рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Конституционное устройство РФ и зарубежных стран 32 вопроса

демократии. Демократия — это и есть власть народа, она осуществляется в

форме представительной демократии (когда органы власти избираются

народом и выборные органы в свою очередь формируют органы гос. власти)

и в форме непосредственной демократии (референдум)

- Принцип разделения властей является основным принципом организации

власти. В некоторых конституциях (итальянская, французская,

западногерманская) концепция разделения властей как бы подразумевается,

из нее исходят. В других (американская, датская, японская) принципы

разделения властей четко сформулированы в соответствующих статьях.

Принцип разделения властей, дополненный «системой сдержек и

противовесов», положен в основу американской конституции.

Этот принцип определяет с одной стороны верховенство законодательной

власти, а с другой — подзаконность исполнительной и судебной. Каждая из

этих властей занимает свое место в системе власти и выполняет свойственные

только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными

организационно-правовыми мерами: в пределах своей компетенции каждая власть

самостоятельна, равна другим и независима от них, подчиняясь только закону.

Разделение властей не означает их противостояния. Конституция должна

исключать такую возможность. Ни одна из ветвей власти не может присвоить

себе функции другой, но действовать обособленно она так же не в состоянии.

Поэтому власти должны взаимно дополнять друг друга, сохраняя необходимую

связь и согласованность, образуя единый политический организм. Элементами

организационно-правового выражения принципа разделения властей являются:

ограниченный срок полномочий должностных лиц, несовместимость депутатского

мандата с постом в исполнительной власти, право вето на законопроекты,

право роспуска парламента, контроль народа за законодательной властью в

форме выборов, независимость судей. Способы и формы осуществления

государственной власти определяются, прежде всего, формой самого

государства, закрепляемой К. Форма государства —это форма правления, форма

территориального устройства и форма государственного режима. Форма

правления определяет структуру высших органов государственной власти и

распределение компетенции. (монархия. Республика). Сильное влияние на

способы и формы осуществления государственной власти оказывает форма

государственного устройства — это национальное и административно-

территориальное строение государства, которое раскрывает характер

осуществления государственной власти на местах, взаимоотношений между

центральными и местными органами. (Унитарная, федеративная). Форма

государственного режима (демократическая и антидемократическая) определяет

способы и методы осуществления государственной власти. Демократические

режимы создают механизмы прямого воздействия населения на характер

государственной власти через выборы, реализую реальное разделение властей

на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную), которые

выполняют свойственные только им задачи и функции.

21.Разделение властей.

Основным принципом организации деятельности государственной власти

современного правового государства является разделение властей на

законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип определяет с одной

стороны верховенство законодательной власти, а с другой — подзаконность

исполнительной и судебной. Каждая из этих властей занимает свое место в

системе власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции.

Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми

мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и

взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они

гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же

полномочий. Таким образом, круг основных полномочий каждой ветви власти

ограничен. Их взаимопроникновение возможно только в «пограничных» областях

и только на основаниях и в случаях предусмотренных законами. В пределах

своей компетенции каждая власть самостоятельна, равна другим и независима

от них, подчиняясь только закону. Разделение властей не означает их

противостояния. Конституция должна исключать такую возможность. Ни одна из

ветвей власти не может присвоить себе функции другой, но действовать

обособленно она так же не в состоянии. Поэтому власти должны взаимно

дополнять друг друга, сохраняя необходимую связь и согласованность, образуя

единый политический организм. Элементами организационно-правового выражения

принципа разделения властей являются: ограниченный срок полномочий

должностных лиц, несовместимость депутатского мандата с постом в

исполнительной власти, право вето на законопроекты, право роспуска

парламента, контроль народа за законодательной властью в форме выборов,

независимость судей.

Законодательная власть — устанавливает правовые основы (создает законы), а,

следовательно, устанавливает основные направление внутренней и внешней

политики страны, определяет правовую организацию и формы деятельности

исполнительной власти. Главенствующее положение законодательных органов

обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает им

общеобязательный характер. Однако верховенство законодательной власти не

носит абсолютного характера. Она находится под контролем народа и

специальных конституционных органов.

Исполнительная власть — в лице своих органов занимается реализацией

правовых норм, ее деятельность происходит в рамках законов, органы

исполнительной власти несут ответственность перед представительной властью,

каждый гражданин может обжаловать их действия в суде. Исполнительные органы

и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные

акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или

обязанности граждан и организаций.

