рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Инвестиции и структура экономики Украины

долгосрочного кредитования, увеличения взносов в фонды развития. Причем

банки заинтересованы и в том, и в другом: вложение кредита в новые объекты

– это как бы фонд развития банковской системы, ее будущие прибыли.

Важно подчеркнуть, что исполнение программы инвестиционных вложений, не

должно противоречить интересам банковской системы. В практике случается,

что в момент обращения за долгосрочным кредитом субъект хозяйствования

имеет просроченную задолженность по другим кредитам или другие виды

неплатежей. Тогда зачастую ему предоставляются (по решению

правительственных органов или самого банка) отсрочки платежей по

несвоевременно уплаченным кредитам и тем самым открываются возможности для

нового кредитования.

Между тем, пролонгации платежей создают прямое несоответствие между

формой и внутренним содержанием кредитной операции. Такие операции

ослабляют коммерческий расчет предприятий, уменьшают эластичность денежного

обращения, ведут к перераспределению национального дохода в пользу плохо

работающих предприятий. Каждая в отдельности кредитная операция является

звеном общей системы кредитования. Предоставление отсрочки либо

ограничивает возможности кредитования других, нужных народному хозяйству

объектов, либо ведет к выпуску в обращение добавочных кредитных денег,

ослабляя, в конечном счете, связь денежного и материального оборота страны.

Если в процессе исполнения кредитного плана выявляются

неплатежеспособность, экономическая неустойчивость предприятия, которому

определены ссуды на новое строительство, приобретения и т.п., то уместно в

данном случае (если будет признана неотложная необходимость строительства)

решить вопрос о выделении предприятию бюджетных ассигнований или средств из

резервных фондов, если предприятие государственное.

Необходимо отметить, что в условиях высокой инфляции, практически не

производится выдача долгосрочных кредитов и это сильно ограничивает

возможности предприятия финансировать техническое развитие. Зарубежный опыт

показывает, что даже преуспевающие фирмы редко обходятся без долгосрочных

кредитов. Усилить роль долгосрочных кредитов в финансировании инвестиций

можно за счет перехода к долгосрочным процентным ставкам не только по

кредитам, но и по депозитам.

Можно изменить положение введением плавающих процентных ставок,

состоящих из реального банковского процента (7-10% по кредитам и 3-5% по

депозитам) и инфляционной составляющей. Такой подход обеспечит платность

кредита для заемщика при любых изменениях темпов инфляции и реальный доход

для вкладчика. Это усилит заинтересованность вкладчиков в хранении

свободных денежных средств в банках, а также сделает выгодным

предоставление долгосрочных кредитов для финансирования инвестиций. Все это

будет способствовать оздоровлению экономики и снижению темпов инфляции.

Максимальная величина разрыва в годовых процентных ставках по депозитам

и кредитам (маржа) должна, в переходный период, регулироваться

правительством с учетом опыта других стран и не превышать 3-6%. Это будет

способствовать снижению необоснованного роста доходов банков. Нельзя

считать нормальным сложившееся положение, когда, в условиях усугубляющегося

экономического кризиса, низкого качества банковских услуг рентабельность

многих коммерческих банков превышает 100%. О такой рентабельности не могут

даже мечтать ведущие западные банки, качество и объемы оказываемых услуг

которых значительно выше.

Банковская политика, в области инвестиционных вложений, должна

совершенствоваться путем превращения кредита в орудие достижения

эффективности инвестиций. При характеристике эффективности инвестиций, как

известно, различают показатели для макроуровня – народного хозяйства в

целом, отдельных регионов и отраслей, а также отдельных предприятий.

Последние органически вытекают из первого, являются частным случаем

показателя народнохозяйственной эффективности. В процессе распределения

ресурсов капитальных вложений в целом по стране, по территориям и отраслям,

показатели экономической эффективности инвестиций определяют отнесением их

к национальному доходу страны. Что касается использования ссудного фонда

предприятиями, то сравнительные варианты вложений оцениваются и принимаются

к кредитованию на основе локального критерия эффективности вложений,

характеризуемого величиной прироста прибыли по отношению к вызвавшим его

вложениям.

