рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Современные деньги: сущность, формы, эволюция

ниже будет спрос на них. Зависимость спроса на деньги от величины

процентных ставок можно изобразить графически в виде наклонной кривой (рис.

3). Любой другой фактор (кроме процентной ставке) будет сдвигать кривую

спроса вправо (спрос растет) или влево (спрос падает).

Процентная ставка

S

S1

i1

i

D1

i2

D

m m1

Количество денег

Рис. 3. Спрос и предложение на денежном рынке

Предложение денег. Предложение денег целиком зависит от государства.

Государство в лице центрального банка осуществляет денежную эмиссию, а

также влияет на способность коммерческих банков увеличивать или уменьшать

количество кредитных денег.

Под влиянием спроса и предложения на денежном рынке устанавливается

“цена денег” – равновесная процентная ставка. На графике мы видим эту

равновесную процентную ставку i.

Что произойдет на денежном рынке, если цены в экономике начнут расти?

Населению и предприятиям потребуется больше денег, с тем, чтобы обеспечить

свои сделки по покупке товаров и услуг. Спрос на деньги вырастет вне

зависимости от процентной ставки. Кривая спроса сдвинется вправо (D1), при

том же объеме денежного предложения (т) вырастет процентная ставка до i1.

Если предложение денег растет (т т1) при том же спросе на них, то

это должно привести к снижению процентных ставок. На графике увеличение

денежного предложения можно показать кривой S1, в этом случае процентная

ставка понизится и достигнет размера i2.

Однако процессы, происходящие в реальной экономике, гораздо сложнее,

чем это показано на приведенном графике. Увеличение денежного предложения

может очень быстро повлиять на рост цен, что, в свою очередь, вызовет

увеличение спроса на деньги и рост процентных ставок.

Что же происходит на денежном рынке, если государство увеличивает

денежное предложение?

Государственное регулирование денежной массы

В соответствии с вышеупомянутыми теориями существует два подхода к

оценке роли денег в обеспечении макроэкономической стабильности.

Дж.М. Кейнс считал, что на начальной стадии увеличения объема денежной

массы (увеличение денежного предложения) произойдет падение процентных

ставок. На нашем графике (см. рис. 3) перемещение кривой предложение вправо

даст новую точку равновесия при более низкой процентной ставке i2. Снижение

процентных ставок приведет к росту спроса на деньги. На начальной стадии

(длительность которой зависит от состояния экономики в стране) увеличение

количества денег не вызовет мгновенного роста цен и доходов населения.

Снижение процентных ставок влияет на рост инвестиционного спроса.

Предприятия, имея возможность получить “дешевые деньги” под низкий процент,

увеличат инвестиции, вкладывая их в производство товаров и услуг. В

результате в экономике начнется оживление, и затем рост, увеличится объем

производства и занятость населения.

Поскольку, согласно теории Кейнса, увеличение объема денежной массы

приведет к снижению процентных ставок, увеличению объема инвестиций в

экономике, росту совокупного спроса и росту производства, государство

должно активно вмешиваться в денежный рынок. В условиях экономического

спада и депрессии государство должно увеличивать денежное предложение для

стимулирования роста производства и занятости, а в условиях инфляции –

уменьшать его. Государство должно проводить активную кредитно-денежную

политику: в условиях спада – политику “дешевых денег”, а в условиях

инфляции - политику “дорогих денег”.

Монетаристы, в отличие от Кейнса, считают, что связь между объемом

денежной массы и изменением номинального ВНП не является столь

опосредованной. Согласно их концепции, количество денег в обращении

оказывает непосредственное воздействие на номинальный ВНП.

Для обоснования своей концепции они пользуются уравнение обмена:

MV = PQ,

где М – объем денежной массы; V – скорость обращения денег, то есть

число раз, которое денежная единица тратится на приобретение товаров и

услуг в течение года; Р – уровень цен, или средняя цена, по которой

продается каждая единица произведенного товара или услуги; Q – физический

объем произведенных товаров и услуг.

Левая часть уравнения обмена MV представляет собой все расходы на

покупку товаров и услуг в экономике, а правая PQ – выручку продавцов этих

товаров и услуг.

По мнению монетаристов, скорость обращения денег является относительно

стабильной и предсказуемой для экономики конкретной страны. При этом в

разных странах этот показатель может сильно различаться. Так, в стабильных

экономиках с низким уровнем инфляции скорость оборота денег, как правило,

меньше, чем в странах с высокой инфляцией. И это можно объяснить: в странах

с высокой инфляцией люди стараются как можно скорее избавиться от денег,

попавших к ним в руки, они их быстрее тратят, покупая товары и услуги, в

результате деньги быстрее оборачиваются.

