяется на подакцизные товары, экспортируемые из РБ в государства – участники Содружества Независимых Государств (кроме государств, в торговых отношениях с которыми осуществляется взимание акцизов по принципу страны назначения) [21, с.51-52].

Ставки акцизов:

Согласно статье 2 Закона "Об акцизах" на всей территории республики действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию или реализуемых на таможенной территории РБ.

Ставки акцизов на товары могут устанавливаться:

а) в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки);

б) в процентах от стоимости товаров (адвалорные ставки) [17].

Ставки акцизов устанавливаются Указом Президента РБ. Так, например, на 2007 год Указом Президента РБ от 5 декабря 2006г. № 716 "О ставках акцизов на подакцизные товары" установлены ставки, представленные в Приложении Г [21, с.53].

В 2008 году будут действовать ставки акцизов на подакцизные товары, которые установлены Указом Президента РБ от 13.12.2007 № 636 "О ставках акцизов на подакцизные товары" (далее – Указ № 636). Указом № 636 ставки акцизов установлены на полугодие, т.е. они будут изменяться два раза в год – с начала года и с 1 июля 2008 г., что окажет положительное влияние на изменение цены подакцизных товаров [13].

В целом позиции подакцизных товаров в сравнении с Указом № 716 не претерпели изменений, за некоторым исключением:

-  из позиции «вина плодовые и виноградные (за исключением натуральных, в том числе игристых, шампанских, газированных и шипучих, а также особых и оригинальных)» выделена отдельная позиция – «вина плодовые крепленые марочные, улучшенного качества и специальных технологий», на которые ставка акцизов снижена с 3 790 до 2 000 руб. за 1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в готовой продукции. Также выделена еще одна позиция – «вина фруктово-ягодные натуральные», на которые установлена нулевая ставка;

-  из позиции «дизельное топливо товарное» выделена позиция – «топливо дизельное, соответствующее СТБ 1658-2006 (EN 590:2004)», на которое установлена нулевая ставка акцизов;

С принятием Указа № 636 произошло изменение ставок акцизов. Их анализ позволяет сделать вывод, что ставки акцизов в основном повышены в пределах 2,5%. На вина натуральные, за исключением игристых, шампанских, газированных и шипучих ставка повышена на 3,64%. Самое высокое повышение ставки осуществлено на вина плодовые особые и виноградные оригинальные. Оно составило почти 30% [13].

Объект обложения акцизами:

Объект обложения акцизами в зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок определяется:

1.  по подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию РБ, в отношении которых установлены:

- твердые ставки акцизов – объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;

- адвалорные (процентные) ставки акцизов – таможенная стоимость, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенной пошлины с 01.01.2007г. из базы обложения акцизами при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РБ исключены таможенные сборы за таможенное оформление товаров;

2.  по подакцизным товарам, реализуемым на территории РБ:

- твердые ставки акцизов – объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении;

- адвалорные (процентные) ставки акцизов – стоимость (без учета акцизов) реализованных подакцизных товаров;

3.  по подакцизным товарам, произведенным на территории РБ:

- твердые (специфические) ставки акцизов – объем произведенных подакцизных товаров в натуральном выражении;

- адвалорные (процентные) ставки акцизов – стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен, без учета акцизов [19, c.261].

Порядок исчисления акцизов:

Сумма акцизов определяется налогоплательщиком самостоятельно. Взимание акцизов по ввозимым подакцизным товарам производится и таможенными, и налоговыми органами.

Сумма акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию РБ, на которые установлены адвалорные ставки акцизов, определяется по формуле

 (2.2.1)

где С – сумма акцизов; Н – объект налогообложения (таможенная стоимость, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенной пошлины и таможенных сборов за таможенное оформление); А – ставка акцизов в %.

Сумма акцизов по товарам, на которые установлены адвалорные ставки акцизов, определяется по формуле

 (2.2.2)

где С – сумма акцизов; Н – объект налогообложения (стоимость товара без учета акцизов); А – ставка акцизов в %.