При этом, однако, нужно учитывать следующее: критерием экономической

эффективности является всемерное развитие производительных сил общества. В

этой связи, при оценке эффективности инвестиций, во-первых, учитывается

производство тех благ, которые служат названным целям, и, во-вторых, наряду

со стоимостными показателями (прибыли, издержек производства) учитываются

другие факторы (ограничения), вытекающие из необходимости выполнения

общегосударственных задач развития и зачастую несовпадающие с показателями

экономического эффекта. К ним относятся расходы по внедрению достижений

технического прогресса, по материальному обеспечению фундаментальной науки,

способствующие улучшению показателей использования трудовых и материальных

ресурсов, сдвиги в структуре капитальных вложений и размещении объектов

строительства, связанные с комплексным развитием регионов, проведение

политики развития городов, экологических мероприятий и т.д.

Таким образом, задача банковской деятельности состоит в том, чтобы с

помощью наиболее целесообразных форм и методов кредитных отношений

способствовать повышению эффективности инвестиций в экономику и тем самым

обеспечивать единство требований общества и его хозяйственных единиц в ходе

экономического процесса. Цель банковской деятельности по кредитованию –

способствовать формированию эффективной народнохозяйственной структуры на

основе предоставления кредитов на мероприятия, которые соответствуют

требованиям по локальным критериям, вытекающим из глобального

экономического критерия.

Формирование целей банковской деятельности должно основываться на

критериях эффективности. Это означает: во-первых, что кредитные вложения

направляются в объекты с высокими народнохозяйственными показателями отдачи

и, наоборот, неизбежно совершают “отток” при низких показателях; во-вторых,

что государственное регулирование инвестиционным процессом должно

определять главные параметры в работе банков по этому направлению, а его

деятельность состоит в выборе эффективных направлений кредитования,

отвечающих интересам банка, как коммерческого центра и тех вкладчиков,

которые предоставили свои средства в распоряжение ссудного фонда.

Тем самым, сравнительная оценка предлагаемых решений в области

инвестиционных вложений, приобретения и использования новой техники, а

также выбор преимущественных назначений кредита – специфические формы

экономической деятельности банковской системы. В этом же смысле можно

говорить и о кредитоспособности предприятий, способности их с наибольшей

эффективностью использовать добавочные ресурсы. Проводя своеобразный

конкурс кредитоспособности своих клиентов, банки тем самым способствуют

наиболее эффективному размещению кредитов, гарантируют своевременный

возврат вкладчикам средств, мобилизованных банками для кредитования,

поддерживают эластичность денежного обращения.

Здесь смыкаются направления плановой и эмиссионной деятельности,

которые в совокупности составляют банковскую деятельность. В экономическом

обороте банки являются распорядителями ссудного фонда, принимающими участие

в специфических денежных отношениях с хозяйством. Методы проведения

банковской деятельности в этих условиях могут быть только экономическими, а

не административными. Платный, возмещаемый в определенный срок, денежный

ресурс предоставляется на условиях, которые отвечают интересам предприятий-

заемщиков и кредитора-банка: активная роль банка здесь состоит в оказании

кредитных преимуществ (льгот) или применении кредитных санкций

(ограничений). Роль банков в процессе долгосрочного кредитования, по-

видимому, состоит в том, чтобы на основе расчета эффективности намечаемого

объема вложений определить величину выделяемого кредита и его цену – размер

процентной ставки. Предоставление долгосрочного кредита мыслится как

договор банка с заемщиком о получении определенного эффекта и долевом

участии банка в этом экономическом эффекте (процент за кредит).

Заинтересованность в получении банковских средств сверх рыночных

ресурсов предприятий возникает лишь в условиях, когда вложения этих средств

обеспечивает дополнительный эффект. Количественно он равен дополнительной

прибыли, получаемой от создания новых мощностей с меньшими затратами

(экономия капитальных вложений). Во всех случаях решение о получении

заемных средств зависит от того, насколько дополнительный эффект от их

использования в условиях рыночной стихии, скажется на экономическом

положении инвестора, то есть, какая доля дополнительной прибыли остается в

его распоряжении.

Важно, чтобы кредитный процент за инвестиции в реальное производство

стимулировал интерес кредитополучателя к предпочтительному использованию

этой формы пополнения средств. Спрос на долгосрочный кредит на

капиталовложения должен регулироваться обязанностью уплаты в срок

определенных платежей с процентами, так как бюджетные формы финансирования

крайне ограничены в силу несбалансированности бюджета, особенно в период

переходного характера экономики.

Поэтому, по нашему мнению, следует проводить совершенствование

кредитной политики, при которой, с одной стороны, гарантировались бы

интересы банков, а с другой – обеспечивалось повышение заинтересованности

рыночных субъектов в получении кредитов под инвестиционные проекты. Ну и

при всем этом, прежде всего, ни в коей мере бы ни были каким-то образом

принижены интересы государства. К стимулам пользования кредитом можно

отнести: во-первых, право выбора кредитополучателем приоритетных объектов

вложений исходя из ориентации на рыночную конъюнктуру; во-вторых,

возможность отчисления в фонды потребления добавочных средств в результате

использования более эффективных проектов.

При исследовании сущности долгосрочного кредита как рыночной категории,

а также банковской деятельности как важнейшей стороны регулирования и

управления рыночными процессами, следует четко различать конкретные условия

их осуществления. Банковское долгосрочное кредитование находится в прямой

связи с системой ценообразования, формирования и распределения прибыли,

комплекса нормативных актов, регулирующих инвестиционный процесс и, самое

главное, уровня инфляционных ожиданий.

Наибольшее развития кредит и его инструменты воздействия на

эффективность получают в условиях развитой рыночной инфраструктуры, и лишь

в этих условиях высокой рыночной организации управления инвестиционной

деятельностью могут проявиться все преимущества долгосрочного кредитования

по сравнению с бюджетной и другими дотационными формами финансирования

капитальных вложений.

Замена бюджетной или другой формы безвозвратного финансирования на

кредитную не может быть результатом административного акта. В системе

рыночных отношений применение того или иного инструмента должно отвечать

прежде всего экономическим интересам хозяйствующих субъектов, быть

стимулятором их активности.

По существу, это означает, что с помощью экономических рычагов

достигается превращение кредита в задание по эффективности использования

всех производственных ресурсов. Комплексное воздействие экономических

инструментов и стимулов, всей системы управления – таковы условия быстрого

научно-технического развития, повышения эффективности инвестиций. Таким

образом, процесс структурных преобразований в хозяйстве Украины, обновления

ее производственных фондов направляется государственными органами с помощью

использования инструментов рынка.

При рассмотрении преимуществ долгосрочного кредитования капитальных

вложений чаще всего останавливаются на тех дополнительных методах

стимулирования инвестиционного процесса, которыми банки получают

возможность пользоваться по сравнению с бюджетным финансированием. Конечно,

это обстоятельство имеет очень большое значение, так как повышение

эффективности инвестиций в значительной степени предопределяет

эффективность всей национальной экономики.

На наш взгляд, преодоление на деле различий между централизованными и

нецентрализованными источниками инвестиций произойдет по мере усиления

процессов формирования рыночной инфраструктуры: создание холдинговых

центров (производственных, научно-производственных, промышленных и т.д.)

инвестиционных фондов и банков, трастовых компаний, а также широкой

приватизации государственной собственности. Крупные хозяйственные

объединения, особенно промышленные, охватывающие деятельность предприятий

целой отрасли или подотрасли, являются самостоятельными капиталовкадчиками.

Будучи самоокупающимися хозяйственными комплексами, они призваны будут

обеспечивать и единый для всех видов вложений режим финансирования

капитальных вложений.

Наряду с капитальными вложениями, необходимыми для выполнения

социальных, военных и других программ, инвестиции для решения крупных

народнохозяйственных задач, выходящих за пределы компетенции и интересов

предприятия, отрасли, еще определенное время будут осуществляться на основе

бюджетной формы финансирования капитальных вложений (хотя и здесь возможно

самофинансирование: концерны, холдинги, фирмы на долевых началах принимают

участие в финансировании совместных программ). Но основная часть инвестиций

используется внутри отдельных отраслей. Само по себе изменение

народнохозяйственных пропорций происходит, большей частью, в результате

инвестиций в ту или иную отрасль экономики, составляющую “слабое”

структурное звено хозяйства.

Долговременные капитальные затраты так же, как и те, которые не связаны

с получением непосредственного коммерческого эффекта в рамках текущего или

среднесрочного периода, могут и должны финансироваться в форме

долгосрочного кредитования. Гибкая политика сроков предоставления кредитов

позволит здесь использовать банковский контроль за инвестициями на всех

этапах кругооборота средств – от планирования и до ввода в действие

основных фондов.

Долгосрочное кредитование выступает главным источником подкрепления

ресурсов инвестиций лишь при условии, что механизм рыночной деятельности

предприятий сочетается с оптимальным налогообложением прибыли и других

финансовых средств, особенно в настоящий период, характеризующийся крайне

низкой инвестиционной активностью. И здесь необходимо отметить, что

инвестиционный кризис является наиболее глубоким в экономике и для его

преодоления необходимы радикальные меры. Сегодня у государства крайне

ограничены возможности наращивания централизованных капиталовложений,

которые в свое время были основным инвестиционным ресурсом. Необходимо

отметить, что хотим мы этого или нет, но при новой экономической ситуации

централизованные инвестиции все больше будут терять приоритетное значение в

осуществлении инвестиционных программ. Поэтому крайне важно освоить

механизм привлечения частного капитала в сферу инвестиционной деятельности.

Крайне негативную роль в финансировании вложений играет массовая неуплата

налогов украинскими хозяйственными субъектами. По существующим оценкам, в

государственную казну ныне не поступает 40 и более процентов финансовых

ресурсов от налогов.1

В условиях острого дефицита собственных инвестиционных вложений

значительную роль играет привлечение в Украину иностранных кредитов и

инвестиций. К концу 1997г. вложения иностранных инвесторов составили чуть

более 2 млрд. дол. Эта цифра незначительна (к примеру, в экономику Венгрии

в 1994г. было инвестировано из-за рубежа 8 млрд. дол. США). 2

Кроме того, хорошо известно, что в условиях рынка личные сбережения

населения – это один из наиболее весомых инвестиционных ресурсов. И, таким

образом, проблема сводится к созданию в Украине цивилизованного рынка

капитала. Ныне этот процесс только разворачивается.

Министерством финансов Украины разработан комплекс мер, призванных

существенно ускорить формирование фондового рынка. Создание финансового

рынка и его разветвленной инфраструктуры – важная задача, от решения

которой зависит оптимизация инвестиционной деятельности и нельзя допустить,

чтобы рынок ценных бумаг приобрел искаженные формы и уже в начальной стадии

дискредитировал себя в глазах населения.

Важным источником капитальных вложений должно стать целенаправленное

инвестиционное использование средств от приватизации государственного

имущества. Недопустима почти полная направленность их на финансирование

бюджетного дефицита. Такую практику нужно изменить. Полученные от

приватизации средства должны стать эффективным инвестиционным ресурсом.

