рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Топливно-энергетический комплекс мира

в глубоком бурении, снижению стоимости промыслового и бурового

оборудования, транспортировки нефти, интенсивное внедрение современных

высокопроизводительных технологий, с одной стороны, и существенная реформа

системы недропользования, в том числе, налогового законодательства в

отношении недропользования, поиска, разведки, добычи и транспортировки

нефти, газа и угля, с другой. Целевое уменьшение налогового бремени на

нефтегазовый комплекс при рационализации структуры налогообложения, ее

дифференциации по условиям и этапам освоения позволит уже в среднесрочной

перспективе получить мультипликативный эффект для роста всего нефтегазового

комплекса и всей экономики, даст возможность интенсивнее осваивать новые

месторождения, применять новые технологии, которые могут существенно

увеличить дебиты скважин, повысить коэффициент извлечения и т.п. Все это

расширит налогооблагаемую базу и, в конечном счете, поступления в бюджет.

В условиях реально работающей экономики топливно-энергетический

комплекс должен превратиться из донора бюджета лишь в один из многих, но

важный источник его наполнения.

При построении конкретных моделей были рассмотрены два уровня

ограничений на максимальную добычу нефти с учетом радикальной (1) или

консервативной (2) реформ системы недропользования, включая налоговое

законодательство. В первом случае оценки возможных уровней добычи нефти,

естественно, более оптимистичны. Назовем такие ограничения "мягкими".

Согласно полученным таким образом ограничениям, добыча нефти в России в

2030 г., с учетом освоения новых месторождений, может превысить 500 млн т и

приблизиться к 600 млн т в год. В реальных расчетах были, тем не менее,

приняты значительно более низкие уровни максимально возможной добычи нефти

при "мягких" ограничениях - до 395- 415 млн т в год.

Однако и эти ограничения многие специалисты нефтегазового комплекса

могут посчитать излишне оптимистическими. В связи с этим был рассмотрен еще

один уровень ограничений, которые не предполагают серьезной реформы

налогового законодательства и учитывают реальную ситуацию, складывающуюся

на сегодня в нефтегазовом комплексе. Согласно принятым в этих

предположениях ограничениям, добыча нефти в 2010 г. не будет превышать 280-

290, в 2020 г. - 255-265 и в 2030 г. - 235-245 млн т. Назовем такие

ограничения "жесткими".

Благодаря надежной сырьевой базе ограничения по добыче газа во всех

вариантах менее жесткие. Они приняты на уровне 885-915 млрд м3 в год.

Ограничения по темпам роста ВВП. Оценки показывают, что если принять за

начало подъема российской экономики 2000 г., что в нынешней ситуации

выглядит, вероятно, излишне оптимистическим, то Россия вернется к уровню

ВВП на душу населения, достигнутому в РСФСР в 1989 г., при росте ВВП на 2%

в год - в 2069 г., на 3% в год - в 2049 г., на 5-7% в год - в 2027-2035

гг.!

Следует признать, что уровень годового прироста ВВП в 2-3% не может

обеспечить приемлемых темпов достижения народами России достойного уровня

жизни и отодвигает решение этой проблемы в лучшем случае на вторую половину

или даже на последние десятилетия XXI в. Заметим, что это обстоятельство

начали осознавать многие политические партии в России. Так, предвыборные

программы ряда партий указывают на необходимость обеспечить долгосрочный

устойчивый рост ВВП на уровне 4-6% в год, а избирательное объединение

"Коммунистическая партия Российской Федерации" даже 7-12% в год! При этом

необходимые условия, при которых возможны такие темпы роста ВВП, как

правило, не обсуждаются.

При оценке максимального реально достижимого темпа годового прироста

ВВП необходимо иметь в виду, что в Японии, например, в 1961-1968 гг. он

составлял 9,9%, в этот же период в СССР он был равен 5,8%, в 1969-1978 гг.

варьировал в интервале 5,0-7,5%, а в Китае уже более 20 лет, с 1988 по 1999

г. (исключая 1998 г.), годовой прирост ВВП превышает 10%.

Представляется вполне реальным принять для долгосрочной программы

ожидаемые темпы годового прироста ВВП на уровне 5-8%. Подчеркнем, что даже

при таких темпах роста Россия достигнет ВВП на душу населения, который имел

место в 1989 г., в лучшем случае в конце третьего десятилетия XXI века.

Обещать населению России в ближайшие годы западноевропейский или

американский уровень жизни - это значит обманывать его в который раз!

Ограничения по росту эффективности энергопотребления. Россия не может

отказаться ни сегодня, ни в обозримом будущем от развития собственных

отраслей горной промышленности, металлургии, нефтепереработки и нефтехимии.

Кроме того, учитывая реальные природно-климатические условия, Россия должна

тратить огромную массу энергетических ресурсов (по некоторым оценкам, до

30%) на отопление. Поэтому, даже при использовании в энергетике, в

промышленности, на транспорте, в сельском и коммунальном хозяйстве, а также

в других важных секторах экономики наиболее эффективных по потреблению

энергии и энергосберегающих технологий, изменении структуры экономики,

рационализации использования энергии Россия не может (и не должна) достичь

эффективности энергопотребления, которая имеет место в наиболее развитых

европейских странах или в Японии. Примеры США, Канады, Норвегии,

Великобритании - лишнее тому подтверждение. Эффективность энергопотребления

в 1995 г. была равна в США 2,3 доллара (в ценах 1993 г.) ВВП на кг

условного топлива, в Австралии - 2,2, в Норвегии - 2,1, в Канаде 1,4

доллара (1993 г.) ВВП на кг условного топлива.

В 1968-1995 гг. на каждый дополнительно используемый кг условного

топлива США увеличивали ВВП на 2,8 доллара, Австралия - 2,0 доллара,

Норвегия - 1,9 доллара, Канада - 1,1 доллара, Россия (1968-1985 гг.) - 2,2

доллара. В странах группы I, описанной выше, показатель эффективности

использования дополнительной энергии был выше и составлял 4,5 - 8,5 доллара

на кг условного топлива.

Из проведенного рассмотрения очевидно, что единственно приемлемыми для

России вариантами долгосрочного социально-экономического развития являются

такие, которые позволяют в исторически короткие сроки:

достичь и превзойти уровень ВВП на человека в год, который имел место в

России (РСФСР) в 1989 г., при одновременном изменении структуры ВВП;

достичь и превзойти уровень эффективности использования энергии, который

имел место в России (РСФСР) в 1989 г.

Достижение этих целей означает возвращение России к модели

энергопотребления, характерной для развитых стран, располагающих

собственными энергетическими ресурсами.

Количественно такие цели развития можно сформулировать следующим

образом.

Обеспечить в ближайшей перспективе устойчивый рост ВВП на душу

населения на уровне 5-8% в год.

Увеличить эффективность потребления энергии к 2030 г. до 1900-2100

долларов (1993 г.) за т условного топлива.

Довести ВВП на душу населения к 2030 г. до 15000-19000 долларов

(1993г.)/чел., что отвечает современному уровню таких стран, как

Великобритания, Италия, Канада, Австралия.

Возможный диапазон траекторий развития для достижения этих целей

показан в виде пунктирных линий на графике. 2.

Обеспечить такие уровни роста ВВП и эффективности энергопотребления

достаточно сложно, но, учитывая, что нижний предел Россия уже имела до

кризиса, представляется, что на базе использования лучших отечественных и

мировых технологий достижение этих целей к 2030 г. или несколько ранее

вполне возможно.

В сценариях принято, что их реализация будет на 60-80% достигнута

благодаря росту эффективности энергопотребления. Существенное повышение

эффективности энергопотребления должно быть обеспечено за счет перевода

электроэнергетики на газотурбинные станции, коренной реконструкции и

модернизации промышленности и сельского хозяйства, существенного

энергосбережения в коммунальном хозяйстве, промышленном и жилищном

строительстве, применения новейших технологий и оборудования, внедрения

энергосберегающих систем.

Оценки показывают, что в этих предположениях потребление энергии в

Российской Федерации составит в 2000 г. 905-930 млн т условного топлива, в

2010 г. - 990-1050 млн т условного топлива, в 2020 г. - 1100-1190 млн т

условного топлива и в 2030 г. - 1130-1400 млн т условного топлива.

Таким образом, при реализации предлагаемой концепции ВВП на душу

населения за первые три десятилетия XXI в. возрастет в 3,3-4,2 раза,

эффективность энергопотребления - в 2,4-2,7 раза и потребление энергии - в

1,3-1,5 раза.

В сценариях предусмотрено, что:

на весь период до 2030 г. нефть и газ останутся доминирующими

энергоносителями, на долю которых и в 2030 г. будет приходиться свыше 70%

производимой энергии, хотя по естественным ограничениям некоторое снижение

роли нефти в балансе произойдет (табл. 1);

в зависимости от выбора вариантов ресурсных ограничений в прогнозах будут

иметь место стабилизация либо существенное увеличение доли газа и

соответственно снижение доли нефти в энергетическом балансе; роль нефти в

топливно-энергетическом балансе уменьшится, что снизит потребность в

мазутах и сделает абсолютно необходимыми более глубокую переработку нефти и

дальнейшее развитие нефтехимии;

при "жестких" ограничениях на добычу нефти произойдет некоторое увеличение

роли угля или ядерной энергии в энергетическом балансе; рассмотрено два

крайних варианта - с "угольной" или "ядерной" ориентацией энергетических

балансов. Естественно, могут быть реализованы и любые промежуточные

варианты;

учитывая значительный внешний долг, экономические и геополитические

интересы России как в Европе, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе,

значительные объемы экспорта нефти, нефтепродуктов и газа сохранятся в

течение всего рассматриваемого периода (табл. 2). Прогноз объемов экспорта

нефти, нефтепродуктов и газа следует рассматривать как некоторые оценки

сверху, которые могут быть понижены с учетом реально складывающейся

ситуации в нефтяной и газовой промышленности, а также спроса и цен на

мировом рынке, но которые вряд ли можно превзойти. Понятно, что при

снижении объемов экспорта в рамках рассматриваемых сценариев следует

предусмотреть соответственно снижение общих объемов добычи нефти и газа.

|Табл. 23. Прогноз структуры |

|топливно-энергетического баланса в России в |

|2000 и в 2030 гг., % |

|Параметры |2000 г. |2030 г. |

|Нефть: | | |

|при "жестких" |23-24 |15-18 |

|ограничениях на добычу | | |

|при "мягких" |23-24 |23-24 |

|ограничениях на добычу | | |

|Газ: | | |

|при "жестких" |50-51 |55-58 |

|ограничениях на добычу | | |

|нефти | | |

|при "мягких" |50-51 |51-53 |

|ограничениях на добычу | | |

|нефти | | |

|Уголь ("угольная" | | |

|ориентация): | | |

|при "жестких" |18-19 |22-24 |

|ограничениях на добычу | | |

|нефти | | |

|при "мягких" |18-19 |20-21 |

|ограничениях на добычу | | |

|нефти | | |

|Уголь ("ядерная" | | |

|ориентация): | | |

|при "жестких" |18-19 |19-20 |

|ограничениях на добычу | | |

|нефти | | |

|при "мягких" |18-19 |19-20 |

|ограничениях на добычу | | |

|нефти | | |

|Атомная энергия | | |

|("угольная" | | |

|ориентация): | | |

|при "жестких" |3,7-4,1 |2,2-2,9 |

|ограничениях на добычу | | |

|нефти | | |

|при "мягких" |3,7-4,1 |2,2-2,8 |

|ограничениях на добычу | | |

|нефти | | |

|Атомная энергия | | |

|("ядерная" ориентация):| | |

|при "жестких" |3,7-4,1 |5,4-5,7 |

|ограничениях на добычу | | |

|нефти | | |

|при "мягких" |3,7-4,1 |3,0-3,1 |

|ограничениях на добычу | | |

|нефти | | |

|Гидроэнергия |2,1-2,3 |1,3-1,6 |

Для достижения сформулированных выше долгосрочных целей необходимо

реализовать следующие уровни деятельности ТЭК.

Нефтяная промышленность. Возможны два крайних варианта развития

нефтяной промышленности - с возрастающей и падающей добычей (табл. 24, рис.

