рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственный бюджет. Дефицит государственного бюджета и пути его устранения. Международный опыт

этой проблемы.

Российская модель бюджетного федерализма опирается на конституционно

декларированное распределение предметов ведения между Федерацией, ее

субъектами и муниципальными образованиями и исходит из законодательно

установленной структуры разделения между всеми уровнями власти собираемых в

государстве налогов. В ее рамках используется механизм бюджетного

выравнивания с помощью федеральных трансфертов субъектам Федерации. Однако

заимствованные из мирового опыта методы выравнивания региональных различий

по критерию «бюджетной обеспеченности», предполагающие сближение уровней

социального развития регионов за счет федеральных трансфертов на практике

столкнулись с рядом проблем, основная из которых - проблема сравнительной

оценки уровней социально-экономического развития регионов и определения

объемов финансовой помощи региону. Если в 1991-1993 г.г. осуществлялось

индивидуальное согласование объемов финансовой поддержки тех или иных

регионов, то с 1994 г. была предпринята попытка перейти к единым правилам

распределения финансовой помощи на основе формализованных критериев и

расчетов. Данные о масштабах финансовой поддержки приведены в таблице.

поступления следующих налогов:

. налога на прибыль (доход) предприятий и организаций по ставке 22%, кроме

городов Барнаула – 17% с предоставлением льготы средствам массовой

информации и книгоиздания, Белокурихи – 4%, Заринска – 12%, Новоалтайска

– 20%;

. налога на доходы от предприятий развлекательного бизнеса, включая доходы

видеосалонов (от видеопоказа), от проката видео- и аудиокассет и записей

на них по ставке 70%;

. 5,17% от валовой выручки по предприятиям, переведенным на упрощенную

систему налогообложения, учета и отчетности;

. 25% налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги),

производимые (выполняемые, оказываемые) на территории Алтайского края. В

бюджеты городов Барнаула, Белокурихи, Заринска и Новоалтайска налог на

добавленную стоимость зачисляется по ставке 2%;

. 5% акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные

изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории края;

. 100% акцизов на товары, кроме акцизов на спирт, водку и ликероводочные

изделия;

. 100% подоходного налога с физических лиц;

. 100% подоходного налога, взимаемого налоговыми органами с физических лиц,

занимающихся предпринимательской деятельностью без образования

юридического лица, а также стоимости патента на занятия

предпринимательской деятельностью;

. налога на пользование недрами по нормативам, установленным

законодательством Российской Федерации;

. 60% налога на пользование объектами животного мира;

. 60% водного налога;

. средств земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков и

земли сельскохозяйственного назначения, аккумулируемых в бюджете районов,

городов для финансирования централизованных мероприятий;

. 100% налогов с розничных продаж;

. 100% налога на имущество предприятий;

. 100% налога на имущество физических лиц».

Статья 11 того же закона устанавливает размер финансовой помощи

районам и городам (дотации), производимой из бюджета Алтайского края:

841 878 тыс. руб. (почти 21 % всех расходов бюджета АК).

Содержание этих статей является следствием общероссийской политики в

области финансирования местных бюджетов: финансирование производится за

счет перераспределения бюджетных доходов между уровнями бюджетной системы,

а не путем разграничения между уровнями самих доходов.

Очевидно, что в том случае, если бы органы местного самоуправления

собирали платежи не в вышестоящий, а в свой, местный бюджет, проблем со

стимулированием их работы и необходимости их дотирования было бы гораздо

меньше. Только в том случае, если будет проведено разграничение доходов,

если за местными бюджетами будут закреплены реальные размеры доходов, можно

говорить о финансовой состоятельности местного самоуправления в России.

Дефицит бюджета

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это

финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно

сталкивались все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит -

нежелательное для государства явление: его финансирование на основе

денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных

средств - к росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицит

нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических

событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может

быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений

в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного

течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления

государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного

воспроизводства.

До 1991 г. бюджетная система станы была единой.

