рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Пенсионный рынок Республики Казахстан: проблемы и перспективы развития на примере АО НПФ "Республика"

- простота, надежность и прозрачность;

- строгое регулирование и надзор со стороны уполномоченных государственных органов;

- операционная эффективность;

- предоставление информации вкладчику о размере его пенсионных накоплений.

НПФ в процессе осуществления своей деятельности могут производить сбор пенсионных взносов, получать комиссионные вознаграждения за свою деятельность и осуществлять иные права согласно условиям пенсионного договора, заключать договора с организацией, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами. В то же время, накопительные пенсионные фонды обязаны:

- производить пенсионные выплаты получателям;

- проводить индивидуальный учет пенсионных накоплений и выплат;

- предоставлять вкладчику и получателю информацию о состоянии его пенсионных накоплений не реже одного раза в год, а также по его запросу;

- обеспечивать конфиденциальность информации о состоянии пенсионных накоплений получателя;

- нести ответственность за нарушение пенсионного законодательства и условий пенсионного договора;

- по заявлению получателя переводить его пенсионные накопления из одного фонда в другой[1];

- публиковать статистическую и иную информацию о своей деятельности за стандартные периоды времени в один, три, пять, десять календарных лет, при этом не допускается публикация информации, содержащей гарантии или обещания доходов по вкладам в накопительные пенсионные фонды;

- обеспечивать равные условия гражданам, заключившим пенсионный договор;

- выполнять другие обязанности в соответствии с законодательством РК.

Накопительный пенсионный фонд в Казахстане не имеет права совмещать свою основную деятельность со следующими видами:

- производство;

- торговля движимым и недвижимым имуществом, за исключением ценных бумаг и других финансовых инструментов;

- страхование;

- передача в залог пенсионных активов;

- выпуск ценных бумаг, кроме акций;

- выпуск «золотой акции» фонда.

Они законодательно обязаны ежегодно проводить аудит и определять соответствие размеров пенсионных резервов текущей стоимости обязательств. Возможно, что такое обязательство устраивает не все фонды, так как связано с определенными организационными и материальными затратами, но именно оно стало наиболее актуальным, когда накопительные пенсионные фонды приступили к выплатам негосударственных пенсий. Работа квалифицированного актуария повышает надежность фонда, поскольку позволяет реально оценить результаты и перспективы его работы с учетом характера принятых обязательств, демографических характеристик, особенностей инвестиционной политики, а также предупредить возможность дефицита, своевременно принять необходимые меры.

В условиях рынка между накопительными пенсионными фондами и другими субъектами финансового рынка устанавливается динамичное взаимодействие при осуществлении должного государственного регулирования, макроэкономической стабильности, соблюдении международных стандартов бухгалтерского учета, адекватного законодательства. Пенсионные накопления, представляя собой, долгосрочные сбережения населения, служат одним из основных факторов, которое оказывает влияние на развитие финансового рынка. С другой стороны, рынки государственных и корпоративных ценных бумаг являются основными сферами инвестирования этих пенсионных сбережений и обеспечивают разумную доходность вложений, достаточную для обеспечения достойной старости при условии относительно долгого периода вложений и определенного их объема.

В случае реорганизации НПФ ходатайство направляется в АФН, к которому прилагаются следующие документы:

- решение общего собрания акционеров накопительного пенсионного фонда о его реорганизации;

- документы, в которых указаны предполагаемые условия, формы, порядок и сроки реорганизации накопительного пенсионного фонда;

- финансовый прогноз последствий реорганизаций, включая расчетный баланс накопительного пенсионного фонда после его реорганизации и юридических лиц, образующихся в результате этой реорганизации.

Ходатайство о получении разрешения на реорганизацию НПФ должно быть рассмотрено в течение одного месяца со дня предоставления. Реорганизуемый фонд в течение двух недель со дня получения разрешения на проведение реорганизации должен проинформировать о предстоящих изменениях всех своих вкладчиков и получателей путем письменного уведомления и публикации соответствующего объявления в средствах массовой информации.

АФН может отказать в выдаче разрешения на реорганизацию НПФ на основании отсутствия соответствующих решений общего собрания акционеров, нарушений требований антимонопольного законодательства в отношении вкладчиков и получателей в результате предполагаемой реорганизации.

