рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Формирование доходов бюджета Республики Беларусь

Принципиальным отличием налоговой системы Германии является наличие налога с продаж вместо НДС. В государственных доходах он составляет примерно 28% - второе место после подоходного налога и, как отмечалось выше служит регулирующим источником. Его основная ставка - 14%. Но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по ставке 7%.

Налог на доходы корпораций взимается с балансовой прибыли компаний. Ставка налога на нераспределенную прибыль - 50%, а на прибыль, распределенную по дивидендам, - 36%. Проценты по ссудам не облагаются налогом, а дивиденды выплачиваются из прибыли за минусом налога.

Промысловым налогом - это один из основных местных налогов - облагаются предприятия, товарищества, физические лица, занимающиеся промышленной, торговой и другими видами деятельности по ставке 5%. По этому налогу существует необлагаемый минимум. Кроме того, в бюджет вносится 0,2% от стоимости подлежащих обложению основных фондов.

Поземельным налогом, еще одним из местных облагаются предприятия сельского и лесного хозяйств, земельные участки, ставка 1,2%. Освобождены от поземельного налога государственные предприятия, религиозные учреждения.

Подоходный налог в ФРГ прогрессивен. Его минимальная ставка - 19,5%, максимальная - 53%.

Ставка налога на собственность: 0,5% - для физических лиц и 0,6% - для компаний и фирм.

Уровень налога на наследство и дарение зависит от степени родства. В Германии с этой точки зрения различают 4 разряда. Если в первом (супруги и дети) ставка налога - 3%, то в четвертом - она поднимается до 70%.

Социальные отчисления от фонда заработной платы составляют 6,8%. Сума отчислений, как в США, делится в равной пропорции между нанимателем и работником. [42, c.72-74]

Швейцарская конфедерация включает в себя 26 кантонов, в их состав входит 3030 общин, представляющих собой отдельные города или деревни. Трехступенчатая система управления предполагает наличие бюджетов на каждом уровне. Надо отметить, что по бюджету не существует никаких законодательных актов, в отличие от других стран.

В Швейцарии, как и в других странах, применяется так называемое финансовое выравнивание, т. е. сильные в смысле налогообложения кантоны передают часть своих средств в распоряжение слабых кантонов. То же самое происходит и на общинном уровне.

Около половины прямых налогов конфедерации, составляющих 20 -30% ее доходов перераспределяется, хотя в законе о финансовом выравнивании никаких норм нет. Конкретные размеры перераспределения обсуждаются на совещании финансовых директоров кантонов.

Налоговая система в Швейцарии имеет некоторые особенности, которые отличают ее от других европейских стран. Прежде всего это автономность кантонов в отношении налогов. Другая особенность - конкуренция среди кантонов, так как каждый из них самостоятельно определяет налоговые ставки, действующие на его территории. Если налоговые ставки будут повышены, то соответственно кантон получит больше денежных средств, но, с другой стороны, из-за налоговых ставок его население может просто переехать в более дешевый кантон. Вот такая конкуренция между налоговыми системами разных кантонов и является эффективным средством снижения налоговых ставок по территории всей Швейцарии.

Налоги, которыми облагаются частные и юридические лица, не превышают на территории Швейцарии 35%.

Главный вид налога - подоходный налог. Его размер, взимаемый с частных или юридических лиц, составляет от 2 до 5%. Существуют косвенные виды налогообложения, например, налог на товарооборот. Есть налоги, которые не имеют большого значения, к примеру, имущественный налог. Все эти виды налогов существуют на трех разных уровнях: федерации, кантонов и общин. [34, c.494-495]

Другой вид налога - зачетный, берется с оборота ценных бумаг. Он позволяет обезопасить всю налоговую систему. Данный налог собирается с прибыли на капитал (в момент ее возникновения), но в конце года возвращается налогоплательщикам. Делается это для того, чтобы инвестор не мог спрятать доход от налогообложения. Если бы все налогоплательщики честно платили налоги, то в конце года зачетный налог полностью возвратился бы им. В случае, если государство получает данный зачетный налог, например с ценных бумаг, которые больше нигде не будут задекларированы, как доход, этот налог поступает в доход государства и не возвращается налогоплательщику.