Судебная власть — призвана охранять право, правовые устои государства,

правосудие осуществляется только судебными органами. Независимость и

законность правосудия является гарантиями прав и свобод граждан. Никто не

может присвоить себе функции правосудия, в своей деятельности суд

руководствуется только законом и не зависит от субъективных влияний. С

одной стороны суд не может присваивать себе функции законодательной и

исполнительной власти, а с другой осуществляет правовой контроль за

нормативными актами этих властей. Судебная власть выступает сдерживающим

фактором, предупреждающим нарушение правовых устоев со стороны

законодательных и исполнительных органов государственной власти,

обеспечивая тем самым реальное разделение властей. В ряде стран функцию

правового контроля выполняют конституционные суды. Своей деятельностью они

гарантируют верховенство конституции. В США эта функция возложена на

Верховный суд, в РФ — на Конституционный суд РФ.

Элементами организационно-правового выражения принципа разделения властей

являются: ограниченный срок полномочий должностных лиц, несовместимость

депутатского мандата с постом в исполнительной власти, право вето на

законопроекты, право роспуска парламента, контроль народа за

законодательной властью в форме выборов, независимость судей и т.д.

22.Форма государства как комплексный конституцинно-правовой институт.

Форма государства — это комплексный конституцинно-правовой институт,

включающее в себя 3 взаимосвязанных элемента: форма правления, форма

территориального устройства и форма государственного режима:

А) Форма правления — это структура высших органов гос власти, порядок их

образования и распределение компетенции. Две формы правления: Монархия

—форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и

переходит, как правило, по наследству. Абсолютная монархия —форма

правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело

принадлежит одному лицу. Конституционная монархия — такая форма правления,

при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом.

(Англия, Дания). Дуалистическая монархия —юридически и фактически власть

разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Государства, в которых монарх возглавляет и религиозное управление страной,

называется теократическим (Саудовская Аравия).

Республика — это такая форма правления, при которой верховная

государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми

населением на определенный срок. Существуют разновидности республиканской

формы: Парламентская республика — такая форма правления, при которой

верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формирует парламентское большинство (той

партией, которой принадлежит большинство голосов в парламенте). Глава

государства избирается или парламентом или парламентской коллегией. Главной

функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за

исполнительной властью. (Италия): Президентская республика — это такая

форма правления, при которой наряду с парламентаризмом соединяется в руках

президента полномочия главы государства и главы правительства. При этой

форме у президента большие полномочия, правительство подотчетно президенту,

а не парламенту. (США)

Б) Форма государственного устройства — это национальное и административно-

территориальное строение государства, которое раскрывает характер

взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными

органами. Конституции устанавливают и закрепляют форму государственного

устройства - унитаризм или федерацию, хотя в самом тексте основного закона

могут отсутствовать прямые предписания об этом (Франция, Япония). В этом

случае как бы предполагается, что само умолчание о форме государственного

устройства является констатацией унитаризма как наиболее распространенного

способа национально-политической организации территории страны.

1.Унитарная форма государственного устройства является преобладающей

(Великобритания, Франция, Италия. Основные признаки: Единая конституция.

Единая система высших органов государственной власти (глава государства,

правительство, парламент). Единое гражданство. Единая система права. Единая

судебная система. Территория унитарного государства подразделяется на

административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-

либо политической самостоятельностью. 2.Федеративная форма государственного

устройства сложна и многолика (США, Канада, Мексиканские Соединенные Штаты,

ФРГ и др.). Представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из

государственных образований, обладающих юридической и определенной

политической самостоятельностью. Характерные признаки федеративной формы:

- Территория состоит из территорий субъектов федерации. Субъекты федерации

юридически лишены права участия в международных отношениях. Субъекты

федерации не обладают правом одностороннего выхода (право сецессии) из

союза.

- Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью (это

фиксируется в Конституции Федерации), но его К. не должна противоречить

федеративной

- Субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них

компетенции правом издания законодательных актов, которые действуют

только на территории субъекта федерации и должны соответствовать

союзному

- Субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную

систему (пример - США).

- Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного

гражданства.

- Во всех федерациях существует 2 палаты парламента. Нижняя палата - орган

общесоюзного представительства и избирается по территориальным

избирательным округам. Верхняя палата представляет интересы субъектов

федерации. По методу формирования верхние палаты федеральных парламентов

подразделяются на выборные (сенаты США, Мексики) и назначаемые (сенат

Канады, бундесрат ФРГ).

Конфедерация — это временный юридический союз суверенных государств,

созданный для обеспечения их общих интересов (члены конфедерации сохраняют

свои суверенные права). Отличия: конфедерация не имеет своих общих

законодательных, исполнительных и судебных органов; нет единой армии,

единой системы налогов и единого государственного бюджета; сохраняется

гражданство членов, хотя режим перемещения внутри конфедерации упрощен.

Конфедерация может договориться о единой денежной системе, единой

таможенных правилах и т.д. Как правило, конфедерации недолговечны — они или

распадаются или превращаются в федерацию.

3.Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и

методов осуществления власти государства. Политико-правовой режим в стране

(ППР) — это совокупность приемов, методов осуществления государственной

власти и способы деятельности негосударственных политических организаций

(партий, движений, объединений и т.д.). Т.е. ППР отражает степень развития

права и демократии в стране. Два основных типа: демократический и

антидемократический. В свою очередь антидемократический режим может быть:

тоталитарным, авторитарным, олигархическим, финансово-олигархическим,

расистским. С точки зрения законности ППР может быть: легитимным и

нелегитимным.

Антидемократический режим. Главная особенность — соотношение государства и

личности. Если государство подавляет личность, ущемляет ее права,

препятствует ее свободному развитию, то такой режим является

антидемократическим. Он характеризуется полным (тотальным) контролем

государства над всеми сферами общественной жизни (экономикой, политикой,

идеологией, социальной, культурной жизнью общества). В таких государствах

действует примат государства над правом и всеобщая милитаризация

общественной жизни. Различаются режимы: олигархический — власть немногих,

финансово-олигархический — власть немногих наиболее богатых, авторитарный

(автократический, диктаторский) — власть в руках одного человека.

Демократический режим складывается в правовых государствах и гарантирует

защищенность прав личности во всех сферах общественной жизни, создает

механизмы прямого воздействия населения на характер государственной власти

через выборы, реализует реальное разделение властей на три ветви, учитывает

интересы большинства и меньшинства. Основной принцип деятельности —

плюрализм, государственный режим базируется на законах. Уровень развития

демократии в разных странах может быть различен. Он зависит от степени

представительства всех слоев населения в выборных органах власти и

возможности народа непосредственно влиять на принятие решений органов

государственной власти. Различается непосредственная демократия — прямое

участие народа в решении вопросов государственной и общественной жизни

(выборы, референдумы, манифестации, забастовки и т.д.) и представительная

демократия, — что означает передачу народом части принадлежащей ей власти

формируемым им органам (парламенту, президенту, учредительному собранию и

т.д.).

С развитием общества существующие ППР вытесняются более демократическими. В

настоящее время наиболее распространенным режимом является режим

парламентской демократии, в которой на основании конституции власть

передана парламенту, избираемому народом на основании всеобщего

избирательного права. Разновидностью парламентской демократии является

либерально-демократический режим. Его особенность в том, что для него

характерно ограничение вмешательства государства в частную жизнь человека и

его предпринимательскую деятельность.

23.Политико-территориальная организация государства: закрепление в К

Полит.-терр. организация общества это— терр-ной организацией общества

в единстве с терр-ной организацией власти. Полит.-терр. организация

общества выражается в адм.-терр. и гос. устройстве, что закрепелено в К

страны. Унитарная форма государственного устройства является преобладающей

(Великобритания, Франция, Италия — основные признаки:единая конституция,

единая система высших органов государственной власти (глава государства,

правительство, парламент), единое гражданство, единая система права, единая

судебная система. Территория унитарного государства подразделяется на

административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-

либо политической самостоятельностью. Федеративная форма государственного

устройства сложна и многолика (США, Канада, Мексиканские Соединенные Штаты,

ФРГ и др.). Представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из

государственных образований, обладающих юридической и определенной

политической самостоятельностью. Характерные признаки федеративной формы:

- Территория состоит из территорий субъектов федерации. Субъекты федерации

юридически лишены права участия в международных отношениях. Субъекты

федерации не обладают правом одностороннего выхода (право сецессии) из

союза.

- Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью (это

фиксируется в Конституции Федерации), но его К. не должна противоречить

федеративной

- Субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них

компетенции правом издания законодательных актов, которые действуют

только на территории субъекта федерации и должны соответствовать

союзному

- Субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную

систему (пример - США).

- Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного

гражданства.

- Во всех федерациях существует 2 палаты парламента. Нижняя палата - орган

общесоюзного представительства и избирается по территориальным

избирательным округам. Верхняя палата представляет интересы субъектов

федерации. По методу формирования верхние палаты федеральных парламентов

подразделяются на выборные (сенаты США, Мексики) и назначаемые (сенат

Канады, бундесрат ФРГ).

Конфедерация — это временный юридический союз суверенных государств,

созданный для обеспечения их общих интересов (члены конфедерации сохраняют

свои суверенные права). Отличия: конфедерация не имеет своих общих

законодательных, исполнительных и судебных органов; нет единой армии,

единой системы налогов и единого государственного бюджета; сохраняется

гражданство членов, хотя режим перемещения внутри конфедерации упрощен.

Конфедерация может договориться о единой денежной системе, единой

таможенных правилах и т.д. Как правило, конфедерации недолговечны — они или

распадаются или превращаются в федерацию.

Конституции федеративных государств предусматривает определенные гарантии

— как статуса союзного государства, так и права его субъектов: как правило,

существует правило не выхода субъектов из государства, территории федерации

включают в себя территории своих субъектов — такое положение существует во

многих конституциях (у нас тоже), единство и целостность общества

—закрепление конституционно единого союзного гражданства и равенство прав

граждан на территории любого федеративного субъекта, закрепление за центром

некоторых экон. полномочий — осуществление денежной эмиссии, введение

единой налоговой и денежной системы. Конституция федеральных государств

содержит специальные нормы, запрещающие субъектам федерации осуществлять

какие-либо меры, разрушающие единое терр-ное, полит. и экон. пространство.

Приоритет федеральной конституции и федеральных законов — основные принципы

федерального государства. Конституции субъектов не должны противоречить

основной конституции. Существуют определенные гарантии прав субъектов,

закрепленные в конституции. Например: нельзя изменить ни территорию, ни

статус субъекта без его согласия. Полит. статус субъектов тоже закреплен

конституцией. Изменить конституцию в федеративных государствах очень

трудно.

24.Общая характеристика легислатур.

Государственная власть осуществляется на основе разделения на

законодательную, исполнительную и судебную власть. Легислатура — это

законодательное собрание. Основным законодательным органом является

парламент. В федеративных государствах законотворчеством занимаются

федеральные парламенты и парламенты субъектов федерации. В большинстве

стран – двухпалатные парламенты. Способы формирования верхних палат

:1.всенародное избрание (Франция, Канада). 2. по принципу наследования

(Великобрит —в наст время отмирает). 3. путем назначения— Белорусия. 4.

смешанные формы всех предыдущ. Верхняя палата как и нижняя имеет опред срок

полномочий депутатов. 5 лет – нижняя, 9 лет – верхняя ( Франции). Кроме

срока сущ различные ограничения: основной – возрастной. Кворум – заранее

установленное количество депутатов, полномочное принимать решение. Депутаты

имеют ряд привелегий: 1.Иммунитет (неприкосновенность) 2.Индемнитет

(депутат не имеет ответственности за свои выступления в парламенте и

материальное вознаграждение). В парламентах существуют фракция – группа

депутатов, кот объединяется по полит интересам и выступает на основании

единой полит платформы. Спикер – следит за парламентом . в каждой палате

есть собств председатель. Квеста – следит за порядком в помещении комиссии,

которые имеют постоянный, временный характер. Задачи парламента: 1..

принятие законов 2.. утверждение гос бюджета и отчет о его выполнении 3..

участие в формировании правитеьства и др органов власти 4..

внешнеплитические полномочия.

Референдум представляет собой институт непосредственной (прямой)

демократии. При референдуме объектом волеизъявления может являться закон,

законопроект, конституция, поправка к конституции. Обычно подразделяют

референдумы на общенациональные, проводимые в пределах всей государственной

территории, и местные, проводимые в отдельных субъектах федерации или

административно-территориальных единицах. Общепринятым является деление

референдумов на конституционные и законодательные. Предметом

конституционного референдума является либо проект новой конституции, либо

конституционная реформа или поправки к конституции (Франция, Япония,

Швейцария). Предметом законодательного референдума может быть либо проект

закона, либо уже вступивший в силу закон.

Конституционная теория в ряде зарубежных государств рассматривает главу

государства как непременного участника законодательного процесса.

Юридическим выражением этой концепции является то, что законопроект

получает силу только тогда, когда он санкционируется главой государства.

Принятый парламентом законопроект направляется для подписи главе

государства, который в установленный срок (иногда этот срок не определен)

может либо подписать его, санкционировать, либо отказать в санкции, т.е.

наложить вето. В некоторых странах глава государства или губернатор штата

имеет право вето. Абсолютное, — отказ главы государства утвердить принятый

парламентом законопроект является окончательным и безусловным и преодолеть

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.