Ликвидация НПФ может быть добровольной и принудительной. Принудительная может произойти в следующих случаях:

- по решению общего собрания акционеров НПФ при наличии разрешения Агентства;

- по решению суда в случаях, предусмотренных законодательными актами РК.

Ходатайство НПФ о получении разрешения на добровольную ликвидацию рассматривается в течение месяца со дня его предоставления. Ликвидирующийся фонд обязан в течение десяти дней уведомить получателей и вкладчиков о своей ликвидации. Последние, в свою очередь могут сами выбрать другой фонд в сроки, установленные ликвидационной комиссией.

НПФ могут создавать свои филиалы и представительства.

1.4 Нормативная база пенсионных фондов

Закон Республики Казахстан от 20 июня 1997 года № 136-I О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.12.2007 г.)

Настоящий Закон определяет правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в Республике Казахстан, регламентирует участие государственных органов, физических и юридических лиц, независимо от форм собственности, в реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение.

Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 сентября 1997 года № 1342

Об утверждении порядка присвоения социального индивидуального кода уполномоченной организацией (с изменениями и дополнениями от 30.05.08 г.)

Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 марта 1999 года № 245

Об утверждении Правил исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.12.2007 г.)

Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 июля 2000 года № 1063

Об утверждении Правил документирования и регистрации населения Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.08.2007 г.)

Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 21 апреля 2003 года № 138

Об утверждении типовых договоров о пенсионном обеспечении за счет обязательных, добровольных и добровольных профессиональных пенсионных взносов (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.05.2007 г.)

Закон Республики Казахстан от 13 мая 2003 года № 415-II Об акционерных обществах (с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.07.2008 г.)

Настоящий Закон определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации акционерного общества; права и обязанности акционеров, а также меры по защите их прав и интересов; компетенцию, порядок образования и функционирования органов акционерного общества; полномочия, порядок избрания и ответственность его должностных лиц.

Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 июля 2003 года № 661

Об утверждении Правил осуществления пенсионных выплат из пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, добровольных профессиональных пенсионных взносов из накопительных пенсионных фондов, и Методики осуществления расчета размера пенсионных выплат по графику (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2007 г.)

Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 12 июня 2004 года № 153

Об утверждении Правил по ведению учета пенсионных накоплений на индивидуальных пенсионных счетах вкладчиков (получателей) в накопительных пенсионных фондах с изменениями и дополнениями по состоянию на 25.01.2008 г.)

Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 февраля 2006 года № 111

Об утверждении Правил формирования базы данных вкладчиков (получателей) по обязательным пенсионным взносам, единого списка физических лиц, заключивших договор о пенсионном обеспечении за счет обязательных пенсионных взносов, и Правил представления накопительными пенсионными фондами Государственному центру по выплате пенсий сведений о заключенных и прекративших действие с вкладчиками (получателями) договорах о пенсионном обеспечении за счет обязательных пенсионных взносов с использованием электронного документооборота (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.08.2006 г.)

Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 23 сентября 2006 года № 217

Об утверждении Правил перевода пенсионных накоплений из накопительных пенсионных фондов (с изменениями и дополнениями от 26.05.2008 г.)

Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 27 октября 2006 года № 222

Об утверждении Инструкции о нормативных значениях пруденциальных нормативов, методике их расчетов для накопительных пенсионных фондов и внесении изменения в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 27 августа 2005 года № 310 "О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.12.2007 г.)

Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 27 октября 2006 года № 223

Об утверждении Инструкции о нормативных значениях пруденциальных нормативов, методике их расчетов для организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами (с изменениями и дополнениями по состоянию на 25.01.2008 г.)

Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 27 октября 2006 года № 225

Об утверждении Правил осуществления деятельности по инвестиционному управлению пенсионными активами (с изменениями и дополнениями по состоянию на 26.05.2008 г.)

Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 апреля 2007 года № 123

Об утверждении Правил выдачи разрешения на государственную регистрацию накопительных пенсионных фондов в органах юстиции, изменений и дополнений в их учредительные документы, а также лицензирования деятельности накопительных пенсионных фондов по привлечению пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат и осуществлению деятельности на рынке ценных бумаг.

