рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Организация реформирования жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании (на примере Администрации г. Серпухова)

Еще в начале реформы Владимир Путин говорил, что решением проблемы призвана стать коммерциализация ЖКХ на принципах самоокупаемости. Проходить она должна с использованием рычагов жесткого административного воздействия, с тем, чтобы устранить «один из немногих нерыночных архаизмов в нашей рыночной экономике».

Частные компании имеют целый ряд преимуществ: они кровно заинтересованы в повышении качества оказываемых услуг постольку, поскольку от объёма обслуживаемых площадей зависит успешность их бизнеса. Если качество услуг не устраивает жителей, они вправе нанять другую фирму. Частные УК заинтересованы во внедрении энергосберегающих технологий, они подходят к эксплуатации каждого дома индивидуально. Они же являются посредниками между жителями дома и поставщиками воды, тепла, электричества. Так же они заинтересованы в отстаивании интересов своих клиентов.

С тем, чтобы стимулировать процесс реформирования ЖКХ в 2007 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», во исполнение которого Государство предполагало инвестировать 240 миллиардов рублей. Для того, чтобы войти в программу фонда по капитальным ремонтам нам необходимо было довести долю коммерческих предприятий нашей сферы к 1 января 2009 года до 25 процентов. К 2011 году их должно быть 80 процентов. Это одно из непременных условий.

На сегодня имеется две крупных муниципальных управляющих компании. Практически монополистов. Это в свете реформы ЖКХ неверно. По итогам как отопительного сезона 2009–10 годов, так и предыдущих, видно стабильно большое количество жалоб на обслуживание жилого фонда, управляемого ООО «Занарье-ЖКХ». Особенно много их от микрорайона Бумажной фабрики.

В Серпухове действует Программа «Модернизации объектов коммунальной инфраструктуры г. Серпухове на 2007–2010 годы».

Основание для разработки Программы: Национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 №865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы», Концепция программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации, Закон Московской области №11/96-ОЗ «О Концепции, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития Московской области» (в редакции Законов Московской области №47/99-ОЗ, №81/2001-ОЗ, №4/2002-ОЗ, №200/2005-ОЗ, №46/2005-ОЗ), постановление Правительства Московской области от 26.03.2001 №87/6 «О Порядке разработки областных целевых программ и контроля за их реализацией» постановление Главы города Серпухова от 28.02.2006 г. №320 «Об утверждении Порядка разработки городских целевых программ и контроля за их реализацией».

Основной целью Программы является разработка и осуществление комплекса мероприятий, повышающих надежность функционирования всего городского хозяйства, для чего предусмотрены предприятиями ЖКХ:

– ликвидация сверхнормативного износа основных фондов;

– внедрение ресурсосберегающих технологий;

– комплексное внедрение приборного учета отпускаемых коммунальных услуг;

– снижение затрат на производство;

– вывод предприятий ЖКХ в режим бездотационного и устойчивого функционирования;
– разработка комплекса мер по заинтересованности предприятий ЖКХ в снижении затрат на оказываемые коммунальные услуги, по социальной защите населения, исходя из того, что энергосбережение – одно из основных средств социальной защиты в ходе реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства, а также повышение комфортности проживания в жилых домах, построенных более 20 лет назад;

– уменьшение объема утилизации ТБО и КГО;

– ликвидация загрязнителей грунтовых вод и улучшение экологической обстановки в городе;

– экономия природных ресурсов за счет переработки вторичного сырья.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:

– модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;

– повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры;

– привлечение средств внебюджетных источников (в том числе средств частных инвесторов, кредитных средств и личных средств граждан) для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры

Сроки и этапы реализации Программы

2007–2010 годы, в том числе:

первый этап – 2007–2008 годы;

второй этап – 2009–2010 годы

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

– Повышение качества предоставления коммунальных услуг;

надежность работы систем жизнеобеспечения города,

– Снижение уровня износа основных фондов до величины, не превышающей 30%;

– Сокращение нерационального использования ресурсов на предприятиях ЖКХ, в том числе топливно-энергетических не менее чем на 20–25%;

– Снижение себестоимости оказываемых услуг;

– Улучшение экологической ситуации; создание благоприятных условий для привлечения внебюджетных средств для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Таким образом, администрация города Серпухова в своей деятельности по реформированию ЖКХ придерживается государственного курса модернизации сферы, но в силу сложности управления данной сферой имеются недостатки в реализации рассматриваемого процесса.


3. Направления по совершенствованию реформирования жилищно-коммунального хозяйства

3.1 Реформирование управления жилищным фондом

На муниципальном уровне осуществляется непосредственное управление жилищным фондом, принимаются конкретные решения по тем или иным направлениям преобразований в жилищно-коммунальной сфере в рамках полномочий, предоставленных органами местного самоуправления Конституцией РФ, Законом РФ «О местном самоуправлении».

В связи с этим важнейшей задачей является разделение функций собственника жилищного фонда, функций управляющих организаций и функций подрядных организаций, предоставляющих те или иные жилищно-коммунальные услуги. В сфере управления муниципальным жильем необходимо разделить функции административного управления и функции управления как хозяйственной деятельности.

Целесообразно как можно скорее завершить процесс разделения функций заказчика и подрядчика по обслуживанию потребителей и эксплуатации объектов ЖКХ.

В отношениях между собственниками и нанимателями целесообразно как можно скорее перейти к реально подписанным договорам найма как основному документу, регулирующему взаимные права и обязанности.

Это касается как договоров социального найма, так и договоров найма (коммерческого найма) вне социального сектора. Органы местного самоуправления вправе утверждать различные виды договора найма в муниципальном жилье, при этом договоры социального найма не должны противоречить типовому договору, утвержденному на федеральном уровне.

Комплекс институциональных преобразований в рамках реформирования жилищно-коммунального хозяйства охватывает следующие основные направления изменений правоотношений и форм собственности, которые должны быть реализованы в региональных программах реформы ЖКХ:

– продолжение изменений структуры собственности в жилищном фонде (регламентируется Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»);

– создание товариществ собственников жилья (регламентируется Федеральным законом «О товариществах собственников жилья», примерным Уставом ТСЖ, примерными положениями об обслуживании и о финансировании ТСЖ; на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований принимаются соответствующие нормативные документы, отражающие особенности региона и города);

– преобразование предприятий ЖКХ в хозяйствующие субъекты с более высокой степенью независимости и ответственности, равноправных партнеров договорных отношений (регламентируется Гражданским Кодексом РФ, положениями о формировании договорных отношений, о службе заказчика), в том числе путем акционирования (регламентируется действующей до сих пор Программой приватизации, содержащееся в которой разрешительное право со стороны органов местного самоуправления практически остановило процесс акционирования на уровне 1994 г. – 10% числа предприятий водо- и энергоснабжения, что объясняется часто обоснованными опасениями потери управляемости акционированным предприятием); необходима разработка на федеральном уровне нового положения, регламентирующего особенности акционирования коммунальных предприятий – естественных монополий, в частности, с оставлением за городом контрольного пакета акций;

– муниципализация государственных предприятий ЖКХ (используются нормативы материально-технического обеспечения ЖКХ).

Развитие договорных отношений

Новый этап в развитии договорных отношений предполагает переход от освоения формальных процедур заключения договоров предприятий ЖКХ с органами местного самоуправления и потребителями к созданию единого правового поля, обеспечивающего сочетание прав обязанностей и ответственности участников договорных отношений, защиту интересов потребителей, независимость и ответственность предприятий, эффективную регулирующую роль органов местного самоуправления. Реализация указанных задач определяется использованием норм Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской и субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления имеют право самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. Гражданский кодекс Российской Федерации определил и закрепил нормы, регулирующие права собственности, договор найма жилого помещения, принципы договорных отношений местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц и потребителей. При разработке региональных программ целесообразно использовать «Положение о формировании договорных отношений в ЖКХ», «Методические рекомендации по бухгалтерскому учету в условиях создания служб заказчика».