Расчеты по акцизам составляются на основании данных бухгалтерского учета. Накопительные ведомости реализации подакцизных товаров ведутся плательщиками по товарам и группам товаров в разрезе установленных ставок. Должен быть обеспечен раздельный учет по товарам, облагаемым по различным ставкам акцизов и необлагаемым [21, с.61].

Порядок и сроки уплаты акцизов:

В соответствии с постановлением Советом Министров РБ от 22 января 2002г. №73 "О сроках уплаты акцизов" уплата акцизов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведена реализация подакцизных товаров.

Если сумма акцизов, подлежащая уплате по налоговой декларации (расчету) по акцизам, имеющейся на начало т.м., составила (по курсу, установленному Нацбанком РБ на 1-е число т.м.):

·  от 17 000 до 27 000 евро (включительно) плательщики акцизов в т.м. вносят в бюджет платежи в счет уплаты акцизов не позднее 15-го и 25-го числа т.м., а также не позднее 5-го числа месяца, следующего за текущим;

·  более 27 000 плательщики акцизов в т.м. вносят в бюджет платежи в счет уплаты акцизов не позднее 10, 15, 20, 25-го и последнего числа т.м., а также не позднее 5-го числа месяца, следующего за текущим [19, с.262].

Ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты акцизов в бюджет, а также соблюдение законодательства РБ по этому платежу возлагается на налогоплательщиков и их должностных лиц.

Контроль за правильностью применения законодательства об акцизах осуществляется налоговым органом в порядке, установленном законодательством РБ [21, с.64].

  Сбор в Республиканский фонд поддержки производителей

сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с пользователей автомобильных дорог

Плательщиками целевых платежей в 2007 г. являются:

1)  юридические лица РБ;

2)  иностранные юридические лица и международные организации;

3)  простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);

4)  хозяйственные группы.

Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, исполняют налоговые обязательства этих организаций в порядке установленным законодательством [21, с.65].

Объекты обложения:

·  реализация товаров (работ, услуг) собственного и несобственного производства;

·  сдача имущества в аренду, лизинг [1, с.262].

Налоговая база:

1.  При реализации товаров (работ, услуг) собственного производства – выручка от реализации этих товаров (работ, услуг).

2.  Плательщики, осуществляющие торговую, заготовительную деятельность, деятельность по предоставлению услуг общественного питания, – валовой доход.

3.  Банки и небанковские кредитно-финансовые организации, за исключением Нацбанка РБ, – разница между доходами и расходами по уплате процентов, комиссионных и прочих банковских расходов.

4.  Страховые организации – балансовая прибыль.

5.  При определении налоговой базы по договорам, обязательства по которым выражены в иностранной валюте, выручка (доход) пересчитывается в белорусские рубли по курсу Нацбанка РБ на дату реализации [21, с.65-66].

Не включаются в налоговую базу:

·  возмещаемые при сдаче в аренду суммы фактических расходов по эксплуатации и текущему ремонту помещений, затрат на коммунальные услуги;

·  возмещаемые при передаче в безвозмездное пользование имущества суммы амортизационных отчислений, платы за землю, налога на недвижимость, платы за размещение отходов, фактических расходов по эксплуатации и текущему ремонту помещений, затрат на коммунальные услуги;

·  внереализационные и операционные доходы [1, с.263].

Ставки платежей:

Целевые платежи уплачиваются в размере 3% величины налоговой базы, в том числе сбор в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в размере 2%; налог с пользователей автомобильных дорог в размере 1% [21, с.67].

Льготы по платежам:

Освобождаются от исчисления и уплаты целевых платежей:

¨  организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства, рыбоводства, пчеловодства и продуктов детского питания, – в части выручки от этой деятельности;

¨  организации бытового обслуживания – в части выручки от реализации бытовых услуг комплексными приемными пунктами, расположенными в сельской местности;

¨  лечебно-производственные мастерские при психиатрических, психоневрологических и противотуберкулезных больницах и диспансерах;

¨  организации потребительской кооперации;

¨  организации, осуществляющие научную деятельность, – в части выручки от реализации научно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполненных за счет средств республиканского либо местных бюджетов;

¨  организации – в части выручки от реализации санаторно-курортных путевок, а также путевок в оздоровительные учреждения РБ;

