рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Счетная палата как институт государственного финансового контроля

Установлены факты нецелевого использования средств федерального бюджета, допущенных главными распорядителями средств федерального бюджета, на общую сумму 775,2 млн. рублей. По указанным фактам Счетной палатой направлены представления в Минфин России о блокировке расходов федерального бюджета.

Объем государственного долга Российской Федерации на 1 января 2008 года составил 7,3% ВВП и уменьшился по сравнению с 1 января 2007 года на 1,3% за счет снижения государственного внешнего долга на 19,6% при одновременном увеличении государственного внутреннего долга на 22,2%. Продолжился рост совокупного внешнего долга Российской Федерации за счет наращивания внешнего долга корпоративным и банковским секторами, что обусловлено как наличием более благоприятных условий заимствования на внешнем рынке, чем на внутреннем, так и отсутствием должного контроля за практикой заимствований, осуществляемых корпоративными структурами с государственным участием.

Из 153 статей Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" (с изменениями и дополнениями) исполнены нормы 92 статей (около двух третей общего количества), не полностью исполнены отдельные нормы 30 статей (одна пятая общего количества), нарушены нормы 2 статей, не исполнены нормы 6 статей.

Анализ организации государственного внутреннего финансового контроля показал, что главными распорядителями средств федерального бюджета не в полной мере выполняются требования Бюджетного кодекса Российской Федерации в части обеспечения контроля за использованием бюджетных средств подведомственными учреждениями и организациями. В 2007 году отдельными главными распорядителями не было завершено формирование структурных подразделений, обеспечивающих внутренний финансовый контроль. Самостоятельные структурные подразделения финансового контроля созданы лишь в 21 из 114 главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств, что составляет 18,4% общего количества, штаты указанных подразделений не укомплектованы в полном объеме.

Объем нарушений, выявленных в процессе ревизий и проверок, проведенных контрольно-инспекторскими подразделениями и отдельными специалистами внутреннего финансового контроля в 2007 году, составил 10 051,2 млн. рублей.

Счетной палатой выявлены факты нарушения 18 статей Бюджетного кодекса Российской Федерации, установлены факты нарушения Гражданского кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, Таможенного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О бухгалтерском учете" и других нормативных правовых актов.

По итогам проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" и отчета об исполнении федерального бюджета за 2007 год направлено информационное письмо Президенту Российской Федерации, информационное письмо Правительству Российской Федерации, представления Минфину России, главным администраторам средств федерального бюджета для принятия мер по устранению выявленных нарушений, допущенных в ходе исполнения федерального бюджета за 2007 год.

В рамках последующего контроля проведены проверки исполнения бюджетов ПФР, ФОМС и ФСС за 2007 год, по итогам которых в установленные законодательством сроки в Государственную Думу и Совет Федерации, а также в МВД России направлены заключения Счетной палаты по отчетам Правительства Российской Федерации об исполнении бюджетов указанных государственных внебюджетных фондов за 2007 год.

В ходе проверки исполнения бюджета ПФР установлено, что в 2007 году не были приняты законодательные и иные нормативные правовые акты, направленные на обеспечение более полного и эффективного исполнения федерального закона о бюджете ПФР. В нарушение статей 226 и 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации не устранена практика заключения ПФР контрактов, переходящих на следующий финансовый год, а в нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации допущено неэффективное использование средств на общую сумму 31,6 млн. рублей. Сложившийся механизм инвестирования средств пенсионных накоплений приводит к значительным потерям государственных пенсионных средств, неполному размещению ресурсов пенсионных накоплений и росту неразмещенных остатков.

В ходе проверки исполнения бюджета ФОМС за 2007 год установлено неполное исполнение закона о бюджете ФОМС на 2007 год по ряду видов расходов (на проведение пилотного проекта, диспансеризацию находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот, дополнительную диспансеризацию работающих граждан, на финансовое обеспечение государственного задания, на нормированный страховой запас, на оказание работающим гражданам первичной медико-санитарной помощи), общая сумма неиспользованных средств составила 14 235, 02 млн. рублей.

Проверкой исполнения бюджета ФСС за 2007 год установлено недоиспользование средств на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в сумме 293,3 млн. рублей и на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по санаторно-курортному лечению в сумме 1 085,7 млн. рублей, основной причиной чего явилось позднее (конец ноября 2007 года) внесение изменений в закон о бюджете Фонда, связанных с дополнительным выделением средств из федерального бюджета на указанные цели.

В 2008 году Счетной палатой осуществлен комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по проверке использования средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделенных на реализацию приоритетных национальных проектов (далее -

11Н11)"Здоровье", "Образование", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Расходы федерального бюджета на ПНП в 2008 году определены в сумме 261,3 млрд. рублей (расчетно), что на 4,7 млрд. рублей, или на 1,8%, меньше предусмотренных на эти цели средств в 2007 году (266,0 млрд. рублей). (Приложение 2, рис 2.7). Это связано с завершением реализации ряда направлений ПНП, а также отражением ПНП "Развитие агропромышленного комплекса" в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы. Планом подготовки нормативных правовых актов по реализации ПНП в 2008 - 2010 годах, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 г. № 1626-р, предусмотрено разработать 27 нормативных правовых актов.

По состоянию на 1 января 2009 года из 24 нормативных правовых актов по реализации предусмотренных к разработке в ноябре 2007 года - I квартале 2008 года, не принят 1 нормативный правовой акт.

Реализация ПНП "Образование" привела к активизации работы с молодежью в регионах; материальная поддержка учителей и классных руководителей - к активизации деятельности педагогов общеобразовательных учреждений, появлению стимулов к широкому внедрению инновационных технологий. Расходы федерального бюджета на реализацию ПНП "Образование" в 2008 году предусмотрены в сумме 47 667,5 млн. рублей (расчетно), их исполнение в январе - декабре 2008 года составило 45 072,3 млн. рублей, или 94,6% годовых бюджетных назначений. (Приложение 2, рис.2.8)

В 2008 году на низком уровне исполнены расходы на обучение в высших учебных заведениях лиц, прошедших военную службу по контракту (3,6%), на строительство и реконструкцию объектов для размещения Высшей школы менеджмента федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет" (36,5%), на начальное профессиональное образование военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (50,2%). В рамках проекта "Обеспечение трафика для школ, подключенных к сети Интернет в 2006 - 2007 годах" трафиком за счет средств федерального бюджета обеспечивается 36 231 образовательное учреждение из 52 063, подключенных в 2006 - 2007 годах.

Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на реализацию ПНИ "Образование", показала, что в субъектах Российской Федерации имели место проблемы, связанные с антивирусной защитой, неустойчивостью связи, длительным отсутствием связи и возможностью выхода в Интернет (более 3 дней), необоснованными ограничениями доступа к образовательным сайтам, затягиванием сроков решения технических проблем (Московская и Орловская области, Приморский край, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ). В ходе мероприятий по внедрению комплексных мер модернизации образования отдельными субъектами Российской Федерации (Новгородская, Ивановская области) были допущены нарушения их обязательств по разработке и нормативному закреплению механизмов реализации ключевых принципов новой системы оплаты труда.

В 2008 году не решен вопрос выплаты надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера при выплате вознаграждения за выполнение функций классного руководителя.

С начала реализации ПНП "Здоровье" наметилась тенденция к укреплению кадрового потенциала первичного медицинского звена, увеличилась оплата труда участковых терапевтов, педиатров и медсестер. Благодаря реализации ПНП "Здоровье" и комплекса соответствующих мероприятий в ряде субъектов Российской Федерации наметилась тенденция к стабилизации демографической ситуации. Наблюдается среднегодовой прирост рождаемости, снижение показателя смертности, в том числе перинатальной. Расходы федерального бюджета на реализацию ПНП "Здоровье" предусмотрены в сумме 77 648,6 млн. рублей (расчетно), их исполнение в январе - декабре 2008 года составило 81 739,3 млн. рублей, или 105,3% годовых бюджетных назначений. (Приложение 2, рис.2.9). В течение 2008 года имели место несвоевременное принятие нормативных правовых актов, а также длительность проведения конкурсных торгов, в связи с чем значительная часть расходов была исполнена во втором полугодии.

На совершенствование и модернизацию материально-технической базы учреждений службы крови в отчетном периоде направлено только 678,5 млн. рублей, что составляет 20,6% годовых бюджетных назначений.

Значительно ниже среднего уровня исполнены расходы по методическому обеспечению и информационной поддержке (57,9%), по дополнительной подготовке врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров (66,3%), по централизованным закупкам оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга (66%), по развитию новых высоких медицинских технологий в федеральных специализированных медицинских учреждениях (74%), по централизованным закупкам диагностических средств и антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В, С (81,6%).

В рамках реализации 11Н11 "Здоровье" предусмотрено строительство 14 федеральных центров высоких медицинских технологий. Следует отметить, что Правительством Российской Федерации неоднократно принимались решения об изменении сроков ввода в эксплуатацию строящихся объектов. Приоритетными в реализации ПНП "Здоровье" являются мероприятия, направленные на сокращение смертности от управляемых причин - дорожно-транспортных происшествий и сердечно-сосудистых заболеваний. Расходы на эти цели составили 2,6 млрд. рублей и 3,2 млрд. рублей соответственно (большая часть указанных расходов предусмотрена сводной бюджетной росписью на 2008 год). В рамках реализации мероприятий в области демографической политики, направленных на улучшение материального обеспечения семей с детьми, расходы на выплату пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет по состоянию на 1 января 2009 года составили 77 671,7 млн. рублей (100,6% предусмотренного на год объема), расходы на выплату пособия по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, - 785,4 млн. рублей (82,9%). Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (с изменениями) размер материнского капитала увеличен до 276,3 тыс. рублей. (Приложение 2, рис.2.9).

Из принятых 936 062 заявлений от граждан о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал органами ПФР по состоянию на 1 января 2009 года выдано 802 418 государственных сертификатов (94,3% принятых заявлений).11Н11 "Здоровье" не предусмотрены дополнительные выплаты врачам узкой специализации, что приводит к разнице в заработной плате разных специалистов и оттоку врачей узкой специализации в участковую службу. Остается актуальной проблема трудоустройства выпускников медицинских вузов по специальности. В отдельных субъектах Российской Федерации сохраняется необходимость в обновлении рентгеновского оборудования, приобретении наркозно-дыхательной аппаратуры, аппаратуры для функциональной диагностики, оборудования для родильных домов. федерального бюджета на реализацию ПНП "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" предусмотрены в сумме 135 939,4 млн. рублей (расчетно), их исполнение в январе - декабре 2008 года составило 83 379,9 млн. рублей, или 61,3% годовых бюджетных назначений.

Мировой финансовый кризис оказал негативное влияние на развитие реального сектора экономики, включая строительную отрасль. С целью поддержки строительной отрасли принято постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2008 г. № 902 "О мерах по стимулированию рынка жилищного строительства в 2008 - 2009 годах", которым предусмотрено выделить из федерального бюджета на приобретение жилья для граждан, уволенных и подлежащих увольнению с военной службы, до 32,6 млрд. рублей.

Несмотря на развитие ипотечных жилищных кредитов и рост темпов ввода жилья, его доступность практически осталась на прежнем уровне. В связи с ростом цен на квадратный метр в 2006 - 2008 годах доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам, увеличилась незначительно (с 17% до 18%).

В рамках проведения антикризисных мероприятий и поддержания системы ипотечного кредитования на реализацию Концепции развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов в Российской Федерации в 2008 году ОАО "АИЖК" из федерального бюджета дополнительно выделено 60,0 млрд. рублей. Однако в 2008 году указанные средства не были переданы Росимуществу для оформления участия Российской Федерации в его уставном капитале.

Кроме того, принято решение об использовании материнского (семейного) капитала для погашения ипотечных кредитов уже с начала 2009 года.

В 2008 году в рамках 11Н11 "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" предусматривался рост объема ввода жилья до 68 млн. кв. метров (112% к 2007 году). Однако ожидается снижение темпов ввода жилья по сравнению с 2007 годом (в 2007 году рост по отношению к 2006 году составил 19%).

В 2008 году на финансирование мероприятий по обеспечению автомобильными дорогами новых микрорайонов предусмотрены средства в сумме 3 500,0 млн. рублей. Однако распределение субсидий между субъектами Российской Федерации на указанные цели утверждено лишь во втором полугодии 2008 года.

Одной из основных проблем, выявленных в ходе мониторинга реализации 11Н11 "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", является разрыв в стоимости жилья при расчете размера субсидии Минрегионом России и рыночной ценой на жилье - субсидия покрывает не более 25% фактической стоимости жилого помещения. Другой проблемой является длительность процедур по оформлению и выдаче субсидий, недостаточная информированность жителей регионов о возможностях получения средств государственной поддержки в части улучшения жилищных условий.

С 2008 года реализация основных мероприятий ПНП "Развитие агропромышленного комплекса" осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы (далее - Госпрограмма). В Госпрограмму включены все мероприятия 11Н11 "Развитие АПК", две ФЦП ("Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года" и "Социальное развитие села до 2012 года") и пять утвержденных ведомственных целевых программ. В результате несоблюдения требований бюджетного законодательства, устанавливающего правила отнесения расходов федерального бюджета на соответствующие целевые статьи бюджетной классификации, не обеспечена прозрачность расходов федерального бюджета на финансирование мероприятий Госпрограммы. В целях усиления прозрачности управления государственными финансами и осуществления действенного контроля за финансированием мероприятий Госпрограммы предлагается отражать все расходы на ее финансовое обеспечение в соответствии с требованиями бюджетного законодательства по одной целевой статье - "Государственная программа развития сельского хозяйства" - и идентифицировать все расходы по кодам бюджетной классификации.

В 2008 году расходы федерального бюджета на реализацию Госпрограммы составили 122,0 млрд. рублей, что соответствует установленным бюджетным назначениям. Вместе с тем реализация отдельных мероприятий Госпрограммы сдерживалась недостаточным финансированием, поступающим из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, несоблюдением сроков принятия субъектами Российской Федерации соответствующих нормативных правовых актов.

В 2008 году Счетной палатой проведена проверка использования земель сельскохозяйственного назначения в 2005-2007 годах, закрепленных за федеральными государственными учреждениями и предприятиями, подведомственными Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, а также исполнения функций государственного земельного контроля и охраны в отношении земель указанной категории территориальными органами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю, Московской, Тверской, Калужской и Свердловской областям.


3. Оценка и управление эффективностью деятельности Счетной палаты

3.1 Исследование общественного мнения

В последнее время Счетная палата Российской Федерации заметно активизировала свою деятельность, предоставив Федеральному собранию результаты сразу нескольких весьма громких расследований злоупотреблений в финансовой сфере. Однако широкого общественного резонанса активизация работы этого органа, судя по всему, не вызвала. Так, если три четверти опрошенных, представителей региональных элит говорят, что в последнее время Счетная палата действует более активно, чем раньше, то большинство рядовых россиян этого практически не заметили.

Например, на фокус-группах только несколько респондентов сказали о том, что у них сложилось ощущение активизации деятельности Счетной палаты в последнее время. А большинство участников дискуссий говорили о том, что им вовсе не заметна какая-либо активизация этого контролирующего органа. Более того, половина населения (55%) просто не знает, чем занимается Счетная палата РФ, что входит в ее обязанности. Впрочем, даже и те 37% опрошенных, которые ответили, что им известно, чем занимается Счетная палата, также далеко не всегда правильно представляют себе сферу обязанностей этой организации. Так, на открытый вопрос о том, в чем заключается работа Счетной палаты, более или менее адекватно смогли ответить только 22% опрошенных (или чуть более половины тех, кто считает, что им известно, чем занимается Счетная палата). При этом 15% считают, что работа данного государственного органа связана с контролем над бюджетными средствами. Еще 7% считают, что работа Счетной палаты связана с контролем над финансовыми нарушениями вообще. Остальные ответы на этот вопрос трудно назвать адекватными. То есть, судя по приведенным данным, в действительности более или менее адекватно представляет себе круг обязанностей Счетной палаты гораздо меньшая доля респондентов, чем доля тех, кто отвечает, что им известны обязанности этого государственного органа.

Респондентам, ранее заявившим об осведомленности относительно функций Счетной палаты, был задан вопрос об их отношении к этой структуре. Около половины из них (45%) склонны доверять Счетной палате (среди всех опрошенных россиян эта доля составляет 16%). Треть (33%) - напротив, не доверяют ей (12% от всех россиян); еще 22% опрошенных затруднились выразить свое отношение к этому органу (или 8% от всех россиян).

Стоит отметить, что в условиях дефицита знаний о круге обязанностей Счетной палаты респонденты нередко склонны 'расширять' наблюдательные и контрольные функции этого органа, предписывая ему, например, возвращать государству украденные деньги, наказывать чиновников и т.д., и, соответственно, ожидая исполнения этих 'наказов' именно от Счетной палаты. (Приложение 3, Рисунок 3.1-3.2).

3.2 Эффективность деятельности Счетной палаты Российской Федерации

Итоги деятельности свидетельствуют, что Счетная палата проводит эффективную работу по выявлению потерь финансовых ресурсов государства, возврату незаконно израсходованных средств, подготовке предложений по устранению причин существующих недостатков. Это позволяет заключить, что она стала инструментом, с помощью которого общество реально осуществляет пристрастный аудит своего государства.

Несмотря на то, что Счетная палата РФ - сравнительно молодой орган государственного финансового контроля, она стремится построить свою деятельность на современных достижениях в этой области, создавать и совершенствовать собственную методологическую базу, опираясь на передовой опыт зарубежных стран.

С целью повышения эффективности аналитической и экспертно консультативной деятельности Счетной палаты, формирования научно обоснованной государственной политики в области финансового контроля, привлечения к этой работе учетных и специалистов - экспертов при Председателе Счетной палаты создан общественный, постоянно действующий консультативный совет. В него вошли юристы, экономисты, специалисты по бюджетному процессу, ученые.

В 2002г. Создан Государственный научно - исследовательский институт системного анализа Счетной палаты РФ. Основной целью деятельности Института являются научные исследования актуальных проблем государственного финансового контроля, координация и выполнение научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ, связанных с разработкой и внедрением новых методов и технологий контрольно - ревизионной и экспертно - аналитической деятельности.

Одним из направлений государственного финансового контроля, получившим широкое распространение в деятельности большинства высших органов финансового контроля, входящих в ИНТОСАИ, является аудит эффективности. Его развитие связано с повышением роли государственных финансов в экономике развитых стран, результативностью деятельности высших органов государственного финансового контроля, а также с возрастанием степени публичности и прозрачности бюджетного процесса. В развитых странах аудит эффективности уже занимает до 70% в общем объеме контрольных мероприятий.

В настоящее время Счетная палата начинает планомерный переход к аудиту эффективности, с тем чтобы каждое контрольное мероприятие включало в себя экспертизу результативности бюджетных расходов. В этом направлении она тесно сотрудничает с контрольно счетными органами субъектов РФ, другими контролирующими органами.

Эффективность деятельности контрольно - счетного органа можно рассматривать в широком и узком понимании этого термина. В широком плане понятия эффективности включает все виды возможных эффектов, получаемых в результате деятельности органа финансового контроля. Такими эффектами являются:

Организационный - изменяющий систему управления, организационную структуру, функции и методы работы подконтрольного объекта и позволяющий получать дополнительный эффект в результате экономии ресурсов, повышения оперативности управления, оптимизации принимаемых решений;

Социальный - пресекающий правонарушения в экономике и финансовой сфере и обеспечивающий "чистоту" кадров, использующих средства федерального, регионального и муниципального бюджетов. В результате устраняются потери от правонарушений и повышается качество работы подконтрольных объектов;

Экономический - позволяющий увеличить доходную часть федерального бюджета и сократить расходную в результате возврата ущерба, нанесенную государству и оптимизации бюджетного процесса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.