|
Народы Северного Кавказа|орудий труда и утвари. Половозрастное разделение труда жёстко | |регламентировалось. Была развита торговля, в основном меновая. Осн. | |занятия в наши дни: отгонное скотоводство (гл. обр. овцеводство) и | |полеводство, овощеводство, садоводство в местах переселения. Основа | |традиц. соц. организации - община (джамаат) скотоводов-воинов. | |Сохранялась роль патриарх, кровнородств. объединений - тухумов. | |Преобладала малая семья; сохранялись формы неразделённой семьи. Поныне| |сохраняются традиции семейной обрядности, обычаи почитания старших, | |родств. и соседской взаимопомощи, тухумной солидарности, | |гостеприимства, куначества. Жилища прямоугольные в плане, каменные, | |гл. обр. двухэтажные, с хлевом на нервом и жильём на втором этаже. | |Крыши двух типов: двускатные, крытые дранкой, и плоские, земляные. | |Второй этаж с фасада часто предваряется галереей; местами сохранились | |открытые лоджии. Муж. традиц. одежда: туникообразная рубаха, штаны, | |бешмет, черкеска, бурка, разл. овчинные шубы, овчинная папаха, вязаные| |шерстяные сапоги с узорным цветным орнаментом, низкая сыромятная | |обувь, туфли на твёрдой подошве, сапоги из лайки, войлочная обувь, | |башмаки, ноговицы, со 2-й пол. 19 в. сапоги с каблуком русского | |образца. Носили ремень с серебряными украшениями; кинжал в кожаных | |(реже - в серебряных) ножнах. Жен. традиц. одежда: туникообразные | |платья-рубахи, отрезные распашные платья; штаны с узкими штанинами до | |щиколоток; чепец-накосник чухту; шерстяные и шёлковые платки, тёплые | |шерстяные шали; матерчатый пояс-повязка. Обувь та же, что и у мужчин | |(кроме лайковых и кожаных сапог). Украшения серебряные с драгоценными | |камнями. Пища в осн. мучная и мясо-молочная. Осн. блюда - хинкалы, | |толокняное тесто, лепёшки, хлеб, каши, пироги с сыром, травой, мясом, | |вареники, молочные и мясные похлёбки. Устное нар. творчество | |(пословицы, поговорки, загадки, притчи, анекдоты, песни, баллады, | |сказки) на аварском и гинухском яз. Развита нар. медицина. Сохранились| |традиц. представления, связанные с магией, культом предков, анимизмом,| |тотемизмом и др., верой в чертей, джиннов, хозяев леса, гор, реки, | |рощи, озера и т.д. | |ГОДОБЕРИНЦЫ, гъибдиди (самоназв.), народ в России. Числ. ок. 3 тыс. | |чел. Относятся к андийским народам, коренное нас. Зап. Дагестана. | |Говорят на годоберинском яз., имеющем диалекты. Распространены авар., | |рус. яз. Письменность на авар. яз. на осп. рус. графики. Верующие - | |мусульмане-сунниты. К кон. 14 в. часть Г. исповедовала христианство, | |часть - традиц. верования. Исламизиропаны Г. в 16 в. Распространение | |ислама, а затем и арабской письменности способствовали ускорению | |культурного развития Г. После присоединения Дагестана к России (1813) | |приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под | |рук. Шамиля. В 1921 вошли в состав Дагестанской АССР, с 1991 -Респ. | |Дагестан. По переписи 1897 Г. насчитывалось 1172 чел., 1926 - 1512. В | |февр. 1944 жители с. Зибирхали были переселены в Чечено-Ингушетию, в | |1957 в Дагестан на равнину в Хасавюртовский р-н, с. Терочное. Традиц. | |занятия Г.