¨  органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям – в части выручки от оказания платных услуг по обслуживанию организаций пожарными аварийно-спасательными подразделениями;

¨  организации, финансируемые из бюджета в части средств, выделяемых из республиканского и местных бюджетов;

¨  государственные высшие учебные заведения и высшие учебные заведения потребительской кооперации – в части средств, полученных от оказания образовательных услуг;

¨  подразделения Департамента охраны Министерства внутренних дел РБ и организации, находящиеся в его ведении, – в части оказания охранных (платных) услуг организациям, финансируемым из бюджета, и физическим лицам;

¨  производители сельскохозяйственной продукции, перешедшие на уплату единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;

¨  организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, в соответствии с Законом РБ от 31 декабря 1997г. "Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства";

¨  Национальный банк РБ и его обособленные подразделения в соответствии со ст. 42 Банковского кодекса Республики Беларусь [21, с.68].

Порядок исчисления целевых платежей:

С учетом особенностей деятельности отдельных юридических лиц исчисление республиканских целевых платежей производится:

§ организациями, имеющими внутренние обороты, – без учета этих оборотов;

§ организациями общественного питания – от валового дохода, без учета доходов собственного производства;

§ организациями бытового обслуживания населения, обособленными подразделениями юридических лиц, оказывающими бытовые услуги населению, – от объема реализации товаров (работ, услуг), без учета стоимости оплаченных населением материалов и запасных частей;

§ организациями жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатационными организациями – от выручки, полученной за оказанные жилищно-коммунальные и эксплуатационные услуги, без учета доходов от платы населения за пользование (техническое обслуживание) жилыми помещениями и коммунальными услугами, а также платы за общежитие;

§ белорусскими организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность за пределами республики и зарегистрированными в качестве налогоплательщиков иностранных государств, – без учета средств, полученных от осуществления предпринимательской деятельности за пределами РБ.

Суммы целевых платежей учитываются при формировании отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) в порядке, установленном законодательством [21, с.68].

Сроки уплаты целевых платежей:

Плательщики целевых платежей не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют налоговым органам по месту постановки на учет налоговую декларацию.

Расчет целевого сбора производится налогоплательщиками ежемесячно, нарастающим итогом с начала года.

Уплата платежей производится плательщиками ежемесячно не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным.

Если сумма целевых платежей, подлежащая уплате по итогам месяца, предшествующему отчетному, составила 500 и более базовых величин, установленных законодательством (принимается размер базовой величины, действующей на 1-е число месяца, следующего за отчетным), целевые платежи за отчетный месяц уплачиваются в следующие сроки:

а)  не позднее 10-го числа т.м. (месяца, следующего за отчетным) вносится 1/3 часть суммы целевых платежей, подлежащая уплате по налоговой декларации за месяц, предшествующий отчетному;

б)  не позднее 22-гочисла т.м. (месяца, следующего за отчетным) уплачивается сумма целевых платежей по налоговой декларации за отчетный месяц, с учетом суммы, внесенной 10-го числа [1, с.270-271].

Плательщики несут ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты целевых сборов в соответствии с законодательством РБ. Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты целевых платежей осуществляется налоговыми органами [21, с.72].

Таким образом, во второй главе было установлено, что косвенные налоги – это налоги, включаемые в отпускную цену товаров, работ и услуг, которые платят потребители, а налогоплательщики лишь перечисляют их налоговым органам. Имеют ряд преимуществ и недостатков. В косвенные налоги включают: налог на добавленную стоимость, акциз, целевые платежи, у каждого из которых имеются свои плательщики, объекты обложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления и сроки уплаты.

Косвенные налоги в отличие от прямых являются наиболее выгодными как для государства, так как не зависят от финансовых результатов деятельности предприятий, так и для покупателей – платятся незаметно, включаясь в цену товаров.

