рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Пенсионные фонды в России

Дипломная работа: Пенсионные фонды в России

Содержание

Введение

1. Теоретические основы организации пенсионных фондов и их роль в пенсионном обеспечении

1.1 Экономическая сущность и назначение пенсионных фондов

1.2 История возникновения и развития пенсионных фондов в мировой экономике

1.3 Организационно-правовые основы деятельности пенсионных фондов Российской Федерации

2. Действующая система пенсионного обеспечения пенсионными фондами в России

2.1 Деятельность пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования

2.2 Организация государственного пенсионного обеспечения Пенсионным фондом России

2.3 Дополнительное пенсионное обеспечение пенсионными фондами

3. Совершенствование организации деятельности пенсионных фондов

3.1 Обобщение зарубежного опыта организации деятельности пенсионных фондов

3.2 Пути укрепления доходной базы пенсионных фондов в условиях пенсионной реформы в РФ

3.3 Реформирование деятельности пенсионных фондов по пенсионному обеспечению в России

Заключение

Список использованных источников

Приложения


Введение

Государство, выражая интересы общества в различных сферах его жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику (экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие). При этом, в качестве средства взаимодействия объекта и субъект, используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.

Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства, которые накапливаются и формируются в бюджете и во внебюджетных фондах. Она призвана обеспечить эффективную реализацию социальных, экономических, оборонных и других функций государства.

Переход к рыночной экономике сопровождался модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.

Пенсионный фонд Российской Федерации – один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России.

Создание Пенсионного фонда Российской Федерации стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации.

Пенсионный фонд был создан для государственного управления средствами пенсионной системы. При этом решались две принципиально важной задачи.

Первая – средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально Пенсионный фонд приобрел статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда, сохраняя его по сей день.

И вторая – основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались за застрахованных работодателями работников. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами стал не государственный бюджет, а страховой платеж. И хотя средства Пенсионного фонда Российской Федерации сохраняют статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного страхования.

Реформирование пенсионной системы направлено на выработку наиболее справедливых с точки зрения нынешнего состояния общества способов мобилизации взносов в нее, распределение пенсионного бюджета между пенсионерами, рационального управления финансовыми потоками и обслуживанием пенсионеров.

Актуальность рассмотрения данной темы определяется тем, что на фоне общего социального обеспечения одним из его основных элементов является пенсионное обеспечение. А в свете проводимого реформирования пенсионной системы Российской Федерации данный вопрос становится еще более важным.

Цель данной работы – рассмотреть вопрос о роли Пенсионного фонда Российской Федерации в пенсионном обеспечении населения. Реализация поставленной цели подразумевает анализ как официальных документов и нормативных актов, регламентирующих функционирование Пенсионного фонда Российской Федерации, так и практического материала по Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан.

Первая глава диплома раскрывает понятие Пенсионного фонда Российской Федерации, необходимость его создания и его экономическую сущность. Следующая глава рассматривает действующую практику пенсионного страхования и обеспечения Пенсионным фондом Российской Федерации. В третье главе данной работы затрагивается вопрос о совершенствовании деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.

1. Теоретические основы организации пенсионных фондов и их роль в пенсионном обеспечении

1.1 Экономическая сущность и назначение пенсионных фондов

Зарождение пенсионного обеспечения имеет глубокие исторические корни, в каждой стране оно происходило в соответствии с конкретными условиями. Несмотря на определенные различия в подходах, методах, а также в организационном оформлении, в основе его формирования во всех странах есть немало общего. Довольно долго человечество осознавало необходимость оказания помощи всем, кто испытывает нужду по причине болезни, слабости, преклонного возраста. Например, в Древних Афинах существовало подобие пенсионной системы, обеспечивавшей граждан небольшим ежедневным пособием. Постепенно забота о материальном благополучии детей, инвалидов и престарелых становилась нравственной нормой, показателем здоровья любого цивилизованного общества, обязанностью государства.

Слово «пенсия» латинского происхождения, означает платеж. В Большом экономическом словаре «пенсия» определяется как регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством.

Впервые старость была признана законным основанием для гарантированной помощи со стороны государства в виде пенсии в Дании, где в 1891 году был принят закон, предопределивший переход от страхования на случай к старости к прямому пенсионному обеспечению без каких-либо предварительных взносов со стороны пенсионера. Согласно этому закону, каждый гражданин, достигший 60-летнего возраста, имел право на получение пожизненной пенсии, выплачивающейся за счет государственного казначейства и доходов местных обществ [23,с.310].

Пенсионному обеспечению более 100 лет. За это время в мировой практике разработаны различные модели пенсионных систем. Наиболее преобладающие из них – это распределительная (солидарная) и накопительная (сберегательная). Они также могут комбинироваться в разных вариантах.

Распределительная модель устанавливает зависимость размера пенсии от стажа, уровня оплаты труда, суммы страховых взносов и т.д. Сама пенсия образуется по следующему принципу: последующее поколение финансирует предыдущее, т.е. по принципу «работающий платит за пенсионера». Собранные страховые взносы, уплачиваемые работодателями и гражданами, все имеющиеся в наличии финансовые ресурсы, поступившие в пенсионный фонд в соответствующем периоде, целиком расходуются на выплату пенсий в текущее время. Следовательно, уровень благополучия пенсионеров целиком и полностью зависит от экономического благополучия именно этого поколения, на которые они уже никак не могут повлиять. Пенсия в распределительных системах имеет социальную природу, и ее выплата обязательно гарантируется государством. В такой системе уровень пенсии не зависит от предыдущих заработков и целиком зависит от финансовой обеспеченности пенсионного фонда. Если его средств не хватает, надо либо уменьшить размер выплат, либо увеличить взносы в фонд, либо повышать пенсионный возраст.

Накопительная модель является противоположностью распределительной системы финансирования пенсий. При ней страховые взносы на текущие выплаты не тратятся, а зачисляются на личные счета граждан и затем инвестируются в порядке, который в большинстве стран установлен законом. Таким образом, гражданин самостоятельно накапливает свою пенсию в течение трудовой жизни, а ее размер зависит только от объемов взносов, уплаченных в накопительную составляющую и дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений. Накопительная система отличается от распределительной тем, что каждый человек формирует себе пенсию сам. Его взносы идут не на оплату пенсии другому застрахованному лицу, а на индивидуальный счет в специализированной страховой компании [13,с.230].

Считается, что накопительная модель имеет ряд существенных преимуществ: не зависит от проблем демографического плана, угрожающих практически во всем мире существованию распределительных механизмов и систем; дает возможность эффективно использовать аккумулируемые деньги для нужд экономического развития; обеспечивает дифференциацию размеров пенсии в зависимости от того, сколько сумел накопить тот или иной человек и как эффективно были инвестированы его накопления. В целом, такая модель в большей степени соответствует принципам рыночного хозяйства, чем распределительная.

Каждая из рассмотренных моделей может быть использована для решения конкретных экономических и социальных вопросов, но наиболее эффективным инструментом поддержания финансовой устойчивости пенсионного обеспечения считается их совместное функционирование. Оптимальное решение задачи пенсионного обеспечения заключается не в альтернативном выборе одной из моделей, а во взаимодействии основной и дополнительной пенсионных схем. Существенные различия в точках зрения на этот счет зависят в конечном итоге от целей, которые определены в социальной политике государства [22,с.78].

Значительное событие в сфере пенсионного обеспечения в России произошло 6 декабря 1827 года, когда император Николай I утвердил «Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным служащим» и подписал указ Правительствующему Сенату «к приведению его в действие» с 1 января 1828 года. Пенсии и пособия государственным служащим в России выплачивались и ранее, но правила, по которым эти выплаты производились, не имели ни надлежащей определенности, ни соразмерности.

В России до начала 1990-х годов пенсионное обеспечение осуществлялось из средств Фонда государственного социального страхования. Однако этих средств хронически не хватало, и приходилось прибегать к средствам госбюджета. Из-за дефицитности бюджета вопросы развития пенсионной системы всегда решались по остаточному принципу.

Необходимо было отказаться от этой порочной практики. С введением нового пенсионного законодательства в 1990 году был создан иной механизм сбора и аккумуляции средств, позволяющий пенсионной системе функционировать и развиваться независимо от состояния бюджета государства. Однако действующая ранее пенсионная система не позволяла работающему гражданину точно знать, какую пенсию он сможет получать в будущем, поскольку эта величина определялась не его собственным вкладом, а количеством пенсионных отчислений будущего поколения работников. Иными словами, ранее получаемая заработная плата и размер стажа практически не влияли на размер будущей пенсии работника. Между тем, было бы справедливо, чтобы заработки и стаж работающего предопределяли величину его пенсии, и он был бы заинтересован платить пенсионные взносы, которые будут использованы на содержание нынешних пенсионеров. Помимо этого, необходимо было создать механизмы для введения в пенсионную систему накопительного элемента, что позволило бы работникам накапливать средства на старость. Минимальный размер пенсий по отношению к прожиточному минимуму нетрудоспособного населения неуклонно снижался. Вариант уменьшения этого разрыва за счет увеличения поступлений в Пенсионный фонд РФ также не являлся оправданным, так как увеличение страховых тарифов, прежде всего, повлияло бы на деятельность законопослушных работодателей, численность которых будет неуклонно снижаться. Тариф страховых взносов на цели пенсионного обеспечения и так был достаточно высок, что могло привести к неблагоприятному соотношению численности плательщиков страховых взносов и пенсионеров.

Таким образом, назрела необходимость реформы пенсионной системы, в рамках которой минимальный размер пенсии был бы доведен до уровня прожиточного минимума, размеры пенсий дифференцировались в зависимости от прошлого трудового вклада пенсионера, а взносы, уплачиваемые работодателями в Пенсионный фонд РФ, были бы ограничены. Проведение пенсионной реформы в России началось с 2002 года. Новая система пенсионного обеспечения строится на основе следующих принципов:

- каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение ;

- каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;

- каждый застрахованный имеет право на трудовую пенсию в соответствии с заработком, с которого уплачивались страховые взносы, и продолжительностью страхования;

- средства обязательного государственного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных. Часть этих средств централизуется и перераспределяется для обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от места их жительства на территории России;

- финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности поколений, субъектов РФ и отраслей экономики;

- расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета [26,с.47].

В связи с проводимой реформой в российскую пенсионную систему внесены существенные изменения:

- размеры пенсий дифференцируются в зависимости от трудового вклада и с учетом изменений в сфере оплаты труда, произошедших за последние годы. При этом, при начислении пенсии учитывается заработная плата за весь период работы, а не только за последние два года;

- осуществляется регулярный перерасчет пенсий с учетом роста цен и повышения уровня жизни экономически активного населения;

- создан банк данных долгосрочных долговых обязательств пенсионной системы в отношении пенсионных прав, приобретенных и по старой, и по новой системам. Это позволит оценивать финансовое состояние пенсионной системы и заранее принимать необходимые меры для финансовой стабильности пенсионного обеспечения;

- предусматривается значительное повышения уровня государственного пенсионного обеспечения лиц, имевших в период трудовой деятельности низкие и средние заработки.

В структуре новой пенсионной системы РФ предусмотрены государственное пенсионное обеспечение; государственное пенсионное страхование; профессиональные пенсионные системы; дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение.

Государственное пенсионное страхование обеспечивает предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий, пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца за счет обязательных страховых взносов.

Государственное пенсионное обеспечение гарантирует начисление базовой части трудовых пенсий, выплачиваемых по Закону о трудовых пенсиях, пенсий за выслугу лет, по старости, инвалидности и социальных пенсий, выплачиваемых по Закону о пенсионном обеспечении, которые финансируются их федерального бюджета за счет перечисляемых работодателями сумм единого социального налога.

Дополнительное пенсионное обеспечение и страхование обеспечит гражданам дополнительные пенсии за счет накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц в государственную и негосударственную систему пенсионного страхования.

Профессиональные пенсионные системы предоставляют лицам, имевшим более высокие доходы, пенсии в размерах, соответствующих уровню их заработной платы [36,с.78].

Государственное пенсионное обеспечение и государственное пенсионное страхование возложены на Пенсионный фонд РФ. Он уполномочен государством создавать экономическую основу для пенсионных выплат независимо от места проживания пенсионера. По разным социально-экономическим условиям во многих регионах России сбор страховых взносов не обеспечивает «внутренних» потребностей в выплате пенсии. И только благодаря централизованной структуре Пенсионного фонда, свободного от местных влияний, можно перераспределять средства от условных доноров в дотационные территории. Это обстоятельство особенно важно в условиях, когда решение многих социально-экономических вопросов передается из центра на места. Государственные гарантии права на пенсию, установленные федеральным законом, должны быть равными для всех пенсионеров и, соответственно, обеспечиваться на федеральном уровне.

При усиливающемся финансовом кризисе в конце 1990-х годов России для пенсионного обеспечения объективно необходимо было сформировать Пенсионный фонд. Он был образован по Постановлению Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по Закону для государственного управления пенсионным обеспечением. С 1 января 1991 года средства, предназначенные для выплаты пенсий и некоторых государственных пособий, по решению высших законодательных органов РФ были введены из федерального бюджета. Работа по сбору, учету и целевому распределению этих средств была возложена на Пенсионный фонд [23,с.45].

Среди ученых-экономистов и практических работников нет единого мнения по определению понятия «Пенсионный фонд». В Положении о Пенсионном Фонде приводится следующее определение: «Пенсионный фонд РФ – самостоятельное финансово-кредитное учреждение, образованное в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат». Авторы учебника «Финансы» под редакцией В.М.Родионовой пишут: «Пенсионный фонд – это орган государственного управления финансами пенсионного обеспечения, самостоятельная финансово-банковская система, средства которой не входят в состав государственного бюджета». По сути, приведенные определения не отличаются друг от друга.

Л.А.Ермак в своей книге говорит: «Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств». Несколько иное определение Пенсионного фонда делается Е.М.Четыркиным на основе анализа зарубежного опыта функционирования этих фондов: «Пенсионный фонд – организация, занимающаяся разноплановой деятельностью, которая заключается в аккумулировании денежных средств и их использовании для выплат пенсий и пособий участникам; при этом каждый пенсионный фонд работает согласно своему уставу и является самостоятельной юридической и финансовой организацией, которая не связана с государственной системой пенсионного обеспечения населения». В отличие от трех предыдущих определений здесь четко ограничены понятия «пенсионные фонды» и «государственная система пенсионного обеспечения». По мнению авторов учебника «Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды» под редакцией Н.З.Капкаевой и Н.С.Журкиной, такое определение пенсионного фонда применимо для системы пенсионного обеспечения в зарубежных странах. В современной России такое определение больше подходит для негосударственных пенсионных фондов. [26,с.65].

Пенсионные фонды по своей природе имеют двойственный характер. Во-первых, они рассматриваются как важный социальный институт, призванный решать задачи по улучшению материального положения нетрудоспособных членов общества. Во-вторых, пенсионные фонды выступают в роли специфических институтов, аккумулирующих сбережения широких слоев населения для осуществления долгосрочных инвестиций [16,с.27].

По данным ФСФР России по состоянию на 1 марта 2008 года собственное имущество 258 российских НПФ составляет более 371,4 млрд. рублей, из них пенсионные резервы превышают 297,8 млрд. рублей. Участниками НПФ являются около 6,2 млн. человек, из которых более 758 тысяч уже являются получателями негосударственных пенсий. Средний размер негосударственных пенсий составляет более 2200 рублей.

Согласно обзору Центрального банка РФ по итогам 2007 года пенсионные резервы НПФ более чем в полтора раза превышают страховые резервы страховых компаний. Значительные ресурсы НПФ (62%) размещаются в нефинансовых организациях. По мнению Банка России показатели деятельности НПФ имеют существенное влияние на финансовые потоки в экономике страны и должны учитываться при составлении платежного баланса страны и осуществления макроэкономического анализа. Таким образом, система негосударственного пенсионного обеспечения представляет стабильно развивающуюся систему. [73].

Деятельность Пенсионного Фонда затрагивает сегодня интересы всего населения России. Около 54 миллионов человек перечисляют страховые взносы в Пенсионный Фонд из своей заработной платы, а около 40 миллионов пенсионеров, что составляет четверть населения страны, получают пенсии.

Роль Пенсионного фонда России в пенсионном обеспечении населения можно оценить по данным таблицы 1.1.1, где приведена динамика основных показателей пенсионного обеспечения Фонда за 2006-2008годы. Из таблицы видно, несмотря на снижение численности населения в Российской Федерации, пенсионеров, охваченных Пенсионным фондом России, наоборот, увеличивается. Помощь федерального бюджета Пенсионному фонду с 2005 года выросла на 210,2%. Ежегодное увеличение доли средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы свидетельствует об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов.


Таблица 1.1.1 Динамика основных показателей пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации за 2006-2008 годы

Показатели 2006 год 2007 год измен., % 2008 год (прогнозные показатели) измен., %
Численность населения РФ, млн. руб. 142,2 142 99,86 141,4 99,44
Количество пенсионеров, охваченных ПФР, млн. чел. 38,5 38,7 100,1 39,3 102
Объем средств федерального бюджета, передаваемый в ПФР, млрд. руб. 87,8 88,2 100,5 184,6 210,2
Объем средств ПФР, направляемых на пенсионное обеспечение, млрд. руб. 1528 1770 116 1639 107,3
Объем средств ПФР, направляемых на пенсионное страхование, млрд. руб. 1166 1356 116,3 1211 104

Учитывая значительный объем финансовых поступлений из федерального бюджета, финансовые ресурсы Пенсионного фонда РФ представляют особую значимость для бюджетно-финансовой системы государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.