рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Вопросы и ответы к междисциплинарному экзамену (государственное и муниципальное управление)

Жесткое разграничение органов местного самоуправления с системой

органов государственной власти порождает основную проблему: как обеспечить

единство системы управления государственными и общественными делами, как

сохранить необходимую централизацию госвласти и управления, обеспечив

оптимальную демократическую децентрализацию. Выведение органов местного

самоуправления из системы государственной власти не означает, что они

исключатся из системы общегосударственного управления. Местное

самоуправление является первичным уровнем публичной власти и системы

управления в стране, наиболее приближенной к народу. Местное самоуправление

– это фактический институт управления местным сообществом, учрежденный

государством, но действующий самостоятельно от государственных организаций

в пределах установленных полномочий.

Как первичный уровень самоорганизации населения и публичной власти

местное самоуправление – база формирования целей государственного

управления. Несоответствие целей государственного управления целям общества

– условие возникновения хаоса.

Местное самоуправление – не только сфера непосредственного или через

своих представителей участия населения в управлении местными делами и

государством, но также и сфера конечной реализации государственных решений

и проявления их эффективности.

Существенно важна роль местного самоуправления в формировании и

развитии гражданского общества. Все гражданские права и массовые виды

активности, различные внегосударственные проявления общественной жизни

людей зарождаются и в конечном счете реализуются в местных сообществах,

образующих базу гражданского общества.

Единство трехуровневой организации публичной власти и системы

управления: федерального, регионального и местного самоуправления –

основное условие обеспечения управляемости государством и обществом.

Направления и механизмы взаимодействия:

- обеспечение государством развития полноценного, эффективно

действующего местного самоуправления, как фундамента народовластия,

создание необходимых политических, нормативно-правовых, организационных,

финансово-экономических условий;

- обеспечение единства местного самоуправления с системой

государственной власти и управления, его ответственности перед государством

и населением территории.

*Вопрос 6. Нормативные модели систем государственного и

муниципального управления

Нормативная модель системы Г и М управления дает возможность

представить в основных чертах усовершенствованную систему управления,

взаимосвязанную по всем ее подсистемам и элементам.

Современный уровень познания систем управления не позволяет строить их

формальные модели. Формирование таких моделей возможно только для

определенных подсистем, например таких, как подсистемы сбора и переработки

информации. Модель системы Г и М управления в целом в настоящее время может

быть построена только на содержательном, описательном уровне.

По форме представления такая нормативная модель состоит из

совокупности методических и инструктивных материалов, определяющих

структуру и процесс управления территориальным образованием.

Структура нормативной модели соответствует структуре Г и М управления

и включает три подсистемы, каждая из которых в соответствии с принципами

иерархичности и делимости системного подхода может рассматриваться в

качестве системы относительно элементов ее образующих: административно-

организационная, технического и управленческого труда.

Административно-организационная система состоит из четырех групп

подсистем: центральных, функциональных, отраслевых и вспомогательных.

- центральная группа подсистем включает в себя инструктивные и

методические материалы: конституция и закон о правительстве или устав

территориального образования, схема организационной структуры, схему

управления территориального образования, регламент работы, должностные

инструкции и штатное расписание работников Г и М управления;

- функциональные, отраслевые и вспомогательные подсистемы включают в

себя инструктивные и методические материалы: положение об органе или

структурном подразделении, схема организационной структуры органа,

инструктивные и методические материалы по выполнении функций органов,

процедуры выполнения сложных повторяющихся работ, должностные инструкции и

штатное расписание работников органов или структурных подразделений.

Техническая система состоит из трех подсистем: обработки информации,

сбора и передачи информации, копирования и размножения документации.

- состав и содержание нормативной модели подсистемы обработки

информации определяется формой использования ЭВМ – децентрализованной,

локально-централизованной, системно-централизованной;

- подсистема сбора и передачи информации имеет основные элементы:

разработка и обоснование схемы размещения технических средств сбора и

передачи инфо, обоснование выбора технических средств, инструкции по

эксплуатации технических средств;

подсистема копирования и размножения информации имеет основные

элементы: обоснование выбора технических средств, инструкции по

эксплуатации этих технических средств.

Система управленческая труда включает три подсистемы: форм и методов

управленческого труда, организации управленческого труда и организации

рабочих мест и условий труда управленческих работников.

- основными элементами нормативной модели подсистемы форм и методов

управленческого труда подготовке и проведению служебных совещаний,

применению научных методов поиска оптимальных управленческих решений,

подготовке проектов распорядительных документов;

- основными элементами нормативной модели подсистемы организации

управленческого труда являются следующие методические материалы по: порядку

формирования органа Г и М управления, подбору и расстановки кадров органа Г

и М управления, графику работы аппарата, планированию, контролю, учету и

оценке труда работников, аттестации работников органа Г и М управления;

- основными элементами нормативной модели подсистемы организации

рабочих мест и условий управленческого труда являются следующие: схемы

рационального размещения органов, типовые проекты рабочих мест, санитарно-

гигиенические требования к помещениям, психо-физиологические требования к

формированию коллектива органа Г и М управления, социальные требования к

условиям работы аппарата, перечень оргтехники и мебели.

*Вопрос 7. Основные направления совершенствования современного

государственного и муниципального управления.

Государственное управление – это организующая исполнительно-

распорядительная деятельность органов государственной власти,

осуществляемая на основе и во исполнение законов и состоящая в повседневном

исполнении функций государства.

В совершенствовании современного государственного и муниципального

управления в зависимости от характера и предмета совершенствования можно

выделить три основных направления: правовое, организационное и

информационно-техническое.

1. В правовом направлении акцент делается на совершенствование

правовых (административных) форм и методов государственного и

муниципального управления. Например, совершенствование порядка принятия

актов управления, регламентации отношений между субъектом и объектом

управления, а также внутри субъекта управления. Работу в этом направлении

ведут юридические службы.

2. В организационном направлении основное внимание уделяется

совершенствованию организационных форм и методов управления. Например

совершенствование организационных структур органов управления, регламентов

работы аппарата управления. Эту работу выполняют в основном управленцы –

специалисты по организации управления.

3. В информационно-техническом направлении осуществляется работа по

совершенствованию потоков информации и ее обработки. Этими работами

занимаются в основном специалисты в области компьютерной техники и

технологии.

При таком подходе к совершенствованию современного государственного и

муниципального управления обеспечивается частичное совершенствование

управления. Для эффективного совершенствования необходимо все три

направления объединить в одно и решать вопросы комплексно.

Такое совершенствование можно осуществить только на основе разработки

нормативной модели системы государственного и муниципального управления в

форме оргпроекта.

Структура нормативной модели соответствует структуре Г и М управления

и включает три подсистемы, каждая из которых в соответствии с принципами

иерархичности и делимости системного подхода может рассматриваться в

качестве системы относительно элементов ее образующих: административно-

организационная, технического и управленческого труда.

К общим принципам организации построения и совершенствования системы

государственного и муниципального управления относятся принцип триединости

и принцип первого руководителя.

Сущность принципа триединости заключается в том, что совершенствование

Г и М управления рассматривается как совокупность научных исследований и

проектных разработок по проблемам управления, подготовки и переподготовки

управленческих кадров и осуществление работ по совершенствованию

управления на конкретных объектах.

Принцип первого руководителя говорит о том, что работу по

совершенствованию должен возглавить первый руководитель объекта, на котором

осуществляется совершенствование управления.

*Вопрос 8. Прогнозирование в управлении. Сущность, виды, функции,

инструментарий, алгоритм и эффективность управленческих прогнозов.

Составной частью планирования является прогнозирование – научно

обоснованная деятельность по составлению прогнозов. В планирование

включается прогнозирование, программирование, моделирование.

Прогноз – это вероятностное, научно обоснованное суждение о

перспективах, возможных состояниях того или иного объекта в будущем и (или)

об альтернативных путях и сроках достижения будущих состояний.

Прогнозирование включает в себя первичный сбор и обработку информации.

Виды прогнозов:

- по продолжительности: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные;

- по содержанию: экономические, социальные и т.д.

- по широте охвата: глобальные, национальные, региональные и т.д.

- по методам разработки: балансовые, экспертные, экстраполяционные;

- по методологии разработки: генетические, целевые;

- по факторному признаку: одно и многофакторные;

- по периодичности разработки: ежеквартально, ежегодно, 1 раз в 3-5

лет

Методы социального прогнозирования:

- по степени формализации: формализованные и эвристические;

- по характеру модели: графические, нормативные, балансовые,

экстраполяционные, корреляционные, оптимизационные, эвристические;

- по содержанию.

Рассмотрим модели прогнозов. Исторически одним из первых методов,

который стал широко использоваться в прогностике – метод экстраполяции. Его

суть – построение динамических рядов показателей прогнозируемого процесса с

возможно более ранней даты в прошлом вплоть до даты упреждения прогнозов.

Однако в социальном прогнозировании возможности экстраполяции ограничены.

Очень широко в прогнозировании используется экспертные методы – вплоть

до экспертных оценок. Число экспертов выбирается с учетом динамики

среднего линейного отклонения показателя от экспертной оценки. В качестве

обобщения используется среднеарифметическая взвешенная величина. Одним из

направлений метода экспертных оценок является метод Дельфи. Прогнозы,

получаемые с помощью этого метода строятся на исследовании и объективном

знании объекта с учетом объективных взглядов и мнений опрашиваемых

относительно этого будущего.

Графическая модель может быть представлена деревом целей или сетевым

графиком. Нормативная модель – самая простая и ненадежная. Балансовый

метод – соотношение равенства. Применение методов комплексное – нормативным

методом рассчитываем расходы, а затем определяем источники доходов.

Например – определим баланс мощностей и просчитаем производственную

программу.

Метод оптимизации. Суть его в предположении того, что в будущем люди

выбирают наиболее вероятным наиболее оптимальное.

Анализ имевшихся социальных прогнозов позволяет утверждать, что

большинство из них все же оказалось несостоятельными. Почему?

Во-первых, отсутствовала комплексность прогнозов. Многие прогнозы

строились изолировано от процессов, которые происходили в других сферах

общественной жизни. Во-вторых, использованные методы отличалдись

несовершенством.

*Вопрос 9. Планирование как функция управления. Технология стратегического

планирования. Особенности стратегического планирования в органах Г и М

управления.

План – это решение относительно системы мероприятий, предусматривающей

порядок, последовательность, сроки и средства выполнения этих мероприятий.

Планирование включает: установление целей и задач, разработку стратегии,

программ и планов для достижения целей, определение необходимых ресурсов и

их распределение по целям и задачам, доведение планов до тех, кто их должен

выполнять.

Планирование и прогноз в государственных учреждениях обычно исходят из

целей, устанавливаемых вышестоящими органами, а, в конечном счете — народом

на основе демократического выбора.

Стратегическое планирование определяет основные цели и направление

действий организаций и обеспечивает достижение выбранных целей путем

использования имеющихся преимуществ и создания новых. Процесс

стратегическое планирования это цикл, состоящий из этапов: миссия

организации, цели организации, оценка и анализ внешней среды,

управленческое обследование сильных и слабых сторон, анализ стратегических

альтернатив, выбор стратегии, реализация стратегии, оценка стратегии.

На рисунке схематично представлена последовательность действий,

составляющих стратегическое планирование, в виде цикла. Этот цикл

начинается с выработки миссии и целей. Сформулированная миссия позволяет

определить измеримые цели, выраженные в соответствующих показателях. На

практике после уточнения целей нередко вновь уточняется миссия, и цикл

начинается заново.

[pic]

Миссия должна быть официально сформулирована, и о ней должно быть

сообщено сотрудникам организации. Миссия служит ориентиром для принятия

всех управленческих решений. В миссии отражаются ценности организации. Цели

должны быть конкретными, достижимыми, измеримыми, ориентированными во

времени, взаимно поддерживающими.

Выбору стратегических решений должен предшествовать анализ внешней

среды и внутренних "плюсов" и "минусов" организации. Стратегия организации

сочетает стратегические решения относительно видов деятельности

(функциональных зон, стратегических направлений, продуктов).

Следующий шаг стратегического планирования - это определение параметров

внешней среды, влияющих на деятельность организации. Этот шаг

стратегического планирования имеет исследовательский характер и нередко

выполняется сторонними организациями. Полученные результаты исследования

внешней среды нередко заставляют вновь уточнить миссию и цели; таким

образом, процедура стратегического планирования возвращается на

первоначальный этап.

На следующем этапе стратегического планирования проводится СВОТ-анализ,

который выявляет положительные и отрицательные внешние и внутренние факторы

деятельности организации или проекта. Результаты СВОТ-анализа часто

заставляют вновь вернуться к формулировке миссии и целей и дополнить

исследование внешней среды. Следующий шаг - выбор стратегии. В рамках

каждой организации производится конечное число продуктов или осуществляется

конечное число проектов. По отношению к каждому продукту, проекту или виду

деятельности можно применить лишь две возможные стратегии: рост и

сокращение или их разновидности (бурный рост, медленный рост, постепенное

сокращение, немедленная ликвидация, отсечение лишнего, переориентация).

Общая стратегия организации в целом получается путем соединения воедино

частных стратегий в отношении отдельных продуктов, проектов или видов

деятельности. При выборе стратегии полезно использовать матрицу Бостонской

консультационной группы (матрицу БКГ), которую можно представить в виде

четырех зон в осях "темп роста - прибыль".

[pic]

Миссия для муниципалитета – обеспечить население города и хозяйствующим

на его территории субъектам нормальные условия для функционирования и

развития.

*Вопрос 10. Мотивация как функция управления. Основные теории и методы

мотивации. Особенности мотивации и стимулирования персонала в органах

государственного и муниципального управления.

Мотивация – побуждение к эффективной деятельности людей, работающих в

организации, ради достижения поставленных целей. Действия по мотивации

включают в себя экономическое и моральное стимулирование, создание условий

для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. В общем

виде процесс мотивации включает: установление неудовлетворенных

потребностей сотрудников, формулировку целей, направленных на

удовлетворение потребностей.

Обычно теории мотивации принято делить на содержательные и

процессуальные, но можно добавить и теории, в основе которых лежит

специфическая картина работника – человека.

Теории, в основе которых лежит специфическая картина работника –

человека. Данные теории исходят из определенного образа работника, его

потребностей и мотивов.

- XY- теория Макгрегора;

- Теория человеческих отношений Элтона Мэйо;

- Теория «Z» Уильяма Оучи.

Теория «X» исходит из того, что средний человек ленив и стремится

избегать работы, работники не очень честолюбивы, боятся ответственности и

хотят, чтобы ими руководили, для достижения целей предприятия надо

принуждать работников трудиться под угрозой санкций, не забывая при этом о

вознаграждении, строгое руководство и контроль являются главными методами

управления. Теория «Y» строится на противоположных посылах и включает

постулаты: нежелание работать – это не врожденное качество работника, а

следствие плохих условий труда, которые подавляют прирожденную любовь к

труду, при благоприятном, успешном прошлом опыте работники стремятся брать

на себя ответственность, лучшие средства осуществления целей организации –

вознаграждение и личностное развитие работников, при наличии

соответствующих условий сотрудники усваивают цели организации, формируют в

себе такие качества, как самодисциплина и самоконтроль.

Теория «Z» Уильяма Оучи уделяет главное внимание коллективной мотивации

персонала и раскрепощению инициативы работника.

Содержательные (внутриличностные) теории мотивации концентрируют

внимание на анализе потребностей, их структуры и содержания, влияния на

мотивы человека. Они ищут ответ на вопрос: что побуждает работника к

деятельности?

- теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу;

- теория существования, связи, роста Альдерфера;

- теория мотивационных потребностей Д. Мак Клеланда;

- теория двух факторов Фредерика Херцберга;

А. Маслоу разделил человеческие потребности на пять основных

категорий: основные физиологические потребности (в пище, одежде, сне,

жилище и т.д.), потребности в безопасности (защищенности, уверенности в

завтрашнем дне), потребности в социальной общности (принадлежности и

причастности), потребности в уважении и самоуважении ( признание и

самоутверждение), потребности самовыражения (самореализация,

самоактуализация).

Процессуальные теории мотивации концентрируют внимание на том, как

человек выбирает тот или иной тип поведения с учетом своего индивидуального

восприятия, личного опыта и ситуации.

- теория трудовой мотивации Д. Аткинсона;

- теория справедливости (равенства) С. Адамса;

- теория усиления мотивации Б. Скиннера;

- теория ожидания Виктора Врума;

- комплексная модель Портера-Лоулера;

Заметное место среди процессуальных теорий мотивации занимает теория

справедливости (равенства) С. Адамса. Включаясь в трудовую деятельность,

работник оценивает ситуацию по двум параметрам: «что я даю организации?» и

«какое вознаграждение я получу?». Каждый работник сравнивает соотношение

своих вознаграждения и затрат с соотношением их у других и в результате

сравнения оценивает, была ли проявлена к нему справедливость или

несправедливость.

Мотивация в государственной службе в меньшей мере основывается на

денежном вознаграждении и в большей мере на стимулах не денежного характера

(престиж, выполнение важной работы, стабильность, возможность дальнейшей

карьеры и пр.).

*Вопрос 11. Сущность, виды, процесс контроля как функции управления.

Современные тенденции развития контроля. Особенности контроля в системе Г и

М управления.

Контроль – управленческая функция, задачей которой является

количественная и качественная оценка и учет результатов работы

организации. В этой функции выделяются два основных направления: контроль

за выполнением работ, намеченных планом и меры по коррекции всех

значительных отклонений от плана. Главные инструменты выполнения этой

функции – наблюдение, учет и анализ.

Контроль - одна из основных функций менеджмента. Контроль состоит из

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.