1.5 Пенсионные рынки различных стран

1.5.1 Пенсионный рынок Чили

В начале 90-х г. ХХ в. многие страны, в том числе и Казахстан, перешли на новую систему пенсионного обеспечения, основой которой послужила чилийская модель. Реструктуризация чилийской пенсионной системы происходила в 80-е годы ХХ в. Демографическая ситуация характеризовалась резким спадом доли иждивенцев при одновременном возрастании числа стариков на каждого работающего. Динамике рынка рабочей силы присуща высокая доля создания новых рабочих мест вне формального сектора.

Финансовый кризис в начале 80-х годов означал резкое падение способности страны импортировать. Предпринятые стратегические меры по преодолению кризиса внешнего долга заключались:

- в агрессивной политике открытой торговли посредством политики стимулирования экспорта;

- в осторожном открытии фондового счета.

При этом коммерческие банки и зарубежные частные инвесторы не были заинтересованы вкладывать капиталы в экономику страны. Ситуация сглаживалась только благодаря существенному вкладу чрезвычайного внешнего финансирования со стороны международных финансовых организаций. С улучшением ситуации в инвестировании экспортного сектора страны темпы роста импорта были восстановлены только в 1986 году. Внешнеэкономическая ситуация несколько улучшилась с 1989 года с возобновлением притока иностранного капитала в страну. Экспортная модель развивалась в два этапа:

- государственная политика поддержки поиска новых зарубежных рынков для чилийских товаров;

- сильное занижение обменного курса, которое вместе с резким снижением реальной заработной платы способствовало повышению конкурентоспособности отраслей со сравнительными выгодами.

Демографические сдвиги, переживаемые чилийским обществом, такие как снижение рождаемости в 50-х годах, растущее вовлечение женщин в экономическую деятельность, постоянный рост средней продолжительности жизни стариков привели к выработке экономической политики, отдающей предпочтение созданию производительной занятости для активных элементов и выработке должного механизма финансирования пенсий для стариков.

Однако новое вовлечение чилийской экономики в международные коммерческие и финансовые рынки имело значительные социальные издержки. И сегодня, государство ставит задачу применить методы, позволяющие улучшить равномерность распределения, не принося в жертву экономический рост.

Достигнув в определенной степени макроэкономической стабилизации и в целом тенденции экономического роста, в стране в настоящее время усилия направляются на развитие экономики с созданием новых рабочих мест для более устойчивой занятости населения и повышения уровня жизни. Так, например, ВВП на душу населения возрос на 37% к концу ХХ века. Сегодня ВВП на душу населения достиг 5300 долл. Среднемесячная инфляция снизилась с 3 до 0,55%. Пенсионные накопления составили 24% к ВОП в 1990 г., 40% в настоящее время. Относительно банковских пенсионные активы составили в 1990г. 24,5%, в настоящее время – около 50% рентабельности пенсионных фондов в среднем в год за вычетом инфляции.

Пенсионная реформа в Чили оказала влияние на развитие рынка капитала, рынка жилищного строительства, страхового и других.

Чилийская пенсионная система – это частная накопительная система с постепенным угасанием роли солидарной, основанная на индивидуальной капитализации пенсионных взносов, произведенных вкладчиками. При этом вкладчики не являются акционерами администраторов и несут ответственность за обеспечение собственной старости. Государство гарантирует только минимальную пенсию.

У чилийцев не было выбора между государственным и частными фондами. У них был выбор только между частными накопительными фондами, именуемыми Администраторами пенсионных фондов (АРР).

Граждане, которые при определенных обстоятельствах не вошли в накопительную систему, остались в старой. Эту группу составили те, которые за предшествовавшие два года не имели доходов, пребывали за границей и т.д. Старую систему представляет институт пенсионной нормализации (АМР), функционирование которой предполагается примерно до 2040 года.

Вошедшие в новую систему не связаны с солидарной и получают боны признания от старой системы, которые могут быть проданы или переданы в накопительную систему по желанию получателя. В большинстве случаев, они приобщаются к накопленным средствам при назначении пенсий в накопительной системе.

Администраторы пенсионных фондов являются полными операторами и занимаются привлечением пенсионных взносов, а также инвестированием пруденциальных нормативов, методологическое руководство суперинтендантством по ценным бумагам осуществляется управлением АФП. Центральный банк Чили осуществляет контроль в части установления диверсификации портфеля инвестиций. Соответственно, АФП должны выполнять требования по минимальной доходности. Если они не выполняются, то АФП возмещает их за счет резервного фонда, который должен формироваться в размере 1% от пенсионных накоплений. Если резервного фонда недостаточно, государство покрывает разницу и фонд ликвидируется, пенсионные накопления переводятся в другой фонд.

Поскольку управление пенсионными активами осуществляется самим АФП, а кастодиан ведет только учет и осуществляет хранение ценных бумаг и на него не возлагаются контрольные функции по операциям размещения пенсионных накоплений, то проще рассматриваются проблемы аффилированности – ограничиваются инвестиции учредителям. В соответствии с Законом по Реформе рынка ценностей Чили 1994 г., предусматривается большая ответственность, в частности гражданская, административная, уголовная, участников рынка ценных бумаг за разглашение конфиденциальной информации и использование имеющейся информации в целях извлечения выгоды для себя или других.

При управлении АФП создана классифицирующая комиссия, в состав которой вошли представители управлений АФП, банков и финансовых институтов, страховых компаний, четыре выбранных представителя АФП. Комиссия, классифицирующая риск, выполняет следующие функции:

- одобряет или отвергает ценные бумаги, приобретенные на средства пенсионных фондов, определяет категорию риска;

- утверждает процедуры принятия акции акционерного общества по «недвижимости и прочим ценным бумагам»;

- устанавливает эквиваленты при сравнении классифицированных бумаг на международном рынке, одобряет, отвергает или изменяет классификации международных классифицирующих институтов. АФП получают комиссионные вознаграждения в среднем 3% от заработной платы.

1.5.2 Пенсионные рынки развитых и развивающихся стран

История индустрии пенсионного обеспечения разных стран говорит о его разнообразии как по форме, структуре, содержанию, так и по обязательности. Первый закон об обязательном пенсионном страховании был принят в США только в 1935 году.

Чтобы получить пенсию в полном объеме, американцы выходят на пенсию по достижении 65 лет независимо от пола работника. Существует и другой вариант – выйти на пенсию на три года раньше, но при этом три года пенсия будет на 20% меньше. Величина американской пенсии зависит от общего трудового стажа, его непрерывности, размера заработной платы и колеблется обычно в пределах от 50 до 80% заработной платы, то есть составляет в среднем 700 долл. Если пенсия не превышает ¾ уровня бедности, то в таком случае государство выплачивает пособие 280 долл. из бюджета. Большое развитие в США получили негосударственные пенсионные фонды. Многие корпорации отчисляют в них часть прибыли, тем самым, стимулируя работников держаться за свое рабочее место. Такие выплаты не облагаются налогом и уменьшают налогооблагаемую базу работодателя.

Во Франции пенсионная система является одной из наиболее сложных в Европе. Граждане выходят на пенсию в возрасте 60 лет, как мужчины, так и женщины. При этом есть определенные категории работников, для которых пенсионный возраст значительно ниже. Например, шахтеры выходят на пенсию в 55 лет. Если они отработали непосредственно под землей 20 лет, то могут выйти на пенсию в 50 лет.

Французская пенсионная система основывается на двух фундаментальных принципах: страхование и солидарность. В первом случае пенсия выплачивается из средств, перечисленных клиентами на протяжении трудовой деятельности. Во втором случае пенсии выплачиваются из отчислений ныне работающих. Во Франции разнообразны и отчисления в пенсионные фонды. Например, для лиц свободных профессий, ремесленников и мелких предпринимателей ежемесячные выплаты составляют 16,35%. Наемные работники платят столько же, но половину за них отчисляет работодатель. Размер пенсии составляет 50% средней зарплаты, рассчитанной за последние 11 трудовых лет. При этом существует как минимальная, так и максимальная государственная пенсия от 5 до 10 тыс. долл. в год.

В Германии в отличие от французской пенсионной системы существует так называемый железный принцип – «договор поколений». По этому принципу деньги, переводимые в пенсионный фонд сегодня, обеспечивают старость ныне здравствующим пенсионерам. Вместе с тем, Германия является одной из стран мира с явно выраженным старением населения. Такая ситуация обуславливает постоянный рост пенсионных взносов работающего населения. Поэтому часть пенсионных отчислений (до 50%) берет на себя работодатель. И это продолжается до 65 лет, с которого немцы уходят на пенсию. Вместе с тем, в немецкой пенсионной системе существует и одно ограничение: работники платят пенсионные взносы только с заработков, не превышающих примерно 5000 долл. США в месяц, а превышающую ее сумму обычно помещают в фонды необязательного страхования.

Размер немецкой пенсии доходит до 70% от заработной платы и зависит от трудового стажа и размера зарплаты. Однако такое возможно только при наличии минимум 12 лет трудового стажа. В случае его отсутствия начисляется около 300 долл.США. В основу железного принципа заложен и тот факт, что если нет и трех лет стажа, то пенсия не начисляется вообще.

В пенсионной системе Великобритании есть своя особенность. Так, при назначении пенсии учитывается такое огромное количество факторов, что даже не всякий работник социальной системы способен правильно рассчитать ее. Пенсионный возраст в Англии для мужчин 65 лет, а для женщин – 60. Взносы в пенсионный фонд составляют со стороны работника 10%, но только с заработка не превышающего 23660 фунтов или 38,3 тыс. долл. США. Страна гарантирует своим гражданам минимальную пенсию и не принуждает их вносить колоссальные взносы в пенсионный фонд. В соответствии с законом о пенсионном обеспечении вносить взносы – личное дело каждого гражданина, который может открыть счет в негосударственном пенсионном фонде. Взносы работодателя в пенсионный фонд составляют от 3% до 10,2% от заработка.

Израильская система пенсионного обеспечения славится своей «полусоциалистической» системой социального страхования. Отличительной ее особенностью является отсутствие фонда обязательного социального страхования. Как пенсии, так и пособия по безработице или старости выплачиваются всем лицам, достигшим пенсионного возраста (для мужчин это 65 лет, а для женщин – 60). Размер их лежит в диапазоне от 16 до 24% от средней заработной платы в зависимости от семейного положения. Поскольку эти суммы не в состоянии покрыть расходы на проживание в стране, многие наемные работники предпочитают становиться членами необязательных пенсионных фондов, куда и отчисляют часть своих заработков в пределах 5,5%. Кроме этого работодатель вносит в этот фонд отчисления за своего наемного работника в размере 12% от зарплаты. И если работник имеет достаточно большой стаж, то его пенсия может составить до 75% заработка на последнем рабочем месте.

Основная цель пенсионной реформы Латвии – это создание финансово устойчивой и эффективной, основанной на индивидуальных взносах социального страхования пенсионной системы в целях обеспечения размеров пенсий по старости, зависящих от уплаченных в предыдущий период взносов. Реформа пенсионной системы, как и в других странах СНГ, была вызвана все еще прогрессирующим процессом старения населения. Постепенно увеличивается и продолжительность жизни. На этот фактор влияет ежегодный рост расходов на пенсии из средств бюджета социального страхования. Например, его удельный вес в общем национальном продукте в 1997 году достиг 10,6%. Данный показатель в Латвии выше, чем в таких индустриально развитых странах, как США, Япония, Германия, Великобритания и других, в которых он составляет приблизительно 6-7%.

Для приостановления падения покупательской способности пенсионеров, начиная с 1999 года установлена индексация пенсий при учете изменения ИПЦ. Законом «О государственных пенсиях» предусмотрено, что размер государственной пенсии в порядке, определенном правительством данной страны, должен ежегодно пересматриваться, учитывая изменения ИПЦ и индекса страховых взносов с заработной платы.

1.6 Текущее состояние пенсионного рынка Казахстана

Пенсионный рынок Казахстана является на сегодня одной из наиболее динамично развивающихся в социально-экономической системе страны. Вместе с тем 11 лет его функционирования позволяют сделать определенные выводы о существовании множества нерешенных и дискуссионных проблем, возникших в течение всего срока действия, и вопросов по ее адаптации к условиям казахстанской экономики. Среди них недостаточность накопленных средств пенсионеров для обеспечения нормальных условий жизни в послетрудовой период, нерешенность гендерных проблем (разная продолжительность жизни, неравенство в оплате труда и, как следствие, в размерах пенсий у мужчин и женщин), проблемы производственной инвалидности и др. Вместе с тем, государством предусматриваются меры по совершенствованию проблем пенсионного обеспечения. Так, с 2004 года введено понятие пенсионный аннуитета, который дает право выхода на пенсию и в 55 лет при наличии пенсионного накопления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.