|
Народы Северного Кавказа|оружейное, ювелирное, жен.- сукновальное, войлочное, золотошвейное. | |Планировка поселений до сер. 19 в. кучевая, затем уличная. У князей, | |дворян и зажиточных крестьян, помимо жилого дома, строился дом (двор) | |для гостей -кунацкая. Жилище турлучное, прямоугольной формы, с | |двускатной или четырёхскатной соломенной крышей. Саманные и кам. | |строения, крыши из железа и черепицы появились во второй пол. 19 в. | |Традиц. муж. костюм - черкеска с наборным серебряным поясом и | |кинжалом, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами; верх.- бурка, | |овчинная шуба, башлык. Традиц. жен. одежда - шаровары, туникообразная | |рубаха, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые | |пояса и нагрудники, расшитая золотом шапочка, сафьяновые чувяки. | |Традиц. пища - варёная и жареная баранина, говядина, индюшатина, | |курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена | |сушёная и копчёная баранина, из к-рой делается шашлык. К мясным блюдам| |подаётся паста (круто сваренная пшённая каша). Напиток - махсыма | |изготовляется из пшённой муки солодом. По крайней мере до 19 в. | |преобладала большая семья. Затем получила распространение малая семья,| |но её жизненный уклад остался патриархальным. Власть отца семейства, | |подчинение младших старшим и женщин мужчинам нашли отражение в | |этикете, в т.ч. избегании между супругами, родителями и детьми, каждым| |из супругов и старшими родственниками другого. Существовала | |соседско-общин-иая и фамильпо-патронимич. организация с фамильной | |экзогамией, соседской и родственной взаимопомощью. Кровная месть уже к| |19 в. была в основном вытеснена композициями. В высших сословиях было | |широко распространено аталычест-во. Высоко ценилось гостеприимство, | |имевшее ритуализованный, даже сакра-лизованный характер, а также | |куначество. Большое внимание уделялось адыгэ хабзэ - совокупности норм| |обычного права, нравственных предписаний и правил этикета. Мм. | |элементы адыгэ хабзэ наряду с такими хорошо приспособленными к воен. | |быту элементами материальной культуры, как муж. одежда, приёмы | |седловки, джигитовки и т.п., широко распространились среди соседних | |народов. В духовной культуре начиная с 15 в. возрастало влияние | |ислама, к-рый всё более вытеснял языч. и христ. верования. Традиц. | |игры и зрелища имели военизированный характер: стрельба по неподвижным| |и подвижным мишеням, стрельба на скаку, борьба наездников за ба-раныо | |шкуру, бой конных и вооружённых палками пеших. Богат фольклор: | |нарт-ский эпос, историко-героические песни и др. Традиц. изобразит, | |мотивы - стилизованные элементы животного и растительного мира, | |характерны рогообразные завитки. Совр. быт всё более урбанизируется, | |но в нём удерживается много традиц. черт. Сохраняются пищевые | |предпочтения и многие нац. блюда. В основном сохраняются правила | |этикета, особенно в отношениях между старшими и младшими, мужчинами и | |женщинами, в застолье. У К., как и у др. адыг. пародов, сильно | |стремление к этнич. самоутверждению и культурному возрождению. Создано| |общество "Хасаг ("Народное собрание"). Установлены связи с | |одноимёнными обществами черкесов и адыгейцев. Учреждена Всемирная | |черкесская ассоциация. Заметна тяга к восстановлению исламского | |мировоззрения и культа, бытовых предписаний ислама. | |БАЛКАРЦЫ, таулула (самоназв., "горец"), народ в России (78,3 тыс. | |чел.), коренное нас. Кабардино-Балкарии (70,8 тыс. чел.). Живут также | |в Казахстане (3,0 тыс. чел.), Киргизии (2,1 тыс. чел.). Общая числ. | |85,1 тыс. чел. Локальные группы: балкарцы (малкарцы, малкъарлыла), | |бизингиевцы (бызынгычыла), холамцы (холамлыла), чегемцы (чегемлиле), | |урусбиевцы, илибаксанцы (бакъсанчыла). Язык карачаево-балкарский | |тюркской группы алтайской семьи. Письменность на осн. рус. графики | |(создана в 1924 на осн. араб. графики Верующие - мусульмане-сунниты В | |формировании Б. приняли участие, видимо, три осн. этнич. компонента: | |древнейший - кавказоязычное нас., ирано-язычные аланы, появившиеся в | |горной полосе Центр. Кавказа в 4-5 вв., и тюр-коязычные племена, | |возможно, кубанские болгары и, несомненно, кыпчаки,поселившиеся в 13 | |в. в горах Кавказа и частично ассимилировавшие аланов-осетин. Жители | |всех балкарских селений имели тесные связи с соседними народами: | |кабардинцами, сванами, карачаевцами, грузинами-рачинцами. В сер. 17 в.