рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственная поддержка инвестиционной деятельности

Государственная поддержка инвестиционной деятельности

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования

инвестиционного процесса 5

1.1. Понятие инвестиций. Субъекты инвестиционной деятельности.

Законодательная база государственного регулирования. 5

1.2. Возможности государственной поддержки инвестиций

на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации. 9

Глава 2. Опыт поддержки инвестиций субъектами федерации. 13

2.1. Изменение инвестиционного климата в конце 90-х годов. 13

2.2. История поддержки инвестиционной деятельности в Новосибирской

области. 20

2.3. Развитие инвестиционной деятельности в Москве и Московской

области 27

2.4. Опыт поддержки инвестиций в Алтайском крае 30

Глава 3. Проектный цикл государственной поддержки инвестиций 34

3.1. Формирование источников государственной поддержки. Бюджет развития

34

3.2. Процедура отбора и оценки проектов. Подходы коммерческих банков

и Администрации 39

Заключение 56

Список использованной литературы: 60

Введение

Опасным следствием реформ последних лет является уход инвестиций из

экономики страны. Для того чтобы поднять свою конкурентоспособность и

завоевать позиции на рынках, России потребуется более 2-х трлн. $ USA

инвестиций из всех источников. Объем инвестиций в основной капитал

снижается уже 12 лет и составил в 1999 году 22 % от уровня 1991 года.1

Большинство российских предприятий вынуждено поддерживать собственное

производство в условиях оттока денежных ресурсов и полного обесценивания

оборотных средств.2

Общероссийский кризис промышленного производства усугубляется в

Новосибирской области (НСО) с преобладанием в структуре ее промышленности

обрабатывающих отраслей, в частности, значительную долю в производстве

промышленной продукции занимают предприятия ВПК, а в сложившихся условиях

снижения государственных закупок продукции ВПК - это является очень

негативным фактором. Процесс же конверсии, как и в целом по России, идет

очень медленно и требует значительных инвестиций. Обещанное федеральным

правительством финансирование конверсионных программ в НСО практически не

осуществляется. Не намного лучше обстоят дела и в других отраслях

промышленности Новосибирской области. Существует необходимость структурной

перестройки.

Несмотря на то, что все регионы страны испытывают острую потребность в

инвестициях, состояние отдельных территорий по их различным характеристикам

не является идентичным, что отражает их различия по климату,

географическому положению, плотности населения, сочетанию национальностей,

историческим традициям. Наиболее глубокие принципиальные различия

затрагивают уровень промышленного развития, структуру рынка рабочей силы,

состояние окружающей среды. Регионы различаются и по наличию ценных

природных ресурсов и энергии. Политический климат и местное

законодательство играют существенную роль.

Таким образом, становится очевидным актуальность инвестиционной

поддержки, которая заключается в обдуманном использовании форм и методов,

способных оказать положительное влияние на инвестиционный процесс в целом.

Изучение инвестиционного сектора экономики региона и государственного

регулирования, как было уже сказано выше, является очень важным и

интересным направлением научного поиска, но, в силу невозможности

полноценного изучения всех его сторон в одной работе, попытаюсь более четко

сформулировать цель моей работы.

Цель работы – выявление факторов, сдерживающих инвестиционный процесс в

Новосибирской области и разработка предложений по активизации

инвестиционного процесса.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

1. Определить формы и методы государственной поддержки инвестиций для

субъектов Федерации, оценить их эффективность;

2. Выявить особенности инвестиционной ситуации в Новосибирской области;

3. Выявить соответствие форм и методов государственной поддержки

инвестиций экономической ситуации;

4.Разработать предложения по организации проектного цикла.

Объектом исследования является политика государственной поддержки

инвестиционной деятельности, проводимая на территории Новосибирской

области.

Предмет исследования - основные формы и методы государственной

поддержки инвестиций на территории Новосибирской области.

В работе были использованы следующие методы исследования:

-методы эмпирического исследования (анализ документов, сбор и

сопоставление эмпирических данных);

-метод теоретического моделирования.

Изучению отдельных сторон инвестиционного процесса в регионе, поддержки

инвестиций посвящены работы В.Караваева (30(.

Информационной основой этой работы служат статистические, аналитические

и прочие данные, полученные от российских и зарубежных средств массовой

информации, периодических и книжных изданий, ГлавЭУ администрации

Новосибирской области.

Учитывая то, что кризис начал проявляться с началом проведения реформ,

то большая часть данных будет касаться периода с 1991 по 1998 год.