Если скорость обращения денег относительно постоянна, то PQ напрямую

зависит от М– количества денег. Увеличение денежного предложения приводит к

росту номинального ВНП.

Монетаристы считают, что денежное предложение является единственным

важнейшим фактором, который определяет уровень производства, занятости и

цен в стране. Увеличение денежного предложения повышает спрос на все виды

активов – как реальных, так и финансовых. А увеличение совокупного спроса

приводит соответственно к росту номинального ВНП. Если экономика находится

в состоянии полной занятости (когда задействован весь производственный

потенциал экономики и уже производится столько продукции, сколько экономика

в состоянии произвести при “полном использовании” ресурсов), то увеличение

совокупного спроса, вызванного ростом денежной массы, приведет к росту цен

и инфляции.

Иными словами, изменение М приведет к изменению PQ либо за счет роста

Р, либо за счет роста Q. Монетаристы считают, что увеличение объема

денежной массы может поначалу вызвать рост реального объема производства,

но лишь на короткое время. В длительной перспективе увеличение денежного

предложения влияет только на уровень цен, вызывая инфляцию.

Закон денежного обращения

Основываясь на уравнении обмена, можно определить, какое количество

денег должно быть в обращении. Зависимость между количеством денег, их

структурой, скоростью оборота денежной массы, уровнем цен и реальным

объемом производства определяет закон денежного обращения.

В общем виде закон, определяющий количество денег в обращении, может

быть выражен следующей формулой:

P1Q1 – P2Q2 + D1 – D2

M =

,

V

где М – количество денег, необходимых для обращения; P1Q1 – сумма цен

товаров и услуг, находящихся в обращении (количество товаров, умноженное на

уровень цен); P2Q2 – сумма цен товаров, проданных в кредит, по которым еще

не наступил срок оплаты; D1 – сумма платежей по наступившим долговым

обязательствам; D2 – сумма взаимно погашаемых платежей; V – скорость

оборота денег.

Рассмотрим более подробно некоторые факторы, определяющие необходимое

количество денег в обращении. Во-первых, сумма цен реализуемых на рынке

товаров и услуг (P1Q1). Если количество проданных в стране товаров и услуг

увеличивается, например, вдвое, то при прочих равных условиях потребуется

вдвое больше денег, чем прежде. Количество обращающихся товаров и

предоставляемых услуг оказывает прямое влияние на количество денег в

обращении. Если цены всех товаров повысятся вдвое, то для обслуживания

товарооборота потребуется вдвое большее количество денег. При этом

физический объем товарооборота (количество проданных товаров в натуральных

единицах – тоннах, метрах и т.п.) может и не измениться. Уровень товарных

цен оказывает прямое воздействие на количество денег в обращении.

Во-вторых, сумма цен товаров и услуг, проданных в кредит (P2Q2).

Степень развития кредита оказывает обратное влияние на количество денег,

находящихся в обращении: чем шире развит кредит, тем меньшее количество

денег требуется для обращения.

В-третьих, сумма наступивших платежей (D1) отражает количество денег,

необходимых для оплаты долгов: чем больше существует отсроченных платежей,

тем большее количество денег необходимо для их осуществления.

В-четвертых, сумма взаимно погашающихся платежей (D2) отражает степень

развития безналичных расчетов. Она оказывает обратное влияние на количество

денег в обращении: чем больше долговых обязательств погашается путем

безналичных расчетов, тем меньше денег требуется для обращения.

Денежные системы

Денежная система – исторически сложившееся и законодательно

закрепленное устройство денежного обращения в стране. Денежные системы

сформировались в XVI – XVII вв. в условиях становления централизованных

государств и их национальных товарных и финансовых рынков.

1. Понятие денежной системы

Денежные системы прошли длительных путь развития, видоизменяясь вместе

с эволюционными процессами, происходившими в экономике стран и регионов.

Классификацию денежных систем отдельных государств принято производить

по разным ключевым признакам: по виду денег как формы платежного средства,

по роли государства в регулировании денежного оборота и т.д.

В зависимости от вида денег различают денежные системы двух типов:

. системы металлического обращения;

. системы бумажно-кредитного обращения.

Денежные системы металлического обращения базируются на металлических

деньгах (золотых, серебряных), которые выполняют все функции, присущие

деньгам как всеобщему эквиваленту (мера стоимости, средства обращения и

платежа, средства накопления), а обращающиеся одновременно с металлическими

деньгами банкноты могут быть в любой момент времени обменены на

металлические деньги.