| |установились непосредств, связи русских с Балкарией (в рус. источниках| |- Балка-ры, Балхарские кабаки), через к-рую пролегал один из | |посольских путей в Зап.Грузию. В 1-й трети 19 в. балкарские об-ва | |вошли в состав Рос. империи. В 60-70-х гг. 19 в. в процессе проведения| |крест, реформ часть безземельных Б. была поселена на равнине. Несмотря| |на миграции, и в кон. 19 в. часть Б. страдала от малоземелья; в нач. | |20 в. избыточное нас. в горах Балкарии составляло 67%. В 1922 была | |образована Кабардино-Балкарская авт. обл., в 1936 преобразованная в | |АССР. В 1944 Б. были насильственно депортированы в р-ны Ср. Азии и | |Казахстана. В 1957 Кабардино-Балкарская АССР была восстановлена и Б. | |вернулись на родину. В 1991 провозглашена Кабардино-Балкарская Респ. | |Ведущая отрасль традиц. х-ва - отгонное скотоводство (овцы, а также | |кр. рог. скот, козы, лошади, до кон. 18 в.- свиньи). Занимались также | |горным террасным пашенным земледелием (ячмень, пшеница, овёс, с кон. | |19 в.- картофель, огородные). Дом. промыслы и ремёсла - выделка | |войлоков, бурок, сукон, обработка кожи и дерева, солеварение, добыча | |серы и свинца, изготовление пороха и пуль. Большое значение имели | |пчеловодство, охота. В пореформенное время начала развиваться молочная| |пром-сть. Традиц. поселения - крупные многофамильные, располагались | |уступами по склонам гор, в осн. скученной планировки (встречались | |также свободной планировки, замкового типа); в целях обороны возводили| |башни (къала). На равнине селения многодворные, с уличной планировкой,| |с усадьбами. Традиц. жилища в горных селениях из необработанного | |камня, одноэтажные, прямоуг., в Баксанском и Чегемском ущельях также | |дерев. срубные с земляными крышами, на равнине -турлучные. Почти до | |кон. 19 в. жилище было однокамерным (с муж. и жен. половинами), жилая | |часть сочеталась с хоз. помещениями. Дома в 2-3 комнаты с гостевым | |помещением (кунацкой) появляются у состоят, семей в пореформенное | |время. В 20 в. распространились двухэтажные многокомнатные дома с | |дерев. полами и потолками, вместо сакрального открытого очага - | |пристенный камин, рус. печь. Традиц. одежда северокавк. типа: у мужчин| |- нательная рубаха, штаны, овчинные рубахи, бешмет, черкеска с | |газырями, подпоясанная узким ременным поясом, на к-ром висело оружие; | |шубы, бурки, папахи, башлыки, шляпы из войлока, обувь кожаная, | |войлочная, из сафьяна, ноговицы. Женщины носили тунико-образные | |рубахи, шир. штаны, кафтанчик, длинное распашное платье, пояс, | |овчинные шубы, шали, платки, шарфы, шапочки, разнообразные украшения. | |Праздничное платье украшали галуном, золотым или серебряным шитьём, | |позументом, узорной тесьмой. В основе тра-диц. питания - молочная | |пища, мясо ели преим. в праздники и в торжеств, случаях. Много блюд | |готовили из ячменя, в т.ч. пиво, кукурузы, хлеб и пироги пекли также | |из пшеничной муки. Широко употреблялся мёд. Балкария включала неск. | |сел. обществ. Велика была роль нар. собрания (тёре), патронимич. | |орг-ции. Правители наз. та-убии, свободные общинники - каракиши, | |зависимые крестьяне - чагары, известно дом. рабство военнопленных | |(къул). Семья преим. малая, браки экзо-гамны. Обязательно соблюдались | |сословные ограничения. В семейной жизни характерны патриарх, традиции,| |разл. запреты- избегания. Были распространены обычаи кровной мести, | |побратимства, куначества, аталычества, гостеприимства и т.д. Процесс | |исламизации Б. начался до 17 в., однако ещё в 19 в. их верования | |представляли собой сложный синтез христианства, ислама и дохрист. | |традиций. Сохранялась вера в магию, священные деревья, камни, | |божеств-покровителей. Характерны календарные и др. праздники, | |военизированные спортивные игры. Разнообразен фольклор - нартский | |эпос, обрядовые, трудовые, героич. и др. песни, благопожелания | |(алгъыш) и пр. | |Карачаево - Черкесия | |Карачаевцы. Самоназвание кърачайлылар, коренное население Карачая в | |России. Численность свыше 150 тыс. человек, из них 129 тыс. в России. | |Живут также в Срерне йАзии, Казахстане, Турции, Сирии, США. Говорят на| |карачаево - балкарском языке тюркской группы алтайской семьи. | |Письменность на рус. гра-фич. основе (с 1937). Верующие - | |мусульмане-сунниты В этногенезе К. принимали участие местные кавк. | |племена, жившие с эпохи бронзы, а также пришлые - аланы, булгары и | |кипчаки (половцы). В домон-гольское время К. входили в алан. союз | |племён. Наиб. ранними карачаево-бал-карскими памятниками считаются | |могильники 13-14 вв. на терр. Карачая и Балкарии. После монгольского | |нашествия предки К. были оттеснены в горные ущелья Центр. Кавказа. В | |1828 К. вошли в состав России. Расселённые компактно, они составили | |часть адм. округа Эльбрус-ский. После гражд. войны и установления сов.| |власти (1920) определился статус К. в рамках нац.-терр. автономии: | |1920 -Карачаевский округ, 1922 - Карачаево-Черкесская АО; 1926 - | |Карачаевская АО, ликвидированная в 1943 в связи с депортацией К. в Ср.| |Азию и Казахстан. В 1957 после возвращения К. на историч. родину | |восстановлена Карачаево-Черкесская АО; в 1991 преобразована в | |республику. Осн. традиц. занятия - отгонное (альпийское) | |животноводство (овцы, козы, лошади, кр. рог. скот), а также пашенное | |террасное земледелие с искусственным орошением (ячмень, овёс, просо, | |пшеница, кукуруза, картофель, огородные культуры). Животноводство | |продолжает оставаться гл. занятием горной и предгорной части нас. | |Преим. направление получило разведение кр. рог. скота и овцеводство | |(тонкорунные мериносы и карачаевские овцы). Ремёсла - сукноделис, | |выде-лыванис войлочных шляп, бурок, производство узорных войлоков, | |ковров, плетение циновок, вязаных шерстяных изделий, обработка кож, | |шкур, резьба по дереву и камню, золотое шитьё Традиц. селения - в | |горах скученные, большие, разделённые на родофамильные кварталы | |(тийрс), а в предгорьях и на плоскости - уличной, прямоугольной | |планировки. Жилище - прямоугольная (иногда многоугольная) одно-, | |двухкамерная срубная постройка с двускатной земляной крышей. Жил. и | |хоз. строения составляли комплекс закрытого двора (арбаз). Стены | |жилища завешивались войлочными коврами, а полки аппликационными. | |Внутри жилища выделялся пристенный очаг (оджакъ) с открытым дымоходом.| |Отд. дом или комната отводились для приёма гостей (кунацкая). С кон. | |19 в, появляются многокамерные, двухэтажные строения, крыши домов | |покрываются тёсом, железом, позже шифером. Памятники традиц. | |архитектуры -дома срубной техники, боевые башни, склеповые сооружения.| |Нац. одежда К. сходна с одеждой др. народов Сев. Кавказа. Муж. одежда | |состояла из рубахи, штанов, бешмета, черкески, овчинной или меховой | |шубы, бурки и башлыка. На поясе из узкого ремня -кинжал или нож, | |кресало и др. Летний гол. убор - войлочные шляпы, зимний -овчинные | |шапки-папахи с суконным башлыком. Жен. одежда отличалась разнообразием| |типов и возрастных особенностей: длинная рубаха из бумажной или | |шёлковой ткани туникообразного покроя с разрезом на груди и застёжкой | |у ворота, с длинными и широкими рукавами; длинные шаровары из тёмных | |цветных тканей заправлялись в сафьяновые носки или обувь; поверх | |рубахи - платье. Талия перехватывалась широким серебряным поясом. Из | |стёганной на вате шёлковой или бумажной ткани шилась верхняя одежда - | |каптал, повторявшая покрой черкески. Шубы из мерлушки или кур-пея, а | |также беличьи. Жен. головные уборы: праздничный убор девушки - шапочка| |(высокая конусообразная или усечённая, богато украшенная галунами или | |золотым шитьём), поверх неё большой платок. Основа питания - | |мясо-молочно-расти-тельная. Традиц. блюда - варёное и жареное мясо, | |вяленая колбаса из сырого мяса и жира, заквашенное молоко (айран), | |кефир (гыпы айран), различные виды сыра. Из мучных блюд популярны | |пресные лепёшки (гырджыны) и пироги (хычыны) с разнообразной начинкой,| |жареные или выпеченные, супы на мясном бульоне (шорна), среди лакомств| |- разл. варианты халвы. Напитки: молочные -кефир и айраи, праздничные | |- буза и пиво (сыра), повседневные - чай из кавк. рододендрона (къара | |тай). Центром общ. жизни была сел. община (эльджамагат), связанная | |общностью терр. и коллективным трудом по постройке и поддержанию в | |сохранности оросительных сооружений. Внутри родовой общины (каум и | |тукум) сохранялись строгая экзогамия, общее поселение (тийре), | |совместные кладбища, наименование от одного мифич. или реального | |родоначальника. Среди К. сохранялись пережитки семейных общин (юйюр) с| |коллективной собственностью на скот и землю, с совместным трудом и | |уравнительным потреблением. К кон. 19 в. в связи с распадом семейных | |общин в сел. общине стали преобладать моногамные семьи (юйдсги). Наиб.| |развитым видом нар. иск-ва было изготовление узорных войлоков, | |вышивка, плетение циновок, резьба по дереву и камню, золотое шитьё. В | |нар. жизни большое значение придаётся этикету. Многочисленные нар. | |праздники (календарные, вывода стада на альпийские пастбища, уборки | |урожая и др.) сопровождаются конными скачками, джигитовкой, борьбой | |силачей, метанием камней, играми ряженых, поднятием тяжестей и др. | |состязаниями. С исламом (утвердился в кон. 18 в.) вошли в традицию: | |пост (ораза), моления (намаз), жертвоприношение (курман). Наряду с | |общекавк. танцами (лезгинка, исламей) распространены также ритуальные | |карачаево-балкар. танцы - голлу, сандракъ, тепене, тёгерек и др. | |Сохраняется богатый фольклор: нартские сказания, историч., трудовые, | |героич., сатирич., любовные и колыбельные песни, сказки, пословицы и | |поговорки, рассказы о Насра Ходжа (Ходже На-среддине). Традиц. муз. | |инструменты -тростниковая свирель, 2-струнная скрипка, 3-струнный | |щипковый инструмент, трещотка из чинаровых дощечек, доул и гармонь. | |ЧЕРКЕСЫ, адыгэ (самоназв.), народ группы адыгов в Рос. Федерации. | |Числ. 50,8 тыс. чел., в т.ч. в Карачае-во-Черкесии - 40,2 тыс. чел. В | |прошлом предков совр. Ч. соседние народы называли "кабардинцы", | |"бесленеевцы" или "адыги". Живут также в странах Бл. Востока, куда | |переселились во 2-й пол. 19 в. Здесь под назв. "Ч." часто объединяются| |выходцы из адыгов и др. народов Сев. и Зап. Кавказа, эмигрировавших | |после присоединения Кавказа к России. Язык кабардино-черкесский (общий| |с кабардинцами) абхазо-адыг. группы северокавказской семьи. Верующие -| |мусульмане-сунниты Назв. "Ч.", вероятно, восходит к "кер-кет", как | |называли др.-греч. авторы одну из групп адыгского нас. сев.-вост. | |побережья Чёрного моря. Совр. Черкесия была заселена адыгами в 5-7 вв.| |В 12-13 вв. часть адыгов переселилась на Терек, основав здесь | |княжества Большая и Малая Кабарда, власть к-рых распространялась и на | |Черкссию. В кон. 18 - нач. 19 вв. происходило массовое переселение | |кабардинцев в Черкесию. Другим осн. компонентом в формировании совр. | |Ч. были бесленеевцы. Первые сведения о них в рус. документах относятся| |к 16 в. В 16-18 вв. они были известны как беслснейцы, беслинцы, | |бесленсйские черкасы, а занимаемый ими район - Бесленей, Бысленей, | |Бесленейские кабаки. | |В 1922 образована Карачаево-Черкесская АО (разделившаяся в 1926 на | |Карачаевскую АО и Черкесский нац. округ, с 1928 - АО; в 1957 они были | |вновь объединены), в 1991 преобразована в республику. Оси. занятие - | |отгонное скотоводство (овцы, козы, лошади, кр. рог. скот; до принятия | |мусульманства разводили также свиней). Особое место занимало | |разведение лошадей кабардинской породы. Традиц. ремесло было в осн. | |связано с обработкой скотоводч. продуктов: выделка сукна, изготовление| |одежды, бурок и т.п. Черкесское сукно особенно высоко ценилось у | |соседних народов. На Ю. Чер-кесии была развита обработка дерева. | |Широко распространено было кузнечное ремесло, оружейное дело. Ч. были | |объединены в независимые сел. общины, имевшие свои органы | |самоуправления (в осн. - из зажиточных общинников). Их члены были | |связаны круговой порукой, пользовались общими земельными и пастбищными| |угодьями, правом голоса на нар. собраниях. Сохранялись патрилипейныс | |родств. группы (члены к-рых иногда образовывали особые кварталы в | |селениях), обычаи кровной мести, гостеприимства, куначества. Большая | |патриархальная семья, включавшая неск. поколений и насчитывавшая до | |100 чел., преобладала до 18 в. Семейные общины частично начали | |возрождаться в кон. 19 в. Брак был строго экзогамным. Брачные запреты | |распространялись па всех родственников по обеим линиям, на потомков | |людей, находившихся в молочном родстве. Бытовали левират и сорорат, | |аталычество, фиктивное родство. Браки заключались через уплату калыма.| |Возникновение большей части совр. аулов Черкесии датируется 2-й пол. | |19 в. В 19 - нач. 20 вв. было основано 12 аулов, в 20-х гг. 20 в.- 5. | |Усадьба обносилась оградой. Жилые помещения строились обычно фасадом | |на юг. Жилище имело плетёные стены на столбовом каркасе, обмазанные | |глиной, двух- или четырёхскатную крышу из плетня, покрытую соломой, | |глинобитный пол. Состояло из одной или неск. комнат (по числу в семье | |супружеских пар), примыкающих в ряд друг к другу, двери каждой комнаты| |выходили во двор. Кунацкой служила одна из комнат или отд. постройка. | |У стены между дверью и окном устраивали открытый очаг с плетёным | |дымарём, внутри к-рого устанавливали перекладину для подвешивания | |котла. Хоз. постройки также делались из плетня, часто имели круглую | |или овальную форму. Совр. Ч. возводят квадратные многокомнатные дома. | |Традиц. муж. костюм - черкеска, беш-мет, штаны, меховая шапка с | |суконной тульёй, бурка, наборный пояс, на ногах -чувяки, ноговицы, у | |богатых - красные сафьянные сапоги, шитые золотом. Сейчас только | |некоторые имеют полный комплект нац. костюма и появляются в нём по | |праздникам. Жен. одежда в самом полном варианте сложилась в 19 в. | |Платье имело разрез от пояса до полу. Нарядное платье шилось из шёлка | |или бархата, украшалось галуном и вышивкой. Платье красного цвета | |разрешалось носить только знатным женщинам. Платье подпоясывали | |серебряным поясом. Сверху надевали вышитый кафтанчик из тёмно-красной | |или чёрной материи, украшали золотым и серебряным галуном, серебряными| |застёжками. Обувь, сделанная из кожи, вышивалась серебром. Головной | |убор черкешенки зависел от её возраста и семейного положения: девочки | |ходили в платках или с непокрытой головой, взрослые девушки и молодые | |женщины (до рождения первого ребёнка) носили "золотую шапочку" с | |высоким твёрдым околышем, украшенным галуном и вышивкой, и верхом из | |сукна или бархата; поверх накидывался тонкий шелковый платок; после | |рождения ребёнка женщина совершенно закрывала волосы тёмным платком | |(концы его пропускались сзади под косами и завязывались на темени | |особым узлом) и шалью. Совр. черкешенки носят нац. платья только по | |праздникам. | |Летом питаются преим. молочными продуктами и овощами, зимой и весной | |преобладают мучные и мясные блюда. Наиболее популярен слоёный хлеб из | |пресного теста, к-рый употребляют с калмыцким чаем (зелёным с солью и | |сливками). Выпекали также дрожжевой хлеб. Широко употребляются | |кукурузная мука и крупа. Излюбленным блюдом остаётся курица или | |индюшка с соусом, заправленным толчёным чесноком и красным перцем. | |Мясо водоплавающих птиц употребляют только жареным. Баранину и | |говядину едят варёными, обычно с приправой из кислого молока с | |толчёным чесноком и солью. После варёного мяса обязательно подают | |бульон, после жареного - кислое молоко. Из просяной и кукурузной муки | |с мёдом к свадьбе и по большим праздникам готовят бузу. По праздникам | |делают халву (из поджаренной пшённой или пшеничной муки в сиропе), | |пекут пирожки. В фольклоре центральное место занимают сказания на | |общеадыгские сюжеты, нартский эпос. Развито искусство сказителей и | |исполнителей песен (джегуаки). Распространены песни-плачи, трудовые и | |шуточные песни. Традиц. муз. инструменты - скрипка, бжамей (свирель), | |пхарчач (ударный инструмент), разл. бубны, на к-рых играли руками и | |палочками. В кон. 18 в. у русских была заимствована гармоника, на ней | |играют гл. обр. женщины, на остальных инструментах - мужчины. В 14-15 | |вв. Ч. считались христианами. Христианство проникло сюда из Византии и| |Грузии в 10-12 вв. В 14 в. сюда стал проникать ислам. Окончательно | |исламизированы Ч. к 18 в., но следы христианства сохранялись в | |Черкесии вплоть до 20 в. Ч. поклонялись мн. древним божествам - богу | |плодородия Тхагаледжу, покровителю охоты Мазытхе, пчеловодства - | |Мериссе, кр. рог. скота - Ахину, коз и овец - Ямшу, верховой езды | |-Зейк1уэтхэ, богу молнии и грома Шиблэ, металла и кузнецов - Тлепшу. | |АБАЗИНЫ, абаза (самоназв.), народ в России, в Карачаево-Черкесии и на | |В. Адыгеи. Числ. 33,0 тыс. чел., в т.ч. в Карачаево-Черкесии 27,5 тыс.| |чел. Живут также в Турции, Сирии, Иордании, Ливане (ок. 10 тыс. чел.).| |Общая числ. ок. 44 тыс. чел. Язык абазинский абх.-адыг. группы | |северокавказ. семьи, имеет два диалекта: тапантский (лежит в осн. лит.| |яз.) и ашхарский. Распространены кабардино-черкесский, рус. яз. | |Письменность на рус. графич. основе. Верующие - мусульмане-сунниты. | |А.- коренные жители Кавказа. Их предки были сев. соседями абхазов и, | |по-видимому, уже в 1-м тыс. н.э. частично ими ассимилированы. В 14-17 | |вв. А., жившие по черноморскому побережью между рр. Туапсе и Бзыбь, | |переселились на Сев. Кавказ, где осели по соседству с адыгски-ми | |племенами. В дальнейшем значит. часть А. была ассимилирована адыгами, | |другая испытала их сильное культурное влияние. К сер. 19 в. традиц. | |занятия, быт и нар. творчество А. мало отличались от адыгских, вместе | |с тем нек-рые черты традиц. культуры А. сближают их с абхазами | |(развитое садоводство и пчеловодство, особенности фольклора и | |орнаментики и др.). В 1860-х гг. рос. пр-вом было осуществлено | |переселение А. на равнину. До переселения гл. отраслью х-ва было | |отгонное скотоводство (гл. обр. мелкий, а также кр. рог. скот, лошади;| |коневодство - престижное занятие), со 2-й пол. 19 в. стало преобладать| |земледелие (просо, ячмень, кукуруза; садоводство, овощеводство). Дом. | |промыслы и ремёсла: обработка шерсти (изготовление сукна, войлоков - | |гладких и узорных, бурок, войлочных шляп, ноговиц, поясов, попон и | |т.д.), выделка шкур и кож, деревообработка, кузнечество. Традиц. | |социальная организация - сел. общины, большие и малые семьи, | |патронимии. Традиц. аулы делились на патронимич. кварталы, на равнине | |- скученные, в горах гнездового типа. Древнейшее жилище - круглое, | |плетёное, распространены были также прямоугольные одно- и | |многокамерные дома из плетня; в кон. 19 в. стал применяться саман. Со | |2-й пол. 19 в. появились кирпичные и дерев. рубленые дома под железной| |или черепичной крышей. Традиц. усадьба включала один или неск. жилых | |домов, в т.ч. помещение для гостей - кунацкую, и, в отдалении от них, | |комплекс хоз. построек. Традиц. одежда общекавк. типа. Основу традиц. | |кухни составляют растит., молочные и мясные продукты. Излюбленное | |блюдо - белый соус с курятиной, заправленный чесноком и пряностями. | |Пили слабоалкогольный напиток (буза). Характерны обычаи и обряды, | |связанные с годичным циклом. Сохраняется фольклор: нартский эпос, | |разл. жанры сказок, песен. Особенности традиц.-бытовой культуры более | |всего сохраняются в пище, семейной и др. обрядности, этикете, нар. | |творчестве. Продолжается ассимиляция А., в т.ч. за счёт частых | |смешанных браков с черкесами; в то же время усиливается Движение за | |культурное возрождение и нац. автономию | |Осетия | |ОСЕТИНЫ, ирон, дигорон [самоназв.; сохранились также этнонимы туалаг | |(двалы, группа О. Наро-Мамисонского региона) и хусайраг (хусары, | |группа О. в Юж. Осетии)], народ в Рос. Федерации (осн. нас. Сев. | |Осетии, числ. ок. 335 тыс. чел.) и Грузии (осн. нас. Юж. Осетии, числ.| |65 тыс. чел.); живут также в Кабардино-Балкарии (10 тыс. чел.), в | |Карачаево-Чсркесии (4 тыс. чел.). Числ. в России 402 тыс. чел. Осн. | |субэтнич. группы: иронцы и дигорцы (на 3. Сев. Осетии). Говорят на | |осетинском яз. иранской группы индоевроп. семьи. Имеет 2 диалекта: | |иронский (лёг в основу литературного языка) и дигорский. Письменность | |(с 19 в.) на основе рус. алфавита. Верующие - православные, есть | |мусульмане-сунниты. Впервые в исторических источниках как дигоры | |(ашдигоры) упоминаются в "Армянской географии" (7 в.). В этом же | |источнике названы двалы. Груз. историк Леонтий Мровели (11 в.) | |указывает на значение "Большой двальской дороги", проходившей из | |Грузии через терр. двалов на Сев. Кавказ. О.- один из древних народов | |Кавказа. Уже со времён скиф. походов в Переднюю Азию они именуются в | |груз. хронике овсами (осами, отсюда рус. назв. осетины). Сваны | |называли их савиар, мегрелы - опсами, абхазы - ауапс, чеченцы и ингуши| |- ири, балкарцы и карачаевцы -дюгер, кабардинцы - къущхьэ. | |Формирование осет. народа связано с аборигенным населением Сев. | |Кавказа (создателями кобаиской культуры) и с пришлыми ирано-язычными | |народами - скифами, сарматами и особенно аланами (с 1 в. н.э.). В | |результате оседания последних на Центр. Кавказе коренное население | |восприняло их язык и многие черты культуры. Сложившийся здесь мощный | |союз аланов (осы - в грузинских и ясы, сони -в рус. ср.