Данная работа состоит из трех глав. В первой из них рассматриваются

теоретические основы государственного регулирования инвестиционного

процесса. Проводится анализ инвестиционного законодательства, определяются

сходства и различия в возможностях государственной поддержки инвестиционной

деятельности как на федеральном, так и на уровне субъектов Федерации.

Во второй главе проводится анализ существующего положения в

инвестиционной сфере РФ. Дается сравнительный анализ инвестиционной

деятельности в отдельных регионах России.

В третьей главе рассматриваются возможности государственной поддержки

инвестиционной деятельности на примере Новосибирской области. Описывается

проектный цикл государственной поддержки, включающий в себя оценку и отбор

проектов, заключение договоров. Большое внимание уделяется анализу

действующего бюджета развития Новосибирской области. Выявлены сдерживающие

факторы и предложены рекомендации по их предотвращению.

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования

инвестиционного процесса

1.1.Понятие инвестиций. Субъекты инвестиционной деятельности.

Законодательная база государственного регулирования.

Экономическая деятельность отдельных хозяйствующих субъектов и страны в

целом характеризуется объемами и формами осуществления инвестиций.

Существует достаточно много определений инвестициям, трактуемых законами и

авторами учебных пособий по проблемам инвестиций(20(,[21], [22]. Основным

документом, определяющим понятие инвестиций является Федеральный закон «Об

инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных

вложений».1

«Инвестиции» в переводе с латинского означает «вложение».

Инвестиции - это вложение капитала с целью последующего его увеличения.

Типичная ошибка в том, что под инвестициями понимается любое вложение

средств, которое может и не приводить ни к росту капитала, ни к получению

прибыли. Частая ошибка - идентификация «инвестиций» с термином «капитальное

вложение». Инвестиции в этом случае рассматриваются как вложение средств в

воспроизводство основных фондов, но вместе с тем, инвестиции могут

осуществляться и в оборотные активы, и в различные финансовые инструменты,

и в отдельные виды нематериальных активов, следовательно, «капитальные

вложения» более узкое понятие. Во многих определениях инвестиций

отмечается, что они являются вложениями денежных средств, но инвестирование

может осуществляться в формах движимого и недвижимого имущества.

Существует очень много видов инвестиций, мы определим лишь некоторые из

них.

Как правило, разделяют инвестиции на портфельные - инвестиции в ценные

бумаги, и инвестиции в реальные активы - инвестиции в физические активы.

Инвестиции в реальные активы можно классифицировать с позиции, какую из

стоящих перед фирмой задач необходимо решить с их помощью:

1. Инвестиции в повышение эффективности. Они служат для снижения затрат

предприятия за счет замены оборудования, обучения персонала или

перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными

условиями производства;

2. Инвестиции в расширение производства служат для расширения возможностей

выпуска товаров для ранее сформировавшихся рынков в рамках уже

существующих производств;

3. Инвестиции в создание новых производств. Данная группа инвестиций

обеспечивает создание новых предприятий, которые будут выпускать новые

товары;

4. Инвестиции ради удовлетворения требований государственных органов

управления. Они необходимы для случая, когда предприятие должно

удовлетворять требования властей в части экологических стандартов, либо

безопасности продукции, либо иных условий деятельности.

Основной причиной для введения такой классификации является различный

уровень риска, с которым они сопряжены. Чем выше доля сберегаемых средств,

тем выше темп прироста экономики. Таким образом, наименее рисковыми

являются инвестиции для удовлетворения требований государственных органов

управления и инвестиции в повышение эффективности.

Существует еще несколько классификаций инвестиций, с целью учета,

анализа и планирования.[1]

Инвестиции могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными,

краткосрочные - если период инвестирования не больше 1 года, долгосрочные

-если период окупаемости составляет больше 1 года.

Валовые инвестиции - это общий объем инвестированнных средств в

определенном периоде, направленный на новое строительство, приобретение

средств производства и на прирост товарно - материальных запасов.

Чистые инвестиции - объем валовых инвестиций, уменьшенных на сумму

амортизационных отчислений в определенном периоде.

По характеру участия различают прямые и непрямые инвестиции. Прямые -

осуществляются при непосредственном участии инвестора в выборе проектов

инвестирования и вложении средств.

Непрямые - при опосредуемом участии инвестора другими лицами.

