рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Вопросы и ответы к междисциплинарному экзамену (государственное и муниципальное управление)

компьютеров количественный рост недостаточно отражает другие аспекты их

производства: продажи персональных компьютеров США за 1981—1988 гг. выросли

с 1,1 до 9,5 млн шт., по стоимости — с 3,1 до 27,7 млрд долл., а доллар за

это время обесценился на 25%. Таким образом, персональные компьютеры

дешевели, хотя их технические характеристики и качество росли. При подсчете

комплексного показателя экономического роста ВВП - вышеуказанные моменты

привели к тому, что он не до конца отражал динамику экономического развития

США за 80-е гг.

Тем не менее, при всех его недостатках, экономический рост остается

наиболее употребимым критерием экономического развития. Экономический рост

может измеряться в физическом выражении (физический рост) и стоимостном

(стоимостной рост). Первый способ более надежен (так как позволяет

исключить воздействие инфляции), но не универсален: при расчете темпов

экономического роста трудно вывести общий показатель для производства

разных изделий. Второй способ употребляется чаще, однако не всегда возможно

до конца «очистить» его от инфляции. Правда, в статистике ряда стран

измеряют макроэкономический рост на базе роста производства наиболее важных

для этих экономик товаров, используя при этом их удельные веса в общем

объеме производства.

На макроэкономическом уровне ведущими показателями динамики

экономического роста являются:

— рост объема ВВП/ВНП или НД;

— темпы роста ВВП/ВНП и НД в расчете на душу населения;

— темпы роста промышленного производства в целом, по основным отраслям и на

душу населения.

*Вопрос 66. Инфляция: причины, следствия, пути преодоления. Характеристика

инфляционных процессов в России.

Инфляция – общее повышение уровня товарных цен. Выделяют две причины

инфляции: инфляция спроса и инфляция предложения.

А) Инфляция спроса – увеличение спроса при неизменном или снижающемся

количестве предложения. Большое количество денег охотиться за малым

количеством товаров. Государство вызывает дефицит госбюджета и покрытием

является дополнительная эмиссия денег.

Б) Инфляция издержек – сокращается предложение при неизменном

спросе. Предложение снижается под воздействием роста издержек производства

по причинам: роста зарплаты и роста стоимости ресурсов. Налицо спираль

–рост зарплаты ведет к повышению цен, это ведет в свою очередь к росту

зарплаты.

Темпы Инфляции, динамика ее процессов различная:

- Умеренная, ползучая до 10% в год;

- галопирующая до 200 % в год;

- гиперинфляция – свыше 200 %.

Следствия инфляции. Уменьшение реальных доходов. Страдают в первую

очередь люди имеющие фиксированные доходы (бюджетники), и те кто отдает

деньги (банки). В результате происходит перераспределение доходов.

Снижаются стимулы к трудовой деятельности. Ограничивается инвестиционная

деятельность.

Как преодолеть инфляцию?

1. Принять меры к снижению денежной массы;

2. принять меры к стимулированию производства, постараться совместить

объемы производства и потребления.

Характеристика инфляционных процессов в России.

Россия пережила одновременно все типы и темпы инфляций.

*Вопрос 67. Финансовая система и государственный бюджет. Проблема

бюджетного дефицита и государственного долга в РФ.

Финансы – денежные взаимосвязи по поводу образования, распределения и

перераспределения денежных средств и фондов. Это кровеносная система.

Финансовая система – совокупность финансовых явлений и институтов, или

система финансовых учреждений.

Выделяют: а) государственные финансы – бюджетная система, внебюджетные

фонды, финансы госпредприятий, государственный кредит;

б) финансы хозяйствующих субъектов; в) страхование.

Главным средством перераспределения ВВП служат государственные

финансы, которые состоят из государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Через государственные финансы перераспределяется значительная часть ВВП.

Структура государственного бюджета. Бюджет и внебюджетные фонды.

Государственный бюджет — это годовой план государственных расходов и

источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и

принимается законодательным органом - парламентом страны, штата или

муниципальным собранием. По завершении финансового года полномочные

представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по

мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в

предыдущем году законом о бюджете.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс,

отражающий соотношение сил основных групп носителей различных социально-

экономических интересов в стране. Каждый такой компромисс сопровождается

политической борьбой, предвыборной и в стенах парламента, фракционной

внутри партий и на страницах печати.

Основная часть государственных доходов и расходов проходит через

государственный бюджет, включающий в себя бюджет центрального правительства

и местных властей. В зависимости от административно-территориального

устройства той или иной страны (двухступенчатого -центральное правительство

и местные органы власти или трехступенчатого -центральное правительство;

правительства республик, краев, областей, земель, провинций, штатов;

местные органы власти) бюджеты соответственно бывают центральными;

областными, земельными, провинциальными и т.д.; местными.

В России бюджетная система устроена по принципу фискального

федерализма: бюджета относительно независимы, т.е. имеют собственную

налоговую базу, бюджеты могут взаимодействовать на договорной основе, за

федеральным бюджетом финансирование общенациональных программ.