Денежные системы бумажно-кредитного обращения базируются на господстве

бумажных или кредитных денег.

Рассмотрим сначала денежные системы, основывающиеся на металлических

деньгах

Биметаллизм и монометаллизм

Биметаллизм – денежная система, при которой государство законодательно

закрепляет роль всеобщего эквивалента за двумя металлами, обычно золотом и

серебром. Монеты из золота и серебра функционируют на равных основаниях,

предусматривается их свободная чеканка. На рынке устанавливались две цены

(в золоте и в серебре) на один и тот же товар. Биметаллизм существовал с

XIV – XVII вв., а в некоторых странах Западной Европы и в XIX в. Наличие

двух металлов в роли всеобщего эквивалента, однако, вступало в противоречие

с экономической сущностью денег как единого товара, призванного

осуществлять измерение стоимости всех других товаров. Развитие

экономических отношений требовало стабильности денежной системы, не

подверженной колебаниям стоимости одного из денежных металлов.

Монометаллизм – денежная система, при которой один денежный металл

является всеобщим эквивалентом и основой денежного обращения.

Истории известны серебряный и золотой монометаллизм. Золотой

монометаллизм, или золотой стандарт, существовал в виде золотомонетного,

золотослиткового, и золотодевизного стандартов.

При золотомонетном стандарте в обращении находились золотые монеты

(определенного веса и содержания) и различные виды денежных знаков

(банкноты, бумажные деньги), которые свободно обменивались на золотые

монеты.

При золотослитковом стандарте банкноты обменивались только на золото в

слитках, причем с определенными ограничениями. Золотослитковый стандарт был

введен в период частичной стабилизации экономики (1924 – 1928 гг.) в

некоторых из западноевропейских стран (в частности, в Англии в 1925 г., во

Франции – в 1928 г.). При золотослитковом стандарте можно было приобрести

золото лишь сравнительно богатым держателям средств.

В эти же годы западные страны, имевшие ограниченные золотые запасы,

ввели золотодевизный стандарт, предполагавший обмен национальных валют на

другие валюты, в том числе и на валюту стран с золотослитковым стандартом.

Международный золотой стандарт обеспечивал стабильность денежного

обращения как внутри отдельных стран, так и стабильность мировой валютной

системы в течение нескольких десятилетий, предшествовавших Первой мировой

войне. Механизм реализации международного золотого стандарта требовал

выполнения двух условий; во-первых, каждая страна должна было выбрать

золото в качестве основного стандарта стоимости валюты, поддерживая

соответствие денежной единицы определенному количеству золота; и, во-

вторых, каждая страна должна было разрешить свободный экспорт и импорт

золота. Для того чтобы все деньги, включая монеты, банкноты и средства на

банковских депозитах, имели равную стоимость, страна может: 1) чеканить

золотые монеты, содержащие установленные законом в качестве стандартной

единицы стоимости количество золота; 2) отдавать казначейству распоряжения

о покупке или продаже золота в слитках по фиксированной цене; 3)

поддерживать паритет своей валюты путем покупки или продажи валюты страны.

При золотомонетном и золотослитковом стандартах курсы валют

складывались стихийно в зависимости от соотношения спроса-предложения на

свободном валютном рынке национальных и иностранных валют, причем пределы

отклонения валютного курса от золотого паритета были незначительны. Это

определялось тем, что в условиях свободного ввоза и вывоза из страны

золота, при больших отклонениях валютного курса от паритета, становилось

более выгодным не обменивать национальную валюту на иностранную, а ввозить

(или вывозить) из-за границы непосредственно золото, если расходы по

пересылке незначительны (0,5 – 0,8% стоимости пересылаемого золота). Эти

расходы (стоимость транспортировки, упаковки, страхования) определяли

пределы отклонения валютного курса от паритета, или так называемые “золотые

точки”.

Предельно высокий курс иностранной валюты, при превышении которого

выгоднее вывозить золото из своей страны и продавать его за границей,

называется экспортной золотой точкой. Если же предлагаемый курс будет ниже

предельного курса, при котором выгоднее ввозить золото из-за границы и

продавать его своему национальному банку, то это будет импортная золотая

точка.

Система бумажно-денежного обращения

В результате мирового экономического кризиса 1929 –1933 гг. денежные

системы, базирующиеся на золотом монометаллизме, уступили место системам

бумажных и кредитных денег, не разменных на золото.

В процессе эволюции денежных систем постоянно происходит снижение

издержек денежного оборота, обеспечиваемся экономия затрат. Поясним это

положение. Дорогие, тяжелые, неудобные в хранении и длительной перевозке

золотые и серебряные деньги были вытеснены легкими, портативными знаками

стоимости – бумажными деньгами. Печатание бумажных денег и выпуск их в

оборот, безусловно, требуют меньше затрат, чем добыча драгоценных металлов

и обработка их для денежного обращения.

Появление следующего вида денег – кредитных, способствовало еще большей

экономии затрат. Вексель, чек и другие формы кредитных денег позволяли

сэкономить денежные купюры, так как могли выписываться на значительные

денежные суммы, исчезла необходимость носить с собой наличные деньги.

Появление кредитных карточек, системы электронных безналичных расчетов

позволило оперативно и независимо от территориального удаления клиентов

обслуживать денежные расчеты, существенно снижать затраты на обеспечение

денежного оборота.

Все бумажно-кредитные системы объединяются следующими общими

свойствами:

1. Происходит вытеснение золота из внутреннего и внешнего денежных

оборотов. Золото, выполняя по-прежнему функцию сокровища,

аккумулируется в денежных резервах банков.

2. Государство берет на себя регулирование денежного оборота.

3. Кредитные операции банков служат основой для выпуска наличных и

безналичных денег.

4. Соотношение пропорций наличного и безналичного оборотов меняется

в сторону уменьшения доли наличных денег.

Денежные системы, основанные на бумажных и кредитных деньгах,

существенно отличаются в административно-командной и рыночной экономиках.

Основными, наиболее характерными чертами административно-командной

денежной системы являются следующие: денежные средства предприятий хранятся

на счетах единого государственного банка; директивное управление денежной

системой жестко централизовано; валютный курс национальной денежной единицы

устанавливается директивно; государственный банк является монополистом в

привлечении сбережений населения.

Основными же чертами денежной системы, характерной для рыночной

экономики, являются: децентрализация денежного оборота между различными

кредитными организациями, которая проявляется в разделении функций выпуска

безналичных и наличных денег между звеньями банковской системы (выпуск

наличных денег осуществляется центральными банками, безналичных –

коммерческими банками); отсутствие законодательного разграничения между

безналичными и наличными платежными оборотами, они находятся в тесной

связи, при этом безналичный оборот имеет приоритетный характер; механизм

государственного денежно-кредитного регулирования носит не

административный, а экономический характер; управление денежной системой

централизовано и осуществляется через центральных банк, который независим

от правительства в принятии решений, кроме того, активный финансовый

контроль за денежными средствами осуществляется со стороны налоговых

органов; денежные знаки обеспечиваются активами банковской системы: золотом

и драгоценными металлами, валютой, ценными бумагами; сбережения населения

привлекаются системой коммерческих банков, отсутствует монополия

государственного банка.

Элементы денежной системы

Денежная система включает следующие основные элементы: денежную

единицу, виды денег, имеющие законную платежную силу, эмиссионную систему,

кредитный аппарат.

Денежная единица – это установленный в законодательном порядке денежный

знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров.

Денежная единица, как правило, делится на мелкие кратные части.

Наибольшее распространение получила десятичная система деления: 1: 100

(например, рубль равен 100 копейкам; 1 долл. США равен 100 центам; 1 ф.ст.

– 100 пенсам и т.д.).

Виды наличных денег, являющиеся законным средством платежа, включают

банкноты, казначейские билеты, разменные монеты.

Эмиссионная система представляет собой установленный законом страны

порядок эмиссии и обращения денег. В развитых капиталистических странах

выпуск банкнот осуществляется центральными банками, а казначейских билетов

и монет – казначействами – в соответствии с законодательно установленным в

государстве эмиссионным правом.

2. Характеристика современного типа денежной системы

Любая денежная система основывается на нескольких основных принципах.

Под принципами организации денежной системы понимаются основные правила, в

соответствии с которыми осуществляется функционирование и регулирование

денежной системы. Рассмотрим основополагающие принципы современной денежной

системы, базирующейся на рыночных отношениях.

Принципы организации денежной системы

Одним из основных принципов является наличие централизованного

регулирования. Регулирование со стороны государства характерно как для

рыночной, так и для административно-командной системы. Но при рыночной

экономике помимо административных рычагов система подвергается воздействиям

экономических реалий, что заставляет все финансовые механизмы

оптимизировать свою работу.

Для денежных систем характерно прогнозирование и планирование денежного

оборота. Она должна быть гибкой и соответствовать потребностям экономике:

при росте объемов товаров и услуг денежная масса должна увеличиваться и

наоборот.