5).

|Табл. 24. Прогноз уровней добычи (производства) и экспорта основных |

|энергоносителей Россией в 2000-2030 гг. |

|Параметры |Добыча (производство) |Экспорт |

|Параметры и годы |Западная |Восточная|Европейс|Шельф |

| |Сибирь |Сибирь и |кие |Баренцева и |

| | |Дальний |районы |Охотского |

| | |Восток |РФ |морей, Обская|

| | | | |и Тазовская |

| | | | |губы |

|Нефть, млн т: | | | | |

|при "жестких" | | | | |

|ограничениях на | | | | |

|добычу | | | | |

|2000 г. |205-210 |0-1 |98-100 |0-0,5 |

|2010 г. |200-204 |6-7 |72-77 |12-15 |

|2020 г. |172-177 |25-29 |46-55 |15-20 |

|2030 г. |155-163 |30-36 |37-42 |15-20 |

|при "мягких" | | | | |

|ограничениях на | | | | |

|добычу | | | | |

|2000 г. |205-210 |0-1 |98-100 |0-0,5 |

|2010 г. |237-243 |7-8 |87-92 |12-15 |

|2020 г. |251-255 |36-42 |67-73 |15-20 |

|2030 г. |261-272 |50-60 |61-71 |15-20 |

|Газ, млрд м3: | | | | |

|при "жестких" | | | | |

|ограничениях на | | | | |

|добычу нефти | | | | |

|2000 г. |540-565 |4-5 |40-45 |нет данных |

|2010 г. |600-640 |45-50 |35-40 |30-35 |

|2020 г. |610-645 |80-85 |35-40 |76-105 |

|2030 г. |620-650 |95-100 |35-40 |95-125 |

|при "мягких" | | | | |

|ограничениях на | | | | |

|добычу | | | | |

|2000 г. |540-565 |4-5 |40-45 |нет данных |

|2010 г. |532-565 |40-44 |31-35 |27-31 |

|2020 г. |549-586 |72-77 |31-37 |68-95 |

|2030 г. |565-607 |87-93 |32-37 |87-117 |

Естественно, как и для нефти, может быть реализован и любой,

промежуточный между этими двумя крайними, вариант. Как и для нефти,

предложенные в табл. 24 уровни экспорта газа необходимо рассматривать как

ограничения сверху, конкретная их величина должна определяться

потребностями рынка, состоянием инвестиций и геополитическими интересами

России.

Программа развития газовой промышленности должна предусматривать

устойчивую на длительный срок деятельность и развитие Западносибирско-

Европейской системы газодобычи и газообеспечения, продолжение газификации

европейских районов России, газификацию Юга Сибири и выход России на

Азиатско-Тихоокеанский энергетический рынок.

В Западной Сибири важнейшими задачами являются ввод в разработку

Заполярного месторождения, а в среднесрочной перспективе - месторождений

полуострова Ямал.

Важнейшим элементом стратегии развития газовой промышленности в

Европейской части России должен стать ввод в разработку Штокмановского

месторождения в Баренцевом море.

Необходимо в ближайшие годы ускоренными темпами завершить разведку и

начать разработку гигантских Ковыктинского и Чаяндинского газовых и

Юрубчено-Тохомского и Верхнечонского газонефтяных месторождений,

сформировать и начать реализовывать программу создания новых крупных

центров добычи нефти и газа в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия),

интенсивно осваивать месторождения на сахалинском шельфе.

В рамках программы освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и

Республики Саха (Якутия) необходимо обратить особое внимание на проблему

выделения, сохранения и реализации гелия, который содержится в этих газах в

уникальных концентрациях. Прогнозные оценки показывают, что за пределами

2007-2010 гг. на мировом рынке будет ощущаться острый недостаток гелия, и

Россия может стать крупнейшим экспортером этого стратегически важного

сырья.

Угольная промышленность. Общий рост энергопотребления в стране при

подъеме экономики и росте ВВП требует даже при сохраняющейся определяющей

роли нефти и газа в энергетическом балансе одновременного роста добычи

угля. Было рассмотрено две ориентации в энергетической стратегии.