Необходимо, также, широко использовать возможности для ликвидации

дефицита инвестиционных ресурсов, открываемые использованием различных форм

лизинга. Лизинг является наиболее гибкой и эффективной формой

финансирования научно-технического развития, способствующей высокому уровню

использования наиболее эффективной дорогостоящей техники и стимулирующей ее

сбыт. Поэтому все промышленно развитые страны стимулируют развитие лизинга

за счет предоставления налоговых льгот. Лизинговые компании, получая

налоговые льготы, имеют возможность снижать размеры платежей за аренду

средств труда таким образом, что лизинг в ряде случаев в 1,5 – 2 раза

оказывается дешевле банковского кредита. Доля лизинга в

инвестициях в машины и оборудование в 1990г. составила, например, в США

31,7%, в Англии – 25%. Среднегодовой темп роста лизинговых операций в США

превышает 15%, а в Японии – 20%. В настоящее время 85-90% ЭВМ арендуется, а

не приобретается. 3 Лизинг быстро развивается в Бразилии, Индии, Китае,

Индонезии.

Для стимулирования лизинговых операций в Украине необходимо иметь закон

о лизинге и предоставить существенные налоговые льготы лизингодателям.

Например, в

первые 2 года их можно полностью освободить от налога, а в последующие 3

года установить налог в размере 70-80% действующей ставки,

разрешить ускоренную

1 Голос Украины, 1995, 6.IV

2 там же

3 Орлов. П., Государственное регулирование обновления основных фондов,

- Экономика Украины, 1994, №9, с.35

амортизацию сдаваемого по лизинговым контрактам оборудования в течение 3-5

лет. Расширение лизинговых операций позволило бы увеличить инвестиционные

возможности предприятий, ускорить структурную перестройку экономики,

модернизацию производственного аппарата действующих предприятий, создание

новых рабочих мест.

Эффект от технического перевооружения предприятий с помощью лизинга

выразится в росте их прибыли и, соответственно, платежей налогов в бюджет,

что с лихвой компенсирует льготы лизингодателям.

Учитывая опыт развитых стран, роль лизинга машин и оборудования в

ускорении научно-технического развития, необходимо оказать государственную

поддержку организациям, осуществляющим лизинговые операции.

В настоящее время делаются определенные попытки создания условий для

развития инвестиционной активности предприятий, тем более, что размеры

получаемой предприятиями прибыли во много раз превышают их капитальные

затраты. Однако, еще больше в деле создания благоприятных условий для

активизации инвестиционной деятельности в экономики страны, предстоит

сделать. Особенно в том, что касается стабилизации финансовой системы,

сведения к приемлемому уровню инфляции, так как в условиях неплатежей,

неконтролируемого роста цен, всякая инвестиционная деятельность носит

спекулятивный характер и сориентирована, в первую очередь, на поддержание

существующего положения, но никак не на формирование будущих экономических

условий для увеличения производства продукции , обновления ассортимента,

улучшения качества товаров и услуг.

Глава 3. Влияние инвестиций на осуществление

структурных сдвигов в хозяйстве Украины

Можно выделить три основные функции, которые выполняют инвестиции в

экономической системе:

а) обеспечение роста и качественного совершенствования основного

капитала

(фондов), как на уровне отдельной фирмы, так и на уровне

национальной экономики в целом;

б) осуществление прогрессивных структурных экономических сдвигов,

касающихся важнейших народнохозяйственных пропорций:

воспроизводственных, отраслевых, стоимостных;

в) реализацию новейших достижений научно-технического прогресса и

повышение на этой основе эффективности производства на микро- и

макроуровнях.

Среди этих функций важнейшее значение имеет оптимизация генеральной

воспроизводственной макроэкономической пропорции - соотношения между

накоплением и потреблением в составе национального дохода.

В экономической литературе при рассмотрении проблем расширенного

воспроизводства обычно акцентируется внимание на накоплении как основном

рычаге обеспечения экономического роста и повышения жизненного уровня

населения. При этом инвестиционный процесс отодвигается на второй план,

вернее, он рассматривается как составная часть процесса накопления. По

нашему мнению, такое отождествление процесса накопления и процесса

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.