Косвенные налоги получает конфедерация, а прямые кантоны и общины. Всего кантонам и общинам идет, как правило, около 70% всех налоговых поступлений, а конфедерации - примерно 30%. Налоги, поступающие в конфедеративный бюджет, как бы пересекаются с налогами кантональными. Имеет место также двойное налогообложение одних и тех же объектов.

Важнейшей особенностью налоговой системы Швейцарии является обобщенное толкование налоговых законов. Здесь действуют универсальные положения, дающие налоговым сотрудникам возможность самостоятельно толковать налоговые законы. Экономические соображения принимаются во внимание в первую очередь (перед юридическими, например). Любые юридические конструкции, излюбленное средство в Швейцарии, как и в любой другой стране, становятся второстепенными, если появляются экономические соображения.

Налогоплательщиками считаются любые частные или юридические лица - резиденты, проживающие в стране, и юридические лица - не резиденты, находящиеся за границей, предприятия которых находятся на территории Швейцарии. Они тоже подлежат налогообложению.

Основой налогообложению прибыли являются данные баланса, каждое предприятие должно их публиковать. Имеет место двойное налогообложение: прибыль облагается, с одной стороны, налогом уже на уровне самого предприятия, а с другой - в момент ее распределения. Акционеры тоже обязаны платить налог на прибыль.

При расчете прибыли из всех доходов, получаемых предприятием, вычитаются разрешенные или как бы оправданные расходы, Предприниматель со своей стороны будет пытаться включить большую сумму расходов, а налоговый инспектор - сократить ее. Две стороны после обсуждения в конце концов приходят к единому решению. Эта система функционирует достаточно хорошо. Налог взимается один раз в год, на основе средних показателей за два предыдущих года. Это сделано специально, чтобы избежать сильных колебаний при налогообложении.

Существует налог на капитал, взимаемый в начале налогового года с прогрессивным тарифом. Размер его незначителен, чтобы отрицательно влиять на функционирование капитала. [34, c.495-497]

В Скандинавских странах функционируют довольно высокие налоги. В налоговой системе Дании как и в большинстве стран с развитыми рыночными отношениями, основной доходный источник - подоходный налог. Он делится на две части: федеральный налог с прогрессивной шкалой ставок и муниципальный налог, взимаемый по единой ставке - 30%. Градация шкалы федерального налога от22 до 40%.

Таким образом, с учетом муниципального налога ставка находится в пределах 52-70%. Наличие налоговых льгот снижает среднюю ставку до 49%.

В стране готовится налоговая реформа, в соответствии с которой ставки по подоходному налогу должны быть снижены.

Крупные доходы приносит НДС. Его ставка по сравнению с общемировым уровнем достаточно велика - 25%. Даже в соседних Скандинавских странах она ниже: в Швеции - 23,5%, в Финляндии - 19,5%.

Налог на прибыль корпораций уплачивается по ставке 34%, что соответствует среднемировому уровню. Акцизами облагаются товары народного потребления по дифференцированным ставкам. Это алкогольные напитки, табачные изделия, бензин, топливо для отопления жилых домов, автомобили. Для последних ставка акцизов наиболее высока. Экспортные товары освобождаются от акцизов и НДС.

Налог на социальное страхование составляет 3% от фонда оплаты труда. Две трети уплачивает работодатель и одну треть - наемный работник.

Налог на имущество устанавливают муниципалитеты, но в законодательно разрешенных пределах от 0,6 до 5%. Юридические и физические лица уплачивают его по одинаковым ставкам.

В Швеции налог на корпорации составляет в настоящее время 30%, НДС, как отмечалось выше, - 23.5%. Налог на наследство и дарение - ступенчатый - от 10 до 60%. Кроме муниципальных налогов на имущество есть предельный национальный налог на здания -1,4 - 2,5% его стоимости. [34, c.499-501]

Нидерланды, как страна с открытой экономикой, всегда признавала, что налоги не должны препятствовать расширению международных компаний. Поэтому ее налоговая система имеет много черт, которые делают страну привлекательной для международной деятельности других стран. Примером может служить налоговая концепция обложения прибыли от бизнеса, освобождение от налогов, а также большое количество налоговых конвенций, которые Нидерланды подписали с другими странами.

Основными налогами в Нидерландах являются: подоходный налог, корпорационный налог, налог на чистое богатство, таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акциз, налог на юридические сделки, налог на вклады на социальное обеспечение.

Подоходный налог собирается по прогрессивной ставке с годового дохода физических лиц. Однако принимаются во внимание личные обстоятельства и вычитаются определенные расходы.

Существует три градации ставки: 38.4%, 50%, 60%. Первая состоит из налогов и взносов на социальное обеспечение, остальные содержат только налог. Существует два авансовых сбора подоходного налога: налог с зарплаты и с дивидендов, которые могут уплачиваться за год вперед.

Корпорационный налог с предприятий собирается с налогооблагаемого дохода частных и государственных предприятий. Важным является то, что он собирается на прибыль, только однажды полученную компанией. Он собирается по ставке 35%, но первые 250 тыс. гульденов облагаются по ставке 40%. Этот налог платят компании, зарегистрированные или получающие доход в Нидерландах.

Чистое богатство включает в себя все, чем обладает человек: собственный дом, акции, облигации, сбережения, а также капитал, вложенный в собственный бизнес. Ставка составляет 0.8% и платят его все, кто имеет собственность и их чистое богатство превышает определенную законом сумму.

Существует ряд налогов, которые увеличивают налогооблагаемую базу. К; ним относятся импортная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на юридические сделки и автотранспортный налог.

Налог на добавленную стоимость является потребительским налогом, так как включается в цену товаров и услуг. Все предприятия за небольшим исключением, платят этот налог. Существует две ставки НДС: общая - 17,5%; 6% - для продовольствия и медикаментов. Экспортируемые товары освобождены от НДС.

Акцизный сбор взимается на стадии конечного использования или потребления товаров. Акциз в основном платится производителями товаров и оптовыми торговцами.

В Нидерландах существует три вида налогов на юридические сделки. Первый вид налога собирается при приобретении собственности в Нидерландах по ставке по ставке 6%. Второй вид собирается со страховых премий по ставке 7%. Третий вид - пошлина на капитал, вложенный в Голландские компании и собирается, если капитал состоит из акций по ставке 1% от действующей стоимости или номинальной стоимости акций, если она выше.

Транспортный налог платится за пользование дорогами. Его сумма зависит от типа транспортного средства, вида топлива и провинции, где он собирается.

В Нидерландах имеются и местные налоги и сборы. Провинции имеют очень ограниченные полномочия по увеличению налогов. Разрешенным для них является дополнительный сбор на автотранспортные средства, собираемые центральным правительством.

Они также имеют общие полномочия по сбору взносов и платежей за выдачу документов, предоставление услуг, пользование местной собственностью и службами, правом иметь строения (такие как балконы и магазинные вывески) над общественной землей. Провинциальные администрации могут также собирать налоги, связанные с особыми функциями. Например, налог на грунтовые воды, связанные с затратами на исследование морского побережья и ремонт повреждений в дамбовых сооружениях.

Муниципалитеты имеют более широкие фискальные полномочия, чем провинции. Они могут собирать следующие виды налогов: налоги на недвижимость; мелиоративный сбор; налог на строительные площадки; налог на собак; различные сборы и платежи. [38, c.23-25]

Таким образом, системы налогообложения во всех рассмотренных нами странах представляют собой лишь различные модели налогового регулирования в рыночной экономике, отражая характерные для этих стран экономические и социальные особенности. Помимо некоторых чисто технических аспектов этих моделей значительный интерес для нас может представлять и сами концепции, на которых они построены.

Рассматривая данный вопрос, отметим, что доходы региональных и местных бюджетов формируются за счет налогов, закрепленных за каждым уровнем или установленным им, на основе разделения поступлений от определенного налога между разными уровнями, за счет различного рода перечислений из вышестоящего бюджета (дотаций, субвенций, трансфертов, займов). Причем конкретный механизм формирования доходов региональных и местных органов власти в каждой стране свой.

3.2 Пути увеличения доходной части бюджета Республики Беларусь

Однозначно оценить итоги исполнения бюджета за прошлый год непросто.

К положительным моментам можно отнести позитивное влияние бюджета на развитие экономики и уровень жизни народа. Постоянно шло повышение доходов занятых в бюджетной сфере, в полном объеме из бюджета выделялись средства на выплату пенсий, стипендий и других трансфертов населению, улучшились показатели экономической безопасности страны, выполнены обязательства по субвенциям и субсидиям перед областными бюджетами, развивался рынок ценных бумаг, велась работа по повышению эффективности государственных расходов.

Однако многое сделать не удалось. Медленными темпами осуществлялся рост доходов республиканского бюджета. Поэтому по-прежнему актуальным вопросом остается совершенствование бюджетно-налоговой политики. Основными направлениями преобразований является:

1. снижение (возможно, временное) государственных расходов;

2. повышение доходов бюджета.

Однако снижение государственных расходов представляет собой достаточно болезненный процесс, поскольку в данном случае затрагиваются социальные интересы широких масс населения. Кроме того, при этом снижаются государственные расходы на такие сферы как образование и инвестиции, способствующие ускорению экономического развития, что чревато долгосрочной социальной нестабильностью, парализующей деятельность народного хозяйства.

Поэтому в создавшихся условиях особую актуальность приобретает вопрос эффективного формирования доходной части государственного бюджета.

Структура доходов бюджета может быть представлена в виде таблицы (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Структура доходной части бюджета Республики Беларусь

Виды доходов бюджета Источники Процессы, обеспечивающие поступление средств в бюджет
1. НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ Экономическая деятельность, выражающаяся в создании валового внутреннего продукта (ВВП) Налогообложение экономической деятельности
2. НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ Национальное богатство Доходы от приватизации, реализации золотовалютных резервов, деятельности государства как участника рынка, административные сборы
3. ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ Смешанные Различные отчисления и платежи.

Примечание. Источник: [4]

Наиболее важной частью являются налоговые доходы. Это подтверждается официальной статистикой (см. Приложение А).

Одним из основных направлений бюджетно-налоговой политики на ближайшие годы является снижение налоговой нагрузки. В последнее время предпринят ряд шагов, обеспечивающих это направление.

Так, в целях снижения налоговой нагрузки в Законе Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» и расчетах показателей бюджета предусмотрено снижение ставок:

сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, - с 0,75 до 0,5 процента выручки от реализации товаров (работ, услуг);

чрезвычайного налога - с 4 до 3 процентов от фонда заработной платы. [4]

В результате реализации указанных мероприятий в области налогообложения общее снижение налоговой нагрузки на экономику республики составит около 0,5 процента к ВВП.

Однако проблема высокого уровня налогообложения остается по-прежнему достаточно острой. Несмотря на предпринимаемые меры, реальная налоговая нагрузка на экономику в 2002 г. была 39,7%, в 2003 г. - 40,7, а по прогнозу исполнения бюджета на 2004 г. составит 42,08%.

Налоговая нагрузка без социальных платежей колеблется в пределах 30% (2002 г. - 28,3%, 2003 г. - 29,4, а по прогнозу бюджета на 2004 г. - 30,16%).

Динамика общей совокупной налоговой нагрузки за 2001-2004 гг. (в процентах от ВВП) приведена в Приложении В.

Унификация налогового законодательства также является одним из приоритетов налоговой политики Республики Беларусь на ближайшие годы, что и предусмотрено рядом подписанных и ратифицированных межправительственных соглашений по созданию единого экономического пространства.

В то же время необходимо отметить недостаточность данных мер, т.к. реальность унификации налогообложения можно оценить по созданию одинаковых условий хозяйствования для экономических субъектов и в первую очередь - по выравниванию уровня налогообложения.

Российская Федерация заметно шагнула вперед и в проведении налоговых реформ. Уже в 2002 г. разница в уровне налоговой нагрузки составляла 8%, а реализация программ по дальнейшему снижению налогового бремени путем уменьшения стандартной ставки НДС на 2 - 4 пункта и базовой ставки единого социального налога до 26%, запланированные Россией, еще больше увеличат этот разрыв. Различный порядок определения конечного финансового результата в обеих странах, разный подход к нормированию затрат на производство и реализацию предприятиями, отнесение на финансовые результаты курсовых разниц, вызванных изменением курса валюты, делают несопоставимыми объемы прибыли, подлежащие налогообложению. [30, c.28-29]

Перечень расходов, принимаемых для налогообложения, по законодательству Российской Федерации имеет много общего с налогообложением прибыли в Республике Беларусь, однако необходимо обратить внимание на другой подход в части ограничения расходов предприятия.

Так, не нормируются расходы на текущее исследование (изучение) конъюнктуры рынка, сбор и распространение информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ и услуг), оплату юридических, информационных, консультационных и иных аналогичных услуг, а также аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, на рекламу производимых и (или) реализуемых товаров, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках (за исключением расходов на изготовление и приобретение призов для рекламных компаний в размере не более 1 % выручки налогоплательщика), подготовку и переподготовку кадров.

Возможность управления денежными потоками в связи с отменой ограничений по расходам предприятия привела к улучшению финансового состояния российских предприятий. В частности, инвестиционный риск налогоплательщиков снизился после увеличения суммарного размера отчислений, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), с 1 до 3% объема реализованной продукции по добровольному страхованию средств транспорта, имущества, гражданской ответственности, платежей организаций по заключенным в пользу своих работников договорам страхования от несчастных случаев и болезней, медицинского страхования и договорам с негосударственными пенсионными фондами. Эффективность распространения информации о товарах и услугах повысилась в 2 раза после увеличения предельного размера расходов на рекламу, учитываемых при налогообложении прибыли. [30, c.29-30]

Необходимо также отметить отдельные особенности в структуре расходов российских налогоплательщиков, влияющих на формирование налогооблагаемой базы.

Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав затрат налогоплательщика в размере, не превышающим 4% расходов на оплату труда за этот налоговый период. Понятие "представительские расходы" также отличается от аналогичного понятия, используемого в белорусском законодательстве. Так, к представительским относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления или поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. Представительскими являются расходы на проведение официального приема для указанных лиц, доставку их к месту проведения мероприятия, буфетное обслуживание во время переговоров, оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате, для обеспечения перевода во время переговоров.

В то же время существуют особенности отнесения к расходам процентов по полученным заемным средствам и расходам на проведение ремонта основных средств. В целях налогообложения к расходам относят проценты по долговым обязательствам любого вида при условии, что их размер существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, которые взимаются по долговым обязательствам, выданным в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях. При этом существенным считается отклонение более чем на 20% в сторону повышения или понижения от среднего уровня процентов, начисленных по долговому обязательству, выданному в том же квартале на сопоставимых условиях.

Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в размере, не превышающим 10% первоначальной (восстановительной) стоимости амортизируемых основных средств. Исключение составляют организации промышленности, агропромышленного комплекса, лесного хозяйства, транспорта и связи, строительства и некоторых других отраслей, включающих расходы по ремонту в размере фактически произведенных затрат. Расходы, превысившие 10%-ный порог, распределяются равномерно в течение 5 лет либо срока полезного использования объекта ремонта в зависимости от принадлежности к определенной амортизационной группе. [30, c.30-31]

В Республике Беларусь имеются также специфические формы налогообложения прибыли отдельных видов деятельности: налог на доходы банков, небанковских кредитно-финансовых учреждений, страховых и перестраховочных организаций и налог на доходы юридических лиц (кроме банков и страховых организаций), осуществляющих операции с ценными бумагами, которые облагаются по ставкам 30 и 40% соответственно. В Российской Федерации финансово-кредитный сектор облагается по одинаковым ставкам с прочими видами деятельности (24%), что при равных условиях делает использование финансовых потоков российских банков более привлекательным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.