 


ГЛАВА 3. Совершенствование системы косвенных налогов в

Республике Беларусь

Налоговая система Республики Беларусь прошла сложный путь становления и трансформации, начатый от момента провозглашения независимости Беларуси. Однако будет неправомерным сказать, что сегодня налоговая система Республики Беларусь стала статичной структурой. Более того, на текущий момент в налоговой сфере Республики Беларусь полным ходом идут трансформационные процессы, направленные как на совершенствование налоговой системы, так и на коренное реформирование налоговых отношений в нашей стране. В трансформационный период в бюджетно-налоговой сфере необходимо:

1) выработать принципы новой фискальной политики, соответствующей задачам развития переходной экономики;

2) сформировать новую бюджетно-налоговую систему, которая бы соответствовала становлению экономической системе рыночного типа;

3) освоить технологию современной бюджетно-налоговой политики.

Обратим внимание на то, что предстоит создать полноценную систему управления государственными активами и пассивами, обеспечить прозрачность и высокую эффективность бюджетного процесса. Есть резон своевременно преодолевать внутренние противоречия и в самой налоговой системе. При планировании государственных расходов необходимо освобождаться от не оправдавших себя традиций патернализма, доставшихся по наследству из административного периода.

Что касается выработки принципов современной фискальной политики и освоения новой бюджетно-налоговой технологии, то здесь не обойтись без заимствования передового опыта, накопленного развитыми странами мира.

Впрочем, нет сомнений и в том, что в переходный период фискальная политика в максимальной степени должна быть направлена на решение стратегических задач социально-экономического развития.

Фискальная политика призвана оказывать позитивное воздействие на темпы экономического роста, способствовать преодолению официальной и скрытой безработицы, сокращению «теневого сектора» национальной экономики, не допускать чрезмерного возрастания государственного долга и дефицита бюджета, повышать эффективность государственных расходов и на приемлемом уровне сдерживать инфляцию.

В последние годы удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сложился на уровне 42-45%. В переходный период реструктуризация доходной части бюджета обнаруживается в том, что изменяется соотношение налоговых и неналоговых поступлений в пользу налогов. Т. е. основная масса доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений (90-94%). В итоге налоговая нагрузка на общенациональном уровне колеблется в пределах 38-40% от ВВП (здесь и далее статистический материал приводится согласно источнику «Вся Беларусь» [21]).

Обратим внимание на то, что среди налоговых поступлений в бюджет доминируют косвенные налоги (свыше 50%); это — НДС, акцизы, налог на продажу, таможенные пошлины. Среди прямых налогов 40-42% составляет подоходный налог на физических лиц. Все это свидетельствует о низком уровне развития национальной системы налогообложения.

По итогам работы за 2006 г. уровень централизации (отношение всех доходов государства, аккумулируемых в рамках бюджета, к валовому внутреннему продукту) составил 48,3% и по сравнению с 2005 г. существенно не изменился.

Величина налоговой нагрузки на экономику, характеризующая долю налогов и платежей в целевые бюджетные фонды, в ВВП с учетом отчислений в Фонд социальной защиты населения, составила, по оценке налоговых органов, 42,8% и по сравнению с 2005 г. снизилась на 0,9 процентных пункта (далее — п.п.). В указанном показателе контролируемые налоговой службой поступления занимают 30% в ВВП, отчисления в ФСЗН — 11,7%, налоговые платежи, взимаемые таможенными органами, — 1,1%. Заметим, что с учетом регистрационных и лицензионных сборов, госпошлин, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, отчислений в ФСЗН в 2006 г. налоговая нагрузка достигла 45,7%, а без учета ФСЗН — 34%. При этом уровень централизации средств с учетом отчислений в ФСЗН в прошлом году составил 48,3% к ВВП — на 0,1% меньше, чем годом ранее.

В общей сумме налогов 57,1% приходится на долю косвенных, поступления которых увеличились по сравнению с 2005 г. в сопоставимых ценах на 5,5%. Их удельный вес в ВВП составил 17,8% и сократился на 1,1 п.п., что обусловлено опережающей динамикой ВВП (темп роста — 109,9%).