По формам собственности:

. Частные

. Государственные

. Иностранные

. Совместные

По региональному признаку:

. Инвестиции внутри страны

. Инвестиции за рубежом

Определившись с понятием «инвестиций», мы должны дать характеристику

субъектам инвестиционной деятельности. Согласно ст. 4 ФЗ от 25. 02.99 № 39-

ФЗ «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных

вложений», к субъектам относятся инвесторы, заказчики, подрядчики,

пользователи капитальных вложений. Приведем различия между этими понятиями.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории РФ с

использованием собственных или привлеченных средств. Инвесторами могут

выступать как физические, так и юридические лица, создаваемые на основе

договора о совместной деятельности, и не имеющие статуса юридического лица,

объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного

самоуправления, иностранные инвесторы.

Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические

лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. Инвесторы

могут быть заказчиками. Если заказчик не является инвестором, то он

наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными

вложениями на период и в пределах полномочий, установленных договором.

Подрядчики - это физические и юридические лица, которые выполняют

работу по договору подряда и государственному контракту, заключенному с

подрядчиком.

Пользователи объектов капитальных вложений - физические и юридические

лица, в том числе, иностранные, государственные органы, органы местного

самоуправления, иностранные государства, международные объединения и

органы, для которых создаются указанные объекты. Инвесторы могут быть также

пользователями капитальных вложений.

Субъект инвестиционной деятельности может совмещать функции нескольких

субъектов. Следует иметь ввиду, что это лишь условное деление субъектов

инвестиционной деятельности, отношения, возникающие между субъектами,

регулируются другими нормативно - правовыми актами, в том числе Гражданским

Кодексом, договорами, заключаемыми между субъектами, ФЗ от 09.07.99г №160-

ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ». Субъекты наделяются правами,

обязанностями в соответствии с действующим законодательством. Инвесторы

самостоятельно определяют объемы и направления капитальных вложений,

осуществляют контроль целевого использования средств.

Для инвестора самое важное - стабильность законодательной базы,

соблюдение правовых норм и возможность обеспечить их принудительное

исполнение. Законы могут быть лучше или хуже, но с этим можно мириться при

условии, что они не будут постоянно меняться. Главное - стабильность.

За годы реформ создана практически заново законодательная база рыночной

экономики. Приняты Гражданский кодекс, Законы «Об акционерных обществах»,

Закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных

бумаг» и другие законы. Тем не менее, в этой области еще много проблем. Не

завершена работа по внедрению Налогового кодекса, не принят Земельный

кодекс.

До сих пор нет закона о регистрации юридических лиц, хотя эта процедура

является одной из самых привлекательных для правонарушений и случаев

коррупции. Наиболее остро ощущается отсутствие закона, регламентирующего

процедуры возможной национализации и устанавливающего надежные гарантии для

собственников имущества, подлежащего национализации.

Законы, регламентирующие инвестиционную деятельность, страдают

серьезными недостатками. В области законотворчества часто происходит

заимствование норм, применяемых в других правовых системах или в

государствах с иным уровнем институционального и культурного развития.

Многие законы плохо увязаны друг с другом, содержат взаимоисключающие

нормы, более того, такие нормы можно обнаружить в рамках одного закона.

Практика внесения поправок в действующее законодательство не продумана и

нередко для решения сиюминутной проблемы, вносятся такие изменения, которые

разрушают уже существующую концепцию правового регулирования.

Дестабилизирующим фактором для предпринимательской деятельности является

несоответствие федерального и региональных законодательств, хотя в 2000г.

начата и продолжается в 2001г. работа в Федеральных округах по их

приведению в соответствие.

Однако, самая главная проблема - плохое исполнение законов. «Строгость

законов росийских смягчается необязательностью их исполнения», - эти слова

М.Е.Салтыкова - Щедрина говорят о нашей давней национальной традиции. В

ряде случаев это связано с отсутствием санкций за неисполнение норм права

или их неэффективностью, когда нарушение права экономически выгоднее, чем

его исполнение. Что касается наличия законодательства, то в Федеральном

законе от 25.02.99г. «Об инвестиционной деятельности в Российской

Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» особое значение

придается Федеральному закону от 26.11.98г. «О бюджете развития Российской

Федерации». Инвестиционная деятельность в России регулируется как общим

государственным и хозяйственным законодательством, так и системой

специальных нормативных актов федерального и ведомственного уровней.

К первой группе мы можем отнести Конституцию Российской Федерации,

Гражданский кодекс, законы о собственности, недрах и концессиях о

предприятиях и предпринимательской деятельности, об акционерных обществах и

некоммерческих организациях, банках и банковской деятельности,

законоположения о налогообложениии, внешнеэкономической деятельности,

таможенном контроле и валютном регулировании, о залоге, арендных отношениях

и страховании, основы земельного, водного и лесного законодательств,

нормативные акты и программы приватизации и др.

