рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Разработка методических основ формирования инвестиционной стратегии и рекомендаций по управлению инвестиционным процессом в малых городах

Тем не менее рейтинги, оценивающие инвестиционную привлекательность или отдельные ее компоненты, получили широкое признание и широко используются инвесторами при принятии решений об инвестировании.

Учитывая, что инвестиционная привлекательность определяет движение инвестиционных потоков, представляется целесообразным формировать инвестиционную стратегию развития малых городов на основе оценки инвестиционной привлекательности малого города.

Анализ существующих методических подходов к оценке инвестиционной привлекательности свидетельствует об отсутствии рекомендаций по оценке инвестиционной привлекательности малого города. Однако, наиболее проработанной является концепция эффективного управления инвестиционными процессами в социально - экономических системах.

Инвестиционная стратегия необходима для обеспечения устойчивого социально - экономического развития малого города. Задумываясь о социальном и экономическом развитии своих территорий, самые разные города выстраивают стратегические планы. И самое важное в этом процессе - найти такую стратегию, которая бы гарантировала городу эффективное использование ресурсов и максимальную устойчивость от внешних и внутренних кризисов, а также обеспечивала преимущества в конкуренции за инвестиции и высококвалифицированные кадры.

Разработка Стратегического плана развития города Серпухова до 2015 года проходит в несколько этапов. Первый шаг был сделан в ноябре 2001 года, когда были определены приоритетные направления развития территории, а затем на общественном совете города была принята концепция развития города Серпухова.

За 5 лет Серпухов во многом преобразился и достиг социально-экономической стабильности. Исторически сложившийся как промышленный центр Подмосковья сегодня Серпухов продолжает динамично развиваться. 36 крупных и средних промышленных предприятий год от года наращивают объемы производства. Развивается промышленность с участием иностранного капитала, обеспечивая горожанам рабочие места европейского уровня. Сегодня в Серпухове уже 5 таких предприятий. Общие инвестиции за 4 года составили 3 млрд. 53 млн. рублей. По расчетам экономистов объем инвестиций в промышленность в 2010 году составит 54,4 миллиона долларов. При этом потенциал далеко не исчерпан - об этом свидетельствует наличие свободных производственных площадей и земельных участков, а также резерв, который город имеет как потенциальный работодатель.

Предприятия малого бизнеса, если судить по видам деятельности, охватывают практически все отрасли экономики: торговля и общественное питание, промышленность, строительство, непроизводственные виды бытового обслуживания, транспорт и связь. Достаточно сказать, что количество малых предприятий составляет почти 4 единицы. Удельный вес людей занятых в этой сфере, вполне внушительный - 19 процентов от общего числа занятых в экономике города.

По уровню обеспеченности жильем Серпухов занимает одно из первых мест в области. Казалось бы, неплохо, однако жителей города, коль скоро существует очередь на улучшение жилищных условий, эта ситуация все же не удовлетворяет.

Многое свидетельствует о том, что за 4 года администрации удалось переломить негативные тенденции и выправить социально-экономическую ситуацию. Однако, все ресурсы, конечно, далеко не исчерпаны. Нельзя счесть благополучной, например, ситуацию в жилищно-коммунальном секторе экономики. Именно поэтому в числе первоочередных программ стратегического плана предполагается разработка ряда проектов по благоустройству дворовых территорий, содержания жилищного фонда, усовершенствованию работы диспетчерских служб ЖКХ. Все это в ближайшей перспективе позволит преодолеть недоверие жителей, возникшее за десятилетие буксующих жилищных реформ.

Администрация города понимает необходимость перспективного развития территории. Для этого и предпринята разработка стратегического плана, который логически завершит начатую в 2001 году работу, и обеспечив «точки роста», превратит Серпухов в комфортный, конкурентоспособный город.

Первым этапом формирования инвестиционной стратегии является определение целей. Учитывая результаты проведенного анализа развития инвестиционной деятельности города Серпухова, основная цель инвестиционной стратегии может быть определена как максимальное удовлетворение инвестиционных потребностей города.