К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды (средства) — денежные

средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в

государственный бюджет. Внебюджетные средства находятся в распоряжении

центральных или местных органов власти и концентрируются в специальных

фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. Примером

может быть Пенсионный фонд РФ. Внебюджетные фонды создаются за счет

специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета.

Внебюджетные фонды расширяют возможности вмешательства государства в

экономику, минуя бюджет, и, следовательно, парламентский контроль. Кроме

того, создается видимость уменьшения дефицитности бюджета.

Бюджет государства состоит из доходов и расходов. Доходная часть

формируется за счет налоговых поступлений - 80%, неналоговые поступления –

6-7% и целевые бюджетные фонды – 8-7%. Расходы подразделяются на

функциональные и по экономическому образованию (капитальные и текущие

затраты).

Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного

дефицита, который покрывается государственными займами — внутренними и

внешними. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг,

займов у внебюджетных фондов (например, у фонда страхования по безработице

или пенсионного фонда) и в порядке получения кредитов у банков (эта форма

финансирования бюджетного дефицита часто практикуется местными властями) .

Государственные займы — не единственный путь покрытия дефицита

государственного бюджета. У большинства развитых стран со времен перехода

от золотого к бумажно-денежному обращению накоплен значительный опыт

покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег.

Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в

государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Говорят, что

сегодняшние государственные займы — это завтрашние налоги. Некоторые

налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они

получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые

частично идут на выплату государственных займов и кредитов. Как правило, из

текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в

срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах,

правительства прибегают ко все новым займам покрывая старые долги, они

делают еще большие новые.

Государственный долг растет в разных странах разными темпами.

Превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза считается

опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного

обращения.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также

на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и

долгосрочный (свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги.

По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами.

Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой

процентов на проценты.

*Вопрос 68. Фискальная политика государства и проблемы реформирования

налоговой системы в РФ.

Фискальная политика государства (ФПГ) – политика манипулирования

доходами и расходами государства с целью воздействия на занятость, уровень

цен и обеспечение экономического роста.

Различают:

- дискретную (изменяемая ФПГ) и недискретную ФПГ (встроенная,

автоматическая ФПГ). Дискретная ФП – изменение доходов и расходов в ходе

экономического цикла. Недискретная ФП – государство не принимает никаких

действий в сфере налоговой политики, само наличие налоговой системы и

расходов государства уже влияет стабилизирующе на экономику..

- сдерживающую и стимулирующую ФП. Сдерживающая ФП в трех вариантах –

увеличение налогов, снижение госрасходов, первое и втрое одновременно.

Стимулирующая ФП (на фазе кризиса, спада) – снижение налогов, увеличение

госрасходов, первое и второе вместе.

Основной инструмент ФПГ являются налоги и государственные расходы..

Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом налога и

понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во

внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях,

определенных законодательными актами.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других

платежей (далее — налоги), а также форм и методов их построения образует

налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль),

стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности

налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными

ресурсами, имуществом юридических и физических лиц, передача имущества,

добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты,

установленные законодательными актами.

Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги налогов на доходы

и имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпораций

(фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу

(так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные

налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую

недвижимость; налоги на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др. Они

взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют

прямыми налогами.

Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в

большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную

стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на

наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Это налоги

косвенные. Они частично или полностью переносятся на цену товара или

услуги.

1. Индивидуальный подоходный налог (налог на личные доходы) является

вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика — физического лица.

Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет делается в

конце года.

2. Налог на прибыль корпораций (фирм, предприятий) взимается в случае,

если корпорация (фирма) признается юридическим лицом. Однако для некоторых

корпораций в мелком бизнесе делается исключение: они признаются

юридическими лицами, но налоги платят не они, а их владельцы через

индивидуальный подоходный налог. Налог на прибыль корпораций (корпоративный

налог) составляет основную часть налоговых выплат фирм. Обложению налогом

подлежит чистая прибыль фирмы (валовая выручка за вычетом всех расходов и

убытков).

3. Социальные взносы (социальные налоги) охватывают взносы предприятий

на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они

представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими

работающими, частично их работодателями. Они направляются в различные

внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т.д. Государство также

принимает участие в финансировании этих фондов. Налоги на фонд заработной

платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями.

4. Поимущественные налоги, прежде всего налоги на имущество, дарения и

наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения

богатства. В некоторых странах налоги на имущество, дарения и наследство

включаются в акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок.

5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины, акцизы,

и налог на добавленную стоимость (НДС). Он схож с налогом с оборота, при

котором всю его тяжесть несет конечный потребитель. Налогоплательщики,

которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их

распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной

стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего

товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя.

Местные налоги. Налоговые платежи поступают в центральный и и

центральные местные бюджета. Существует определенный порядок

распределения поступающих средств. Как правило, в местные бюджета целиком

поступают акцизные сборы (акцизы), налоги на недвижимость и некоторые

незначительные налоги. Поступления от налогов на прибыль, на индивидуальные

доходы делятся между центральными и местными бюджетами в заранее

согласованных пропорциях. Местные бюджета в случае необходимости получают

из центрального бюджета субсидии.

*Вопрос 70. Собственность: экономический и правовой аспекты.

Реформирование собственности в ходе становления и развития рыночных

отношений.

Собственность – отношение по поводу присвоения, отчуждения вещей,

экономических ресурсов, каких либо жизненных благ. Различают экономическое

и правовое содержание собственности.

Экономическое содержание собственности - это отношение по поводу

производства, распределения, обмена и потребления экономических ресурсов

общества.

Правовой аспект собственности. Отношения собственности, всегда

останутся голой абстракцией, если их не сопоставлять с отношениями

присвоения. Присвоение – это конкретный общественный способ овладения

вещью. Различают способ присвоения и формы присвоения:

- изначальный способ присвоения – труд, он создает собственность и

цену.

- товарное обращение и распределение доходов.

Присвоение через обращение вместо присвоения посредством труда

превращает частную собственность, возникшую как собственность работающих

индивидов, в собственность созданную капиталом.

В товарном производстве обращение становится основной, но не

единственной формой присвоения. Это определяется наличием индивидуальной и

общей частной собственности. Субъекты общей собственности относятся друг

к другу как совладельцы. В этих условиях основной формой присвоения

становится распределение.

Выделяют три типа собственников: собственник потенциальный

(наследник), собственник как потребитель вещи (владелец), полный

собственник (он собственник и ценности вещи, и ее потребления, он обладает

правом отчуждения).

Виды собственности: государственная (федеральная и региональная),

муниципальная, частная, смешанная.

Необходимость реформирования отношений собственности в ходе перехода

от централизованно-плановой к рыночной экономики диктуется потребностью

формирования необходимых условий функционирования рыночного хозяйства. Как

известно оно покоится на двух китах: экономической свободе производителей и

потребителей – с одной стороны, конкуренции цен – с другой. Эти необходимые

условия не могут быть реализованы в рамках монополии государственной

собственности на основные условия хозяйственной деятельности – средства

производства, финансовые ресурсы, землю. Поэтому переход к рыночной

экономике выдвигает объективное требование разгосударствление собственности

на условия и на результаты хозяйственной деятельности. Более того,

разгосударствление собственности объективно необходимо и в силу других

причин. Функцию удовлетворения материальных потребностей профессиональнее и

лучше выполнят субъекты хозяйственной деятельности – предприниматели.

Поэтому разгосударствление экономики в целом и собственности в частности,

т.е. приватизация значительной части объектов государственной собственности

есть объективный процесс возвращения функций их законным носителям.

Государство может сохранить свои позиции собственника лишь в той мере,

насколько это необходимо для эффективного решения социально-экономических и

политических функций.

*Вопрос 71. Денежно-кредитная система и ее роль в государственном

регулировании экономики.

Денежно-кредитная система РФ включает в себя Банк России, кредитные

организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Денежно-кредитная политика – целенаправленное, сознательное

воздействие на систему кредитных учреждений. Ее главная цель —

регулирование хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние

кредита и денежного обращения.

Применяются три инструмента ДКП – операции на открытом рынке,

изменение учетной ставки, изменение нормы обязательных резервов.

Операции на открытом рынке – это купля-продажа ценных бумаг. При

покупке ЦБ у коммерческих банков растут ресурсы, возрастает способность к

кредитованию, т.е. снижается банковский процент. А это рост инвестиций.

Изменение учетной ставки –влияет также на ресурсы банков.

Изменение нормы обязательных резервов влияет на размер ресурсов

коммерческих банков.

Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и

денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и

ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и

увлечения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем

расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический

подъем часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен,

нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки

стремятся предотвратить перегрев конъюнктуры при помощи ограничения

кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.

Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может

осуществляться сколько-нибудь успешно лишь в том случае, если государство

через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер

частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они

являются базой всей денежно-кредитной системы. Это регулирование

осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.

Государственный контроль над банковской системой имеет целью

укрепление ликвидности кредитно-финансовых институтов, т.е. их способности

своевременно покрывать требования вкладчиков (прежде всего за счет учетной

(дисконтной) политики), операций на открытом рынке, установления норм

обязательных ресурсов.

Управление государственным долгом является направлением

государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов и

огромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает

влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого

центральный банк использует различные методы управления государственным

долгом: покупает или продает государственные обязательства; изменяет цену

облигаций, условия их продажи; различными способами повышает их

привлекательность для частных инвесторов.

Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется

прежде всего для воздействия на хозяйственную активность. Это направление

денежно-кредитного регулирования тесно связано с первым и вторым

направлениями. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на

структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень

рыночной нормы процента. Регулирование государственного долга воздействует

на распределение ссудных капиталов между частным и государственным

секторами, уровень процентных ставок, банковскую ликвидность. Размещение

государственных долговых обязательств в банковской системе приводит к

увеличению денежной эмиссии, вне банковской системы — к ее сокращению.

*Вопрос 72. Сущность, особенности и методы государственного регулирования

экономики в условиях рыночной трансформации.

Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Ясно

также, что подобное регулирование в современной рыночной экономике

осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной

системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика,

особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного

хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного,

исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.