В последние годы в условиях создания Российского государства, развития

рыночных отношений, многообразие форм собственности, усиления

самостоятельности регионов произошли принципиальные изменения и в бюджетном

устройстве. В соответствии с действующим законодательством стали

самостоятельными: республиканский бюджет РФ (он получил название

федерального бюджета), республиканские бюджеты республик в составе РФ,

бюджеты национально-государственных и административно-территориальных

образований.

Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21

республиканского бюджета республик в составе РФ , 56 краевых и областных

бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов

и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные,

поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях

реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу,

использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации,

взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного

процесса.

В условиях перехода к рыночным отношениям формирование доходной части

бюджета приобрело в основном налоговый характер.

Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные

платежи в пользу бюджета.

Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета (свыше 1/3)

занимает налог на добавленную стоимость. Вместе с таможенными пошлинами и

налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов федерального бюджета.

Министерство финансов Российской Федерации как федеральный орган

исполнительной власти и его органы на местах обеспечивают управление

финансами и разработку финансовой политики государства.

Обеспечивая исполнение федерального бюджета, Минфин РФ осуществляет

контроль за поступлением и целевым использованием средств , выделяемых из

федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям . По

истечении года отчет об исполнении федерального бюджета и

консолидированного бюджета и представляет их в Правительство РФ.

Факторы роста бюджетного дефицита

Государственный бюджет - это экономические отношения между

государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами

по поводу формирования централизованного фонда денежных средств,

направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.

Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без

сальдо, возможен только теоретически. Но, как я уже упомянула, не всегда

бюджетный дефицит является негативным явлением.

Еще Дж. М. Кейнс в целях взбадривания экономического роста и

обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного

финансирования. Дефицит бюджета может возникнуть и в результате

чрезвычайных обстоятельств - войн, стихийных бедствий, катаклизмов - когда

обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к

источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно,

нежелательное, но неизбежное явление. Наконец, существует и третья,

наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он является

отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности

правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом

случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических

мер, но и соответствующих политических решений.

Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий

уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается

низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные

стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП.

Такой или больший дефицит государственного бюджета финансируется за счет

эмиссии государственных ценных бумаг, доходность которых обычно ниже, чем

средняя доходность на финансовом рынке, поскольку, в отличии от других

видов доходов, доходы по государственным ценным бумагам не облагаются

налогом. С позиций же интересов государства наиболее эффективным источником

финансирования внутреннего долга являются внешние займы и кредиты, так как

они не отвлекают финансовые ресурсы из внутреннего денежно-кредитного

оборота.

Что же происходит в России? Несмотря на рост налогов и некоторое

увеличение неналоговых доходов, бюджет Российской Федерации продолжает

оставаться резко дефицитным. На 1996 предельный размер дефицита

федерального бюджета был установлен в сумме 88,5 трлн. руб., или 3,85 % к

ВВП. Этот дефицит должен был быть профинансирован за счет внутренних

источников финансирования в общей сумме 56,1 трлн. руб., включая доходы от

эмиссии государственных ценных бумаг, и через привлечение источников

внешнего финансирования в общей сумме 32,5 трлн. руб

Возможности выхода из создавшейся ситуации

Проблема бюджетного дефицита и вытекающая из нее проблема

государственного долга чрезвычайно важны для сегодняшней России. Что же

можно сделать, и можно ли вообще как-то изменить такое положение?

В настоящее время сложилось две основные теории по преодолению

бюджетного кризиса и кризиса государственной задолженности. Первая из них

основывается на нехватке в экономике наличных денежных средств. Она была

высказана недавно в газете “Московский Комсомолец” известным экономистом

Николаем Шмелевым, автором нашумевшей в свое время статьи “Авансы и долги”

десятилетней давности. В интервью, озаглавленном “Опять авансы, опять

долги” в качестве действенного метода преодоления кризиса называется

эмиссия, печать новых денег. На вопрос о том, где взять не хватающие

средства, Шмелев отвечает так: “Поменять всю налоговую систему - нужны

годы. А их нет. ... Все деньги с внутреннего рынка государство уже

высосало. А с внешнего рынка много не соберешь. Остается неестественный

метод: напечатать деньги. ... Да, это немного инфляция, но это замкнутый

круг, из которого иначе не выбраться. ... При том искусственно созданном

денежном голоде, в котором живет страна, какие-то точечные контролируемые

инъекции достаточно безопасны. Другого способа я не вижу”

Такой подход аргументируется недостатком в Российской экономики

наличных денег. По словам Шмелева, “в экономике должно быть наличных и

безналичных денег примерно 80 % стоимости ВВП. У американцев - более 100 %.

У нас же - всего лишь около 10 %”.

Другая же точка зрения, напрочь отрицает возможность эмиссии как

средства преодоления бюджетного дефицита. “Работа печатного станка,

приводящая к эмиссии, не обусловленной потребностями товарооборота, должна

расцениваться как мера, грубо нарушающая законы денежного обращения, а

потому недопустимая. Дефицит может покрываться только на заемной основе

путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг”.

Политика устранения бюджетного дефицита не должна быть направлена на

скорейшее уравнивание доходов и расходов государства, это процесс

постепенный, требующий конкретных мер в самых разных областях

государственной экономической политики. Это и стимулирование бюджетных

поступлений, и сокращение государственных расходов (в разумных, конечно,

пределах и не за счет наиболее социально и экономически значимых статей).

Это, несомненно, и привлечение в страну иностранного капитала.

Программа сокращения дефицита федерального бюджета на 1998-2000 годы

Итак, каковы же планы нашего правительства касательно регулирования

дефицита бюджета на ближайшее будущее? Ниже я приведу основные направления

действий, планируемых правительством для сокращения федерального бюджета на

1998-2000 годы.

Программа нацелена на ограничение негативного влияния на экономический

рост бремени обслуживания государственного долга и на воздействие

государства на финансовый рынок.

Основными задачами Программы на 1998-2000 годы являются:

повышение уровня поступления доходов федерального бюджета с 12,7

процента валового внутреннего продукта в 1998 году до 13 процентов валового

внутреннего продукта в 2000 году за счет совершенствования налоговой

политики с учетом введения в действие Налогового кодекса Российской

Федерации;

внесение структурных изменений в расходы федерального бюджета исходя

из приоритетов в расходовании средств на проведение реформ в социальной,

военной и жилищной сферах, не допуская при этом снижения расходов бюджета

(без учета расходов по обслуживанию государственного долга Российской

Федерации) в условиях сокращения дефицита федерального бюджета.

Программа составлена исходя из полного обеспечения к 1999 году

доходами федерального бюджета расходов, за исключением выплаты процентов по

государственному долгу (первичный дефицит).

Реализация Программы позволит:

оптимизировать объем государственных заимствований и,соответственно,

ограничить расходы федерального бюджета по обслуживанию государственного

долга Российской Федерации до 4 процентов валового внутреннего продукта в

2000 году (против 5 процентов валового внутреннего продукта в 1997 году);

сократить долю участия государства на финансовом рынке и обеспечить

уже в 1998 году снижение доходности по государственным ценным бумагам до 13-

15 процентов, что приведет к дальнейшему сокращению учетной ставки

Центрального банка Российской Федерации. В среднесрочной перспективе

номинальные процентные ставки составят в 1999 году 12-13 процентов, в 2000

году - 10-11 процентов;

обеспечить достижение реального роста валового внутреннего продукта к

2000 году в размере 5 процентов за счет стимулирования инвестирования

финансовых ресурсов в реальный сектор экономики;

сократить объем связанных иностранных кредитов. Привлечение внешних

заимствований будет базироваться в основном на использовании кредитов

международных финансовых организаций (Международного валютного фонда и

Международного банка реконструкции и развития).

Программа позволит определять на среднесрочную перспективу параметры

внутренних и внешних государственных заимствований и расходы по

обслуживанию государственного долга Российской Федерации.