- пашенное земледелие (пшеница, ячмень, просо, позже | |кукуруза) и скотоводство. Важное место занимали садоводство, | |виноградарство, охота и пчеловодство. Домашняя промышленность и | |ремёсла: ткачество, обработка кожи, шерсти, металла, дерева, камня, | |производство войлока. Осн. совр. занятия - земледелие, скотоводство, | |садоводство, подсобное - пчеловодство. Мн. Г. живут в городах, заняты | |в пром-сти. Традиц. поселения на холмах, улицы довольно широкие, | |неправильно расположенные. Центр селения - мечеть и годе-кан, где | |мужчины проводили свободное время. Подступы охранялись сторожевыми и | |боевыми башнями. Поселения возникали как территориально-тухумные, с | |16-17 вв. имели чисто терр. характер. Традиц. жилище из камня, дерева | |(в последнее время - также из самана), чаще одноэтажное, квадратное в | |плане, каркас-но-столбовое; ныне дома совр. типа. Традиц. одежда | |сходна с одеждой бот-лихцсв. В основе муж. костюма - тунико-образная | |рубаха, штаны, бсшмет, черкеска, папаха, овчинные шубы разнообразной | |формы, бурка. Носили пояса, газыри и кинжалы. Традиц. обувь нескольких| |типов, из сыромяти, сафьяна, войлока и т.д. В комплекс жен. одежды | |входили платье-рубаха, платье в талию, штаны, головной убор (украшался| |серебряными монетами, нашивными кольцами), платок и кожаные с | |войлочным голенищем сапоги с загнутым носком. В традиц. пище | |преобладают молочные продукты (сыр, творог, кислое молоко, сыворотка),| |распространены блюда из мясных продуктов (колбаса, нутряной жир, | |курдюк), из муки, растительные и овощные (тыква); наиболее | |распространённое - хинкал с мясом и без него, с приправой. В основе | |традиц. социальной орг-ции -сел. община, большое значение имели | |патриарх, кровнородств. объединения -тухумы. Семья малая, счёт родства| |ведётся но отцовской и по материнской линиям. Широко распространена | |родств. и соседская взаимопомощь. Похорон-но-помипальпая обрядность | |сочетает элементы домусульм. и мусульм. обрядов. Жанры фольклора | |разнообразны -предания, легенды, сказки, песни, пословицы, поговорки и| |т.п., нек-рые двуязычны (передаются также на аварск. яз.). Популярны | |легенды и предания о первых поселенцах, о местных героях, о | |происхождении тех или иных тухумов. Развита нар. медицина. Сохраняются| |домусульм. анимистич. представления (вера в духов, культы предков, | |деревьев и т.п.). | |ГОРСКИЕ ЕВРЕИ, джухур (само-назв.), этнолингвистич. группа евреев в | |России (11,3 тыс. чел., в т.ч. в Дагестане 3,6 тыс. чел., | |Кабардино-Балкарии -3,2 тыс. чел., Чечне и Ингушетии -2,6 тыс. чел.). | |Живут также в Азербайджане - 5,5 тыс. чел. Общая числ. в пределах быв.| |СССР - 18,5 тыс. чел. Язык - татский иранской группы индоевроп. семьи.| |Распространены аварский, кумыкский, азербайджанский, рус. языки. | |Письменность на осн. рус. алфавита. Верующие - иудаисты. Судя по | |языковым и косвенным исто-рич. данным, община Г.е. формировалась в | |7-13 вв. в ходе иммиграции евреев из Сев. Ирана, а также, возможно, из| |близлежащих р-пов Византийской им | |Ингушетия. Чечня. | |ИНГУШИ, галгаи (самоназв.), народ в России (215,1 тыс. чел.), в т.ч. в| |Ингушетии и Чечне (163,8 тыс.), в Сев. Осетии (32,8 тыс.) и др. Более | |мелкие группы живут в Казахстане (20 тыс. чел.), Ср. Азии, а также на | |Бл. Востоке. Общая числ. более 237 тыс. чел. Вместе с чеченцами (общее| |самоназв. вайнах) относятся к коренному нас. Сев. Кавказа. Говорят на | |ингуш, яз. нахско-даг. группы северо-кавк. семьи. Распространён также | |рус. яз. Верующие - мусульмане-сунниты. В горах И. жили отд. | |обществами: Галгаевское (отсюда самоназв. И.), Цоринское, | |Джейраховское и Мецхальскос. Переселение на равнину начинается в 16-17| |вв. Одним из гл. направлений ингушской миграции с гор являлись | |Тар-ская долина и др. земли по р. Камбилеевке. Здесь не позднее кон. | |17 в. расположилось с. Онгушт (отсюда назв. И.), ныне с. Тарскос | |Пригородного р-на Сев. Осетии. Особенно интенсивным стал миграционный | |процесс в 19 в. В 1810 Ингушетия вошла в состав России. В 1817 местное| |население было переселено из большей части Сунженского р-на в Назрань.