Развитие благоприятного инвестиционного климата в Серпухове предполагает создание благоприятного климата для притока в город инвестиционного капитала, поддерживающего и стимулирующего местную промышленность. Сегодня для этого в Серпухове есть все условия - устойчивая социально-экономическая ситуация и политическая обстановка в городе, стабильное состояние кредитно-финансовой сферы.

Именно систематическое привлечение инвестиций в городе способно обеспечить устойчивый экономический рост и повысить потенциал производства. В этом направлении перед городским сообществом стоит стратегическая задача - привлечь инвестиции, рассматривая собственность города в качестве основы самостоятельной экономической и инвестиционной политики. Есть несколько путей, позволяющих добиться искомого результата. Например, используя механизм соинвестирования в объекты городского хозяйства средств бюджета и частного капитала, в случае, если вложения предполагают длительный процесс окупаемости. Это позволит привлечь инвестиции и сохранить разрушенные здания, изношенные инженерные коммуникации.

Результатом этого направления должны стать:

- рост иностранных и отечественных инвестиций в промышленность города к 2015 г. до 70 млн. $ за счет введения системы согласования инвестиционных проектов в режиме «Одного окна», создания в Серпухове современной инфраструктуры для предоставления носителям инвестиционных проектов необходимого комплекса услуг, создания резервных мощностей по электроэнергии к 2007 году, а по газу - к 2008 году;

- увеличение доходной части бюджета города ежегодно не менее чем на 20 процентов, за счет приватизации муниципальных непрофильных предприятий согласно плану приватизации, эффективного использования земельных ресурсов;

- рост числа предприятий применяющих наукоемкие технологии, за счет введения до 2007 года системы льгот;

- погашение муниципального долга к 2012 году.

Таким образом, можно сформулировать основные рекомендации совершенствования инвестиционной привлекательности малого города:

1) сохранение текущих тенденций развития инвестиционной инфраструктуры;

2) повышение инвестиционной привлекательности;

3) разработка мероприятий по регулированию инвестиционной привлекательности малого города;

4) мониторинг инвестиционной привлекательности.

3.2 Разработка мероприятий по привлечению инвестиций в экономику муниципального образования города Серпухова

Основной целью инвестиционной политики является обеспечение экономического подъема за счет привлечения инвестиций в эффективные и конкурентно способные производства и виды деятельности, способные обеспечить создание собственного инвестиционного потенциала города и содействовать ориентации отраслей и производств к рыночным условиям, что позволит им сохранить устойчивое положение на внутреннем рынке и активизировать продвижение на внешний рынок. На этой основе должны решаться задачи обеспечения занятости и доходов населения, сбалансированности бюджета, ослабляться напряженность в социальной сфере.

Реализовать поставленную цель можно на основе проведения последовательной политики, направленной на поддержку инвестиционной деятельности на территории города, отработки механизмов мобилизации бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов для реализации инвестиционных программ, привлечения внешних инвестиций и повышения эффективности их использования.

Для привлечения инвестиций в экономику муниципального образования, на основе проведенного анализа рекомендуется провести комплекс мероприятий:

1. Создание инвестиционного фонда.

2. Для успешной реализации инвестиционной политики на территории города Серпухова, администрации следует проработать вопрос о создании Целевого бюджетного инвестиционного фонда муниципального образования в составе бюджета города. Он должен быть создан в целях привлечения и концентрации средств для дополнительного финансирования мероприятий по строительству объектов недвижимости жилого назначения, объектов социального и культурного назначения, инженерной инфраструктуры, а также на приобретение и капитальный ремонт жилья в городе в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом муниципального образования и нормативных актов органов местного самоуправления.

Доходы и расходы Фонда при этом будут учитываться соответственно в составе доходов и расходов бюджета города Серпухова. Средства Фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие его назначению.

Фонд формируется за счет следующих источников:

1) средств, поступающих от инвесторов-застройщиков на участие в строительстве и реконструкции объектов недвижимости жилого назначения, а также объектов социально-культурного назначения на территории муниципального образования в соответствии с инвестиционными контрактами (договорами), заключенными в установленном порядке;

2) средств от продажи объектов незавершенного строительства, осуществленного за счет средств бюджета муниципального образования;

3) поступлений от реализации имущества при строительстве объектов, осуществляемом за счет средств Фонда;

4) средств от реализации жилищного фонда, ранее безвозмездно переданного муниципальному образованию;

5) добровольных взносов организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных юридических и физических лиц;

6) иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города.