Первая. Назовем ее условно "угольной", когда весь необходимый прирост

энергопотребления неуглеводородных энергоносителей будет осуществлен за

счет угля, а производство энергии атомными и гидроэлектростанциями по

абсолютной величине останется на прежнем уровне. Вторую ориентацию в

стратегии развития энергетического баланса назовем "ядерной". В рамках

сценариев этой ориентации производство электроэнергии атомными станциями и

роль ядерной энергии в энергетическом балансе возрастают.

При "угольной" ориентации энергетической стратегии и "мягких"

ограничениях на добычу нефти добыча угля в пересчете на каменный уголь

должна быть доведена в 2030 г. до 350-435 млн т, при "жестких" ограничениях

на добычу нефти потребность в угле будет еще больше. Его добыча должна

составить в 2030 г. 375-490 млн т (табл. 24).

При "ядерной" ориентации энергетической стратегии потребность в угле

будет несколько меньше: при "мягких" ограничениях на добычу нефти добыча

угля должна быть доведена в 2030 г. до 320-420 млн т, при "жестких" -

потребность в угле в 2030 г. будет 335-435 млн т (табл. 24).

Выполненные оценки показывают, что при любых вариантах энергетической

стратегии России на первые десятилетия XXI в. потребность в угле будет

возрастать. В качестве примера укажем, что в 1996 г. добыча товарного угля

составляла в Китае - 1397 млн т, в США - 959 млн т, в Австралии - 270 млн

т, в ЮАР - 220 млн т, в Германии - 240 млн т. Важно также иметь в виду, что

во многих странах роль угля в производстве энергии весьма значительна. Так,

в Китае уголь составляет 76,4% в энергетическом балансе, в Австралии -

39,3%, в Германии - 28,4%, в США - 22,6%, в Великобритании - 20,9%.

В связи с этим положение в угольной промышленности России вызывает

большую тревогу. В 1990-1994 гг. добыча угля уменьшалась более чем на 30

млн т ежегодно, в 1995-1997 гг. сокращение достигало 12 млн т в год. В 1998

г. падение добычи угля составило 13 млн т, при этом объем добычи был 232

млн т, что почти на 200 млн т меньше, чем в 1988 г. (425,5 млн т).

Обращает на себя внимание, что реструктуризация отрасли и закрытие

многочисленных шахт осуществляются не на основе тщательного анализа

конкретной ситуации отечественными экспертами, а под "диктовку" Всемирного

Банка реконструкции и развития, который определяет не только перечень

закрываемых шахт, но и сроки прекращения их деятельности. По существу, эти

рекомендации направлены на дальнейшее резкое сокращение добычи угля в

стране, а также окончательное вытеснение российского угля с мирового рынка,

что не соответствует национальным интересам страны. С 1997 г. в России

приостановлено строительство 11 прогрессивных угольных объектов, полностью

разрушена единая система управления угольной промышленностью. Если эта

тенденция сохранится, то, располагая огромными ресурсами и запасами угля,

Россия сократит его роль в энергетическом балансе до недопустимо низкого

уровня, который не будет обеспечивать необходимые темпы роста

энергопотребления.

В стране отсутствует долгосрочная программа возрождения угольной

промышленности.

Атомная промышленность. При "угольной" ориентации энергетической

стратегии на весь период до 2030 г. производство электроэнергии сохранится

на уровне 110-120 млрд кВт*ч. При "ядерной" ориентации энергетической

стратегии и "мягких" ограничениях на добычу нефти производство

электроэнергии атомными станциями составит в 2010 г. 114-125, в 2020 г. 123-

124 и в 2030 г. 134-152 млрд кВт*ч. При "жестких" ограничениях на добычу

нефти производство электроэнергии атомными станциями составит в 2010 г. 129-

139, в 2020 г. 165-172 и в 2030 г. 213-250 млрд кВт*ч (табл. 2). Напомним,

что одобренная правительством РФ в июле 1998 г. "Программа развития атомной

энергетики Российской Федерации на 1998-2005 гг. и период до 2010 г."

предусматривает уже в 2010 г. довести производство электроэнергии атомными

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.