| |В 1924 в составе РСФСР была выделена Ингушская АО, в г. Владикавказе | |размещался ее административный центр, в 1934 она объединена с | |Чеченской АО в Чечено-Ингушскую АО, в 1936 преобразованную в АССР. В | |1944 И. вместе с чеченцами были насильственно депортированы в Ср. Азию| |и Казахстан, республика упразднена. В 1957 Чечено-Ингушская АССР | |восстановлена, народ вернулся на свою терр., при этом Пригородный р-н,| |составляющий около половины терр. плоскостной Ингушетии, остался в | |составе Сев.-Осетинской Республики, что служит источником конфликта И.| |с осетинами, занявшими там дома и земли. Принятие в апр. 1991 закона | |"О реабилитации репрессированных народов" и самопровозглашение | |независимости Чечни в нояб. 1991 вызвали движение за создание | |самостоят. Ингушской респ. (обр. в 1992 в составе Рос. Федерации). В | |результате вооруж. конфликта в Сев. Осетии и войны в Чечне в Ингушетию| |въехало ок. 100 тыс. И. В хоз-ве нас. горной Ингушетии ведущее место | |занимало альпийское скотоводство (овцы, коровы, лошади, волы), | |сочетавшееся с земледелием (ячмень, овёс, пшеница), нущелий. Были | |распространены жилые, полубоевые (высота 8-10 м) и боевые (12-16 м) | |башенные постройки. Известны боевые башни в пять и реже шесть этажей | |(средняя высота 25-27 м). Возводились замковые комплексы и | |заградительные стены. На равнине И. жили кр. селениями, вытянутыми | |вдоль рек и дорог. Старинное жилище - хата-мазанка, позже длинный | |саманный или турлучный дом, в к-ром помещение каждой супружеской | |ячейки имело отд. выход на террасу. Рядом с комнатой главы семьи и его| |жены - кунацкая (гостевая комната). Совр. дома - преим. кирпичные с | |черепичной или железной крышей. Традиц. одежда И. общекавк. типа. Муж.| |рубаха навыпуск с воротом на пуговицах спереди, перетянутая ремнём, | |прилегающий к талии бешмет с поясом и кинжалом. Позже получила | |распространение общекавк. черкеска с газырями. Тёплая одежда - | |овчинная шуба и бурка. Осн. головной убор - папаха конусовидной формы,| |войлочные шляпы. В 20-е гг. 20 в. появились фуражки, иеск. позже | |-высокие сильно расширяющиеся кверху папахи. Повседневная жен. одежда:| |удлинённое платье-рубаха с разрезанным воротом на пуговице, широкие | |штаны, бешмет. Повседневные головные уборы -платки и шали. | |Традиц. пища И.~ в основном мясо-молочная и растительная. Наиб. | |распространены: чурек с соусом, галушки из кукурузной муки, пышки из | |пшеничной муки, пироги с сыром, мясо с галушками, мясной бульон, | |молочные продукты (специ-фич. "даты-кодор" - творог с топлёным маслом)| |и др. В пищевой рацион входили продукты охоты и рыболовства. | |Сохранялись фамильно-патронимическая организация, кровная месть, | |куначество, обычаи гостеприимства, почитания старших. При преобладании| |малых семей были нередки и большие семьи, особен в горах. Браки | |экзогамны по обеим линиям, практиковался брачный выкуп. Тесная | |солидарность родственников и строгая экзогамия характерны и для совр. | |И. Традиц. верования: тотемизм, анимизм, магия, семейно-родовой культ | |святынь и покровителей, аграрные и погребальные культы и др. Имелся | |развитый пантеон (верховное божество - Диела). Большое значение имели | |нар. медицина, календарные обряды. Ислам утвердился в 1-й пол. 19 в., | |распространяется в предгорно-плоскостной зоне - с 16-18 вв., в горной | |- с 19 в. В фольклоре И. заметное место занимает