рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ядерные ракеты средней и межконтинентальной дальности

засекались по мощному факелу от работающих маршевых двигателей.

На ракете устанавливалась комбинированная система управления, имевшая

инерциальную систему и канал радиокоррекции. Ее приборы были в

обечайку межбакового отсека. Круговое вероятное отклонение точки падения

головной части от точки прицеливания при стрельбе на дальности свыше 12000

км составляло 1,6 км. Со временем от радиотехнической подсистемы

отказались, оставив только инерциальную подсистему. Система управления

позволяла обеспечить дистанционный контроль параметров ракеты.

Для МБР Р-9А были разработаны два варианта моноблочных головных

частей. Первая мощностью 4 Мт могла быть доставлена на дальность свыше

13500 км. Вторая мощностью до 6 Мт - на дальность 12500 км. ГЧ крепилась к

переходнику второй ступени с помощью двух пирозамков. Ее отделение

осуществлялось пневмотолкателем после выключения маршевого ЖРД второй

ступени.

В результате применения ряда прогрессивных технических решений, ракета

получилась компактной, что было важно при размещении ее в ШПУ. Для быстрой

заправки баков окислителя (бак горючего заправлялся после установки ракеты

в шахту) была разработана система скоростной заправки. Техническая

готовность Р-9А составляла 10 минут. На одной стартовой позиции

оборудовалось две шахтные пусковые установки, подземный командный пункт с

системами управления ракетами, пункт радиоуправления и технологическое

оборудование, необходимое для поддержания запаса жидкого кислорода. Старт

ракет можно было осуществить только последовательно, так как

радиотехническая система обеспечивала наведение только одной ракеты.

Подготовка и проведение пуска ракеты Р-9А протекали автоматически, с

дистанционным контролем каждой команды.

Несмотря на ряд достоинств, к моменту постановки первого ракетного

полка на боевое дежурство, уже не в полной мере удовлетворяла

комплексу требований к боевым стратегическим ракетам. Это и не удивительно,

так как она относилась к МБР первого поколения. Превосходя по боевым,

техническим и эксплуатационным характеристикам американские и

, которые к этому времени уже снимались с вооружения, и советские

Р-7А и Р-16У она уступала новейшим по показателям живучести,

точности стрельбы и времени подготовки к пуску. Последний критерий стал

одним из определяющих для МБР. К тому же ракетные комплексы с Р-9А

оказались достаточно дорогими в эксплуатации, что не могло сказаться на

масштабах их развертывания (всего на боевое дежурство было поставлено 26

единиц). Р-9А стала последней боевой ракетой в группировке РВСН на

кислородно-керосиновом топливе. Она состояла на вооружении до середины 70-х

годов.

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-36.

МБР второго поколения Р-36, поступившая на вооружение РВСН в середине

60-х годов, стала родоначальницей советских тяжелых ракет и постоянной

головной боли американских стратегов. Постановлением Правительства

Советского Союза от 12 мая 1962 года конструкторскому бюро академика М.К.

Янгеля поручалось создать ракету класса, способную поднять

сверхмощный термоядерный заряд. Она предназначалась для поражения важнейших

стратегических объектов противника, защищенных мощной системой ПРО. В

техническом задании предусматривалось разработка ракеты в двух вариантах: с

наземным (от него быстро Во время парада отказались) и с шахтным стартами.

Ракета разрабатывалась с двумя типами системы управления: комбинированной с

каналом радиокоррекции и чисто инерциальной. При проектировании широко

использовались отработанные на ракете Р-16 конструктивные решения и

технологии.

При разработке стартового комплекса особое внимание уделялось

упрощению стартовых позиций при одновременном повышении их надежности,

исключения из пускового цикла процесса заправки ракеты компонентами и ряду

других факторов. Это существенно повышало боевую готовность комплекса.

Испытания проводились на полигоне Байконур. 28 сентября 1963 года

состоялся первый пуск, который завершился неудачно. В ходе первой серии

испытаний разработчиков преследовал ряд неудач. Но тем не менее

руководитель и члены государственной комиссии признали эту ракету

перспективной и в конечном успехе не сомневались. Постепенно

конструкторскому коллективу удалось устранить все недостатки. Одновременно

велась подготовка к серийному производству ракет, строились стартовые

позиции, что, в конечном счете, позволило быстро развернуть новый БРК в

войсках.

В конце мая 1966 года весь цикл испытаний был завершен, а 21 июля 1967

ракетный комплекс с МБР Р-36 был принят на вооружение РВСН. 5 ноября 1966

года в г. Ужуре началась постановка на боевое дежурство первого ракетного

полка с ракетами этого типа.

Двухступенчатая Р-36 выполнена по схеме с последовательным

разделением ступеней. Первая ступень обеспечивала разгон ракеты. Она

состояла из переходника, бака окислителя, приборного отсека, бака горючего

и хвостового отсека. Ее двигательная установка состояла из шестикамерного

маршевого и четырехкамерного рулевого жидкостных ракетных двигателей.

Маршевый ЖРД собирался из трех одинаковых двухкамерных блоков и имел тягу

на земле 274 т. Рулевой двигатель имел поворотные камеры сгорания. В

хвостовом отсеке устанавливались четыре тормозных пороховых ракетных

двигателя, срабатывавших при отделении второй ступени.

Вторая ступень обеспечивала разгон до скорости, соответствующей

заданной дальности стрельбы. Она состояла из приборного, топливного и

хвостового отсеков. Топливные баки имели совмещенное днище и выполнялись по

несущей схеме. Двигательная установка состояла из двухкамерного маршевого и

четырехкамерного жидкостных ракетных двигателей. Они имели высокую степень

унификации с двигателями первой ступени. Для питания всех ЖРД

использовалось двухкомпонентное самовоспламеняющееся топливо: окислитель -

азотный тетраксид (АТ), горючее - НДМГ. Наддув всех баков в полете

осуществлялся продуктами сгорания основных компонентов топлива. На каждой

ступени, для уменьшения гарантийных запасов топлива, устанавливалась своя

система одновременного опорожнения баков.

Еще в ходе летных испытаний от комбинированной системы управления

отказались. Инерциальная СУ вполне обеспечивала заданную точность стрельбы.

Это позволило значительно снизить затраты на развертывание БРК. Элементы

системы управления размещались в приборных отсеках на первой и второй

ступенях.

Р-36 могла оснащаться двумя типами головных частей: моноблочной

термоядерной головной частью с одним из двух возможных зарядов мощностью 18

Мт или 25 Мт и разделяющейся типа с простым разбросом боевых блоков.

Сочетание мощного заряда с довольно высокой точностью попадания (КВО -1300

м) и надежным комплексом средств преодоления системы ПРО гарантировало

выполнение боевой задачи.

Пуск ракеты проводился автоматически из ШПУ типа после получения

пусковой команды с командного пункта. Ракета хранилась в заправленном

состоянии в течение нескольких лет. В верхней части стартового сооружения

размещались источники электроснабжения, аппаратура технологических и

технических систем, обеспечивавшая дистанционные контроль технического

состояния систем ракеты и проведение операций по подготовке к пуску и пуск

ракеты. Время подготовки и проведение дистанционного пуска МБР Р-36

составляло 5 минут.

БРК с шестью пусковыми установками МБР Р-36 обладал уникальными

боевыми возможностями и значительно превосходил американский РК

аналогичного назначения с ракетой , прежде всего по мощности

термоядерного заряда, точности стрельбы и защищенности. Его появление

произвело большое впечатление на зарубежных специалистов.

Кроме Р-36 в конце 60-х на боевое дежурство в ограниченном количестве

была поставлена ее модификация Р-36орб, отличавшаяся способом наведения

головной части на выбранную цель. Всего до 1972 года включительно было

развернуто 288 ШПУ для ракет этого типа. Р-36 стояла на боевом дежурстве до

конца семидесятых годов, после чего была заменена на более совершенную

ракету.

Межконтинентальная баллистическая ракета УР-100.

Первой поступившей на оснащение РВСН МБР второго поколения стала

ракета УР-100, разработанная под руководством академика В.Н. Челомея.

Задание на разработку ампулизированной ракеты, пригодной для

крупносерийной постройки, было выдано постановлением Правительства от 30

марта 1963 года. Кроме головного ОКБ-52 привлекалось значительное число

смежных организаций, что позволило отработать все системы создаваемого

ракетного комплекса в короткие сроки. Весной 1965 года на полигоне Байконур

начались летные испытания ракеты. 19 апреля состоялся пуск с наземной

пусковой установки, а 17 июля - первый пуск из шахты. Первая серия

испытаний показала недоведенность двигательной установки и системы

управления. Однако устранение этих недостатков много времени не заняло. 27

октября 1966 года всю программу испытаний удалось успешно завершить. 24

ноября этого же года БРК с ракетой УР-100 был принят на вооружение РВСН. В

этот день три первых ракетных полка были развернуты в Красноярске, Бершети

и Дровяной.

УР-100 была выполнена по схеме с последовательным разделением

ступеней и плотной компоновкой отсеков. Ракета конструктивно состояла из

первой и второй ступеней и головной части. Разделение ступеней ракеты

осуществлялось с помощью пороховых ракетных двигателей, установленных на

хвостовом отсеке первой ступени.

Первая ступень включала в себя корпус, маршевую двигательную

установку, пневмогидравлическую систему, систему опорожнения баков и

приборы системы управления. Корпус был выполнен по несущей схеме и состоял

из трех отсеков: хвостового, топливного и переднего. Топливный отсек

представлял собой неразъемный блок, состоящий из бака окислителя и бака

горючего, которые разделялись общим совмещенным двойным днищем.

Двигательная установка первой ступени, размещенная в хвостовом отсеке,

состояла из четырех маршевых ЖРД с поворотными камерами сгорания,

выполненных по замкнутой схеме с дожиганием генераторного газа в камерах

сгорания. Двигатели имели высокий удельный импульс тяги, что позволило

ограничить время работы первой ступени. Их суммарная тяга на земле

составила 74 т. Для управления полетом ракеты каждый двигатель отклонялся в

одной плоскости гидравлическим рулевым приводом.

Вторая ступень по конструкции аналогична первой, но меньших размеров.

Ее корпус состоял из хвостового, топливного и приборного отсеков. На ней

устанавливали маршевый однокамерный ЖРД и четырехкамерный рулевой ракетный

двигатель. Они развивали тягу в пустоте 13,4 т и 1,5 т соответственно. В

качестве компонентов топлива применялись самовоспламеняющиеся при взаимном

контакте азотный тетроксид и несимметричный диметилгидразин.

Все топливные баки имели наддув. Перед стартом они наддувались сжатым

азотом и воздухом из баллонов, установленных в шахтной пусковой установке,

а в полете - продуктами газогенерации.

На ракете устанавливалась автономная инерциальная система управления,

обеспечивавшая управление полетом на активном участке траектории в

соответствии с заранее рассчитанной программой полета, а также обеспечивала

автоматизированную подготовку пуска и пуск ракеты, дистанционный

непрерывный и периодический контроль состояния ракеты с пункта управления

боевым ракетным комплексом. В ее состав входили устройства установленные

как в приборном отсеке, так и размещенные на пусковой установке. КВО при

стрельбе составило 1400 м.

В качестве боевого оснащения использовалась моноблочная головная часть

с термоядерным зарядом мощностью 1 Мт. Большим достоинством было то, что

ракета ампулизировалась (изолировалась от внешней среды) в специальном

транспортно-пусковом контейнере, в котором она транспортировалась,

хранилась в шахтной пусковой установке в течение всего срока эксплуатации в

постоянной готовности к пуску и из которого она стартовала. Применение

мембранных клапанов, отделявших топливные баки с агрессивными компонентами

от ракетных двигателей, позволило держать ракету постоянно заправленной в

течение многих лет.

Контроль технического состояния ракет одного боевого ракетного

комплекса, а также предстартовая подготовка и пуск проводились дистанционно

по командам с командного пункта полка. Все его 10 ШПУ былиразнесены на

дальность, обеспечивавшую непоражение одним ядерным зарядом противника двух

соседних стартовых позиций (так называемые - ). Для

своего времени БРК с МБР УР-100 был лучшим по своим боевым и

эксплуатационным характеристикам в своем классе жидкостных ракет и что

самое главное - пригодным для массового развертывания. К концу 1971 года

было поставлено на боевое дежурство 940 ШПУ с ракетами этого типа.

Однако успехи в области создания систем управления позволили

модернизировать ракету. 23 июля 1969 на полигоне Байконур начались летные

испытания МБР УР-100М УТТХ, имевшей более совершенную систему управления с

расширенными возможностями по переприцеливанию ракеты, новую облегченную

головную часть с повышенной надежностью и комплекс средств преодоления

систем ПРО. Были модернизированы ряд систем ракетного комплекса, что

улучшило эксплуатационные характеристики. С марта 1970 года эти ракеты

стали поступать в строевые части.

В 1971 году на вооружение принимается новая модификация ракеты,

получившая обозначение УР-100К. Она превосходила своих предшественниц по

точности стрельбы, надежности и эксплуатационным характеристикам. Были

доработаны двигательные установки обеих ступеней. Повышен ресурс работы

ЖРД, а также их надежность. Длина топливного отсека первой ступени

увеличилась. Масса полезной нагрузки возросла на 60 %.

Система управления на этой ракете позволяла дистанционно выбрать с

командного пункта полетное задание для стрельбы и ввести данные в бортовые

устройства. За счет применения режима форсированного разгона гироблоков

удалось сократить время технической готовности ракеты к пуску.

Для начала 70-х годов УР-100К имела высокие боевые характеристики. Она

могла нести или моноблочную головную часть термоядерным

зарядом. Дальность полета составила 12000 км (больше чем у ), а

КВО - 1100 м. Высокая надежность предопределила долгий срок эксплуатации

этого БРК. Последние ракеты этого типа были сняты с боевого дежурства в

конце 1994 года. 16 июня 1971 года с Байконура в первый полет стартовала

последняя ракета из этого семейства, получившая обозначение УР-100У. Она

была оснащена головной частью с тремя боевыми блоками рассеивающегося типа.

Каждый блок содержал ядерный заряд мощностью 350 кт. Дальность полета хотя

и сократилась до 10500 км, но теперь ракета могла эффективно поражать

крупные площадные цели. В конце 1973 года первый ракетный полк с этими

ракетами заступил на боевое дежурство. После появления ракет с РГЧ типа

УР-100У уступили им свое место.

В середине 70-х годов был проведен комплекс работ по повышению

защищенности шахтных пусковых установок и ракет установленных в них.

Модернизации подвергся и транспортно-пусковой контейнер. Его конструкция

стала более рациональной и удобной, что позволило облегчить обслуживание

ракеты и сократить в три раза время регламентных работ. Улучшилась система

внутренней амортизации. Установка новой аппаратуры контроля дала

возможность полностью автоматизировать цикл проверок технического состояния

ракет и систем пусковых установок. В результате выполнения всех работ

защищенность сооружений ракетного комплекса повысилась на порядок.

Следует отметить, что при последовательной модернизации ракет и

комплекса в целом широко использовались ранее разработанные и установленные

конструкции, агрегаты системы и узлы. Это позволило добиться значительной

экономии финансовых и материальных ресурсов государств.

Межконтинентальная баллистическая ракета РТ-2.

Последней из советских ракет второго поколения, поступившей на

вооружение, стала первая боевая твердотопливная МБР РТ-2. Еще задолго до

этого, в 1959 году, в конструкторском бюро С.П. Королева началась

разработка экспериментальной ракеты РТ-1 с двигателями на твердом топливе.

По поводу ее создания развернулась дискуссия между сторонниками и

противниками этого проекта. В то время советская технология создания

больших смесевых топливных зарядов только зарождалась и, естественно, были

сомнения в конечном успехе. Слишком все было ново. К тому же было ясно, что

эта ракета не сможет нести тяжелую головную часть. Решение на создание

твердотопливной МБР все же было приняли. Не последнюю роль в этом сыграли

известия из США о начале испытаний ракет . 4 апреля 1961 года

вышло в свет постановление Правительства, в котором КБ Королева назначалось

головным по созданию принципиально нового БРК стационарного типа с

межконтинентальной ракетой на твердом топливе, оснащенной моноблочной

головной частью. Для испытаний ракет и реализации ряда других программ 2

января 1963 года, на базе объекта , создается новый испытательный

полигон Плесецк.

В процессе создания ракетного комплекса пришлось решать сложные научно-

технические и производственные проблемы. Так были разработаны смесевые

твердые топлива, крупногабаритные заряды для двигателей, освоена уникальная

технология их промышленного изготовления. Создана принципиально новая

система управления. Был разработан новый тип пусковой установки,

обеспечивавший старт ракеты при помощи маршевого двигателя из глухого

пускового стакана.

Первый пуск ракеты РТ-2 состоялся 4 ноября 1966 года. Испытания

проводились на полигоне Плесецк. На выполнение всей программы испытаний

потребовалось два года. 18 декабря 1968 года ракетный комплекс с этой

ракетой был принят на вооружение РВСН. Первый ракетный полк (г. Йошкар-Ола)

приступил к несению боевого дежурства 8 декабря 1971 года. Надо сказать,

что на то время это был уникальный комплекс по своим эксплутационным и

эргономическим характеристикам.

Ракета РТ-2 имела три маршевые ступени. Для их стыковки между собой

применили соединительные отсеки ферменной конструкции, позволявшие свободно

выходить газам от работающих двигателей при разделении ступеней.

Между третьей ступенью ракеты и головной частью располагались приборный

отсек и переходник, предназначенный для крепления ГЧ. Все РДТТ были

выполнены в разных диаметрах. Сделано это было для достижения заданной

дальности полета. Все сопловые блоки ракетных двигателей имели по четыре

разрезных управляющих сопел.

Маршевые двигательные установки РДТТ первой и второй имели одинаковую

конструктивную схему и состояли из стальных цилиндрических корпусов с

эллиптическими задними и передними днищами. На передних днищах размещались

воспламенители зарядов твердого топлива. Заряды РДТТ зготовлялись из

смесевого топлива на основе бутилкаучука и перхлората аммония с добавлением

порошкообразного алюминия. Сопловые блоки, рулевые приводы и часть приборов

системы управления размещались в хвостовых отсеках ступеней, имевших форму

усеченного конуса. Для повышения устойчивости ракеты на начальном этапе

полета, на хвостовом отсеке первой ступени устанавливались четыре

решетчатых стабилизатора.

Третья ступень по компоновочной схеме была аналогична первым двум, но

имела отличия в конструкции корпуса и заряда РДТТ, хвостового отсека. Кроме

того двигатель этой ступени имел устройства отсечки тяги.

На ракете устанавливалась инерциальная система управления,

осуществлявшая управление полетом ракеты с момента пуска и до перехода к

неуправляемому полету головной части. В системе управления были применены

счетно-решающие приборы. Большая часть устройств СУ размещалась в приборном

отсеке. Точность стрельбы все-таки следует признать невысокой (КВО - 1800

м).

РТ-2 несла моноблочную головную часть с термоядерным зарядом мощностью

0,6 Мт. Эта ракета была первой МБР на твердом топливе, принятой на

вооружение РВСН, и являлась по сути переходной от ракет второго к третьему

поколению.

Ракеты размещались в ШПУ типа . Контроль технического состояния и

пуск проводились по командам с командного пункта БРК дистанционно, в состав

которого входили 10 пусковых установок. Важными особенностями этого

комплекса явились простота эксплуатации, высокая техническая готовность

ракет, сравнительно небольшое количество обслуживающих агрегатов и

отсутствие средств заправки. На командном пункте для боевых расчетов,

несущих дежурство, были созданы довольно комфортные условия с учетом

последних требований эргономики.

В тоже время МБР РТ-2 существенно уступала по ряду параметров советской

УР-100 и американской , созданных приблизительно в те же годы.

Это сказалось на развертывание этих ракет. В составе РВСН на боевом

дежурстве стояло всего 60 ракет РТ-2.

Скромные тактико-технические характеристики ракеты предопределили

необходимость ее модернизации. 16 января 1970 года на полигоне Плесецк

состоялся первый испытательный пуск модифицированной ракеты. Она отличалась

от своей предшественницы более совершенной системой управления, головной

частью, мощность заряда которой составила 750 кт, улучшенными

эксплуатационными характеристиками и повышенной надежностью РДТТ. Точность

стрельбы несколько возросла. Ракета была оснащена комплексом преодоления

систем противоракетной обороны.

28 декабря 1972 года на вооружение был принят БРК с ракетой РТ-2П с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.