В структуре косвенных налогов лидирует НДС (52,3%), платежи из выручки занимают 20,9%, акцизы — 20,1%, налог с продаж — 2,6, прочие — 4,1. При этом сумма НДС увеличилась на 12,5%, а его доля в ВВП соответствует уровню 2005 г. — 9,3%. Платежи, исчисленные из выручки, уменьшились на 13,9%, а их удельный вес — на 1,1 п.п. и составил 3,7%. Такая динамика явилась следствием сокращения совокупной налоговой ставки указанных платежей с 3,9 до 3%. Кроме того, сказалась отмена с прошлого года налогов с продаж автомобильного топлива и на приобретение бензина и дизтоплива. Увеличение в среднем в 2,5 раза ставки акцизов на автомобильное топливо позволило обеспечить рост поступлений акцизов на 86,7%. При этом их удельный вес вырос на 1,5 п.п. и составил 3,6% в ВВП.

По остальным видам косвенных налогов прослеживалась положительная динамика поступлений в бюджет, а их доля в ВВП не изменилась по сравнению с 2005 г.

На долю прямых налогов приходится 29,8%. Их поступления увеличились по сравнению с 2005 г. на 10%, однако их удельный вес в ВВП сократился на 0,3 п.п. и составил 9,2%.

Интересно, что темпы роста некоторых прямых налогов опережают темпы роста источников их уплаты. Так, поступления по налогу на прибыль увеличились на 19,2%, а доля этого налога в ВВП выросла на 0,3 п.п. и составила 4%. В то же время прирост прибыли от реализации продукции организаций в целом по республике составил более чем 15%. Поступления подоходного налога увеличились на 18,9%. Удельный вес налога возрос на 0,1 п.п. и составил 3,1% в ВВП. В то же время рост реальных денежных доходов населения в целом по республике составил 17,5%.

Доля налога на недвижимость в ВВП к концу прошлого года составила 1,1% (темп роста — 100,3%). Поступления единого налога с индивидуальных предпринимателей снизились на 15,1%, а их удельный вес в ВВП — на 0,1 п.п. и составил 0,3%. Такая отрицательная динамика, по мнению МНС, обусловлена снижением ставок единого налога в среднем на 25%, а также перечнем видов деятельности, по которым он уплачивается.

Существенно — на 48,3% — снизились поступления по налогу на доходы. Причиной тому стал перевод в 2006 г. банков — основных плательщиков этого налога — на общеустановленный порядок налогообложения прибыли. По большинству смешанных налогов, доля которых в общей сумме платежей в бюджет достигает 13,1%, обеспечена положительная динамика поступлений. В целом темп роста здесь составил 122,2%. Удельный вес налогов относительно 2005 г. увеличился на 0,4 п.п. и составил 4,1% в ВВП. Преимущественно это обусловлено ростом отчислений в инновационные фонды (темп роста — 138%), которые в структуре смешанных налогов занимают почти 50%. Доля отчислений в инновационные фонды в ВВП по сравнению с 2005 г. увеличилась на 0,4 п.п. и составила 2%. Кроме того, увеличение зарплаты в целом по республике на 16,4% способствовало росту поступлений единого платежа от фонда заработной платы на 13,3%. В результате удельный вес данного источника возрос на 0,1 п.п. и составил 0,9%. Но поскольку этот платеж с 1 января отменен, МНС прогнозирует в 2007 г. снижение величины налоговой нагрузки на экономику без учета отчислений в ФСЗН до уровня 30% к ВВП.

Тем временем планом действий правительства и Нацбанка по достижению параметров прогноза социально-экономического развития, бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики на 2007 г., утвержденных постановлением Совмина и Нацбанка от 26.01.2007 № 96/1, предусмотрены и другие меры по дальнейшему снижению налоговой нагрузки. Так, в Министерстве финансов сообщили Интерфаксу, что при подготовке проекта бюджета на 2008 г. будет рассмотрена возможность снижения ставок оборотных налогов и исключение из объекта обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов. Могут измениться порядок исчисления налога на прибыль, экологического налога и НДС, а также шкала ставок подоходного налога. Не исключает Минфин и отмену местных целевых сборов, уплачиваемых из чистой прибыли, установление единой ставки местного налога с продаж в розничной торговле. Будет также рассматриваться возможность отмены местных сборов с пользователей с переводом уплаты этих платежей на уровень гражданских либо административных правоотношений. Пока же совокупная налоговая нагрузка (доходы консолидированного бюджета) в 2007 г., по оценке Минфина, составит 43,9% ВВП.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.