-век. | |источниках) положил начало образованию осет. народности. В 13 в. | |аланское государство было разгромлено монголо-татарами, аланы | |оттеснены с плодородных равнин к Ю., в горные ущелья Центр. Кавказа. | |На его сев. склонах образовались 4 крупных "общества", восходящих к | |плем. делению (Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Тагаурское), на | |южных - множество более мелких "обществ", находившихся в зависимости | |от груз. князей. Немало Осетин-алан ушло в Монголию и особенно в | |страны Вост. Европы (в Венгрии осела крупная компактная группа | |потомков алан, к-рая именует себя ясами, но утратила родной язык). Уже| |с 40-х гг. 18 в. складывались рус.-осет. отношения. Рус. пр-вом была | |создана "Осет. духовная комиссия". Члены комиссии организовали осет. | |посольство в Петербурге (1749-52), способствовали переселению О. в | |Моздок и моздокские степи для поселения и освоения новых земель. О., | |испытывая острую нужду в земле, неоднократно обращались через комиссию| |с просьбой к рус. правительству о переселении их в предгорные р-ны | |Сев. Кавказа. В 1774 Осетия "добровольно" вошла в состав России. | |Усилилась консолидация осетинской народности. В кон. 18-19 вв. | |началось переселение части О. с гор на равнины. Земли, переданные О. | |рос. правительством, закреплялись в основном за осет. знатью. После | |1917 происходит массовое переселение О. на равнину. 20 апр. 1922 была | |образована Юго-Осет. АО в составе Груз. ССР, в 1924 - Сев.-Осет. АО, | |к-рая 5 дек. 1936 была преобразована в Сев.-Осет. АССР в составе | |РСФСР. В 1990 Верх. Совет респ. принял Декларацию о гос. суверенитете | |Респ. Сев. Осетия. На равнине осн. традиц. занятие - земледелие | |(пшеница, кукуруза, просо, ячмень и др.). В горах наряду с земледелием| |было развито скотоводство (овцы, козы, кр. рог. скот). Традиц. система| |земледелия на равнине - трёхполье. Гл. орудие в горах - рало с | |железным сошником, упряжкой с парой быков, на равнине -тяжёлый плуг, в| |упряжке к-рого было 8-10 волов. Скот-во было важнейшим занятием, | |обеспечивавшим О. продуктами питания, сырьём, тягловой силой. | |Преобладало овцеводство и козоводство, на равнине - крупный рогатый | |скот, лошади. Были развиты домашние промыслы, ремёсла - произ-во | |сукна, овчины, мебели, посуды, резьба по дереву и камню, кузнечное, | |ювелирное, вышивка и др. Традиц. поселения в горах (кау) - небольшие, | |кучевой или рядовой планировки, на равнинах - более крупные, уличной | |планировки. Осн. строит, материал -камень, в лесистых ущельях - | |дерево. Дома одно- или двухэтажные, первый этаж для скота, крыши | |плоские, земляные. Внутри стены обмазывались глиной, с появлением печи| |с дымоходом белились. Пол земляной. Окна небольшие, четырёхугольные. | |Дома были многокомнатными, рассчитанными на большую семью. Столовая, | |совмещённая с кухней, имела открытый очаг с надочажной цепью | |(считались священными, как и центр, опорный столб, поддерживающий | |перекрытие) и делилась на мужскую и женскую половины. Для гостей | |устраивалась кунацкая комната. | |Осетинское общество делилось на несколько социальных групп. | |Сохранились кровная месть, распространяющаяся на близких и дальних | |родственников. Она возникает из-за земли, оскорбления чести, похищения| |женщин и т.д. Примерение завершается выплатой скота, ценных вещей | |(оружия, пивоваренного котла и пр.) и устройством "кровного стола" для| |угощения сторон потерпевших. Обычаи гостеприимства, куначества, | |побратимства, взаимопомощи, аталы-чества мало отличались от | |аналогичных у других народов Сев. Кавказа. Пережитки родового строя | |проявлялись в делении на патронимии - малая (мыгкаг) и большая | |(осрвадослтое). Большие семьи сохранялись даже в первые годы сов. | |власти. Все вопросы решались на семейном совете. Права главы семьи | |были ограничены. Обычно главой был старший по возрасту. Обязанности | |между женщинами распределяла его жена или старшая женщина. Осн. семьёй| |была малая семья. В ней господствовали патриархальные устои: | |безусловное подчинение младшего старшему, бесправие женщины. Вместе с | |тем сохранилось немало элементов матриархата. Особым уважением | |пользовалась пожилая женщина. Старшая женщина была распорядительницей | |на семейных и обществ, торжествах. Большинство О. исповедовало | |православие, проникавшее в 6-7 вв. из Византии, позже из Грузии, с 18 | |в. из России, меньшинство - ислам (воспринятый в 17-18 вв. от | |кабардинцев); сохранялись языч. верования и обряды. Среди | |разнообразных жанров фольклора выделяются эпос о нартах, героич. | |песни, предания, плачи. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. формируется осет.| |интеллигенция. В 1798 издана первая книга па осет. яз. ("Краткий | |катехизис"). В 40-х гг. 19 в. рус. филологом и этнографом А.М. | |Шег-реном составлены осет. грамматика и осет. практический алфавит на | |рус. основе. На нем стала выходить духовная и светская лит-ра, | |фольклорные тексты, школьные учебники, а также издана "Осет. лира" | |("Ирон фандыр"). До сер. 1910-х гг. в Осетии имелось более 200 нач. и | |ср. школ, значит, число нац. интеллигенции, развивалась худ. лит-ра, | |появилась драматургия, проза. В дальнейшем получили развитие | |образование, культура, искусство, здравоохранение, наука, созданы | |проф. театры, гос. ансамбли, худ. коллективы. | |Адыгея | |АДЫГЕЙЦЫ, адыгэ (самоназв.), народ в России (122,9 тыс. чел.), | |коренное нас. Адыгеи (95,4 тыс. чел.). Живут также в соседних р-нах | |Краснодарского края (20,8 тыс. чел.). Часть живёт в Турции (5 тыс. | |чел.) и странах Бл. Востока. До 20 в. существовали субэтнич. группы: | |абад-зехи, бесленеевцы, бжедуги, жанеевцы, егерухаевцы, мамхеги, | |махошевцы, нату-хайцы, темиргоевцы, хатукаевцы, шапсуги, хакучи. | |Говорят на адыгейском яз. абхазо-адыгской гр. северокавказ. семьи, | |диалекты: темиргоевский (лежит в осн. лит. яз.), абадзехский, | |бжедугский, шапсугский. Распространён рус. яз. Письмен-нность на рус. | |графич. основе. Верующие - мусульмане-сунниты. А., как и др. адыги - | |кабардинцы и черкесы, - потомки автохтонного нас. Сев.-Зап. Кавказа. | |После терр. обособления в 13-14 вв. кабардинцев этнич. процессы среди | |ост. нас. привели к формированию совр. А. Социальное развитие А. | |протекало неравномерно. Шапсугам, на-тухайцам и абадзехам (т.н. | |демократич. племена) удавалось ограничивать права своего дворянства, | |они управлялись выборными старшинами. Т.н. аристократические племена | |(бжедуги, темиргоевцы, хатукаевцы и др.) управлялись князьями. С | |1820-х гг. царское пр-во начало планомерное завоевание Адыгеи. Подъём | |освободит. движения в годы Кавказской войны стимулировал исламизацию | |А., сопровождался внутр. самоорганизацией А., складывались основы | |военно-гос. союза всех групп А. Последние очаги сопротивления А. были | |подавлены царскими войсками в 1864. Неск. сот тысяч А. в 1860-е гг. | |были депортированы и рассеялись по странам Бл. Востока, меньшая .часть| |А. переселилась в равнинные р-ны. В 1922 обр. Адыгейская авт. обл., с | |1937 в составе Краснодарского края, с 1991 - Респ. Адыгея. Традиц. | |занятия - пашенное земледелие (просо, ячмень, с 19 в. осн. культуры - | |кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (кр. и | |мелкий рог. скот, коневодство). Дом. промыслы - плетение, ткачество, | |бурочное и кожевенное произ-во, резьба по камню и дереву, золотое и | |серебряное шитьё. Традиц. поселения состояли из отд. хуторов-усадеб, | |делились на патронимич. части, на равнине - улично-квартальной | |планировки. Традиц. жилище турлучное, однокамерное, к к-рому | |пристраивали дополнит. изолир. помещения с отд. входом для женатых | |сыновей. Одежда общесеверокавказского типа, у мужчин - нательная | |рубаха, бешмет, черкеска, ременный пояс с серебряным набором, штаны, | |войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы;| |у женщин - шаровары, ниж. рубаха, облегающий кафтанчик, длинное | |распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными | |лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым | |галуном, платок. В пище используются зерновые, мясные, молочные | |продукты, широко употребляются овощи. В нач. 20 в. при преобладании | |малых семей сохранялись болыпесемейные общины (до неск. дес. чел.). | |Семейно-быто-вой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами.| |Однако в целом положение женщины было достаточно высоким. Было | |распространено аталыче-ство. Для традиц. верований характерен | |разветвлённый пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т.д. Фольклор | |включает нартский эпос, разнообразные песни - героические, лирич-, | |бытовые и др., танцы. | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |