рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Организация реформирования жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании (на примере Администрации г. Серпухова)

Муниципальная программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) включает в себя [5, 7. 11]:

– анализ состояния ЖКХ;

– цели и задачи реформирования ЖКХ и направления их реализации;

– нормативно-правовое, финансовое, организационное, информационное обеспечение Программы;

– сроки реализации основных ее этапов.

Рекомендуемая структура муниципальной программы реформирования ЖКХ состоит в следующем:

– цель;

– задачи;

– реализация;

– управление реализацией;

– план-график мероприятий.

Целью реформирования ЖКХ любого субъекта Российской Федерации или муниципального образования, исходя из Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, должен являться перевод жилищно-коммунального хозяйства города на рыночные, социально ориентированные принципы функционирования для обеспечения населения необходимым качеством жилищно-коммунальных услуг.

Для реализации поставленной цели следует решить четыре группы задач:

1) снижение стоимости и повышения качества жилищно-коммунальных услуг;

2) совершенствование механизмов финансирования отрасли;

3) усиление социальной политики в сфере ЖКХ;

4) обеспечение государственного контроля за состоянием жилищного фонда.

1.3 Направления реализации основных задач реформирования ЖКХ

Снижение и повышение качества услуг ЖКХ.

Ключевыми аспектами каждого из указанных направлений являются:

1. Формирование многообразия собственников в жилищной сфере путем создания товариществ собственников жилья (ТСЖ).

Объединение собственников жилья в товарищества собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является одним из наиболее эффективных способов защиты их прав, влияние на стоимость и качество предоставляемых услуг и позволяет создавать условия для привлечения дополнительных источников финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья.

Городская программа может включать несколько разделов, обеспечивающих поддержку товариществ собственников жилья, среди них:

2. Содействие на местном уровне становлению ТСЖ в существующем жилищном фонде должно предусматривать:

– упрощение и удешевление процедуры регистрации товарищества;

– возможность получения товариществами установленных дотаций из местных бюджетов на текущее содержание кондоминиума и капитальный ремонт в пределах дотирования муниципального жилищного фонда с дифференциацией дотаций в зависимости от степени износа жилищного фонда;

– предоставление налоговых льгот в пределах компетенции представительных органов региональной и местной власти.

3. Организация ТСЖ в процессе строительства должна стать постоянной практикой работы органов местного самоуправления и застройщиков, если возводимое жилье предполагается продавать разным собственникам.

4. Выделение земельных участков в общую долевую собственность членов товарищества может позволить привлечь за счет ее коммерческого использования дополнительные источники финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья.

5. Урегулирование вопросов бухгалтерской отчетности и налогообложения ТСЖ как некоммерческих организаций улучшит финансовую ситуацию по обслуживанию жилищной недвижимости и привлечет к этому процессу больше желающих стать его участниками.

Демонополизация обслуживания муниципального жилого фонда и формирования рынка услуг.

Жилищно-коммунальная реформа одной из главных целей преобразований в жилищной сфере ставит демонополизацию обслуживания жилищного фонда и формирования рынка услуг. Решение этих задач практически целиком находится в компетенции местных органов власти.

1. Разделение функций заказчика услуг ЖКХ и подрядчиков по их предоставлению.

Мировая практика, а также российская практика последних лет достаточно убедительно показывают, что создание эффективных механизмов управления муниципальным жилищным фондом и его инфраструктурным обеспечением достигается путем четкого выделения функций собственника жилищного фонда (муниципалитета) и делегирование им на конкурсной основе функций управления и обслуживания муниципальной недвижимости специализированным организациям [16, 18]. Такая идеология нашла отражение в Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации.

При таком подходе система управления муниципальным жилищно-коммунальным хозяйством города рассматривается как трехуровневая система:

– заказчика жилищно-коммунальных услуг;

– подрядные организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг.

2. Формирование службы заказчика (управляющей компании) как субъекта рыночных отношений является ключевым вопросом для реального развития конкуренции в муниципальном жилищном хозяйстве.

При формировании или выборе службы заказчика (управляющей компании) собственник (муниципалитет) должен руководствоваться двумя соображениями:

1) служба заказчика должна быть в максимальной степени ориентирована на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищно-коммунальных услуг;

2) такая ориентация может быть достигнута выбором соответствующих организационных и финансовых механизмов.

Основными задачами службы заказчика являются:

– выбор наилучшего подрядчика по предоставлению жилищных и коммунальных услуг на вверенном ему в управление жилищном фонде;

– заключение договорных отношений с выбранными подрядчиками на предоставление жилищных и коммунальных услуг заданного качества, количества и стоимости;

– обеспечение системы контроля за предоставлением этих услуг и оплаты их по факту предоставления.

Принципиальным моментом в подходе к организации службы заказчика является понимание службы заказчика как субъекта рыночных отношений.

Сегодня при только формирующихся экономических взаимоотношениях в сфере обслуживания жилья лучшей организационной формой службы заказчика является муниципальное унитарное предприятие – управляющая компания. Для обеспечения эффективности своей деятельности это предприятие должно быть заинтересовано:

– в расширении объема обслуживания муниципального жилищного фонда;

– в получении заказов на обслуживание других объектов муниципальной недвижимости (школ, детских садов);

– заключение договоров на обслуживание кондоминиумов с товариществами собственниками жилья;

– в минимизации задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг;

– в системе эффективного контроля за деятельностью подрядных организаций.

Для решения каждой из указанных задач необходим соответствующий механизм стимулирования данной деятельности.

В качестве альтернативы службе заказчика как муниципального предприятия часто рассматривается служба заказчика как муниципальное учреждение. Это более простая и привычная форма управления, однако учреждение экономически не заинтересовано в решении перечисленных задач. Кроме того, зачастую служба заказчика в этом случае финансируется за счет бюджета. Недостатками такой схемы являются:

– финансирование из бюджета не заинтересовывает службу заказчика в результатах своего труда;

– по существу возрастают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, потому что кроме финансирования бюджетом и населением самого жилищно-коммунального хозяйства, возникает необходимость финансировать дополнительно из бюджета службу заказчика;

– бюджетное финансирование – это постоянная борьба за снижение численности чиновников, и служба заказчика в этом случае создается в предельно усеченном варианте, который не позволяет эффективно наладить контроль за работой подрядчиков, а следовательно, не реализует главную идею создания службы – оплату работ в зависимости от их качества и количества.

Деятельность службы заказчика (управляющей компании) направлена на предоставление жилищно-коммунальных услуг и должна входить в их стоимость. Мировая и российская практика показывает, что деятельность, выполняемая службой заказчика, стоит от 4 до 8% стоимости жилищно-коммунальных услуг. Причем служба заказчика – это достаточно разветвленная структура, на низовой ступеньке которой находятся сотрудники, отвечающие за состояние конкретного дома (домов) и контролирующие подрядчиков на нем, – домоуправы.

В связи с этим важен вопрос об оптимальных размерах деятельности управляющей компании. В принципе, собственник (муниципалитет) должен быть заинтересован в конечном итоге в выборе наилучшего заказчика. Но с другой стороны, если размер жилищного фонда будет достаточно мал, возрастут издержки, связанные с организацией работы службы заказчика, а следовательно, повысится их стоимость. Практика показывает, что оптимальный размер жилищного фонда, находящийся в управлении службы заказчика, 30 000 – 40 000 жилых единиц (квартир). Из этого можно сделать вывод, что в городах с населением свыше 150 000 человек целесообразно формировать несколько служб заказчиков, закладывая фундамент развития конкуренции в этой сфере деятельности.

Эффективная работа службы заказчика возможна только в случае четкого определения правил игры. В первую очередь это договор с муниципалитетом на управление жилищным фондом, в котором

указывается объем жилищного фонда, передаваемый в хозяйственное ведение предприятию, размеры и источники финансовых средств на его обслуживание. Ссылаясь на «недостаток финансовых средств», многие администрации создают службы заказчика или как муниципальные учреждения, или как структурные подразделения администрации, чтобы якобы из-за недостатка экономических рычагов сохранить хорошо знакомые административные. При этом не учитывается, что:

– существующее финансирование жилищного хозяйства не столь мало, сколь неэффективно расходуется, главная проблема состоит в стабильности финансирования;

– даже в условиях нестабильного финансирования можно предусмотреть такую систему заключения договоров на выполнение подрядных работ, когда объем и перечень работ будут изменяться в зависимости от уровня финансирования по заданию заказчика;

– стабильность финансирования жилищного хозяйства легко обеспечить путем опережающего повышения в оплате населением доли стоимости жилищных услуг;

– для стабилизации взаимоотношений службы заказчика с теплоснабжающими организациями целесообразно заключать трехсторонний договор, где заказчик гарантирует оплату услуг теплоснабжающей организации в пределах тарифа для населения, а покрытие разницы между ценой услуги и тарифом для населения за счет бюджетных или других источников находится в компетенции местных органов власти.

Реализация таких мер может дать существенный толчок по развитию рыночных механизмов в жилищно-коммунальном хозяйстве, повышения качества и снижению стоимости услуг.

4. Проведение конкурсного отбора подрядчиков для текущего обслуживания жилья и проведения капитальных ремонтов позволяет резко повысить эффективность используемых финансовых ресурсов.

Главные вопросы для успешного проведения конкурсов:

– грамотно подобранные пакеты домов, выставляемых на конкурс, размер пакета не должен быть менее 1000 квартир;

– активная информационная компания;

– полностью формализованная процедура подведения итогов, строгие и четкие критерии отбора;

Формирование системы эффективных договорных отношений на поставку жилищно-коммунальных услуг – достаточно длительный процесс, связанный с окончательным переходом от административных рычагов управления к рыночным.

В рамках реализации программы целесообразно разработать примерные договоры на поставку жилищно-коммунальных услуг для данного региона.

5. Разработка и широкое внедрение формализованных процедур контроля за деятельностью подрядных организаций обеспечит процедуру оплаты только реально выполненных работ или поставленных услуг.

Регулирование деятельности естественных локальных монополий по поставке коммунальных услуг.

Регулирование цен на поставку услуг естественных монополистов путем контроля затрат и рентабельности. Практика показывает, что наиболее необоснованно завышенными затратными статьями являются амортизационные отчисления (за счет завышенной стоимости основных фондов) и ремонтный фонд.

Выделение работ, которые могут проводиться на конкурсных началах (такими работами могут стать поставка сырья и материалов, и особенно – ремонтные работы, которые на сегодня, есть все основания полагать, проводятся наиболее неэффективно с точки зрения стоимости).

Содействие внедрению альтернативных технологий с целью демонополизации предоставления услуг.

Организация ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве может дать наибольший эффект с точки зрения снижения стоимости услуг.

Для организации ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве программа должна предусматривать следующие моменты.

Разработка технических и организационных мер по установке приборов учета и регулирования потребления коммунальных услуг: наиболее важно для органов местного самоуправления определить приоритеты по учету ресурсов в масштабах микрорайона, дома, квартиры; определить концепцию регулирования расходования тепловых ресурсов (временное, температурно-фасадное, потребителям на отопительной батарее). Необходимые организационные меры включают обеспечение обслуживания, метрической поверки, порядка съема и обработки результатов измерений, и в конечном свете, обеспечение оплаты услуг по факту показаний счетчика.

Формирование внебюджетных источников кредитного финансирования работ по ресурсосбережению. Одним из возможных и привлекательных подходов может стать формирование регионального Фонда ресурсосбережения, который формируется путем увеличения на незначительный процент тарифа на коммунальные услуги и используется для выделения на кредитной основе под гарантии местных администраций ресурсоснабжающим и жилищным организациям для проведения работ по ресурсосбережению.

Разработка рекомендаций по выбору технологий для ресурсосбережения в жилищном фонде.

Методическое обеспечение тарифной политики ресурсоснабжающих организаций в связи с проведением мероприятий по ресурсосбережению. Одним из возможных направлений этой работы может стать разделение коммунальных тарифов на две составляющие – за сетевое обслуживание (постоянная величина) и за поставку услуги (переменная величина).

Изменение механизмов финансирования отрасли

Изменение механизмов финансирования ЖКХ призвано создать финансовые предпосылки для становления этой сферы как отрасли реальной рыночной экономики.

Переход на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг включает в себя:

– Определение темпов повышения уровня оплаты услуг ЖКХ населением в каждом регионе и муниципальном образовании. Темпы повышения уровня оплаты жилья, с одной стороны, должны проводиться в соответствии с Концепцией реформирования жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, с другой стороны, должна оцениваться реальная социально-экономическая ситуация в регионе и уровень доходов населения. Лучшим индикатором доходов населения является его охват программой жилищных субсидий; целесообразно проводить повышение тарифов таким образом, чтобы программа жилищных субсидий охватывала не более 30% населения [24].

– Определение социальных стандартов услуг ЖКХ и источников бюджетной поддержки отрасли. Рекомендуется делать это на муниципальном уровне; муниципальные социальные стандарты должны отражать не только жилищную обеспеченность, но и среднюю обеспеченность коммунальными услугами (наличие водоснабжения и канализации, вид отопления, наличие лифтового хозяйства и т.д.).

– Введение полной оплаты для первого жилья и жилья, превышающего некоторые социальные нормативы (эти нормативы в общем случае могут быть больше стандартов социальной площади для расчета жилищных субсидий).

– Ускоренные темпы роста оплаты населением тех услуг, в предоставлении которых возможно развитие конкуренции или создана эффективная система антимонопольного регулирования, в частности, жилищных услуг по сравнению с коммунальными. Такой подход может не только заметно повысить качество обслуживания жилищного фонда, но и увеличить коммунальные платежи населения за счет повышения дисциплины платежей.

– Разработка подходов по повышению ответственности жителей за оплату услуг ЖКХ. Эти подходы должны включать не репрессивные меры, а информационно-разъяснительные; правильно информационно полно подготовленная квитанция об уплате за жилищно-коммунальные услуги, информация о работе службы жилищных субсидий, доброжелательное наполнение о просроченном платеже резко повышают уровень сбора платежей.

Реформирование системы ценообразования на услуги ЖКХ должно предусматривать в каждом муниципальном образовании следующие мероприятия:

– Введение в структуру оплаты жилищных услуг населением накоплений на капитальный ремонт; это должно позволить сформировать структуру оплаты жилищных услуг с учетом всех составляющих затрат.

– Введение платы за найм муниципального жилья позволяет дифференцировать оплату жилья в зависимости от его потребительских свойств (качества и местоположения); целесообразно размер платы за найм устанавливать несколько выше, чем налог на имущество для собственника аналогичного жилья, что должно стимулировать продолжение процесса приватизации жилья.

– Включение затрат по страхованию жилья в оплату жилищных услуг позволит защитить население от форс-мажорных обстоятельств, связанных с несчастными случаями или стихийными бедствиями.

– Ликвидация перекрестного субсидирования коммунальных услуг промышленными предприятиями позволит приблизить структуру расходов населения к реальной структуре затрат на жилищно-коммунальное обслуживание, а также снизить неоправданно завышенные тарифы для промышленных потребителей.

Создание механизмов привлечения внебюджетных инвестиций в ЖКХ требует проведения следующих мероприятий.

– Разработка методологии привлечения заемных или кредитных ресурсов на развитие инфраструктуры коммунального хозяйства, что позволит сгладить влияние на уровень тарифов пикового характера инвестиционных затрат, равномерно распределить их возмещение на более длительный период и сохранить оплату жилищно-коммунальных услуг доступной для населения.

– Приведение бухгалтерской отчетности жилищно-коммунальных предприятий к международным стандартам, что сделает прозрачной структуру тарифа и позволит рассчитывать на привлечение иностранных инвестиций.

Реформирование социальной политики в сфере ЖКХ.

Основные направления реформирования социальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства:

Обеспечение адресной социальной защиты семей с низкими доходами в виде жилищных субсидий является одним из приоритетных и обязательных направлений всей социальной политики государства.

Оно включает в себя:

– Создание служб жилищных субсидий во всех муниципальных образованиях.

– Совершенствование и упрощение методики предоставления субсидий.

– Бюджетное обеспечение предоставления субсидий вне зависимости от формы собственности жилищного фонда.

Предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг всем имеющим на это право гражданам является непременным условием законности принятия органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений об увеличении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг.

Предоставление льгот отдельным категориям граждан по оплате услуг ЖКХ является традиционной мерой социальной защиты отдельных категорий граждан. В этом направлении в рамках региональных программ необходимо проведение следующих мероприятий.

– Упорядочить льготные категории граждан и размер предоставляемых льгот в рамках компетенции региональных им местных уровней.

– Обеспечить финансовое возмещение предоставления льгот различным категориям граждан из бюджетных источников.

Введение обязательного страхования жилья ставит целью защиту собственников и нанимателей жилья в случае возникновения несчастного случая (например, пожар) или стихийного бедствия (например, ураган). Введение обязательного страхования жилья потребует разработки соответствующей нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровне.

Защита прав потребителей услуг является важным аспектом социальной защиты населения.

Вопросы защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг регламентируются законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», а также правилами предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Таким образом, на современном этапе важнейшим направлением в общественно-экономических преобразованиях стало реформирование жилищно-коммунального хозяйства.

Трудности и ошибки начального этапа жилищно-коммунальной реформы создают предпосылки для совершенствования рассматриваемого процесса реформирования.


2. Организация реформирования жилищно-коммунального хозяйства г. Серпухова

2.1 Общая характеристика администрации г. Серпухова

Серпуховской район один из потенциально выгодных районов в отношении экономического развития. Находится он на юге Московской области. Серпухов – административный центр Серпуховского района Московской области. Выделен в самостоятельную административно-хозяйственную единицу с непосредственным подчинением исполкому областного Совета 14 сентября 1939 года. Ныне – муниципальное образование «Городской округ Серпухов». Население – 124,2 тыс. человек. Площадь города составляет 32,6 кмІ, из которой застроено 22,3 кмІ.

Численность жителей Серпухова составляет 124,2 тыс. человек, трудовые ресурсы составляют 75,7 тыс. человек.

Экономический потенциал города разнообразен: промышленность, строительство, транспорт, торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, развернутая сеть непроизводственной сферы. Но ведущей отраслью городской экономики все же является промышленность, что подтверждается историческим развитием Серпухова.

Работа администрации города Серпухова ведется на основании правового документа «Регламент администрации города Серпухова» №159-р от 12.05.2004 г., в котором подробно изложены работа всех подразделений администрации, их права и обязанности. Регламент администрации города Серпухова разработан в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Московской области «О местном самоуправлении в Московской области», Законом Московской области «О муниципальных должностях и муниципальной службе в Московской области», Уставом города Серпухова, постановлением Главы города «Об утверждении Положения об администрации города Серпухова» от 30 марта 2004 г. №395. Рабочим органом администрации города Серпухова является аппарат, осуществляющий свою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, законов Московской области, постановлений и распоряжений Губернатора Московской области и Правительства Московской области, Устава города Серпухова и нормативно – правовых актов города Серпухова, настоящего Положения.

Аппарат администрации города Серпухова обеспечивает изучение, рассмотрение и доклад Главе города или его заместителям поступающих в администрацию города документов и обращений федеральных органов государственной власти, Правительства Московской области, Московской областной Думы, областных органов государственного управления, коммерческих и некоммерческих организаций, готовит по этим документам и обращениям необходимые ответы, аналитические справочные материалы, а также проекты поручений Главы города Серпухова или его заместителей по внесенным документам и обращениям; осуществляет подготовку в установленном порядке проектов постановлений, распоряжений и других нормативно-правовых актов Главы города, осуществляет контроль за их выполнением; осуществляет подготовку и организационно – техническое обеспечение заседаний Совета администрации, городских собраний и совещаний; обеспечивает проверку исполнения структурными подразделениями администрации города положений Федеральных законов, законов Московской области актов Президента и Правительства Российской Федерации, распорядительных документов Губернатора и вице-губернатора, Правительства Московской области, Главы города Серпухова по вопросам, отнесенным к компетенции администрации города Серпухова, а также изучает фактическое положение дел и разрабатывает предложения о принятии мер по исполнению решений; рассматривает или в необходимых случаях направляет для рассмотрения и принятия мер письма учреждений и организаций, обращении граждан, поступившие в администрацию города Серпухова; обеспечивает четкое ведение делопроизводства, соблюдение служебной тайны. Права и обязанности работников аппарата администрации города определяются законодательством Российской Федерации и Московской области, положениями и должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка. Работники аппарата администрации города несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Структура, штаты, размер оплаты труда и условия материально – бытового обеспечения работников аппарата определяются Главой города в пределах расходов на содержание администрации. Работу аппарата организует и координирует заместитель главы администрации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.