рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Учетная политика организации, принципы её формирования (на примере ОАО "Усть-Ижорский фанерный комбинат")

Несмотря на то, что в 2006 году Общество продолжало осуществлять инвестиции, по итогам года оно уменьшило свою задолженность по займам на 139 227,81 тыс.рублей. В 2006 году произошли значительные изменения в структуре заимствований Общества. В течение года были полностью погашены займы и проценты компаниям ООО «Свеза-Лес» и ООО «Свеза-Финанс». Это было сделано как за счет собственных средств, так и за счет новых заимствований, привлеченных у ОАО «Фанплит» и ООО «ПФК». При этом следует отметить, что новые займы являются долгосрочными и процентная ставка по ним значительно ниже, что позволит Обществу в дальнейшем экономить на процентных платежах.

По договорам займов с указанными контрагентами залог не предусмотрен.

Таблица 7

Финансовые показатели Общества

Наименование показателя 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Доходность совокупных активов (ROTA) 3,3% 9,7% 13,9%
Рентабельность реализации 4,19% 14,23% 16,35%
Оборачиваемость активов 0,777 0,681 0,849
Коэф. текущей ликвидности 0,776 0,506 2,898

В последние 2 года у Общества наблюдается рост рентабельности реализации и доходности совокупных активов. Это свидетельствует о положительной динамике развития Общества и хорошей работе его менеджмента по контролю издержек и формированию оптимальной продуктовой корзины. Значительное улучшение коэффициент текущей ликвидности достигнуто благодаря погашению всех краткосрочных займов Общества.


Глава 2. Методика формирования учетной политики организации согласно нормативным требованиям

2.1 Сущность и основные характеристики учетной политики в современных условиях

Понятие «учетная политика» - явление относительно новое в российской практике. Первое упоминание об учетной политике содержалось в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина России от 20 марта 1992 г. № 10. В этот период только начиналось формирование системы нормативного регулирования российского бухгалтерского учета, в которой учетная политика организации со временем должна была занять присущее ей важное место. Широкое применение термина «учетная политика» началось с 1995 года, после введения в действие первого российского стандарта бухгалтерского учета ПБУ 1/94 “Учетная политика предприятия», утвержденного приказом Минфина РФ от 28 июля 1994 г. № 100.

С появлением Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129.ФЗ «О бухгалтерском учете» значение учетной политики еще более возросло, поскольку статья 6 данного закона в целом была посвящена организации бухгалтерского учета и, в частности, такому существенному для организации учета документу как учетная политика.

Приказом Минфина РФ от 31 декабря 1998 г. № 60н «Об утверждении Положения но бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98» стандарт бухгалтерского учета по учетной политике был изложен в новой редакции.

Согласно пункту 2, ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», введенному в действие с 1 января 1999 года, учетная политика - это принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения, фактов хозяйственной деятельности). К способам ведения бухгалтерского учета Минфин России предлагает относить способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости, активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов, бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

До 1 января 2000 года данным определением учетной политики пользовались все организации без исключения, включая бюджетные учреждения. С введением в действие Бюджетного Кодекса РФ бюджетные учреждения не применяют ПБУ и не должны формировать учетную политику в части техники и методики ведения бухгалтерского учета. Однако из сферы действия статьи 6 Закона о бухгалтерском учете бюджетные учреждения до сих пор не исключены, что предполагает возможность и необходимость установления, ими отдельных элементов организации учетного процесса, не урегулированных на уровне Минфина России.

Попытка выделения из единого учетного процесса элементов налогового учета впервые была предпринята Правительством РФ в 1995 году. До этого времени избранные организацией способы Ведения бухгалтерского учета в основном непосредственно влияли на формирование налоговых обязательств. Начиная с 1995 года ситуация изменилась, и многие организации в приказ об учетной политике стали включать отдельный раздел, характеризующий избранные способы ведения учета, для целей налогообложения. В, первую очередь, речь шла о выборе метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, касавшегося НДС, налога на пользователей автомобильных дорог, иных оборотных налогов, а также налога на прибыль предприятий и организаций.

С 1 января 2002 года вводится в действие глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Двадцать одна статья главы 25 НК РФ (статьи 313-333 НК РФ) посвящены налоговому учету, причем статья 313 НК РФ предписывает устанавливать порядок ведения налогового учета в учетной политике для целей налогообложения.

Как показывает анализ нормативно-правовой базы, в настоящее время существует учетная политика двух видов:

-  учетная политика для целей ведения бухгалтерского учета;

-  учетная политика для целей налогообложения.

Названные два вида учетной политики формируются и применяются на основании различных законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих сферу бухгалтерского учета, с одной стороны, и налоговые правоотношения, с другой стороны. Понятие и содержание бухгалтерской учетной политики, порядок ее формирования и утверждения, внесения в нее изменений и дополнений довольно полно раскрыты в статье 6 Закона о бухгалтерском учете и ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

Определение налоговой учетной политики в НК РФ отсутствует, хотя можно предположить, что под налоговой учетной политикой понимается совокупность способов ведения налогового учета (по аналогии с определением бухгалтерской учетной политики, как совокупности способов ведения бухгалтерского учета). Содержащиеся в главах 21 и 25 НК РФ обрывочные сведения, касающиеся налоговой учетной политики, тем не менее, позволяют сформулировать правила ее установления.

В соответствии со статьей 6 Закона о бухгалтерском учете все организации обязаны формировать бухгалтерскую учетную политику. Согласно пункту 2 статьи 7 этого закона ответственность за формирование учетной политики в организации несет главный бухгалтер.

Формировать налоговую учетную политику, как совокупность способов ведения налогового учета, должны лица, на которых действующим законодательством возложены обязанности по ведению налогового учета. К таким лицам относятся:

-  налогоплательщики, то есть лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по уплате налогов (статья 19 НК РФ);

-  налоговые агенты, то есть лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов (статья 24 НК РФ).

Следует учитывать, что, учетная политика для целей налогообложения формируется по-разному в отношении отдельных видов налогов. Например, организация вправе избрать в учетной политике для целей исчисления НДС способ определения даты возникновения обязанности по уплате налога (даты реализации товаров, работ, услуг) по мере поступления денежных средств, то есть “по оплате”. В то же время для целей исчисления налога на прибыль данная организация может выбрать, а в некоторых случаях - обязана применять метод начисления при определении порядка признания доходов.

Несмотря на существенные отличия бухгалтерская учетная политика и налоговая учетная политика - это две стороны одной медали (в данном случае - две стороны единого учетного процесса в организации). В связи с этим я полагаю возможным определить современную учетную политику организации в целом, как совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета, хотя в действующем законодательстве отсутствует подобное общее определение учетной политики. Обоснованием такого подхода и применения принципа единства учетной политики служат следующие две причины.

Во-первых, бухгалтерский и налоговый учет организуются на основе одних и тех же первичных документов. Из этого правила, конечно, есть исключения. Например, налоговый учет по НДС должен быть организован на основе специфических первичных документов - счетов-фактур. Однако по налогу на прибыль организаций в 2007 году складывается совершенно другая ситуация: одни и те же первичные документы будут служить основанием для записей как бухгалтерском, так и в налоговом учете. Поэтому полное разделение учетной политики на бухгалтерскую и налоговую политику на практике произвести, скорее всего, не удастся.

Во-вторых, правила формирования, утверждения и применения налоговой учетной политики, внесения в нее изменений и дополнений в НК РФ по многим позициям совпадают с положениями нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету. Иными словами, учетная политика организации в целом формируется по практически одинаковым правилам, хотя установление бухгалтерской учетной политики и налоговой учетной политики регулируется различными актами.

2.2 Правила формирования и применения бухгалтерской и налоговой учетной политики

Попробуем сравнить правила формирования и применения бухгалтерской учетной политики, с одной стороны, и налоговой учетной политики, с другой стороны. Поскольку налоговый учет постепенно выделялся из бухгалтерского учета, то неудивительно, что в нормативно-правовых актах по бухгалтерскому учету и налогообложению можно обнаружить немало общих правил. Но, конечно, встречаются и некоторые отличия.

Что касается сроков применения учетной политики организациями, то бухгалтерский учет основан на принципе последовательности применения учетной политики (пункт 4 статьи б Закона о бухгалтерском учете, пункт 6 ПБУ 1/98 “Учетная политика организации”). Налоговый учет организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил от одного налогового периода к другому (статья 313 НК РФ).

Таким образом, при сравнении норм бухгалтерского и налогового законодательства отличий не выявлено. Однажды принятая бухгалтерская и (или) налоговая учетная политика может применяться действующими организациями сколь угодно длительный период времени, если изменения в законодательстве или условиях деятельности не потребуют внесения в нее изменений или дополнений. Поэтому указания на год в названии приказа об учетной политике может и не быть. Являются ошибочными и не основанными на законе требования налоговых органов об обязательном составлении каждой организацией нового приказа об учетной политике на следующий календарный год. При неизменности учетной политики в следующем году составления нового приказа не требуется.

Вместе с тем существенные изменения нормативных документов или условий хозяйствования могут потребовать внесения изменений в учетную политику, вплоть до изложения организационно-распорядительного документа об учетной политике в новой редакции.

Новые способы ведения бухгалтерского учета будут применяться с 1 января следующего года в целях обеспечения сопоставимости данных (см. пункт 4 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете; пункты 10, 18 ПБУ 1/98 “Учетная политика организации”). Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. Данное правило установлено пунктом 4 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете, а также пунктом 16 ПБУ 1/98 “Учетная политика организации”.

Последствия изменений в учетной политике должны быть оценены при последующем составлении бухгалтерской отчетности в году ее изменения. При заполнении граф “За соответствующие периоды прошлых лет” в бухгалтерской отчетности эти данные (как минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному) должны быть приведены к тем изменениям, которые произошли в учетной политике с начала отчетного года (см. пункт 21 ПБУ 1/98 “Учетная политика организации”).

Никаких отличий по порядку внесения изменений в бухгалтерскую и (или) налоговую учетную политику действующее законодательство не содержит. Изменения вносятся до начала нового календарного года путем издания руководителем организации соответствующего приказа (распоряжения). Поэтому обращение к формулировкам учетной политики особенно актуально в конце каждого года, ведь последний срок для внесения изменений в учетную политику или для изложения приказа об учетной политике в новой редакции - 31 декабря.

Дополнения (а не изменения!) в бухгалтерскую учетную политику могут быть внесены в любой момент в течение отчетного года. Необходимость внесения дополнений в учетную политику возникает в том случае, если организация упустила какие-то моменты при ее первоначальном формировании, а также когда у организации появляются новые участки (объекты) учета, в ведении которых необходимо определиться.

Например:

-  организация переходит на упрощенную систему налогообложения с 1 числа очередного квартала текущего года и появляется необходимость определить учетную политику в период применения этого специального налогового режима;

-  появляется филиал (обособленное подразделение) и необходимо решить вопросы оформления первичных документов и (или) отчетности в подразделении;

-  организация впервые принимает к учету определенные объекты основных средств, нематериальных активов, и т.д.

Во всех перечисленных и аналогичных случаях внесение дополнений в бухгалтерскую учетную политику в течение отчетного года вполне законно и обоснованно. Данный вывод в настоящее время подтвержден в последнем абзаце пункта 16 ПБУ 1/98 “Учетная политика организаций”, согласно которому не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Дополнения налоговой учетной политики также предусмотрены действующим законодательством. Согласно статье 313 НК РФ в случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он обязан определить и отразить в учетной политике для Целей налогообложения принципы и порядок отражения этих видов деятельности (в тот момент, когда новые виды деятельности появились).

В статье 167 НК РФ внесение дополнений в учетную политику прямо не предусматривается. Однако фактически возможность и необходимость внесения дополнений при возникновении новых фактов хозяйственной деятельности вытекает из требований главы 21 НК РФ. Например, если у налогоплательщика появляются льготируемые обороты по НДС наряду с нельготируемыми, то необходимо будет определить технику ведения раздельного учета и распределения “входного” НДС на основе общих правил, изложенных в пункте 4 статьи 170 НК РФ.

Таким образом, если в течение отчетного года появляется новый объект бухгалтерского и (или) налогового учета, то избрание способа ведения учета по данному объекту в середине года не будет считаться изменением учетной политики, а будет рассматриваться как дополнение. Если же организация утверждает учетную политику заранее «на все случаи жизни», то при возникновении впервые новых событий, по которым ранее были приняты неверные решения, придется уже изменять учетную политику (то есть откладывать принятие соответствующих управленческих решений до 1 января следующего года). В связи с этим, можно порекомендовать организациям отказаться от избрания заранее способов, ведения бухгалтерского и (или) налогового учета по хозяйственным операциям, которые отсутствуют в момент формирования учетной политики.

Приказ об учетной политике необходим руководителю и главному бухгалтеру для организованного ведения финансово-хозяйственной деятельности и принятия обоснованных своевременных управленческих решений, влияющих на результаты такой деятельности. Представление приказа об учетной политике в налоговый орган заранее не предусмотрено законом, но при проведении проверки и (или) возникновении налогового спора приказ об учетной политике может быть затребован у организации, при этом формулировки приказа об учетной политике будут иметь серьезное значение для разрешения спора.

Проанализированные выше правила формирования и применения бухгалтерской и налоговой учетной политики являются практически одинаковыми. Поэтому представляется возможным формировать единую учетную политику организации с применением одинаковых правил.

Формулировки налогового законодательства (в частности, статьи 167 и 313 НК РФ) вовсе не предполагают обязательного оформления учетной политики в целях налогообложения отдельным документом, как полагают некоторые. Каждая организация самостоятельно решает вопрос о количестве организационно-распорядительных документов, регламентирующих учетную политику. В большинстве случаев целесообразно оформлять единый приказ об учетной политике организации с выделением следующих разделов:

-  об организации единого учетного процесса;

-  о способах ведения бухгалтерского учета или о бухгалтерской учетной политике, включающей элементы технического и методического характера, влияющие либо не влияющие на формирование налоговых обязательств;

-  о способах ведения налогового учета или об учетной политике для целей налогообложения, включающей элементы технического и методического характера по каждому налогу.

Бесспорно, возможно и принятие отдельных организационно-распорядительных документов (приказов, распоряжений) по вышеуказанным разделам учетной политики, как и выделение некоторых элементов учетной политики в отдельные приказы (в том числе в приложения к основному приказу об учетной политике). Решение по данному вопросу принимает каждая организация самостоятельно.

В заключение представляется возможным сформулировать основные правила, которые следует учитывать при оформлении приказа об учетной политике. Некоторые требования вытекают непосредственно из нормативных правовых актов, другие - сформулированы на основе опыта применения учетной политики организацией – объектом исследования.

1. Формирование учетной политики предполагает не только выбор способа ведения учета, но и обоснование такого выбора. При оформлении приказа об учетной политике по каждому ее отдельному элементу необходимо указывать соответствующую норму, которая предусматривает возможность принятия организацией конкретного решения по данному вопросу.

2. В приказе об учетной политике рассматриваются только те вопросы, решение которых многовариантно в соответствии с нормативными документами, и, следовательно, может отличаться от принятых в других организациях. Наличие в нормативных правовых актах словосочетаний «может» или «имеет право» влечет за собой определение очередного элемента учетной политики.

Описывать четко определенные законодательно элементы в приказе об учетной политике еще раз - непродуктивный труд. Нет никакой необходимости указывать в приказе, что при ведении бухгалтерского учета организация руководствуется Законом о бухгалтерском учете, или при осуществлении наличных расчетов с юридическими лицами соблюдает установленный лимит, так как это очевидно.

Особое внимание следует уделить «белым пятнам» или неоднозначно трактуемым положениям действующего законодательства, тем более что согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика.

3. Учетную политику организации не следует воспринимать, как возможность обойти (проигнорировать) положения и нормы действующего законодательства. В последнее время появилось достаточно много решений (постановлений) арбитражных судов, отклоняющих ссылки налогоплательщика на учетную политику, если она противоречит установленному законом порядку.

В то же время, согласно пункту 8 ПБУ 1/98 “Учетная политика организации” при формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.

Таким образом, при формировании учетной политики организация не должна выходить за рамки, установленные законами или иными нормативными правовыми актами. Однако при наличии возможности выбора или неопределенности в нормативных актах никто не может лишить организацию права такого выбора или самостоятельного установления определенного способа ведения бухгалтерского и (или) налогового учета, даже если при этом возникают налоговые последствия.

4. Учетная политика организации может содержать не только жестко фиксированные, но и вариантные нормы, предполагающие выбор конкретного способа ведения учета в момент совершения хозяйственной операции (в том числе - по принципиальным вопросам, от которых зависит размер налоговых платежей).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.