рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Витте как государственный деятель

рублей, или на 9% более, при чем превышение поступлений над сметными

предположениями имело место за все отдельные годы рассматриваемого периода.

Обыкновенные расходы, напротив, исчислялись довольно точно. За отдельные

годы они производились то в меньшем размере, чем предполагалось по росписи,

то в большем; но за весь период разница между предположенными по росписям

(16146781 тысяч рублей) и исполненными обыкновенными расходами (16242670

тысяч рублей) не превышает 95889 тысяч рублей, или 0,6%. Следует, кроме

того, иметь в виду, что от заключенных смет прежних лет ежегодно оставались

довольно значительные остатки кредитов, которые по росписям не

предусматривались. За 1892 - 1903 года таких остатков накопилось 277201

тысячи рублей. Если эти остатки, согласно отчетам государственного

контроля, прибавить к доходам, то общий их итог достигнет, за округлением,

18186,7 миллиона рублей и превысит сумму расходов на 1944 миллиона рублей.

Исполнение чрезвычайного бюджета за все время Витте совсем не отвечало

сметным предположениям. За исключением 1893 и 1894 годов, когда в отдел

чрезвычайных ресурсов были включены поступления от кредитных операций

(предстоящих в 1893 г. и состоявшихся ранее - в 1894 г.), чрезвычайные

доходы исчислялись по бюджетам от 1500 тысяч рублей до 4449 тысяч рублей в

год, а поступали в десятках и сотнях миллионов рублей. Всего за 1892 - 1903

года предвиделось по росписям чрезвычайных доходов - 185613 тысяч рублей, а

поступило, с присоединением к ним остатков от заключенных чрезвычайных

смет, 1623223 тысячи рублей, или почти в 9 раз более. Весьма велико

несоответствие и между чрезвычайными расходами, предположенным по росписям,

и расходами, выполненными в действительности: итог первых - 1522370 тысяч

рублей, вторых - 3194075 тысяч рублей, или на 110% более. Столь крупное

несоответствие сметных предположений с исполнением чрезвычайного бюджета

объясняется, главным образом, тем, что в роспись вносились только те

поступления от кредитных операций, которые были нужны для ее

сбалансирования; все же прочие операции, производившиеся для конверсий,

регулирования валюты, выкупа частных железных дорог в казну и т. п., по

росписям не предусматривались; равным образом в роспись не вносились и те

потребности, которые удовлетворялись за счет указанных операций. Общий

размер дефицита по чрезвычайному бюджету определяется, согласно приведенным

выше данным о чрезвычайных доходах и расходах, в 1571 миллион рублей,

каковые и были пополнены за счет избытка обыкновенных доходов над

обыкновенными расходами. За счет этого же источника возросла и

поддерживалась свободная (то есть не связанная определенным назначением)

наличность государственного казначейства, которая на 1 января 1892 г. не

превышала 25433 тысячи рублей, а на 1 января 1903 г. достигла 381346 тысяч

рублей. Такая система составления бюджета и ведения государственного

хозяйства вызывала и теоретические, и практические возражения, к которым

Витте не оставался глух. Во Всеподданнейшем докладе о росписи на 1901 г.

Витте рассуждает, что для России, при крупном ее долге, помещенном за

границею, увеличение задолженности для покрытия чрезвычайных издержек было

бы опасно. Отсюда выводилось, что обыкновенный бюджет доходов должен дать

средства для выполнения не только обыкновенных, но и чрезвычайных расходов.

Что же касается накопления свободных средств государственного казначейства,

то оно необходимо в виду обширности пространства русской империи и

чрезвычайного разнообразия условий отдельных ее местностей. В России всегда

возможны местные невзгоды. "Где же найти средства для помощи населению,

если вести хозяйство в обрез, не имея сбережений на черный день?"

Необходимы сбережения и для расходов, вызываемых ходом событий в других

странах, тем более что потребности, вызываемые политическими событиями,

возникают неожиданно. При отсутствии запасов пришлось бы кредитоваться, но

"государство, как и частное лицо, нередко получает выгодные предложения

займов, когда он в них не нуждается, и, напротив того, при всей своей

кредитоспособности, иногда не находит капиталов на соответствующих условиях

именно в пору действительной и притом обостренной необходимости". Сравнив,

далее, те приплаты, которые вносятся плательщиками в казну для накопления

запасов, с страховыми премиями, Витте указывает, что запасные средства

позволили закончить постройку Сибирской железной дороги, усилить флот и

перевооружить армию, дважды поддержать народ при неурожае, привести в

порядок денежную систему, наконец, покрыть крупные расходы на Дальнем

Востоке. Приведенные соображения недостаточны, однако, для оправдания той

системы государственного хозяйства, которой держался Витте. Если накопление

запаса государственных средств было необходимо, то оно могло бы

производиться открыто, а не являться результатом заведомо неправильного

составления росписи. Если нужны были те затраты, которые покрывались за

счет запасов, то необходимость выполнения этих затрат вне общего бюджетного

порядка остается недоказанною. Для объяснения того именно способа

накопления запаса и того порядка покрытия некоторых чрезвычайных расходов,

которые существовали при Витте, нужны иные соображения. Немалое значение,

надо думать, имело опасение Витте помехи его планам со стороны

государственного совета, если бы последний был посвящен во все подробности

этих планов и призван к их обсуждению. Крупное увеличение бюджета за время

Витте придает особую важность вопросам, откуда были взяты средства для

увеличения государственных расходов и на какие именно нужды эти средства

употреблялись? Ответ на первый вопрос дает следующая таблица, в которой

сопоставлены по главным отделам росписи обыкновенные доходы по отчетам

государственного контроля за 1892 и 1903 года. При этом данные за 1892 г.,

для удобства сравнения, приняты за перечислением принятого по этой росписи

курса на курс 1 рубль золотом = 1 рубль 50 копеек кред., а доход от

казенной продажи питей (за 1903 г.) из отдела регалий перечислен в отдел

косвенных налогов, к каковым по существу он и относится.

Наименование Поступило в тыс. р. В 1893 г.

более (+)

доходов В 1892 г. В 1903 г. или менее

(-) в %

Прямые

налоги 91330 135231 + 49

Косвенные

налоги 466899 982906 + 110

Пошлины 66526 107291 + 61

Регалии 37376 64191 + 72

Казенные

имущества

и капиталы 142698 570655 + 300

Отчуждение

имуществ 1109 658 - 41

Выкупные

платежи 77088 88785 + 15

Возмещение

расходов

из государст-

венного

казнач. 73852 75171 + 2

Разные

доходы 7808 7281 - 0,6

Итого 964687 2031801 + 111

Достаточно беглого взгляда на эту таблицу, чтобы убедиться, что рост

бюджета зависел, главным образом, от повышения доходов от казенных имуществ

и от увеличения косвенных налогов. Прямые налоги возросли и абсолютно, и

относительно немного. Их рост зависел: от введения (с 1894 г.) одного

нового налога - квартирного, явившегося крайне неудачным суррогатом

подоходного, как по неуравнительности своей, так и по ничтожной

производительности (при Витте - менее 5 миллионов рублей), повышения налога

с городской недвижимости (сравнительно значительного только в Царстве

Польском, где прежняя, очень неуравнительная подымная подать была заменена

10%-ным сбором чистой доходности городских недвижимостей), а также сбора с

доходов от денежных капиталов (распространен на вклады в банковские

учреждения), но, главным образом, от преобразования промыслового налога. До

1898 г. в системе промыслового обложения преобладали сборы за право

торговли и промыслов, уплачиваемые путем выборки определенной ценности

документов. Обложение прибылей, впервые введенное при Бунге [pic], носило

дополнительный характер, мало ослабляя неуравнительность сборов за право

торговли. По закону 8 июня 1898 г. обложению торговых и промышленных

предприятий по их прибыльности отведено гораздо больше места; для

предприятий же, обязанных публичною отчетностью (акционерные общества,

паевые товарищества и т. п.) ему дано преобладающее значение, причем сбор с

прибылей установлен прогрессивный. В общем преобразование 1898 г.,

достигнув большей уравнительности обложения торговли и промыслов, дало

вместе с тем значительное увеличение доходов казны: доход 1900 г., когда

закон вполне вошел в силу, достиг 69840 тысяч рублей против 48167 тысяч

рублей в 1898 г. Прочие прямые налоги или были оставлены без повышения, или

даже понижены. Уменьшению подвергся поземельный налог, средние погубернские

оклады которого были, на основании манифеста 14 мая 1896 г., уменьшены на

10 лет на половину, а по тем губерниям, где половинный оклад превышал 5

копеек на десятину, - до этого последнего предела. Соответственная льгота

дана и плательщикам поземельных налогов в Царстве Польском. Предоставление

этой льготы мотивировалось наличностью сельскохозяйственного кризиса;

вместе с тем это была мера политическая, имевшая целью поддержание

поместного дворянства. Некоторому понижению подверглись и выкупные платежи,

которые хотя и заносятся в особый отдел росписи, но по существу отличаются

от прямых налогов только своею срочностью. При Витте были приняты меры, во-

первых, к урегулированию судьбы недоимок в выкупных платежах, в огромном

количестве накопившихся после неурожаев 1891 и 1892 годов, и во-вторых, к

уменьшению их оклада. Закон 7 февраля 1894 г. предписывал местной

администрации разобраться в причинах происхождения недоимок по отдельным

селениям и установить для каждого селения ту долю недоимки, которая могла

бы ежегодно погашаться совместно с окладом; для тех же случаев, когда

прибавка к окладу будет признана не возможною, разрешалось отсрочивать

уплату недоимки до того времени, когда срок платежа оклада истечет.

Предположения местных властей подлежали утверждению Министерств внутренних

дел и финансов. Законы 13 мая 1896 г. и 31 мая 1899 г. имели целью

уменьшить тягость оклада выкупных платежей. Достигалось это путем

пересрочки, по ходатайствам крестьян, непогашенного остатка выкупного долга

на новые сроки - в 28, 41 и 56 лет. Производилась, таким образом, конверсия

выкупного долга, приводившая к понижению годичного платежа за счет

удлинения выкупного периода. Ввиду слабого применения законов 1896 и 1899

годов, размер льгот был увеличен: дозволялось пересрочивать только часть

выкупного долга, оставляя судьбу второй части открытою до конца выкупного

периода; разрешалось и вовсе слагать со счетов часть выкупного долга, но

постановление это не было опубликовано. Законы 1894, 1896 и 1899 годов дали

местной и центральной администрации громадную работу, длившуюся много лет,

но оказавшуюся довольно бесполезною. Исследования платежной способности и

недоимочности отдельных селений производились, в общем, плохо; проверка их

в центральном управлении была невозможна. Конверсия выкупного долга не была

понятна большинству крестьян, а удлинение выкупного периода им не

улыбалось. Дело свелось лишь к расположению громадной переписки. Известная

выгода для крестьян, впрочем, все же достигалась, так как они избавлялись

от непосильных и неопределенных по размерам взысканий недоимок, а по

желанию могли достигнуть и понижения оклада. К 1900 г. рассрочка недоимок

была почти закончена, но так как недоимки возникали вновь, то работа должна

была постоянно возобновляться. Что же касается пересрочки выкупных долгов,

то вследствие этой меры оклад к 1904 г. уменьшился всего на 6729 тысяч

рублей, или менее чем на 7%, что, конечно, не было достаточно. Большее

значение имело положение 23 июня 1899 г. о порядке взыскания окладных

сборов с надельных земель, дополненное законом 12 февраля 1903 г. об отмене

круговой поруки. Этими законами были установлены определенные правила

раскладки сборов сельскими сходами и точный порядок их взыскания, а также

облегчен и упрощен порядок предоставления льгот по платежу как оклада, так

и недоимок. Применение круговой поруки было сначала ослаблено и

упорядочено, а с 1903 г. и вовсе отменено. Надзор за взысканием с крестьян

окладных сборов был снят с полиции и возложен на податную инспекцию и

земских начальников. Привлечение к податному делу органов двух различных

ведомств было слабою стороною закона 1899 г., замедлившею его применение и

порождавшею недоразумения и пререкания. Однако прежнее выколачивание

податей прекратилось и при Витте не возобновлялось. При нем же замены

подушных сборов поземельными раньше были распространены на Сибирь и Кавказ.

На обеих окраинах реформа не носила фискального характера, преследуя лишь

цель более справедливого и уравнительного обложения. Слабое использование

Витте прямых налогов для увеличения доходов казны объяснялось

нерасположением его к этой форме обложения. "Платежи этого рода, - говорил

он во Всеподданнейшем докладе о росписи на 1897 г., - вообще представляются

наиболее стеснительными для населения, так как подлежат принудительному

взысканию в заранее определенных окладах. Косвенные налоги, при всех их

недостатках, предоставляют плательщикам возможность довольно широкого

сообразования не только с общим уровнем своей хозяйственной зажиточности,

но и с временными колебаниями в прибытках. Этим весьма драгоценным

свойством не обладают прямые налоги и пошлины". Указав далее на

непостоянство доходов главнейшей массы нашего населения, Витте заключает:

"нельзя не признать, что косвенное обложение должно иметь главенствующее

значение в нашей податной системе". Уже из приведенной цитаты, где наряду с

прямыми налогами осуждены и пошлины, можно заключить, что и этот вид

государственных доходов не сослужил большой службы в деле увеличения

бюджета. Действительно, при Витте была сделана только одна серьезная

попытка увеличить доходы казны путем пошлин; это - реформа гербового

устава. Новый закон (10 июня 1900 г.) преследовал только фискальные цели,

не внося в обложение какого-либо улучшения. С технической стороны новый

устав еще хуже старого, отличаясь необыкновенною запутанностью и

сбивчивостью своих постановлений. Повышенный доход он стал давать только

тогда, когда в нем несколько разобрались и публика, и учреждения, ведающие

его применением. Прочие меры, принятые Витте в области пошлин, имели целью

облегчение податной тягости. По его инициативе был отменен (в 1897 г.)

паспортный сбор, дававший казне около 41/2 миллиона рублей. Законом 10

апреля 1895 г. установлено освобождение от обложения наследственными

пошлинами земель, переходящих к ближайшим родственникам, а при исчислении

крепостных пошлин с продаваемых земель повелено исчислять пошлину не с

полной продажной цены, а с разницы между нею и ипотечною задолженностью

земель. Далее понижены были пошлины с застрахованных от огня имуществ и

отмены пошлины с застрахованных капиталов; понижен сбор с пассажиров и

грузов большой скорости; отменен сбор с ценности грузов, следующих по

водным путям; понижены пробирные пошлины и т. д. Если, несмотря на все эти

меры, доходы от пошлин возрастали, то происходило это вследствие увеличения

населения и развития экономической жизни. Существенно иную картину дает

обозрение мероприятий Витте в области косвенного обложения: сборы со всех

без исключения предметов косвенного обложения подвергаются увеличению.

Разница между отдельными предметами состоит лишь в том, что некоторые из

них подверглись повышенному обложению один раз за 11 лет, другие - два и

более раз. К первой категории относятся акцизы с нефтяных масел и с

фосфорных спичек, из которых первый в конце 1892 г. увеличен на 20 копеек с

пуда (до 50 и 60 копеек против 30 и 40 копеек), второй тогда же повышен

вдвое. К этой же категории принадлежит сахарный акциз, который по закону 12

января 1893 г. увеличен с 1 рубля до 1 рубля 75 копеек с пуда песка, с

одновременною отменою дополнительного (по 40 копеек с пуда) акциза с

рафинада. Двукратному возвышению подвергались: питейный акциз, в 1892 г.

поднятый с 91/4 до 10 копеек за градус, а в 1900 г. повышенный до 11

копеек; табачный акциз, увеличенный дважды (в 1892 и 1900 годах) на 2 рубля

с пуда со всех сортов табака, кроме махорки, обложение коей в 1900 г. было

увеличено на 40 копеек с пуда; патентный сбор с заведений, выделывающих и

продающих табачные изделия, повышавшийся в те же сроки, как и табачный

акциз. Три раза изменялся акциз с пивоварения, в 1892 и 1900 годах,

увеличенный на 10 копеек с ведра емкости заторной посуды, а с 1902 г.

преобразованный в сбор с пуда солода, употребляемого для пивоварения.

Наконец, многократному возвышению подвергалось таможенное обложение, причем

увеличение таможенных пошлин или касалось отдельных предметов ввоза - чая,

хлопка, хлопчатобумажной пряжи и т. д., - или распространялось на

многочисленные категории товаров (закон 11 июня 1900 г. увеличил таможенное

обложение более, чем по 100 статьям), или, наконец, имело характер общей

меры, каковою явился таможенный тариф 13 января 1903 г., давший ряд

повышений ставок обложения, но почти не допустивший их понижения. Впрочем,

в таможенном обложении были допущены единичные льготы в интересах сельского

хозяйства. Повышение косвенного обложения приурочивается, главным образом,

к началу управления Витте Министерством финансов (конец 1892 г. и начало

1893 г.) и к 1900 г. Первый ряд повышений является как бы наследием Витте

от предшественника и следствием неурожайных 1891 и 1892 годов, сильно

ослабивших средства казны; второй - вызван событиями в Китае, поведшими к

крупным сверхсметным расходам и грозившими дальнейшим осложнением

международных отношений. За исключением преобразования акциза с пивоварения

из сбора с емкости посуды в сбор с количества употребленного солода и

повышения ставок таможенного тарифа, связанного с системою покровительства

отечественной промышленности, все прочие указанные меры не преследовали

задачи усовершенствования обложения, имея исключительно фискальное

значение. Эта цель была вполне достигнута по обложению сахара, табака и

нефтяных масел; потребление этих продуктов продолжало возрастать, несмотря

на увеличение их стоимости. Акциз с сахара возрос с 27525 тысяч рублей в

1892 г. до 75542 тысяч рублей в 1903 г., табачный акциз - с 26993 до 49029

тысяч рублей, нефтяной - с 12879 до 28617 тысяч рублей. Меньший фискальный

успех имело повышение акциза со спирта: за время с 1892 г. по 1901 г.

население возросло на 13,2%, ставка налога повышена на 18,9%, а поступление

акциза возросло всего на 24,6% (с 241955 до 291507 тысяч рублей). Наиболее

значительно повысился за время Витте таможенный доход, возросший с 122579

тысяч рублей до 241466 тысяч рублей, или на 97%. Это увеличение зависело,

главным образом, от возрастания привоза, но отчасти объяснялось и

повышением ставок таможенных пошлин, отношение которых к ценности привоза

за 1892 - 1900 года определилось в 34% против 27% за 7 лет с 1885 по 1891

г. Наибольшее фискальное значение имело обложение чая, давшее в 1892 г. -

36688 тысяч рублей, а в 1903 - 57405 тысяч рублей, то есть на 56,5% более.

За то же время ценность привезенного чая возросла на 38,5%, то есть рост

обложения далеко опередил рост привоза. Рассмотренные изменения косвенного

обложения имеют характер заурядных мер, в изобилии применявшихся у нас как

до Витте, так и после него, и мало характеризуют его финансовое управление.

Иное значение имеет осуществленная при Витте замена акцизной системы

обложения спирта и вина казенною монополией торговли питьями: здесь Витте

является новатором. Питейная реформа имела целью, с одной стороны,

увеличить доходы казны, обратив в ее пользу те прибыли, которые раньше

поступали торговцам вином, с другой - дать правительству орудие "для борьбы

с вредными сторонами питейного дела, в интересах поддержания доброй

нравственности, предупреждения экономического упадка населения и охраны

народного здравия". Эта последняя мысль неоднократно повторяется в докладах

и записках Витте. Реформа заключалась в объявлении питейной торговли

монополией казны и производстве ее через посредство казенных винных складов

и лавок. Полные финансовые результаты казенной продажи питей определились

уже после того, как Витте покинул пост министра финансов, когда цена

казенного вина была поднята много выше первоначального размера:

потребление, на котором резко отражались даже незначительные прибавки

акциза, не сократилось, и доход казны собственно от монополии (не считая

акциза) повысился до 200 и более миллионов рублей в год. Что касается не

финансовых результатов реформы, то теперь никто уже не говорит о влиянии

казенной продажи питей на уменьшение пьянства и на поднятие народной

нравственности. Вышеприведенная таблица, сопоставляющая государственные

доходы за 1892 и 1903 года, показывает значительное увеличение поступлений

еще от регалий и от казенных имуществ и капиталов. В отделе регалий сильно

увеличился монетный доход, вследствие связанного с денежною реформою

выпуска в обращение большого количества серебряной монеты, а в особенности

доход почтовый и телеграфный с телефонным: первый повысился с 21892 тысяч

рублей в 1892 г. до 36677 в 1903-м, второй с 11311 тысяч до 21597 тысяч

рублей. Это увеличение находилось в связи с ростом промышленности и

оживлением экономической жизни. По отделу казенных имуществ и капиталов

сильно возросли доходы от оброчных статей - с 13533 тысяч рублей в 1892 до

24419 тысяч рублей в 1903 г. (на 80%) и доход лесной, увеличившийся с 18769

тысяч рублей до 62051 тысяч рублей, или на 230%; но особенно крупное

увеличение (в 4 раза) произошло в доходах от казенных железных дорог.

Важнейшими задачами Витте в области железнодорожного хозяйства являлись:

расширение сети железных дорог, сосредоточение важнейшей ее части в руках

казны и подчинение частного железнодорожного хозяйства руководительству

государства. Железнодорожное строительство производилось как за счет казны

- частью путем займов, но по преимуществу из общебюджетных средств, - так и

за счет частных железнодорожных обществ. Длина железнодорожной сети,

состоящей в эксплуатации, возросла за время Витте с 29157 до 54217 верст,

или на 86%. Из общего протяжения вновь выстроенных линий (25060 верст) на

счет казенного строительства относятся 10910 верст, на счет частного -

14510. Казна строила дороги по преимуществу в Азиатской России (великий

Сибирский путь), а также стратегические и вообще не обещавшие дохода в

ближайшем будущем; к устройству же дорог, от которых можно было ожидать в

скором времени дохода, была привлечена частная предприимчивость.

Достигалось это путем своеобразной системы воздействия на существовавшие

уже частные железнодорожные общества. До конца восьмидесятых годов у нас

было довольно значительное число (41) частных железнодорожных обществ,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.