нартский героич. | |эпос. Устное нар. творчество: героич., историч. и лирич. песни, | |сказки, сказания и предания, пословицы и поговорки. Излюбленный танец | |- парная лезгинка. В прикладном иск-ве выделяются резьба по камню и | |изготовление войлочных ковров красных и оранжевых тонов с самобытным | |орнаментом (оленьи рога, горные растения, астральные фигуры). | |ЧЕЧЕНЦЫ, нохчий (самоназв.), народ в Рос. Федерации (899 тыс. чел.), | |осн. нас. Чечни. Числ. в Чечне и Ингушетии 734 тыс. чел. Живут также в| |Дагестане (ок. 58 тыс. чел.), Ставропольском кр. (15 тыс. чел.), | |Волгоградской обл. (11,1 тыс. чел.), Калмыкии (8,3 тыс. чел.), | |Астраханской (7,9 тыс. чел.), Саратовской (6 тыс. чел.), Тюменской | |(4,6 тыс. чел.) обл., Северной Осетии (2,6 тыс. чел.), Москве (2,1 | |тыс. чел.), а также в Казахстане (49,5 тыс. чел.), Киргизии (2,6 тыс. | |чел.), на Украине (1,8 тыс. чел.) и др. Общ. числ.-957 тыс. чел. | |Верующие Ч.- мусульмане-сунниты. Распространены суфийские учения двух | |толков - накшбапди и падири. Говорят на чеченском яз. | |нахско-дагестанской группы. Диалекты: плоскостной, аккинский, | |чеберлоевский, мелхинский, итумкалин-ский, галанчожский, кистинский. | |Распространён также рус. яз. (свободно владеют 74%). Письменность | |после 1917 сначала на осн. араб., затем - лат. графики, с 1938 - на | |основе рус. алфавита. В "Географии" Страбоиа упоминается этноним | |гаргареи, этимология к-рого близка цахскому "гергара" - "родной", | |"близкий". Нахскими считаются и этнонимы исадики, двалы и др. В арм. | |источ- никах 7 в. Ч. упоминаются под именем нахча матьян (т.е. | |"говорящие на языке нохчи"). В хрониках 14 в. упоминается "народ | |нохчи". В перс. источниках 13 в. дано назв. сасапы, позднее вошедшее в| |рус. документы. В документах 16-17 вв. встречаются племенные назв. Ч. | |(ичке-ринцы - нохчмахкхой, ококи - аьккхий, шубуты - шатой, чарбили - | |чеберлой, мелки - маьлхий, чантинцы - ч1аьнтий, шаройцы - шарой, | |терлойцы - т1ерлой). Антропол. тип пранахов можно считать | |сформировавшимся в эпоху поздней бронзы и раннего железа. Древние Ч., | |освоившие не только сев. склоны Кавказа, но и степи Предкавказья, рано| |вошли в контакты со скифским, а затем - с сарматским и аланским | |кочевым миром. В равнинной зоне Чечни и близлежащих обл. Сев. Кавказа | |в 8-12 вв. сформировалось полиэтнич. Аланское царство, в горной зоне | |Чечни и Дагестана - гос. образование Сарир. После монголо-татар. | |нашествия (1222 и 1238-1240) степная затеречная и частично чеченская | |равнина вошли в состав Золотой Орды. К кон. 14 в. население Чечни | |объединилось в гос-во Симсисм. В 16-17 вв. Кавк. перешеек был объектом| |постоянных притязаний Османской империи (с её вассалом -Крымским | |ханством), Ирана и России. В ходе борьбы между этими государствами на | |чеченских землях ставятся первые рус. крепости и казачьи городки, | |устанавливаются дипломатич. связи чеч. правителей и аульных обществ с | |Россией. Тогда же окончательно складываются совр. границы расселения | |Ч. Со времени Персидского похода Петра I (1722) политика России в | |отношении Чечни приобретает колон, характер. В последние годы | |правления Екатерины II рус. войска заняли левый берег Терека, соорудив| |здесь участок Кавк. военной линии, основали воен. крепости от Моздока | |до Владикавказа по чеч.-кабард. границе. Это привело к росту | |освободит. движения Ч. в кон. 18-1-й пол. 19 вв. К 1840 на терр. Чечни| |и Дагестана складывается теократич. гос-во - имамат Шамиля, | |первоначально ведшее успешную войну с Россией, но к 1859 потерпевшее | |поражение, после чего Чечня была присоединена к России и включена | |вместе с Хасавюртовским окр., заселённым ауховскими Ч. и кумыками, в | |Терскую обл. В 1922 образована Чеченская авт. обл. в составе РСФСР. | |Ещё ранее Чечне была возвращена часть земель, отобранных у нес в ходе | |Кавк. войны. Были введены делопроиз-во и преподавание на родном яз., | |проведены другие культурные и соц.-экономия, преобразования. Вместе с | |тем начавшаяся в 1920-х гг. коллективизация, сопровождавшаяся | |репрессиями, нанесла большой урон Ч. В 1934 Чечня объединена с Ингуш. | |АО в Чеч.-Ингуш. АО, с 1936 - Чеч.-Ингуш. АССР. В февр. 1944 ок. 500 | |тыс. Ч. и ингушей были насильственно высланы в Казахстан. Из них | |значит, число погибло в первый год ссылки. В янв. 1957 Чеч.-Ингуш. | |АССР, упразднённая в 1944, была восстановлена. Но при этом для Ч. были| |закрыты цеск. горных р-нов, и бывших жителей этих р-нов стали селить в| |равнинных аулах и казачьих станицах. Ч.-ауховцы вернулись в Дагестан. | |В 1992 съезд нар. депутатов Рос. Федерации постановил преобразовать | |Чеч.-Ингуш. Респ. в Ингуш. Респ. и Чеч. Респ. Традиц. землсдельч. | |культуры - ячмень, пшеница, просо, овёс, рожь, лён, фасоль и др. Позже| |стали выращивать кукурузу, арбузы. Были развиты садоводство и | |огородничество. Пахотные орудия - плуг (гота), полезное орудие (нох). | |Была распространена трёхпольная система. В горных обл. было развито | |отгонное овцеводство. На равнинах разводили кр. рог. скот, | |использовавшийся в т.ч. в качсстве рабочей силы. Разводили также | |породистых лошадей для верховой езды. Между горными и равнинными | |районами Чечни существовала хозяйств, специализация: получая хлеб с | |равнины, горные Ч. сбывали взамен излишки скота. Важную роль играли | |кустарные промыслы. Большой популярностью пользовалось чеч. сукно, | |производившееся в Грозненском, Веденском, Хасавюртов-ском, Аргунском | |окр. Повсеместное распространение имели обработка кожи, изготовление | |войлочных ковров, бурок и др. войлочных изделий. Центрами оружейного | |произ-ва были сел. Старые Ата-ги, Ведено, Дарго, Шатой, Джу гурты и | |др., гончарного - сел. Шали, Дуба-Юрт, Старый-Юрт, Новый-Юрт и др. | |Были развиты также ювелирное и кузнечное ремесло, горный промысел, | |произ-во шёлка, обработка кости и рога. Горные селения имели | |беспорядочную скученную планировку. Были распространены двухэтажные | |каменные дома с плоской крышей. В ниж. этаже помещался скот, в верх., | |состоявшем из двух комнат,- жильё. Многие селения имели | |жилищпо-оборонит. башни в 3-5 этажей. Поселения на равнине были | |крупными (500-600 и даже до 4000 дворов), растянутыми вдоль дорог и | |рек. Традиц. жилище - турлучное, состояло из неск. комнат, вытянутых в| |ряд, с отдел, выходами на террасу, проходившую вдоль дома. Осн. | |комната принадлежала главе семьи. Здесь находился очаг и протекала вся| |жизнь семьи. К ней пристраивались комнаты женатых сыновей. Одна из | |комнат служила кунацкой, либо для неё ставили специальную постройку во| |дворе. Двор с хоз. постройками обычно обносился забором. Отличит, | |чертой интерьера чеч. жилища было почти полное отсутствие мебели: | |сундук, низкий столик на трёх ножках, несколько скамеек. Стены | |увешивались шкурами, коврами, на них развешивалось оружие, пол | |покрывался циновками. Очаг, надочажная цепь, зола считались | |священными, неуважение к ним влекло кровную месть и, наоборот, если | |даже убийца хватался за надочажную цепь, он получал права | |родственника. Надочаж-ной цепью клялись и проклинали. Хранительницей | |очага считалась старшая женщина. Очаг делил комнату на муж. и жен. | |половины. Шерстяные ткани были нескольких сортов. Высшего качества | |считалась ткань "исхар" из шерсти ягнят, низшего - из шерсти дойных | |овец. Не позднее 16 в. Ч. было известно произ-во шёлка и льняного | |полотна. Традиц. одежда имела много общего с общекавк. костюмом. Муж. | |одежда - рубаха, штаны, бешмет, черкеска. Рубаха - туникообразного | |покроя, воротник с разрезом спереди застёгивался на пуговицы. Поверх | |рубахи надевали бешмет, подпоясанный поясом с кинжалом. Черкеска | |считалась праздничной одеждой. Черкески шились отрезными но талии, | |расклёшенными книзу, до пояса застёгивались металлич. застёжками, на | |грудь нашивались газырницы. Штаны, суженные книзу, заправлялись н | |ноговицы из сукна, сафьяна или овчины. Зимняя одежда - овчинная шуба, | |бурка (верта). Муж. голов, уборами были высокие, расширяющиеся кверху | |папахи из ценного меха. Пастухи носили меховые шапки. Имелись и | |войлочные шляпы. Шапка считалась олицетворением мужского достоинства, | |сбивание её влекло кровную месть. Осн. элементами жен. одежды были | |рубаха и штаны. Рубаха имела тупикооб-разный покрой, длину иногда ниже| |колен, иногда - до земли. Ворот с разрезом на груди застёгивался на | |одну или три пуговицы. Верх. одеждой был бешмет. Праздничной одеждой | |служила | | | |Кабардино-Балкария | |КАБАРДИНЦЫ, адыге (самоназв.), народ в России (числ. 386 тыс. чел.), | |коренное население Кабардино-Балкарии (ок. 364 тыс. чел.). Живут также| |в Краснодарском и Ставропольском краях и Сев. Осетии. Общая числ. в | |пределах быв. СССР - ок. 391 тыс. чел. Живут и во многих странах | |Юго-Восточной Азии, Зап. Европы и Сев. Америки. Говорят на | |кабардино-черкесском яз. абхазо-адыг-ской группы северокавказской | |семьи. Письменность на основе рус. алфавита. Верующие - | |мусульмане-сунниты моздокские К.- в основном христиане-православные. | |Вместе с адыгейцами и черкесами составляют этнич. общность адыгов. | |Предки К., как и др. адыгских народов, были аборигенным нас. Сев. и | |Сев.-Зап. Кавказа. Они известны в 1-6 вв. как зихи, в 13-19 вв. как | |черкесы. В сер. 1-го тыс. часть адыгов была оттеснена гуннами за | |Кубань. В 13-15 вв. наблюдалось обратное движение в Центр. | |Предкавказье, завершившееся образованием Кабарды -самостоят, полит, | |единицы и формированием кабард. народности. В 1557 верх. князь Кабарды| |Темрюк попросил рус. царя Ивана IV принять его под свою руку; в 1774 | |по Кючук-Кайнарджийскому договору с Турцией Кабарда отошла к России. В| |16-18 вв. существовала данническая зависимость части соседних осетин, | |чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, абазинов от кабард. князей.| |Сохранялись архаич. формы власти: нар. собрания, тайные муж. союзы. В | |1921 в составе РСФСР образована Кабард. АО, с 1922 - объединённая | |Каб.-Балк. АО, в 1936 преобразована в Каб.-Балк. АССР. С 1944 по 1957,| |когда балкарцы были насильственно депортированы, республика | |существовала как Кабардинская АССР. В 1957 Каб.-Балк. АССР была | |восстановлена. В янв. 1991 Верховный Совет Кабардино-Балкарии принял | |Декларацию о суверенитете и провозгласил Каб.-Балк. ССР, с марта 1992 | |Каб.-Балк. Республика. Важную роль в нац. движении играет Конгресс | |кабард. народа (созд. в 1991). Традиц. занятия - пашенное земледелие и| |отгонное скотоводство, гл. обр. коневодство (всемирную известность | |получила кабард. порода). Развиты промыслы и ремесла: муж.- кузнечное,| |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |