рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России

характеризуемым разным состоянием экономических реформ в стране /50, 51

/:

переходный, при котором имеет место неустойчивое финансовое положение

и сокращение производства, когда Россия примерно до 2000г. (если не

произойдет резкого обострения военно-политической обстановки в мире) вряд

ли сможет выделять на нужды обороны свыше 5,5-6 % своего валового

продукта, а объем оборонного заказа не превысит 25-30 % от его уровня в

конце 90-х годов. В этот неустойчивый период в условиях высокого уровня

инфляции сложно прогнозировать доходы и расходы бюджета и обеспечить его

пополнение, что естественно сказывается на уровне и стабильности

финансирования обороны страны;

период стабилизации экономического развития и финансовой системы

государства, характеризуемый устойчивостью и конвертируемостью национальной

валюты, отсутствием дефицита госбюджета и государственного долга при низкой

форме налогообложения, при темпах инфляции не более 3% в год, отсутствием

сбоев в осуществлении банковских расчетов, доступностью кредитов для

долгосрочных инвестиций при небольшой разнице между банковским и ссудным

процентом, т.е. когда в стране будет достигнута сбалансированная

экономическая рыночная структура.

В связи с этим к исследованию принято шесть опорных вариантов

построения системы (для каждого сценария по три варианта).

А. При стабильном финансировании на оборону страны и конверсию

военного производства:

Вариант 1. Система управления конверсией, использующая директивные

принципы управления производством оборонной продукции.

Вариант 2. Система управления конверсией, использующая смешанные

принципы управления (директивные и экономические).

Вариант 3. Система управления конверсией, использующая экономические

принципы и методы управления производством оборонной продукции.

Б. При нестабильном финансировании на оборону страны и конверсию

военного производства:

Вариант 4. Система управления конверсией, использующая директивные

принципы управления.

Вариант 5. Система управления конверсией, использующая смешанные

принципы управления (директивные и экономические).

Вариант 6. Система управления конверсией, использующая экономические

принципы и методы управления производством оборонной продукции.

Проведенный анализ показал, что на эффективность функционирования

системы влияют:

структура построения, распределение функций и ответственности между

ее элементами - участниками создания оборонной продукции, принципы и методы

взаимодействия между ними;

наличие и состояние научно-технического и производственного

потенциалов и возможность реализации новых достижений науки и техники, а

также новых технологий при создании (модернизации) оборонной продукции;

наличие и уровень внедрения в практику нормативно-правового и

нормативно-технического обеспечения системы по всем элементам ее

разукрупнения;

уровень и стабильность финансового обеспечения создания оборонной

продукции, наличие, отработка и внедрение научно-методического аппарата по

формированию, рациональному распределению и контролю финансовых средств в

целях конверсии и сбалансированного производства военной и гражданской

продукции.

Критерии и показатели эффективности

функционирования системы управления конверсией

Основным инструментом оценки эффективности функционирования выбрана

модель, представляющая собой процесс функционирования вариантов системы,

наиболее полно отвечающих складывающейся реальности / 17, 63, 64/.

В модели выделены три основных элемента:

целевая функция (объединение критериев и показателей, характеризующих

основные элементы процесса функционирования системы);

управляемые параметры, изменение которых приводит к изменению

значений целевой функции;

ограничения, которые устанавливают допустимую область изменения

управляемых параметров.

Выбор критериев и показателей эффективности функционирования системы

проведен исходя из анализа целей, задач и условий, в которых она может

функционировать, направлений ее совершенствования и развития в современных

и ожидаемых условиях развития страны, имеющегося опыта построения и

функционирования подобных систем как в зарубежных странах, так и в нашей

стране. Кроме того, выбор критериев и показателей эффективности

функционирования осуществлялся также исходя из обеспечения следующих

требований, предъявляемых к ним:

соответствие целям и задачам системы ;

полнота учета значимых факторов, отражающих свойства системы;

возможность их вычисления;

устойчивость, когда малым изменениям параметров системы соответствуют

малые изменения значений показателей;

чувствительность, т.е. критичность показателей к изменению основных

параметров.

Исходя из этого, основными критериями и показателями, позволяющими

оценить эффективность функционирования системы управления конверсией

оборонного комплекса выбраны:

Интегральные критерии и соответствующие им показатели:

1. Максимальный объем выпуска высококачественной продукции военного и

гражданского назначения за календарный срок.

Соответствующим этому критерию показателем является вероятность

выпуска высококачественной продукции за планируемое время.

2. Минимум затрат на выпуск заданного объема продукции за календарный

срок.

Соответствующие этому критерию показатели:

математическое ожидание и среднеквадратическое отклонение затрат на

выпуск заданного объема продукции.

Обобщенные показатели:

1. Математическое ожидание и среднеквадратическое отклонение времени

выпуска заданного объема продукции.

2. Степень отклонения ТТХ разрабатываемых образцов от заданных.

3. Степень риска в стоимости и сроках реализации программ и планов

по выпуску высококачественной продукции.

4. Степень соответствия системы всей совокупности поставленных перед

ней целей и задач, представляемая как функция ценности F(U), определяющая

возможности и состояние процесса управления и учитывающая общие и частные

показатели эффективности, параметры и связи между ними:

F(U) = F[ K1(U), K2(U), K3(U), K4(U), K5(U) ] ,

где

K1(U) - показатель, характеризующий степень соответствия структуры

построения системы, принципов функционирования (уровень координации и

сотрудничества между административными инстанциями системы), распределения

функций между органами системы, выполняемым системой задачам и целям на

всех этапах функционирования;

К2(U) - показатель, характеризующий уровень разработки, внедрения

и использования нормативно-правового обеспечения, регламентирующего

экономические, финансовые, административные, управленческие, нормативно-

технические и социальные аспекты отношений между государством и системой;

K3(U) - показатель, характеризующий уровень разработки, внедрения и

использования организационно-технического обеспечения системы и

определяющий:

полноту и качество разработки требуемой документации,

целевое финансирование работ по разработке этих документов,

полноту и качество создания системы каталогизации выпускаемой

продукции;

К4(U) - показатель, характеризующий уровень разработки, внедрения и

использования информационно-аналитического, научно-методического,

программного обеспечения основных элементов системы;

К5(U) - показатель, характеризующий уровень разработки, внедрения и

использования экономических принципов и методов управления системой:

уровень подготовки и внедрения заказов (контрактов) на конкурсной

основе;

уровень мотивационных мер;

уровень возможностей подрядчиков по выполнению заказов и заключению

договоров с субподрядчиками;

уровень контроля выделяемых фондов и выплат за проведение работ и

поставку готовой продукции;

степень финансирования выполняемых (запланированных) работ;

уровень стабильности финансирования работ;

уровень оценки и отбора подрядчиков на выполнение заказа по

критерию минимальной стоимости;

уровень унификации изделий и использования стандартных элементов;

уровень использования лицензирования и сертификации предприятий и

организаций.

О методике оценки эффективности системы

Как показано выше, эффективность функционирования системы

характеризуется целым рядом критериев и показателей. Их многообразие

усложняет процесс получения исходных данных и проведение самой оценки

системы. В связи с этим из возможных методов оценки многокритериальных

систем в методике использованы метод экспертных оценок.

Метод экспертных оценок включает комплекс логических и математических

процедур, направленных на получение от специалистов информации, ее анализ

и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений. Сущность

этого метода заключается в проведении квалифицированными специалистами

интуитивно-логического анализа проблемы с качественной или количественной

оценкой суждений и формализованной обработкой результатов.

Комплексное использование интуиции, логического мышления и

соответствующего математического аппарата позволяет получить решение

поставленной задачи (проблемы).

Для оценки эффективности системы по выбранным выше показателям

составляется анкета. Форма анкеты имеет универсальный вид и несложна в

заполнении.

При назначении величин показателей учитываются:

а) опыт и результаты функционирования как отечественной, так и

зарубежных систем в период стабильного и нестабильного финансирования;

б) основные взгляды и принимаемые меры по совершенствованию и

развитию системы в условиях осуществления экономических реформ в стране;

в) возможности устранения неопределенностей, которые возникают в

процессе управления функционированием системы при создании

высококачественной продукции.

Используя методы оптимальной обработки экспертной информации и решения

многокритериальных задач оптимизации, можно определить и оценить основные

направления и необходимые мероприятия по совершенствованию и развитию

системы управления конверсией оборонного комплекса, а также выработать

предложения по изменению ее структуры, входящим органам, их функциям и

связям.

2.4. Федеральная целевая программа конверсии оборонной

промышленности на 1995-1997 годы как основа совершенствования

системы управления конверсией в условиях политики

финансовой стабилизации

Затянувшийся период кризисного развития российской экономики

потребовал определенных изменений в социально-экономической политике

государства. Негативные явления экономики (инфляция, спад производства,

снижение накоплений и инвестиционной активности, рост безработицы и т.п.),

имеющие различную остроту в отраслях народного хозяйства, в наиболее

концентрированном виде выявились в оборонной промышленности.

Необходимость реализации новых подходов к системе управления

конверсией на базе Государственной программы конверсии оборонной

промышленности на 1995-1997 годы (рис.2.3) еще до завершения срока действия

предыдущей программы обусловлена следующими основными предпосылками / 6,

50, 52, 56 /:

Во-первых, определена стратегия государственной политики, способная

обеспечить достижение в ближайшие три года сформулированных в принятой

Программе Правительства Российской Федерации целей, предусматривающих:

а) добиться устойчивой стабилизации общего объема производства и

возобновления экономического роста;

б) обеспечить в основном к началу 1996 года макроэкономическую

стабилизацию;

в) укрепить институты государственной власти, законность и

правопорядок, добиться перелома в налаживании платежной и финансовой

дисциплины;

г) улучшить условия для предпринимательства и повышения деловой

активности;

д) обеспечить рост уровня жизни народа проведением активной социальной

политики;

е) активизировать структурную перестройку экономики посредством

стимулирования инвестиций в высокоэффективные и конкурентоспособные

производства, обеспечить сохранение наиболее ценных элементов накопленного

научно-технического потенциала.

Последняя цель в сложившейся ситуации напрямую связана с перспективами

развития оборонной промышленности России, которая является ядром высоких

технологий и средоточением передового научно-производственного потенциала.

| |

|Государственная программа конверсии |

| |

|оборонной промышленности на |

|1995-1997гг. |

| | |

|Целевые конверсионные |подпрограммы |

| | |

| |развития гражданской | | |возрождения | |

| |авиационной техники ( 1995 | | |Российского флота ( 1995 - | |

| |-2000гг. ) | | |2000гг. ) | |

| | | | | | |

| | | | |развития производства новых | |

| |разработки и производства | | |видов материалов и комплектующих| |

| | | | |изделий | |

| |наукоемкой медтехники ( 1995 | | |для выпуска конкурентоспособной | |

| |-1997гг. ) | | |сложной бытовой техники ( | |

| | | | |1995-1997гг.) | |

| | | | | | |

| |развития производства | | |развития средств связи | |

| |оборудования для ТЭК ( | | |и информатики ( 1995 - 1997гг. )| |

| |1995-2000гг. ) | | | | |

| | | | | | |

| | | | |создания технологического | |

| |развития электроники | | |оборудования для | |

| | | | |перерабатывающих отраслей АПК, | |

| |России ( 1995 - 2000гг. ) | | |легкой промышленности, приборов | |

| | | | |и оборудования для экологических| |

| | | | |целей | |

| | | | | | |

| |создания и развития производства| | |конверсии предприятий | |

| |для отраслей АПК | | |Минатома России ( 1995 - 2000гг.| |

| | | | |) | |

| | | | | | |

| |Программа создания и развития | | |Программа создания и развития | |

| |машин и оборудования для | | |производства оборудования для | |

| |жилищного и дорожного | | |легкой промышленности | |

| |строительства | | | | |

| | | | | | |

| |Программа развития производства | | |Программа производства | |

| |оборудования для торговли и | | |комплекса машин | |

| |общественного питания | | |для ЛПК | |

| | | | | | |

| |Программа “Конверсия - экологии”| | |Программа насыщения рынка | |

| | | | |товарами | |

| | | | |длительного пользования | |

| | | | | | |

| | | | | | |

| |

|Конверсионные программы предприятий |

| | | |

| |-|Подпрограммы, входившие в Программу конверсии на 1993|

| | |- 1995гг. и исключенные из данной Программы |

| | | |

| |-|Подпрограммы, входившие в Программу конверсии на 1993|

| | |- 1995гг. и вошедшие во вновь образованные |

| | |подпрограммы |

Рис.2.3. Структура Государственной программы конверсии оборонной

промышленности на 1995-1997 годы

В контексте общей стратегии основными принципами государственной

политики конверсии, определившими и дальнейшие направления

совершенствования этого процесса в России на основе новой Государственной

программы, признаны:

разработка жесткого, законодательно закрепленного механизма контроля

за процессом выделения, расходования и использования государственных

средств на структурную перестройку оборонного комплекса;

создание условий для самофинансирования процессов структурной и

технологической конверсии оборонных предприятий:

более активное использование возможностей, полномочий и ресурсов

регионов в интересах проведения процесса конверсии:

обеспечение максимально открытого, гласного характера государственных

мер управления и финансовой поддержки конверсионных преобразований в

оборонном комплексе.

Во-вторых, провозглашенные принципы государственной политики

конверсии требуют обновления системы организационных и институциональных

мер поддержки структурной перестройки конверсионных предприятий.

В частности, необходимы:

разработка системы различных форм государственных гарантий по

средствам, инвестируемым в конверсионные программы и проекты;

развитие смешанного кредитования долгосрочных конверсионных проектов с

участием государства и частных инвесторов с использованием конкурсных

начал;

повышение эффективности конверсии с использованием лизингового

механизма;

решение вопросов, связанных с режимностью информации предприятий

оборонного комплекса.

В - третьих, процесс ежегодного сокращения государственного

оборонного заказа продолжается. В проекте федерального бюджета на 1996 год

ассигнования на закупки вооружения, военной техники и военные НИОКР не

имеют тенденции к увеличению. За 1992-1994 годы из военного производства

высвобождено 1,5 млн.человек, в том числе более 600 тыс.человек в 1994

году. Расчеты специалистов и экспертов показывают, что дальнейшее

высвобождение основного персонала из военного производства ведет к разрыву

технологических цепей и делает невозможным выпуск вооружения и военной

техники в количестве, намечаемом на 1995-1997 годы /6/. Для сохранения

высококвалифицированных кадров и предотвращения технологического распада

производства в предстоящем периоде необходима целевая государственная

поддержка из федерального бюджета, направляемая на дополнительное

содержание основного персонала, обеспечивающего выполнение работ по

технологическому циклу, а также на поддержание уникального оборудования,

стендов НИИ и КБ.

В-четвертых, в рамках ограниченных государственных расходов на

закупку вооружений перед оборонной промышленностью по-прежнему стоят

задачи, связанные с сохранением материально-технического снабжения армии

на уровне, не подрывающем ее боеспособность, недопущением разрушения

временно невостребованных наиболее ценных элементов производственного

потенциала, разработкой новейших образцов вооружений и военной техники. В

этой связи концентрация оборонного заказа на ограниченном числе

предприятий, проводимая в 1994-1995 годах, рассматривается как временная

мера, вводимая в кризисный период. По мере стабилизации экономической

ситуации будет осуществляться переход к конкурсным принципам оборонных

исследований, разработки, опытного и серийного производства.

В-пятых, остро встала проблема четкого определения механизма

акционирования и приватизации предприятий, выводимых из оборонного

комплекса, доли и места различных форм собственности в соответствии с

перераспределением государственного оборонного заказа и мобилизационных

заданий.

Реформирование предприятий оборонной промышленности не может

продолжаться без определения статуса каждого из них (казенное предприятие,

государственный научно-производственный центр, акционерное и выведенное из

состава оборонной промышленности и т.п.).

Оптимальным объектом приватизации предполагается группа предприятий,

технологически и производственно связанных между собой. Концентрация

финансовых возможностей указанных групп с учетом привлечения средств

частных инвесторов обеспечит формирование инвестиционных компаний,

необходимых для осуществления на конкурсной основе инвестиционных и

инновационных проектов в рамках новой Государственной программы конверсии,

а также использование этих средств для выкупа имущества предприятий.

В основу разработки проекта новой Государственной программы

конверсии на 1995-1997 годы были положены следующие основные принципы / 6

/:

переход в условиях жестких финансовых ограничений к селективной

государственной поддержке отдельных перспективных производств и видов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.