Бюджетный дефицит на Западе

Для более глубокого рассмотрения и понимания предмета исследования,

необходимо ознакомиться с проявлениями бюджетного дефицита в других странах

и в первую очередь, в странах с развитыми рыночными отношениями.

Практически невозможно представить себе государство, в котором

безупречно работают все финансово – экономические рычаги, стимулирующие

приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов.

Как свидетельствует мировой опыт, примеров стран, в которых оптимально

решены проблемы бюджетного дефицита, немного – разве что Германия, Япония и

Швейцария. Даже Соединённые Штаты Америки на протяжении длительного периода

ежегодно имеют ощутимый дефицит государственного бюджета, который в

последние годы достигает 200 млрд. долларов в год, что составляет 15 – 20 %

всех расходов или 3 – 6 % валового внутреннего продукта. Больше того,

проблема дефицита (увеличения внутреннего долга и расходов на его

обслуживание) долгое время является одной из основных проблем внутренней

политики США. Это подтверждают последние выборы в Конгресс США, где в

центре политических дебатов был вопрос дефицита государственного бюджета.

По опыту США, обслуживание Государственного долга (имеется в виду оплата

процентов заимодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так

как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и

приводит к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь рост

последнего обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания

средств для его погашения и как следствие приводит к новому витку роста как

внутреннего, так и внешнего долга государства. Круг замыкается, и для того,

чтобы его разорвать необходимо видоизменение экономической политики страны

и, прежде всего законодательной базы, кардинальное реформирование

банковской системы (снижение ставки банковского процента в первую очередь),

пересмотр системы льготирования, оптимизация налоговой политики.

Как не печально, идеального решения трилеммы «поступления – расходы –

дефицит» не существует нигде в мире. Даже в наиболее развитых странах – это

перманентный диалектический политико-экономический процесс.

Даже беглое рассмотрение мирового опыта проявления бюджетного

дефицита показывает, что многие, процветающие сегодня страны, имели в

прошлом значительные дефициты государственного бюджета.

Так США, в тяжелые 1943 – 45 годы, имели дефицит государственного

бюджета в размере 105 – 230 % от уровня доходов, или 50 – 70 % от расходов,

или 22 – 31 % от валового внутреннего продукта.

В США, Германии, Великобритании и Франции, начиная с 1974 г., не было

ни одного государственного бюджета, не имевшего дефицита.

К началу 90-х годов бюджетный дефицит в расходной части бюджета США

составлял - 11,6%, во Франции составлял 9,6%, в Японии -- 15,6%, Италии --

25,2%.

Стихийно складывался в 1991 году дефицит бюджета СССР, он достиг

почти 20,7 % валового национального продукта.

В 1995 году Государственная Дума России приняла федеральный бюджет с

доходами в 175 трлн. рублей, расходами – 248,3 трлн. рублей и дефицитом в

73,2 трлн. рублей, что составило 29,5 % расходов.

Бюджетные дефициты значительно усиливают напряжение на рынке ссудных

капиталов, вызывают рост ссудного процента, препятствуют снижению высоких

процентных ставок. Резонанс от подобных действий правительств ряда стран

выходит за пределы национальной политики. Так, высокий ссудный процент,

установленный в США в середине 80-х годов, вызвал значительный отток

капиталов из Западной Европы. По оценкам западных экономистов, в настоящее

время США поглощает до 15% всех накоплений капиталистического мира.

Стремясь воспрепятствовать оттоку капитала, западноевропейские страны

также вынуждены повышать процентные ставки, что приводит к уменьшению

финансовых возможностей национальной промышленности в отношении расширения

производства. Так, по данным Конференции Британской промышленности,

увеличение процентных ставок на 1% обходится промышленности в 250 млн.

фунтов стерлингов в год.

Высокие процентные ставки вызывают отрицательный эффект в валютной

области, приводят к удорожанию товаров за рубежом, следовательно, ведут к

сокращению производства на экспорт, увеличивают пассивность торгового

баланса, вызывают негативные последствия на рынке труда. Экономический урон

в экспортных отраслях тяжело отражается на банковской системе, приводя к

банкротству некоторых банков.

Тем не менее, мировой опыт показывает, что некоторые страны успешно

решают проблему сбалансированности бюджета государства, его доходов и

расходов. В первую очередь это страны с развитыми рыночными отношениями. В

качестве примера сбалансированного бюджета, можно привести бюджет Японии

(наиболее показательный бюджет последних лет) свидетельствует о том, что в

Японии эффективно решается проблема покрытия дефицита бюджета. Немаловажную

роль здесь сыграли мероприятия по проведению ревальвации национальной

денежной единицы.

Огромную роль в сбалансированности бюджетов западных стран играет

мощная законодательная база, защищающая национального производителя.

Например, законы, касающиеся антимонопольных и антидемпинговых мер в

государстве. Проведение в жизнь политики защиты мелкого и среднего

производителя на внутреннем рынке, и национального производителя от ретивых

импортеров (в том числе пользующихся не легитимными субсидиями), дает

положительные результаты в виде увеличения доли отечественной продукции и

соответственно налогооблагаемой прибыли (доходной части бюджета). Также

необходимо отметить более детальный подход к изучению бюджетного дефицита в

странах с развитыми рыночными отношениями. Выявление скрытого дефицита,

анализ причин его возникновения, а так же рассмотрение зависимостей

связанных с проявлениями дефицита бюджета по структуре (структурный

дефицит) и в цикличности (циклический дефицит), позволяет выявить

первопричины и детализировать дефицит бюджета как явление. Естественно

решать проблему, зная о ней все, или почти все, намного легче.

Немного подробнее необходимо остановиться на проблеме так называемого

«скрытого дефицита». По оценкам зарубежных специалистов к его появлению

приводит неумелое составление бюджета, неверная оценка макро показателей

используемых при составлении статей доходов, а также использование

последних не в полном объеме. В дальнейшем, в ходе бюджетного процесса

правительство вынуждено производить периодический пересмотр расходной части

бюджета, что в конечном итоге, приводит к секвестру отдельных статей

последнего. В свою очередь совокупность сокращенных статей бюджета приводит

к накапливаемому или скрытому дефициту бюджета, а это не что иное, как

увеличение государственного долга и соответственно увеличение расходов по

его обслуживанию, и как следствие, увеличение реального дефицита бюджета

страны.

Более глубокий анализ опыта передовых стран показывает, что нельзя не

учитывать в качестве внутреннего Государственного долга задолженность

государства перед своими гражданами по выплате пенсий и заработной платы

работников бюджетной сферы. Такие задолженности есть не что иное, как

увеличение расходной части бюджета и естественно должны увеличивать

реальный бюджетный дефицит.

В заключение рассмотрения второго раздела необходимо отметить

следующее:

Как показывает мировой опыт, бюджетный дефицит является проблемой

международной и присутствует в бюджетах всех стран с развитыми рыночными

отношениями. Актуальность его сокращения отмечается правительствами многих

стран, в том числе и правительством Соединенных Штатов Америки, самой

мощной и экономически развитой страны в мире.

Решение проблемы дефицита бюджета (или хотя бы уменьшение его доли в

бюджете государства) зависит от правильности подхода правительства к ее

оценке и введение цивилизованных мер направленных на сокращение бюджетного

дефицита.

Принятие продуманных законов направленных на поддержание

национального производителя и развитие производства в целом, а так же

разработка механизма их выполнения, наиболее верный путь, ведущий к

сбалансированному бюджету государства.

Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее

социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства.

Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с

развитой рыночной экономикой продолжают оставаться хронически дефицитными.

Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения,

динамично развивающейся экономики с устойчивыми и эффективными

международными связями бюджетные дефициты (конечно, в допустимых границах)

не рассматривается как крайне отрицательные финансовые показатели. В долг

жили и продолжают жить многие экономически развитые государства, хотя

справедливо было бы отметить наметившуюся в последнее время тенденцию к

сокращению бюджетного дефицита экономически развитых стран. Так, например,

в США в 1992 году дефицит бюджета составлял 4.9 % к ВВП. Выступая летом

1995 года в конгрессе Б. Клинтон предложил сбалансировать бюджет за

предстоящие десять лет. Президент заявил, что правительство и конгресс

обязаны сбалансировать бюджет, но лишь на основе поддержания развития

американской экономики и при сохранении традиционных американских

ценностей.

Бюджетная политика Российской Федерации

и направления ее совершенствования

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по

определению основных задач и количественных параметров формирования доходов

и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из

основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная

политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием

Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее

марта) предшествующего года.

Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются

сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление

бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей

бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности

органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние

государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную

экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также

может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой

бюджетной политики.

В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить

следующие:

уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

уровень выполнения бюджетных обязательств;

величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного

бюджета;

уровень монетизации бюджетного дефицита;

величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного

дефицита;

динамику валового внутреннего продукта;

уровень безработицы;

степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

В условиях России к вышеназванным показателям можно добавить критерии,

характеризующие специфику современного этапа в развитии российской

экономики:

масштабы эмиссии денежных суррогатов (КО, КНО, зачеты);

величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия

бюджетного финансирования;

величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа.

Доходы федерального бюджета: анализ данных показывает, что наихудшая

финансовая политика в сфере доходов федерального бюджета проводилась в

сентябре 1996 - марте 1997 г.г. В этом периоде произошел бурный (почти 4-

кратный в реальном выражении рост выпуска КНО и проведения денежных

зачетов). В результате доля денежных суррогатов возросла с 1/6 до почти 1/2

налоговых доходов бюджета. Перелом в тенденции сокращения удельного веса

налоговых доходов в денежной форме в ВВП произошел в 5-ом периоде. Этот

перелом является одной и важнейших особенностей бюджетной политики,

проводившейся в течение апреля-ноября 1997 г., когда наиболее отрицательные

последствия политики предшествующего периода в основном пришлось

преодолеть.

Выполнение бюджетных обязательств: Динамика расходов федерального

бюджета отличалась значительными колебаниями. В течение 2-го, 3-го, 5-го

периодов проводилась умеренно жесткая политика по ограничению

государственных расходов, в 4-м периоде произошел существенный рост

бюджетных расходов, однако это не привело ни к сокращению бюджетных долгов

по заработной плате, ни к прекращению их роста. Напротив, принципиальной

особенностью 5-го периода стало существенное уменьшение накопленной в

предыдущие периоды просроченной задолженности по оплате труда.

Управление бюджетным дефицитом и государственным долгом: Сохранение

огромного дефицита бюджета в 1-м периоде привело к инфляционной волне

осенью-зимой 1994-1995 г.г. и валютному кризису в «черный вторник» 11

октября 1994 . Поэтому во 2-м периоде бюджетная политика была ужесточена, в

результате чего произошло существенное сокращение дефицита федерального

бюджета. Избирательная кампания 1996 г. сопровождалась заметным увеличением

бюджетного дефицита и рекордно быстрыми темпами прироста государственного

долга, оформленного ценными бумагами (ГКО и ОФЗ). После завершения

избирательной кампании возврата к сокращению бюджетного дефицита не

произошло, напротив, его размеры возросли. В течение 5-о периода дефицит

бюджета был вновь сокращен. Хотя государственный долг продолжал

увеличиваться, темпы его прироста были значительно снижены - по сравнению с

3-м периодом более чем в 4 раза, с 4-м - почти в 3,5 раза.

Особенности макроэкономической динамики: Мягкая бюджетная политика 1-

го периода (расходы бюджета - 23,2 % ВВП), способствовала сохранению

высоких темпов экономического спада - 12,8 % в годовом выражении.