Денежная эмиссия в современных условиях носит кредитный характер, то

есть наличные и безналичные деньги появляются в обороте только в результате

проведения банками кредитных операций. Кредитный характер денежной эмиссии

обеспечивается следующими механизмами: центральный банк выдает кредиты

коммерческим банкам, коммерческие банки, в свою очередь, под определенный

процент, обеспечивающий прибыль, предоставляют кредиты предприятиям. Выдача

кредитов происходит на условиях платности, срочности и возвратности

предоставляемых ссуд. Гарантом возврата предоставленного кредита служат

активы коммерческих организаций и предприятий. Денежная эмиссия подкреплена

золотом, валютой, ценными бумагами и товарами. Таким образом, эмитированные

денежные знаки обеспечены материальными активами.

Центральный банк подотчетен парламенту страны и не подчиняется

правительству. Борьба с инфляцией является одной из основных задач

центрального банка. Правительство, в силу возложенных на него задач, для

финансирования различных программ может обращаться к центральному банку за

дополнительными денежными средствами, которые не будут иметь материального

подкрепления. Поэтому для сохранения стабильности денежной системы роль

арбитра в возможных противоречиях центрального банка и правительства

выполняет парламент государства.

Денежные средства предоставляются правительству только на условиях

кредитования. Этот принцип предотвращает попытки правительства

финансировать дефицит федерального и местных бюджетов за счет увеличения

денежной массы. Центральный банк должен кредитовать правительство под

обеспечение денежных знаков государственными товарно-материальными

ценностями, недвижимостью, государственными ценными бумагами и т.д.

Государство обеспечивает постоянный контроль за денежным оборотом и

его элементами: пропорциями между объемами наличного и безналичного

оборота.

На территории государства допускается функционирование только

национальной валюты. Население может свободно обменивать национальную

валюту на валюту других стран, но использовать валюту, полученную при

обмене, разрешается только для платежей за рубежом.

Государством осуществляется регламентация обеспеченности денежных

знаков, в частности устанавливается, какие виды товарно-материальных

ценностей, драгоценных металлов и камней, иностранной валюты, ценных бумаг

и т.п. могут служить обеспечением денежной эмиссии.

Государством устанавливается структура денежной массы в обороте. С

одной стороны, это достигается через установление пропорций между наличным

и безналичным оборотом, с другой – через определение пропорций между

денежными знаками разной купюрности во всем объеме денежной массы.

Важным принципом является обязательность исполнения кассовой

дисциплины. Порядок кассовой дисциплины отражает набор общих правил, форм

первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны

руководствоваться предприятия, организации и учреждения всех форм

собственности при организации налично-денежного оборота, проходящего через

их кассы. Контроль за соблюдением кассовой дисциплины возлагается на

коммерческие банки. По мере развития и совершенствования денежной системы

все большее место в ней занимают различные формы безналичных расчетов, что

делает ее более прозрачной для контроля, гибкой, экономит временные и

материальные затраты.

Государством определяется и порядок установления курса национальной

валюты по отношению к иностранным валютам.

3. Эмиссия денег

Обслуживая хозяйственный оборот, деньги постоянно выпускаются в оборот

и изымаются из оборота. Так, безналичные деньги выпускаются в оборот, когда

коммерческие банки предоставляют ссуду своим клиентам. Наличные деньги

выпускаются в оборот, когда банки в процессе осуществления кассовых

операций выдают их клиентам из своих операционных касс. Одновременно с этим

клиенты банков погашают банковские ссуды и сдают наличные деньги в

операционные кассы банков. При этом количество денег в обороте не

увеличивается.

Подобных выпуск денег следует отличать от эмиссии денег. Под эмиссией

понимается такой выпуск денег в оборот, который приводит к увеличению

денежной массы, находящейся в обороте.

Существует эмиссия наличных и безналичных денег. В условиях рыночной

экономики эмиссию наличных денег осуществляют центральные банки. Эмиссия

безналичных денег, или кредитная эмиссия, производится коммерческими

банками и регулируется центральным банком страны.

Эмиссия безналичных денег

Контроль за объемом денежной массы в стране осуществляет центробанк.

Количество денег в обращении определяется как сумма наличных денег и

банковских депозитов. Предоставляя кредиты, коммерческие банки увеличивают

объем денежной массы. Задачей центробанка является ограничивать или

расширять с помощью проводимой кредитно-денежной политики возможности

коммерческих банков эмитировать кредитные деньги в зависимости от того,

какой объем денежного предложения в данный момент считается необходимым.