На федеральном уровне должны быть доработаны примерные договоры социального и коммерческого найма жилых помещений. До их разработки государственные органы субъектов Федерации могут разрабатывать и применять свои соответствующие нормативные акты.

Должны получить свое развитие и совершенствование формы и содержания договоров на обслуживание жилья и поставку коммунальных услуг. В обязательном порядке в них должны содержаться показатели качества обслуживания, уровень и порядок оплаты услуг, санкции к обеим сторонам за нарушение условий договора. На федеральном уровне должны быть разработаны примерные договоры по каждому виду услуг, на региональном – утверждены формы договоров, отражающие особенности и уровень обслуживания конкретного региона, города. Кроме того, должна быть разработана система правовой и административной ответственности заказчика, предприятий ЖКХ и потребителей услуг за уклонения от заключения договоров, за нарушение договорных обязательств по качеству услуг и их оплате.

3.2 Управление и государственное регулирование ЖКХ

Организация управления ЖКХ основана на разграничении функций, прав и ответственности уровней и субъектов управления в соответствии с Постановлением «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». С целью государственного регулирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства, особенно предприятий – естественных монополистов, должен быть разработан Федеральный закон «О государственных минимальных стандартах». Важную роль должна играть в организации регулирования деятельности ЖКХ разрабатываемая «Программа демонополизации и развития конкуренции на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства». Правовой основой антимонопольного регулирования, развития конкуренции в ЖКХ является закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и Указы Президента РФ «О новом этапе реализации Государственной целевой программы «Жилище»» и «О развитии конкуренции предоставления услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищного фонда».

В практике деятельности по созданию конкурентной среды в обслуживании жилищного фонда должно быть использовано «Примерное положение о порядке конкурсного отбора подрядчиков на обслуживание домов государственного и муниципального фондов».

Непосредственный контроль за деятельностью предприятий и организаций ЖКХ, качеством обслуживания, наличием и соблюдением договорных обязательств сторон осуществляют муниципальные службы заказчика и региональные жилищные инспекции. Их деятельность регламентируется «Положением о государственной жилищной инспекции Российской Федерации», «Примерным положением о службе заказчика по жилищно-коммунальным услугам», Положением «Об особенностях учета основных производственных фондов ЖКХ в условиях разграничения права владения». В процессе государственного регулирования ЖКХ могут использоваться также «Нормативно-методические документы по организации лицензирования деятельности по эксплуатации инженерных систем городов и населенных пунктов».

Защита прав потребителей

Правовой основой методов и форм защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг является закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации должны быть приняты соответствующие ресурсные нормативы для обеспечения реализации государственных минимальных стандартов в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Необходима разработка «Положения о комиссии по жилищным спорам», утверждение «Правил теплоснабжения, водоснабжения, канализации и электроснабжения». Для обеспечения защиты низкодоходных семей при переходе жилищно-коммунального хозяйства на безубыточный режим работы и расширения сферы действия системы жилищных субсидий (в том числе, при пересмотре и упорядочении действующей системы льгот и переводе большей части их в систему субсидий) должны быть приняты на региональном уровне «Порядок предоставления гражданам компенсаций, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» в соответствии с установленными на федеральном уровне правилами и нормами. Также должен быть разработан нормативный акт, определяющий состав доходов, включаемый в совокупный доход семьи при предоставлении компенсаций (субсидий) на оплату услуг ЖКХ, в соответствии с рекомендациями Министерства труда Российской Федерации.

3.3 Совершенствование финансирования и ценообразования в сфере ЖКХ

Правовой основой реализации намеченного поэтапного перехода к безубыточной работе отрасли является закон Российской Федерации «Об Основах федеральной жилищной политики». Постановление Правительства Российской Федерации №707 от 18.06.96 г. «Об упорядочении систем оплаты жилья и коммунальных услуг». При разработке реформ финансирования и ценообразования в ЖКХ могут использоваться «Методика определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг», «Методика расчета экономически обоснованных ставок и тарифов на услуги ЖКХ», «Методические указания по расчету ставок платы за найм и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание) государственного и муниципального жилищного фонда».

Важным элементом реформы является выбор рациональной тактики изменения действующих тарифов для населения. Критерием рациональности этого процесса является предотвращение социальной напряженности и роста неплатежей при обеспечении срока перехода к безубыточной работе ЖКХ. Для методической и правовой поддержки указанных мероприятий реформы требуется разработка методических рекомендаций по определению динамики тарифов на услуги ЖКХ с учетом доходов населения.

Для обеспечения финансирования за счет привлечения внебюджетных средств развития объектов ЖКХ, ликвидации сложившегося значительного переизноса основных фондов должна быть разработана «Методология технико-экономических обоснований инвестиционных проектов для привлечения средне- и долгосрочных кредитных ресурсов предприятиями коммунального хозяйства на развитие объектов инфраструктуры».

Организация проведения реформы ЖКХ

Основным документом, определяющим принципы, направления и пути реформирования ЖКХ является «Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства», утвержденная Указом Президента Российской Федерации.

Механизм формирования межбюджетных взаимодействий, направленный на стимулирование проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства.

Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации предусматривает, что при сохранении за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления права определять основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья коммунальных услуг размеры финансовой помощи, оказываемой субъектам Российской Федерации из средств федерального бюджета (в первую очередь в виде трансфертов), рассчитываются на основании ежегодно определяемых следующих федеральных стандартов:

а) федеральный стандарт социальной нормы площади жилья. Этот стандарт составляет 18 м2 общей площади на одного члена семьи из трех и более человек, 42 м2 – на семью двух человек и 33 м2 – на одиноко проживающего человека;

б) федеральный стандарт уровня платежей граждан. Этот стандарт определяется в процентах от стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (содержание и ремонт жилья, включая капитальный, теплоснабжение, водоснабжение, канализация, газоснабжение, электроснабжение в среднем по всем видам этих услуг);

в) федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг.

Этот стандарт рассчитывается исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг (в процентах от совокупного семейного дохода);

г) федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Этот стандарт определяется дифференцированно по экономическим регионам Российской Федерации. При фактическом перечислении средств федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации будет производиться уменьшение расчетного размера трансфертов с учетом величины дополнительных дотаций жилищно-коммунальному хозяйству, предоставляемых в рамках консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в результате отклонения от установленных Федеральных стандартов. В то же время не будет допускаться уменьшение размера трансфертов для субъектов Российской Федерации, снижающих бюджетные дотации жилищно-коммунальному хозяйству в ходе проведения его реформы.

Органам законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, а также органам местного самоуправления рекомендуется в рамках собственной компетенции привести нормативы социальной нормы площади жилья, предельного уровня граждан за жилищно-коммунальные услуги, максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствие с федеральными стандартами или предусмотреть собственные дополнительные бюджетные источники для дотирования отрасли ЖКХ сверх федеральных стандартов.

При определении трансфертной политики субъекта Федерации по отношению к муниципальным образованиям рекомендуется пользоваться теми же подходами для определения размера трансфертов в зависимости от отклонения от региональных нормативов проведения жилищной реформы, которые также могут быть установлены в пределах субъекта РФ.

Особое внимание следует уделить выполнению федеральных стандартов, нормативов и положений, связанных с реализацией программы жилищных субсидий, в первую очередь – установлению дифференцированной социальной нормы площади жилья в зависимости от состава семьи.

Бюджетное финансирование программы жилищных субсидий рекомендуется выделить отдельной строкой в расходной части местных бюджетов и рассматривать как защищенную статью. В первоочередном порядке средств на компенсацию жилищных субсидий должны перечисляться на счете товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов. Вместе с тем, неурегулированность вопроса об источниках финансирования жилищных субсидий не может служить основанием для отказа в начислении компенсаций гражданам. В случае отсутствия либо перерасхода бюджетных средств, предоставление компенсаций производится как выпадающие доходы.

При формировании региональных и местных нормативов уровня платежей граждан за услуги ЖКХ и предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг следует предусматривать анализ тарифов на эти услуги с целью их понижения за счет исключения за счет исключения необоснованных затрат. Проведение такой работы может привести к ситуации, когда уровень платежей граждан за услуги ЖКХ в процентах от затрат без изменения стоимости этих услуг для населения. Достижение таких результатов позволит снизить бюджетное дотирование отрасли и будет демонтировать эффективность проведения жилищно-коммунальной реформы.

Методы использования внебюджетных источников

Муниципальные бюджеты сегодня не в состоянии обеспечить потребности города в реконструкции и развитии городской жилищной инфраструктуры: снижается качество и ритмичность предоставления коммунальных услуг наряду с повышением эксплуатационных издержек; соответственно растут затраты, которые необходимо предпринять в будущем для исправления ситуации.

Вместе с тем, сокращение бюджетных источников финансирования капиталовложений приводит к переосмыслению самой концепции инвестирования в жилищную инфраструктуру, пересмотру приоритетных направлений капитальных вложений, поиску новых источников средств, рационализации тарифной политики.

Сама практика финансирования капиталовложений из государственных и муниципальных бюджетов, при которой решения о капиталовложениях в инфраструктуру зачастую принимаются в расчете на краткосрочные результаты, без учета соображений экономической эффективности и социальной справедливости, должна быть подвергнута переоценке.

Одним из приоритетных направлений в этой связи следует считать практику привлечения внебюджетных средств для финансирования инвестиций в жилищную инфраструктуру, причем, главным образом в тепло- и энергосберегающие проекты. В частности, перевод котельных на сетевой природный газ, замена старых энергоемких водонасосов на современные многоскоростные, внедрение установок по выработке биогаза на очистных сооружениях с последующим использованием полученного топлива для выработки электроэнергии и тепла на предприятиях водоканализационного хозяйства позволяет значительно снизить себестоимость производства соответствующих коммунальных услуг.

В данном контексте рекомендуется руководствоваться следующими соображениями.

1. Экономическая целесообразность.

Размеры капитальных вложений в такие инфраструктурные проекты, как правило, весьма велики. Их полноценное финансирование из городского бюджета в рамках относительно короткого строительного периода либо невозможно, тогда строительства и реконструкция оттягивается на неопределенное время, либо бремя расходов бюджета слишком велико, и капитальные расходы осуществляются за счет других, не менее важных статей текущих расходов.

2. Экономическая привлекательность инвестиций в тепло-энергосберегающие проекты и развитие городской инфраструктуры для инвесторов.

Экономическая привлекательность тепло- и энергосберегающих проектов для инвесторов состоит в том, что в качестве источников погашения заемных средств, взятых инвестором на реализацию проекта, могут использоваться средства, сэкономленные в результате сокращения себестоимости производства дорогостоящих коммунальных услуг.

Резервы сокращения себестоимости производства коммунальных услуг в проектах тепло-энергосбережений за счет уменьшения потерь и сбережений тепла и энергии очень велики и могут достигать 50%. Условиями выполнения таких проектов за счет внебюджетных источников должны служить:

– сохранение в прежнем объеме прежних бюджетных дотаций реконструирующимся коммунальным предприятиям на время выплат по кредиту;

– удержание на время выплат по кредиту уровня оплаты коммунальных услуг на текущем уровне с учетом инфляции, несмотря на реальное падение себестоимости их производства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.