Сокращение бюджетных расходов о 17,4 - 21,1 % ВВП во 2-м - 4-м периодах

заметно уменьшило темпы экономического спада, однако не смогло прекратить

его полностью. Лишь существенное сокращение бремени государственных

расходов, снижение бюджетного дефицита, уменьшение правительственных

заимствований на финансовом рынке, сопровождавшееся падением реальных

процентных ставок, обеспечили необходимые условия для кредитования частного

сектора коммерческими банками и начала экономического подъема. В апреле-

ноябре 1997 г. российский ВВП стал увеличиваться со скоростью 0,4 % в

расчете на год.

Степень исполнения законодательных и приравненных к ним актов о

бюджете: Степень исполнения законов о бюджете в 1994-1997 г.г. трудно

назвать слишком высокой, что свидетельствует, прежде всего, об их

малореалистичности. В наибольшей степени были исполнены секвестированный

бюджет 1997 г. и бюджет 1994 г. При этом следует иметь в виду, что в 1994

г. высокая степень исполнения «мягкого» бюджета привела к валютному

кризису, инфляционной волне и дополнительному падению реального

производства. Исполнение более жесткого бюджета в апреле-ноябре 1997 г.

способствовало началу макроэкономического подъема.

Однако, несмотря на внешне обнадеживающие показатели конца 1997 г.,

огромный государственный долг, нарастающим итогом

Таким образом, до ноября 1997 г. в экономике России отмечались

определенные позитивные тенденции - снижение инфляции, прекращение спада и

небольшой рост производства. Происходил рост денежной массы и кредитных

вложений в реальную сферу (на 38 % за год), процентные ставки для конечных

заемщиков снизились примерно с 70 до 30 % в ноябре, существенно возросли

иностранные инвестиции. Однако эти позитивные тенденции развивались на фоне

ряда застарелых слабостей нашей экономики, прежде всего бюджетного кризиса,

связанного с плохим сбором налогов, высокими обязательствами государства по

расходам и неэффективной системой контроля за использованием

государственных средств и, как следствие, со значительным дефицитом

федерального бюджета. Покрывать его приходилось за счет растущих

заимствований и расходов по обслуживанию государственного долга (процентных

расходов). За 1997 г. эти расходы значительно возросли, составив 28 % всех

расходов бюджета против 16 % год назад. Структура государственного долга,

особенно внутреннего, неблагоприятна в силу преобладания коротких и дорогих

расходов по ГКО, вызывающих рост процентных расходов. Несмотря на

сокращение бюджетного дефицита (4,4 % против 6,6 % ВВП в 1997 г.) и

превышение доходов над расходами без процентных расходов (на 17,4 млрд.

руб. за 5 месяцев) все больше средств Правительству пришлось использовать

на погашение долговых обязательств, чтобы не перефинансировать их по

чрезмерно высоким ставкам доходности. Политическая нестабильность вызвала

ряд резких падений котировок российских государственных и корпоративных

ценных бумаг. В результате к середине 1998 г. в стране разразился новый

финансовый кризис, для преодоления которого Правительством был предпринят

ряд экстренных мер: изменение границ «валютного коридора», реструктуризация

задолженности по государственным ценным бумагам (выплата денежных средств

по ГКО будет производится поэтапно в течение 3 лет), введение временного

моратория на выплату российскими заемщиками денежных средств по иностранным

займам и др. В результате роста курса доллара по отношению к российскому

рублю произошла фактическая девальвация рубля, рост цен на импортные

товары, резко ухудшилась ситуация на рынке инвестиций. Финансовый кризис

дополнился политическим, Правительство России было отправлено в отставку.

Очевидно, что именно непоследовательность, ошибки в проведении бюджетной

политики явились одними из наиболее значительных, если не главенствующих

причин сегодняшнего кризиса.

Основные направления бюджетной политики до 2001 г., разработанные

Министерством финансов РФ, в качестве приоритетных направлений бюджетной

политики называют следующие:

осуществление налоговой реформы на основе принятия Налогового кодекса и

повышение на этой основе собираемости налогов;

осуществление бюджетной реформы на основе принятия Бюджетного кодекса и

упорядочения бюджетного процесса в Российской Федерации;

полномасштабный переход на казначейское исполнение бюджетов РФ и ее

субъектов, местных бюджетов и внебюджетных фондов;

сокращение государственных расходов при полном выполнении бюджетных

обязательств;

сокращение дефицита федерального бюджета до 2% ВВП;

снижение государственных заимствований, увеличение сроков их погашения при

уменьшении доходности государственных ценных бумаг процентных ставок до

уровня, обеспечивающего движение финансовых ресурсов в реальный сектор

экономики;

совершенствование межбюджетных отношений.

Анализ экономики России за последние несколько лет позволяет

подтвердить действенность и в российских условиях важнейших составляющих

успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта.

Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств

политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая

низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая

поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению

финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению

устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а,

следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.

Заключение

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом

государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает

политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий,

дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной

стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых

одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную

функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления

страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической

политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного

варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству

финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый

климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования

средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям,

является конкретным выражением экономической политики государства. Через

бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего

валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и

стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения

эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная

политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории

(налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим

звеном финансовой системы любого государства и играет как важную

экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

На протяжении всего времени проведения реформ были предприняты

определенные попытки проведения целенаправленной экономической политики,

однако под давлением политических факторов ни одна из них не имела того

эффекта, на который можно было бы рассчитывать.

Если в области формирования более-менее рыночного бюджета были

достигнуты значительные успехи, то финансирование бюджетного дефицита

продолжает желать лучшего. До сих пор проводится кредитование ЦБ и

Сбербанком расходов правительства (в некоторые периоды Сбербанк с ЦБ были

главными держателями ГКО).

Хотя по принятой в России системе бюджетной классификации бюджетный

дефицит в 1997 году не превысит 5% от ВВП, по международной классификации

он существенно выше (здесь учитывается обслуживание долга).

Принят экономически обоснованный курс на снижение расходов

правительства на дотационные отрасли, проводятся мероприятия по улучшению

исполняемости бюджета, в частности на подходе принятие нового налогового

кодекса.

За последние три года было много сделано на пути внедрения здравого

бюджетного федерализма.

Существует немало ресурсов для уменьшения дефицита бюджета, как за

счет снижения и реструктуризации расходов, так и за счет улучшения

собираемости налогов.

Список литературы.

> Финансы. Под ред. В. М. Родионовой - М., Финансы и статистика, 1995

> Илларионов А. Бремя государства // Вопросы экономики, № 1, 1997

> Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф.

Л. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 1997

> Опять авансы, опять долги (интервью с Н.П. Шмелевым) // Московский

Комсомолец, 26 марта 1997

> Социально-экономическое положение России - М., Госкомстат, 1997

> Федеральный закон “О Федеральном Бюджете на 1997 год” // Официальное

издание Собрания Законодательства РФ, № 9, 3 марта 1997

> Государственный бюджет: Учебное пособие. Под ред. М. И. Ткачук -

Минск, Высшая школа, 1995

> Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ

17.07.98.

> Экономическое обозрение: Макроэкономика. - 1998, № 9 - М., ДиалогБанк.

> Арешонков В.Г «Экономика» М.: Инфра-М, 1996

> Финансовая стабилизация в России. М.: «Прогресс- Академия», 1995 год

> «Кризис федерального бюджета как зеркало российской экономики»,

«Банковское дело» №6, 1997

> «Прогнозные ориентиры на 1999 год и на период до 2001 года»,

«Экономист» №3, 1998

> Илларионов А. «Эффективность бюджетной политики в России в 1994-1997

гг.», «Вопросы экономики» №2, 1998

> Курьеров А. «Общие тенденции», «ЭКО» №10, 1997

> Ляско А. «Бюджет на куриных ногах», «Экономика и Жизнь» №10, 1998

> Павлова Л. «Источники финансирования бюджетного дефицита», «Экономист»

№1, 1998

-----------------------

2

4

4

5

6

8

10

10

11

12

14

15

16

16

17

18

19

20

22

22

26

27

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.