Под резервами коммерческого банка понимается сумма денег, доступная для

немедленного удовлетворения требований вкладчиков. Отношение суммы резервов

к сумме депозитов называют нормой резервов (резервной нормой). Способность

банков влиять на размер денежной массы, обращающейся в экономике,

регулируется центральными банками через систему обязательных резервов,

предусматривающую депонирование кредитными организациями в центробанке

определенной части привлеченных ими денежных средств. Обязательные резервы

– один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики

центральными банками. Обязывая банки депонировать часть привлеченных ими

средств, центробанк тем самым ограничивает кредитные возможности банков,

регулирует общую ликвидность банковской системы. Изменяя норматив

резервирования, центробанк имеет возможность поддерживать на определенном

уровне объем денежной массы, находящейся в обращении в стране.

Под свободными резервами (избыточными резервами) коммерческого банка

понимается совокупность ресурсов, которые в данный момент времени могут

быть использованы для активных банковских операций.

Величина свободного резерва отдельного коммерческого банка складывается

из его капитала; привлеченных ресурсов; централизованного кредита,

предоставленного ему центробанком; межбанковского кредита за вычетом

отчислений в централизованный резерв, находящийся в распоряжении

центробанка, и ресурсов самого коммерческого банка.

Способность системы коммерческих банков “создавать деньги” зависит от

того, каков размер установленных законом страны обязательных резервов. Чем

меньше сумма обязательных резервов, тем большее количество денег может

создать банковская система.

Каким образом коммерческие банки могут увеличивать денежную массу? Один

коммерческий банк не может это сделать, увеличивать количество денег может

лишь система коммерческих банков, использующих механизм банковских

депозитов. Для оценки возможностей банков увеличивать в определенных

пределах денежную массу используется понятие денежного (банковского)

мультипликатора.

Денежный мультипликатор

Денежный (банковский) мультипликатор – это коэффициент увеличения

(мультипликации) денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их

движения от одного коммерческого банка к другому.

Рассмотрим механизм работы банковского мультипликатора на конкретном

примере (рис. 4)[4].

Центральный Обязательный

банк резерв

Кредит

Отчисления Отчисления

100 млн.руб. 20

млн.руб. 16 млн.руб.

Коммерческий

Коммерческий Коммерческий

банк 1

банк 2 банк 3

Свободный резерв Свободный резерв

Свободный резерв

100 млн.руб. 80

млн.руб. 64 млн.руб.

Кредит Формирование Кредит

Формирование Кредит

100 млн.руб свободного 80 млн.руб.

свободного 64 млн.руб.

резерва

резерва

Предприятие 1 Предприятие 2 Предприятие 3

Предприятие 4 Предприятие 5

100 млн.руб. 100 млн.руб. 80

млн.руб. 80 млн.руб. 64 млн.руб.

Клиенты коммерческих банков

Рис. 4. Принцип работы денежного мультипликатора

Представленная модель с целью упрощения имеет следующие допущения:

. каждый банк имеет только двух клиентов;

. банки используют свои ресурсы только для кредитных операций;

. норма обязательных резервов, установленная центральным банком,

составляет 20%.

Предположим, что предприятие 1 нуждается в кредите для оплаты поставок

предприятия 2. Коммерческий банк 1, который обслуживает предприятие 1,

обращается к центральному банку и получает от него централизованный кредит

в размере 100 млн.руб. В результате у банка 1 образуется резерв, за счет

которого выдается кредит предприятию 1.

Предприятие 1 со своего счета оплачивает поставку товаров предприятию

2, которое имеет расчетный счет в коммерческом банке 2. Привлеченные

ресурсы банка 2 возрастают и в соответствии с условиями нашего примера

становятся равными 100 млн. руб.

Часть оказавшейся в коммерческом банке 2 суммы в 100 млн. руб., а

именно 20 млн.руб., в соответствии с нормой обязательных резервов в 20%

перечисляется им в централизованный резерв, оставшаяся часть (80 млн.руб.)

представляет собой свободный резерв и используется банком для

предоставления кредита, например, предприятию 3 в размере 80 млн.руб.

Предприятие 3 расплачивается за предоставленные ему товары и услуги с

предприятием 4, которое обслуживается коммерческим банком 3. Теперь у этого

банка возникает резерв, а у коммерческого банка 2 он исчезает.

Коммерческий банк 3 часть полученного резерва в размере 16 млн.руб.

(20% от 80 млн.руб.) отчисляет в централизованный резерв, а оставшуюся

часть – 64 млн.руб. банк 3 использует для выдачи кредита следующему

предприятию.

Этот процесс может продолжаться до полного исчерпания свободных

резервов коммерческих банков и предприятий. Обязательные резервы

аккумулируются в центробанке и достигают размера первоначального свободного

резерва в 100 млн.руб., то есть размера кредита коммерческому банку 1.

Однако деньги на расчетных счетах предприятий 2, 4 и т.д. (всех четных

предприятий) остаются нетронутыми, поэтому сумма денег на расчетных

(депозитных) счетах составит величину многократно большую, чем

первоначальный кредит, выданный предприятию 1. В нашем примере деньги на

депозитных счетах могут увеличиваться максимально в 5 раз. Это связано с

тем, что коэффициент мультипликации обратно пропорционален норме отчислений

в централизованный резерв. В приведенном примере норма обязательных

резервов – 20%, следовательно, коэффициент мультипликации равен 5: Км =

(1/20)*100 = 5.

Коэффициент мультипликации можно также выразить в виде отношения

образовавшийся денежной массы на депозитных счетах к величине

первоначального депозита.

Поскольку коэффициент мультипликации обратно пропорционален норме

обязательных резервов, то при норме при норме обязательных резервов в 10%

коэффициент мультипликации составит 10. Уменьшение резервных норм

увеличивает величину мультипликатора. Кроме того, решение ЦБ об уменьшении

нормы обязательных резервов увеличивает свободные резервы коммерческих

банков, что может усилить эффект мультипликации.

Однако коэффициент мультипликации никогда не достигает максимальной

величины, так как всегда часть свободного резерва используется для других,

не кредитных операций (например, в соответствии с установленным лимитом в

кассе любого предприятия и банке должны быть наличные деньги для кассовых

операций).

Процесс мультипликации непрерывен, поэтому коэффициент мультипликации

рассчитывается за определенный период времени, например за год. Коэффициент

мультипликации показывает, насколько за год или еще расчетный период

времени увеличилась денежная масса в обороте.

Будет ли функционировать денежный мультипликатор, если кредиты

предоставлены центробанком не коммерческим банкам, а правительству?

Безусловно, так как в этом случае деньги также поступят на счета в

коммерческих банках как привлеченные ресурсы. Свободные резервы

коммерческих банков, в которых находятся эти счета, увеличатся, и включится

механизм денежного мультипликатора.

Только центробанк имеет законодательно закрепленное право управлять

денежным мультипликатором, то есть инициировать эмиссию безналичных денег.

Таким образом, центробанк выполняет функцию денежно-кредитного

регулирования, управляя механизмом мультипликатора и тем самым, расширяя

или сужая эмиссионные возможности банков.

Эмиссия наличных денег

Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в обращение, при

котором увеличивается общая масса наличных денег. Монополия выпуска

наличных денег в каждой стране принадлежит центральному государственному

банковскому органу: в России – ЦБ РФ, в США – Федеральной резервной

системе.

На основе кассовых оборотов коммерческих банков и составляемой

аналитической отчетности центробанк прогнозирует размер предполагаемой

эмиссии. При этом очень важно не только определить оптимальный размер

предполагаемой эмиссии, но и установить, в каких регионах ее следует

проводить. Потребность в наличных деньгах юридических и физических лиц,

обслуживаемых коммерческими банками, постоянно меняется.

Завозить из Центра ежедневно, особенно в отдаленные регионы денежную

наличность нереально. Вместе с тем эмиссия наличных денег всегда

децентрализована. Поэтому осуществляется следующая технология доставки

наличных денег в регионы из Центра.

Эмиссию наличных денег производит ЦБ РФ и его региональные РКЦ,

содержащие резервные фонды и оборотные кассы.

В резервных фондах РКЦ хранится запас денежных знаков, предназначенных

для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности хозяйства

данного региона в наличных деньгах. Эти денежные знаки не считаются

деньгами, находящимися в обращении, они не совершают движения, не

накапливаются в виде сокровища, не служат средством платежа, поэтому они

являются резервными. В оборотную кассу постоянно поступают и из нее

выдаются наличные деньги от коммерческих банков. Деньги в оборотной кассе

пребывают в постоянном движении; они считаются деньгами, находящимися в

обращении.

Если сумма поступлений наличных денег на счете коммерческих банков

превышает установленный лимит для данного РКЦ, то деньги изымаются из

обращения и переходят в резервный фонд. При потребности коммерческого банка

в наличности происходит обратный процесс. Со счета коммерческого банка в

пределе его свободного резерва РКЦ выдает требуемую сумму наличности. РКЦ

обязан обсуживать коммерческий банк бесплатно.

Как происходит эмиссия наличных денег? Предположим, что у большинства

коммерческих банков, обслуживаемых РКЦ, возрастает потребность в наличных

деньгах, а поступление денег в их операционные кассы эквивалентно не

возрастает. В этом случае РКЦ будет вынужден увеличить выпуск наличных

денег в обращение. Для этого РКЦ запрашивает разрешение ЦБ РФ, а при его

получении переводит наличные деньги из резервного фонда в оборотную кассу

РКЦ.

Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией. При этом надо иметь в

виду, что при осуществлении выпуска денег одним РКЦ другой РКЦ может изъять

в рамках установленного лимита наличные деньги из своей оборотной кассы.

Поэтому по действиям одного РКЦ нельзя судить об эмиссии по всей стране,

которая в этом случае охватывает большинство регионов. Правление ЦБ РФ

составляет ежедневный баланс на основе сведений по сети РКЦ: где прошла

эмиссия наличных денег, где их изъятие.

Таким образом, происходит движение денег по следующей цепи звеньев

(рис. 5).

Резервные фонды

Операционные кассы

РКЦ

РКЦ

Наличность

Операционные кассы коммерческих

банков

(безналичные

расчеты)

Наличность

Кассы предприятий

Наличность

Население

Рис. 5. Схема эмиссии и движения наличных денег

Заключение

Существует несколько понятий, связанных с деньгами.

Деноминация – укрупнение национальной денежной единицы путем обмена по

установленному соотношению старых денежных знаков на новые в целях

упорядочения денежного обращения, облегчения учета и расчетов в стране.

Инфляция – дисбаланс спроса и предложения, проявляющийся в росте цен;

рост общего уровня цен в экономике и переполнение каналов денежного

обращения.

Дефляция – процесс снижения общего уровня цен в стране.

Девальвация – официальное снижение курса национальной валюты по

отношению к иностранным валютам.

Ревальвация – повышение курса денежной единицы по отношению к валютам

других стран, осуществляемое государством в официальном порядке.

В наше время деньги для многих стали смыслом жизни. Очень много людей

тратят всё своё время на зарабатывание денег, жертвуя своей семьёй,

родными, личной жизнью. Авторы учебника "Экономикс" использовали в своей

книге замечательную фразу, которая коротко и ясно характеризует деньги:

"Деньги заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся.

Они придумывают наиболее искусные способы потратить их. Деньги -

единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как

освободиться от них. Они не накормят вас, не оденут, не дадут приюта и не

развлекут до тех пор, пока вы не истратите или не инвестируете их. Люди

почти все сделают для денег, и деньги почти все сделают для людей. Деньги -

это пленительная, повторяющаяся, меняющая маски загадка".

Список литературы.

1. Финансы, деньги, кредит. Учебник / Под ред. Соколовой О.В.- М., 2000

2. Экономика. Учебник / Под ред. Булатова А.С.-М., 2000

3. Долан Э.Д. Деньги, банки и кредитно-денежная политика. - СП б., 1994

4. Все о деньгах России/ Под ред. Певичева И.Н.-М., 1998

5. Шенаев В.Н. Денежная и кредитная система России. - М., 1998

6. Журнал “Деньги и кредит” 5/2000

7. Журнал “Финансы и кредит” 7/2000

8. Журнал “Финансы” 5/2000

9. Журнал “Финансы” 10/2000

-----------------------

[1] Схема взята по: Под ред. Соколовой О.В. Финансы, деньги, кредит. –

Москва: ЮРИСТЪ. 2000. С. 50.

[2] Табл. взята по: Под ред. Соколовой О.В. Финансы, деньги, кредит. –

Москва: ЮРИСТЪ. 2000. С. 55.

[3] Схема взята по: Под ред. Булатова А.С. Экономика. Москва: ЮРИСТЪ. 2000.

С. 450.

[4] Схема взята по: Под ред. О.В.Соколовой: Финансы, деньги, кредит –

Москва: ЮРИСТЪ. 2000. С. 81.

-----------------------

Центральный банк РФ, территориальные управления ЦБ РФ

Система расчетно-кассовых центров ЦБ РФ

Система кредитных организаций

Межбанковские расчеты наличными деньгами

Организации, предприятия, учреждения всех организационно-правовых форм

Расчеты наличными деньгами

Население

Расчеты и выплаты наличными деньгами

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.