Средства Фонда могут расходоваться по следующим направлениям:

1) финансирование работ по проектированию, строительству и реконструкции муниципального жилищного фонда, финансирование работ по строительству и реконструкции инженерных сетей и сооружений, а также объектов социально-культурного назначения на территории города;

2) финансирование проектно-изыскательских работ для строительства и реконструкции муниципального жилищного фонда, инженерных сетей и сооружений на территории города;

3) финансирование работ по капитальному и текущему ремонту жилищного фонда, инженерных (коммунальных) сетей, объектов социально-культурного назначения, внутриквартальных территорий;

4) приобретение жилья для социально незащищенных слоев населения.

Средства Фонда могут расходоваться в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов Фонда. Перечень объектов, подлежащих строительству и реконструкции за счет средств Фонда в очередном финансовом году, утверждается Главой города Серпухова или Советом депутатов.

2. Разработка бизнес-плана по экономическому развитию муниципального образования.

Для привлечения инвесторов на территории должны быть созданы благоприятные условия, для реализации которых послужит План социально-экономического развития города, в котором были бы определены долгосрочные, среднесрочные и ближайшие социально-экономические цели муниципального образования, средства их достижения, включая инвестиционный потенциал и условия для размещения и работы инвестора. В нем должен быть определен план действий администрации города по привлечению капиталовложений в местную экономику, также информация об инвестиционных возможностях города и услугах для потенциальных инвесторов. План должен отразить усилия местной власти по обеспечению снижения рисков потери средств, вкладываемых инвесторами в экономику города.

План социально-экономического развития города Серпухова должен быть ориентирован на то, что преодоление кризиса состоит не в оперативном вмешательстве в саморазвивающуюся экономику города, а в создании условий для ее свободного развития. Поэтому главной целью Плана должно стать создание качественной городской среды, понимаемой как совокупность благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов.

Благоприятные условия для жизни населения понимаются как возможность полноценной занятости, получения высоких и устойчивых доходов, доступность широкого спектра социальных услуг, соблюдение высоких экологических стандартов жизни. План должен основываться на реалистичный анализ условий и ресурсов развития города. У города достаточно ресурсов, рациональное использование которых позволит стабилизировать социально-экономическое положение и дать мощный импульс развитию. К ним относятся, в частности, налаживание эффективного управления, рационального использования городских финансов и муниципальной собственности. План должен содержать комплекс мер, которые будут ориентированы на повышение эффективности их использования, при этом предлагаемые в программе меры не должны требовать дополнительных бюджетных затрат.

Основная идея улучшения системы планирования социально-экономического развития в городе состоит в том, что текущее планирование - годовое бюджетное и отраслевое - должно базироваться на долго-среднесрочном плане социально-экономического развития, разработанном на основе стратегических целей. План должен иметь системный характер, объединяя в рамках единой стратегии отдельные блоки по реформированию секторов и отраслей городского хозяйства. Он должен определить принципы и приоритеты, необходимые при принятии решений по конкретным проектам развития экономики и социальной сферы. Бизнес-план должен получить статус городского нормативного акта и применяться как основа для текущего планирования.

3. Создание базы инвестиционных проектов.

Основная цель данного направления региональной инвестиционной политики - привлечь внимание российских и международных деловых кругов к городу, показать привлекательные для потенциальных инвесторов характеристики предприятия и условий осуществления инвестиционной деятельности, представить город Серпухов как перспективного партнера, обладающего значительным экономическим потенциалом.

Основными направлениями деятельности по созданию инвестиционно- го имиджа города являются: распространение информации о преимуществах города (сырьевого, промышленного, научного и кадрового потенциала и др.), инвестиционном законодательстве города, инвестиционных проектах и предложениях, объектах инвестиционной инфраструктуры посредством средств массовой информации и международного информационного обмена, презентаций города и отдельных инвестиционных проектов, распространения информационно-рекламных материалов.

Привлечение к работе на территории города организаций и программ с иностранным участием, международных банков, институциональных инвесторов.

