рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Закон о выборах РФ

Закон о выборах РФ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ВЫБОРЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 4

ГЛАВА 2. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ 8

2.1. Основные понятия избирательной системы 8

2.2. Порядок проведения голосования 13

2.3. Порядок подсчета голосов 15

ГЛАВА 3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЫБОРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 18

ГЛАВА 4. МНОГОПАРТИЙНОСТЬ В ВЫБОРАХ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

ВВЕДЕНИЕ

Граждане Российской Федерации по настоящему получили право «избирать и

быть избранными» только с принятием Конституции России 1993 года. В

предыдущие годы выборы по сути своей являлись безальтернативными, а значит,

лишь декларативными, но отнюдь не демократическими.

До недавнего времени смена власти в России происходила как угодно, но

только не посредством выборов. Династическое престолонаследие, перевороты,

кровавые и бескровные, военные и дворцовые революции "сверху" и "снизу",

"подковерные" решения ни перед кем, ни за что не отвечавшей партийной

верхушки приводили в Кремль или Зимний дворец новых властителей. Ничуть не

изменили заведенный от века порядок декоративные "выборы", вроде бы и

всеобщие, равные, прямые, при тайном голосовании, введенные "сталинской"

конституцией 1936 г.

В калейдоскопе стремительно сменяющих друг друга событий, жесткого

противостояния и острых политических схваток мы как-то не замечаем, - а

если и замечаем, то не всегда должным образом оцениваем, - что в последние

10-12 лет наша страна начала обретать иной исторический опыт смены власти.

Можно сказать очень много горьких, осуждающих и справедливых слов о

том, как у нас теперь проходят выборы. Можно при этом вспомнить выборы 1989

- 1990 гг., когда на волне народного энтузиазма, в ситуации вдруг

открывшихся и, как тогда казалось, безграничных возможностей общественной

инициативы, избиратели крупных индустриальных и культурных центров дружно

проваливали высокопоставленных аппаратчиков и их обслугу и посылали сначала

в союзный, а затем и российский парламент людей независимых, нередко не

приспособленных к государственной и законодательной работе, но успевших

завоевать моральный авторитет в обществе и не страшившихся говорить правду.

И сравнить ту исполненную романтических ожиданий политическую весну с

выборами последних лет, на которых свободное волеизъявление избирателей

придавлено властью денег и невесть как возродившейся номенклатуры, искажено

грубыми подтасовками и искусными махинациями доброхотных и наемных

умельцев.

Данная работа посвящена раскрытию общих особенностей выборов в

политическую систему власти. Общетеоретические аспекты проблемы

сопровождаются как историческими комментариями, так и анализом

существующего положения дел в современной России.

Хочется отметить, что на сегодняшний день вышло множество

соответствующей литературы как учебного, так и научного характера. Особенно

следует отметить фундаментальный труд «Избирательное право и избирательный

процесс в Российской Федерации» под ред. А.В. Иванченко. Этот учебник

представляет собой первый опыт систематического изложения базовых

теоретических и практических представлений в области избирательных

отношений.

ГЛАВА 1. ВЫБОРЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Демократия неотделима от выборов, ибо «власть народа» (именно так

переводится слово «демократия» с древнегреческого) в современном

государстве, в отличие от Древних Афин с населением в двадцать тысяч

жителей, немыслима вне выборных представителей власти.

Выборы – это не только существенный признак, атрибут демократии, но и

ее стержень, необходимое условие. Демократия – режим, при котором правители

назначаются посредство свободных и честных выборов.

Избирательная система есть порядок организации и проведения выборов в

представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя

(например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также

сложившейся практикой деятельности государственных и общественных

организаций.

Выборы бывают президентские, парламентские, в местные органы

самоуправления — региональные (областные), муниципальные (городские),

выборы судей и некоторых других должностных лиц. Кроме того, выборы бывают

очередными, внеочередными, дополнительными.

Наибольший интерес заслуживает классификация выборов согласно принципам

избирательного права, отражающим степень правового, демократического

развития той или иной страны, ее избирательной системы. В этом случае

общепринятое деление приобретает вид парных противоположностей: всеобщие —

ограниченные (цензовые); равные — неравные; прямые — косвенные

(многостепенные); с тайным — с открытым голосованием.

Избирательная борьба — основное поле деятельности политической партии в

демократическом обществе. Можно даже в определенном смысле утверждать, что

демократические партии рождаются и существуют для выборов. Каждая партия

проявляет заботу о расширении своего электората. Электорат (от лат. elector

— избиратель) — это контингент избирателей, голосующих за какую-либо партию

на выборах. Например, электорат социал-демократических партий составляют в

основном рабочие, интеллигенция, служащие, мелкие собственники. Электорат

не есть некая строго очерченная социальная группа, хотя ему и присуща

некоторая относительная стабильность. От выборов к выборам электорат той

или иной партии меняется как в количественном, так и в качественном

отношении.

Предвыборная программа кандидата на пост президента или партии на

парламентских выборах включает обычно четыре раздела: экономический,

социальный, внутри- и внешнеполитический. Особенно чувствительны избиратели

к социальному аспекту программы. Поэтому даже если ситуация требует

применения экономических «кнутов», соискателям народного благоволения

следует припасти для народа и социальные «пряники». Расплывчатость

программных обещаний обычно не идет на пользу тем, от кого они исходят, но

иногда она неизбежна. Хорошо украсить программу яркими, звучными лозунгами,

завораживающим названием, с тем, чтобы воздействовать не только на ралы

своих склонных к преувеличениям политиков. Для многих выборы — не более чем

позум, но и на эмоции избирателей.

Разумеется, далеко не все избиратели наивно верят и предвыборные

посулитическое шоу, к котором ценится состязание улыбок и остроумие его

участников, т.е. на первый план выдвигается имидж, но уже в самом

поверхностном, обывательском смысле.

Избирательная кампания — весьма дорогостоящее мероприятие. В результате

преимущество зачастую оказывается на стороне не тех, кто прав, а тех, кто

богат.

Кульминацией избирательной кампании является день наборов. Однако в

отличие от шумной предвыборной борьбы сама процедура голосования есть

тайна, «вещь в себе», и потому наиболее интересное об этой процедуре мы

узнаем либо тогда, когда тайна нарушена, либо когда процедура еще не

сложилась, не узаконилась. Последнее характерно для обществ с недостаточно

развитой культурой, политической или общей. День выборов - это как бы пик,

апофеоз, праздник демократии. Но нередко он становится объектом манипуляции

политических элит и их лидеров.

Избирательная, кампания завершается подсчетом голосов, определением и

объявлением итогов выборов. Подсчет голосов не представляет ни технической,

ни моральной проблемы в цивилизованных странах. В тех же, что пока не

входят в их число, возможна и фальсификации итогов голосования.

Избирательное право, являясь совокупностью конституционно-правовых

норм, образует важную составную часть конституционного права Российской

Федерации, один из наиболее значимых его институтов, и регулирует такие

общественные отношения, которые складываются, при выборах Президента

Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов

власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные

органы власти и органы местного самоуправления.

Однако термин «избирательное право» используется не только для

обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название

одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается

активное избирательное право — право избирать, т.е. право граждан

Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти

и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право —

право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в

органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники. Ими являются

нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы,

определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников

относятся:

1) Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе

Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального

значения, автономной области, автономных округов;

2) Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. №2-ФКЗ «О

референдуме Российской Федерации»;

3) Федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации,

подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы

государственной власти и органы местного самоуправления:

o Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ «Об

основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

граждан Российской Федерации»;

o Федеральный закон Российской Федерации от 26 ноября 1996г. №138-ФЗ «Об

обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и

быть избранными в органы местного самоуправления»;

o Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 1999г. №228-ФЗ «О

выборах президента Российской Федерации»;

o Федеральный закон Российской Федерации от 21 июня 1995 г. №90-ФЗ «О

выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской

Федерации»;

o другие законы;

4) указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты глав

администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов

Российской Федерации по вопросам организации и проведения выборов.

Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются

постановлениями Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии.

Демократические свободные выборы в органы государственной

власти и в выборные органы местного самоуправления Российской Федерации

являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.

Государство гарантирует свободные волеизъявление граждан на выборах путем

защиты демократических принципов и норм избирательного права.

Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе

всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является

добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина

Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в

выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами,

обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские

учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину

Российской Федерации в реализации избирательных прав, установленных

законом.

Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе

избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской

Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми

актами законодательных (представительных) органов государственной власти

субъектов Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной

власти в выборные органы местного самоуправления.

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным

независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,

имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к

религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные

судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы

по приговору суда.

Законами и иными нормативными правовыми актами законодательных

(представительных) органов государственной власти субъектов Российской

Федерации могут устанавливаться дополнительные условия приобретения

гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные

с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на

определенной территории Российской Федерации (соответственно уровню

проводимых выборов). Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может

превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы

государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выборах

главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта

Российской Федерации и 21 года при выборах главы местного самоуправления;

сроки обязательного проживания на указанной территории не могут превышать

одного года.

Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с

невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой

оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Российской

Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми

актами законодательных (представительных) органов государственной власти

субъектов Российской Федерации.

Избиратели участвуют в выборах в Российской Федерации на

равных основаниях.

Избиратель голосует на выборах в Российской Федерации "за" или

"против" кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Голосование на выборах в Российской Федерации является тайным,

то есть исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением

избирателя.

ГЛАВА 2. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ

2.1. Основные понятия избирательной системы

В научной литературе термин "избирательная система" употребляется

обычно в двух значениях — широком и узком.

В широком смысле избирательная система — это система общественных

отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Сфера этих

отношений весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга

избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных

единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой

из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется

избирательная система нормами избирательного права, понимаемого как система

правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного

(государственного) права. Однако не вся избирательная система регулируется

правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые

корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и

др.), а также обычаями и традициями данного общества.

Однако нас больше интересует избирательная система в так называемом

узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся

кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от

того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов

при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно

различными.

Наиболее распространена на выборах система большинства, именуемая

мажоритарной (от франц. majorite — большинство). При этой системе избранным

считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные

за остальных кандидатов, пропадают. Эта система — единственно возможная при

выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Когда же

она применяется для выборов коллегиального органа власти, например, палаты

парламента, обычно создаются одномандатные избирательные округа, то есть в

каждом из них должен быть избран один депутат.

Мажоритарная система имеет несколько разновидностей, обусловленных

различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства

голосов.

Самая простая разновидность — это система относительного большинства,

при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем

любой из остальных кандидатов. Очень часто она применяется при местных

выборах. Практически чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем

меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков,

может оказаться избранным кандидат, за которого подано 10 процентов голосов

или даже меньше. К тому же в законодательстве ряда стран, где применяется

данная система, не предусмотрены ни обязательность участия избирателей в

голосовании, ни минимальная доля их участия, необходимая для признания

выборов действительными.

Несколько более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного

большинства, при которой кандидату для избрания необходимо получить более

половины голосов. В качестве базы для подсчета при этом может выступать

либо общее число поданных голосов, либо число поданных голосов, признанных

действительными. Во втором случае число голосов, требуемое для избрания,

может оказаться меньшим, чем в первом. Хотя и менее вероятно, но все же

вполне возможно, что и при этой системе партия, кандидаты которой по стране

собрали большинство голосов, получит меньшинство парламентских мандатов.

Это может произойти в случае, если избиратели, голосующие за такую партию,

окажутся сосредоточенными в небольшом числе избирательных округов, а

избиратели "партии меньшинства", напротив, добьются хотя бы даже

ничтожного, но преимущества в большинстве избирательных округов. Ведь после

того, как планка 50 процентов + 1 голос взята, получившему абсолютное

большинство кандидату никакие дополнительные голоса уже не нужны.

При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном округе

кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное

большинство голосов. Поэтому выборы по такой системе часто оказываются

нерезультативными. Избежать этого возможно различными способами.

Первый способ — так называемое альтернативное голосование. Оно

предполагает, что избиратель в одномандатном избирательном округе голосует

не за одного кандидата, а за нескольких, указывая цифрами против их фамилий

их предпочтительность для него. Против фамилии самого желательного

кандидата он ставит цифру 1, против фамилии следующего по

предпочтительности (т. е. кого бы он хотел видеть избранным, если первый не

пройдет) — цифру 2 и так далее. При подсчете голосов бюллетени

раскладываются по первым предпочтениям. Кандидат, получивший более половины

первых предпочтений, считается избранным. Если же не избран ни один из

кандидатов, из распределения исключается кандидат, у которого меньше всего

первых предпочтений, а его бюллетени передаются другим кандидатам в

соответствии с указанными в них вторыми предпочтениями. Если и после ни у

одного из кандидатов нет абсолютного большинства бюллетеней, исключается

кандидат с наименьшим числом первых и вторых предпочтений, и процесс

продолжается до тех пор, пока у какого-либо из кандидатов не соберется

абсолютное большинство бюллетеней. Преимущество этого способа в том, что

можно обойтись однократным голосованием.

Другой способ, более распространенный, — перебаллотировка кандидатов,

собравших определенную долю голосов. Это так называемый второй тур выборов,

или, как выражается наш Федеральный закон "О выборах Президента Российской

Федерации", повторное голосование. Чаще можно встретить перебаллотировку

двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре (в

упомянутом нашем Федеральном законе так и предусмотрено). Для избрания во

втором туре достаточно относительного большинства голосов, и поэтому такую

систему называют системой двух туров

Явная несправедливость по отношению к участвующим в выборах

политическим партиям, которую часто несет в себе мажоритарная система,

породила систему пропорционального представительства партий и движений,

сокращенно именуемую пропорциональной системой. Ее основная идея

заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте или ином

представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов,

поданных за ее кандидатов на выборах.

Однако пропорциональная система имеет не только плюсы, но и минусы. К

числу последних относится, во-первых, то обстоятельство, что голосование

при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным

округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими

партиями и движениями, следовательно, избиратель должен выбирать не между

персонами, как при мажоритарной системе (хотя и при ней практически для

избирателя зачастую больше значима партия, нежели личность кандидата, ею

выдвинутого), а между партиями (движениями) и голосовать за список

кандидатов, из которого ему известны в лучшем случае несколько лидеров.

Правда, с другой стороны, руководство партии (движения) может, таким

образом, наряду с громогласными ораторами провести в парламент неизвестных

широкой публике людей, которые, будучи профессионалами, в различных сферах,

в состоянии компетентно участвовать в разработке законов и контроле за

деятельностью исполнительной власти. Впрочем, следует оговориться, что

может сложиться и такая ситуация, когда эти неизвестные люди окажутся

Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.