Что касается специальных нормативных актов, то к ним относятся

законоположения и нормативные акты, в том числе документы федеральных

ведомств, регулирующие собственно инвестиционный процесс как в области

капиталообразующих денежных средств, так и в области вложений, размещаемых

в финансовых активах.

Характерным методом нормотворчества Правительства РФ является издание

постановлений, в которых преобладают поручения различным ведомствам по

разработке проектов решений по актуальным вопросам. Так, в Постановлении

Правительства РФ от 19.12.97г. №1605 «О дополнительных мерах по

стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику

Российской Федерации» определен ряд мер, охватывающих привлечение средств

граждан, создание рынка земли, развитие рынка страховых услуг,

совершенствование налогообложения, поддержку малого бизнеса и т. п.

Учитывая, что иностранные инвесторы призваны сыграть важную роль в

развитии инвестиционной деятельности, законодательство Россиии регулирует

участие иностранных инвесторов в инвестиционной деятельности следующими

нормативными актами: ФЗ от 25.02.99г. №39-ФЗ «Об иностранной деятельности в

Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Законом

РФ от 09.10.92г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»,

ФЗ от 09.07.99г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской

Федерации» и другими нормативными актами. Федеральные ведомства принимают

также специальные акты, регулирующие отдельные области инвестиционной

деятельности. Ряд положений, касающихся инвестиционной деятельности,

регулируются международными соглашениями и договорами общего характера

(например, договор к Энергетической хартии), а также соглашениями с

международными финансовыми институтами (Международный Валютный Фонд). В

настоящее время, когда Россия начинает заявлять о себе во взаимоотношениях

с другими государствами, необходимо развивать отдельное направление

законотворческой деятельности - гармонизацию национального законодательства

применительно к требованиям международного права. Уже сейчас подписана

Конвенция о защите прав инвесторов. Гармонизация национального и

международно - правового регулирования инвестиций направлена, прежде всего,

на обеспечение полной и правовой защиты иностранных инвестиций. Несмотря

на то, что в России законотворчество постоянно развивается, правовые риски

явно превышают допустимые для цивилизованной страны размеры. В целом,

правовая система носит излишне запутанный характер. Особые нарекания

вызывает механизм исполнения законодательства. Обычным делом является

невыполнение отдельных решений и законов. Все это сочетается де-факто с

приоритетным использованием государственными структурами всяческих

инструкций, противоречащих законам.

Дополнительную озабоченность вызывает у иностранных инвесторов

недостаточная защита интеллектуальной собственности. Этому способствуют

неисполнение существующих законов, затяжки с формированием Высшей патентной

палаты. Некоторые проблемы иностранцы могут уменьшить, организуя тесное

взаимодействие с местными пользователями их технологий, создавая, например,

совместные предприятия или франчайзинговые системы, хотя и здесь

наблюдается слабость законодательной базы. Для решения правовых рисков

необходима деятельность государственных органов. В первую очередь

необходимо завершение формирования иерархической системы. Основой для этого

является жесткое соблюдение законов, их приоритетности. Кроме того нужно

отказаться от практики издания актов с обратной силой, а также усилить

контроль за исполнением законов и судебных решений. Только в таком случае

инвестор сможет выделить некую достаточно стабильную основу в правовой

среде и определить диапазон возможных изменений законодательства для

разумной оценки правовых рисков.

1.2.Возможности государственной поддержки инвестиций на федеральном уровне

и уровне субъектов Федерации

Одним из важных вопросов, который приходится решать на нынешнем этапе

рыночных реформ в российской экономике, является регулирование

взаимоотношений федерального центра и регионов в бюджетной и инвестиционной

сферах. Реальной мерой эффективности рыночных реформ выступают их

социально-экономические результаты, получаемые людьми непосредственно в

регионах. Сегодня становится понятным, что необходимо регулировать

региональную инвестиционную политику.

В законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,

осуществляемой в форме капитальных вложений»1, определены формы и методы

регулирования инвестиционной деятельности, во-первых - это создание

благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, путем:

. Совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и

использования амортизационных отчислений;

. Установления специальных налоговых режимов;

. Защиты интересов инвесторов;

. Предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий

пользования землей и другими природными ресурсами;

. Расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников

финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально

- культурного назначения;

. Создания и развития сети информационно - аналитических центов,

осуществляющих регулярное проведение рейтингов и их публикацию;

. Принятия антимонопольных мер;

. Расширения возможностей использования залогов при осуществлении

кредитования;

. Развития финансового лизинга;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.