Развитие и поддержание отношений с посольствами и торговыми представительствами зарубежных государств, международными организациями, средствами массовой информации.

Участие в инвестиционных семинарах, подключение к электронным базам данных, содержащим информацию о потенциальных зарубежных инвесторах.

Работа с государственными организациями с целью продвижения региональных инвестиционных проектов, привлечения к их реализации дополнительных источников финансовых средств. В рамках концепции инвестиционной политики города Серпухова провести организационную работу по подготовке Каталога инвестиционных проектов - провести работу по сбору и предварительной экспертизе информации предприятий - инициаторов инвестиционных проектов для дальнейшего размещения ее в указанном Каталоге и на Internet-ресурсе.

Стороны сотрудничают в области оказания помощи предприятиям города в подготовке инвестиционных проектов в избранном стандарте, и в соответствии со стандартами, принятыми для такого рода документов, а также в области доведения информации об инвестиционных проектах предприятий до инвесторов и содействия в реализации инвестиционных проектов.

Целью создания Каталога инвестиционных проектов является информационное содействие предприятиям города в привлечении финансовых средств под разработанные инвестиционные проекты, обеспечение «прозрачности» инвестиционного рынка для российских и иностранных инвесторов.

Для участия проекте предприятия-инициаторы предоставляют необходимую информацию по предлагаемой форма анкеты.

В состав публикуемой информации по проектам включается: информации о предприятии, его руководителях и учредителях, основные технико-экономические показатели его деятельности, резюме проекта с основными показателями эффективности, и др.

Электронная версия Каталога размещается на сайте городской администрации.

Инвесторы имеют открытый доступ к Каталогу, возможность отбора проектов по различным критериям (отрасль, срок окупаемости, внутренняя норма рентабельности, объем инвестиций, форма инвестиций).

При анализе инвестиционной политики муниципального образования выявлены и недостатки, которые тормозят привлечение инвестиций на территорию города Серпухова: отсутствие муниципального инвестиционного фонда; отсутствие каталога инвестиционных проектов на территории; отсутствие плана социально-экономического развития территории на долгосрочную и ближнесрочную перспективу. Также необходимо внести изменения в организационную структуру отдела экономического развития и инвестиций администрации города Серпухова.

3.3 Направления и пути активизации инвестиционного процесса в малых городах

Проблемы развития малых городов появились задолго до начала рыночных реформ. И в условиях плановой системы отраслевой принцип распределения ресурсов не оставлял надежд на привлечение экономического внимания со стороны государства к нуждам этих территорий.

Отсутствие государственного регулирования пространственного развития экономики и долгосрочной стратегии социально - экономического развития малых городов ведет к усилению асимметрии в развитии российской экономики и таким серьезным последствиям, как:

- большой разрыв в уровне экономического и социального развития городов и районов;

- недоиспользование и неэффективное использование экономического потенциала городов и районов.

Решение этой проблемы требует усиления внимания к функциям администрации по пространственному управлению социально - экономическим развитием и планово - прогнозной работе на уровне малых городов. Поиски стратегии активизации экономического развития малых городов связаны с необходимостью соблюдения системного подхода, которые означают:

1. Разработку стратегии развития с учетом оценки понимания сильных и слабых сторон города.

2. Постоянное изучение рынка товаров и услуг, на котором работают или собираются работать местные производители.

3. Объединение усилий всех общественно - экономических структур города вокруг разработанной стратегии и их активное участие в ее реализации.

Разработка стратегии предполагает, с одной стороны, объективную оценку текущего состояния, сильных и слабых сторон экономики города, а с другой - четкую формулировку целей и реалистическую оценку возможностей и рисков.

Формирование бюджетной системы преимущественно за счет перераспределения бюджетных доходов и преобладания дотаций в доходах бюджетов городов и районов разрушает саму основополагающую идеологию бюджетного федерализма и вызывает рост противоречий, снижающих общую эффективность социально - экономического развития федерации в целом и ее субъектов:

- растет уровень централизации управления и соответственно растут издержки, присущи централизованной системе управления;

- в сознании людей сохраняется и укрепляется представление о необъективности и несправедливости власти, выделяющей мало дотаций району или городу;

- снижается уровень ответственности местной власти за решение проблем социального развития территории, развиваются иждивенческие настроения;

- не появляются предпосылки, стимулирующие активное участие людей в принятии жизненно важных для них решений;

- и главное, неоправданно медленно повышается уровень жизни людей и отсутствуют перспективы более энергичного решения этой проблемы.

Для активизации экономического развития малых городов необходима разработка прогноза с определением конкретных проблем, ограничений и предпосылок развития:

1) анализ текущей ситуации социально - экономического развития города;

2) выявление возможных направлений развития с учетом имеющихся ресурсов, их конкурентоспособности, емкости рынка и возможности включения в рыночную среду;

3) разработка инвестиционных проектов с определением возможных источников финансирования;

4) анализ влияния реализации проектов на финансово - экономические и социальные параметры развития города или района.

Наличие объективных причин, предопределивших неблагоприятные стартовые условия перехода к новой системе общественно экономических отношений большинства малых городов, привело к тому, что их собственный экономический потенциал недостаточен для самостоятельного преодоления ситуации и обеспечения ощутимого роста своей экономики и уровня жизни населения.

Если в качестве главного показателя, дающего достаточно объективную оценку социально - экономического состояния территории, принять ее инвестиционную привлекательность, то можно сделать вывод, что малым городам конкурировать на рынке инвестиционных ресурсов очень трудно. Основные факторы, которые определяют низкую инвестиционную привлекательность малых городов, состоят в следующем:

- удаленность от разных промышленных центров и рынков сбыта продукции;

- расположенность в транспортно мало освоенных районах;

- сельскохозяйственная ориентация районов, традиционно вызывающая необходимость постоянной поддержки производителей;

- зависимость благополучия города от эффективности развития одного двух производств;

- устаревшие фонды предприятий преимущественно агропромышленного профиля;

- низкий уровень обеспеченности и качества производственной и социальной инфраструктуры;

- неблагоприятная демографическая и возрастная структура населения;

- недостаточный уровень квалифицированных трудовых ресурсов;

- низкие доходы населения, ограничивающие развитие потребительского рынка товаров и услуг.

Неблагоприятные факторы носят не временный, а постоянный характер и ведет к тому, что в ближайшей перспективе малые города будут нуждаться не в эпизодической, а в постоянной помощи и экономической поддержке. Поскольку собственный инвестиционный потенциал недостаточен, необходимы внешние инвестиции. Учитывая низкий уровень привлекательности малых городов для частных инвесторов, потребуется привлечение средств муниципального, регионального и федерального бюджетов и разработка муниципальной инвестиционной политики по привлечению внебюджетных средств.

Решение проблемы повышения эффективности развития малых городов, требует разработки стратегии активизации использования их экономического потенциала. Стратегия активизации развития малых городов включает детальное исследование на уровне каждого малого города основных предпосылок и ограничений в развитии каждой территории. Нахождение возможного варианта активизации развития экономики территории, должно стать результатом обоснования направлений развития города с позиции интересов социально - экономической системы данной территории.

Реализуемость стратегии определяется наличием механизма формирования финансовых ресурсов для ее осуществления. Основными источниками финансирования инвестиций являются собственные средства предприятий, средства местного бюджета, средства регионального бюджета, заемные средства, средства частных инвесторов.

Низкая инвестиционная привлекательность малых городов ведет к тому, что самым реальным источником инвестиций становится муниципальный и региональный бюджеты, та их часть, которая называется бюджетом развития [27].

При этом оказание финансовой помощи должно опираться на следующие требования:

1) целевое распределение финансовой помощи, включающее текущую, инвестиционную выравнивающую и инвестиционную стимулирующую помощь;

2) максимально возможная стабильность и предсказуемость условий распределения финансовой помощи, позволяющая городам самостоятельно прогнозировать для себя основной объем получаемой финансовой поддержки на среднесрочную перспективу;

3) использование объективных критериев и формальных процедур.

Механизм финансовой поддержки пространственного развития малых городов предполагает формирование в региональном бюджете нескольких фондов, предназначенных для выравнивая бюджетной обеспеченности и уровня развития социальной инфраструктуры и привлечения инвестиций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.